Jump to content

Глиссандо

 {\override Score.TimeSignature #'stencil = ##f    \относительный с' {        \override Glissando.style = #'trill        e2\глиссандо е'    }}
Нотное глиссандо от E 4 до E 5

В музыке глиссандо ( Итальянский: [ɡlissando] ; множественное число: глиссанди , сокращенно глисс. ) — это скольжение с одного питча на другой ( Играть ). Это итальянизированный музыкальный термин , происходящий от французского glisser — «скользить». В некоторых контекстах это эквивалентно портаменто , которое представляет собой непрерывное плавное скольжение между нотами. В других контекстах это относится к дискретному, ступенчатому скольжению по нотам, например, на фортепиано. Некоторые термины, которые похожи или эквивалентны в некоторых контекстах, — это слайд , свип изгиб , , размазывание , рип (для громкого, резкого глиссандо в начале ноты), [1] губа (в джазовой терминологии, при исполнении путем смены амбушюра на духовом инструменте), [2] шлепок , или падающий град (глиссандо на арфе тыльной стороной ногтей). [3] На духовых инструментах совка представляет собой глиссандо, восходящее к началу ноты, полностью достигаемое с помощью амбушюра, за исключением инструментов, имеющих слайд (например, тромбона). [4]

Обозначения

[ редактировать ]
Несколько примеров нотной записи глиссандо

Глиссандо обозначается путем проведения за начальной нотой линии, иногда волнистой, в желаемом направлении, часто сопровождаемой аббревиатурой « глисс». . Иногда нужные ноты записываются стандартным методом (например, полукваверами) и сопровождаются словом «глиссандо».

Дискретное глиссандо

[ редактировать ]

На некоторых инструментах (например, фортепиано , арфе , ксилофоне ) при скольжении отчетливо слышны дискретные тона. Например, на клавиатуре ногти игрока можно заставить скользить по белым клавишам или по черным клавишам, создавая либо гамму до мажор , либо F мажор пентатонику , либо их относительные лады ; выполняя оба одновременно, можно создать полную хроматическую гамму. Морис Равель использовал глиссандо во многих своих фортепианных сочинениях, а « Альборада дель Грациозо » содержит примечательные отрывки фортепианного глиссандо в терциях, исполненные правой рукой. Рахманинов , Прокофьев , Лист и Гершвин использовали глиссанди для фортепиано в известных произведениях.

Органные исполнители, особенно в современной музыке, иногда используют эффект, известный как ладонное глиссандо, когда во время глиссандо плоскость руки используется для одновременного нажатия на большую часть клавиш, что приводит к драматическому атональному размаху. [ нужна ссылка ] Подобным устройством на фортепиано являются кластерные глиссандо, которые широко использовались Карлхайнцем Штокхаузеном в Klavierstück X и которые «больше всего на свете придают произведению уникальный звуковой оттенок». [5] На арфе игрок может проводить пальцем по струнам, быстро играя гамму (а на педальной арфе даже арпеджио , например C -DE -FG -A -B). Музыканты на духовых, духовых и струнных инструментах с ладами могут исполнять чрезвычайно быструю хроматическую гамму (например, быстро скользить вверх или вниз по струне на ладовом инструменте).

Эффекты арпеджио (также называемые глиссандо) также достигаются с помощью смычковых струн (играющих на гармониках ) и духовых инструментов, особенно валторны . [6]

Непрерывное глиссандо

[ редактировать ]
Тромбон, играющий глиссандо

Музыкальные инструменты с плавно изменяемой высотой звука способны воспроизводить непрерывное глиссандо, иногда называемое портаменто , в значительном диапазоне. К ним относятся неладовые хордофоны (такие как скрипка , альт , виолончель и контрабас , а также безладовые гитары ), струнные инструменты со способом натягивания струн (например, гитара , вина или ситар ), ладовая гитара или стальная гитара. в сопровождении слайда духовые инструменты без клапанов и упоров (например, тромбон или свисток ), литавры (чайники), электронные инструменты (например , терменвокс , волны Мартено , синтезаторы и кейтары ), водный орган и человеческий голос .

Духовые инструменты могут производить аналогичное ограниченное скольжение, изменяя давление губ (например, на трубе) или комбинируя амбушюр и вращение сустава головы (как на флейте), в то время как другие, такие как кларнет, могут добиться этого, медленно перетаскивая пальцы. отключение тональных отверстий или изменение резонанса полости рта путем манипулирования положением языка, амбушюром и формой горла. [7]

Многие электрогитары оснащены рычагом тремоло , который может воспроизводить портаменто, вибрато или их комбинацию (но не настоящее тремоло, несмотря на название).

Предписывающие попытки отличить глиссандо от портаменто , ограничивая первое дискретными ступенчатыми скольжениями, противоречат устоявшемуся использованию этого термина для таких инструментов, как тромбон и литавры . [8] Жест кларнета, открывающий «Рапсодию в стиле блюз», первоначально был записан как ступенчатое глиссандо (партитура Гершвина помечает каждую отдельную ноту), но на практике играется как портаменто. [9]

Согнутая нота

[ редактировать ]

Бентовая нота это музыкальная нота которой варьируется , высота звука . При использовании струн без ладов или других инструментов с постоянным тоном, таких как тромбон , или человеческого голоса , такие вариации правильнее описать с точки зрения интонации . Нота обычно повышается до более высокого тона на ладовых инструментах буквально за счет сгибания струны чрезмерным давлением пальцев, а до более низкого тона на губной гармошке ( аэрофоне со свободной тростью ) путем изменения голосового тракта для смещения резонанса трости. [10] На духовых инструментах, таких как труба, нота изгибается с помощью губы. « Инструменты с неопределенным тоном [такие как ударные инструменты без тона и фрикционные барабанные барабаны ] ... производят высоту или спектр высоты, который становится выше с увеличением динамики и ниже с уменьшением динамики». [11]

Бентовая нота обычно встречается в различных формах джаза , блюза и рока .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Анон. (2003). "Рвать". В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 . ‎ (Хотя редактором является Дин Рут, а не Л. Дин Рут).
  2. ^ Уитмер, Роберт (2001). «Губа». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN  978-1-56159-239-5 . , из Джазового словаря New Grove , второе издание, под редакцией Барри Дина Кернфельда (Нью-Йорк: Grove Dictionaries, 2002).
  3. ^ «Спектр арфы — Глоссарий А — М» . Harpspectrum.org . Арфа Спектр. Архивировано из оригинала 21 октября 2006 года . Проверено 8 мая 2015 г. падающий град: скольжение по центру струн тыльной стороной ногтей. (К. Сальседо)
  4. ^ «Совок». Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.J400300 .
  5. ^ Годвин, Джоселин . «Карлхайнц Штокхаузен: № 4, фортепианная пьеса X » (рецензия). Примечания , вторая серия, 25, № 2 (декабрь): 332–33. Цитата по 333.
  6. ^ Дель Мар, Норман: Анатомия оркестра (Калифорнийский университет Press, 1981). Струнные гармонические глиссанди обсуждаются на стр. 132-33; валторна глиссанди стр. 252-254
  7. ^ Чен, Джер Мин. «Как сыграть первый такт Rhapsody in Blue» . Музыкальная акустика, Школа физики, UNSW. Архивировано из оригинала 25 апреля 2013 года . Проверено 28 апреля 2013 г.
  8. ^ Гарвардский музыкальный словарь под редакцией Вилли Апеля (Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1944): 298 или 595. [ противоречивый ]
  9. ^ Гринберг, Родни (1998). Джордж Гершвин . Файдон Пресс. п. 70. ИСБН  0-7148-3504-8 .
  10. ^ Бансон, Генри Т., Джеймс Ф. Антаки и Квинтер К. Бири. «Акустическая и физическая динамика диатонической гармоники». Журнал Акустического общества Америки 103.4 (1998): 2134-2144.
  11. ^ Соломон, Сэмюэл З. (2016). Как писать для ударных инструментов: подробное руководство по композиции ударных инструментов , стр.246. Оксфордский университет. ISBN   9780199920358 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бойден, Дэвид Д. и Робин Стоуэлл. 2001. «Глиссандо». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
  • Харрис, Эллен Т. 2001. «Портаменто». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
  • Хоппе, Ульрих, Франк Розановски, Михаэль Деллингер, Йорг Лошеллер, Мария Шустер и Ульрих Эйшольдт. 2003. «Глиссандо: моторика гортани и акустика». Журнал Голоса 17, вып. 3 (сентябрь): 370–76.
  • Поршень, Уолтер. 1955. Оркестровка . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5abda6d0ecda4e5d4253f216061721f5__1717776120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/f5/5abda6d0ecda4e5d4253f216061721f5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Glissando - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)