Глиссандо

В музыке глиссандо ( Итальянский: [ɡlissando] ; множественное число: глиссанди , сокращенно глисс. ) — это скольжение с одного питча на другой ( ). Это итальянизированный музыкальный термин , происходящий от французского glisser — «скользить». В некоторых контекстах это эквивалентно портаменто , которое представляет собой непрерывное плавное скольжение между нотами. В других контекстах это относится к дискретному, ступенчатому скольжению по нотам, например, на фортепиано. Некоторые термины, которые похожи или эквивалентны в некоторых контекстах, — это слайд , свип изгиб , , размазывание , рип (для громкого, резкого глиссандо в начале ноты), [1] губа (в джазовой терминологии, при исполнении путем смены амбушюра на духовом инструменте), [2] шлепок , или падающий град (глиссандо на арфе тыльной стороной ногтей). [3] На духовых инструментах совка представляет собой глиссандо, восходящее к началу ноты, полностью достигаемое с помощью амбушюра, за исключением инструментов, имеющих слайд (например, тромбона). [4]
Обозначения
[ редактировать ]Глиссандо обозначается путем проведения за начальной нотой линии, иногда волнистой, в желаемом направлении, часто сопровождаемой аббревиатурой « глисс». . Иногда нужные ноты записываются стандартным методом (например, полукваверами) и сопровождаются словом «глиссандо».
Дискретное глиссандо
[ редактировать ]На некоторых инструментах (например, фортепиано , арфе , ксилофоне ) при скольжении отчетливо слышны дискретные тона. Например, на клавиатуре ногти игрока можно заставить скользить по белым клавишам или по черным клавишам, создавая либо гамму до мажор , либо F ♯ мажор пентатонику , либо их относительные лады ; выполняя оба одновременно, можно создать полную хроматическую гамму. Морис Равель использовал глиссандо во многих своих фортепианных сочинениях, а « Альборада дель Грациозо » содержит примечательные отрывки фортепианного глиссандо в терциях, исполненные правой рукой. Рахманинов , Прокофьев , Лист и Гершвин использовали глиссанди для фортепиано в известных произведениях.
Органные исполнители, особенно в современной музыке, иногда используют эффект, известный как ладонное глиссандо, когда во время глиссандо плоскость руки используется для одновременного нажатия на большую часть клавиш, что приводит к драматическому атональному размаху. [ нужна ссылка ] Подобным устройством на фортепиано являются кластерные глиссандо, которые широко использовались Карлхайнцем Штокхаузеном в Klavierstück X и которые «больше всего на свете придают произведению уникальный звуковой оттенок». [5] На арфе игрок может проводить пальцем по струнам, быстро играя гамму (а на педальной арфе даже арпеджио , например C ♭ -DE ♯ -FG ♯ -A ♭ -B). Музыканты на духовых, духовых и струнных инструментах с ладами могут исполнять чрезвычайно быструю хроматическую гамму (например, быстро скользить вверх или вниз по струне на ладовом инструменте).
Эффекты арпеджио (также называемые глиссандо) также достигаются с помощью смычковых струн (играющих на гармониках ) и духовых инструментов, особенно валторны . [6]
Непрерывное глиссандо
[ редактировать ]Музыкальные инструменты с плавно изменяемой высотой звука способны воспроизводить непрерывное глиссандо, иногда называемое портаменто , в значительном диапазоне. К ним относятся неладовые хордофоны (такие как скрипка , альт , виолончель и контрабас , а также безладовые гитары ), струнные инструменты со способом натягивания струн (например, гитара , вина или ситар ), ладовая гитара или стальная гитара. в сопровождении слайда духовые инструменты без клапанов и упоров (например, тромбон или свисток ), литавры (чайники), электронные инструменты (например , терменвокс , волны Мартено , синтезаторы и кейтары ), водный орган и человеческий голос .
Духовые инструменты могут производить аналогичное ограниченное скольжение, изменяя давление губ (например, на трубе) или комбинируя амбушюр и вращение сустава головы (как на флейте), в то время как другие, такие как кларнет, могут добиться этого, медленно перетаскивая пальцы. отключение тональных отверстий или изменение резонанса полости рта путем манипулирования положением языка, амбушюром и формой горла. [7]
Многие электрогитары оснащены рычагом тремоло , который может воспроизводить портаменто, вибрато или их комбинацию (но не настоящее тремоло, несмотря на название).
Предписывающие попытки отличить глиссандо от портаменто , ограничивая первое дискретными ступенчатыми скольжениями, противоречат устоявшемуся использованию этого термина для таких инструментов, как тромбон и литавры . [8] Жест кларнета, открывающий «Рапсодию в стиле блюз», первоначально был записан как ступенчатое глиссандо (партитура Гершвина помечает каждую отдельную ноту), но на практике играется как портаменто. [9]
Согнутая нота
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
— Бентовая нота это музыкальная нота которой варьируется , высота звука . При использовании струн без ладов или других инструментов с постоянным тоном, таких как тромбон , или человеческого голоса , такие вариации правильнее описать с точки зрения интонации . Нота обычно повышается до более высокого тона на ладовых инструментах буквально за счет сгибания струны чрезмерным давлением пальцев, а до более низкого тона на губной гармошке ( аэрофоне со свободной тростью ) путем изменения голосового тракта для смещения резонанса трости. [10] На духовых инструментах, таких как труба, нота изгибается с помощью губы. « Инструменты с неопределенным тоном [такие как ударные инструменты без тона и фрикционные барабанные барабаны ] ... производят высоту или спектр высоты, который становится выше с увеличением динамики и ниже с уменьшением динамики». [11]
Бентовая нота обычно встречается в различных формах джаза , блюза и рока .
См. также
[ редактировать ]- Изгиб струны
- Бенд (гитара)
- Синяя нота
- Блюзовая гамма
- Список украшений
- Менд
- Октавное глиссандо
- Несущий
- Шепардовский тон (ср. Шепард-Риссе глиссандо )
- Стаккато
- Вибрато
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Анон. (2003). "Рвать". В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 . (Хотя редактором является Дин Рут, а не Л. Дин Рут).
- ^ Уитмер, Роберт (2001). «Губа». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 . , из Джазового словаря New Grove , второе издание, под редакцией Барри Дина Кернфельда (Нью-Йорк: Grove Dictionaries, 2002).
- ^ «Спектр арфы — Глоссарий А — М» . Harpspectrum.org . Арфа Спектр. Архивировано из оригинала 21 октября 2006 года . Проверено 8 мая 2015 г.
падающий град: скольжение по центру струн тыльной стороной ногтей. (К. Сальседо)
- ^ «Совок». Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета . 2001. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.J400300 .
- ^ Годвин, Джоселин . «Карлхайнц Штокхаузен: № 4, фортепианная пьеса X » (рецензия). Примечания , вторая серия, 25, № 2 (декабрь): 332–33. Цитата по 333.
- ^ Дель Мар, Норман: Анатомия оркестра (Калифорнийский университет Press, 1981). Струнные гармонические глиссанди обсуждаются на стр. 132-33; валторна глиссанди стр. 252-254
- ^ Чен, Джер Мин. «Как сыграть первый такт Rhapsody in Blue» . Музыкальная акустика, Школа физики, UNSW. Архивировано из оригинала 25 апреля 2013 года . Проверено 28 апреля 2013 г.
- ^ Гарвардский музыкальный словарь под редакцией Вилли Апеля (Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1944): 298 или 595. [ противоречивый ]
- ^ Гринберг, Родни (1998). Джордж Гершвин . Файдон Пресс. п. 70. ИСБН 0-7148-3504-8 .
- ^ Бансон, Генри Т., Джеймс Ф. Антаки и Квинтер К. Бири. «Акустическая и физическая динамика диатонической гармоники». Журнал Акустического общества Америки 103.4 (1998): 2134-2144.
- ^ Соломон, Сэмюэл З. (2016). Как писать для ударных инструментов: подробное руководство по композиции ударных инструментов , стр.246. Оксфордский университет. ISBN 9780199920358 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойден, Дэвид Д. и Робин Стоуэлл. 2001. «Глиссандо». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Харрис, Эллен Т. 2001. «Портаменто». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Хоппе, Ульрих, Франк Розановски, Михаэль Деллингер, Йорг Лошеллер, Мария Шустер и Ульрих Эйшольдт. 2003. «Глиссандо: моторика гортани и акустика». Журнал Голоса 17, вып. 3 (сентябрь): 370–76.
- Поршень, Уолтер. 1955. Оркестровка . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc.
