Эффект трех рук
Эффект трех рук (или техника трех рук ) — это способ игры на фортепиано только двумя руками, но создающий впечатление, будто играешь тремя руками. Обычно этот эффект достигается за счет сохранения мелодии в среднем регистре с сопровождающими арпеджио в высоких и низких регистрах. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Прообразом этого эффекта стали композиторы, в том числе Франческо Поллини (1762–1846), ученик Моцарта , чьи 32 эсерчи для фортепиано (1829 г.), основанные на техниках клавишной музыки Иоганна Себастьяна Баха и Жана-Филиппа Рамо , включали музыка написана на трех нотоносцах с использованием взаимосвязанных положений рук, чтобы создать впечатление трех или даже четырех рук. [ 2 ] [ 3 ] Другой ранний пример существует в каприсе ми-бемоль мажор 1817 года Александра Пьера Франсуа Боэли . В этой четырехголосной композиции есть две мелодии на басу и высоких частотах, при этом третья мелодия, гармонизированная на секстах . между ними одновременно исполняется [ 4 ]
В Париже 1830-х годов бравурного очень модной стала техника фортепиано. В этот период решались различные сложные задачи игры на фортепиано, изобретались необычные приемы. Достижения в области фортепианных технологий также позволили использовать инновационные методы. [ 5 ] Сигизмунд Тальберг применил эффект трех рук в своей «Фантазии о Дон Жуане» (1833–34) и впоследствии добился большого успеха, используя его в своей «Фантазии на тему » Россини « Моизе (1835). Тальберг в основном использовал эту технику в оформлении произведений других композиторов. Артур Лессер описывает свой стиль как «рисование шарфов быстрых арпеджио» над и под мелодией. Он добавляет: «Умелое затенение [Тальберга] помогло сделать это устройство убедительным: поскольку сопровождающие арпеджио были очень мягкими, резонанс хорошо выделенных мелодических тонов... мог показаться« поющим ». [ 6 ] Мориц Розенталь утверждал, что Тальберг адаптировал этот эффект из арфы техники Элиаса Пэриша Альварса (1808–1849). [ 7 ] В современном обзоре игры Тальберга в Лондоне упоминается «мириады нот, звучащих от одного конца инструмента к другому, не нарушая субъекта, в которых три отличительные особенности этой комбинации ясно проявляются его изысканным прикосновением». [ 8 ] Карл Черни отметил, что эта техника также требует осторожного нового использования педалей фортепиано , особенно педали-сустейна; обычно использовавшийся для поддержания нот в басовом регистре, Тальберг применил его «к нотам средних и верхних октав и тем самым [создал] совершенно новые эффекты, о которых до сих пор никто и представить себе не мог». [ 9 ] Запись Тальберга в Grove Music Online более осмотрительна и объясняет, что «основной композиционный метод Тальберга был относительно простым и заключался в размещении мелодии в центре клавиатуры сначала в одной руке, затем в другой (большие пальцы и поддерживающая педаль, используемая в специально для продления звука), и украсив его витиеватым контрапунктом и аккордами сверху и снизу», и пришел к выводу, что «композиции Тальберга имеют сомнительную ценность». [ 10 ] Дуглас Бомбергер прокомментировал: «Тальберг стал олицетворением излишеств романтического периода , когда чем больше, тем лучше, а две руки могли звучать как три». [ 11 ]
Ференц Лист , первоначально осуждавший использование Тальбергом этой техники, позже перенял ее сам, например, в своих Больших этюдах на темы Паганини . [ 12 ] [ 13 ] К 1840 году Феликс Мендельсон , вдохновленный пьесой Тальберга, [ 14 ] время от времени использовал эту технику в своих композициях. [ 15 ] Стиль вошел в репертуар многих пианистов-виртуозов-композиторов XIX века.
Ферруччо Бузони составил шесть этюдов для трех рук, « Книгу 4: «Для трех рук» » второго издания своего Klavierübung (опубликованного посмертно в 1925 году), в которых демонстрируются различные версии эффекта трех рук. В исследования включены транскрипции музыки Баха , Бетховена , Шуберта , Оффенбаха и самого Бузони. [ 16 ]
Кеннет Гамильтон отмечает, что «наследие [Тальберга] все еще с нами сегодня, что подтвердит любой, кто когда-либо слышал, как коктейльный пианист исполняет медленную популярную мелодию в элегантных арпеджио». [ 17 ]
Детали с эффектом трех рук
[ редактировать ]Это неполный список фортепианных композиций для игры двумя руками, предназначенных или аранжированных так, чтобы создать иллюзию одновременной игры в трех руках.
- Александр Пьер Франсис Боэли : Прихоть, соч. 2, нет. 12 ми-бемоль мажор, не слишком веселый (1816) [ 4 ]
- Сигизмонд Тальберг Россини : Фантазия на тему «Моисея» , соч. 33 (1837) [ 18 ]
- Феликс Мендельсон : Прелюдия ми минор, из соч. 35, нет. 1 (1840 г.); Прелюдия си-бемоль минор, соч. 104б, нет. 1. [ 15 ]
- Ференц Лист : «Воспоминания о Норме», S.394 (1841); [ 18 ] Концертный этюд №. 3 « Вздох » (1845–49)
- Сергей Прокофьев: Концерт для фортепиано с оркестром № 2, соч. 16
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Гамильтон (1998) , с. 58.
- ^ Цветко (1980) , с. 48.
- ^ Роуленд (2004), с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б Ким (2007), стр. 53–54. «Этот этюд в allegro ma non troppo tempo при правильном исполнении дает эффект трех рук».
- ^ См. Лессер (1990), стр. 358–359, и Хардинг (1978), стр. 358–359. 153.
- ^ Лессер (1990), с. 372.
- ^ Розенталь (2005), с. 75.
- ^ Цитируется в Harding (1978), p. 155.
- ^ Цитируется в Гамильтоне (2008) , с. 156.
- ^ Франсуа, Фортюне (2001). «Тальберг, Сигизмунд». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- ^ Бомбергер (1991) , с. 198.
- ^ Гамильтон (1998) , стр. 58–61.
- ^ Арнольд (2002) , с. 104 «Третий и самый известный этюд из набора D ♭ ( Un sospiro ) известен своей красивой мелодией, изящно извлекаемой попеременными руками на фоне каскадных арпеджио легатиссимо , которые создают ловкий, тальберговский эффект трех рук».
- ^ Хардинг (1978), с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Тодд (2004), с. 215 : «...Прелюдия и фуга ми минор появились в альбоме Notre temps у Шотта в 1842 году (по этому случаю Мендельсон присоединил вновь сочиненную прелюдию, своего рода этюд в технике трех рук, к юношеской фуге из 1827)"
- ^ Бузони (1925) , стр. 51–62.
- ^ Гамильтон (2008) , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б «Транскрипции и парафразы» , faszination-klavierwelten.de: « Бузони прокомментировал: «Любой, кто слышал или играл эту часть, не тронувшись, еще не нашел пути к Листу». Этот раздел [Воспоминания о Норме ] представляет собой калейдоскоп фортепианных звучностей, который еще больше усиливается новой фортепианной техникой того времени, приписываемой Сигизмунду Тальбергу. Он разработал так называемую «технику трех рук», охватывающую все регистры. клавиатуры с помощью непрерывного использования педали: Тальберг применил это устройство еще в 1837 году в своей «Фантазии на тему «Моисея» Россини , соч.
Источники
- Арнольд, Бен (2002). Товарищ Листа . Издательство Гринвуд. ISBN 9780313306891 .
- Бомбергер, Э. Дуглас (1991). «Эффект Тальберга: игра на скрипке на фортепиано». Музыкальный ежеквартальный журнал . 75 (2): 198–208. дои : 10.1093/mq/75.2.198 . JSTOR 742201 .
- Упражнения для фортепиано в десяти книгах (Бузони) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур . Лейпциг: Брейткопф и Хертель (1925).
- Цветко, Драготин (1980). «Поллини, Франческо [Франц] (Джузеппе)». В Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 15. Лондон: Издательство Macmillan. п. 48. ИСБН 0333231112 .
- Гамильтон, Кеннет (1998). «Виртуозная традиция». У Дэвида Роуленда (ред.). Кембриджский компаньон для фортепиано . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 57–74. ISBN 9780521479868 .
- Гамильтон, Кеннет (2008). После Золотого века: романтический пианизм и современное исполнение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195178265 .
- Хардинг, Розамонд EM (1978). Фортепиано-форте: его история восходит к Великой выставке 1851 года (2-е издание). Уокинг: Книги Грешама. ISBN 090541831X
- Ким, Тэсон (2007). Фортепианные этюды А. П. Ф. Боэли (1785–1858): стилистический анализ . Докторская диссертация по фортепианной педагогике, Университет Южной Каролины . [ мертвая ссылка ]
- Лессер, Артур (1990). Мужчины, женщины и фортепиано: социальная история . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0486265439
- Розенталь, Мориц , изд. Марк Митчелл и Аллен Эванс (2005). Мориц Розенталь в книге «Слово и музыка: наследие девятнадцатого века». Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0253346606
- Роуленд, Дэвид (2004). История педалирования на фортепиано . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521607515
- Тодд, Р. Ларри (2004). Фортепианная музыка девятнадцатого века (2-е издание). Лондон: Рутледж. ISBN 0415968909