Jump to content

Сигизмонд Тальберг

Сигизмонд Тальберг
Из L'Illustration Tome LVII 1871, еженедельной иллюстрированной газеты, издаваемой в Париже.
Рожденный ( 1812-01-08 ) 8 января 1812 г.
Умер 27 апреля 1871 г. ( 1871-04-27 ) (59 лет)
Занятия
  • Пианист
  • Композитор

Сигизмонд Тальберг [а] (8 января 1812 — 27 апреля 1871) — австрийский композитор и один из самых выдающихся виртуозов пианистов- XIX века.

Тальберг родился в Паки недалеко от Женевы 8 января 1812 года. Тальберг утверждал, что он был внебрачным сыном Морица, принца Дитрихштейна и Марии Юлии Бидескути фон Ипп, из венгерской семьи низшего дворянства. В 1820 году Юлия вышла замуж за барона Александра Людвига Вецлара фон Планкерштерна [ де ] (облагороженная еврейская венская семья) . [2] ). Согласно свидетельству о рождении Тальберга , он был сыном Йозефа Тальберга и Фортуне Штайн, оба из Франкфурта-на-Майне . [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Сигизмонд Тальберг

О детстве и ранней юности Тальберга известно мало. Возможно, что мать привезла его в Вену в 10-летнем возрасте (в том же году, когда туда приехал 10-летний Ференц Лист со своими родителями). По словам самого Тальберга, он присутствовал на первом исполнении Бетховена Девятой симфонии 7 мая 1824 года в Кернтнертхорттеатре . [4]

Нет никаких свидетельств о первых учителях Тальберга. Баронесса фон Вецлар, его предполагаемая мать, которая, по словам Вюрцбаха, [ ВОЗ? ] занимался его образованием в детстве и ранней юности, был блестящим пианистом-любителем. Возможно, именно поэтому она дала ему первое обучение игре на фортепиано.

Тальберг в 1826 году

Весной 1826 года Тальберг учился у Игнаца Мошелеса в Лондоне . У Мошелеса, согласно письму Феликсу Мендельсону от 14 августа 1836 года, сложилось впечатление, что Тальберг уже достиг уровня, на котором не потребуется никакой дальнейшей помощи, чтобы стать великим художником. [5] Первое публичное выступление Тальберга в Лондоне состоялось 17 мая 1826 года. [6] В Вене, 6 апреля 1827 года, он исполнил первую часть Гуммеля Фортепианного концерта № 3 си минор , позже сыграв Адажио и Рондо 6 мая 1827 года. [7] После этого Тальберг регулярно выступал в Вене. Его репертуар был в основном классическим , включая концерты Гуммеля, Моцарта и Бетховена. Он также исполнял камерную музыку . В 1827 году его соч . 1, фантазия и вариации на мелодии из Карла Марии фон Вебера » « Эврианты , была опубликована Тобиасом Хаслингером .

В 1830 году Тальберг встретил Мендельсона и Фредерика Шопена в Вене. В их письмах выражается мнение, что главной силой Тальберга были его удивительные технические навыки. [8] Дополнительную информацию можно найти в дневнике 10-летней Клары Вик . Она услышала Тальберга 14 мая 1830 года на концерте, который он дал в лейпцигском театре . Он сыграл свой собственный фортепианный концерт фа минор, соч. 5 и фантазию, которую он тоже сочинил. За два дня до этого Клара сыграла Тальбергу первое соло Джона Филда и Фортепианного концерта № 2 Хаммеля вместе с ним первую часть Сонаты для фортепиано в 4 руки , соч. 51. В ее дневнике, отредактированном ее отцом Фридрихом Виком , Тальберг отмечается как «очень успешный». Его игра была ясной и точной, а также очень сильной и выразительной. [9]

В начале 1830-х годов Тальберг изучал контрапункт у Саймона Зехтера . В результате отрывки из канона и фуги можно встретить в некоторых фантазиях Тальберга этого времени. Примером может служить его Grande fantaisie etvariations sur ' Norma ' , соч. 12, содержащий тему-марш и вариации (одна из них каноническая), а также фугу на лирическую тему. Фэнтези было опубликовано в 1834 году и стало очень популярным; но после публикации он подвергся критике со стороны некоторых, например, Роберта Шумана . [10]

Тальберг успешно изменил свой композиторский стиль, сократив контрапункт. Несколько произведений в его новом стиле, в том числе « 2 русских варианта» , соч. 17, были даже восторженно оценены Шуманом. [11]

Начало виртуозной карьеры

[ редактировать ]
Тальберг в 1836 году

В ноябре 1835 года Тальберг прибыл в Париж . Он выступил 16 ноября 1835 года на частном концерте австрийского посла графа Рудольфа Аппони . 24 января 1836 года он принял участие в концерте «Общества концертов Парижской консерватории », исполнив свою Grande fantaisie , соч. 22. Тальберга хвалили многие выдающиеся художники, в том числе Россини и Мейербер .

Шопен не разделял энтузиазма своих коллег-художников. Услышав в Вене пьесу Тальберга, Шопен написал:

Он играет великолепно, но он не мой человек. Он моложе меня и нравится дамам — готовит попурри на «Ла Муэтт» — играет на пианино и фортепиано с помощью педали, а не руки — берет десятые доли, как я, октавы, и носит бриллиантовые запонки на рубашке.

Его дебют на концерте в Консерватории состоялся в «Revue et Gazette Musicale» от 31 января 1836 года, с энтузиазмом рецензируемым Гектором Берлиозом . [12] Le Ménestrel от 13 марта 1836 г. писала:

Мошелес, Калькбреннер , Шопен, Лист и Герц были и всегда будут для меня великими художниками, но Тальберг — создатель нового искусства, которое я не знаю, как сравнить с чем-либо, существовавшим до него. . . Тальберг не только лучший пианист мира, но и чрезвычайно выдающийся композитор. [13]

16 апреля 1836 года Тальберг дал свой первый сольный концерт в Париже, и успех снова оказался сенсационным. Согласно дневнику Аппони, Тальберг получил прибыль в размере 10 000 франков (скажем, 5 000 бутылок прекрасного бургундского вина по цене 12 евро или 13 долларов США за бутылку в деньгах 2024 года). [14] сумма, которую раньше не получал ни один виртуоз ни за один концерт. [15]

Лист слышал об успехах Тальберга зимой 1835–1836 годов в Женеве, весной 1836 года в Лионе и в Париже. В своем письме Мари д'Агу от 29 апреля 1836 года он сравнил себя с изгнанным Наполеоном . [16] В обзоре от 8 января 1837 года в Revue et Gazette musice Лист неоднозначно очернил сочинения Тальберга. [17]

После возвращения Тальберга в Париж в начале февраля 1837 года между ним и Листом возникло соперничество. 4 февраля Тальберг впервые в жизни услышал концерт Листа. Тальберг был ошеломлен. В то время как Лист затем дал более дюжины концертов, Тальберг дал только один концерт 12 марта 1837 года в Парижской консерватории и еще один концерт 2 апреля 1837 года. Кроме того, 31 марта 1837 года и Лист, и Тальберг выступили на благотворительном концерте в честь собрать деньги для итальянских беженцев. [18]

В мае 1837 года Тальберг дал концерт в Лондоне, по итогам которого «Атенеум» дал восторженный отзыв. [19] Такой энтузиазм сопровождал Тальберга в последующие годы. Его Фантазия на тему оперы Россини « Моисей » , соч. «33» стало одним из самых известных концертных произведений XIX века, и Берлиоз до сих пор хвалил его в своих «Воспоминаниях» (1870). Фэнтези было опубликовано в конце марта 1839 года; в мае 1839 года Клара Шуман училась и была от этого в восторге. [20] В 1848 году фэнтези сыграла дочь Листа Бландина. [21]

Европейские туры

[ редактировать ]

Первые шаги

[ редактировать ]

После пребывания Тальберга в Лондоне в мае 1837 года он совершил первое, короткое турне, дав концерты в нескольких городах Великобритании , но заболел и вскоре вернулся в Вену. Весной 1838 года он снова дал концерты в Париже. Заметка в музыкальной газете Revue et Gazette от 4 марта 1838 г. [22] показывает, что слава Тальберга тем временем выросла. Его теперь называли «самым известным из наших композиторов». Тальберг покинул Париж 18 апреля 1838 года и направился в Вену, в тот самый день, когда Лист дал там благотворительный концерт в пользу жертв наводнения в Венгрии . Тальберг пригласил Листа на ужин, и два великих пианиста ужинали вместе 28-го числа с принцем Морицем Дитрихштейном, который сказал Листу, что он очень рад видеть « Кастора и Поллукса » вместе у себя дома. Вечером Тальберг с поразительной откровенностью заметил Листу: «По сравнению с вами я никогда не добился большего, чем успех в Вене». Они снова обедали на следующий день, после концерта Листа 29 апреля 1838 года. Лист и Тальберг оба были гостями ужина у Меттерниха . [23] Во время пребывания Листа в Вене Тальберг вообще не выступал. [24]

В октябре 1838 года Тальберг познакомился с Шуманом. Согласно дневнику Шумана, Тальберг играл по памяти этюды Шопена, Йозефа Кристофа Кесслера и Фердинанда Хиллера . Он также с большим мастерством и вдохновением играл произведения Бетховена, Шуберта и Дюссека , а также читал с листа «Крейслериану» Шумана , соч. 16. [25] 27 ноября 1838 года Тальберг принял участие в благотворительном концерте, сыграв свою новую Фантазию на тему оперы Россини « Донна дель Лаго » , соч. 40 (« Женщина озера » по Вальтеру Скотту ). На одном из своих «Прощальных концертов» 1 декабря 1838 года он сыграл три из своих 12 этюдов , соч. 26; его соч. 33 ( Моисей ); и его Бетховена Фантазия на тему 7-й симфонии , соч. 39. [26] В результате в Neue Zeitschrift für Musik от 8 марта 1839 г. [27] восторженная рецензия Шумана на вторую книгу (вероятно, №№ 6–12) сочинения Тальберга. Появилось 26, заключив: «Он — Бог, когда сидит за пианино».

Первый расширенный тур

[ редактировать ]

После «Прощального концерта» Тальберга в Вене он начал свой первый расширенный по Европе тур . 19 и 21 декабря 1838 года он дал два концерта в Дрездене и дважды выступал при дворе. Получая почести от короля Саксонии, он сказал ему: «Подожди, пока ты не услышишь Листа!» [28] В Лейпциге 28 декабря 1838 года он дал концерт, на котором присутствовал Мендельсон, который на следующий день - в письме к своей сестре Фанни - дал восторженный отчет. [29] Мендельсон стал другом и поклонником Тальберга.

После второго концерта в Лейпциге 30 декабря 1838 года Тальберг отправился в Берлин, чтобы дать там серию концертов. Через Данциг , Митаву и другие места он выступал в Петербурге , получая прекрасные отзывы. Из Петербурга он на пароходе отправился в Лондон, где дал дальнейшие концерты. Затем он отправился в Брюссель, чтобы встретиться со своим другом-скрипачом Шарлем де Берио . Там он дал несколько частных выступлений.

После Брюсселя Тальберг прибыл в Рейнскую область , где дал серию концертов с Берио. Он вернулся в Лондон в начале февраля 1840 года, а затем отправился из Лондона в Париж вместе со своей матерью баронессой Вецлар, ожидая прибытия Листа.

Интерлюдия

[ редактировать ]

Тальберг уже объявил в декабре 1838 года, во время своего пребывания в Лейпциге, что возьмет отпуск по окончании турне, и не выступал ни на одном концерте во время своего пребывания весной 1840 года в Париже.

В это время Мендельсон после встречи с Листом в письме к матери сравнил его с Тальбергом:

Тальберг с его хладнокровием и в своей более ограниченной сфере деятельности более совершенен как настоящий виртуоз; а ведь это мерка, по которой следует судить и Листа, ибо его сочинения уступают его игре и фактически рассчитаны исключительно на виртуозов. [30]

После окончания парижского концертного сезона Тальберг в качестве туриста отправился в Рейнскую область. В начале июня 1840 года он посетил музыкальный фестиваль под руководством Луи Шпора в Аахене . Он получил приглашение от русской царицы и выступил на придворном концерте в Бад-Эмсе , но это был его единственный концерт за время пребывания в Рейнской области. Согласно заметке в «Revue et Gazette musice» от 2 августа 1840 г., [31] Через два дня Берио женится в Эльсене ( Иксель ). Его невестой стала молодая дама Мария Хубер, родившаяся в Вене, из Германии . Она была сиротой и была усыновлена ​​принцем фон Дитрихштейном, отцом Тальберга. Поэтому можно предположить, что Тальберг хотел принять участие в свадебном торжестве. Во время предыдущих визитов в Рейнскую область он хотел только отдохнуть. Он также обучал сына Берио, пианиста Шарля-Вильфрида де Берио .

В музыкальной газете Revue et Gazette от 9 мая 1841 г. [32] эссе Фетиса появилось — «Этюды трансцендентного исполнения », в котором он похвалил Листа за новый композиторский стиль, стимулированный вызовом Тальберга. В письмах Фетису от 17 мая 1841 г. и Симону Лёви от 20 мая 1841 г. Лист согласился с этим анализом. [33]

Осенью 1840 года Тальберг выступил в Брюсселе. [34] Затем он отправился во Франкфурт-на-Майне, где оставался до января 1841 года. Было объявлено, что Тальберг снова даст концерты в Париже весной 1841 года, но он изменил свои планы. Во Франкфурте он принял участие в благотворительном концерте только 15 января 1841 года, исполнив свои фантазии на операх «Донна дель Лаго» и «Гугеноты» . [35] Он усердно сочинял новые произведения; его Большая фантазия на тему Серенады и Менуэта « Дон Жуана » , соч. 42, и его Россини фантазия на тему « Семирамиды » К этому времени относятся , соч.

Во второй половине января 1841 года Тальберг отправился из Франкфурта в Веймар , где трижды выступал при дворе великого герцога, а также в Театре. Затем он отправился в Лейпциг, где посетил Мендельсона и Шумана. 8 февраля 1841 года он дал сольный концерт в Лейпциге, восторженно принятый Шуманом. [36] играя свой соч. 42 ( Дон Жуан ); его финал Анданте « Лючия ди Ламмермур » , соч. 44; его Тема и этюд , соч. 45; и его «Большой каприс» на Беллини тему « Сомнамбулы » , соч. 46.

Клара Шуман ( урожденная Вик) отметила в своем дневнике:

В понедельник к нам пришёл Тальберг и с восторгом прекрасно сыграл на моём фортепиано. Еще более совершенного механизма, чем его, не существует, и многие из его фортепианных эффектов должны восхищать ценителей. Он не пропускает ни одной ноты, его пассажи можно сравнить с рядами жемчуга, его октавы — самые красивые из тех, что я когда-либо слышал. [37]

Ученик Мендельсона Хорсли писал о встрече своего учителя и Тальберга:

Нас было трое, и после обеда Мендельсон спросил Тальберга, написал ли он что-нибудь новое, после чего Тальберг сел за рояль и сыграл свою Фантазию из «Сомнамбулы». . . В конце приводятся несколько серий «Хроматических октав», о которых в то время еще не слышали и изобретателем своеобразных отрывков которых, несомненно, был Тальберг. Мендельсон был очень поражен произведенным новым эффектом и очень восхищался его изобретательностью. . . он сказал мне быть с ним на следующий день в 2 часа. Подойдя к двери его кабинета, я услышал, как он играет про себя и постоянно повторяет отрывок, который так поразил его накануне. Я подождал по меньшей мере полчаса, с изумлением прислушиваясь к тому, с какой легкостью он приложил свои мысли к хитрости механизма Тальберга, а затем вошел в комнату. Он засмеялся и сказал: «Послушайте, разве это не похоже на Тальберга?» [38]

После пребывания в Лейпциге Тальберг давал концерты в Бреслау и Варшаве . Затем он отправился в Вену и дал там два успешных концерта. В обзоре, опубликованном в лейпцигской Allgemeine musikalische Zeitung , [39] Тальберга называли единственным соперником Листа.

Зимой 1841–1842 гг. Тальберг давал концерты в Италии, а Лист с конца декабря 1841 по начало марта 1842 г. давал серию концертов в Берлине. Тальберг повторил успехи Листа в Берлине. Затем он вернулся через Марсель , Тулон и Дижон и прибыл 11 апреля 1842 года в Париж. На следующий день он дал свой первый, а 21 апреля — второй концерт. Согласно отчету Берлиоза, Тальберг получил прибыль в размере 12 000 франков от своего первого концерта и одну сумму в 13 000 франков от второго. Концерты были рецензированы в Revue et Gazette musice , Анри Бланшаром который двумя годами ранее в своей рецензии на концерт Листа 20 апреля 1840 года номинировал Тальберга на роли Цезаря , Октавиана или Наполеона фортепиано. Весной 1842 года Бланшар достиг новых превосходных степеней, даже превзойдя свои прежние. В своем обзоре второго концерта Тальберга он написал, что через 100 лет Тальберг будет канонизирован - и все будущие пианисты будут называть его именем Святого Тальберга. По рассказу Берлиоза, в конце второго концерта Тальберга на сцену бросили золотую корону. [40]

Помимо собственных концертов, Тальберг принял участие в концерте Эмиля Прюдана . Затем он поехал через Брюссель в Лондон. Позже, в 1842 году, Тальберг был награжден крестом Французского Почётного легиона . [41] Он отправился в Вену, где оставался до осени 1842 года. Во второй половине ноября до 12 декабря 1842 года он совершил дальнейшее турне по Великобритании. [42] а в январе 1843 года он вернулся в Париж. В конце марта 1843 года он выступил на частном концерте Пьера Эрара (племянника мастера фортепиано и арфы Себастьяна Эрара ), но это было его единственное концертное выступление в том сезоне. [43] =

В марте 1843 года Генрих Гейне писал о Тальберге:

Его игра так джентльменна, так совершенно без всякого принуждения к гению, так совершенно без той известной дерзости, которая плохо прикрывает внутреннюю неуверенность. Здоровые женщины его любят. Так же поступают и болезненные женщины, хотя он и не вызывает их сочувствия эпилептическими припадками за фортепиано, хотя он и не играет на их натянутых, нежных нервах, хотя он их не электризует и не гальванизирует. [44]

Зимой 1843–44 Тальберг снова давал концерты в Италии. В конце марта 1844 года он вернулся в Париж, где одновременно ожидали и Листа. Лист прибыл 8 апреля и дал 16 апреля первый концерт, на котором исполнил свои «Воспоминания о норме» , S. 394, опубликованные незадолго до этого. Составляя эту фантазию, Лист вложил в нее множество тальберговских эффектов. В более поздние годы он сказал Августу Гёллериху , одному из своих учеников: [45]

Встречаясь с Тальбергом, я сказал ему: «Вот я у вас все списал». «Да, — ответил он, — здесь есть отрывки Тальберга, которые действительно неприличны».

Вскоре после концерта Листа 11 мая 1844 года Тальберг покинул Париж. Он поехал в Лондон и дал там концерт 28 мая 1844 года. На следующем концерте в Лондоне он исполнил концерт для трех фортепиано И.С. Баха вместе с Мошелесом и Мендельсоном. [46] Он также принял участие в концерте Юлия Бенедикта . В августе 1844 года Тальберг вернулся в Париж, где оставался до 1845 года. Зимой 1844–45 он читал курс игры на фортепиано избранным студентам Парижской консерватории. [47] 2 апреля 1845 года он дал концерт в Париже, исполнив свою «Фантазию» Россини на тему «Севильского цирюльника» , соч. его Великая фантазия по мотивам « Дона Паскуале » , соч. и его Фантазия на Обера тему «La Muette de Portici» , соч. 52, а также его «Похоронный марш» , соч. 59 и его «Баркарола» , соч.

Весной 1848 года в Вене Лист еще раз встретился с Тальбергом. 3 мая 1848 года Тальберг дал благотворительный концерт, на котором присутствовал Лист. По рассказу его ученика Иоганна Непомука Дункля [ ху ] , Лист сидел на сцене, внимательно слушал и громко аплодировал. [48] Прошло 11 лет с тех пор, как он впервые услышал игру своего соперника.

Концерты в Америке

[ редактировать ]
Франческа Лаблаш, жена Тальберга

22 июля 1843 года Тальберг женился на Франческе («Чеккина»), старшей дочери Луиджи Лаблаша , первого басиста Итальянского театра в Париже. [49] Тальберг поехал с женой в Италию, где они провели зиму 1843–1844 годов.

В 1855 году по мотивам оперы Тальберга «Флоринда» , соч. 71 и Кристина ди Свеция потерпели неудачу, он реализовал свое стремление дать концерты в Америке . С июля по декабрь 1855 года он с ошеломительным успехом выступал в Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе . Он вернулся в Европу, но — после нескольких месяцев пребывания в Париже — отправился на пароходе «Африка» в Северную Америку , куда прибыл 3 октября 1856 года в Нью-Йорк . После дебюта Тальберга там 10 ноября 1856 года последовал марафон выступлений, в течение которого он провел восемь месяцев, давая концерты пять или шесть дней в неделю. Иногда он давал по два, а то и по три концерта в день. По воскресеньям концерты обычно разрешались только в том случае, если они представляли «священную музыку», но несколько раз Тальберг все равно выступал, исполняя такие произведения, как его соч. 33 ( Моисей ), по мотивам молитвы из оперы Россини, или его гугенотской фантазии. [ который? ] с хоралом « Ein feste Burg ist unser Gott » в качестве основной темы. Его Анданте , соч. 32 и его соч. 59 ( Marche funèbre ) также были разрешены.

Первый американский сезон Тальберга завершился концертом 29 июля 1857 года в Саратога-Спрингс . 15 сентября 1857 года он дал еще один концерт в Нью-Йорке, начав свой второй сезон. С очень небольшими перерывами он был занят до своего последнего концерта 12 июня 1858 года в Пеории . К тому времени он посетил почти 80 городов и дал более 320 регулярных концертов в США и 20 концертов в Канаде . Кроме того, он дал не менее 20 бесплатных концертов для многих тысяч школьников. Тальберг также дал серию сольных утренников в Нью-Йорке и Бостоне , на которых исполнял как собственные произведения, так и камерную музыку. С 1857 года скрипач Анри Вьетан гастролировал с Тальбергом. Они исполнили произведения Бетховена и дуэты Тальберга.

Тальберг ок. 1860 г.

Финансовый успех Тальберга в этих турах был огромен. В среднем он получал около 500 долларов за концерт и, вероятно, за два сезона заработал более 150 000 долларов, что сегодня эквивалентно примерно 3 миллионам долларов. [50] Во многом его привлекательность в этих турах заключалась в его неприхотливости и непритязательности; он не прибегал к рекламным уловкам или дешевым трюкам для развлечения публики - вместо этого он предлагал великолепно отточенные исполнения своих собственных композиций, которые уже были хорошо известны в Америке. Вставая из-за рояля после таких выступлений, он всегда был таким же тихим, порядочным, выдержанным господином средних лет, каким был за обеденным столом в своей гостинице. [51] Он исполнял произведения Бетховена, среди них сонаты №№ 12 («Траурный марш») и 14 («Лунный свет»), а также первые части Третьего и Пятого фортепианных концертов . Его каденция к третьему концерту Бетховена вызвала восхищение. Он также исполнял произведения И.С. Баха, Шопена, Гуммеля, Мендельсона и ряда других композиторов. [52] Газета New-York Musical Review and Gazette от 24 июля 1858 года писала:

Тальберг. . . совершенно неожиданно завершил свою блестящую карьеру — совершенно успешную в музыкальном отношении, принесшую талантливому и гениальному артисту изобилие славы и денег. Вероятно, нет другого виртуоза, будь то инструмент или голос (за исключением одного Листа), который мог бы вызвать хотя бы часть энтузиазма или собрать часть долларов, которые взволновал и собрал Тальберг. [53]

Неожиданное завершение связано с объявлением в июне 1858 года в Чикаго о том, что Тальберг появится только одно из трех запланированных выступлений, прежде чем немедленно вернуться в Европу. На самом деле Тальберг даже не выступил на том концерте, а очень поспешно покинул его. Его жена Франческа приехала из Европы после сообщений о внебрачной связи Тальберга. [54] Это вызвало еще большую путаницу, когда оперная певица Заре Тальберг дебютировала в Ковент-Гардене в 1875 году. Она была одной из его учениц, но ее ошибочно приняли за его дочь. [55]

Спустя годы

[ редактировать ]

Причина, по которой Франческа уехала в Америку и вернулась вместе с мужем в Европу, неизвестна. Одной из причин могла быть смерть тестя Тальберга, Лаблаша, 23 января 1858 года. Еще одна возможность заключается в том, что, возможно, рассматривалась возможность легитимации Тальберга, чтобы он мог стать преемником своего биологического отца, принца Франца Йозефа фон Дитрихштейна . [56]

Имеются неподтвержденные сведения, что после возвращения в Европу Тальберг поселился в Позиллипо , недалеко от Неаполя, на вилле , принадлежавшей Лаблашу. Реальность такова, что он жил по адресу: Viale Calascione, 5, в районе Пиццофальконе Неаполя, недалеко от элитной военной школы Нунциателла . Место жительства Тальберга на Viale Calascione, 5 подтверждается как мемориальной доской на здании, так и памятником ему во дворе.

«Сигизмунд Тальберг жил в этом доме и умер там 27 апреля 1871 года, оплаченный бессмертными триумфами».

Следующие четыре года Тальберг прожил там молча. Весной 1862 года он снова дал концерты в Париже и Лондоне, имевшие как всегда успех. После последнего турне по Бразилии в 1863 году [57] он положил конец своей карьере. Он подумывал о работе профессором фортепиано в консерватории Неаполя. [ который? ] , но у него не было обязательного условия наличия итальянского гражданства. Год спустя ему поступило предложение от той же консерватории, но он отказался. Иск итальянского пианиста и преподавателя музыки Винченцо Витале [ это ; де ], » И.С. Баха что Тальберг опубликовал поучительные издания « Хорошо темперированного клавира и Муцио Клементи . «Gradus ad Parnassum» [58] недавно оспаривалась итальянской пианисткой и музыковедом Кьярой Бертольо [ это ] . [59] Когда Тальберг умер 27 апреля 1871 года, он оставил после себя коллекцию из нескольких сотен автографов известных композиторов, среди них И. С. Баха, Генделя , Моцарта , Гайдна , Бетховена, Шуберта и других; даже Лист. Коллекция была продана после смерти Тальберга. [60] Похоронен на кладбище Поджореале в Неаполе .

Композитор

[ редактировать ]

В 1830-х и 1840-х годах стиль Тальберга был главной силой в европейской игре на фортепиано. [61] Он был в моде, и ему подражали другие. [62] В 1852 году Вильгельм фон Ленц писал:

Современная игра на фортепиано, по правде говоря, состоит только из простого Тальберга, исправленного Тальберга и преувеличенного Тальберга; поцарапай то, что написано для фортепиано, и ты найдешь Тальберга. [63]

Десять лет спустя, 13 июня 1862 года, лондонский корреспондент Revue et Gazette Musicale [64] написал:

Тальбергу действительно подражали, как никому другому; его манера была пародирована, преувеличена, перевернута, измучена, и всем нам, может быть, не раз приходилось проклинать эту тальберговскую школу, которая приносила нам эту лавину нот, эти арпеджио вверх и вниз, с или чаще, чем не без малейшей песни в середине. Апостолы изменили слово Учителя. Но когда мы возвращаемся к источнику, мы примиряемся с ним и снова падаем ниц, как двадцать лет назад, как во времена молодости и энтузиазма. [65]

Отрывок из сочинения Тальберга. 33 ( Моисей ), демонстрирующий эффект «трех рук».

В конце 19 века слава Тальберга стала зависеть от его связи с единственной фортепианной техникой: « эффектом трех рук ». Карл Фридрих Вейцман в своей «Истории клавиров» (1879) писал:

Россини Его бравурные пьесы, фантазии на мелодии из «Мозеса» и «Донны дель Лаго» » Беллини , на мотивы «Нормы и на русские народные песни , приобрели необыкновенную популярность благодаря его собственному, блестящему исполнению; однако они относятся к своим подданным всегда одним и тем же образом, [а именно] . . . дать возможность играться тонам мелодии в средней октаве клавиатуры то большим пальцем правой, то левой руки, в то время как остальные пальцы исполняют арпеджио, заполняющие весь диапазон клавиатуры. [66]

Дискография

[ редактировать ]
  • Большой концерт для фортепиано с оркестровым сопровождением , фа минор, соч. 5. ( Франческо Николози , Симфонический оркестр Разумовского, А. Могрелия , NAXOS 8.553701)
  • 12 этюдов соч. 26, Фантазия соч. 33, Фантазия соч. 40 ( Штефан Ирмер , ЦРТ 2009)
  • Фантазии на темы опер Беллини, opp. 12, 10, 49, 9 (Николози, НАКСОС 8.555498)
  • Фантазии на темы опер Верди, Россини и Беллини , opp. 3, 70, 77, 78, 81, 82 (Николози, МАРКО ПОЛО 8.223367)
  • Фантазии на темы опер Доницетти, opp. 68, 67, 50, 44, 66 (Николози, МАРКО ПОЛО 8.223365)
  • Фантазии на тему опер Россини, opp. 51, 40, 63, 33 (Николози, НАКСОС 8.555501)
  • Вечера Полины opp. 75 (Николози, МАРКО ПОЛО 8.223807)
  • Лакримоза, Фантазия на тему Дон Жуана ( Сиприен Кацарис , Клавир [ nl ] , SONY SK 52551)
  • Апофеоз и фантазии на тему французских опер ( Марк Винер , Piano Classics, PCL10178)
  • Оперные фантазии (Винер, Фортепианная классика, PCL0092)

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Существует много вариантов его имени. Некоторые авторы написали «Сигизмунд Фортуне Франсуа», тогда как другие дали только «Сигизмунд». В Италии его обычно называют «Сигизмондо»; а во Франции, как и в англоязычном мире, наиболее часто используемой формой является «Сигизмонд». Сам Тальберг обычно подписывался как «С. Тальберг», но на своей свадьбе использовал форму «FJS Thalberg». [1] который можно определить как «Франсуа Жозеф Сигизмунд» или «Франсуа Жозеф Сигизмунд» Тальберг. Не претендуя на то, чтобы решить, какой вариант считать правильным, в настоящей статье будет использоваться только форма «Сигизмунд».
  1. ^ Хоминик 1991, с. 4
  2. ^ «Тальберг, Сигизмунд | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 21 мая 2023 г.
  3. ^ Уокер 1987, с. 232
  4. ^ Тайер 1908, с. 92
  5. ^ Мендельсон 1888, с. 139
  6. ^ Хоминик 1991, с. 8
  7. ^ Дойч, Отто Эрих : Шуберт: Документы его жизни , Bärenreiter Kassel и др. 1964, стр. 421, 430.
  8. ^ Шопен 1816–1831, Том. 1, с. 243; Мендельсон 1984, с. 118f
  9. ^ Вик 1827–1840, с. 56
  10. ^ Новый журнал музыки 2 (1835), с. 178
  11. ^ Рецензия Шумана на сочинение Тальберга. 17 можно найти в Neue Zeitschrift für Musik от 19 августа 1836 г., стр. 69
  12. ^ с. 38ф
  13. ^ Цитируется по переводу Hominick 1991, стр. 9
  14. ^ «Валюта, обменные курсы и затраты в XIX веке» . 11 июня 2021 г.
  15. ^ Аппони 1913–1914, Том 3, с. 231
  16. ^ Лист; д'Агу, 1933, Vol. 1, с. 147 и далее
  17. ^ Современные реакции на обзор Листа см. Gooley 2004, p. 52
  18. Лист сыграл первую часть Септета Гуммеля и свою собственную о Ниобее фантазию ; Тальберг разыграл свою фантазию о Моисе .
  19. ^ 20 мая 1837 г., с. 37
  20. См. ее письмо Шуману: Шуман, Клара и Роберт, 1987, Vol. 2, с. 522
  21. См. письмо Анны Лист (матери Листа) Листу от 20 июня 1848 г.: Лист 2000a, с. 441
  22. ^ с. 104
  23. ^ См. письмо Листа Мари д'Агу от 30 апреля 1838 г. в: Лист-д'Агу: Переписка I , S.216; см. также письмо Листа Ламберту Массарту от 3 июня 1838 г. в: Vier: L'artiste – le clerc , стр. 45.
  24. См.: Собственный отчет Листа в: Legány: Unknown Press and Letters , стр.57.
  25. ^ См.: Шуман: Дневники II , стр.78f; см. также: Шуман: Переписка I , с.274.
  26. ^ См.: Шуман: Дневники II , стр.490f, n.305.
  27. ^ с. 77ф
  28. ^ См., например, письмо Мари д'Агу Анри Леманну от 26 сентября 1839 года в: Жубер: Романтическая переписка , стр.35.
  29. ^ Мендельсон: Переписка с Фанни , стр.294f.
  30. ^ Цитируется по переводу: Hominick: Thalberg , стр.73.
  31. ^ с. 410
  32. ^ с. 261 и далее
  33. ^ См.: Юнг, Ганс Рудольф: Ференц Лист в его письмах , Берлин, 1987, стр.78f, и Лист: Письма I , стр.43.
  34. ^ См.: Neue Zeitschrift für Musik 14 (1841), стр.7f.
  35. См. объявление в Frankfurter Ober-Postamts-Zeitung 1841, стр. 108.
  36. ^ Новый журнал музыки 14 (1841), с. 58
  37. ^ Перевод из: Шуман: Дневники II , стр.146.
  38. ^ Хорсли: Воспоминания о Мендельсоне , стр.355.
  39. ^ 43 (1841), с. 753f
  40. ^ См.: Neue Zeitschrift für Musik 16 (1842), стр. 171f, и Revue et Gazette musice 1842, стр. 181.
  41. См. заметку в «Revue et Gazette musice» от 3 июля 1842 г., стр. 279.
  42. ^ См.: Новый журнал музыки 18 (1843), стр.22.
  43. ^ См.: Neue Zeitschrift für Musik 18 (1843), стр. 145f.
  44. Цитируется по переводу: Hominick: Thalberg, стр. 44.
  45. ^ Гёллерих: Лист , стр.184.
  46. Отчет о концерте можно найти в «Воспоминаниях о Мендельсоне» Хорсли .
  47. См. примечание в Leipziger Allgemeine Musical Zeitung 47 (1845), стр.16.
  48. ^ См.: Данкл: Воспоминания , стр.19f. Ганслик в своем отчете о концерте в своей Geschichte des Concertwesens в Вене , стр. 349, опустил присутствие Листа, но это подтверждается в примечании в Neue Zeitschrift für Musik 28 (1848), стр. 286.
  49. ^ Датой свадьбы Тальберга часто называют 1844 год. Правильную дату см.: Hominick: Thalberg , стр. 11; см. также примечание в Leipziger Allgemeine musikalische Zeitung 45 (1843), стр. 608, и письмо Мари д'Агу Анри Леману от 21 августа 1843 года в: Joubert: Correspondance romantique , стр. 184.
  50. См.: Лотт: От Парижа до Пеории , стр.159.
  51. ^ См.: Хоминик: Тальберг , стр.45.
  52. ^ Список репертуара можно найти в: Hominick: Thalberg , стр.38f.
  53. Цитируется по: Лотт: От Парижа до Пеории , стр.159.
  54. 16 апреля 1858 года в Нью-Йорке Елена Д'Ангри родила ребенка, который предположительно был дочерью Тальберга. Девушку звали Заре Тальберг. 10 апреля 1875 года в Королевской итальянской опере в Лондоне Заре Тальберг успешно дебютировала в партии Церлин в опере Моцарта «Дон Жуан». См. заметку в Allgemeine Zeitung Augsburg 1875, стр. 1788. Однако было высказано предположение, что настоящее имя этой девушки было Этель Вестерн, и она родилась в Англии. См.: Лотт: От Парижа до Пеории , с.158.
  55. ^ «Тайна Талбери Алекса Биссета» . Общество Ирвинга . 01.06.2002 . Проверено 8 января 2020 г.
  56. ^ См.: Процис: Исследования по биографии Ференца Листа , стр. 181 и № 1020.
  57. Тур по Бразилии подтвержден в статье Фетиса «Тальберг». Однако, по словам Хоминика: Тальберг , стр.17f, кажется сомнительным, состоялось ли турне на самом деле.
  58. ^ См.: Витале: Тальберг в Позиллипо .
  59. ^ См.: Бертольо, Кьяра (2012). Инструктивные издания и практика игры на фортепиано: практический пример . Саарбрюккен: Академическое издательство Ламберта. ISBN   978-3-8473-2151-4
  60. См. статью «Тальберг» в «Biografies Lexikon» Вурцбаха , стр.128ff.
  61. ^ См.: Суттони: Фортепиано и опера , стр.207.
  62. ^ См.: Ханслик: История концертной индустрии Вены .
  63. Цитируется по: Suttoni: Piano and Opera , стр. 207, где ошибочно указана дата — 1854 год.
  64. ^ с. 195
  65. Цитируется по: Музыкальный журнал Дуайта XXI, 16 августа 1862 г., стр.153.
  66. Перевод: Вейцман: История игры на фортепиано , стр.138.

Источники

[ редактировать ]
  • Статья «Тальберг» в The New Musical Grove .
  • Статья «Тальберг» в: Музыка в прошлом и настоящем .
  • Статья «Тальберг» в: Фетис, Франсуа-Жозеф : Универсальная биография музыкантов .
  • Статьи «Дитрихштейн» и «Тальберг» в: Вурцбах, Константин фон : Биографический лексикон Австрийской империи , Тт. 3 и 44 , Вена 1858 и 1882 гг.
  • Переписка Фредерика Шопена, *L'aube 1816–1831; **Возвышение 1831–1840 гг.; *** Слава 1840–1849 ; Собрано, отредактировано, аннотировано и переведено Бронисласом Эдуардом Сюдовым в сотрудничестве с Сюзанной и Дениз Чайне, Париж, 1953–1960.
  • Аппони, Родольф: Двадцать пять лет в Париже (1826–1850), Журнал графа Родольфа Аппони, атташе австрийского посольства в Париже , изданный Эрнестом Доде, * (1826–1830), пятое издание; ** (1831–1834); *** (1835–1843), Париж, 1913–1914.
  • Беланс-Занк, Изабель: «Трехручная» текстура: происхождение и использование , в: Журнал Американского общества Листа 38, 1995, стр. 99–121.
  • Бертольо, Кьяра: Поучительные издания и практика игры на фортепиано: пример . Саарбрюккен: Академическое издательство Ламберта. ISBN   978-3-8473-2151-4
  • Бюлов, Ганс фон : Письма , изд. Мари фон Бюлов, Том II, второе издание, Лейпциг, 1899 г.
  • д'Агу, Мари (Дэниел Стерн): Мемуары, сувениры и журналы I/II , презентация и примечания Шарля Ф. Дюпечеса, Mercure de France 1990.
  • Дункль, Иоганн Непомук: Из воспоминаний музыканта , Вена 1876.
  • Гёллерих, август: Ференц Лист , Берлин, 1908 г.
  • Гули, Дана Эндрю: Виртуоз Лист , издательство Кембриджского университета, 2004.
  • Ханслик, Эдуард: История концертной системы в Вене , Вена 1869.
  • Хоминик, Ян Гленн: Сигизмунд Тальберг (1812–1871), Забытый пианист-виртуоз: его карьера и музыкальный вклад , Университет штата Огайо. 1991, ДМА Дисс.
  • Хорсли, Чарльз Эдвард: Воспоминания о Мендельсоне , в: Музыкальный журнал Дуайта XXXII (1871/72), № 19–21.
  • Жубер, Соланж: Романтическая переписка, мадам д'Агу, Лист, Леманн , Париж, 1947.
  • Коленегг, LR против. (Поли Генрион): «Среди знаменитых людей мать в бою и три гения в постели», в: Ueber Land und Meer , 25 (1871), с. 18ф.
  • Легань, Дезо: Ференц Лист, Неизвестная пресса и письма из Вены, 1822–1886 гг ., Вена Грац, 1984 г.
  • Легуве, Эрнест: Лист и Тальберг, письмо Листа , в: Le Ménestrel от 11 мая 1890 г., с. 145 и след.
  • Лист, Франц: Письма , Том VIII, изд. Ла Мара, Лейпциг, 1905 г.
  • Лист, Франц: Переписка с матерью , изд. Клара Гамбургер, Айзенштадт, 2000a.
  • Лист, Франц: Все сочинения , изд. Детлефа Альтенбурга , Том 1: Ранние сочинения , изд. Райнера Кляйнерца, с комментариями при участии Сержа Гута , Висбаден, 2000b.
  • Лист, Франц, и д'Агу, Мари: Переписка , изд. Дэниел Оливье, Том. 1: 1833–1840, Париж, 1933, Том. II: 1840–1864, Париж, 1934.
  • Лотт, Р. Аллен: От Парижа до Пеории, как европейские фортепианные виртуозы принесли классическую музыку в центр Америки , Оксфорд, 2003.
  • Мендельсон, Фанни и Феликс: Переписка 1821–1846 годов , изд. Ева Вайсвайлер, Берлин, 1997.
  • Мендельсон Бартольди, Феликс: Письма , изд. Рудольфа Элверса , Франкфурт, 1984.
  • Мендельсон Бартольди, Феликс: Письма Игнацу и Шарлотте Мошелес , изд. Феликсу Мошелесу, Лейпциг, 1888 г.
  • Мюсам, Герд: Сигизмунд Тальберг как фортепианный композитор , Вена, 1937, Фил.
  • Оливье, Даниэль: Вокруг мадам д'Агу и Листа , Париж, 1941 год.
  • Процис, Гюнтер: Исследования биографии Ференца Листа и избранные его фортепианные произведения с 1828 по 1846 год , Бохум, 2004, Фил.
  • Шуман, Клара и Роберт: Переписка, Критическое полное издание , изд. Ева Вайсвайлер , Том I, 1832–1838, Том II, 1839, Базель, Франкфурт а. М. 1984, 1987.
  • Шуман, Роберт: Дневники , Том I, изд. Эйсман , Том II, изд Георг .
  • Саттони, Чарльз: Фортепиано и опера: исследование фортепианных фантазий, написанных на оперные темы в эпоху романтизма , Нью-Йорк, 1973.
  • Тайер, Александр Уилок : Жизнь Людвига ван Бетховена на основе подготовительной работы и оставленных материалов , продолжение Германа Дейтерса , под редакцией Хьюго Римана, пятый том, Лейпциг, 1908 г.
  • Вье, Жак: Художник – клерк: Неопубликованные документы , Париж 1950.
  • Витале, Винченцо: «Сигизмондо Тальберг в Позиллипо», в: Музыкальный журнал Nouve italiana 6, 1972, стр. 503–511.
  • Уокер, Алан: Ференц Лист , Том 1, Виртуозные годы 1811–1847 , исправленное издание, Нью-Йорк, 1987.
  • Вик, Клара: Молодежные дневники 1827–1840 гг ., Изд. Герда Наухауза и Нэнси Б. Райх , Висбаден и др. Breitkopf & Härtel.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4d642461b528cef8d189aeceb4a3955__1720957560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/55/d4d642461b528cef8d189aeceb4a3955.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sigismond Thalberg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)