Жорж Бизе

Жорж Бизе [n 1] ( урожденный Александр Сезар Леопольд Бизе ; 25 октября 1838 — 3 июня 1875) — французский композитор эпохи романтизма . Самый известный своими операми в карьере, прерванной его ранней смертью, Бизе добился немногих успехов перед своим последним произведением «Кармен» , которое стало одним из самых популярных и часто исполняемых произведений во всем оперном репертуаре.
За блестящую студенческую карьеру в Парижской консерватории Бизе завоевал множество премий, в том числе престижную Римскую премию 1857 года. Его признали выдающимся пианистом, хотя он предпочитал не использовать это мастерство и редко выступал перед публикой. Вернувшись в Париж после почти трёх лет пребывания в Италии, он обнаружил, что главные парижские оперные театры предпочитают устоявшийся классический репертуар произведениям новичков. Его клавишные и оркестровые композиции также по большей части игнорировались; в результате его карьера застопорилась, и он зарабатывал на жизнь в основном аранжировкой и расшифровкой чужой музыки. Стремясь к успеху, в 1860-х годах он начал множество театральных проектов, большинство из которых были заброшены. Ни одна из двух его опер, вышедших на сцену в это время, — «Ищейки жемчуга» и «Пертская радость» — не имела немедленного успеха.
После франко-прусской войны 1870–1871 годов, во время которой Бизе служил в Национальной гвардии, он не имел большого успеха со своей одноактной оперой «Джамиле» , хотя оркестровая сюита была создана на основе его музыки к Альфонса Доде пьесе «Арлезианка». сразу стал популярным. Постановка его последней оперы «Кармен » была отложена из-за опасений, что ее темы предательства и убийства оскорбят публику. После премьеры 3 марта 1875 года Бизе был убежден, что произведение провалилось; он умер от сердечного приступа три месяца спустя, не подозревая, что это окажется впечатляющим и устойчивым успехом.
Брак Бизе с Женевьевой Галеви временами был счастливым, и в нем родился сын. После его смерти его творчество, за исключением «Кармен» , вообще осталось без внимания. Рукописи раздавались или терялись, а опубликованные версии его работ часто пересматривались и адаптировались другими руками. Он не основал никакой школы и не имел явных учеников или преемников. После многих лет забвения его произведения в ХХ веке стали чаще исполняться. Более поздние комментаторы приветствовали его как блестящего и оригинального композитора, чья преждевременная смерть стала значительной утратой для французского музыкального театра.
Жизнь
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Семейное прошлое и детство
[ редактировать ]Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года. Он был зарегистрирован как Александр Сезар Леопольд, но крещен как «Жорж» 16 марта 1840 года и был известен под этим именем всю оставшуюся жизнь. Его отец, Адольф Бизе, был парикмахером и мастером по изготовлению париков, прежде чем стать учителем пения, несмотря на отсутствие у него формального образования. [3] Он также написал несколько произведений, в том числе как минимум одну опубликованную песню. [4] В 1837 году Адольф женился на Эме Дельсарт вопреки желанию ее семьи, которая считала его плохой перспективой; Дельсарты, хотя и обеднели, были культурной и очень музыкальной семьей. [5] Эме была опытной пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт был выдающимся певцом и педагогом, выступавшим при дворах Луи-Филиппа и Наполеона III . [6] работала доцентом сольфеджио в Парижской консерватории . Жена Франсуа Дельсарта Розина, музыкальный вундеркинд, в возрасте 13 лет [7] По крайней мере, один автор предположил, что Эме была из еврейской семьи, но это не подтверждено ни в одной официальной биографии Жоржа. [8] [9]
Жорж, единственный ребенок, [5] рано проявил способности к музыке и быстро усвоил основы нотной грамоты у своей матери, которая, вероятно, дала ему первые уроки игры на фортепиано. [4] Слушая у двери комнаты, где Адольф проводил свои занятия, Жорж научился точно петь сложные песни по памяти и развил способность идентифицировать и анализировать сложные хордальные структуры . Эта ранняя развитость убедила его амбициозных родителей в том, что он готов начать обучение в консерватории, хотя ему было всего девять лет (минимальный возраст поступления - 10 лет). Жорж дал интервью Джозефу Мейфреду , валторнисту- виртуозу, который был членом Учебного комитета консерватории. Мейфред был настолько поражен демонстрацией мальчиком своих способностей, что отказался от возрастного правила и предложил взять его, как только освободится место. [5] [10]
консерватория
[ редактировать ]
Бизе был принят в консерваторию 9 октября 1848 года, за две недели до своего 10-летия. [5] Он произвел первое впечатление; через шесть месяцев он выиграл первую премию по сольфеджио, что произвело впечатление на Пьера-Жозефа-Гийома Циммермана , бывшего профессора консерватории по классу фортепиано. Циммерман давал Бизе частные уроки контрапункта и фуги , которые продолжались до смерти старика в 1853 году. [11] Благодаря этим занятиям Бизе познакомился с зятем Циммермана, композитором Шарлем Гуно , который оказал длительное влияние на музыкальный стиль молодого ученика, хотя в последующие годы их отношения часто были натянутыми. [12] Он также познакомился с другим молодым учеником Гуно, 13-летним Камилем Сен-Сансом , который оставался верным другом Бизе. Под руководством Антуана Франсуа Мармонтеля , профессора консерватории по фортепиано, пианизм Бизе быстро развивался; он выиграл вторую премию консерватории по фортепиано в 1851 году и первую премию в следующем году. Позже Бизе напишет Мармонтелю: «В вашем классе учатся чему-то помимо фортепиано; становятся музыкантами». [13]

Первые сохранившиеся сочинения Бизе, две бессловесные песни для сопрано , датируются примерно 1850 годом. В 1853 году он присоединился к классу композиции Фроманталя Галеви и начал создавать произведения все большей сложности и качества. [14] Две его песни, «Маленькая Маргарита» и «La Rose et l'abeille», были опубликованы в 1854 году. [15] В 1855 году он написал амбициозную увертюру для большого оркестра. [16] и подготовил в четыре руки фортепианные версии двух произведений Гуно: оперы « Lanonne sanglante» и «Симфонии» Д. Бизе над симфонией Гуно вдохновил его вскоре после семнадцатилетия на написание собственной симфонии , которая имела близкое сходство к Гуно — примечание к примечанию в некоторых отрывках. Бизе так и не опубликовал симфонию, которая снова появилась на свет только в 1933 году и наконец была исполнена в 1935 году. [17]
В 1856 году Бизе боролся за престижную Римскую премию . Его выход не увенчался успехом, как и все остальные; премия музыканта в этом году не была присуждена. [18] После этого отпора Бизе принял участие в оперном конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом для молодых композиторов, с призом в 1200 франков . Задача заключалась в том, чтобы написать одноактное либретто « Чудо доктора» Леона Батту и Людовика Галеви . Премия была вручена совместно Бизе и Шарлю Лекоку . [19] компромисс, который годы спустя Лекок раскритиковал на основании манипуляции присяжными со стороны Фроменталя Галеви в пользу Бизе. [n 2] Благодаря успеху Бизе стал постоянным гостем пятничных вечеров Оффенбаха, где среди других музыкантов познакомился с престарелым Джоаккино Россини , который подарил молодому человеку подписанную фотографию. [21] [n 3] Бизе был большим поклонником музыки Россини и вскоре после их первой встречи написал, что «Россини величайший из них всех, потому что, как и Моцарт, он обладает всеми достоинствами». [23]
Для своей работы на Римской премии 1857 года Бизе, с восторженного одобрения Гуно, выбрал кантату « Хлодвиг и Клотильда» Амеде Бурион. Бизе был удостоен премии после того, как голосование членов Академии изящных искусств отменило первоначальное решение судей, которое было в пользу гобоиста Шарля Колена. По условиям премии Бизе получил финансовый грант сроком на пять лет: первые два будут проведены в Риме, третий - в Германии и последние два - в Париже. Единственным дополнительным требованием было ежегодное представление «посланника», оригинальной работы, удовлетворяющей Академию. Перед его отъездом в Рим в декабре 1857 года призовая кантата Бизе была исполнена в Академии и вызвала восторженный прием. [21] [24]
Рим, 1858–1860 гг.
[ редактировать ]
27 января 1858 года Бизе прибыл на виллу Медичи , дворец XVI века, в котором с 1803 года размещалась Французская академия в Риме и который он описал в письме домой как «рай». [25] Под руководством художника Жана-Виктора Шнеца вилла представляла собой идеальную среду, в которой Бизе и его коллеги-лауреаты могли продолжать свои творческие начинания. Бизе наслаждался веселой атмосферой и быстро увлекался развлечениями светской жизни; за первые шесть месяцев его пребывания в Риме его единственным сочинением было Te Deum, написанное для премии Родригеса, конкурса на новое религиозное произведение, открытого для победителей Prix de Rome. Это произведение не впечатлило судей, которые вручили приз Адриену Барту, единственному участнику. [26] Бизе был обескуражен до такой степени, что поклялся больше не писать религиозной музыки. Его Te Deum оставался забытым и неопубликованным до 1971 года. [27]
Зимой 1858–1859 годов Бизе работал над своим первым «Посланником» - постановкой оперы-буффа на либретто Карло Камбьяджо « Дон Прокопио» . По условиям премии первым посланником Бизе должна была стать месса, но после опыта Te Deum он отказался писать религиозную музыку. Он опасался, как это нарушение правил будет воспринято в Академии, но их реакция на Дона Прокопио изначально была положительной, с похвалой за «легкое и блестящее прикосновение» композитора и «молодой и смелый стиль». [11] [28]

В качестве своего второго посланника, не желая слишком сильно проверять толерантность Академии, Бизе предложил представить квазирелигиозный труд в форме светской мессы на текст Горация . Это произведение под названием Carmen Saeculare было задумано как песня Аполлону и Диане . Никаких следов не существует, и маловероятно, что Бизе когда-либо начинал это. [29] Тенденция задумывать амбициозные проекты только для того, чтобы быстро отказаться от них, стала характерной чертой римских лет Бизе; помимо «Кармен Саекуляре» он рассмотрел и отбросил как минимум пять оперных проектов, две попытки создания симфонии и симфоническую оду на тему « Улисса и Цирцеи» . [30] После «Дона Прокопио » Бизе завершил в Риме только одно дальнейшее произведение — симфоническую поэму « Васко да Гама» . Он заменил Кармен Секуларе в качестве его второго посланника и был хорошо принят Академией, хотя после этого быстро забыт. [31]
Летом 1859 года Бизе и несколько спутников путешествовали по горам и лесам вокруг Ананьи и Фрозиноне . Они также посетили поселение для заключенных в Анцио ; Бизе отправил Мармонтелю восторженное письмо, в котором рассказал о своем опыте. [32] В августе он совершил продолжительное путешествие на юг, в Неаполь и Помпеи , где первые его не впечатлили, но в восторге от вторых: «Здесь вы живете с древними; вы видите их храмы, их театры, их дома, в которых вы находите их мебель, кухонная утварь..." [33] Бизе начал набрасывать симфонию, основанную на своем итальянском опыте, но не добился сразу больших успехов; проект, ставший его «Цыганской симфонией» , не был завершен до 1868 года. [11] По возвращении в Рим Бизе успешно запросил разрешение продлить свое пребывание в Италии на третий год вместо того, чтобы ехать в Германию, чтобы он мог завершить «важную работу» (которая не была идентифицирована). [34] В сентябре 1860 года, посещая Венецию со своим другом и коллегой-лауреатом Эрнестом Гиро , Бизе получил известие о том, что его мать тяжело больна в Париже, и направился домой. [35]
Начинающий композитор
[ редактировать ]Париж, 1860–1863 гг.
[ редактировать ]
Вернувшись в Париж, когда до конца стипендии оставалось два года, Бизе был временно обеспечен в финансовом отношении и мог на мгновение игнорировать трудности, с которыми сталкивались в городе другие молодые композиторы. [36] Два финансируемых государством оперных театра — Опера и Комическая опера . [n 4] каждый представлял традиционный репертуар, который имел тенденцию подавлять и расстраивать новые доморощенные таланты; только восемь из 54 лауреатов Римской премии в период с 1830 по 1860 год ставили свои произведения в Опере. [39] Хотя французские композиторы были лучше представлены в Комической опере, стиль и характер постановок практически не изменились с 1830-х годов. [39] Ряд небольших театров обслуживали оперетту , область, в которой Оффенбах тогда имел первостепенное значение. [37] в то время как Театр Италии специализировался на второсортной итальянской опере. Лучшей перспективой для начинающих оперных композиторов была труппа «Театр Лирик» , которая, несмотря на неоднократные финансовые кризисы, периодически работала в различных помещениях под руководством своего находчивого менеджера Леона Карвальо . [39] Эта труппа поставила первые спектакли «Фауста » Гуно и его «Ромео и Джульетты» , а также сокращенной версии Берлиоза » «Троянцев . [37] [40]
13 марта 1861 года Бизе присутствовал на парижской премьере « оперы Вагнера Тангейзер» , спектакля, который был встречен волнениями публики, организованными влиятельным Жокей-клубом Парижа . [41] Несмотря на это отвлечение, Бизе пересмотрел свое мнение о музыке Вагнера, которую ранее считал просто эксцентричной. Теперь он объявил Вагнера «превосходящим всех ныне живущих композиторов». [31] После этого Бизе часто обвиняли в «вагнеризме» на протяжении всей его композиторской карьеры. [42]
Как пианист Бизе с ранних лет проявлял значительные способности. Современник утверждал, что он мог бы обеспечить себе будущее на концертной площадке, но предпочел скрыть свой талант, «как будто это порок». [43] В мае 1861 года Бизе продемонстрировал редкую демонстрацию своего виртуозного мастерства, когда на званом обеде, на котором присутствовал Лист , он поразил всех, безупречно сыграв с первого взгляда одно из самых сложных произведений маэстро. Лист прокомментировал: «Я думал, что только двое мужчин способны преодолеть трудности… их трое, и… младший, пожалуй, самый смелый и блестящий». [44]

Третий посланник Бизе был отложен почти на год из-за продолжительной болезни и смерти его матери в сентябре 1861 года. [36] В конце концов он представил трио оркестровых произведений: увертюру под названием « La Chasse d'Ossian» , скерцо и похоронный марш. Увертюра потеряна; скерцо позже было включено в цыганскую симфонию, а музыка похоронного марша была адаптирована и использована в более поздней опере. [11] [45] Четвертым и последним посланником Бизе, который занимал его большую часть 1862 года, была одноактная опера « La guzla de l'émir» . Как театр, субсидируемый государством, Комическая Опера была обязана время от времени ставить произведения лауреатов Римской премии, и « Ла Гузла» своевременно приступила к репетициям в 1863 году. Однако в апреле Бизе получил предложение, исходившее от графа Валевского , чтобы сочинить музыку к трехактной опере. Это были «Ищейки жемчуга» , основанные на либретто Мишеля Карре и Эжена Кормона . Поскольку условием этого предложения было то, что опера должна стать первым публично поставленным произведением композитора, Бизе поспешно снял «Гузлу» с производства и включил части ее музыки в новую оперу. [45] Первое исполнение « Les pêcheurs de perles » труппой Театра Лирик состоялось 30 сентября 1863 года. Критическое мнение в целом было враждебным, хотя Берлиоз похвалил произведение, написав, что оно «оказывает М. Бизе величайшую честь». [46] Реакция общественности была вялой, и показ оперы завершился после 18 представлений. Больше его не исполняли до 1886 года. [47]
В 1862 году у Бизе родился ребенок от домработницы семьи Мари Рейтер. Мальчика воспитывали с убеждением, что он ребенок Адольфа Бизе; только на смертном одре в 1913 году Рейтер раскрыла истинное отцовство своего сына. [48]
Годы борьбы
[ редактировать ]
Когда срок действия его гранта Римской премии истек, Бизе обнаружил, что не может зарабатывать на жизнь сочинением музыки. Он принял учеников по игре на фортепиано и несколько студентов-композиторов, двое из которых, Эдмон Галаберт и Поль Лакомб , стали его близкими друзьями. [11] Он также работал концертмейстером на репетициях и прослушиваниях различных постановочных произведений, в том числе оратории Берлиоза «Детство Христа» и оперы Гуно « Мирей» . [49] Однако его основная работа в этот период заключалась в аранжировке чужих произведений. Он сделал фортепианные транскрипции для сотен опер и других произведений, подготовил вокальные партитуры и оркестровые аранжировки для всех видов музыки. [11] [50] Некоторое время он также был музыкальным критиком La Revue Nationale et Étrangère под вымышленным именем «Гастон де Бетци». Единственный пост Бизе в этом качестве появился 3 августа 1867 года, после чего он поссорился с новым редактором журнала и подал в отставку. [51]
С 1862 года Бизе с перерывами работал над «Иваном IV» — оперой, основанной на жизни Ивана Грозного . Карвальо не выполнил своего обещания поставить его, поэтому в декабре 1865 года Бизе предложил его Опере, которая отклонила его; работа оставалась невыполненной до 1946 года. [47] [52] В июле 1866 года Бизе подписал еще один контракт с Карвальо на «Жизнь в Перте », либретто для которого, написанное Жюлем-Анри Вернуа де Сен-Жоржем по мотивам сэра Вальтера Скотта , описывается биографом Бизе Уинтоном Дином как «худший Бизе был когда-либо призванный установить». [53] Проблемы с кастингом и другие проблемы отложили его премьеру на год, прежде чем она наконец была представлена в Театре Лирик 26 декабря 1867 года. [47] Ее пресса приняла более благосклонно, чем любую другую оперу Бизе; Критик Le Ménestral назвал второй акт «шедевром от начала до конца». [54] Несмотря на успех оперы, финансовые трудности Карвальо привели к тому, что было показано всего 18 спектаклей. [47]
Пока «Доленная радость» репетировала, Бизе работал с тремя другими композиторами, каждый из которых внес по одному акту в четырехактную оперетту «Марлбро s'en va-t-en guerre» . Когда произведение было исполнено в Театре де л'Атене 13 декабря 1867 года, оно имело большой успех, и критик Revue et Gazette Musicale расточал особую похвалу поступку Бизе: «Нет ничего более стильного, умного и в то же время время, более выдающееся». [55] Бизе также нашел время закончить свою долгожданную «Ромскую симфонию» и написал множество клавишных произведений и песен. Тем не менее этот период жизни Бизе ознаменовался значительными разочарованиями. По крайней мере, две запланированные оперы были заброшены практически без работ. [n 5] Несколько конкурсных работ, в том числе кантата и гимн, написанные для Парижской выставки 1867 года , оказались неудачными. [57] La Coupe du Roi de Thulé , его работа на оперный конкурс, не вошла в первую пятерку; в сохранившихся фрагментах этой партитуры аналитики усмотрели отголоски « Кармен» . [58] [59] 28 февраля 1869 года Цыганская симфония была исполнена в Цирке Наполеона под управлением Жюля Пасделупа . После этого Бизе сообщил Галаберу, что, судя по пропорциональным аплодисментам, шипению и свисту, работа увенчалась успехом. [60] [№ 6]
Свадьба
[ редактировать ]
Вскоре после смерти Фроманталя Галеви в 1862 году к Бизе обратились от имени мадам. Галеви о завершении неоконченной оперы своего старого наставника «Ноэ» . [62] Хотя никаких действий в то время предпринято не было, Бизе остался в дружеских отношениях с семьей Галеви. У Фроменталя осталось две дочери; старшая, Эстер, умерла в 1864 году, и это событие так травмировало г-жу. Галеви, что она не может терпеть компанию своей младшей дочери Женевьевы , которая с 15 лет жила с другими членами семьи. [63] Неясно, когда Женевьева и Бизе стали эмоционально привязаны, но в октябре 1867 года он сообщил Галаберту: «Я встретил очаровательную девушку, которую люблю! Через два года она будет моей женой!» [64] Пара обручилась, хотя семья Галеви изначально запретила этот брак. По словам Бизе, они считали его неподходящей добычей: «безденежным, левым, антирелигиозным и богемным». [65] что, по мнению Дина, является странным основанием для возражений со стороны «семьи, изобилующей художниками и эксцентриками». [66] К лету 1869 года их возражения были преодолены, и 3 июня 1869 года состоялась свадьба. Людовик Галеви написал в своем дневнике: «У Бизе есть дух и талант. Он должен добиться успеха». [67]
В качестве запоздалой дани уважения своему покойному тестю Бизе взял рукопись Ноэ и завершил ее. Части его умирающих «Васко да Гамы» и «Ивана IV» были включены в партитуру, но запланированная постановка в Театре Лирик не состоялась, когда компания Карвальо окончательно обанкротилась, и «Ноэ» оставался неисполненным до 1885 года. [11] [62] Брак Бизе поначалу был счастливым, но на него повлияла нервная нестабильность Женевьевы (унаследованная от обоих ее родителей). [63] ее сложные отношения с матерью и мадам. Вмешательство Галеви в дела пары. [59] Несмотря на это, Бизе сохранял хорошие отношения со свекровью и вел с ней обширную переписку. [68] В год после свадьбы он обдумывал планы как минимум полдюжины новых опер и начал набрасывать музыку для двух из них: «Кларисса Харлоу» по Сэмюэля Ричардсона роману «Кларисса» и «Гризелидис» на либретто Викторьена Сарду . [69] Однако его продвижение по этим проектам было остановлено в июле 1870 года с началом франко-прусской войны . [70]
Война и потрясения
[ редактировать ]
После серии предполагаемых провокаций со стороны Пруссии, кульминацией которых стало предложение испанской короны прусскому принцу Леопольду Гогенцоллерну , французский император Наполеон III объявил войну 15 июля 1870 года. Первоначально этот шаг был поддержан вспышкой патриотического рвения и уверенное ожидание победы. [11] [71] Бизе вместе с другими композиторами и художниками вступил в Национальную гвардию и начал обучение. [72] Он критически относился к устаревшему снаряжению, с помощью которого ему предстояло сражаться; По его словам, орудия его подразделения более опасны для них самих, чем для противника. [68] Национальные настроения вскоре были подавлены новостями о последовательных неудачах; при Седане 2 сентября французские армии потерпели сокрушительное поражение; Наполеон был схвачен и свергнут, и Вторая империя внезапно пришла к концу. [72]
Бизе с энтузиазмом приветствовал провозглашение в Париже Третьей республики . [72] Новое правительство не просило мира, и к 17 сентября прусские армии окружили Париж. [73] В отличие от Гуно, бежавшего в Англию, [74] Бизе отверг возможность покинуть осажденный город: «Я не могу покинуть Париж! Это невозможно! Это было бы просто трусостью», - писал он г-же Галеви. [68] Жизнь в городе стала экономной и суровой, [n 7] хотя к октябрю были предприняты усилия по восстановлению нормальной жизни. Пасделу возобновил свои регулярные воскресные концерты, а 5 ноября Опера вновь открылась отрывками из произведений Глюка, Россини и Мейербера. [73] [76]
26 января 1871 года было подписано перемирие, но уход прусских войск из Парижа в марте предвещал период неразберихи и гражданских беспорядков. После восстания муниципальная власть города была захвачена диссидентами, которые основали Парижскую Коммуну . [77] Бизе решил, что в городе ему больше небезопасно, и они с Женевьевой сбежали в Компьень . [68] Позже они переехали в Ле-Везине , где просидели два месяца Коммуны, в пределах слышимости выстрелов, которые раздавались, когда правительственные войска постепенно подавляли восстание: «Пушки грохотают с невероятной силой», — писал Бизе своей матери. зять 12 мая. [68] [78]
Поздняя карьера
[ редактировать ]Джамиле , Арлезьен и Дон Родриг
[ редактировать ]Когда жизнь в Париже вернулась в нормальное русло, в июне 1871 года назначение Бизе хормейстером Оперы, по-видимому, было подтверждено ее директором Эмилем Перреном . Бизе должен был приступить к своим обязанностям в октябре, но 1 ноября этот пост занял Гектор Саломон . В своей биографии Бизе Мина Кертисс предполагает, что он либо подал в отставку, либо отказался занять эту должность в знак протеста против того, что, по его мнению, было неоправданным закрытием режиссером Эрнеста Рейера оперы «Эрострат» всего после двух представлений. [79] Бизе возобновил работу над «Клариссой Харлоу» и «Гризелидис» , но планы постановки последней в Комической опере провалились, и ни одна работа не была закончена; сохранились лишь фрагменты их музыки. [80] Другими завершенными произведениями Бизе в 1871 году были фортепианный дуэт « Игры детей» и одноактная опера « Джамиле» , которая открылась в Комической опере в мае 1872 года. Она была плохо поставлена и некомпетентно спета; в какой-то момент ведущий певец пропустил 32 такта. Он закрылся после 11 выступлений и больше не прозвучал до 1938 года. [81] 10 июля Женевьева родила единственного ребенка пары, сына Жака . [82]

Следующее важное задание Бизе пришло от Карвалью, который теперь руководил парижским театром «Водевиль» и хотел использовать музыку для Альфонса Доде пьесы «Арлезианка» . Когда 1 октября спектакль открылся, критики сочли музыку слишком сложной для массового вкуса. Однако, воодушевленный Рейером и Массне , Бизе составил четырехчастную сюиту : из музыки [83] который был исполнен под управлением Пасделупа 10 ноября и вызвал восторженный прием. [11] [№ 8] Зимой 1872–1873 годов Бизе руководил подготовкой к возрождению все еще отсутствующего «Ромео и Джульетты» Гуно в Комической опере. Отношения между ними были прохладными в течение нескольких лет, но Бизе положительно отреагировал на просьбу своего бывшего наставника о помощи, написав: «Вы были началом моей жизни как художника. Я проистекаю из вас». [85]
В июне 1872 года Бизе сообщил Галаберу: «Мне только что приказали сочинить три действия для Комической оперы. [Анри] Мейяк и [Людовик] Галеви исполняют мою пьесу». [86] Темой этого проекта был выбран Проспера Мериме короткий роман « Кармен ». Бизе приступил к написанию музыки летом 1873 года, но руководство Комической оперы было обеспокоено пригодностью этой рискованной истории для театра, который в целом обеспечивал здоровое развлечение, и работа была приостановлена. [11] [87] Затем Бизе начал сочинять « Дона Родрига» , адаптацию Эль Сида истории Луи Галле и Эдуарда Блау . Он сыграл фортепианную версию перед избранной аудиторией, в которую входил главный баритон Оперы Жан-Батист Фор , надеясь, что одобрение певца может повлиять на руководство Оперы при постановке произведения. [88] Однако в ночь с 28 на 29 октября Опера сгорела дотла; режиссеры, среди других насущных проблем, отложили Дона Родрига в сторону. [89] Он так и не был завершен; Позже Бизе адаптировал тему из заключительного акта в основу своей увертюры 1875 года «Патрие» . [11]
Кармен
[ редактировать ]
Адольф де Левен , соруководитель Комической оперы, наиболее резко выступавший против проекта «Кармен» , подал в отставку в начале 1874 года, устранив главный барьер на пути создания произведения. [11] Бизе закончил партитуру летом и остался доволен результатом: «Я написал произведение, полное ясности и живости, полное цвета и мелодии». [90] известная меццо-сопрано Селестин Галли-Мари Исполнять заглавную партию была приглашена (в профессиональном мире известная как «Галли-Мари»). По словам Дина, она была в таком же восторге от этой роли, как Бизе от ее пригодности для нее. Ходили слухи, что у них с певцом был непродолжительный роман; его отношения с Женевьевой в то время были натянутыми, и несколько месяцев они жили отдельно. [91]
Когда в октябре 1874 года начались репетиции, у оркестра возникли трудности с партитурой, поскольку некоторые партии оказались неисполнимыми. [92] Хор также заявил, что часть их музыки невозможно петь, и был встревожен тем, что им приходилось действовать индивидуально, курить и драться на сцене, а не просто стоять в очереди. [93] Бизе также пришлось противостоять дальнейшим попыткам Комической оперы изменить части действия, которые они считали неправомерными. Только когда ведущие певцы пригрозили отказаться от участия в постановке, руководство уступило. [94] [95] Решение этих вопросов отложило первую ночь до 3 марта 1875 года, утром которого случайно было объявлено о назначении Бизе кавалером Почетного легиона . [96]
Среди ведущих музыкальных деятелей на премьере были Жюль Массне , Камиль Сен-Санс и Шарль Гуно . Женевьева, страдающая абсцессом правого глаза, не смогла присутствовать. [96] Первое исполнение оперы продлилось до четырех с половиной часов; финальный акт начался только после полуночи. [97] После этого Массне и Сен-Санс поздравляли его, а Гуно – меньше. Согласно одному сообщению, он обвинил Бизе в плагиате: «Жорж ограбил меня! Уберите из партитуры испанский воздух и мой, и в заслугу Бизе не останется ничего, кроме соуса, который маскирует рыбу». [98] [n 9] Большая часть комментариев в прессе была негативной, выражая ужас по поводу того, что героиня была аморальной соблазнительницей, а не добродетельной женщиной. [97] Один критик назвал выступление Галли-Мари «самым воплощением порока». [101] Другие жаловались на отсутствие мелодии и проводили невыгодные сравнения с традиционными оперно-комическими произведениями Обера и Буальдье . Леон Эскюдье в L'Art Musical назвал музыку «скучной и непонятной ... ухо устает ждать ритма, который никогда не приходит». [102] Однако была похвала со стороны поэта Теодора де Банвиля , который аплодировал Бизе за то, что он представил драму с настоящими мужчинами и женщинами вместо обычных «марионеток» в Опера-Комике. [103] Реакция публики была вялой, и вскоре Бизе убедился в ее провале: «Я предвижу определенный и безнадежный провал». [104]
Болезнь и смерть
[ редактировать ]
Большую часть своей жизни Бизе страдал от периодических заболеваний горла. [105] Заядлый курильщик, он, возможно, еще больше подорвал свое здоровье переутомлением в середине 1860-х годов, когда он трудился над транскрипциями издателей по 16 часов в день. [106] В 1868 году он сообщил Галаберту, что тяжело болен абсцессом трахеи: «Я страдал, как собака». [107] В 1871 и 1874 годах, завершая «Кармен» , он был инвалидом из-за тяжелых приступов того, что он описал как «ангина в горле», и в конце марта 1875 года у него случился новый приступ. [108] [109] В то время, подавленный очевидной неудачей «Кармен» , Бизе медленно выздоравливал и в мае снова заболел. В конце месяца он поехал в свой загородный дом в Буживале и, почувствовав себя немного лучше, пошел купаться в Сене . На следующий день, 1 июня, у него поднялась высокая температура и появились боли, за которыми последовал очевидный сердечный приступ. Казалось, он временно выздоровел, но рано утром 3 июня, в годовщину свадьбы, у него случился второй приступ со смертельным исходом. [110] Ему было 36 лет.
Внезапность смерти Бизе и осознание его депрессивного психического состояния породили слухи о самоубийстве. Хотя точная причина смерти так и не была установлена с уверенностью, врачи в конечном итоге определили ее как «сердечное осложнение острого суставного ревматизма». [№ 10] Известие о смерти ошеломило парижский музыкальный мир, и поскольку Галли-Мари был слишком расстроен, чтобы появиться, вечернее исполнение « Кармен» было отменено и заменено Буальдье » «Бланшированной дамой . [110]
Более 4000 человек присутствовали на похоронах 5 июня в церкви Святой Троицы , к северу от Оперы. Адольф Бизе возглавил скорбящих, среди которых были Гуно, Тома, Людовик Галеви , Леон Галеви и Массне. Оркестр под управлением Жюля Пасделупа играл «Патри» , а органист импровизировал фантазию на темы « Кармен» . На последовавших за этим похоронах на кладбище Пер-Лашез Гуно произнес панегирик. Он сказал, что Бизе был поражен как раз в тот момент, когда его признали настоящим художником. Ближе к концу своего выступления Гуно не выдержал и не смог произнести речь . [112] После специального исполнения «Кармен» в Комической опере в тот вечер пресса, почти повсеместно осудившая пьесу тремя месяцами ранее, теперь объявила Бизе мастером. [113]
Музыка
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]Самые ранние композиции Бизе, в основном песни и клавишные пьесы, написанные в качестве упражнений, дают ранние признаки его зарождающейся силы и таланта мелодиста. [11] В фортепианном произведении « Роман без условно-досрочного освобождения» , написанном до 1854 года, Дин видит свидетельства «сочетания мелодии, ритма и аккомпанемента», характерного для зрелых произведений Бизе. [114] Первым оркестровым произведением Бизе стала увертюра, написанная в 1855 году в манере «Вильяма Телля» Россини . Критики сочли ее ничем не примечательной, но Симфония до мажор того же года получила горячую оценку более поздних комментаторов, которые провели благоприятные сравнения с Моцартом и Шубертом. [11] По мнению Дина, у симфонии «мало соперников и, возможно, нет превосходства в творчестве любого композитора такого молодого возраста». [115] Критик Эрнест Ньюман предполагает, что Бизе, возможно, в это время думал, что его будущее лежит в области инструментальной музыки, прежде чем «внутренний голос» (и реалии французского музыкального мира) повернул его к сцене. [116]
Оркестровые, фортепианные и вокальные произведения
[ редактировать ]После его ранней «Симфонии до мажор» чисто оркестровые произведения Бизе скудны. симфония « Цыганская », над которой он работал более восьми лет, по мнению Дина, не идет ни в какое сравнение со своей юношеской предшественницей. Работа, говорит Дин, чем-то обязана Гуно и содержит отрывки, напоминающие Вебера и Мендельсона . Однако Дин утверждает, что работа страдает от плохой организации и избытка претенциозной музыки; он называет это «осечкой». Другое зрелое оркестровое произведение Бизе, увертюра «Патрие» , также отвергается: «ужасное предупреждение об опасности путать искусство с патриотизмом». [117]
Музыковед Хью Макдональд утверждает, что лучшая оркестровая музыка Бизе находится в сюитах, которые он заимствовал из 12-частных « Детских игр» для фортепиано в четыре руки (1871) и сценической музыки к пьесе Доде «Арлезианка» (1872): «Игр» Результатом стала « Маленькая сюита» 1873 года, состоящая из пяти частей (Марш — Берсез — Экспромт — Дуэт — Галоп) , а в результате «Музыки сцены» — две сюиты, одна из которых написана в год премьеры, составленная Бизе (Прелюдия — Менуэт — Адажиетто-Карильон) и другой, 1879 года, составленный посмертно Гиро (Пастораль-Интермеццо-Менуэт-Фарандола) . По мнению Макдональда, во всех трёх Бизе демонстрирует зрелость стиля, который, если бы он прожил дольше, мог бы стать основой для будущих великих оркестровых произведений. [11]
Фортепианные произведения Бизе не вошли в репертуар концертного пианиста и, как правило, слишком сложны для понимания любителями. Исключение составляет описанная выше «Игры детей» дуэтная сюита ; здесь Бизе избегает виртуозных пассажей, которые так доминируют в его сольной музыке. [11] Ранние сольные произведения несут влияние Шопена; более поздние работы, такие как «Хроматические вариации» или «Фантастическое шассе» , больше обязаны Листу. [118]
Большинство песен Бизе были написаны в период 1866–68. Дин определяет основные недостатки этих песен как лишенное воображения повторение одной и той же музыки в каждом куплете и тенденцию писать для оркестра, а не для голоса. [119] Большая часть крупномасштабной вокальной музыки Бизе утеряна; ранний Te Deum , сохранившийся полностью, отвергается Дином как «жалкое произведение, [которое] просто иллюстрирует неспособность Бизе писать религиозную музыку». [120]
Драматические произведения
[ редактировать ]
Ранняя одноактная опера Бизе «Чудо доктора» дает первые явные признаки его перспектив в этом жанре, ее сверкающая музыка включает, по словам Дина, «множество счастливых штрихов пародии, музыки и комических характеристик». [115] Ньюман видит свидетельства более поздних достижений Бизе во многих его ранних произведениях: «[В]новом и вновь мы обнаруживаем в них те или иные штрихи, которых мог достичь только музыкант с драматическим корнем дела в нем». [121] Однако до «Кармен» Бизе по существу не был новатором в музыкальном театре. Он написал большинство своих опер в традициях итальянской и французской оперы, заложенных такими, как Доницетти , Россини, Берлиоз, Гуно и Тома. Макдональд предполагает, что технически он превзошел все это, обладая чувством человеческого голоса, сравнимым с голосом Моцарта. [11]
В «Доне Прокопио » Бизе следовал стандартным приемам итальянской оперы, типичным для Доницетти в «Доне Паскуале» , произведении, на которое он очень похож. Однако знакомая идиома перемежается оригинальными штрихами, в которых безошибочно проступают отпечатки пальцев Бизе. [11] [122] В своей первой значительной опере, «Les pêcheurs de perles» , Бизе мешало скучное либретто и трудоемкий сюжет; тем не менее, по мнению Дина, музыка временами поднимается «намного выше уровня современной французской оперы». [45] Его многочисленные оригинальные особенности включают вступление к каватине Comme autrefois dans la nuit sombre, исполняемой двумя валторнами на фоне виолончели, эффект, который, по словам аналитика Эрве Лакомба , «резонирует в памяти, как фанфары, затерянные в далеком лесу». ". [123] В то время как музыка «Les Pêcheurs» атмосферна и глубоко напоминает восточную обстановку оперы, в «Пертской радости » Бизе не предпринял никаких попыток привнести шотландский колорит или настроение; [11] хотя озвучка включает в себя очень творческие штрихи, такие как отдельная группа деревянных духовых инструментов и струнных во время сцены соблазнения в третьем акте оперы. [124]
Из незаконченных работ Бизе Макдональд выделяет «Купе короля Туле» как явный признак силы, которая достигнет вершины в «Кармен» , и предполагает, что если бы Кларисса Харлоу и Гризелидис были завершены, наследие Бизе было бы «бесконечно богаче». [11] Отходя от общепринятых музыкальных условностей французской оперы, Бизе столкнулся с враждебностью критиков. В случае с Джамиле вновь было выдвинуто обвинение в «вагнеризме». [125] поскольку зрители изо всех сил пытались понять оригинальность партитуры; многие находили музыку претенциозной и монотонной, лишенной ритма и мелодии. [92] Напротив, современное критическое мнение, выраженное Макдональдом, состоит в том, что Джамиле - «поистине очаровательное произведение, полное изобретательных штрихов, особенно хроматических цветов». [11]
Ральф П. Локк в своем исследовании происхождения Кармен обращает внимание на успешное воспоминание Бизе об андалузской Испании. [100] Граут в своей «Истории западной музыки » восхваляет необычайную ритмическую и мелодическую жизненную силу музыки, а также способность Бизе получить максимальный драматический эффект самым экономичным способом. [126] Среди первых сторонников оперы были Чайковский , Брамс и особенно Вагнер, который прокомментировал: «Здесь, слава Богу, наконец-то для разнообразия появился кто-то с идеями в голове». [127] Другим поборником этой работы был Фридрих Ницше , который утверждал, что знает ее наизусть; «Это музыка, не претендующая на глубину, но восхитительная в своей простоте, такая непринужденная и искренняя». [128] По общему мнению, «Кармен» представляет собой завершение развития Бизе как мастера музыкальной драмы и кульминацию жанра комической оперы . [11] [129]
Наследие
[ редактировать ]После смерти Бизе многие его рукописи были утеряны; произведения были отредактированы другими руками и опубликованы в этих неавторизованных версиях, так что часто бывает трудно установить, что является подлинным Бизе. [11] Даже «Кармен» была преобразована в формат большой оперы путем замены ее диалогов речитативами, написанными Гиро, и другими поправками к партитуре. [129] Музыкальный мир не сразу признал Бизе мастером, и, за исключением «Кармен» и сюиты «Арлезианка» , немногие из его произведений были исполнены в первые годы после его смерти. [11] Однако в 20 веке интерес возрос. Дон Прокопио был возрожден в Монте-Карло в 1906 году; [130] итальянская версия « Les pêcheurs de perles» была исполнена в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 13 ноября 1916 года с Карузо в главной роли тенора; [131] и с тех пор он стал основным продуктом во многих оперных театрах. [132] После своего первого исполнения в Швейцарии в 1935 году Симфония до мажор вошла в концертный репертуар и была записана, среди многих других, сэром Томасом Бичемом . [133] Отрывки из «La coupe du roi de Thulé » под редакцией Уинтона Дина были переданы BBC 12 июля 1955 года. [134] и «Ле доктор Чудо» были возрождены в Лондоне 8 декабря 1957 года группой Park Lane. [130] Васко да Гама и Иван IV , а также множество песен и полная фортепианная музыка. Записаны [№ 11] «Кармен» после своего первоначального парижского тиража из 45 представлений приобрела всемирный успех после выступлений в Вене (1875 г.) и Лондоне (1878 г.). [138] Ее провозгласили первой оперой школы веризма , в которой особое внимание уделяется грязным и жестоким темам, а искусство отражает жизнь - «не идеализированную жизнь, а жизнь, как она проживается на самом деле». [127] [139]
Музыкальный критик Гарольд К. Шенберг предполагает, что, если бы Бизе был жив, он мог бы произвести революцию во французской опере; [128] на самом деле веризмо подхватили в основном итальянцы, особенно Пуччини , который, по словам Дина, развивал эту идею, «пока она не устарела». [140] [№ 12] Бизе не основал никакой конкретной школы, хотя Дин называет Шабрие и Равеля композиторами, находившимися под его влиянием. Дин также предполагает, что увлечение трагическими героями Бизе — Фредери в «Арлезианке» , Хосе в «Кармен » — отражено в поздних симфониях Чайковского, особенно в си-минорной « Патетике » . [140] Макдональд пишет, что наследие Бизе ограничено краткостью его жизни, а также неудачными стартами и отсутствием сосредоточенности, которые сохранялись до его последних пяти лет. «Зрелище великих произведений, не написанных либо потому, что у Бизе были другие развлечения, либо потому, что никто не просил его писать их, либо из-за его преждевременной смерти, бесконечно удручающе, однако блеск и индивидуальность его лучшей музыки безошибочны. значительно обогатил период французской музыки, уже богатый талантливыми и выдающимися композиторами». [11]
В семейном кругу Бизе в 1886 году умер его отец Адольф. Сын Бизе Жак покончил с собой в 1922 году после несчастной любви. Жан Рейтер, старший сын Бизе, сделал успешную карьеру в качестве директора по прессе Le Temps , стал кавалером Почетного легиона и умер в 1939 году в возрасте 77 лет. В 1886 году Женевьева вышла замуж за Эмиля Штрауса, богатого юриста; она стала известной хозяйкой парижского общества и близкой подругой, в частности, Марселя Пруста . Она не проявляла особого интереса к музыкальному наследию своего первого мужа, не пыталась каталогизировать рукописи Бизе и раздавала многие из них в качестве сувениров. Она умерла в 1926 году; в своем завещании она учредила фонд премии Жоржа Бизе, которая будет ежегодно присуждаться композитору в возрасте до 40 лет, который «создал выдающиеся произведения за предыдущие пять лет». Среди лауреатов премии Тони Обен , Жан-Мишель Дамас , Анри Дютийе и Жан Мартинон . [142] [143]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Произношение: Великобритания : / ˈ b iː z eɪ / BEE -zay , США : / b iː ˈ z eɪ / bee- ZAY ; [1] [2] Французский: [ʒɔʁʒ bizɛ] .
- ↑ Лекок писал: «Музыка Бизе была неплохой, но довольно тяжелой, и он провалил почти все куплеты, которые мне удалось написать». Мина Кёртисс предполагает, что это недовольство отражало общее разочарование Лекока карьерой, в которой театральный успех по большей части ускользал от него. [20]
- ↑ Хотя Бизе поначалу был польщён принадлежностью к кругу Оффенбаха, и ему нравились контакты, которые он установил на пятничных собраниях, он возмутился властью, которую старший композитор установил над французским музыкальным театром, и стал презирать его музыку. В письме Полю Лакомбу в 1871 году Бизе упоминает «все возрастающее вторжение этого адского Оффенбаха» и отвергает работы Оффенбаха как «мусор» и «эту непристойность». [22]
- ^ Название «Opéra-Comique» не означает буквально «комическая опера» или опера-буффа . Наиболее специфической особенностью постановок Опера-Комик была замена песенного речитатива устным диалогом — немецкая модель зингшпиля . [37] [38]
- ↑ Дин идентифицирует один из них как «Тамплиеры» , либретто Сен-Жоржа и Леона Галеви. Другой, название неизвестно, был на либретто Артура Лероя и Томаса Соважа . [56]
- ↑ В этом спектакле, вопреки желанию Бизе, было пропущено скерцо, входившее в его третий посланник. Скерцо не было включено в симфонию до 1880 года, через пять лет после смерти Бизе. [61]
- ↑ Хотя во время осады было мало случаев фактического голодания, детская смертность значительно выросла из-за нехватки молока. Основными источниками мяса были лошади и домашние животные: «Подсчитано, что за всю блокаду было съедено 65 000 лошадей, 5 000 кошек и 1 200 собак». [75]
- ↑ Вторая сюита «Арлезианка» была подготовлена Гиро и исполнена в 1879 году, через четыре года после смерти Бизе. Это широко известно как сюита № 2 «Арлезианка» . [84]
- ↑ Признанными испанскими мелодиями являются «Хабанера», в которой используется популярная мелодия Себастьяна Ирадье , и антракт к Акту 4, основанный на арии из Мануэля Гарсиа оперы «Притворное дитя» . [99] [100]
- ↑ Это мнение было записано врачом Эженом Гельмой из Страсбургского университета через много лет после смерти Бизе. [111]
- ^ Доступны многочисленные записи этих произведений. [135] [136] [137]
- ↑ В своей биографии Пуччини 1958 года Эдвард Гринфилд называет ассоциацию Пуччини с веризмом «вводящей в заблуждение», заявляя, что он выбирал сюжеты, руководствуясь прагматическими принципами максимальной привлекательности для аудитории. [141]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ Джонс, Дэниел (2011). Роуч, Питер ; Сеттер, Джейн ; Эслинг, Джон (ред.). Кембриджский словарь английского произношения (18-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-15255-6 .
- ^ Дин (1965), с. 1
- ^ Jump up to: а б Кертисс, с. 7
- ^ Jump up to: а б с д Дин (1965), стр. 2–4.
- ^ Кертисс, стр. 8–10.
- ^ Кертисс, стр. 12–13.
- ^ Джексон, Тимоти Л. (7 октября 1999 г.). Чайковский: Симфония № 6 (Патетическая) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521646765 . Проверено 17 ноября 2017 г. - через Google Книги.
- ^ Филип Больман , Еврейский музыкальный модернизм, старое и новое , University of Chicago Press (2008), стр. 10
- ^ Кертисс, стр. 15–17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Макдональд, Хью . «Бизе, Жорж (Александр-Сезар-Леопольд)» . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 18 сентября 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Дин (1965), с. 6
- ^ Кертисс, с. 21
- ^ Дин (1965), стр. 7–8.
- ^ Дин (1965), стр. 153, 266–267.
- ^ Дин (1965), стр. 138–39, 262–63.
- ^ Кертисс, стр. 38–39.
- ^ Кертисс, стр. 39–40.
- ^ Дин (1965), с. 9
- ^ Кертисс, стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Дин (1965), стр. 10–11.
- ^ Кертисс, стр. 311–312.
- ^ Кертисс, Мина (июль 1954 г.). «Бизе, Оффенбах и Россини». Музыкальный ежеквартальный журнал . 40 (3): 350–359. дои : 10.1093/mq/xl.3.350 . JSTOR 740074 . (требуется подписка)
- ^ Кертисс, стр. 48–50.
- ^ Кертисс, с. 53
- ^ Дин (1965), стр. 15 и 21.
- ^ Гринфилд, Эдвард (февраль 2011 г.). «Бизе – Хлодвиг и Клотильда. Te Deum» . Граммофон . (требуется подписка)
- ^ Дин (1965), с. 24
- ^ Кертисс, стр. 94–95.
- ^ Дин (1965), стр. 20, 260–266, 270–271.
- ^ Jump up to: а б Кертисс, стр. 106–107.
- ^ Дин (1965), с. 17
- ^ Кертисс, с. 88
- ^ Дин (1965), с. 19
- ^ Кертисс, стр. 97–106.
- ^ Jump up to: а б Дин (1965), стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б с Дин (1965), стр. 36–39.
- ^ Шенберг (Том I), с. 210
- ^ Jump up to: а б с Стин, с. 586
- ^ Ниф (ред.), стр. 48, 184, 190
- ^ Осборн, с. 89
- ^ Кертисс, с. 112
- ^ Кертисс, с. 109
- ^ Дин (1965), с. 45
- ^ Jump up to: а б с Дин (1980), стр. 754–755.
- ^ Кертисс, стр. 140–141.
- ^ Jump up to: а б с д Дин (1980), стр. 755–756.
- ^ Кертисс, с. 122
- ^ Кертисс, с. 146
- ^ Дин (1965), стр. 54–55.
- ^ Стин, с. 589
- ^ Дин (1965), с. 261
- ^ Дин (1965), с. 62
- ^ Дин (1965), стр. 71–72.
- ^ Кертисс, стр. 206–209.
- ^ Дин (1965), стр. 79, 260–263.
- ^ Кертисс, стр. 194–198.
- ^ Дин (1965), стр. 77–79.
- ^ Jump up to: а б Дин (1980), с. 757
- ^ Кертисс, с. 232
- ^ Дин (1965), стр. 80–81.
- ^ Jump up to: а б Дин (1965), с. 84
- ^ Jump up to: а б Дин (1965), с. 82
- ^ Дин (1965), стр. 69–70.
- ^ Стин, стр. 589–590.
- ^ Дин (1965), с. 70
- ^ Кертисс, с. 250
- ^ Jump up to: а б с д и Кёртисс, Мина; Бизе, Жорж (июль 1950 г.). «Неопубликованные письма Жоржа Бизе». Музыкальный ежеквартальный журнал . 36 (3). Издательство Оксфордского университета: 375–409. дои : 10.1093/mq/xxxvi.3.375 . JSTOR 739910 . (требуется подписка)
- ^ Кертисс, стр. 254–256.
- ^ Кертисс, с. 258
- ^ Стин, с. 591
- ^ Jump up to: а б с Кертисс, стр. 259–262.
- ^ Jump up to: а б Стин, с. 594
- ^ Кертисс, с. 263
- ^ Стин, с. 596
- ^ Кертисс, с. 268
- ^ Стин, стр. 598–601.
- ^ Дин (1965), с. 87
- ^ Кертисс, стр. 315–317.
- ^ Дин (1965), стр. 91–95.
- ^ Дин (1965), стр. 96–98.
- ^ Кёртисс, стр. 329–330.
- ^ Кертисс, стр. 332–340.
- ^ Кертисс, с. 332
- ^ Кертисс, с. 342
- ^ Дин (1965), с. 100
- ^ Шенберг (Том II), с. 36
- ^ Дин (1965), с. 107
- ^ Кертисс, стр. 352–353.
- ^ Дин (1965), с. 108
- ^ Дин (1965), стр. 110–111.
- ^ Jump up to: а б Дин (1980), стр. 758–760.
- ^ МакКлари, с. 24
- ^ Дин (1965), стр. 112–114.
- ^ МакКлари, с. 23
- ^ Jump up to: а б Кертисс, с. 387
- ^ Jump up to: а б Шин, стр. 604–605.
- ^ Кертисс, с. 391
- ^ МакКлари, с. 26
- ^ Jump up to: а б Локк, стр. 318–319.
- ^ Дин (1965), с. 117
- ^ Дин (1965), с. 118
- ^ Кертисс, стр. 408–409.
- ^ Дин (1965), с. 116
- ^ Кертисс, с. 61
- ^ Стин, с. 588
- ^ Кертисс, с. 221
- ^ Кертисс, стр. 310 и 367.
- ^ Дин (1965), с. 122
- ^ Jump up to: а б Дин (1965), стр. 124–126.
- ^ Кертисс, с. 419
- ^ Кертисс, стр. 422–423.
- ^ Дин (1965), с. 128
- ^ Дин (1980), с. 749
- ^ Jump up to: а б Дин (1980), стр. 750–751.
- ^ Ньюман, стр. 426–427.
- ^ Дин (1965), стр. 141–145.
- ^ Эшли, Тим (10 марта 2011 г.). «Бизе: Полное собрание музыки для фортепиано соло – обзор» . Хранитель .
- ^ Дин (1965), с. 152
- ^ Дин (1965), с. 157
- ^ Ньюман, с. 428
- ^ Дин (1980), с. 752
- ^ Лакомб, с. 178
- ^ Дин (1965), стр. 184–185.
- ^ Кертисс, с. 325
- ^ Граут и Палиска, с. 615
- ^ Jump up to: а б Шенберг (Том II), стр. 36–37.
- ^ Jump up to: а б Шенберг (Том II), стр. 34–35.
- ^ Jump up to: а б Дин (1980), стр. 760–761.
- ^ Jump up to: а б Варрак и Уэст, стр. 195 и 201.
- ^ «Les pêcheurs de perles: Метрополитен-опера: 13.11.1916» . Метрополитен-опера, Нью-Йорк . Проверено 11 октября 2011 г. (Используйте поиск по ключевым словам)
- ^ Макдональд, Хью . «Pêcheurs de perles, Les» . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 11 октября 2011 г. (требуется подписка)
- ^ Робертс (ред.), стр. 171–172.
- ^ Дин (1980), с. 762
- ^ «Бизе: Васко да Гама: Открой свое сердце» . Престо Классик . Проверено 11 октября 2011 г.
- ^ «Бизе – Иван IV Live» . Амазонка . Проверено 21 мая 2016 г.
- ^ «Бизе: Полное собрание фортепианной музыки» . Престо Классик . Проверено 11 октября 2011 г.
- ^ Кертисс, стр. 426–429.
- ^ Дент, с. 350
- ^ Jump up to: а б Дин (1965), стр. 244–246.
- ^ Гринфилд, с. 206
- ^ Стин, стр. 605–606.
- ^ Кертисс, стр. 438–441.
Источники
[ редактировать ]- Кертисс, Мина (1959). Бизе и его мир . Лондон: Секер и Варбург. OCLC 505162968 .
- Дин, Винтон (1965). Жорж Бизе: его жизнь и творчество . Лондон: JM Dent & Sons. OCLC 643867230 .
- Дин, Винтон (1980). «Бизе, Жорж (Александр Сезар Леопольд)». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. 2. Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-23111-2 .
- Дент, Эдвард Дж. (1934). «Опера». В Бахарахе, А.Л. (ред.). Музыкальный компаньон . Лондон: Виктор Голланц. OCLC 500218960 .
- Гринфилд, Эдвард (1958). Пуччини: Хранитель Печати . Лондон: Книги Стрелы. OCLC 654174732 .
- Граут, Дональд Джей ; Палиска, Клод В. (1981). История западной музыки (Третье изд.). Лондон: JM Dent & Sons. ISBN 0-460-04546-6 .
- Лакомб, Эрве (2001). Ключи к французской опере девятнадцатого века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 132 . ISBN 0-520-21719-5 .
- Локк, Ральф П. (2009). » Бизе «Испанский местный колорит в «Кармен » . У Фаузера, Аннегрет; Эверист, Марк (ред.). Музыка, театр и культурный трансфер: Париж, 1830–1914 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-23926-2 .
- МакКлари, Сьюзен (1992). Жорж Бизе: Кармен . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-39897-5 .
- Неф, Сигрид , изд. (2000). Опера: композиторы, произведения, исполнители (английское изд.). Кёльн: Кенеманн. ISBN 3-8290-3571-3 .
- Ньюман, Эрнест (1954). Еще вечера оперы . Лондон: Патнэм. OCLC 462366584 .
- Осборн, Чарльз (1992). Полное собрание опер Вагнера . Лондон: Виктор Голланц. ISBN 0-575-05380-1 .
- Робертс, Дэвид, изд. (2005). Руководство по классическим хорошим CD и DVD . Лондон: Haymarket Consumer. ISBN 0-86024-972-7 .
- Шенберг, Гарольд (1975). Жизнеописания великих композиторов, том I. Лондон: Публикации Футуры. ISBN 0-86007-722-5 .
- Шенберг, Гарольд (1975). Жизнеописания великих композиторов, том II . Лондон: Публикации Футуры. ISBN 0-86007-723-3 .
- Стин, Майкл (2003). Жизнь и времена великих композиторов . Лондон: Книги об иконах. ISBN 978-1-84046-679-9 .
- Варрак, Джон ; Уэст, Юэн (1992). Оксфордский оперный словарь . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-869164-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Жоржа Бизе в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Макдональд, Хью . «Каталог Бизе» . (Полный список работ, отражающий текущую стипендию)
- Les Amis de Georges Bizet. Архивировано 5 июня 2013 года в Wayback Machine (на французском языке).
- Работы Жоржа Бизе в Project Gutenberg
- Работы Жоржа Бизе или о нем в Internet Archive
- Запись «Жорж Бизе» в партитурах оперы и балета онлайн
- Жорж Бизе
- 1838 рождений
- 1875 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Французские классические пианисты XIX века.
- Французские композиторы XIX века.
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Рыцари Почетного легиона
- Дети-классические музыканты
- Композиторы для фортепиано
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские атеисты
- Французские военнослужащие франко-прусской войны
- Французские оперные композиторы
- Французские композиторы-романтики
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы из Парижа
- Римская премия за композицию
- Ученики Антуана Франсуа Мармонтеля