Дон Прокопио
Дон Прокопио | |
---|---|
Опера-буффа Бизе Жоржа | |
![]() Бизе в 1875 году | |
Либреттист | |
Язык | итальянский |
«Дон Прокопио» — двухактная опера-буффа с Жоржа Бизе итальянским либретто , написанная в 1859 году и впервые исполненная в 1906 году.
Фон
[ редактировать ]Бизе провел 1857–1860 годы в Италии в качестве лауреата Римской премии . В поисках вдохновения для произведения, которое можно было бы отправить домой, он нашел сюжет для своей оперы-буффа в магазине подержанных книг в Риме и написал домой, что произведение Карло Камбьаджо (1798–1880) было «итальянским фарсом в манере Дона Паскуале ». Эти слова представляли собой сокращенную версию (1772–1839) «Я притворяюсь делузи» (1811) произведения Джузеппе Моска . [ 1 ]
Зимой 1858–1859 годов состав был спорадическим; Бизе признался, что все еще пытался найти свой голос, хотя намеренно стремился к итальянскому стилю этого произведения. В отчете судей Римской премии отмечались успехи, но более поздний отчет, подписанный Амбруазом Тома, критиковал Бизе за то, что он отправил оперу-буфф в качестве своего первого посланника, и предлагал ему отвлечь свое внимание от этого в сторону духовной музыки (хотя Бизе не представил религиозного посланник любого рода из Рима). [ 2 ]
История выступлений
[ редактировать ]
Есть три напечатанные партитуры « Дона Прокопио» : партитура, опубликованная в 1905 году перед премьерой, полная партитура и вторая партитура, все из которых вводят в заблуждение, поскольку не позволяют отличить настоящего Бизе от подделки (антракт и речитативы). Вторая и третья партитуры содержат две арии Дона Прокопио, адаптированные из песен Бизе; К скорингу были добавлены дополнительные инструменты. Партитура с автографом Дона Прокопио была обнаружена в бумагах, оставленных Даниэлем Обером после его смерти в 1871 году, и приобретена у семьи Обер Парижской консерваторией в 1894 году. [ 3 ]
Первая постановка в переработанном издании Шарля Малерба состоялась в Зале Гарнье в Монте-Карло 10 марта 1906 года в двойной афише с «Паяцами» . Спектакли были в Барселоне в 1907 году и в Риме в 1908 году. Оригинальная версия была показана в Муниципальном театре в Страсбурге 6 февраля 1958 года. Австралийская премьера «Оперы находок» состоялась в июне 2016 года в Балкатте , Перт. [ 4 ] Opera South (Великобритания) представила, по их мнению, чистую композицию Бизе в школе Чартерхаус в Годалминге , графство Суррей, Англия, в октябре 2016 года. [ 5 ]
Запись на русском языке под управлением Владимира Есипова была выпущена «Мелодией» в 1962 году. Опера транслировалась (на итальянском языке) по BBC, а в 1975 году по французскому радио.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 10 марта 1906 г. [ 6 ] Дирижер: Леон Жеэн |
---|---|---|
Дон Прокопио | бас | Жан Перье |
Беттина | сопрано | Анжель Порно |
Одоардо | тенор | Шарль Руссельер |
Эрнесто | баритон | Максимилиан-Николя Буве |
Дон Андроник | баритон | Виктор Чалмин |
Донна Юфимия | сопрано | Джейн Морлет |
Паскино | баритон | Паоло Ананян |
Краткое содержание
[ редактировать ]Сюжет практически идентичен «Дону Паскуале Доницетти » . Дон Андронико, старый скряга, хочет выдать свою племянницу Беттину замуж за другого скряги, дона Прокопио, потому что он обеспокоен тем, что молодой человек потратит все ее деньги. Однако Беттина влюблена в полковника Одоардо. С помощью своей тети Евсевии и брата Эрнесто она планирует помешать старикам. Прокопио напуган тем, что Беттина кажется жадной расточительницей, и пытается разорвать брак. Когда она настаивает на этом, он отказывается от контракта и убегает, а Андронико соглашается на союз молодых влюбленных. [ 7 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыка представляет собой блестящее юношеское произведение, свободное от влияния учителя Бизе Шарля Гуно ; это живая и блестящая имитация Дона Паскуале . Знакомая идиома наполнена оригинальными штрихами гармонии, оркестровки и мелодического поворота. [ 8 ] Ансамблям особенно удается использовать все стандартные приемы оперы-буффа: терции голосов, стаккато-аккордовое сопровождение и повторение слов. «Non v'e Signor» Эрнесто является точной параллелью «Bella siccome un angelo» Малатесты – в обеих баритон описывает старику прелести своей сестры в ре-бемоль.
Бизе использовал несколько эпизодов в более поздних произведениях:
- часть 2/4 в первом финале Карнавального хора во 2-м действии оперы «Пертская радость» ;
- хор «Чети рояль!» для «Пой, пой еще раз» в первом акте «Ловцов жемчуга » ;
- «На перьях» для серенады Смита в «Жизнерадостной дочери Перта» ;
а марш в первом действии взят из финала его Симфонии до мажор 1855 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дин В. , Бизе. Лондон, JM Dent & Sons, 1978.
- ^ Кертисс, Мина Бизе и его мир. Венский дом, Нью-Йорк, 1974 год.
- ^ Дин В. , Бизе. Лондон, JM Dent & Sons, 1978. Приложение F: «Культ мастеров во Франции».
- ^ « Дон Прокопио : Потерянный и найденный Бизе в пригородном зале? Бинго», Пол Хопвуд, The Australian , 16 июня 2016 г.
- ^ «Гала-концерт Бизе с участием Дона Прокопио в Чартерхаусе, Суррей». Архивировано 29 октября 2016 г. в Wayback Machine , Operasouth.co.uk.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Дон Прокопио , 10 марта 1906 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Макдональд Х. , « Дон Прокопио » в: Оперный словарь Нью-Гроув . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997 г.
- ^ Макдональд Х. , «Бизе» в Оперном словаре Нью-Гроув . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дон Прокопио : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Запись (1999) с Витольдом Жолондкевичем , Габриэлой Каминской, Ивоной Ковальковской, Оливье Хейте, Пьером-Ивом Пруво, Войцехом Пархельмом, Богданом Сливой; Варшавская камерная опера , дирижер: Дидье Тальпен ; Наксос Отчеты