Джамиле
Джамиле | |
---|---|
Опера Жоржа Бизе | |
![]() Композитор в 1875 году | |
Либреттист | Луи Галле |
Язык | Французский |
На основе | Намуна Альфред де Мюссе |
Премьера | 22 мая 1872 г. Комическая опера , Париж |
«Джамиле» — комическая одноактная опера Жоржа Бизе на либретто по Луи Галле мотивам восточной сказки «Намуна » Альфреда де Мюссе .
История состава
[ редактировать ]Де Мюссе написал «Намуну» в 1832 году, состоящую из 147 стихов в трех «песнях» (только последняя дюжина или около того посвящена рассказу о Намуне). В 1871 году, когда Бизе застопорился над другими сценическими проектами, Камиль дю Локль , директор Комической оперы, предложил ему пьесу, написанную несколькими годами ранее Луи Галле по мотивам «Намуны» . После некоторых колебаний Бизе сочинил произведение в конце лета 1871 года, но премьера была отложена из-за проблем с поиском подходящих певцов. [ 1 ] [ 2 ]
Оригинальная постановка стала частью трио новых короткометражных произведений в Комической опере той весной: Паладиль » « Пассан в апреле, затем «Джамиле» и «Желтая принцесса» (также востоковедное произведение) Сен-Санса в июне. [ 3 ] Бизе хотел, чтобы главную партию исполнили Галли-Мари (первая Кармен) или Маргарита Приола — оба пели в пьесе «Паладиль», но вместо этого был вынужден взять неадекватную Прелли. [ 4 ]
17 июня Бизе написал другу, что, несмотря на отсутствие успеха его нового произведения, он, по крайней мере, чувствует, что нашел свой путь как композитор. [ 5 ]
История выступлений
[ редактировать ]Джамиле Первое исполнение состоялось 22 мая 1872 года в Комической опере в Париже . Хотя дю Локль уделил большое внимание костюмам и декорациям, после десяти представлений в 1872 году он не был возрожден в Париже до 27 октября 1938 года. За пределами Франции постановки ставились в Стокгольме (1889 г.), Риме (1890 г.) и Дублине , Праге , Манчестер и Берлин (1892 г.). [ 6 ]
На протяжении большей части своего существования оперой пренебрегали, несмотря на восхищение, которое она получила как со стороны Густава Малера , который после представления ее в Гамбурге (21 октября 1892 г.), [ 7 ] в период с 1898 года провел девятнадцать его представлений в Венской государственной опере (первое исполнение там состоялось 22 января 1898 года). [ 7 ] и 1903, и Рихардом Штраусом , который рассматривал его как источник вдохновения для «Ариадны на Наксосе» . Юсси Бьёрлинг спел Харуна в возрожденной постановке 1933 года в Шведской королевской опере в Стокгольме. [ 8 ]
Постановки были поставлены в 2008 году театром DCA в Чикаго, а в 2010 году - Оперным театром Питтсбурга под руководством Джонатана Итона с Мэттом Морганом в роли Гаруна, Дэниелом Тидтом в роли Сплендиано и Кристиной Нассиф в главной роли.
Роли
[ редактировать ]Роль | (Имя персонажа в Мюссе) |
Тип голоса | Премьера актерского состава, 22 мая 1872 г. (Дирижер: Адольф Делофр ) |
---|---|---|---|
Джамиле | (Имя) | меццо-сопрано | Алин Прелли (баронесса де Пресль) |
Харун | (Хасан) | тенор | Альфонс Дюшен |
Сплендиано | (не у Мюссе) | баритон | Пьер-Арман Потель |
Работорговец | - | разговорный | М Жюльен |
Хор друзей Гаруна, рабов, музыкантов |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место действия: дворец Гаруна в Каире.
В конце дня халиф Гарун возлежит и курит в своем дворце вместе со своим слугой Сплендиано; за сценой поет хор. Девушка-рабыня Джамиле проходит через комнату, невидимая для Гаруна, нежно глядя на него.
Сплендиано просматривает отчеты своего хозяина, когда Гарун спрашивает Сплендиано, где находится Джамиле, и ему говорят, что она рядом, все еще влюблена. Он также отмечает, что она будет разочарована, поскольку ее месяц в качестве любовницы султана почти закончился и ее заменят. Гарун отрицает, что любит ее, и требует, чтобы ее отослали и привели новую девушку. Сплендиано признается, что увлечен Джамиле. Сердце Гаруна — пустыня: он не любит женщин, а только саму любовь. Это дает Сплендиано надежду на то, что Джамиле у него будет.
Гарун просит подать ужин. Входит Джамиле, удрученная, и рассказывает ему о плохом сне, в котором она тонула в море и искала его, чтобы спасти ее, но никого не было. Гарун, чувствуя к ней некоторую привязанность, успокаивает ее, и подается ужин.
Харун предлагает Джамиле ожерелье. Его друзья приходят, чтобы провести ночь, играя в кости. Прежде чем Джамиле успевает уйти, ее видят мужчины, выражающие свое восхищение; Джамиле обижен и сбит с толку, а Сплендиано уверен, что добьется успеха. Он объясняет Джамиле, что она должна уйти и вернуть себе свободу, и предлагает свою любовь. Она предлагает ему представить ее Гаруну, замаскированную под следующую рабыню, и обещает, что, если ей не удастся таким образом завоевать сердце Гаруна, она отдаст себя Сплендиано. В одиночестве она выражает тревогу за свою судьбу и хрупкость любви.
К раздражению Гаруна, Сплендиано прерывает игру и сообщает, что работорговец привел новую девушку, которая затем танцует алму; Харун остается равнодушным и возвращается в игру. Сплендиано просит торговца заменить танцовщицу Джамиле, будучи уверенным, что она скоро станет его.
Закрытая вуалью, Джамиле входит в костюме танцовщицы и, застенчивая и нервная, собирается уйти. Гарун, интерес которого теперь возрос, отправляет Сплендиано занять его место за игровым столом.
Джамиле плачет, но Гарун утешает ее. Когда лунный свет освещает комнату, Гарун узнает ее и начинает понимать, что она любит его. Он пытается сопротивляться своим чувствам, но в конце концов сдается. Сплендиано проиграл.
Музыка и оркестровка
[ редактировать ]Несмотря на отсутствие драматизма и сильных характеристик в либретто, Бизе удалось преодолеть эти недостатки с помощью очень запоминающейся музыки. Закулисный хор, напоминающий закат над Нилом, меняющиеся настроения Гаруна и остроумные куплеты Сплендиано (последние более традиционные для комической оперы) являются свидетельством растущих музыкальных способностей Бизе. В изображении Джамиле его музыка скорее обращена к Равелю, чем к Гуно; действительно, большая часть гармонии Бизе сбила с толку современных парижских критиков. [ 1 ] [ 2 ] На венской постановке критик Эдуард Ханслик был особенно очарован экзотической оперой «L'Almée, danse et choeur». [ 9 ]
оркестровка
2 флейты (один двойной пикколо), 2 гобоя (один двойной английский рожок), 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 корнета, 3 тромбона, литавры, перкуссия, арфа, струнные. На сцене: фортепиано и бубен, арфа.
Записи
[ редактировать ]- Бизе: Джамиле ( Лючия Попп , Франко Бонисолли , Жан-Филипп Лафонт ; Дирижер: Ламберто Гарделли - Оркестр Мюнхенского радио) 1983. Лейбл: Orfeo
- Бизе: Джамиле ( Мари-Анж Тодорович , Жан-Люк Моретт, Франсуа ле Ру ; дирижер: Жак Мерсье - Национальный оркестр Иль-де-Франс) 1988 Лейбл: RCA
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дин В. Бизе . Лондон, JM Dent & Sons, 1978.
- ^ Jump up to: а б с Программа для Джамиле. Лионская опера, 2007.
- ^ Райт Л. А. Видение Востока . Программный сборник «Опера Норт», 2004 г.
- ^ Кертисс М. Бизе и его мир . Нью-Йорк, Венский дом, 1974 год.
- ↑ Письмо, цитируемое в «Программе для Джамиле». Лионская опера, 2007.
- ^ Левенберг А. Анналы оперы. Лондон, Джон Колдер, 1978.
- ^ Jump up to: а б Gustav-mahler.es. Архивировано 24 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Список ролей Бьёрлинга [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Цитируется в программе Джамиле. Лионская опера, 2007.