Гаэтано Доницетти
Доменико Гаэтано Мария Доницетти [а] (29 ноября 1797 — 8 апреля 1848) — итальянский композитор, наиболее известный своими почти 70 операми. Наряду с Джоаккино Россини и Винченцо Беллини , он был ведущим композитором оперного стиля бельканто в первой половине девятнадцатого века и, вероятно, оказал влияние на других композиторов, таких как Джузеппе Верди . [4] Доницетти родился в Бергамо в Ломбардии. В раннем возрасте его поддержал Саймон Майр. [5] который записал его с полной стипендией в основанную им школу. Там он получил детальное музыкальное образование. Майр способствовал получению Доницетти места в Болонской академии, где в 19-летнем возрасте [6] он написал свою первую одноактную оперу, комедию «Пигмалион» , которая, возможно, никогда не ставилась при его жизни. [7]
Предложение 1822 года от Доменико Барбахи , импресарио театра Сан-Карло в Неаполе , которое последовало за девятой оперой композитора, привело к его переезду в Неаполь и его резиденции там до постановки « Катерины Корнаро» в январе 1844 года. [8] Всего в Неаполе была представлена 51 опера Доницетти. [8] До 1830 года успех приносили в основном его комические оперы , серьезные из которых не могли привлечь значительную аудиторию. [9] Его первый заметный успех пришел с оперной серией , «Зораида ди Граната» которая была представлена в 1822 году в Риме . В 1830 году, когда впервые была исполнена «Анна Болена» , Доницетти оказал большое влияние на итальянскую и международную оперную сцену, сместив баланс успеха в сторону преимущественно комедийных опер. [9] хотя даже после этой даты среди его самых известных работ были такие комедии, как «Любовный напиток» (1832 г.) и «Дон Паскуале» (1843 г.). Значительные исторические драмы действительно увенчались успехом; в их число входили «Лючия ди Ламмермур» (первая, либретто которой написал Сальвадоре Каммарано ), поставленная в Неаполе в 1835 году, и одна из самых успешных неаполитанских опер «Роберто Деверо» в 1837 году. [10] До этого момента все его оперы были написаны на итальянские либретто.
Доницетти все больше раздражался цензурными ограничениями в Италии (и особенно в Неаполе). Примерно с 1836 года он заинтересовался работой в Париже, где увидел большую свободу выбора темы. [11] помимо получения более крупных гонораров и большего престижа. С 1838 года, начав с предложения Парижской оперы о двух новых произведениях, он провел большую часть следующих 10 лет в этом городе, поставив несколько опер на французские тексты, а также руководя постановкой своих итальянских произведений. Первой оперой была французская версия тогда еще не исполненной «Полиуто» , которая в апреле 1840 года была переработана и стала называться «Мученики» . Тогда же в Париже были даны две новые оперы. На протяжении 1840-х годов Доницетти перемещался между Неаполем, Римом, Парижем и Веной , продолжая сочинять и ставить свои собственные оперы, а также оперы других композиторов. Примерно с 1843 года тяжелая болезнь стала ограничивать его деятельность. К началу 1846 года его пришлось поместить в приют для душевнобольных, а к концу 1847 года друзья перевели его обратно в Бергамо, где он умер в апреле 1848 года в состоянии психического расстройства из-за нейросифилиса . [12]
Молодость и музыкальное образование в Бергамо и Болонье
[ редактировать ]Младший из трех сыновей, Доницетти родился в 1797 году в в Бергамо Борго Канале квартале , расположенном недалеко от городских стен. Его семья была очень бедной и не имела музыкальных традиций, а его отец Андреа был смотрителем городского ломбарда. Симона Майр, немецкий композитор опер, получивших международный успех, стал маэстро ди капелла в главной церкви Бергамо в 1802 году. В 1805 году он основал школу Lezioni Caritatevoli в Бергамо (ныне Консерватория Гаэтано Доницетти ) с целью обеспечения музыкального обучения, включая занятия. в литературе, за пределами того, что обычно получали мальчики из хора, пока у них не сломался голос. В 1807 году Андреа Доницетти попытался записать в армию обоих своих сыновей, но старшего, Джузеппе (тогда ему было 18 лет), сочли слишком старым. Гаэтано (тогда ему было 9 лет) был принят. [13]
Хотя Майр не особенно преуспел в качестве певчего в течение первых трех испытательных месяцев 1807 года (были некоторые опасения по поводу difetto di gola , дефекта горла), вскоре он сообщил, что Гаэтано «превосходит всех остальных в музыкальном прогрессе». [14] и ему удалось убедить власти, что таланты мальчика достойны того, чтобы оставить его в школе. Он оставался там девять лет, до 1815 года.
Однако, как отмечает ученый Доницетти Уильям Эшбрук , в 1809 году ему пригрозили уйти, потому что его голос менялся. В 1810 году он подал заявление и был принят в местную художественную школу Академию Каррара, но неизвестно, посещал ли он занятия. Затем, в 1811 году, снова вмешался Майр. Написав либретто и музыку для «pasticcio-farsa», Il piccolo compositore di musica , в качестве заключительного концерта учебного года, Майр выбрал пятерых молодых студентов, в том числе своего юного ученика Доницетти, на роль «маленького композитора». Как утверждает Эшбрук, это «было не что иное, как аргумент Майра о том, чтобы Доницетти разрешили продолжить свое музыкальное обучение». [15]
Произведение было исполнено 13 сентября 1811 года и включало персонажа-композитора, говорящего следующее:
Ах, клянусь Бахусом, этой арией / Я получу всеобщие аплодисменты. / Мне скажут: «Браво, Маэстро! / Я, с достаточно скромным видом, / Пойду с опущенной головой... / В газете будут панегирики / Я знаю, как сделать себя бессмертным . [16]
На упреки, исходящие от остальных четырех героев пьесы после хвастовства «маленького композитора», в драме «композитор» отвечает:
У меня обширный ум, быстрый талант, богатая фантазия — и я молния в сочинении. [16]
Спектакль также включал вальс, который сыграл Доницетти и за который он получил признание в либретто. [17] Исполняя это произведение, всем пятерым молодым людям была предоставлена возможность продемонстрировать свои музыкальные знания и талант.
Следующие два года были для юного Доницетти непростыми: 16-летний юноша создал себе хорошую репутацию благодаря тому, что он делал (а именно, регулярно пропускал занятия), а также тому, что он делал вместо этого, то есть добился чего-то. о своем представлении в городе. [18]
Однако, несмотря на все это, Майр не только убедил родителей Гаэтано позволить ему продолжить учебу, но и добился финансирования от Congregazione di Carità в Бергамо двухлетней стипендии. Кроме того, он предоставил молодому музыканту рекомендательные письма как к издателю Джованни Рикорди , так и к маркизу Франческо Сампьери в Болонье (который нашел ему подходящее жилье) и где, в Музыкальном лицее, ему была предоставлена возможность изучал музыкальную структуру под руководством знаменитого падре Станислао Маттеи . [18]
В Болонье он оправдает веру, которую оказал ему Майр. Автор Джон Стюарт Аллитт описывает свои «начальные упражнения в оперном стиле» 1816 года. [19] опера «Пигмалион» , а также его сочинение отрывков из «Олимпиады» и «Иры Ахилла» в 1817 году как не более чем «предполагающее работу ученика». [19] Побуждаемый Майром вернуться в Бергамо в 1817 году, он начал свои «квартетные годы», а также сочинял фортепианные пьесы и, скорее всего, выступал в составе квартетов, где он также слышал музыку других композиторов. [19] Кроме того, он начал искать работу.
Карьера оперного композитора
[ редактировать ]1818–1822: ранние сочинения.
[ редактировать ]Продлив свое пребывание в Болонье настолько долго, насколько это было возможно, Доницетти был вынужден вернуться в Бергамо, поскольку других перспектив не появилось. На его пути появлялись различные небольшие возможности, и в то же время он познакомился с несколькими певцами, выступавшими во время карнавального сезона 1817/1818 года. Среди них была сопрано Джузеппина Ронци де Бегнис и ее муж, бас Джузеппе де Бегнис . [20]
Случайная встреча примерно в апреле 1818 года со старым школьным другом Бартоломео Мерелли (которому предстояло сделать выдающуюся карьеру) привела к предложению сочинить музыку на основе либретто, которым стал Энрико ди Боргонья . Не имея заказа ни от одного оперного театра, Доницетти решил сначала написать музыку, а затем попытаться найти компанию, которая ее примет. Он смог сделать это, когда Паоло Занкла , импресарио театра Сан-Лука (ранний театр, построенный в 1629 году, который позже стал театром Гольдони) в Венеции, принял его. Таким образом, Энрико был представлен 14 ноября 1818 года, но без особого успеха: публика, похоже, больше интересовалась недавно отремонтированным оперным театром, чем спектаклями, которые пострадали из-за ухода сопрано Аделаиды Каталани в последнюю минуту из-за выступления на сцене. испуг и, как следствие, пропуск некоторых ее музыкальных произведений. Музыковед и ученый Доницетти Уильям Эшбрук приводит цитату из рецензии в Nuovo osservatore veneziano от 17 ноября, в которой рецензент отмечает некоторые из проблем с исполнением, с которыми столкнулся композитор, но добавляет: «нельзя не признать правильную манеру обращения и выразительность. в его стиле публика хотела приветствовать синьора Доницетти на сцене в конце оперы». [21]
Для Доницетти результатом стал еще один заказ, который, используя еще одно либретто Мерелли, стал одноактным, Una follia , который был представлен месяц спустя. труппа певцов, составленная из венецианской постановки месяцем ранее, представила Энрико ди Боргонья в его родном городе. Однако, поскольку других работ не последовало, композитор снова вернулся в Бергамо, где 26 декабря [22] Первые месяцы 1819 года он провел, работая над духовной и инструментальной музыкой, но из его усилий мало что вышло до тех пор, пока во второй половине года он не написал Il falegname di Livonia на либретто Герардо Бевилаква-Альдобрандини. Впервые опера была представлена в театре Сан-Самуэле в Венеции в декабре. Другая работа включала расширение « Свадьбы на вилле» - проект, который он начал в середине 1819 года, но опера не была представлена до карнавального сезона 1820/21 года в Мантуе . О нем мало что известно, кроме отсутствия успеха и того факта, что партитура полностью исчезла. [23]
1822–1830: Рим, Неаполь, Милан.
[ редактировать ]Успех в Риме
[ редактировать ]После этих второстепенных композиций по заказу Паоло Занклы Доницетти снова вернулся в Бергамо, чтобы подумать, как ему продолжить свою карьеру. С точки зрения развивающегося стиля Доницетти, Эшбрук утверждает, что для того, чтобы угодить оперной публике в первой четверти XIX века, необходимо было угодить ее вкусам, произвести большое впечатление при первом представлении. (иначе не было бы других), а также подражать предпочтительному музыкальному стилю того времени, стилю Россини , чья музыка «была мерилом для публики, когда они оценивали новые партитуры». [23]
Оставаясь в Бергамо до октября 1821 года, композитор занимался созданием множества инструментальных и хоровых произведений, но в течение этого года он вел переговоры с Джованни Патерни, интендантом в Аргентинского театра Риме, и к 17 июня получил контракт сочинить еще одну оперу по либретто, готовящемуся Мерелли. Неясно, как возникла эта связь: произошло ли это по предложению Мерелли или, как предполагает Уильям Эшбрук, Патерни первоначально обратился к Майру с предложением написать оперу, но который из-за преклонного возраста рекомендовал своего призового ученика. [24] Эта новая оперная серия Доницетти стала «Зораидой Граната» , его девятым произведением. Работа над либретто была начата к августу, и в период с этого времени до 1 октября, когда Доницетти получил рекомендательное письмо от Майра к Якопо Ферретти , римскому поэту и либреттисту, который позже сыграл роль в карьере молодого композитора, большая часть музыки был составлен. [25]
Двадцатичетырехлетний композитор прибыл в Рим 21 октября, но планы по постановке оперы столкнулись с серьезной проблемой: тенор, игравший главную роль, умер за несколько дней до премьеры 28 января 1822 года, а роль пришлось переписать для мюзикла , меццо-сопрано, исполняющего мужскую роль, что нередко было характерно для той эпохи и опер Россини. Премьера стала триумфом Доницетти; как сообщается в еженедельнике Notizie del giorno :
У итальянского музыкального театра зарождается новая и очень радостная надежда. Молодой маэстро Гаэтано Доницетти... сильно заявил о себе в своей по-настоящему серьёзной опере «Зораида» . Единодушными, искренними, всеобщими были аплодисменты, которые он заслуженно собирал у полной публики... [26]
Доницетти переезжает в Неаполь
[ редактировать ]Вскоре после 19 февраля Доницетти уехал из Рима в Неаполь, где ему предстояло прожить большую часть своей жизни. Судя по всему, он попросил у Майра рекомендательное письмо. [27] но его слава опередила его, поскольку 28-го числа в объявлении о летнем сезоне в Театро Нуово в « Джорнале дель Рено делле Дуэ Сицилия» говорилось, что он будет включать оперу Доницетти, описывая композитора так:
молодой ученик одного из самых уважаемых маэстро века Майера ( так в оригинале ), большую часть славы которого можно было бы назвать нашей, он смоделировал свой стиль по образцу великих корифеев музыкального искусства, возникших среди нас. [Его опера в Риме] была принята самыми лестными аплодисментами. [28]
Новости об этой работе произвели впечатление на Доменико Барбажу , известного интенданта театра Сан-Карло и других королевских домов города, таких как меньший театр Нуово и театр дель Фондо . К концу марта Доницетти был предложен контракт не только на сочинение новых опер, но и на подготовку исполнений новых постановок других композиторов, чьи произведения были представлены в других местах. [29] 12 мая первая новая опера «Зингара » была представлена в Нуово «с горячим энтузиазмом», как утверждает ученый Герберт Вайншток . [27]
Он проводился 28 вечеров подряд, а затем еще 20 в июле, получив высокую оценку на Giornale . [29] Одно из более поздних выступлений стало для Доницетти поводом встретиться с тогдашним 21-летним студентом-музыкантом Винченцо Беллини , событие, о котором Франческо Флоримо рассказал примерно шестьдесят лет спустя. [30]
Вторым новым произведением, появившимся шестью неделями позже, 29 июня, стал одноактный фарса La Lettera Anonima . Комментарии Эшбрука, которые подкрепляют мнение критика Джорнали , рецензировавшего работу 1 июля. [31] - признать важный аспект растущего музыкального стиля Доницетти: [он показывает, что] «его озабоченность драматической сущностью оперы, а не механической разработкой музыкальных формул, даже на этом раннем этапе уже присутствовала и активна». [32]
Конец июля 1822 г. - февраль 1824 г.: назначения в Милане и Риме.
[ редактировать ]3 августа на то, что впоследствии стало Chiara e Serafina , ossia I pirati , Доницетти заключил контракт с либреттистом Феличе Романи , но он был слишком загружен и не смог ничего поставить до 3 октября. Премьера была запланирована всего через три недели, и из-за задержек и болезней актеров она не получила хороших отзывов, хотя и получила приличные 12 представлений.
Вернувшись на север через Рим, Доницетти подписал контракт на исполнение « Сораиды» в Аргентинском театре, который включал требование о том, чтобы либретто было пересмотрено Ферретти, учитывая низкое мнение Доницетти о творчестве оригинального неаполитанского либреттиста Андреа Леоне Тоттола : он сослался на это как «сильный лай». [33] В дополнение к доработке он обязался написать еще одну новую оперу для римского театра Валле, которая также будет написана на либретто, написанное Ферретти. К концу марта Доницетти наконец вернулся в Неаполь. [34]
Занятый весной 1823 года кантатой, оперной серией для Сан-Карло и оперой-буффа для Нуово, Доницетти также должен был работать над переработанной «Зораидой» для Рима. Однако, к сожалению, музыкальная композиция, поставленная для премьеры «Альфредо великого» в Сан-Карло 2 июля, была описана в «Джорнали» как «...нельзя узнать композитора « Ла Зингары ». Он получил только одно представление, в то время как его двухактный фарса « Il fortunato inganno », данный в сентябре в Театро дель Фондо, получил только три представления.
В октябре и до конца года он вернулся в Рим, где добавил пять новых пьес к «Зораиде» , которая была исполнена в Аргентинском театре 7 января 1824 года. Однако эта версия оказалась менее успешной, чем оригинал. Вторая опера для римского театра Валле также имела либретто Ферретти, которое с тех пор считается одним из его лучших. [35] Это была опера-буффа L'ajo nell'imbarazzo ( «Смущенный наставник» ), премьера которой состоялась 4 февраля 1824 года и «была встречена с диким энтузиазмом [и] именно с этой оперой [...] Доницетти его первый по-настоящему продолжительный успех». [36] Аллитт отмечает, что, имея под рукой хорошее либретто, «Доницетти никогда не подводил его драматического содержания», и добавляет, что «Доницетти гораздо лучше понимал, что будет иметь успех на сцене, чем его либреттисты». [37]
1824–1830: Палермо и Неаполь.
[ редактировать ]Вернувшись в Неаполь, он предпринял свое первое знакомство с английским романтизмом. [37] с полусерией оперы « Эмилия ди Ливерпуль» , которая в июле 1824 года была дана всего семь представлений в «Нуово». Критическая реакция в « Джорнали» несколько месяцев спустя сосредоточилась на слабостях самого жанра полусериала , хотя музыка Доницетти для Эмилии действительно описывалась как «красивая». [38] Деятельность композитора в Неаполе стала ограниченной, поскольку 1825 год был Священным годом в Риме, а смерть Фердинанда I в Неаполе привела к тому, что в течение значительного времени ни в одном из городов оперы практически не ставились.
Тем не менее, он получил годовую должность на сезон 1825/26 года в Театре Каролино в Палермо, где стал музыкальным руководителем (а также преподавал в консерватории Палермо ). [39] Там он поставил свою версию « L'ajo nell'imbarazzo» 1824 года , а также свою новую оперу «Алахор в Гранате» . Но в целом его опыт в Палермо, похоже, не был приятным, главным образом из-за плохого управления театром, постоянного недомогания певцов или их неявок вовремя. Эти проблемы привели к задержке премьеры «Алахора» до января 1827 года , после чего он вернулся в Неаполь в феврале, но без каких-либо конкретных обязательств до середины лета. [40]
Тем летом в Театро Нуово состоялась успешная презентация адаптированной версии «Л'ахо неллимбараццо» в роли Дона Грегорио , а месяцем позже – одноактной мелодрамы или оперы «Эльвида» , пьесы для театра. день рождения королевы Обеих Сицилий Марии , на котором звучала витиеватая музыка для тенора Джованни Баттисты Рубини ; но он получил только три выступления. [41]
Писатель Джон Стюарт Аллитт отмечает, что к 1827/28 году три важных элемента в профессиональной и личной жизни Доницетти сошлись воедино: во-первых, он познакомился и начал работать с либреттистом Доменико Джилардони , который написал для него одиннадцать либретто, начиная с Отто Мези в из-за руды в 1827 году и продолжалось до 1833 года. Жилардони поделился с композитором очень хорошим представлением о том, что будет работать на сцене. [42] Затем неаполитанский импресарио Барбаха поручил ему написать двенадцать новых опер в течение следующих трех лет. [42] Кроме того, начиная с 1829 года он должен был быть назначен на должность директора Королевских театров Неаполя, и эту должность композитор принял и занимал до 1838 года. Как и Россини, занимавший эту должность до него, Доницетти мог свободно сочинять для других оперных театров. Наконец, в мае 1827 года он объявил о своей помолвке с Вирджинией Васселли, тогдашней 18-летней дочерью римской семьи, которая подружилась с ним там. [42]
Пара поженилась в июле 1828 года и сразу же поселилась в новом доме в Неаполе. В течение двух месяцев он написал еще одну оперу-полусерию « Джанни ди Кале» на либретто Жилардони. Это было их четвертое сотрудничество, и оно имело успех не только в Неаполе, но и в Риме в сезоне 1830/31. Рассказывая о неаполитанской премьере, корреспондент миланской газеты Gazzetta privilegiata di Milano заявил: «Ситуации, которые предлагает либретто, поистине гениальны и делают честь поэту Джилардони. Маэстро Доницетти знал, как ими воспользоваться...», [43] тем самым еще раз подтверждая растущие драматические способности молодого композитора.
1830–1838: международная известность.
[ редактировать ]В 1830 году Доницетти добился своего самого известного и своего первого международного успеха с « Анной Боленой» , поставленной в театре Каркано в Милане 26 декабря 1830 года с Джудиттой Пастой в главной роли. Также в роли Перси появился известный тенор Джованни Баттиста Рубини. Благодаря этой опере Доницетти мгновенно добился известности во всей Европе. Спектакли ставились «вверх и вниз по итальянскому полуострову» между 1830 и 1834 годами, а затем по всем европейским столицам вплоть до 1840-х годов, а возрожденные представления проводились примерно до 1881 года. [44] Лондон был первой европейской столицей, увидевшей эту работу; он был показан в Королевском театре 8 июля 1831 года.
Что касается того, какая оперная форма Доницетти имела больший успех, когда полусерийное произведение 1828 года « Джанни ди Кале » было дано в Риме вскоре после Анны Болены появления , Gazzetta privilegiata di Milano описала отношения между ними. форм оперы и пришел к выводу, что «в двух классах — трагическом и комическом — очень близко расположенных друг к другу... первый несравненно превосходит второй». [43] Похоже, это укрепило репутацию Доницетти как композитора успешных серьезных опер, хотя довольно быстро появились и другие комедии.
Благодаря его заказам в период с 1830 по 1835 год наблюдался огромный поток работ; Комедия «Любовный напиток» , поставленная в 1832 году, вышла вскоре после успеха «Анны Болены » и считается одним из шедевров оперы-буффа XIX века .
Затем последовала быстрая серия опер из Неаполя, в том числе «Франческа ди Фуа» (май 1831 г.); Писатель и черный человек (июнь 1831 г.); и Фауста (январь 1832 г.). В Милане были представлены две новые оперы: «Удобство и неудобство театральное» (апрель 1831 г.) и «Уго, граф ди Париджи» (март 1832 г.). Рим представил Il furioso all'isola di San Domingo (январь 1833 г.) и Torquato Tasso (сентябрь 1833 г.). Восемь месяцев за два часа (1833 г.) было дано в Ливорно, а Паризина (март 1833 г.) было дано во Флоренции.
После успешной постановки «Лукреции Борджиа» в 1833 году его репутация еще больше укрепилась, и Доницетти пошел по пути Россини и Беллини, посетив Париж, где его картина «Марин Фальеро» была представлена в Итальянском театре в марте 1835 года Беллини «Пуританом» . по сравнению с появившимся в то же время .
Доницетти вернулся из Парижа, чтобы наблюдать за постановкой «Лючии ди Ламмермур» 26 сентября 1835 года. Она была поставлена на либретто Сальвадора Каммарано , первое из восьми произведений композитора. Опера основана на «Невеста Ламмермура романе сэра Вальтера Скотта » . [45] и эта опера должна была стать его самой знаменитой оперой, одной из вершин традиции бельканто , оперой, достигшей уровня, подобного тому, которого достигла Беллини » « Норма .
Эта трагическая драма появилась в то время, когда несколько факторов подняли репутацию Доницетти как оперного композитора на еще большую высоту: Джоаккино Россини недавно вышел на пенсию, а Винченцо Беллини умер незадолго до премьеры « Лючии», оставив Доницетти «единственным правящим гением итальянской оперы». ". [46] Для Доницетти не только созрели условия для достижения большей известности как композитора, но и на всем европейском континенте возник интерес к истории и культуре Шотландии. Воспринимаемая романтика жестоких войн и распрей, а также фольклор и мифология заинтриговали читателей и зрителей XIX века. [46] и Скотт использовал эти стереотипы в своем романе.
В то же время континентальная публика того времени, казалось, была очарована тюдоровским периодом английской истории XVI века, вращающимся вокруг жизни короля Генриха VIII (и его шести жен), Марии I Английской («Кровавая Мэри »), королева Елизавета I , а также обреченная Мария, королева Шотландии . Многие из этих исторических персонажей появляются в драмах Доницетти, операх, которые предшествовали Анне Болене и следовали за ней . Это были «Элизабетта аль-Кастелло ди Кенилворт» , основанная на и » Писца « Лестере « ( Гюго Эми Робсарт» данная в Неаполе в июле 1829 года и переработанная в 1830 году). Затем последовала Мария Стюарда ( «Мария Стюарт ») по пьесе Шиллера , показанная в Ла Скала в декабре 1835 года. За ней последовала третья из серии «Три королевы Доницетти», Роберто Деверо , в которой рассказывается об отношениях между Елизаветой и Граф Эссекс. Оно было дано в Сан-Карло в Неаполе в октябре 1837 года.
По мере того как росла слава Доницетти, росли и его обязательства. Ему предложили заказы оба театра «Ла Фениче» в Венеции — дом, который он не посещал около семнадцати лет и куда он вернулся, чтобы представить Белисарио 4 февраля 1836 года. Не менее важно и то, что после успеха его «Лючии» в Итальянском театре в Париж в декабре 1837 года, подходы пришли из Парижской оперы . Как заявили музыковеды Роджер Паркер и Уильям Эшбрук , «переговоры с Шарлем Дюпоншелем, директором Оперы, впервые приняли положительную ноту». [47] и «дорога в Париж была для него открыта», [48] первый итальянец, получивший заказ на написание настоящей великой оперы. [49]
1838–1840: Доницетти покидает Неаполь ради Парижа.
[ редактировать ]В октябре 1838 года Доницетти переехал в Париж, поклявшись никогда больше не иметь дел с «Сан-Карло» после того, как король Неаполя запретил постановку «Полиуто» на том основании, что такая священная тема неуместна для сцены. В Париже он предложил «Полиуто» в Опере, и он был поставлен на новое, расширенное четырехактное либретто на французском языке Эжена Скриба под названием «Мученики» . Исполненная в апреле 1840 года, это была его первая большая опера во французской традиции, имевшая большой успех. Прежде чем покинуть этот город в июне 1840 года, у него было время наблюдать за переводом « Люсии ди Ламмермур» на язык «Люси де Ламмермур», а также написать «Дочь полка» , свою первую оперу, написанную специально на французское либретто. Это стало еще одним успехом.
1840–1843: туда и обратно между Парижем, Миланом, Веной и Неаполем.
[ редактировать ]Покинув Париж в июне 1840 года, Доницетти должен был написать десять новых опер, хотя не все из них были исполнены при его жизни. Прежде чем прибыть в Милан в августе 1840 года, он посетил Швейцарию , а затем свой родной город Бергамо, в конце концов добравшись до Милана , где ему предстояло подготовить итальянскую версию La fille du régiment . Едва это было достигнуто, как он вернулся в Париж, чтобы адаптировать так и не исполненное либретто 1839 года «Анж де Низида» в качестве франкоязычной «Фаворитки» , премьера которой состоялась 2 декабря 1840 года. Рождества, но вернулся почти сразу же и к концу февраля 1841 года готовил новую оперу « Рита, или Deux hommes et une femme» . Однако она была поставлена только в 1860 году. [50]
Доницетти снова вернулся в Милан, где остановился у любезной Джузеппины Аппиано Стрингели, с которой приятно провел время. Не желая покидать Милан, [51] но по рекомендации Микеле Аккурси (с которым композитор должен был участвовать в Париже в 1843 году) вернуться в Париж, он курировал декабрьскую постановку « Марии Падилья» в Ла Скала и начал писать «Линду ди Шамуни» в марте 1842 года. в рамках подготовки к поездке в Вену , в каком городе он был помолвлен царским двором.
Россини В это время, перед отъездом в Вену, его уговорили дирижировать премьерой Stabat Mater в Болонье в марте 1842 года. Друзья, в том числе его зять Антонио Васселли (известный как Тото), постоянно пытались убедить его занять академическую должность в Болонье, а не на работу в венском дворе, хотя бы по той причине, что это дало бы композитору основу для работы и преподавания, а не для того, чтобы постоянно изнурять себя поездками между городами. Но в письме Васселли он категорически отказался. [52]
Когда Доницетти поехал в Болонью на Stabat Mater , Россини присутствовал на третьем представлении, и двое мужчин — каждый из бывших студентов Болонской консерватории — встретились впервые, причем Россини заявил, что Доницетти был «единственным маэстро в Италии, способным дирижировать». мой Стабат , как мне хотелось бы». [53]
Приехав весной 1842 года в Вену с рекомендательным письмом Россини, Доницетти принял участие в репетициях спектакля «Линда ди Шамуни» , премьера которого состоялась в мае и имела огромный успех. Кроме того, он был назначен капельмейстером капеллы королевского двора, ту же должность, которую занимал Моцарт .
Он покинул Вену 1 июля 1842 года после весеннего итальянского сезона и отправился в Милан, Бергамо (чтобы увидеть стареющего Майра, но где ухудшение его собственного здоровья стало более очевидным). [54] ), а затем в августе в Неаполь, город, который он не посещал с 1838 года. Контракт с «Сан-Карло» остался неразрешенным. Кроме того, оказывается, что он хотел продать свой дом в Неаполе, но не смог заставить себя довести дело до конца, такова была печаль, оставшаяся после смерти его жены в 1837 году. [55]
Однако 6 сентября он возвращался в Геную , откуда должен был уехать на трехмесячное запланированное пребывание в Париже, а затем снова в Вене. Он написал, что будет работать над переводами Марии Падилья и Линды ди Шамуни и «Бог знает, что еще я буду делать». [56] Во время пребывания в Неаполе его слабое здоровье снова стало проблемой, из-за чего он оставался в постели по несколько дней.
Приехав еще раз в Париж в конце сентября 1842 года, он внес изменения в две итальянские оперы и получил предложение от Жюля Жанена , недавно назначенного директора Итальянского театра , написать новую оперу для этого театра. [57] Идея Жанена заключалась в том, что это должна быть новая опера-буффа , адаптированная к талантам некоторых крупных певцов, включая Джулию Гризи , Антонио Тамбурини и Луиджи Лаблаша , которые были наняты. [57] Результатом стала комическая опера « Дон Паскуале» , запланированная на январь 1843 года. Пока шли приготовления, к Доницетти пришли другие идеи, и, обнаружив либретто Каммарано для неудачной оперы Джузеппе Лилло 1839 года «Жители Шале» , он превратил ее в первые два акта Марии ди Роган в течение двадцати четырех часов. Еще одна опера с Скрибом в качестве либреттиста находилась в работе: это должен был быть «Дом Себастьян , король Португалии», премьера которого запланирована на ноябрь 1843 года в Париже. [58]
Представление Дона Паскуале 3 января имело ошеломляющий успех, выступления продолжались до конца марта. В статье, опубликованной 6 января в Journal des débats , критик Этьен-Жан Делеклюз заявил:
Ни одна опера, написанная специально для Итальянского театра, не имела более громкого успеха. Повторяются четыре или пять номеров, вызовы певцов, вызовы маэстро — в общем, одна из тех оваций… которые в Париже предназначены для поистине великих. [59]
1843–1845: из Парижа в Вену и в Италию; окончательное возвращение в Париж
[ редактировать ]К 1843 году у Доницетти появились симптомы сифилиса и, возможно, биполярного расстройства : «внутренний человек был сломлен, печален и неизлечимо болен», — утверждает Аллитт. [60] Эшбрук отмечает, что озабоченность работой, которая была одержима Доницетти в последние месяцы 1842 года и на протяжении всего 1843 года, «предполагает, что он осознавал, что с ним не так, и что он хотел сочинять как можно больше, пока он еще был в состоянии». [61] Но после успеха в Париже он продолжил работу и снова уехал в Вену, прибыв туда в середине января 1843 года.
Вскоре после этого он написал Антонио Васселли, излагая свои планы на этот год и заканчивая несколько зловещим: «Все это связано с новой болезнью, заразившейся в Париже, которая до сих пор не прошла и от которой я жду вашего рецепта». [62] Но в основной части письма он излагает, чего он собирается достичь в 1843 году: в Вене — французская драма; в Неаполе планировался Рюи-Блас [но он так и не был составлен]; в Париже для Комической оперы, «фламандской темы», и для Оперы, «Я использую португальский сюжет в пяти действиях» (который должен был быть Домом Себастьяном , Королем Португалии и фактически был показан 13 ноября). Наконец, он добавляет: «И сначала я перемонтирую «Мучеников» , которые производят фурор в провинции». [62]
Однако к началу февраля он уже пишет через посредника Винченцо Флауто, тогдашнему импресарио Сан-Карло в Неаполе, пытаясь нарушить свое соглашение о сочинении для этого дома в июле. Он все больше осознавал ограничения, которые накладывает на него его плохое здоровье. Как оказалось, ему удалось возобновить наполовину законченную работу, начатую для Вены, но лишь получив отказ на его просьбу об освобождении от неаполитанских обязательств, он приступил к завершению к маю Катерины Корнаро за постановка в Неаполе в январе 1844 года, но без присутствия композитора. Когда оно все-таки появилось, оно не имело большого успеха. Что касается работы для Комической оперы ( она должна была называться Ne m'ouliez moi) , то, похоже, ему удалось разорвать контракт с этим театром, хотя он уже сочинил и оркестровал семь номеров. [61]
Работа в Вене
[ редактировать ]В обязанности Доницетти в Вене входило наблюдение за ежегодным итальянским сезоном в Театре на Кернтнерторе, который начался в мае. Верди В рамках этого сезона был показан «Набукко» (премьера которого Доницетти видел в Милане на премьере в марте 1842 года и которая произвела на него впечатление). Однако его главной заботой было завершение оркестровки Марии ди Роган , что было завершено к 13 февраля для запланированных выступлений в июне. Сезон начался с очень успешного возрождения Линды ди Шамуни . Затем последовал «Набукко» — первая постановка оперы Верди в Вене. в сезоне также участвовал Дон Паскуале Помимо «Севильского цирюльника» . [63] Наконец, Мария ди Роган 5 июня была вручена . Сообщая о реакции на эту оперу в дразнящем письме Антонио Васселли в Рим, он пытался создать интригу, заявляя: «С величайшим прискорбием я должен сообщить вам, что прошлым вечером я подарил свою Марию ди Роган [и он называет певцы]. Всего их таланта не хватило, чтобы спасти меня от «моря [пауза, пауза] – аплодисменты… Все прошло хорошо. Все." [63]
Вернуться в Париж
[ редактировать ]Вернувшись в Париж как можно быстрее, Доницетти покинул Вену около 11 июля 1843 года в своей только что купленной карете и прибыл примерно 20-го числа, сразу же приступив к работе над завершением «Дома Себастьяна» , которую он описывает как масштабное предприятие: «какое ошеломляющее зрелище. ....Меня ужасно утомляет эта огромная опера в пяти действиях, в которой мешки полны музыки для пения и танцев». [64] Это его самая длинная опера, а также та, на которую он потратил больше всего времени.
Пока в Опере шли репетиции « Дома Себастьяна» (первое выступление было запланировано на 13 ноября), композитор также работал над подготовкой Марии ди Роган для выступления в «Итальянском театре» на следующий вечер, 14 ноября. Обе имели успех, хотя автор Герберт Вайнсток утверждает, что «старая опера сразу же имела неоспоримый успех как у публики, так и у критиков». Однако в общей сложности Мария ди Рохан дала 33 выступления. [65] тогда как Дом Себастьен оставался в репертуаре до 1845 года, в общей сложности представив 32 спектакля.
1844: в Вене
[ редактировать ]30 декабря 1843 года Доницетти вернулся в Вену, отложив отъезд до 20-го числа из-за болезни. Эшбрук комментирует, как к нему относились в этом городе: «друзья заметили тревожные изменения в его физическом состоянии». [66] и его способность концентрироваться и просто стоять на ногах часто ухудшается.
Заключив контракт с Леоном Пийе из Оперы на новое произведение на предстоящий год, он не нашел ничего подходящего и немедленно написал Пийе, предлагая заменить его другим композитором. Ожидая, сможет ли он освободиться от написания масштабного произведения, если Джакомо Мейербер разрешит вместо этого поставить «Пророка» той осенью, он с нетерпением ждал приезда своего брата из Турции в мае и перспективы их путешествия. тем летом вместе поехали в Италию. В конце концов было решено, что его участие в Опере можно отложить до ноября 1845 года. [67]
Выполняя некоторые из своих обязательств перед венским двором, он до конца месяца ждал новостей о результатах премьеры «Катерины Корнаро» , состоявшейся 12 января в Неаполе. К 31-му числу (или 1 февраля) он узнал правду: это была неудача. [68] Хуже всего были слухи о том, что на самом деле это не было произведением Доницетти, хотя в отчете Гвидо Завадини предполагалось, что причиной неудачи, вероятно, была комбинация элементов, в том числе трудности певцов с поиском правильного тона в отсутствие маэстро, плюс подвергнутое жесткой цензуре либретто. [69] Однако в первую очередь провал оперы, по-видимому, был вызван отсутствием маэстро, поскольку он не мог присутствовать, чтобы наблюдать и контролировать постановку, что обычно является одной из сильных сторон Доницетти. [70]
Итальянский сезон в Вене, который включал «Норма » Беллини и возрождение Линды ди Шамуни и Дона Паскуале , также включал в себя первую постановку «Эрнани » Верди . Доницетти пообещал Джакомо Педрони из издательства Casa Ricordi наблюдать за постановкой оперы, которая состоялась 30 мая под дирижированием Доницетти. Результатом стало очень теплое письмо от Джузеппе Верди, в котором он доверил постановку; в заключение говорилось: «С глубочайшим уважением, ваш преданнейший слуга Дж. Верди». [71]
Лето/осень 1844 года: путешествие по Италии и внутри нее.
[ редактировать ]Брат Гаэтано Джузеппе , находившийся в отпуске из Константинополя , прибыл в Вену в начале июня. Он намеревался уехать примерно к 22-му числу, но приступ болезни Гаэтано задержал его отъезд, и братья вместе отправились в Бергамо примерно 12 или 13 июля, продвигаясь медленно, но прибыв туда примерно 21-го числа.
Уильям Эшбрук описывает вторую половину 1844 года как период «жалкого беспокойства». Он продолжает: «Доницетти поехал в Бергамо, Ловере на озере Изео [примерно в 26 милях от Бергамо], обратно в Бергамо, в Милан [31 июля], в Геную [со своим другом Антонио Дольчи 3 августа, где они пробыли до 10 часов». августа из-за болезни], в Неаполь [пароходом, с которого он написал Васселли в Рим, объясняя, что предстоящий визит может быть последним разом, когда он увидит своего брата], [затем] в Рим [14 сентября, чтобы увидеть Васселли], обратно в Неаполь [2 октября после того, как меня пригласили обратно в Неаполь на первые выступления Марии ди Роган в Сан-Карло 11 ноября, которые имели огромный успех], в Геную [14 ноября прибыли на лодке 19-го числа] и далее в Неаполь; Снова «Милан» [на два дня]» [72] прежде чем добраться до Бергамо 23 ноября, где он обнаружил, что его старый друг Майр очень болен. Он откладывал свой отъезд как можно дольше, но Майр умер 2 декабря, вскоре после того, как Доницетти покинул Бергамо.
Декабрь 1844 г. - июль 1845 г.: последний визит в Вену.
[ редактировать ]К 5 декабря он был в Вене и писал письмо своему другу Гульельмо Коттрау 6-го, а затем 12-го числа, в котором говорилось: «Я нездоров. Я нахожусь на приеме у врача». [73] Хотя были периоды относительного затишья, здоровье продолжало его периодически подводить, а затем случались рецидивы депрессии, о чем выражено в письме: «Я наполовину разрушен, это чудо, что я еще на ногах». [73]
Письмо неназванным парижским друзьям 7 февраля, даже после очень положительной реакции, полученной на премьере специально подготовленного « Дома Себастьяна» 6 февраля 1845 года (которым он дирижировал в трех спектаклях из 162, данных в последующие годы до 1884 года). ), [74] он ворчит по поводу реакции парижской публики и продолжает краткий отчет о своем здоровье, который, по его словам, «если оно не улучшится и это будет продолжаться, я буду вынужден провести несколько месяцев, отдыхая в Бергамо». [74] В то же время он отклонил предложения о сочинении: одно предложение поступило из Лондона и требовало написания оперы через четыре месяца; было высказано возражение по поводу ограничения времени. Другие обращения поступили из Парижа, одно непосредственно от Вателя, нового импресарио Итальянского театра, который приехал в Вену, чтобы увидеться с композитором. Как отмечают и другие биографы, растет ощущение, что в течение 1845 года Доницетти все больше и больше осознавал истинное состояние своего здоровья и ограничения, которые оно начало накладывать на его деятельность. [74] Другие письма, отправленные в апреле и мае, показывают почти то же самое, и тот факт, что он не присутствовал на открытии оперы Верди « Я из-за Фоскари» 3 апреля и наконец увидел ее только на четвертом представлении, подтверждает это.
К концу мая решение о том, что делать и куда идти, еще не было принято, но, наконец, он остановился на Париже, где потребует от Оперы неустойки за непостановку « Герцога д'Альба» , его невыполненная вторая комиссия 1840 года, хотя и незаконченная, но имевшая завершенное либретто. В последний раз он покинул Вену 10 июля 1845 года.
1845–1848: возвращение в Париж; ухудшение здоровья; вернуться в Бергамо; смерть
[ редактировать ]К тому времени, когда Доницетти прибыл в Париж, он уже несколько десятилетий страдал от недомоганий, головных болей и тошноты, но официально не лечился. В начале августа он возбудил иск против Оперы, который тянулся до апреля 1846 года и выиграл дело.
Кульминация кризиса в здоровье Доницетти наступила в августе 1845 года, когда ему поставили диагноз цереброспинальный сифилис и тяжелое психическое заболевание. Два врача, в том числе доктор Филипп Рикор (специалист по сифилису), рекомендовали ему наряду с различными лекарствами вообще отказаться от работы, и оба согласились, что итальянский климат будет лучше для его здоровья. Но письма друзьям свидетельствуют о двух вещах: о том, что той осенью он продолжал работать над «Джеммой ди Вержи» для ее исполнения в Париже 16 декабря, и о том, что он многое рассказал о прогрессировании своей болезни. [75]
Когда его состояние ухудшилось, брат композитора Джузеппе отправил своего сына Андреа в Париж из Константинополя. Прибыв туда 25 декабря, Андреа поселился в отеле «Манчестер» у своего дяди, но сразу же проконсультировался с доктором Рикором о состоянии своего дяди. В середине января Рикор записал свое мнение о том, что, хотя в конечном итоге для здоровья композитора было бы лучше, если бы он находился в Италии, ему не рекомендуется путешествовать до весны. Посоветовавшись с еще двумя врачами, а также с доктором Рикором, Андреа получил их письменное заключение после осмотра 28 января 1846 года. Вкратце, в нем говорилось, что врачи «считают, что М. Доницетти больше не способен здраво оценивать значение своих решений». ". [76]
Институционализация
[ редактировать ]В феврале 1846 года, не желая рассматривать дальнейшую институционализацию, он положился на дальнейшие советы двух врачей, которые осматривали его дядю в конце января. Они заявили:
Мы... подтверждаем, что г-н Гаэтан ( так в оригинале ) Доницетти является жертвой психического заболевания, которое вносит беспорядок в его действия и решения; что в интересах его сохранения и лечения желательно, чтобы он был изолирован в учреждении, посвященном церебральным и интеллектуальным заболеваниям. [77]
Поэтому Андреа согласился позволить отвезти своего дядю в учреждение, которое было описано как «напоминающее санаторий… с центральной больницей, более или менее напоминающей загородный дом». [78] и Доницетти уехал из Парижа на тренере вместе с Андреа, полагая, что они едут в Вену, где он должен был к 12 февраля выполнить свой контракт. Следом за ним в составе другого тренера шел доктор Рикорд. Через три часа они прибыли в Maison Esquirol в Иври-сюр-Сен, пригороде Парижа. [79] где объяснение, связанное с несчастным случаем, было придумано для объяснения необходимости ночевки в «комфортной гостинице». [78] Через несколько дней, понимая, что его заперли, Доницетти написал срочные письма с просьбой о помощи к друзьям, но они так и не были доставлены. Однако свидетельства, предоставленные друзьями, которые посещали Доницетти в последующие месяцы, свидетельствуют о том, что с ним обращались очень хорошо, а учреждение имело репутацию заботы, оказываемой его пациентам. [78] Были опробованы различные агрессивные методы лечения, которые, как было описано, имели «хотя и мимолетный успех». [78]
К концу мая Андреа решил, что его дяде будет лучше в итальянском климате, и пригласил трех внешних врачей, чтобы узнать их мнение. Их отчет завершился советом немедленно отправиться в Италию. [80] Но когда Андреа начал строить планы относительно поездки и содержания своего дяди в Бергамо, парижский префект полиции вынудил его провести еще одно обследование у других врачей, назначенных префектом. Их заключение было противоположным заключению предыдущих врачей: «мы придерживаемся мнения, что поездка должна быть запрещена формально, как сопряженная с вполне реальной опасностью и далекая от надежды на какой-либо полезный результат». [81] При этом префект сообщил Андреа, что Доницетти не может быть вывезен из Иври. Андреа не видел смысла оставаться в Париже. Он запросил окончательное мнение у трех врачей, практикующих в клинике, и 30 августа они предоставили длинный отчет, в котором шаг за шагом описывалось полное физическое состояние их ухудшающегося пациента, и пришел к выводу, что тяготы путешествия – тряска например, перевозка может вызвать новые симптомы или осложнения, которые невозможно вылечить в таком путешествии. [82] Андреа уехал в Бергамо 7 (или 8) сентября 1846 года, взяв с собой частичную партитуру « Герцога д'Альба» , законченную партитуру « Риты » и множество личных вещей, включая драгоценности. [83]
Попытки перевезти Доницетти обратно в Париж
[ редактировать ]В конце декабря, начале января 1847 года визиты друга из Вены, жившего в Париже, барона Эдуарда фон Ланнуа, привели к написанию письма Ланнуа Джузеппе Доницетти в Константинополь, в котором излагалось то, что он считал лучшим решением: вместо того, чтобы заставлять друзей путешествовать по За пять часов до встречи с братом Ланнуа рекомендовал перевезти Гаэтано в Париж, где о нем могли бы заботиться те же врачи. Джузеппе согласился и отправил Андреа обратно в Париж, куда он прибыл 23 апреля. На следующий день, посетив своего дядю, он обнаружил, что его узнали. Ему удалось убедить префекта Парижа, угрожая семейным иском и общественным беспокойством, что композитора следует перевезти в квартиру в Париже. Это произошло 23 июня, и, находясь там, он мог кататься в своей карете и, похоже, гораздо лучше осознавал свое окружение. Однако полиция продержала его под домашним арестом еще несколько месяцев, хотя его могли навещать друзья и даже Верди, пока он был в Париже. Наконец, 16 августа, в Константинополе Джузеппе подал официальную жалобу австрийскому послу (учитывая, что композитор был гражданином Австрии).
В Париже полиция настояла на дальнейшем медицинском освидетельствовании. Были вызваны шесть врачей, и из шести только четверо одобрили поездку. Тогда полиция прислала собственного врача (который был против переезда), выставила возле квартиры жандармов и запретила ежедневные поездки в карете. Отчаявшись, Андреа проконсультировался с тремя адвокатами и отправил подробные отчеты своему отцу в Константинополь. Наконец, действия, предпринятые графом Штюрмером из посольства Австрии в Турции, побудили принять меры из Вены, которая через посольство в Париже направила официальную жалобу французскому правительству. Через несколько дней Доницетти было разрешено уехать, и он отправился из Парижа в семнадцатидневное путешествие в Бергамо. [84]
Последнее путешествие в Бергамо.
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2019 г. ) |
Задолго до этого было решено, где будет жить Доницетти, когда он приедет в Бергамо. Фактически, во время своего второго визита в Париж, когда выяснилось, что его дядя вернется в Италию, Андреа получил согласие от благородной семьи Скотти на то, чтобы его дядя мог остаться в их дворце. В сопровождающую группу из четырех человек входили Андреа, младший брат композитора Франческо, специально приехавший для этой цели из Бергамо, доктор Рендю и медсестра-опекун Антуан Пурсело. Они поехали поездом в Амьен , затем в Брюссель , после чего поехали в двух вагонах (один из которых принадлежал Доницетти, отправленный вперед дожидаться партии). Они пересекли Бельгию и Германию, добрались до Швейцарии, пересекли Альпы через перевал Сен-Готард и спустились в Италию, прибыв в Бергамо вечером 6 октября, где их приветствовали друзья, а также мэр.
Судя по отчету сопровождавшего его врача, Доницетти не пострадал во время путешествия. Он удобно устроился в большом кресле, говорил очень редко или лишь изредка односложно и большей частью держался в стороне от всех окружающих. Однако, когда Джованнина Базони (которая в конечном итоге стала баронессой Скотти) играла и пел арии из опер композитора, он, похоже, обратил на это некоторое внимание. С другой стороны, когда тенор Рубини посетил и вместе с Джованниной спел музыку из Лючии ди Ламмермур , Антонио Васселли сообщил, что никаких признаков признания не было вообще. [84] Это состояние продолжалось вплоть до 1848 года, более или менее не меняясь, пока 1 апреля не случился серьезный приступ апоплексии, за которым последовало дальнейшее упадок сил и неспособность принимать пищу. Наконец, после напряженной ночи 7 апреля, днем 8 апреля Гаэтано Доницетти скончался.
Первоначально Доницетти был похоронен на кладбище Вальтессе, в Бергамо но в 1875 году его тело было перенесено в базилику Санта-Мария-Маджоре рядом с могилой его учителя Симона Майра.
Личная жизнь
[ редактировать ]За те месяцы, которые он провел в Риме для постановки «Зораиды», Доницетти познакомился с семьей Васселли, и Антонио поначалу стал хорошим другом. Сестре Антонио Вирджинии на тот момент было 13 лет. [37] Она стала женой Доницетти в 1828 году. Она родила троих детей, ни один из которых не выжил, и в течение года после смерти его родителей — 30 июля 1837 года — она также умерла от холеры или кори , но Эшбрук предполагает, что что это было связано с тем, что он называет «тяжелой сифилитической инфекцией». [85]
К девяти годам он был младшим братом Джузеппе Доницетти , который в 1828 году стал генеральным инструктором императорской османской музыки при дворе султана Махмуда II (1808–1839). Младшим из трех братьев был Франческо, вся жизнь которого прошла в Бергамо, за исключением краткого визита в Париж во время упадка его брата. Он пережил его всего на восемь месяцев.
Критический прием
[ редактировать ]После смерти Беллини Доницетти был самым значительным композитором итальянской оперы до Верди. [86] Его репутация колебалась, [87] но с 1940-х и 1950-х годов его работы исполняются все чаще. [88] Его самые известные оперы сегодня — «Лючия ди Ламмермур» , «Дочь полка» , «Любовный напиток» и «Дон Паскуале» .
Композиции Доницетти
[ редактировать ]Доницетти, плодовитый композитор, наиболее известен своими оперными произведениями, но он также писал музыку в ряде других форм, включая церковную музыку, ряд струнных квартетов и некоторые оркестровые пьесы. Всего им написано около 75 опер, 16 симфоний, 19 струнных квартетов, 193 песни, 45 дуэтов, 3 оратории, 28 кантат, инструментальных концертов, сонат и других камерных произведений.
Оперы (см. Список опер Гаэтано Доницетти ) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Хоровые произведения | |||||||
Аве Мария | Великое предложение | Вздох | Месса Реквиема | Месса славы и веры | Жалеть ( Псалом 50 ) | ||
Оркестровые произведения | |||||||
Аллегро для струнных до мажор | Ларгетто, тема и вариации ми-бемоль мажор | Концертная симфония ре мажор (1817) [89] | Симфония ля мажор | Симфония до мажор | Симфония ре мажор (1818) [90] | Симфония ре минор | |
Концерты | |||||||
Концертино для кларнета си-бемоль мажор | Концертино для английского рожка соль мажор (1816) | Концертино до минор для флейты и камерного оркестра (1819) | Концертино для флейты с оркестром до мажор | Концертино для флейты с оркестром ре мажор | Концертино для гобоя фа мажор | Концертино для скрипки и виолончели ре минор | Концерт для скрипки и виолончели ре минор |
Концерт для 2-х кларнетов «Мария Падилья». | |||||||
Камерные работы | |||||||
Анданте состенуто для гобоя и арфы фа минор | Введение для струнных ре мажор | Ларгетто и Аллегро для скрипки и арфы соль минор | Ларго/Модерато для виолончели и фортепиано соль минор | Ноктюрны (4) для духовых и струнных | Соната для флейты и арфы | Соната для флейты и фортепиано до мажор | |
Симфония для духовых инструментов соль минор (1817) | Квинтет для гитары и струнных № 2 до мажор | Этюд для кларнета № 1 си-бемоль мажор | Трио для флейты, фагота и фортепиано фа мажор | ||||
Квартеты для струнных | |||||||
Струнный квартет ре мажор | № 3 до минор: 2-я часть, Адажио ма нон танто | № 4 ре мажор | № 5 ми минор | № 5 ми минор: Ларгетто | № 6 соль минор | № 7 фа минор | № 8 си-бемоль мажор |
№ 9 ре минор | № 11 до мажор | № 12 до мажор | № 13 ля мажор | № 14 ре мажор | № 15 фа мажор | № 16 си минор | № 17 ре мажор |
№ 18 ми минор | № 18 ми минор: Аллегро | ||||||
Фортепианные произведения | |||||||
Адажио и Аллегро соль мажор | Аллегро до мажор | Аллегро фа минор | Фуга соль минор | Большой вальс ля мажор | Ларгетто ля минор « Una Furtiva Lagrima ». | Ларгетто до мажор | Пастораль ми мажор |
Престо фа минор | Симфония ля мажор | Симфония № 1 до мажор | Симфония № 1 ре мажор | Симфония № 2 до мажор | Симфония № 2 ре мажор | Соната до мажор | Соната фа мажор |
Соната соль мажор | Вариации ми мажор | Вариации соль мажор | Вальс ля мажор | Вальс до мажор | Вальс до мажор «Приглашение» |
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Произношение: / ˌ d ɒ n ˈ ɪ z ɛ t i / , [1] также Великобритания : /- ɪ t ˈ s ɛ t i / , [2] США : / ˌ d oʊ n -, - ɪ d ˈ z ɛ t i / , [3] Итальянский: [domeːniko ɡaeˈtaːno maˈriːa donidˈdzetti]
Ссылки
- ^ «Доницетти» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Доницетти, Гаэтано» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 8 мая 2021 года.
- ^ «Доницетти» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Смарт, Мэри Энн ; Бадден, Джулиан. «Доницетти, Гаэтано» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Аллитт 1991 , с. 9.
- ^ Осборн 1994 , с. 139
- ^ Вайншток 1963 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Черный 1982 , с. 1
- ^ Jump up to: а б Блэк, 1982 , стр. 50–51.
- ^ Блэк 1982 , с. 52.
- ^ Эшбрук и Хибберд 2001 , с. 225.
- ^ Пешель и Пешель 1992 .
- ^ Вайншток 1963 , стр. 5–6.
- ^ Майр школьной администрации, Вайншток, 1963 , с. 6
- ^ Эшбрук 1982 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Строки из либретто Майра, произнесенные Доницетти в 1811 году, цитируются по Weinstock 1963 , с. 8.
- ^ Эшбрук 1982 , с. 9.
- ^ Jump up to: а б Эшбрук, 1982 , стр. 9 и далее.
- ^ Jump up to: а б с Аллитт 1991 , стр. 9–11.
- ^ Вайншток 1963 , с. 19.
- ^ цитируется по Ashbrook 1982 , p. 16
- ^ Вайншток 1963 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Эшбрук, 1982 , стр. 18–19.
- ^ Эшбрук 1982 , стр. 20–21.
- ^ Вайншток 1963 , стр. 24–25.
- ^ В Осборне, 1994 г.
- ^ Jump up to: а б Вайншток, 1963 , стр. 28–32.
- ^ Вайншток 1963 , стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Эшбрук 1982 , с. 25
- ^ Отчет Флоримо, в Weinstock 1963 , стр. 32–33.
- ^ Вайншток 1963 , с. 34.
- ^ Эшбрук 1982 , с. 27.
- ^ Вайншток 1963 , с. 37: Далее Вайншток задается вопросом, почему Доницетти «так тонко распылил свою энергию и талант на такое количество композиций и продолжал создавать либретто Тоттолы и Джованни Шмидта, осознавая их ужасное качество». По сути, его ответ заключается в том, что композитору нужны были деньги для выполнения различных обязательств перед семьей, в которую входили младший брат и его родители.
- ^ Эшбрук 1982 , с. 29.
- ^ Эшбрук 1982 , с. 31.
- ^ Осборн 1994 , с. 156
- ^ Jump up to: а б с Аллитт 1991 , стр. 27–28.
- ^ Газеты . в Эшбруке, 1982 , с 32
- ^ Вайншток 1963 , стр. 43–44.
- ^ Аллитт 1991 , стр. 28–29.
- ^ Эшбрук 1982 , стр. 38–39.
- ^ Jump up to: а б с Аллитт 1991 , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б Обзор в Gazzetta privilegiata , Weinstock 1963 , p. 64
- ^ Вайншток 1963 , История выступлений, стр. 325–328. Подтверждено в Осборне, 1994 г. , стр. 194–197.
- ↑ Сюжет оригинального романа Скотта основан на реальном инциденте, произошедшем в 1669 году в Ламмермюр-Хиллз районе в Лоуленд Шотландии. Настоящей семьей, в которой участвовали, были Дэлримплы , и либретто сохраняет большую часть основной интриги Скотта, а также очень существенные изменения с точки зрения персонажей и событий.
- ^ Jump up to: а б Маккеррас 1998 , с. 29
- ^ Паркер и Эшбрук 1994 , с. 17.
- ^ Эшбрук 1982 , с. 137
- ^ Жирарди , с. 1.
- ^ Аллитт 1991 , с. 40.
- ^ Аллитт 1991 , с. 41.
- ^ Вайншток 1963 , с. 177: Доницетти Васселли, 25 июля 1841 г.
- ^ Россини в Allitt 1991 , с. 42
- ^ Вайншток 1963 , с. 184: Письмо доктора Галли, описывающее его состояние.
- ^ Вайншток 1963 , с. 186.
- ↑ Доницетти Антонио Дольчи (другу из Бергамо), 15 сентября 1842 г., в Вайнштоке, 1963 г. , стр. 186
- ^ Jump up to: а б Вайншток, 1963 , стр. 188 и далее.
- ^ Вайншток 1963 , с. 195.
- ^ Делеклюз, цитата: Weinstock 1963 , p. 194
- ^ Аллитт 1991 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Эшбрук 1982 , стр. 177–178.
- ^ Jump up to: а б Доницетти Васселли, 30 января 1843 г., в Weinstock 1963 , с. 196
- ^ Jump up to: а б Эшбрук 1982 , стр. 178–179.
- ↑ Доницетти Майру, 2 сентября 1843 г., в Weinstock 1963 , стр. 204
- ^ Вайншток 1963 , стр. 206–207.
- ^ Эшбрук 1982 , с. 190.
- ^ Вайншток 1963 , с. 217.
- ^ Вайншток 1963 , с. 213.
- ^ Завадини 1948 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Вайншток 1963 , с. 215.
- ^ Верди Доницетти, в Weinstock 1963 , стр. 220
- ^ Эшбрук 1982 , с. 191; более подробная информация о конкретных датах взята из Weinstock 1963 , стр. 221–224.
- ^ Jump up to: а б Вайншток 1963 , с. 227
- ^ Jump up to: а б с Вайншток 1963 , стр. 228–229.
- ^ Вайншток 1963 , гл. X: август 1845 г. - сентябрь 1846 г., стр. 233–255.
- ^ Доктора. Кальмей, Митивье и Рикор — Андреа Доницетти, 28 января 1846 г., в Weinstock 1963 , с. 246
- ^ Доктора. Кальмей и Рикор Андреа Доницетти, 31 января 1846 г., в Вайнштоке, 1963 г. , с. 247
- ^ Jump up to: а б с д Weatherson 2013 , стр. 12–17.
- ^ Weatherson 2013 , стр. 12–14.
- ↑ Отчет от 12 июня 1846 г., Weinstock 1963 , стр. 246
- ↑ Отчет трех врачей от 10 июля 1846 г., Weinstock 1963 , стр. 243
- ^ Отчет доктора. Кальмей, Рикор и Моро — Андреа Доницетти, 30 августа 1846 г., в Weinstock, 1963 , стр. 254–255.
- ^ Weinstock 1963 и Ashbrook 1982 указывают разные дни отправления.
- ^ Jump up to: а б Вайншток 1963 , гл. XI: сентябрь 1846 г. - апрель 1848 г., стр. 256–271.
- ^ Эшбрук 1982 , с. 121.
- ^ «Гаэтано Доницетти» , Английская национальная опера.
- ^ «Страница работ Доницетти Общества Доницетти» .
- ^ «Композиторы, вдохновленные Доницетти» . 7 июля 2018 г.
- ^ Вайншток 1963 , с. 17.
- ^ Вайншток 1963 , с. 20.
Источники
[ редактировать ]- Аллитт, Джон Стюарт (1991). Доницетти – В свете романтизма и учения Иоганна Симона Майра . Шефтсбери, Дорсет, Великобритания: Element Books. Также посетите сайт Allitt .
- Эшбрук, Уильям (1982). Доницетти и его оперы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27663-4 .
- Эшбрук, Уильям; Хибберд, Сара (2001). Холден, Аманда (ред.). Путеводитель по опере «Новый пингвин» . Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. ISBN 978-0-14-029312-8 .
- Блэк, Джон (1982). Оперы Доницетти в Неаполе 1822–1848 гг . Лондон: Общество Доницетти.
- Жирарди, Микеле. «Доницетти и большая опера: случай « Мучеников » (PDF) . www-5.unipv.it (на итальянском языке). Университет Павии . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Маккеррас, сэр Чарльз (1998). Люсия ди Ламмермур (буклет на компакт-диске). Сони Классик.
- Осборн, Чарльз (1994). Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 978-0-931340-71-0 .
- Паркер, Роджер ; Уильям Эшбрук (1994), « Полиуто : критическое издание «международной оперы»», в буклете, сопровождающем запись Рикорди 1994 года.
- Пешель, Э[нид Родос]; Пешель, Р[ичард Э.] (май – июнь 1992 г.). «Доницетти и музыка психического расстройства: Анна Болена , Лючия ди Ламмермур и нейробиологическая болезнь композитора» . Йельский журнал биологии и медицины . 65 (3): 189–200. ПМК 2589608 . ПМИД 1285447 .
- Уэзерсон, Александр (февраль 2013 г.). «Доницетти в Иври: Заметки из трагической коды». Информационный бюллетень (118). Лондон: Общество Доницетти.
- Вайншток, Герберт (1963). Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине XIX века . Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
- Завадини, Гвидо (1948). Доницетти: Жизнь – Музыка – Эпистолярия . Бергамо.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллитт, Джон Стюарт (2003), Гаэтано Доницетти – Мысль, музыка, избранные произведения , Милан: Edizione Villadiseriane
- Эшбрук, Уильям (с Джоном Блэком); Джулиан Бадден (1998), «Гаэтано Доницетти» в Стэнли Сэди (редактор), Оперный словарь New Grove , Том 1. Лондон: Macmillan. ISBN 978-0-333-73432-2 , 1-56159-228-5
- Бини, Анналиса и Джереми Коммонс (1997), Первые исполнения опер Доницетти в современной прессе , Милан: Скира.
- Кассаро, Джеймс П. (2000), Гаэтано Доницетти – Путеводитель по исследованиям , Нью-Йорк: Garland Publishing.
- Донати-Петтени, Джулиано (1928), Музыкальный институт Гаэтано Доницетти. Музыкальная капелла Санта-Мария-Маджоре. Музей Доницетти , Бергамо: Итальянский институт графических искусств. (на итальянском языке)
- Донати-Петтени, Джулиано (1930), Доницетти , Милан: Fratelli Treves Editori . (на итальянском языке)
- Донати-Петтени, Джулиано (1930), Музыкальное искусство в Бергамо , Бергамо: Итальянский институт графических искусств. (на итальянском языке)
- Энгель, Луи (1886), От Моцарта до Марио: Воспоминания о полувеке, тт. 1 и 2., Лондон, Ричард Бентли.
- Госсетт, Филип (1985), «Анна Болена» и художественная зрелость Гаэтано Доницетти , Оксфорд: Oxford University Press . ISBN 978-0-19-313205-4
- Кантнер, Леопольд М. (редактор), Доницетти в Вене , статьи с симпозиума на разных языках. Primo Ottocento, доступен в Edition Praesens. ISBN 978-3-7069-0006-5
- Келлер, Марчелло Сорсе (1978), «Гаэтано Доницетти: бергамский композитор неаполитанских песен», Студи Доницеттиани , том. III, стр. 100–107.
- Келлер, Марчелло Сорсе (1984), «Io te amo bene assaje: известная неаполитанская песня, традиционно приписываемая Гаэтано Доницетти», The Music Review , vol. XLV, нет. 3–4, с. 251–264. Также опубликовано как: «Io te amo bene assaje: знаменитая неаполитанская песня, традиционно приписываемая Гаэтано Доницетти», La Nuova Rivista Musicale Italiana , 1985, no. 4, с. 642–653.
- Минден, Питер (ред.); Гаэтано Доницетти (1999), Скарса Мерсе Саранно. Дуэт для альта и тенора в сопровождении фортепиано [партитура]. С факсимиле автографа 1815 года . Тюбинген: Издательство Noûs. 18 л., [13] л.; ISBN 978-3-924249-25-0 . [Цезарь против Клеопатры.]
- Сарачино, Эджидио (редактор) (1993), Все либретто Доницетти , Garzanti Editore.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доницетти (Лондон) для дальнейших исследований. На сайте donizettisociety.com.
- Дотто, Габриэле; Роджер Паркер (главные редакторы), «Критическое издание опер Гаэтано Доницетти, опубликованное Casa Ricordi , Милан, при сотрудничестве и вкладе Fondazione Donizetti, Бергамо» на сайте ricordi.com.
- Список опер Доницетти, составленный Стэнфордским университетом на сайте Opera.stanford.edu
- «О композиторе: Гаэтано Мария Доницетти» на сайте Оперы Манитобы.
- Биография Доницетти на сайте Аризонской оперы
- Либретти: источник большого количества опер Доницетти.
- Бесплатные партитуры Гаэтано Доницетти в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Гаэтано Доницетти в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Цилиндрические записи Гаэтано Доницетти из Цилиндрового аудиоархива UCSB в библиотеке Калифорнийского университета в Санта-Барбаре .
- Гаэтано Доницетти
- 1797 рождений
- 1848 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Итальянские музыканты-мужчины XIX века
- Академический состав консерватории Палермо
- Выпускники консерватории Бергамо
- Выпускники консерватории Джованни Баттиста Мартини
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские композиторы-романтики
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Бергамо
- Люди с биполярным расстройством
- Композиторы итальянского струнного квартета.
- Композиторы для фортепиано