Jump to content

Фернандо Сор

Фернандо Сор
Монотонное изображение Фернандо Сора, играющего на гитаре.
Литографированная . картина Фернандо Сора, ок 1825 г.
Рожденный
Хосе Фернандо Макарио Сорс

Крещенный ( 1778-02-14 ) 14 февраля 1778 г.
Умер 10 июля 1839 г. (10 июля 1839 г.) (61 год)
Род занятий Композитор, классический гитарист

Фернандо Сор (крещение 14 февраля 1778 г. - 10 июля 1839 г.) был испанским классическим гитаристом и композитором поздней классической эпохи и раннего романтического периода . Наиболее известный как сочинитель классической музыки для гитары, он также сочинил оперу (в возрасте 19 лет), три симфонии, гитарные дуэты, фортепианную музыку, песни, мессу и как минимум два успешных балета: «Золушка» , получивший более ста спектакли и «Геркюль и Омфала» .

Отчасти потому, что Сор сам был таким виртуозом классической гитары — современники считали его лучшим в мире. [1] — он взял за правило писать дидактическую музыку для исполнителей на этом инструменте всех уровней. Его Двенадцать этюдов, соч. 6, Двенадцать этюдов, соч. 29, (24) Прогрессивные уроки, соч. 31 и (24) «Очень простые упражнения», соч. 35 широко разыгрываются уже двести лет и регулярно переиздаются. [2] С другой стороны, некоторые произведения Сора, не в последнюю очередь его популярное « Введение и вариации на тему «Das klinget so herrlich» Моцарта» , соч. 9, чертовски сложно.

В отличие от современных классических гитаристов , Сор использовал меньшие и тонкие «романтические» гитары, предшествовавшие знакомому сегодня инструменту Торреса . он использовал Безымянный палец своей щипковой руки «редко» и «только для гармонии (никогда для мелодии)». Он избегал использования гвоздей на этой руке. [3]

Вариант имени

[ редактировать ]

Поскольку работы Сора публиковались в разных странах, его имя переводилось, что приводило к различиям в его написании. В их число входили Джозеф Фернандо Макарио Сорс, Фердинанд Сор, Фердинандо Сор. [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] и, в последние годы, Ферран Сор. [1] Его фамилия встречается в различных формах и в других современных документах, и не всегда имеется запись о том, что он их одобрял или использовал. Но в деле и свидетельстве о браке его деда, в которое включены прадеды Фернандо, имя всегда фигурирует как Сор, и это также верно в отношении соответствующего документа одного из прадедов, самого старого документа, который когда-либо был найден. [11]

Биография

[ редактировать ]

Он родился в Барселоне в довольно обеспеченной семье и был крещен как Хосе Фернандо Макарио Сорс, как записано в записи о крещении. [12] хотя в большинстве его рукописных и печатных музыкальных произведений он фигурирует как Фернандо Сор или Фердинанд Сор, и лишь в некоторых случаях его фамилия появляется как Сорс. [13]

Сор происходил из длинной семьи кадровых солдат и намеревался продолжить это наследие, но был отвлечен от этого, когда отец познакомил его с итальянской оперой. Он полюбил музыку и отказался от своих военных амбиций. Наряду с оперой отец Сора познакомил его и с гитарой.

Картина маслом, изображающая двух мужчин, одетых в одежду XIX века, собравшихся вокруг стола. Мужчина справа играет на гитаре.
Музыкант и его семья , французская картина маслом (Библиотека Мармоттан, Булонь-Бийанкур, Париж)

В юном возрасте родители Сора не уделяли его музыкальным способностям особого внимания, опасаясь, что это отвлечет его от изучения латыни. Поэтому юный Сор (еще не исполнилось 11 лет) начал писать песни на слова на латыни, чтобы произвести впечатление на родителей. Он даже изобрел свою собственную систему нотной записи, так как еще не получил формального образования.

Когда ему исполнилось 11 или 12 лет, настоятель кафедрального собора Барселоны заметил талант юного Сора, и его зачислили в тамошнюю школу. Вскоре после этого умер его отец, оставив мать без средств для продолжения образования в соборе. Однако примерно в то же время Жозеф Арредондо, новый настоятель знаменитого монастыря Санта-Мария-де-Монсеррат , услышал о его таланте и предоставил ему средства для посещения хоровой школы, расположенной при монастыре. В своих произведениях, в основном последних десяти лет своей жизни, Сор рассказывает, что он был очень привязан к этому месту и имел нежные, ностальгические воспоминания о своем детстве там. Но его мать стала видеть, что Сор сильно отвлекается от «избранного» им пути в военной или административной сфере, и, следуя совету друзей, вывела его из монастыря и поместила на четыре года в военное училище. Это не был ужасный поворот событий, поскольку в армии у него было много свободного времени, чтобы играть и сочинять музыку. [6] [14]

В 1808 году, когда Наполеон Бонапарт вторгся в Испанию, Сор начал писать националистическую музыку для гитары, часто сопровождаемую патриотическими текстами. Сор даже входил в состав путешествующих военных оркестров, которые играли на улицах музыку протеста. Он также получил звание капитана в Кордове и, возможно, в это время участвовал в боях против французов. Однако после поражения испанской армии Сор занял административную должность в оккупационном правительстве. Здесь он должен был быть официально объявлен afrancesado вместе с другими испанцами, которые отказались от защиты Испании и приняли идеи французской революции . После того, как испанцы отразили нападение французов в 1813 году, Сор и другие afrancesados ​​покинули Испанию, опасаясь возмездия. Он уехал в Париж , чтобы никогда больше не вернуться на родину. [6]

Париж, Лондон и Москва

[ редактировать ]
Кладбище Монмартр, Париж

Отказавшись от семейного идеала военной или административной должности, Сор наконец смог серьезно попробовать музыку во Франции. Сначала он получил известность как виртуозный гитарист и композитор для этого инструмента. Однако когда он попытался сочинять оперы , французы отвергли его. Его соч. Номер 7 был большим и странным произведением, записанным тремя ключами, и ни один гитарист того времени не мог его сыграть. [ нужна ссылка ] Поскольку Франция больше не поддерживала его музыку, Сор решил попробовать свои таланты в другом месте.

В 1815 году он отправился в Лондон , чтобы попытаться построить там более успешную музыкальную карьеру. И снова он приобрел значительную известность как классический гитарист и давал уроки игры на гитаре и вокале. Поскольку балет в Лондоне был более популярен, чем опера, Сор решил попробовать свои силы в этом новом музыкальном жанре. На этот раз он имел значительный успех, особенно с балетом «Сендриллон» . [6]

К 1823 году, приобретя известность в Лондоне, Сор снова уехал, на этот раз со своей женой, балериной Фелисите Юллен, в Москву , в ее стремлении стать прима-балериной . Однако о его пребывании там мало что известно, несмотря на преувеличение его романтической и профессиональной жизни. [15] После трех лет в Москве он путешествовал по Европе, давая концерты и везде попадая в музыкальные круги. [6]

В 1827 году, отчасти из-за преклонного возраста, он остепенился и решил прожить остаток своей жизни обратно в Париж. Именно во время выхода на пенсию он написал большую часть своих произведений для классической гитары . Однако ему приходилось подчиняться требованиям публики, а большинству гитаристов хотелось технически простых и красиво звучащих произведений. Именно в эти последние десять лет его жизни его произведения раскрывают его горечь по поводу того, как его публикации были восприняты публикой. Например, соч. 43 называется Mes Ennuis («Мои неприятности»), а шесть его балетов посвящены «тем, кто их хочет». Эти и другие едкие замечания нисколько не помогли его продажам. Предисловие к соч. «45» идет даже дальше сарказма: «Давайте посмотрим, так ли это. Шесть коротких и простых поэтапных пьес, цель которых - привести к тому, что, по общему признанию, является трудностями. Сочинено Фернандо Сором и посвящено человеку с наименьшим терпением. Опус 45». [16]

Его последней работой была месса в честь его дочери, которая умерла в 1837 году. Это событие привело и без того болезненного Сора в серьёзную депрессию, и он умер в 1839 году от рака языка и горла. [6] [17]

Котировки

[ редактировать ]

Франсуа-Жозеф Фетис назвал его «Бетховеном гитары». [18] хотя он также заметил, что Сору не удалось добиться хорошего тона [ нужна ссылка ] однажды. [19]

«Творческая ценность гитарных сонат Сора высока. Идеи, которые вырастают из инструмента, но достаточно хорошо выделяются отдельно от него, свежи и самобытны. Гармония искусна и удивительно разнообразна, со смелыми тональными изменениями и богатыми модуляциями. в разделах разработки, естественно, представляет интерес и фактура: мелодия смещена сверху вниз и к середине, а также часто добавляются контрапунктические фрагменты. Среди расширенных форм первые части Аллегро все еще демонстрируют значительную гибкость в применении сонаты. форма», особенно в большом количестве представленных и вспоминаемых идей. В этом отношении стиль все еще восходит к стилю Йозефа Гайдна и Моцарта, особенно в первой части соч. 22, которая обладает всей четкостью синтаксиса и аккомпанемента. можно найти в классической симфонии, а также в ее третьей и четвертой частях, которые вполне могли бы сойти за Менуэт и Рондо Гайдна».

- Соната в классическую эпоху (опубликовано в 1963 г.) (стр. 664) Уильяма С. Ньюмана.

«Здесь Ньюман признает творческую ценность гитарных сонат Сора, но неверно истолковывает несколько важных моментов. Что наиболее важно, Ньюман легко ассоциирует стиль сонаты Сора со стилем Гайдна (и Боккерини)». (стр. 1)(...) «Настоящая статья исследует формальные и стилистические процедуры, использованные Сором в его гитарных сонатах, определяя подходящие модели для этих произведений и помещая их в вероятный хронологический контекст. Это исследование дает выразительное представление о Соре в двух очень разных этапы своей карьеры: как молодой композитор в Испании, подражающий импортированному космополитическому высокому классическому стилю итальянской оперной увертюры и австро-французской симфонии, и как признанный постклассицист, проявляющий личную эстетику и уверенный, индивидуальный подход к формальному построению; ." (стр. 3)

- Гитарные сонаты Сора: форма и стиль Йейтса Стэнли [20]

«Как следует исполнять музыку Сора? Я считаю, что ответ заключается в значительно большей свободе, выразительности и страсти, чем это по большей части делалось в недавнем прошлом. Сор в своем методе 1830 года может многое сказать об использовании цвета тона на гитаре и даже обсуждает, как имитировать различные оркестровые инструменты. Такое использование цвета очень необычно среди современных гитаристов. По иронии судьбы, Сор очень мало говорит о других аспектах выражения, но другие гитарные методы той эпохи говорят. рекомендуют широко использовать портаменто, арпеджио аккордов и другие выразительные приемы, которые большинство людей сегодня считают анахронизмом и совершенно вышедшими из моды в интерпретации гитарной музыки той самой эпохи (меня никогда не перестает удивлять, как много современных гитаристов и гитаристов! музыковеды [...] даже не принимают во внимание богатство материала и инструкций эпохи Сора, которые кричат ​​о том, что эта музыка предназначена для выражения с помощью таких приемов, как динамика, цвет тона, портаменто, аккордовое арпеджио [...]. Те же самые современные гитаристы при конспиративной поддержке якобы просвещенных музыковедов часто будут исполнять эту музыку, иногда на «исторической» гитаре, практически не используя ни одного из вышеперечисленных выразительных средств.)»

Фернандо Сор – мастер-композитор для гитары? [21]

Работает

[ редактировать ]
Обложка первой публикации Op. 9 Сора. На ней написано: «Блестящие вариации на тему любимой арии Моцарта из оперы: Волшебная флейта (O Cara Armonía) для гитары соло в исполнении автора на концерте в Школе искусств Rle. Музыка* и «Посвящается брату» Фердинандо Сора, соч. 9. Цена: 3 ф. Новое издание, дополненное автором Royale de Musique» в стилизованном тексте.
Оригинальная кавер-версия Сора «Вариации на тему Моцарта» , соч. 9, опубликовано в Париже в 1821 году.

Одним из популярных произведений Сора является его «Введение и вариации на тему Моцарта» , соч. 9. Он основан на мелодии «Das klinget so herrlich, das klinget so schön!» [22] из «Волшебной флейты» , написанной в 1791 году. [23]

Дидактическая музыка

[ редактировать ]

Сор был плодовитым и в свое время довольно популярным композитором. На него был большой спрос на сочинение материала, доступного менее опытным музыкантам. Итоговый комплекс учебных исследований, которые он подготовил, примечателен не только своей ценностью для изучающих игру на гитаре, но и присущей ему музыкальностью. Большая часть этой работы состоит из нескольких номеров опусов (в порядке возрастания сложности): Op. 60 (25 уроков), соч. 44 (24 урока), соч. 35 (24 упражнения), соч. 31 (24 урока), соч. 6 (12 этюдов) и соч. 29 (12 исследований).

Дидактическое пособие

[ редактировать ]

Сора «Метод гитары» был впервые опубликован в Париже в 1830 году и переведен на английский язык Мерриком в 1832 году под названием « Метод для испанской гитары» .

Изображение обложки Sor's Méthode pour la Guitare, название и имя автора представлены стилизованным текстом.
Оригинальная обложка книги Сора «Méthode pour la Guitare» , изданной в Париже в 1830 году.

Инструменты, используемые Сором

[ редактировать ]

Сор, несомненно, играл на гитарах Пьера Рене Лакота , упоминая: «Мсье Лакот, французский мастер, единственный человек, который, помимо своих талантов, доказал мне, что он обладает качеством не быть негибким в рассуждении». [24] На некоторых гитарах Lacôte имеется подпись Сора: «Фернандо Сор, каталонец, сошел с ума в Париже, подписал несколько гитар Рене Лакота – образцы сейчас сохранились в Коллекции исторических музыкальных инструментов Эдинбургского университета, каталожный номер 2521. ; и в частной собственности (выставлен на Лондонской выставке производителей старинных музыкальных инструментов, 1991 г.). Сор также дал свое имя инструментам Луи Панормо из Лондона. Однако ни в одном случае этот инструмент не известен ни тогда, ни сейчас как «. Сор модель». [25]

Гитара Лакота, подписанная Сором, выставлена ​​в Метрополитен-музее : 1 . В своем методе Сор упоминает:

«[...] если бы мне нужен был инструмент, я бы купил его у г-на Джозефа Мартинеса из Малаги или у г-на Лакоте [...]
Гитары, которым я всегда отдавал предпочтение, — это гитары Алонсо из Мадрида, Пажеса и Бенедиса из Кадиса, Жозефа и Мануэля Мартинеса из Малаги или Рады, преемника и ученого последнего, а также гитары г-на Лакота из Парижа. Я не говорю, что других не существует; но никогда не испытав их, я не могу решить то, чего у меня нет знания».

В своем методе он также упоминает, что «Дж. Панормо» из Лондона и «мистер Шредер из Петербурга» изготовили несколько гитар под его руководством; но любопытно, что он упоминает о них только в отношении своих собственных идей дизайна гитар, которые сегодня рассматриваются частично критически. Гитары, изготовленные по конструкции Сора, пока не обнаружены.

Андрес Сеговия выбрал набор из двадцати этюдов, каждый из которых подчеркивает определенный аспект техники; эти исследования сейчас являются одними из самых известных работ Фернандо Сора.

Избранные записи

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Жозеп Ферран Сортс и Мунтадес» . Каталонская энциклопедия. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
  2. ^ Трейси Ратинер, изд. (2005). Энциклопедия мировой биографии . Том. 25 (2-е изд.). Детройт: Гейл. стр. 394–396.
  3. ^ Сор, Фернандо. Меррик, А. (ред.). Метод игры на испанской гитаре . Нью-Йорк: Да Капо Пресс.
  4. ^ Хосеп Мª Мангадо Антигас, «Фернандо Сор: биографические материалы», глава 1 «Исследований Фернандо Сора», изд. Луис Гассер, ISBN   978-84-89457-33-1 , Мадрид. Институт музыкальных произведений Комплутенсе, стр. 16-19
  5. ^ Карме Морелл и Монтади (1995). Театр Серафи Питарры . Аббатство Монтсеррат. ISBN  9788478266616 .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж Фернандо Сор: композитор и гитарист Брайана Джеффри
  7. ^ Бальтазар Салдони (1856 г.). Исторический обзор музыкальной школы или колледжа Богородицы Монтсерратской . Типография Репуллес.
  8. ^ Ф. Ж. Фетис (1810 г.). Музыкальный обзор .
  9. ^ Обзоры: Школа гитары Фердинанда Сора . Брейткопф и Хертель. 1810.
  10. ^ Файл:Сор Моцарт.png
  11. ^ Хосеп Мª Мангадо Антигас, «Фернандо Сор: биографические материалы», глава 1 «Исследований Фернандо Сора», изд. Луис Гассер, ISBN   978-84-89457-33-1 , Мадрид. Институт музыкальных произведений Комплутенсе, стр. 55-59
  12. ^ Антонио Мена Кальво, «Патриотическая и военная музыка Войны за независимость» ISSN   1139-5362 Мадрид. Журнал искусства, географии и истории №9 2007 г. стр. 223-250
  13. ^ Национальная библиотека Испании, ноты, Сор, Фернандо (1778-1839)
  14. Вольф Мозер, «Фернандо Сор: Жизнь и творчество сопротивляющегося гитариста , часть первая» из журнала Classical Guitar Magazine , ноябрь 2007 г.
  15. ^ Матанья Офи: «Фернандо Сор и русские», в: Журнал Soundboard .
  16. ^ Вольф Мозер: «Фернандо Сор: Жизнь и творчество сопротивляющегося гитариста», часть 2, в: Журнал Classical Guitar Magazine , декабрь 2007 г.
  17. Сесилия Руис де Риос, никарагуанский историк
  18. ^ «Влияние Фернандо Сора» . Университетская библиотека ЦСУН . 13 апреля 2021 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
  19. ^ «Леонхард Шульц: Воспоминания об Ирландии, соч. 41» . Проблемы с гитарой и лютней.
  20. ^ «Писания» (PDF) . www.stanleyyates.com . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2016 года . Проверено 2 июня 2016 г.
  21. ^ «Фернандо Сор – мастер-композитор для гитары?» (PDF) . Лоуренс Джонсон.
  22. ^ Новое издание Моцарта. «Моцарт: Волшебная флейта (Партита – см. стр. 157; такт 301 – Моностатос и рабы...)» .
  23. ^ Артур Дж. Несс. «Вариации Моцарта Фернандо Сора, соч. 9» . Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 5 июля 2009 г. Статья удалена в 2014 году.
  24. ^ Фернандо Сор. «Метод игры на гитаре» . Текла. Архивировано из оригинала 7 апреля 2010 года.
  25. ^ Инновации и развитие современной шестиструнной гитары Дэррила Мартина ( Журнал Общества Галпина , том 51 (июль 1998 г.)).
[ редактировать ]

Биография и статьи

[ редактировать ]

Публикации

[ редактировать ]

Фотографии

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1af4b145f6dc7f4c933b0973d51f9ba__1720343940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/ba/b1af4b145f6dc7f4c933b0973d51f9ba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fernando Sor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)