Фернандо Сор
Фернандо Сор | |
---|---|
![]() Литографированная . картина Фернандо Сора, ок 1825 г. | |
Рожденный | Хосе Фернандо Макарио Сорс |
Крещенный | 14 февраля 1778 г. |
Умер | 10 июля 1839 г. | (61 год)
Род занятий | Композитор, классический гитарист |
Фернандо Сор (крещение 14 февраля 1778 г. - 10 июля 1839 г.) был испанским классическим гитаристом и композитором поздней классической эпохи и раннего романтического периода . Наиболее известный как сочинитель классической музыки для гитары, он также сочинил оперу (в возрасте 19 лет), три симфонии, гитарные дуэты, фортепианную музыку, песни, мессу и как минимум два успешных балета: «Золушка» , получивший более ста спектакли и «Геркюль и Омфала» .
Отчасти потому, что Сор сам был таким виртуозом классической гитары — современники считали его лучшим в мире. [1] — он взял за правило писать дидактическую музыку для исполнителей на этом инструменте всех уровней. Его Двенадцать этюдов, соч. 6, Двенадцать этюдов, соч. 29, (24) Прогрессивные уроки, соч. 31 и (24) «Очень простые упражнения», соч. 35 широко разыгрываются уже двести лет и регулярно переиздаются. [2] С другой стороны, некоторые произведения Сора, не в последнюю очередь его популярное « Введение и вариации на тему «Das klinget so herrlich» Моцарта» , соч. 9, чертовски сложно.
В отличие от современных классических гитаристов , Сор использовал меньшие и тонкие «романтические» гитары, предшествовавшие знакомому сегодня инструменту Торреса . он использовал Безымянный палец своей щипковой руки «редко» и «только для гармонии (никогда для мелодии)». Он избегал использования гвоздей на этой руке. [3]
Вариант имени
[ редактировать ]Поскольку работы Сора публиковались в разных странах, его имя переводилось, что приводило к различиям в его написании. В их число входили Джозеф Фернандо Макарио Сорс, Фердинанд Сор, Фердинандо Сор. [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] и, в последние годы, Ферран Сор. [1] Его фамилия встречается в различных формах и в других современных документах, и не всегда имеется запись о том, что он их одобрял или использовал. Но в деле и свидетельстве о браке его деда, в которое включены прадеды Фернандо, имя всегда фигурирует как Сор, и это также верно в отношении соответствующего документа одного из прадедов, самого старого документа, который когда-либо был найден. [11]
Биография
[ редактировать ]Испания
[ редактировать ]Он родился в Барселоне в довольно обеспеченной семье и был крещен как Хосе Фернандо Макарио Сорс, как записано в записи о крещении. [12] хотя в большинстве его рукописных и печатных музыкальных произведений он фигурирует как Фернандо Сор или Фердинанд Сор, и лишь в некоторых случаях его фамилия появляется как Сорс. [13]
Сор происходил из длинной семьи кадровых солдат и намеревался продолжить это наследие, но был отвлечен от этого, когда отец познакомил его с итальянской оперой. Он полюбил музыку и отказался от своих военных амбиций. Наряду с оперой отец Сора познакомил его и с гитарой.

В юном возрасте родители Сора не уделяли его музыкальным способностям особого внимания, опасаясь, что это отвлечет его от изучения латыни. Поэтому юный Сор (еще не исполнилось 11 лет) начал писать песни на слова на латыни, чтобы произвести впечатление на родителей. Он даже изобрел свою собственную систему нотной записи, так как еще не получил формального образования.
Когда ему исполнилось 11 или 12 лет, настоятель кафедрального собора Барселоны заметил талант юного Сора, и его зачислили в тамошнюю школу. Вскоре после этого умер его отец, оставив мать без средств для продолжения образования в соборе. Однако примерно в то же время Жозеф Арредондо, новый настоятель знаменитого монастыря Санта-Мария-де-Монсеррат , услышал о его таланте и предоставил ему средства для посещения хоровой школы, расположенной при монастыре. В своих произведениях, в основном последних десяти лет своей жизни, Сор рассказывает, что он был очень привязан к этому месту и имел нежные, ностальгические воспоминания о своем детстве там. Но его мать стала видеть, что Сор сильно отвлекается от «избранного» им пути в военной или административной сфере, и, следуя совету друзей, вывела его из монастыря и поместила на четыре года в военное училище. Это не был ужасный поворот событий, поскольку в армии у него было много свободного времени, чтобы играть и сочинять музыку. [6] [14]
В 1808 году, когда Наполеон Бонапарт вторгся в Испанию, Сор начал писать националистическую музыку для гитары, часто сопровождаемую патриотическими текстами. Сор даже входил в состав путешествующих военных оркестров, которые играли на улицах музыку протеста. Он также получил звание капитана в Кордове и, возможно, в это время участвовал в боях против французов. Однако после поражения испанской армии Сор занял административную должность в оккупационном правительстве. Здесь он должен был быть официально объявлен afrancesado вместе с другими испанцами, которые отказались от защиты Испании и приняли идеи французской революции . После того, как испанцы отразили нападение французов в 1813 году, Сор и другие afrancesados покинули Испанию, опасаясь возмездия. Он уехал в Париж , чтобы никогда больше не вернуться на родину. [6]
Париж, Лондон и Москва
[ редактировать ]Отказавшись от семейного идеала военной или административной должности, Сор наконец смог серьезно попробовать музыку во Франции. Сначала он получил известность как виртуозный гитарист и композитор для этого инструмента. Однако когда он попытался сочинять оперы , французы отвергли его. Его соч. Номер 7 был большим и странным произведением, записанным тремя ключами, и ни один гитарист того времени не мог его сыграть. [ нужна ссылка ] Поскольку Франция больше не поддерживала его музыку, Сор решил попробовать свои таланты в другом месте.
В 1815 году он отправился в Лондон , чтобы попытаться построить там более успешную музыкальную карьеру. И снова он приобрел значительную известность как классический гитарист и давал уроки игры на гитаре и вокале. Поскольку балет в Лондоне был более популярен, чем опера, Сор решил попробовать свои силы в этом новом музыкальном жанре. На этот раз он имел значительный успех, особенно с балетом «Сендриллон» . [6]
К 1823 году, приобретя известность в Лондоне, Сор снова уехал, на этот раз со своей женой, балериной Фелисите Юллен, в Москву , в ее стремлении стать прима-балериной . Однако о его пребывании там мало что известно, несмотря на преувеличение его романтической и профессиональной жизни. [15] После трех лет в Москве он путешествовал по Европе, давая концерты и везде попадая в музыкальные круги. [6]
В 1827 году, отчасти из-за преклонного возраста, он остепенился и решил прожить остаток своей жизни обратно в Париж. Именно во время выхода на пенсию он написал большую часть своих произведений для классической гитары . Однако ему приходилось подчиняться требованиям публики, а большинству гитаристов хотелось технически простых и красиво звучащих произведений. Именно в эти последние десять лет его жизни его произведения раскрывают его горечь по поводу того, как его публикации были восприняты публикой. Например, соч. 43 называется Mes Ennuis («Мои неприятности»), а шесть его балетов посвящены «тем, кто их хочет». Эти и другие едкие замечания нисколько не помогли его продажам. Предисловие к соч. «45» идет даже дальше сарказма: «Давайте посмотрим, так ли это. Шесть коротких и простых поэтапных пьес, цель которых - привести к тому, что, по общему признанию, является трудностями. Сочинено Фернандо Сором и посвящено человеку с наименьшим терпением. Опус 45». [16]
Его последней работой была месса в честь его дочери, которая умерла в 1837 году. Это событие привело и без того болезненного Сора в серьёзную депрессию, и он умер в 1839 году от рака языка и горла. [6] [17]
Котировки
[ редактировать ]Франсуа-Жозеф Фетис назвал его «Бетховеном гитары». [18] хотя он также заметил, что Сору не удалось добиться хорошего тона [ нужна ссылка ] однажды. [19]
«Творческая ценность гитарных сонат Сора высока. Идеи, которые вырастают из инструмента, но достаточно хорошо выделяются отдельно от него, свежи и самобытны. Гармония искусна и удивительно разнообразна, со смелыми тональными изменениями и богатыми модуляциями. в разделах разработки, естественно, представляет интерес и фактура: мелодия смещена сверху вниз и к середине, а также часто добавляются контрапунктические фрагменты. Среди расширенных форм первые части Аллегро все еще демонстрируют значительную гибкость в применении сонаты. форма», особенно в большом количестве представленных и вспоминаемых идей. В этом отношении стиль все еще восходит к стилю Йозефа Гайдна и Моцарта, особенно в первой части соч. 22, которая обладает всей четкостью синтаксиса и аккомпанемента. можно найти в классической симфонии, а также в ее третьей и четвертой частях, которые вполне могли бы сойти за Менуэт и Рондо Гайдна».
- Соната в классическую эпоху (опубликовано в 1963 г.) (стр. 664) Уильяма С. Ньюмана.
«Здесь Ньюман признает творческую ценность гитарных сонат Сора, но неверно истолковывает несколько важных моментов. Что наиболее важно, Ньюман легко ассоциирует стиль сонаты Сора со стилем Гайдна (и Боккерини)». (стр. 1)(...) «Настоящая статья исследует формальные и стилистические процедуры, использованные Сором в его гитарных сонатах, определяя подходящие модели для этих произведений и помещая их в вероятный хронологический контекст. Это исследование дает выразительное представление о Соре в двух очень разных этапы своей карьеры: как молодой композитор в Испании, подражающий импортированному космополитическому высокому классическому стилю итальянской оперной увертюры и австро-французской симфонии, и как признанный постклассицист, проявляющий личную эстетику и уверенный, индивидуальный подход к формальному построению; ." (стр. 3)
«Как следует исполнять музыку Сора? Я считаю, что ответ заключается в значительно большей свободе, выразительности и страсти, чем это по большей части делалось в недавнем прошлом. Сор в своем методе 1830 года может многое сказать об использовании цвета тона на гитаре и даже обсуждает, как имитировать различные оркестровые инструменты. Такое использование цвета очень необычно среди современных гитаристов. По иронии судьбы, Сор очень мало говорит о других аспектах выражения, но другие гитарные методы той эпохи говорят. рекомендуют широко использовать портаменто, арпеджио аккордов и другие выразительные приемы, которые большинство людей сегодня считают анахронизмом и совершенно вышедшими из моды в интерпретации гитарной музыки той самой эпохи (меня никогда не перестает удивлять, как много современных гитаристов и гитаристов! музыковеды [...] даже не принимают во внимание богатство материала и инструкций эпохи Сора, которые кричат о том, что эта музыка предназначена для выражения с помощью таких приемов, как динамика, цвет тона, портаменто, аккордовое арпеджио [...]. Те же самые современные гитаристы при конспиративной поддержке якобы просвещенных музыковедов часто будут исполнять эту музыку, иногда на «исторической» гитаре, практически не используя ни одного из вышеперечисленных выразительных средств.)»
— Фернандо Сор – мастер-композитор для гитары? [21]
Работает
[ редактировать ]
Музыка
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2020 г. ) |
Одним из популярных произведений Сора является его «Введение и вариации на тему Моцарта» , соч. 9. Он основан на мелодии «Das klinget so herrlich, das klinget so schön!» [22] из «Волшебной флейты» , написанной в 1791 году. [23]
Дидактическая музыка
[ редактировать ]Сор был плодовитым и в свое время довольно популярным композитором. На него был большой спрос на сочинение материала, доступного менее опытным музыкантам. Итоговый комплекс учебных исследований, которые он подготовил, примечателен не только своей ценностью для изучающих игру на гитаре, но и присущей ему музыкальностью. Большая часть этой работы состоит из нескольких номеров опусов (в порядке возрастания сложности): Op. 60 (25 уроков), соч. 44 (24 урока), соч. 35 (24 упражнения), соч. 31 (24 урока), соч. 6 (12 этюдов) и соч. 29 (12 исследований).
Дидактическое пособие
[ редактировать ]Сора «Метод гитары» был впервые опубликован в Париже в 1830 году и переведен на английский язык Мерриком в 1832 году под названием « Метод для испанской гитары» .

Инструменты, используемые Сором
[ редактировать ]Сор, несомненно, играл на гитарах Пьера Рене Лакота , упоминая: «Мсье Лакот, французский мастер, единственный человек, который, помимо своих талантов, доказал мне, что он обладает качеством не быть негибким в рассуждении». [24] На некоторых гитарах Lacôte имеется подпись Сора: «Фернандо Сор, каталонец, сошел с ума в Париже, подписал несколько гитар Рене Лакота – образцы сейчас сохранились в Коллекции исторических музыкальных инструментов Эдинбургского университета, каталожный номер 2521. ; и в частной собственности (выставлен на Лондонской выставке производителей старинных музыкальных инструментов, 1991 г.). Сор также дал свое имя инструментам Луи Панормо из Лондона. Однако ни в одном случае этот инструмент не известен ни тогда, ни сейчас как «. Сор модель». [25]
Гитара Лакота, подписанная Сором, выставлена в Метрополитен-музее : 1 . В своем методе Сор упоминает:
«[...] если бы мне нужен был инструмент, я бы купил его у г-на Джозефа Мартинеса из Малаги или у г-на Лакоте [...]
Гитары, которым я всегда отдавал предпочтение, — это гитары Алонсо из Мадрида, Пажеса и Бенедиса из Кадиса, Жозефа и Мануэля Мартинеса из Малаги или Рады, преемника и ученого последнего, а также гитары г-на Лакота из Парижа. Я не говорю, что других не существует; но никогда не испытав их, я не могу решить то, чего у меня нет знания».
В своем методе он также упоминает, что «Дж. Панормо» из Лондона и «мистер Шредер из Петербурга» изготовили несколько гитар под его руководством; но любопытно, что он упоминает о них только в отношении своих собственных идей дизайна гитар, которые сегодня рассматриваются частично критически. Гитары, изготовленные по конструкции Сора, пока не обнаружены.
Андрес Сеговия выбрал набор из двадцати этюдов, каждый из которых подчеркивает определенный аспект техники; эти исследования сейчас являются одними из самых известных работ Фернандо Сора.
Избранные записи
[ редактировать ]- Фернандо Сор: Полное собрание этюдов для гитары в исполнении Энеа Леоне на: Brilliant Classics 94791 (тройной компакт-диск, 2014). Содержит полный Opp. 6, 29, 31, 35, 44, 60.
Библиография
[ редактировать ]- Джеффри, Брайан: Фернандо Сор, композитор и гитарист . Лондон, Текла, 2-е издание, 1994 г.
- Критический взгляд на второе издание Матаньи Офи.
- Мозер, Вольф: «Фернандо Сор: Жизнь и творчество сопротивляющегося гитариста», часть первая, в: Classical Guitar Magazine vol. 26 нет. 3, ноябрь 2007 г., стр. 20–25.
- Мозер, Вольф: «Фернандо Сор: Жизнь и творчество сопротивляющегося гитариста», часть вторая, в: Classical Guitar Magazine vol. 26 нет. 4, декабрь 2007 г., стр. 20–25.
- Офи, Матанья: «Фернандо Сор и русские», в: Soundboard Magazine vol. 31 (2007) нет. 3–4, стр. 13–29.
- Биографически-библиографический словарь юбиляров испанских музыкантов Бальтазара Салдони 1868 г.
- исторический источник Revue de Paris ; опубликовано Demengeot & Goodman, шт., 1851 г.
- исторический источник Сборник Bentley ; Чарльз Диккенс, Уильям Харрисон Эйнсворт, Альберт Смит; опубликовано Ричардом Бентли, 1844 г.
- Фердинанда Сора Обзоры: Школа гитары общей музыкальной газеты ; опубликовано Брейткопфом и Хертелем, 1832 г.
- исторический источник Словарь художников французской школы XIX века ; Шарль Габе; 1831 г.
- исторический источник Семь лет Королевского театра ; Эберс Джон ; опубликовано Кэри, Леа и Кэри, 1828 г.
- исторический источник Revue musice ; Ф. Дж. Фетис; 1827 г.
- исторический источник «Гармоникон» , 1823 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Жозеп Ферран Сортс и Мунтадес» . Каталонская энциклопедия. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года.
- ^ Трейси Ратинер, изд. (2005). Энциклопедия мировой биографии . Том. 25 (2-е изд.). Детройт: Гейл. стр. 394–396.
- ^ Сор, Фернандо. Меррик, А. (ред.). Метод игры на испанской гитаре . Нью-Йорк: Да Капо Пресс.
- ^ Хосеп Мª Мангадо Антигас, «Фернандо Сор: биографические материалы», глава 1 «Исследований Фернандо Сора», изд. Луис Гассер, ISBN 978-84-89457-33-1 , Мадрид. Институт музыкальных произведений Комплутенсе, стр. 16-19
- ^ Карме Морелл и Монтади (1995). Театр Серафи Питарры . Аббатство Монтсеррат. ISBN 9788478266616 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фернандо Сор: композитор и гитарист Брайана Джеффри
- ^ Бальтазар Салдони (1856 г.). Исторический обзор музыкальной школы или колледжа Богородицы Монтсерратской . Типография Репуллес.
- ^ Ф. Ж. Фетис (1810 г.). Музыкальный обзор .
- ^ Обзоры: Школа гитары Фердинанда Сора . Брейткопф и Хертель. 1810.
- ^ Файл:Сор Моцарт.png
- ^ Хосеп Мª Мангадо Антигас, «Фернандо Сор: биографические материалы», глава 1 «Исследований Фернандо Сора», изд. Луис Гассер, ISBN 978-84-89457-33-1 , Мадрид. Институт музыкальных произведений Комплутенсе, стр. 55-59
- ^ Антонио Мена Кальво, «Патриотическая и военная музыка Войны за независимость» ISSN 1139-5362 Мадрид. Журнал искусства, географии и истории №9 2007 г. стр. 223-250
- ^ Национальная библиотека Испании, ноты, Сор, Фернандо (1778-1839)
- ↑ Вольф Мозер, «Фернандо Сор: Жизнь и творчество сопротивляющегося гитариста , часть первая» из журнала Classical Guitar Magazine , ноябрь 2007 г.
- ^ Матанья Офи: «Фернандо Сор и русские», в: Журнал Soundboard .
- ^ Вольф Мозер: «Фернандо Сор: Жизнь и творчество сопротивляющегося гитариста», часть 2, в: Журнал Classical Guitar Magazine , декабрь 2007 г.
- ↑ Сесилия Руис де Риос, никарагуанский историк
- ^ «Влияние Фернандо Сора» . Университетская библиотека ЦСУН . 13 апреля 2021 г. Проверено 11 сентября 2022 г.
- ^ «Леонхард Шульц: Воспоминания об Ирландии, соч. 41» . Проблемы с гитарой и лютней.
- ^ «Писания» (PDF) . www.stanleyyates.com . Архивировано из оригинала (PDF) 30 июня 2016 года . Проверено 2 июня 2016 г.
- ^ «Фернандо Сор – мастер-композитор для гитары?» (PDF) . Лоуренс Джонсон.
- ^ Новое издание Моцарта. «Моцарт: Волшебная флейта (Партита – см. стр. 157; такт 301 – Моностатос и рабы...)» .
- ^ Артур Дж. Несс. «Вариации Моцарта Фернандо Сора, соч. 9» . Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 5 июля 2009 г. Статья удалена в 2014 году.
- ^ Фернандо Сор. «Метод игры на гитаре» . Текла. Архивировано из оригинала 7 апреля 2010 года.
- ^ Инновации и развитие современной шестиструнной гитары Дэррила Мартина ( Журнал Общества Галпина , том 51 (июль 1998 г.)).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Ноты
[ редактировать ]- Коллекция гитарной музыки Ришеля и Биркет-Смита 1 Королевская библиотека, Дания
- Коллекция Boije Музыкальная библиотека Швеции
- Коллекция гитарной музыки Джорджа Крика, Вашингтонский университет
- Creativeguitar.org. Архивировано 5 июля 2009 г. в Wayback Machine (ноты в основном составлены из вышеуказанных первоисточников).
- Полное собрание сочинений для гитары (ноты в основном составлены из вышеуказанных первоисточников)
- Бесплатные партитуры Фернандо Сора в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- HOMADream. Архивировано 16 января 2011 года в Wayback Machine. Полное собрание сочинений для гитары Фернандо Сора (гравировка и редакция Джуна Сугавары).
Биография и статьи
[ редактировать ]- Фернандо Сор Энциклопедия мировой биографии UXL (2003)
- Биография (www.musicweb-international.com)
- Биография (www.classicalguitar.net)
- (на испанском языке) Фернандо Сор: Музыка для гитары Херардо Арриаги Морено
Публикации
[ редактировать ]- Доктрина привязанностей: сборник рассказов, включая «Исследования Фернандо Сора». Архивировано 25 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- Я, Фернандо Сор. Архивировано 24 июля 2011 года в Wayback Machine. Попытка написать автобиографию и сочинения для гитары ; Вольфа Мозера (издание Saint-Georges, ISBN 3000152741 )
Фотографии
[ редактировать ]- Могила Фернандо Сора на кладбище Монмартра: paris.fr. Архивировано 25 февраля 2009 г. в Wayback Machine ( План кладбища. Архивировано 26 февраля 2009 г. в Wayback Machine - могила Сора находится в Отделе 24, номер 1) (см. также Landrucimetieres. фр )
- 1778 рождений
- 1839 смертей
- Композиторы-классики XVIII века
- Музыканты-мужчины XVIII века
- Композиторы-классики XIX века
- Испанские музыканты-мужчины XIX века
- французизированный
- Композиторы балета
- Похороны на кладбище Монмартр
- Классические композиторы Каталонии
- Оперные композиторы Каталонии
- Испанские композиторы классического периода
- Композиторы для классической гитары
- Смертность от рака пищевода во Франции
- Испанские гитаристы-мужчины
- Испанские оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Барселоны
- Испанские классические гитаристы
- Испанские эмигранты во Франции
- Испанские оперные композиторы
- Испанские композиторы-романтики
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы струнного квартета