Генри Фюзели
Генри Фюзели | |
---|---|
Рожденный | Иоганн Генрих Фюссли 7 февраля 1741 г. |
Умер | 17 апреля 1825 г. Путни Хилл , Лондон, Англия | (84 года)
Национальность | швейцарский |
Известный | Живопись, рисование |
Заметная работа | Кошмар |
Движение | Романтизм |
Супруг | София Роулинз |
Генри Фузели РА ( / ˈ f juː z ə l i , f juː ˈ z ɛ l i / FEW -zə-lee, мало- ZEL -ee ; [1] [2] [3] Немецкий : Иоганн Генрих Фюссли [ˈjoːhan ˈhaɪ̯nʁɪç ˈfyːsli] ; 7 февраля 1741 — 17 апреля 1825) — швейцарский художник, рисовальщик и писатель-искусствовед, проведший большую часть своей жизни в Великобритании . Многие из его работ изображают сверхъестественные события, такие как «Кошмар» . Он писал работы для Шекспировской галереи Джона Бойделла и создал свою собственную «Галерею Милтона». Занимал должности профессора живописи и хранителя Королевской академии . Его стиль оказал значительное влияние на многих молодых британских художников, включая Уильяма Блейка .
Биография
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( август 2022 г. ) |
Фюзели родился в Цюрихе , Швейцария, вторым из 18 детей. [4] Среди его братьев и сестер были Иоганн Каспар и Анна . Его отцом был Иоганн Каспар Фюссли , художник портретов и пейзажей, автор « Жизнеописаний гельветских художников» . Он предназначал Генриха для церкви и отправил его в Каролинский колледж в Цюрихе, где он получил классическое образование. Одним из его одноклассников был Иоганн Каспар Лафатер , с которым он стал близким другом.
Приняв приказ в 1761 году, Фюсели был вынужден покинуть страну из-за того, что помог Лафатеру разоблачить несправедливого магистрата, чья могущественная семья жаждала мести. Он путешествовал по Германии, а затем, в 1765 году, посетил Англию, где некоторое время поддерживал себя писательской деятельностью. В конце концов он познакомился с сэром Джошуа Рейнольдсом , которому показал свои рисунки. Следуя совету Рейнольдса, он решил полностью посвятить себя искусству. В 1770 году он совершил художественное паломничество в Италию, где оставался до 1778 года, сменив имя с Фюссли на более звучащее по-итальянски Фюзели. [4] В Риме он вращался в тех же кругах, что и шотландский художник Александр Рансиман и шведский скульптор Тобиас Сергель . [5]
В начале 1779 года он вернулся в Великобританию, посетив по пути Цюрих. В Лондоне он нашел ожидающий его заказ от олдермена Бойделла , который тогда создавал свою Шекспировскую галерею . Фюсели написал ряд произведений для Бойделла и опубликовал английское издание работы Лаватера по физиогномике . [ нужна ссылка ] Он также оказал Уильяму Кауперу ценную помощь в подготовке перевода Гомера . В 1788 году Фюсели женился на Софии Роулинз (первоначально одной из его моделей), и вскоре после этого стал сотрудником Королевской академии . [4] Ранняя феминистка Мэри Уолстонкрафт , портрет которой он нарисовал, планировала поездку с ним в Париж и решительно преследовала его, но общение между ними было прервано Роулинзом. Позже Фюсели сказал: «Я ненавижу умных женщин. Они приносят только хлопоты». [6] В 1790 году он стал академиком , представив «Тор, избивающий змея Мидгарда» в качестве дипломной работы . [7] В 1799 году Фюсели был назначен профессором живописи Академии. Четыре года спустя он был выбран хранителем и отказался от должности профессора, но возобновил ее в 1810 году, продолжая занимать обе должности до своей смерти. [4] На посту вратаря его сменил Генри Томсон .
В 1799 году Фюсели выставил серию картин на темы, вдохновленные произведениями Джона Мильтона , с целью создания галереи Милтона, сопоставимой с шекспировской галереей Бойделла. Всего было 47 картин Милтона, многие из них очень большие, написанные с интервалом в девять лет. Выставка оказалась коммерческой неудачей и закрылась в 1800 году. В 1805 году он выпустил издание « Мэтью Пилкингтона » Жизнеописаний художников , которое мало что сделало для его репутации. [4] [ нужны дальнейшие объяснения ]
Антонио Канова во время своего визита в Англию был очень увлечен работами Фюзели и по возвращении в Рим в 1817 году добился того, чтобы его избрали членом первого класса Академии Сан-Лука . [4]
Работает
[ редактировать ]Как художник, Фюсели отдавал предпочтение сверхъестественному. Он изложил все в идеальном масштабе, считая некоторую долю преувеличений необходимой в высших отраслях исторической живописи. В этой теории он подтвердился изучением Микеланджело работ и мраморных статуй Монте-Кавалло . [4] [8] который, находясь в Риме , он любил созерцать вечером, на фоне хмурого неба или освещенного молнией. [4]
Описывая свой стиль, Уильям Майкл Россетти в Британской энциклопедии одиннадцатом издании 1911 года сказал, что:
Его фигуры полны жизни и серьезности и, кажется, имеют перед собой цель, которой они следуют с усердием. Как и Рубенс, он преуспел в искусстве приводить свои фигуры в движение. Хотя высокое и ужасное было его сферой деятельности, Фюсели прекрасно чувствовал смехотворное. Гротескный юмор его сказочных сцен, особенно взятых из «Сна в летнюю ночь» , в своем роде не менее замечателен, чем поэтическая сила его более амбициозных произведений. [4]
Хоть и не отмечен как колорист, [4] Фюсели описывали как мастера света и тени. [9] Вместо того, чтобы методично раскладывать свою палитру, как большинство художников, он просто распределял цвета по ней случайным образом. Свои пигменты он часто использовал в виде сухого порошка, который наспех смешивал на конце кисти с маслом, или скипидаром , или золотой крупкой , независимо от количества и в зависимости от случая для общего эффекта. Это безрассудство, возможно, можно объяснить тем, что он не писал маслом до 25 лет. [4]
Фюсели написал более 200 картин, но выставил лишь небольшое их количество. Его самая ранняя картина изображала Джозефа, истолковывающего сны булочника и дворецкого , но первой, которая привлекла особое внимание, был «Кошмар» , выставленный в 1782 году, картина, для которой он написал несколько версий. [4] Темы, увиденные в «Кошмаре», такие как ужас, темная магия и сексуальность, были отражены в его картине 1796 года « Ночная ведьма в гостях у лапландских ведьм» . [10]
Его эскизов и рисунков насчитывалось около 800; они обладают замечательными качествами изобретательности и дизайна и часто превосходят его картины. В его рисунках, как и в картинах, его методы включали намеренное преувеличение пропорций человеческого тела и придание фигурам искаженных позиций. Один из методов заключался в нанесении на лист произвольных точек, которые затем становились крайними точками различных конечностей. [4] Яркие примеры этих рисунков были созданы совместно с Джорджем Ричмондом, когда два художника были вместе в Риме. [11] Он редко рисовал фигуры с натуры, основывая свое искусство на изучении античности и Микеланджело.
Он не писал пейзажей — «Проклятая природа! Она всегда меня выводит из себя» — было его характерное восклицание — и написал только два портрета. [4] Однако, как и современные художники-пейзажисты, такие как Дж. М. У. Тернер , он вызывал в себе качества ужаса и возвышенного.
Многие интересные анекдоты о Фюсели и его отношениях с современными художниками приведены в его «Жизни» Джона Ноулза (1831). [4] Он оказал влияние на искусство Фортунато Дуранти .
Сочинения
[ редактировать ]В 1788 году Фюсели начал писать очерки и рецензии для « Аналитического обозрения» . Вместе с Томасом Пейном , Уильямом Годвином , Джозефом Пристли , Эразмом Дарвином , Мэри Уолстонкрафт и другими, интересующимися искусством, литературой и политикой, Фюзели часто посещал дом Джозефа Джонсона , издателя и видного деятеля радикальной британской политической и интеллектуальной жизни. Он также посетил Аллертон Холл в Ливерпуле , дом Уильяма Роско . [ нужна ссылка ]
Когда Людовик XVI был казнен во Франции в 1793 году, Фюзели осудил революцию как деспотическую и анархическую. [ где? ] хотя сначала он приветствовал это как признак «возраста, беременного самыми гигантскими усилиями характера». [ нужна ссылка ]
Он прекрасно владел французским, итальянским, английским и немецким языками и мог писать на всех этих языках с одинаковой легкостью и энергией, хотя в качестве носителя своих мыслей он предпочитал немецкий. Его основной письменной работой была серия из двенадцати лекций, прочитанных в Королевской академии, начатая в 1801 году. [4]
Влияние
[ редактировать ]Среди его учеников были Дэвид Уилки , Бенджамин Хейдон , Уильям Этти и Эдвин Ландсир . [12] Уильям Блейк , который был на 16 лет моложе его, признал свой долг перед ним, и какое-то время многие английские художники копировали его манеры. [13] [14]
Смерть
[ редактировать ]После непрерывной жизни в добром здравии [4] он умер в доме графини Гилфорд на Путни-Хилл , [15] в возрасте 84 лет и был похоронен в склепе собора Святого Павла . [16] На момент смерти он был сравнительно богат. [4]
Галерея
[ редактировать ]- Анна Магдалена Швейцер, 1779 г.
- Разговор художника с Иоганном Якобом Бодмером , 1778–1781 гг.
- Смерть Ахилла , 1780 год.
- Два убийцы герцога Кларенса , 1780–1782 гг.
- Титания и Дно , ок. 1790 г.
- Фальстаф в корзине для белья , 1792 год.
- «Сотворение Евы» Мильтона из «Потерянного рая» , 1793 год.
- Макбет консультируется с видением вооруженной головы , 1793 год.
- Дочери Пандарея , ок. 1795 г.
- Одиссей перед Сциллой и Харибдой , 1794–1796 гг.
- Ночная ведьма в гостях у лапландских ведьм , 1796 год.
- Всадник атакован гигантской змеей , ок. 1800 г.
- Ариэль , гр. 1800–1810 гг.
- Ромео наносит удар Парису у гроба Джульетты , ок. 1809 г.
- Леди Макбет, хватающая кинжалы , 1810–1812 гг.
- Пак, или Робин Гудфеллоу , ок. 1810–1820 гг.
- Фея Мэб , 1815–1820 гг.
Фильмы
[ редактировать ]- Страсть и одержимость: Генри Фюзели, 1741–1825: художник и писатель Гауденца Мейли и Дэвида Х. Вайнгласса, Цюрих, 1997 г.
См. также
[ редактировать ]- Фюссли, Иоганн Каспар (1706–1782), швейцарский художник-портретист (отец Генриха Фюзели)
- Фюссли, Иоганн Каспар (1743–1786), швейцарский энтомолог (брат Генриха Фюзели)
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Фюсели» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ «Фюсели» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 14 августа 2019 г.
- ^ «Фюсели, Генри» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Фюзели, Генри ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 368. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Макмиллан, Дункан (2023), Шотландия и истоки современного искусства , Лунд Хамфрис , Лондон, стр. 65–71, ISBN 978-1-84822-633-3
- ^ Мирон, Мартин (2001) Генри Фюзели . Лондон: Издательство Tate Gallery, с. 53. ISBN 1854373579
- ↑ Тор избивает Мидгардского змея , 1790 год. Коллекции Королевской академии художеств, 5 февраля 2014 года. Проверено 5 февраля 2014 года. Архивировано здесь.
- ^ Папский дворец на Монте-Кавалло, Рим . Проверено 28 декабря 2011 г.
- ^ Лесли, ЧР (1855 г.). Том Тейлор (ред.). Автобиографические воспоминания (письмо мисс Лесли, декабрь 1816 г.). Бостон: Тикнор и Филдс.
- ^ «Ночная ведьма в гостях у лапландских ведьм» . Мет . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ «Фюсели, Генри», Словарь художников Бенезит , Oxford University Press, 31 октября 2011 г., doi : 10.1093/Benz/9780199773787.article.b00069309
- ^ Кей, Кэролайн (1974). Генри Фюзели . Лондон: Издания Академии. п. 7.
- ^ Томори, Питер А. (1972). Жизнь и искусство Генри Фюзели . Нью-Йорк: Прегер. стр 211.
- ^ Шифф, Герт (1975). Генри Фюзели 1741–1825: [Записи в каталоге эссе и биографический очерк] . Лондон: Публикации галереи Тейт. п. 14. ISBN 9780900874888 .
- ^ «Патни | Старый и Новый Лондон: Том 6 (стр. 489–503)» . Британская история.ac.uk. 22 июня 2003 года . Проверено 14 мая 2012 г.
- ^ "Мемориалы собора Святого Павла" Синклер, W.p. 465: Лондон; Чепмен и Холл, ООО; 1909 год.
Источники
[ редактировать ]- «Иоганн Генрих Фюссли» . SIKART Лексикон об искусстве Швейцарии .
- свободном доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Фюзели, Генри ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 368. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кале, Луиза. Галерея Милтона Фюсели: «Превращаем читателей в зрителей» . Оксфорд: Кларендон Пресс , 2006.
- Хаммельманн, Ганс (1957). «Английские иллюстраторы восемнадцатого века: Генри Фузели, РА», The Book Collector 6, № 4 (зима): 350–363.
- Ленч, Франциска и др. Фюсели: Дикий швейцарец . Цюрих: Шайдеггер и Шписс, 2005.
- Мирон, Мартин. Готические кошмары: Фюсели, Блейк и романтическое воображение . Лондон: Издательство Тейт , 2006.
- Андрей Поп . Античность, театр и живопись Генри Фюзели . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 2015.
- Пауэлл, Николас. Фюсели: Кошмар . Лондон: Аллен Лейн, 1973.
- Прессли, Нэнси Л. Круг Фюзели в Риме: раннее романтическое искусство 1770-х годов . Нью-Хейвен: Йельский центр британского искусства, 1979.
- Вайнгласс, Дэвид Х. Генри Фюзели и искусство гравера . Бостон: World Wide Books, 1982.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Титания и дно Фюсели , Smarthistory |
- Работы Генри Фюзели в Project Gutenberg
- Работы Генри Фюзели или о нем в Internet Archive
- Работы Генри Фюзели в Открытой библиотеке
- Профиль коллекций Королевской академии художеств
- Лекция Фюзели о живописи 1801 г.
- Петри Люкконен. «Генри Фюзели» . Книги и писатели .
- 31 произведение Генри Фюзели или после него на Art UK сайте
- 1741 рождений
- 1825 смертей
- Британские художники XVIII века.
- Британские художники-мужчины
- Британские художники XIX века.
- Похороны в соборе Святого Павла
- Хранители Королевской Академии
- Британские художники-портретисты
- Швейцарские художники-портретисты
- Королевские академики
- Художники из Цюриха
- Швейцарские художники XVIII века.
- Швейцарские художники-мужчины XVIII века
- Швейцарские художники-мужчины
- Швейцарские художники XIX века.
- Британские художники-мужчины XIX века
- Швейцарские художники-мужчины XIX века
- Семья Фюссли