Джон Бойделл
Джон Бойделл ( / ˈ b ɔɪ d əl / ; 19 января 1720 ( новый стиль ) — 12 декабря 1804) — английский издатель, известный своими репродукциями гравюр . Он помог изменить торговый дисбаланс между Великобританией и Францией в гравюрах и положил начало английской традиции в этом виде искусства. Сам бывший гравер, Бойделл продвигал интересы художников, а также меценатов, и в результате его бизнес процветал.
Сын землемера , Бойделл поступил в ученики к Уильяму Генри Томсу , художнику, которым он восхищался, и научился гравировке. Он основал собственный бизнес в 1746 году и примерно в то же время опубликовал свою первую книгу гравюр. Бойделл не придавал большого значения своим творческим усилиям и в конце концов начал покупать работы других, став не только художником, но и торговцем печатными изданиями. Он стал успешным импортером французских гравюр в 1750-х годах, но был разочарован их отказом продавать гравюры натурой. Чтобы стимулировать взаимную торговлю, он заказал Уильяму Уоллетту эффектную гравюру Ричарда Уилсона «Уничтожение детей Ниобеи» , которая произвела революцию в печатной торговле. Десять лет спустя, во многом благодаря инициативе Бойделла, торговый дисбаланс изменился, и он был назван членом Королевского общества за свои усилия .
В 1790-х годах Бойделл начал большое шекспировское предприятие, которое включало создание Шекспировской галереи , публикацию иллюстрированного издания пьес Шекспира и выпуск гравюр, изображающих сцены из произведений Шекспира. Внесли свой вклад некоторые из самых выдающихся художников того времени, такие как Бенджамин Уэст и Генри Фюзели .
Всю свою жизнь Бойделл посвящал время гражданским проектам: он жертвовал искусство правительственным учреждениям и баллотировался на государственные должности. В 1790 году он стал лорд-мэром Лондона . Французские революционные войны привели к прекращению континентальной торговли в конце 1790-х годов. Без этого бизнеса фирма Бойделла пришла в упадок, и после своей смерти в 1804 году он был почти банкротом.
Ранние годы
[ редактировать ]Бойделл родился, согласно его памятнику в Сент-Олаве Старое еврейство в Лондоне (позже перенесенном в Сент-Маргарет Лотбери после сноса собора Святого Олава) в Доррингтоне , в приходе Вур , Шропшир, в семье Джозайи и Мэри Бойделл ( урожденной Милнс) и был получил образование, по крайней мере частично, в Школе Торговца Тейлорса . Его отец был землемером , и ожидалось, что юный Бойделл, старший из семи детей, пойдет по его стопам. [1] [2] В 1731 году, когда Бойделлу было одиннадцать, семья переехала в Хаварден , Флинтшир . [3] В 1739 году он стал управляющим члена парламента Джона Лоутона и сопровождал его в Лондон. Год спустя, как и многие другие предприимчивые молодые люди того времени, Бойделл решил отправиться в Ост-Индию в надежде разбогатеть, но отказался от этого плана в пользу возвращения во Флинтшир к Элизабет Ллойд, женщине, за которой он ухаживал. Неясно, намеревался ли он заняться землемерием в это время. [2] [4]
То ли в 1740, то ли в 1741 году Бойделл увидел гравюру изображением замка Хаварден с Уильяма Генри Томса и был так восхищен ею, что немедленно отправился снова в Лондон, чтобы учиться гравюре , и Ллойд пообещал дождаться его. [2] [5] Бойделл поступил в ученики к Томсу и поступил в Академию Сент-Мартинс-Лейн, чтобы научиться рисованию. Каждый день он работал у Томса около четырнадцати часов, а по вечерам посещал уроки рисования. [2] [6] Через шесть лет усердие Бойделла позволило ему выкупить последний год своего ученичества, и в 1746 году он открыл на Стрэнде независимый магазин , специализировавшийся на топографических отпечатках, которые стоили шесть пенсов за дешевый отпечаток или один шиллинг за дорогой. . [3] [7]
Готовность Бойделла взять на себя ответственность за собственный бизнес на столь раннем этапе своей карьеры указывает на его амбиции и предприимчивый дух. Независимые магазины были рискованными в 1740-х годах, поскольку еще не было принято никаких строгих законов об авторском праве , кроме Закона об авторском праве на гравюру 1734 года (известного как «Закон Хогарта»). Пиратство опубликованных книг и печатных изданий стало отдельной профессией и значительно снизило прибыли таких издателей, как Бойделл. [8]
Примерно в 1747 году Бойделл опубликовал свою первую крупную работу «Книга мостов» , каждый отпечаток для которой он рисовал и вырезал сам. Она стоила один шиллинг и содержала шесть пейзажей, в каждом из которых, что неудивительно, заметное место занимал мост. Год спустя, в 1748 году, Бойделл, очевидно финансово обеспеченный, женился на Элизабет Ллойд. Детей у пары не было, и Елизавета умерла в 1781 году. [9]
В начале своей карьеры Бойделл осознал, что его гравюры не имеют особой художественной ценности, и позже сказал, что они были собраны другими «больше для того, чтобы продемонстрировать улучшение искусства в этой стране [Британии] с момента их публикации, чем из-за какой-либо идеи их собственные заслуги». [10] Это может объяснить, почему в 1751 году, когда он стал членом Компании канцелярских товаров , он начал покупать пластинки других художников и публиковать их в дополнение к своим собственным. Обычно гравер, такой как Уильям Хогарт , имел собственную мастерскую или отдавал готовые гравюры издателю. Приняв на себя двойную роль художника и продавца печатной продукции, Бойделл изменил традиционную организацию типографий. [11] Он не был подвержен прихотям общественного вкуса: если его гравюры плохо продавались, он мог пополнить свой заработок, торгуя гравюрами других художников. Он также понимал опасения как гравера, так и издателя. Фактически, как издатель, он многое сделал для повышения уровня уважения к граверам, а также обеспечил им более высокие комиссионные. [12]
Успех
[ редактировать ]В 1751 году, имея большой объем гравюр, Бойделл переехал в более просторное помещение по адресу Чипсайд , 90 . [3] К 1755 году он опубликовал «Сборник ста двух видов и т. д.». в Англии и Уэльсе . Эта дешевая, но успешная книга дала ему капитал для инвестиций. [14] Он все больше погружался в коммерческую сторону полиграфического бизнеса и, как и большинство торговцев полиграфией, начал импортировать отпечатки для продажи. В их число входили печатные репродукции пейзажей таких художников, как Клод Лоррен и Сальватор Роза . [3] Основная часть импорта поступала от бесспорных мастеров гравюры XVIII века: французов. В 1750-х годах Бойделл заработал небольшое состояние на этих импортированных гравюрах. [15] Его ранний успех был признан в 1760 году, когда он был принят в члены Общества искусств . [16] [17] Уинифред Фридман, которая много писала о Бойделле, объясняет, что, несмотря на этот успех, «[что] беспокоило Бойделла, так это то, что французы не предоставляли кредиты и не обменивались отпечатками; от него требовали наличные деньги. Бойделл принял меры, и это был поворотным моментом». [2] [18]
В 1761 году Бойделл решил, что попытается торговать с французами натурой — от чего они отказывались в прошлом из-за низкого качества британских гравюр. Чтобы положить начало этим переменам, ему нужно было иметь по-настоящему впечатляющую печать. С этой целью он нанял Уильяма Вуллетта , выдающегося гравера Англии, для гравировки Ричарда Уилсона «Уничтожения детей Ниобеи» . [2] Вуллетт уже успешно выгравировал картину Клода Лоррена 1663 года « Отец Психеи, приносящий жертву в храме Аполлона для Бойделла» в 1760 году. [3] Бойделл заплатил ему примерно 100 фунтов за гравюру с Ниобеей — ошеломляющая сумма по сравнению с обычными ставками. Этот единственный акт покровительства увеличил гонорары граверов по всему Лондону. [15] Отпечаток имел бешеный успех, но, что более важно, французы приняли его в качестве оплаты натурой. Фактически, это была первая британская гравюра, активно востребованная на континенте. [19] К 1770 году британцы экспортировали гораздо больше гравюр, чем импортировали, во многом благодаря Бойделлу. [20]
Бизнес Бойделла процветал, и вскоре он нанял в помощь своего племянника Джозайю Бойделла . Биограф Бойделла Свен Брунтьен предполагает, что одной из причин раннего и феноменального успеха Бойделла была его специализация. В отличие от «его конкурентов [которые продавали руководства, атласы и другие разнообразные книги] ... его [бизнес] почти исключительно концентрировался на продаже репродуктивных отпечатков». [21] Брунтьен утверждает, что «несмотря на обширные продажи различных типов репродукционных репродукций, именно репродукции современной истории обеспечили большую часть успеха Бойделла как продавца печатных изданий». [13] Наиболее примечательной среди них была «Смерть генерала Вульфа» картина Бенджамина Уэста 1770 года , гравированная Вуллеттом для Бойделла в 1776 году. [2] [3] Еще в 1767 году Бойделл перестал сам гравировать гравюры и начал полагаться исключительно на комиссионные и сделки, и именно от них он получал прибыль. [15]
Бойделл открыл новый рынок Вместе с Ниобой и быстро закрепил этот успех. [22] Имея процветающий бизнес и резервный капитал, он приступил к реализации нескольких амбициозных проектов, часто одновременно. В 1769 году он начал собирать «Коллекцию гравюр, выгравированных по мотивам самых крупных картин Англии» . Его последний, девятый том был закончен в 1792 году и имел большой успех у критиков и финансовый успех. [23] В 1773 году он начал работу над «Комплексом гравюр, гравированных по самым крупным картинам из собрания Ее Императорского Величества Императрицы Российской, недавно находившимся во владении графа Орфорда в Хоутоне в Норфолке », который был закончен в 1788 году. [2]
В дополнение к этим проектам и в середине своего шекспировского проекта Бойделл экспериментировал с акватинтой в «Истории реки Темзы» , опубликованной в 1796 году. Брунтьен пишет: «Хотя это и не первая книга по цветной акватинте, [она] была первой крупной, и это должно было стать примером того типа иллюстрации, который пользовался широкой популярностью в Англии в течение примерно сорока лет». [24] Бойделл также опубликовал «Оригинальное произведение Уильяма Хогарта» в 1790 году и «Поэтические произведения Джона Мильтона» и «Жизнь поэта» (т. е. Мильтона) в 1794 году.
Производительность и прибыльность фирмы Бойделла в целом стимулировали развитие британской полиграфической промышленности. К 1785 году годовой экспорт британских гравюр достиг 200 000 фунтов стерлингов, а импорт упал до 100 фунтов стерлингов. Бойделла признавали и хвалили по всей Англии как виновника этого ошеломляющего экономического разворота. В 1773 году он был награжден золотой медалью Королевской академии за заслуги в развитии печатной торговли. [16] В 1789 году на обеде в Королевской академии принц Уэльский произнес тост за «английского торговца, покровительствующего искусству лучше, чем великий монарх, олдермена Бойделла, коммерческого мецената». [25]
Шекспировское предприятие
[ редактировать ]Главным достижением Бойделла стал его шекспировский проект, который занял большую часть последних двух десятилетий его жизни. Проект состоял из трех частей: иллюстрированное издание пьес Шекспира, публичная галерея картин, изображающих сцены из пьес, и фолиант гравюр по мотивам картин. [26]
Идея грандиозного издания Шекспира возникла на ужине в доме Джозайи Бойделла в ноябре 1786 года. Сам список гостей свидетельствует об обширных связях Бойделла в мире искусства: Бенджамин Уэст , художник короля Георга III ; Джордж Ромни , известный художник; Джордж Никол , книготорговец короля и художник; Уильям Хейли , поэт; Джон Хул , ученый и переводчик Тассо и Аристотеля ; и Дэниел Брейтуэйт , инженер. В большинстве источников также упоминается художник Пол Сэндби . Хотя первоначальная идея издания, вероятно, принадлежала не Бойделлу, именно он ухватился за нее и реализовал ее. [3] Он хотел использовать издание для содействия развитию британской школы исторической живописи . [27]
В центре внимания предприятия было «великолепное и точное» издание Шекспира, которое Бойделл начал в 1786 году. [28] Печатный фолиант и галерея были просто ответвлениями основного проекта. В рекламе, предваряющей первый том издания, Никол написал, что «великолепие и великолепие в сочетании с правильностью текста были главными целями этого издания». [29] Бойделл отвечал за «великолепие», а Джордж Стивенс , известный шекспировский редактор, отвечал за «правильность текста». Сами тома были красивыми, с позолоченными страницами. Даже качество бумаги было необычайно высоким. [30] Иллюстрации печатались самостоятельно и могли вставляться и удаляться по желанию заказчика. Первые тома «Драматических произведений» были опубликованы в 1791 году, а последний — в 1805 году. [31] Издание финансировалось за счет подписной кампании, в которой покупатели предлагали частичную оплату вперед, а затем оплачивали оставшуюся сумму при доставке. Необходимость в этой практике была вызвана тем фактом, что в конечном итоге на предприятие было потрачено более 350 000 фунтов стерлингов — огромная сумма по тем временам. [32]
Когда она открылась 4 мая 1789 года на Пэлл-Мэлл , 52 , в Шекспировской галерее было 34 картины, а к концу ее существования их было от 167 до 170. [33] Сама Галерея пользовалась успехом у публики и стала модной достопримечательностью. Оно захватило воображение публики и стало самоцелью. [34]
Чтобы проиллюстрировать издание и предоставить изображения для фолио, Бойделл заручился помощью самых выдающихся художников и граверов того времени. Среди художников были Ричард Уэстолл , Томас Стотхард , Джордж Ромни , Генри Фюзели , Бенджамин Уэст , Анжелика Кауфман , Роберт Смирк , Джон Опи , а также племянник и деловой партнер Бойделла Джозайя Бойделл. Среди граверов были Франческо Бартолоцци и Томас Кирк . [35] Отношения Бойделла со своими художниками, особенно с иллюстраторами, в целом были благоприятными. Джеймс Норткот похвалил либеральные выплаты Бойделла. В письме 1821 года он писал, что Бойделл «сделал больше для развития искусств в Англии, чем вся масса дворянства вместе взятая! Он платил мне более благородно, чем любой другой человек; и его память я буду с почтением хранить». ". [36]
В начале существования предприятия реакция в целом была положительной. Две рецензии из самых влиятельных газет Лондона того времени укрепили и подтвердили интерес общественности к проекту и усилиям художников. Однако была и некоторая критика. В частности, гравер-сатирик Джеймс Гиллрей , похоже, был раздосадован тем, что ему не было поручено гравировать ни одну из сцен Шекспира, и в отместку опубликовал книгу « Шекспир принесен в жертву: или Приношение алчности» всего через шесть недель после открытия галереи. [3] [37] Гилрей продолжил работу над другими карикатурами, такими как Бойделл, приносящий произведения Шекспира в жертву Дьяволу мешков с деньгами . [38] По мере того как проект затягивался, критика усиливалась. Тем не менее, проект Бойделла по-прежнему вдохновлял подражателей. Томас Маклин попытался основать Галерею поэтов, аналогичную Шекспировской галерее, и также было начато несколько историй Англии в масштабе шекспировского издания. Однако, как и предприятие Бойделла, они в конечном итоге закончились финансовой катастрофой. [39]
Фолиант, в котором собраны гравюры с картин, стал самым прочным наследием предприятия Бойделла: он переиздавался на протяжении XIX века, и ученые описали его как предшественника современной журнальной книги . [40]
Гражданская служба
[ редактировать ]Среди всей работы, проделанной этими издательскими предприятиями, Бойделл все же находил время быть олдерменом прихода Чипа в 1782 году, хозяином компании по производству канцелярских товаров в 1783 году, шерифом Лондона в 1785 году и лорд-мэром Лондона в 1790 году. [2] [41] Обладая преданным гражданским духом и стремлением к развитию бизнеса, Бойделл воспользовался своим общественным положением, чтобы защитить государственный и частный покровительство искусству. Он часто дарил картины из своей коллекции Лондонской корпорации для вывешивания в Ратуше . Он надеялся, что его пожертвование может побудить других к такой же щедрости. Однако он оставался единственным участником. [42] В 1794 году был опубликован каталог, в котором были перечислены все работы, подаренные Бойделлом Ратуше. В предисловии он объяснил, почему сделал такие большие подарки:
Кого-то может удивить, какие у меня были возможности подарить лондонскому Сити столько дорогих картин; Основными причинами, которые повлияли на меня, были следующие: во-первых: показать свое уважение к Корпорации и моим согражданам, во-вторых: доставить удовольствие публике и иностранцам в целом, в-третьих: оказать услугу художникам, показывая свои работы с величайшей пользой; и, в-четвёртых, просто с целью доставить себе удовольствие. [43]
В 1794 году Бойделл заказал и подарил «Промышленность и благоразумие» Роберту Смирку . Большинство других работ, подаренных Бойделлом, носили такой же дидактический характер. Этими подарками он обращался к своим коллегам-торговцам и ремесленникам, к среднему классу, который был бы только рад, если бы их ценности продвигал такой выдающийся деятель. [44]
В речи перед Советом, в которой он выступал за реконструкцию здания с целью демонстрации публичного искусства, Бойделл сделал поразительное заявление о том, что, если бы богатых можно было убедить покровительствовать искусству, они отказались бы от своих злых путей:
можно найти среди многих расточителей нынешнего века вместо того, чтобы разорять себя играми или расставлять сети, чтобы развратить молодых женщин, их ложными обещаниями и многими другими плохими пороками; были бы рады такой возможности исправить себя, выйдя из ловушек, расставленных для них злыми и коварными мужчинами и женщинами, которые постоянно ждут, чтобы сбить с пути молодых и неосторожных, владеющих большой собственностью, такие могли бы здесь иметь удовольствие и удовлетворение от того, чтобы создать настоящий рай на земле, освещая место, которое будет вечно сиять и проявлять свою щедрость. [45]
Потребители среднего класса Бойделла одобрили бы его связь между моралью и искусством. [46]
Упадок бизнеса, смерть и наследие
[ редактировать ]В 1789 году Французская революция разразилась , а четыре года спустя разразилась война между Великобританией и Францией . В течение следующего бурного десятилетия торговля с Европой становилась все труднее. Поскольку бизнес Бойделла в значительной степени зависел от внешней торговли, особенно французской, его средства к существованию оказались под угрозой. Когда этот рынок был отрезан из-за войны в 1793 году, бизнес Бойделла существенно пришел в упадок. Он был вынужден продать Шекспировскую галерею посредством лотереи, чтобы его бизнес оставался платежеспособным. [47] Он умер в декабре 1804 года до того, как была проведена лотерея, но уже после того, как были проданы все 22 000 билетов. [2]
По словам Джозайи, Джон Бойделл простудился, отправившись в Олд-Бейли в сырой и туманный день, чтобы выполнить свой долг олдермена. [2] Он умер 12 декабря 1804 года почти банкротом, но не без большого общественного признания. Он был похоронен 19 декабря 1804 года в церкви Святого Олава Старого еврейства , на его похоронах присутствовали лорд-мэр, олдермены и несколько художников. [48]
Бойделл почти в одиночку превратил британские гравюры в жизнеспособный экономический товар и уничтожил французское доминирование в торговле. В письме сэру Джону Андерсону, в котором он просил парламент принять Закон о частной лотерее для продажи Шекспировской галереи, Бойделл заявил, что «достаточно сказать, что весь ход этой торговли [торговли печатными изданиями] изменился». [49] «Таймс» написала 7 мая 1789 года: «Историческая живопись и гравюра своим нынешним развитием почти исключительно обязаны г-ну Бойделлу». [49] Бойделл также сыграл свою роль в изменении характера меценатства в Великобритании. Пока он не выступал за общественный покровительство на своих различных гражданских постах, правительство имело мало общего с британским искусством. По словам Брунтьена, «именно благодаря энтузиазму Бойделла и других английское правительство в конечном итоге выделило средства на создание Национальной галереи в 1824 году». [50] Бойделл помог сделать художников независимыми от аристократического покровительства, предоставив им коммерческие возможности. Он «попытался освободить художников от традиционных форм государственного и аристократического покровительства, создав у общественности вкус к репродукционным репродукциям исторических сюжетов». [12] Запись Бойделла в Национальном биографическом словаре заканчивается оценкой, что «ни один печатный издатель ни до, ни после никогда не оказывал такого большого влияния на развитие британского искусства». [2]
Племянник и деловой партнер Бойделла, Джозайя Бойделл, некоторое время продолжал бизнес своего дяди по адресу Чипсайд , 90 , но к 1818 году бизнес был ликвидирован Джейн Бойделл, а активы приобретены Херстом, Робинсоном и Ко. [51]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брунтьен, 7; Фридман, 34 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Клейтон .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Запад .
- ^ Брунтьен, 7–8.
- ^ Брунтьен, 8; Фридман, 34 года.
- ^ Брунтьен, 9; Фридман, 34–35.
- ^ Брунтьен, 12.
- ^ Брунтьен, 9–12.
- ^ Брунтьен, 13–15; Фридман, 35 лет.
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- ^ Брунтьен, 15.
- ^ Jump up to: а б Брунтьен, 245.
- ^ Jump up to: а б Брунтьен, 38 лет.
- ^ Брунтьен, 16.
- ^ Jump up to: а б с Брунтьен, 20.
- ^ Jump up to: а б Брунтьен, 42 года.
- ^ Тимоти Клейтон (2004/2013), Бойделл, Джон , Оксфордский национальный биографический словарь
- ^ Фридман, 36 лет; Брунтьен, 20.
- ^ Брунтьен, 20 лет; Фридман, 38–39.
- ^ Фридман, 41 год; Брунтьен, 38 лет.
- ^ Брунтьен, 29–30.
- ^ Брунтьен, 30.
- ^ Брунтьен, 40–41.
- ^ Брунтьен, 183–84.
- ^ Цитируется в Merchant, 69.
- ^ Брунтьен, 71–72.
- ^ «Предисловие», Коллекция гравюр ; см. Фридман, 4–5; Торговая, 69.
- ^ «Проспект», Коллекция гравюр .
- ^ «Предисловие».
- ^ Брунтьен, 102-03.
- ^ Купец, 70–75.
- ^ Хартманн, 58 лет; Фридман, 83–85.
- ^ Фридман, 4, 83. Точный инвентарь неизвестен, большая часть картин исчезла.
- ^ Фридман, 70.
- ^ Пэлл-Мэлл, Северная сторона, прошлые здания .
- ^ Цитируется по Хартманну, 61.
- ^ Уодделл .
- ^ Купец, 76.
- ^ Брунтьен, 118-21.
- ^ Брунтьен, 160.
- ^ Брунтьен, 197; Фридман, 43 года.
- ^ Брунтьен, 210-13.
- ^ Цитируется по Брунтьену, 213–14.
- ^ Брунтьен, 216-17.
- ^ Цитируется в Приложении III, Bruntjen, 275.
- ^ Брунтьен, 244; Фридман, 52–54.
- ^ «№15752» . Лондонская газета . 6 ноября 1804 г. с. 1368.
- ^ Торнбери .
- ^ Jump up to: а б Цитируется по Фридману, 52.
- ^ Брунтьен, 227–28.
- ^ «№17426» . Лондонская газета . 1 декабря 1818 г. с. 2156.
Ссылки
[ редактировать ]- Шекспировские гравюры Бойделла: 90 гравюр известных сцен из пьес . Дуврские публикации, 2004. ISBN 0-486-43651-9 .
- Коллекция гравюр с картин, написанных для иллюстрации драматических произведений Шекспира художниками Великобритании . Лондон: Джон и Джозайя Бойделл, 1805 г.
- Балстон, Томас. «Джон Бойделл, Издатель: «Коммерческий меценат»». Подпись 8 (Новая серия 1949 г.): 3–22.
- Брунтьен, Свен Герман Арнольд. Джон Бойделл (1719–1804): Исследование покровительства искусству и издательского дела в георгианском Лондоне . Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing, 1985. ISBN 0-8240-6880-7 .
- Клейтон, Тимоти. « Джон Бойделл (1720–1804) ». Оксфордский национальный биографический словарь (требуется подписка). Издательство Оксфордского университета. 2004. Проверено 19 ноября 2007 г. ISBN 0-19-861411-X .
- Фридман, Шекспировская галерея Уинифред Х. Бойделл . Нью-Йорк: Garland Publishing Inc., 1976. ISBN 0-8240-1987-3 .
- Хартманн, Садакичи. Шекспир в искусстве . Сер. Любителей искусства. Бостон: LC Page & Co., 1901.
- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. (издание 1908 г. 2: 1012–1013.) .
- Мартино, Джейн и Десмонд Шоу-Тейлор, ред. Шекспир в искусстве . Лондон; Нью-Йорк: Меррелл, 2003. ISBN 1-85894-229-2 .
- Купец, В. Моэлвин. Шекспир и художник . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1959.
- Картина, Вивьен. Джон Бойделл . Художественная галерея Гилдхолла, 2005. ISBN 1-902795-11-3 .
- Саламан, Малкольм К. Шекспир в изобразительном искусстве . Эд. Чарльз Холм. 1916. Нью-Йорк: Бенджамин Блом, Inc., 1971.
- Сантаньелло, А.Е. «Введение». Шекспировские гравюры Бойделла . Нью-Йорк: Бенджамин Блум, 1968.
- Шеппард, FHW, изд. « Пэлл-Мэлл, северная сторона, прошлые здания ». Обзор Лондона. Том. 29 и 30: Сент-Джеймс Вестминстер, Часть 1. Лондон, 1960. 325–338. Проверено 21 ноября 2007 г.
- Тейлор, Гэри. Новое изобретение Шекспира: история культуры от Реставрации до наших дней . Нью-Йорк: Вайденфельд и Николсон, 1989. ISBN 1-55584-078-7 .
- Томпсон, Лоуренс. «Бойделл Шекспир: английский памятник графическому искусству». Хроники библиотеки Принстонского университета 1.2 (1940): 17–24.
- Торнбери, Уолтер. « Чипсайд: Центральный район ». Старый и Новый Лондон . Том. 1. Лондон: Центр столичной истории, 1878. 332–346. Проверено 19 ноября 2007 г.
- Уодделл, Роберта. « Контрольный список Джеймса Гиллрея, часть 7 ». Публичная библиотека Нью-Йорка . 2004. Проверено 26 ноября 2007 года.
- Уэст, Ширер. Джон Бойделл . Художественный словарь Гроува (требуется подписка). Ред. Джейн Тернер. Лондон; Нью-Йорк: Grove/Macmillan, 1996. ISBN 1-884446-00-0 . Проверено 26 ноября 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Выставка иллюстраций Шекспира в Специальных коллекциях библиотеки Луптона
- Шекспир в иллюстрациях Гарри Руша в Университете Эмори