Корнелия Станкович
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Корнелия Станкович Корнелия Станкович | |
---|---|
![]() Портрет Станковича работы Стевана Тодоровича , 1920 г. | |
Рожденный | |
Умер | 16 апреля 1865 г. | (33 года)
Национальность | сербский |
Род занятий | композитор, дирижер, пианист, музыкальный писатель |
Корнелие Станкович ( сербский : Корнелие Станкович , латинизированный : Корнелие Станкович , произносится [kǒrneːlije stώːŋkoʋitɕ] ; 23 августа 1831, Буда — 16 апреля 1865) — сербский композитор, мелограф, дирижер, пианист и музыкальный писатель. Он известен своими четырьмя томами гармонизированных сербских мелодий, которые были опубликованы в Вене между 1858 и 1863 годами и являются одной из важнейших основ для более поздней сербской музыки. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Он родился в буржуазной сербской семье в Табане , части Буды, населенной преимущественно сербами. После смерти родителей жил со старшей сестрой в Араде , где ходил в начальную школу и два года учился в гимназии. Позже он переехал в Сегед и вернулся в дом своего брата в Табане, чтобы закончить школу в Пеште (1849 г.). По щедрой помощи друзей семьи, Елены и Павла Риджички фон Скрибешче, в 1850 году его музыкальное образование началось в консерватории в Вене . Он изучал гармонию и контрапункт, а также основные уроки игры на фортепиано у придворного композитора и выдающегося органиста Саймона Зехтера , также профессора Антона Брукнера . Плодородная музыкальная жизнь в Вене и наставления Зехтера стали самой значительной, но в то же время единственной частью обучения Станковича. Он не смог поехать по музыкальной специальности в Россию из-за неизлечимой болезни — туберкулеза . Он умер рано, на тридцать четвертом году жизни, 16 апреля 1865 года в Буде. Похоронен на сербском кладбище в Табане. После переезда этого кладбища его останки были перевезены на кладбище в Буде. В 1940 году Музыкальное общество «Станкович» инициировало их переезд на Аллею Великих в Новое кладбище и Белград .
Творческая работа
[ редактировать ]Культурно-исторический фон
[ редактировать ]Годы жизни и творчества Станковича были насыщены многочисленными политическими событиями. Среди них были революция 1848 года , абсолютистский период правления фон Баха и Крымская война , падение режима Баха и упразднение Сербского воеводства . В Сербии это был период второго правления сербского князя Михаила Обреновича . Национальное движение среди сербов было основано работами по языку и народной литературе, проведенными Вуком Стефановичем Караджичем . Хотя сам Вук не певец, он разделял точку зрения Якоба Гримма о том, что лирические народные стихи следует дополнять музыкальным сопровождением.
Корнелие Станкович нашел непосредственный образец в работах Вука. Он был вдохновлен начать обширную работу по сбору и гармонизации сербских народных и церковных мелодий. Интеллигенция как в Габсбургской монархии , так и в Княжестве Сербия поддержала эту новаторскую работу по утверждению национального стиля в сербской музыке. Среди них были сербский патриарх Иосиф Раячич , русский священник и посланник в Вене Михаил Федорович Раевский , сербский князь Михаил Обренович, митрополит Сербский Михаил и черногорский князь Данило I.
Народная музыка
[ редактировать ]
Станкович начал свою мелографическую работу в области народных песен и буржуазных мелодий вскоре после прибытия в Вену. После первых опубликованных гармонизаций под названием «Сербские народные песни» (1851, 1853, 1854) он опубликовал еще четыре сборника (1858, 1859, 1862, 1863). Среди записанных им буржуазных песен были также стихи известных сербских поэтов ( Йована Йовановича Змая , Васы Живковича , Йована Суботича , Хордже Малетича , Александра Сандича), опубликованные Александром Сандичем в журнале Ost und West . [ 2 ] Он аранжировал их в виде четырехголосных хоровых композиций и миниатюр или вариаций для фортепиано (наиболее популярны вариации « Što seborne misli moje »). В 1861 и 1863 годах он путешествовал и записывал народные мелодии в Сербии (Шабац, Лозница, Валево, Чачак, Ужице, Крагуевац). Свои опубликованные сборники народных песен Станкович посвятил черногорскому князю Данило I, «сербским дамам» князю Михаилу Обреновичу и российскому императорскому эмиссару в Вене Виктору П. Балабину . Сборники фортепианных сочинений были посвящены княгине Юлии Обренович и Елене Риджички .
Церковная музыка
[ редактировать ]Первые две литургии, написанные Станковичем во время учебы у профессора Зехтера, не соответствовали народной традиции церковного пения. Поэтому Станкович отправился в Сремские Карловцы (1855–1857), где под руководством патриарха Раячича записал мелодии практически всего церковного репертуара. Гармонизировав большое количество нотных церковных мелодий для четырехголосного хора, он оставил своему сербскому народу богатое наследство: три опубликованные книги Православного церковного песнопения сербского народа (Вена, 1862, 1863, 1864 гг. и Белград, 1994 г., как факсимиле), а также 17 томов рукописей с четырехчастными хоровыми постановками и пять томов объемом около 400 страниц с традиционными церковными песнопения из Октоиха , Общего и особого распева, Праздничные песнопения из Минеи , Триоди и Пятикостариона . 1
Вклад в работу певческих обществ
[ редактировать ]До Корнелия Станковича недавно основанные сербские церковные хоры и музыкальные общества в Австро-Венгрии и Княжестве Сербия имели сочинения русских композиторов и менее известных музыкантов ( Готфрид фон Прейер и Бенедикт Рандхартингер из Вены, Франческо и Джузеппе Синико из Триеста , Вайс фон Беренфельс из Петриньи) о своем репертуаре. С публикацией работы Станковича новые гармонизации сербского песнопения стали доступны певцам и дирижерам церковных хоров от Вены, Триеста, Задара, Котора, Петрини до Панчево, Тимишоары и Белграда. Кратковременная, но самобытная деятельность Корнелия Станковича в качестве дирижера Первого Белградского певческого общества (1863–1864) особенно способствовала утверждению сербского национального музыкального творчества. Став преемником Милана Миловука , Станкович существенно изменил репертуар, введя новые гармонизированные сербские народные мелодии вместо иностранных песен. Он основал «подготовительный хор», чтобы дать своим певцам дополнительное теоретическое образование. Он также составил план основания первой музыкальной школы в Белграде.
Спектакли
[ редактировать ]Помимо аранжировок и публикаций, Станкович также исполнял свои транскрипции традиционных народных и церковных мелодий как пианист со своим другом, художником и прекрасным баритоном Стеваном Тодоровичем в Вене, Пеште, Буде, Белграде, Нови-Саде, Сремских Карловцах, Сомборе, Панчево. , Сремска-Митровица, Шабац, Валево, Крагуевац. Он также исполнял свои собственные художественные фортепианные композиции. В качестве дирижера он выступал с Белградским певческим обществом, церковным хором в Буде и с зарубежными певцами в Вене. Особый успех пришел к двум концертам музыки Станковича в знаменитом Венском концертном зале ( Музикферайн ) в 1855 и 1861 годах.
Предисловия к его впервые изданным сборникам народных и церковных песен — это классика церковного песнопения XIX века, жемчужины сочинений о сербской вокальной музыке и народно-музыкальном наследии.
Почести
[ редактировать ]
Станкович удостоился чести получить от русского царя орден Святого Станислава за свою мелографическую и творческую деятельность. Сербское церковно-хоровое общество Панчево, «Хуманиттсферайн» из Загреба и венские «Музикферейн», «Преодница» и другие молодежные общества присвоили ему звание почетного члена. Его уважали и любили коллеги, знакомые, друзья и ученики. Самоотверженная работа Станковича по сохранению и развитию сербского народного творчества оставила важный и глубокий след в сербской музыкальной и культурной истории. Его имя прославлялось многочисленными исследованиями и статьями, а также основанием музыкальных обществ и других музыкальных учреждений, названных им. По инициативе проф. д-р Даница Петрович, в 1993 году в Сремских Карловцах начала работу Летняя школа церковного песнопения «Памяти Корнелие».
По случаю 150-летия со дня рождения Станковича (1981 г.) Сербская академия наук и искусств и Институт музыковедения SASA организовали научную ассамблею «Корнелие Станкович и его время». Двадцать лет спустя (2006 г.) при организации Института музыковедения САСА, Матицы сербской и Академии искусств из Нови-Сада прошла еще одна международная научная ассамблея «Композитор и его окружение». На этот раз это было по случаю 175-летия со дня рождения Станковича и 150-летия со дня рождения Стевана Стояновича Мокраняца . Сборник материалов первой ассамблеи (опубликованный в 1985 году) на сегодняшний день является наиболее подробным изданием о жизни и творчестве Станковича.
Он включен в число 100 самых выдающихся сербов .
Примечания
[ редактировать ]- 1. ↑ Эти рукописи хранятся в Архиве Сербской академии наук и искусств (Исторический сборник, № 7888). Продолжается обширная работа по транскрипции и редактированию рукописей композитора для публикации в Собрании сочинений Корнелие Станковича. Это проект под руководством проф. доктор Даница Петрович, директор Института музыковедения SASA.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джим Самсон (23 мая 2013 г.). Музыка на Балканах . БРИЛЛ. стр. 67–68. ISBN 978-90-04-25038-3 .
- ^ Марьянович, Наташа (2013). «О музыке и искусстве в журнале Даника (1860-1872)» (PDF) . Музыковедение (14): 64. doi : 10.2298/MUZ1314057M .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Биография. Архивировано 24 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- Биография
- см. стр. 64 Музыка и искусство в журнале Даника-А.Сандич – анонимно
- Подборка работ (скачать mp3)