Jump to content

Игнац Мошелес

Игнац Мошелес
Мошелес, с портрета сына Феликса Мошелеса , 1860 год.
Рожденный
Исаак Игнац Мошелес

( 1794-05-23 ) 23 мая 1794 г.
Прага
Умер 10 марта 1870 г. (10 марта 1870 г.) (75 лет)
Супруг Шарлотта
Дети 2 сына и 3 дочери
Родители) Клара Поппер (Любовь) и Иоахим Мойзес Мошелес

Исаак Игнац Мошелес (англ. Немецкое произношение: [ˈɪɡnaːts ˈmɔʃələs] ; 23 мая 1794 г. [1] — 10 марта 1870) — чешский пианист- виртуоз и композитор. Первоначально он жил в Лондоне , а затем в Лейпциге , где присоединился к своему другу и когда-то ученику Феликсу Мендельсону в качестве профессора фортепиано в Консерватории .

Ранняя жизнь и карьера

[ редактировать ]

Мошелес родился в 1794 году в Праге , Богемия , в семье Клары Поппер (Либен) и Иоахима Моисеса Мошелеса. [2] Он был из богатой немецкоязычной еврейской купеческой семьи. Первоначально его имя было Исаак. Его отец играл на гитаре и очень хотел, чтобы один из его детей стал музыкантом. Первоначально его надежды были связаны с сестрой Игнаца, но, когда она отказалась, уроки игры на фортепиано были переданы брату. У Игнаца рано возникла страсть к (тогда революционной) фортепианной музыке Бетховена , которую моцартинец Бедржих Дивиш Вебер , его учитель в Пражской консерватории , пытался обуздать, призывая его сосредоточиться на Бахе, Моцарте и Муцио Клементи . [3]

После ранней смерти отца Мошелес поселился в Вене в 1808 году. Его способности были таковы, что он смог учиться в городе у Альбрехтсбергера по контрапункту и теории и у Сальери по композиции. В это время он изменил свое имя с «Исаак» на «Игнац». Он был одним из ведущих виртуозов, живших в Вене во время Венского конгресса 1814–1815 годов , и именно в это время он написал свои чрезвычайно популярные виртуозные «Александровские вариации» , соч. 32 для фортепиано с оркестром, на которых он позже играл по всей Европе. И здесь он стал близким другом Джакомо Мейербера , в то время еще пианиста-виртуоза, еще не композитора; их импровизированные фортепианные дуэты получили высокую оценку. [4] Мошелес был также знаком с Хуммелем и Калькбреннером . Среди виртуозов 1820-х годов Гуммель, Калькбреннер, Крамер , Герц и Вебер . его самыми известными соперниками были [5]

Находясь в Вене, Мошелес смог встретиться со своим кумиром Бетховеном, который был настолько впечатлен способностями молодого человека, что доверил ему подготовку фортепианной партитуры своей оперы « Фиделио » по заказу своего издателя Артарии . В конце своей рукописи, прежде чем передать ее Бетховену, Мошелес написал слова Fine mit gottes Hülfe («Окончено с божьей помощью»). Бетховен одобрил версию Мошелеса, но добавил слова O Mensch, hilf dir selber («О человек, помоги себе!»). [6] Хорошие отношения Мошелеса с Бетховеном оказались важными для обоих в конце жизни Бетховена. [7]

Вера и семья

[ редактировать ]
Мошелес женился на Шарлотте Эмден ( Анри Леманн , 1837).

В 1814–1815 годах Мошелес все еще был практикующим евреем в Вене . Его жена отметила, что он был членом венской общины и написал для венской еврейской общины ораторию, прославляющую мир. На протяжении всей своей жизни, как и многие другие музыканты еврейского происхождения, он оставался близким к другим музыкантам подобного происхождения, таким как Феликс Мендельсон , Антон Рубинштейн , Йозеф Иоахим и Фердинанд Хиллер . Он также поддерживал контакты с покровителями еврейского происхождения, такими как семья Эскелес в Вене, семья Лео в Париже и Ротшильды в Англии . Он женился на Шарлотте Эмден, дочери гамбургского еврейского банкира и двоюродной сестре Генриха Гейне , в гамбургской синагоге в 1825 году. [8] Тем не менее, после того как он поселился в Англии, Мошелес стал членом англиканской церкви .

Его дети, два сына и три дочери, [8] все были крещены при рождении, и он и его жена крестились в 1832 году. Они были родителями художника Феликса (1833–1917), их второго сына, и Серены Анны Мошелес (1830–1902), их второй дочери и жены Георга Розена. . [9] Розен был востоковедом, как и его брат Фридриха Августа Розена , другого друга Мендельсона, как и Мошелес. Его внучка Елка Розен , тоже художница, вышла замуж за композитора Фредерика Делиуса . Другая внучка, Мария-Тереза, вышла замуж за Генри Филдинга Диккенса , сына писателя Чарльза Диккенса . [10] [11] Мошелес много путешествовал по Европе как пианист и дирижер, в конце концов поселившись в Лондоне (1825–1846), где в 1832 году стал содиректором Королевского филармонического общества. Он никогда не отрекался от своего еврейского происхождения и часто брал свою семью в гости к родственникам в Прага, все из которых сохранили свою еврейскую преданность. [12]

Через своих потомков Диккенса он является прадедом адмирала Джеральда Чарльза Диккенса и прапрапрапрадедом актера Гарри Ллойда . Через своих потомков Роша он является прапрадедом музыковеда Жерома Роша и прапрапрадедом историка Хелен Рош и электронного музыканта Майка Парадинаса . [13]

Мендельсон и лондонский период

[ редактировать ]

После венского периода Мошелеса последовала сенсационная серия европейских концертных туров – именно после того, как он услышал игру Мошелеса в Карловых Варах, мальчика Роберта Шумана уволили, чтобы он сам стал пианистом-виртуозом. Но особенно теплый прием Мошелес нашел в Лондоне, где в 1822 году ему было присвоено почетное членство в Лондонской музыкальной академии (позже ставшей Королевской музыкальной академией ). В конце года он записал в своем дневнике: «В Англии я чувствую себя все более как дома» и без колебаний поселился там после женитьбы. Мошелес посетил большинство великих столиц Европы, впервые появившись в Лондоне в 1822 году и заручившись там дружбой Муция Клементи и Иоганна Баптиста Крамера . Мошелес также был учеником Муция Клементи.

В марте 1823 года Мошелес нанес длительный визит в Бат в Сомерсете и начал работу над своим фортепианным концертом № 4 (соч. 64). Во время экскурсии в Бристоль Кольридж говорит, что «Мошелес восхищается видом на Бристольский канал и добавляет: «Что может быть прекраснее, чем первый вид на валлийские горы из Клифтона? очаровательная панорама? Самое место для написания адажио; голубые горы образуют такой величественный фон для этого яркого канала». Вскоре после этого, 16 июня, в Лондоне состоялось первое исполнение фортепианного концерта. [14]

Однако до этого, в 1824 году, он принял приглашение посетить Авраама Мендельсона Бартольди в Берлине, чтобы дать несколько уроков своим детям Феликсу и Фанни . Его комментарии о встрече с ними были такими: «Это семья, подобной которой я никогда не знал. Феликс, пятнадцатилетний мальчик, — феномен. Какие все вундеркинды по сравнению с ним?… Он уже зрелый художник. Его старшая сестра Фанни также необычайно одарена». Вскоре после этого он писал: «Сегодня днем... я дал Феликсу Мендельсону его первый урок, ни на минуту не упуская из виду того, что я сидел рядом с мастером, а не с учеником». [15]

Так начались отношения необычайной интенсивности, которые продолжались на протяжении всей жизни Мендельсона и после его смерти (он умер в 1847 году). Мошелес сыграл важную роль в том, что Феликс впервые прибыл в Лондон в 1829 году - Авраам доверил Феликсу свою заботу во время этого визита. Мошелес тщательно к этому готовился. В Лондоне, помимо того, что он стал постоянным и успешным исполнителем, а также музыкальным руководителем вечеринок Ротшильдов, он стал неоценимым помощником сэру Джорджу Смарту и Филармоническому обществу, информируя их о талантах европейских музыкантов, с которыми он столкнулся на его собственные концертные туры. Когда в 1825 году Смарт сам совершил поездку по Европе в поисках новой музыки и музыкантов для Общества, Мошелес предоставил Смарту список контактов и рекомендательные письма, включая Бетховена и Мендельсона. В Праге гидом Смарта выступал брат Мошелеса. Смарт посетил Мендельсонов в Берлине и был впечатлен Феликсом и Фанни. В конечном итоге это привело к приглашению Мендельсона выступить в Обществе во время его визита в 1829 году. [16]

В 1827 году Мошелес выступил посредником между Филармоническим обществом и умирающим Бетховеном. [17] Он помог убедить Общество послать Бетховену средства, в которых он отчаянно нуждался во время болезни композитора. Взамен Бетховен предложил Обществу написать свою (незавершенную) Десятую симфонию . [18]

Большой успех Мендельсона в Англии с 1829 года до конца его жизни также хорошо отразился на его друге. Хотя музыка Мошелеса теперь считалась немного старомодной, он пользовался большим спросом как учитель музыки, и среди его учеников было много детей из богатых и аристократических классов. Он также был назначен «Пианистом принца Альберта », синекурой, что, тем не менее, подтвердило его статус. [12] Вундеркинд-пианистка Элизабет Джонас , ученица Мошелеса, сыграла несколько командных спектаклей в Виндзорском замке .

Мошелес никогда не переставал пропагандировать музыку Бетховена и давал множество сольных концертов его музыки: в 1832 году он дирижировал лондонской премьерой « Торжественной мессы» Бетховена и перевел А. Ф. Шиндлера на английский биографию Бетховена . Он был одним из первых сторонников фортепианного концерта - концерта музыки только для фортепиано, новаторство которого оспаривается между Листом и Мошелесом. Бетховена Мошелес дал первое публичное исполнение Хаммерклавирной сонаты в Лондоне 14 марта 1839 года, через три года после того, как Лист исполнил ее для приглашенной публики в Париже. [19]

Мошелес, в частности, вновь представил клавесин как инструмент для сольных концертов. Он также часто выступал на концертах с Мендельсоном в Лондоне (и других местах) – одним из самых любимых произведений обоих музыкантов были концерты Баха для нескольких клавишных инструментов. В этих случаях Мендельсон и Мошелес славились тем, что соперничали друг с другом в импровизированных каденциях . Концерт для трех клавесинов исполнялся один раз с Тальбергом за третьей клавиатурой, другой с Кларой Шуман . Мошелес часто выступал как дирижер, особенно Бетховена. [20]

Лейпцигские годы

[ редактировать ]
Мошелес в Лейпциге

Хотя на протяжении всего этого периода Мошелес продолжал писать музыку и гастролировать с концертами, его доход сильно зависел от преподавания, и это подвергало его серьезному стрессу. Поэтому, когда Мендельсон основал консерваторию в Лейпциге в 1843 году, он стремился привлечь туда своего друга Мошелеса в качестве коллеги, обещая ему достаточно времени в своем графике для концертов и создания музыки. Через несколько лет Мошелес с радостью принял эту должность в 1846 году. Он стал давним и видным сотрудником факультета Консерватории, преподавая там фортепиано в течение нескольких десятилетий.

Консерватория фактически стала святыней музыкального наследия Мендельсона. Критик и пианист Эдвард Даннройтер , который учился у Мошелеса в Лейпциге между 1859 и 1863 годами, позже писал:

[...] шептались, что два старых гранда в фортепианном зале консерватории имели обыкновение репетировать ре-минорный концерт Мендельсона в одиночестве, с 12:30 воскресного вечера до крика петуха! Сила привычки, наверное. [21]

Таким образом, Мошелесу выпало возглавить контратаку на Вагнера после ехидной атаки последнего на Мендельсона (и Мейербера) в его пресловутой статье Das Judenthum in der Musik («Еврейство в музыке»), которую он и сделал, потребовав отставки из партии. Совет консерватории редактора Вагнера Бренделя. [22] Как и Мендельсон, Мошелес считал, что музыка достигла своего золотого века в период от Баха до Бетховена, и с подозрением относился (хотя и не обязательно враждебно) к новым направлениям, таким как те, которые были показаны Вагнером, Листом и Берлиозом. Тем не менее его личные отношения со всеми ними (за исключением, пожалуй, Вагнера) оставались теплыми. Наследие Мендельсона в Великобритании означало, что Лейпцигская консерватория имела высокую репутацию среди английских музыкантов, и среди тех, кто учился там во времена Мошелеса, были Артур Салливан и Чарльз Вильерс Стэнфорд . [23]

Мошелес умер в Лейпциге 10 марта 1870 года, через девять дней после посещения своей последней репетиции с Лейпцигским оркестром Гевандхауса .

Среди своих 142 номеров опусов Мошелес написал ряд симфонических произведений. Помимо увертюры , балета и симфонии , все они написаны для фортепиано с оркестром: восемь фортепианных концертов (из которых последний представлен лишь фрагментарно, оркестровых партий не сохранилось) и наборы вариаций и фантазий на темы народных песен. Основная тема финала его четвертого фортепианного концерта основана на мелодии « Британские гренадеры ». Мошелес также оставил несколько камерных произведений (в том числе фортепианное трио записанное ) и большое количество произведений для фортепиано соло, включая сонаты и этюды, которые продолжали изучать продвинутые студенты, даже когда музыка Мошелеса пришла в затмение. Есть также некоторые настройки песни. [24]

В последнее время, с скромным, но заметным возрождением интереса к сочинениям этого композитора и его коллег, все больше произведений Мошелеса стали доступны на компакт-дисках, особенно небольшими и независимыми звукозаписывающими лейблами. Все завершенные фортепианные концерты и фантазии для фортепиано с оркестром доступны на лейбле Hyperion Records , в исполнении Говарда Шелли , который также дирижировал Тасманским симфоническим оркестром ; они также выпустили полные этюды по игре на фортепиано в исполнении Пирса Лейна . Ян Хобсон также записал первые шесть и включил пару вариаций, не записанных Шелли.

Источники

[ редактировать ]

Большая часть того, что известно о жизни Мошелеса, взята из биографии с отрывками из его дневников и переписки, написанных после его смерти его женой Шарлоттой и опубликованных в Германии в 1872 году; английское издание появилось в следующем году. Книга также дает живые портреты его эпохи и его музыкальных современников. [25] Сами дневники утеряны. Другим важным источником является переписка Мошелеса и Мендельсона , хранящаяся в коллекции Браттона в Университете Лидса и опубликованная в 1888 году сыном Игнаца (и крестником Феликса Мендельсона ) Феликсом Мошелесом .

  • Анон. (1898). «Эдвард Данройтер» в Musical Times 39/688 (1 октября 1898 г.).
  • Конвей, Дэвид (2011). Еврейство в музыке: Вступление в профессию от эпохи Просвещения до Рихарда Вагнера . Кембридж. ISBN  978-1-107-01538-8 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Кролл, Марк (2014). Игнац Мошелес и меняющийся мир музыкальной Европы . Вудбридж. ISBN  978-1-843-83935-4 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Мошелес, Шарлотта, тр. А. Д. Кольридж, Жизнь Мошелеса , 2 тт. Лондон 1873 г.
  • Мошелес, Феликс (редактор) (1888). Письма Феликса Мендельсона Игнацу и Шарлотте Мошелес , Лондон.
  • Мошелес, Феликс (1899). Фрагменты автобиографии . Лондон.
  1. ^ Кролл (2014), с. 4.
  2. ^ Кролл, Марк (2014). Игнац Мошелес и меняющийся мир музыкальной Европы . Бойделл и Брюэр. ISBN  9781843839354 .
  3. ^ Кролл (2014), 1–3
  4. ^ Конвей (2011), стр. 127–30.
  5. ^ Кролл (2014), стр. 6–20.
  6. ^ Конвей (2011), с. 129.
  7. ^ Кролл (2014), стр. 8–9; Конвей (2011), с. 129.
  8. ^ Перейти обратно: а б См. Роберт Эйтнер (1885), « Мошелес, Игнац », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 22, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 345–351 .
  9. ^ См. Грегор Пельгер (2005), «Розы, Георг Фридрих Вильгельм» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 22, Берлин: Duncker & Humblot, стр. 51–52 ; ( полный текст онлайн ).
  10. ^ Бледсо, Роберт Террелл (9 февраля 2012 г.). Диккенс, Журналистика, Музыка: «Бытовые слова» и «Круглый год» . А&С Черный. ISBN  9781441150875 .
  11. ^ Найдер, Лилиан (15 февраля 2012 г.). Другой Диккенс: Жизнь Кэтрин Хогарт . Издательство Корнельского университета. ISBN  978-0801465062 .
  12. ^ Перейти обратно: а б Конвей (2011), с. 106.
  13. ^ «Прослушка – апрель 2021 (выпуск 446)» .
  14. ^ Мошелес, К. (tr. AD Coleridge), том. 1, стр. 71–2.
  15. ^ К. Мошелес (1874), I, с. 98.
  16. ^ Конвей (2011), стр. 106–7.
  17. ^ Ноордуин, Мартен (17 мая 2021 г.). «Метроном отмечает Девятую симфонию Бетховена в контексте» . Ранняя музыка . 49 (caab005): 129–145. дои : 10.1093/em/caab005 . ISSN   0306-1078 .
  18. ^ Конвей (2011), с. 108.
  19. ^ Круми, Эндрю . «Гаммерклавирная соната Бетховена – Часть вторая» . Проверено 12 сентября 2023 г.
  20. ^ Конвей (2011), стр. 106–9.
  21. ^ Анон. (1898), с. 647.
  22. ^ Конвей (2011), с. 194.
  23. ^ Кролл (2014), стр. 174–5.
  24. ^ Кролл (2014), стр. 340–60.
  25. ^ К. Мошелес (1873), 2 тома.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 64639650d7009a87c6e80cfc0f0b3a85__1716451620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/64/85/64639650d7009a87c6e80cfc0f0b3a85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ignaz Moscheles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)