Пабло де Сарасате
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на испанском языке . (Ноябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Пабло де Сарасате | |
---|---|
Рожденный | Пабло Мартин Мелитон де Сарасате и Наваскуэс 10 марта 1844 г. Памплона , Испания |
Умер | 20 сентября 1908 г. Биарриц , Франция | (64 года)
Занятия |
|
Годы активности | 1852–1904 |
Пабло Мартин Мелитон де Сарасате и Наваскуэс ( Испанское произношение: [ˈpaβlo saɾaˈsate] ; 10 марта 1844 — 20 сентября 1908), широко известный как Пабло де Сарасате , был испанским (наваррским) скрипачом , композитором и дирижёром периода романтизма . Его самые известные работы включают Zigeunerweisen ( «Цыганские мелодии» ), «Испанские танцы » и « Кармен-фантазия» . [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Сарасате родился в Памплоне , Наварра , в 1844 году в семье дона Мигеля Сарасате, местного артиллерийского капельмейстера. Видимо, увидев, как его отец долго боролся с пассажем, он взял в руки скрипку и прекрасно на ней сыграл. Он начал учиться игре на скрипке вместе со своим отцом в пять лет, а позже брал уроки у местного учителя. Его музыкальный талант проявился рано, и он появился на своем первом публичном концерте в Ла-Корунье в возрасте восьми лет.
Его выступление было хорошо встречено и привлекло внимание богатого покровителя, который предоставил Сарасате финансирование для обучения у Мануэля Родригеса Саеса в Мадриде , где он завоевал благосклонность королевы Изабеллы II . Позже, когда его способности развились, родители решили отдать его учиться у Жана-Дельфина Алара в Парижскую консерваторию в возрасте двенадцати лет. В поезде, направлявшемся в Париж , его мать (сопровождавшая его) умерла от сердечного приступа на испано-французской границе, а у Сарасате обнаружили холеру . Испанский консул в Байонне отвез Сарасате к себе домой и вылечил его, а затем профинансировал его поездку в Париж. [ 2 ] [ 3 ]
Там Сарасате успешно прошел прослушивание у Алара, который устроил его жить со своим коллегой Теодором де Лассабати, администратором консерватории. [ 2 ] [ 4 ] В семнадцать лет Сарасате принял участие в конкурсе на Премьер-при и получил свою первую премию, высшую награду консерватории. (Ни один другой испанский скрипач не достиг этого, пока Мануэль Кирога не сделал этого в 1911 году; Кирогу на протяжении всей его карьеры часто сравнивали с Сарасате.)
Сарасате, публично выступавший с детства, дебютировал в Париже как концертирующий скрипач в 1860 году, а выступил в Лондоне в следующем году . За свою карьеру он гастролировал по многим частям мира, выступая в Европе , Северной Америке и Южной Америке . Его художественное превосходство объяснялось главным образом чистотой его тона, свободного от какой-либо склонности к сентиментальности или восторженности, а также той впечатляющей легкостью исполнения, которая делала его виртуозом. В начале своей карьеры Сарасате исполнял в основном оперные фантазии, в первую очередь « Кармен-фантазию» и различные другие сочиненные им произведения. Популярность испанского колорита Сарасате в его композициях нашла отражение в творчестве его современников. Например, влияние испанской музыки можно услышать в таких известных произведениях, как Эдуарда Лало , «Испанская симфония» посвященная Сарасате; Жоржа Бизе » « Кармен ; и Камиля Сен-Санса «Введение » и «Рондо каприччиозо» , написанные специально для Сарасате и посвященные ему.
По поводу идиоматического сочинения Сарасате для своего инструмента драматург и музыкальный критик Джордж Бернард Шоу однажды заявил, что, хотя композиторов музыки для скрипки было много, композиторов скрипичной музыки было очень мало. О талантах Сарасате как исполнителя и композитора Шоу сказал, что он «оставил критику, задыхающуюся на много миль позади». Собственные композиции Сарасате в основном представляют собой показательные выступления, призванные продемонстрировать его образцовую технику. Пожалуй, самым известным из его произведений является «Цигеунервайзен» (1878), произведение для скрипки с оркестром. Другая пьеса, « Кармен-фантазия» (1883), также для скрипки с оркестром, использует темы из оперы Жоржа Бизе «Кармен» . Вероятно, его наиболее исполняемыми выходами на бис являются его четыре книги «Испанские танцы» , Opp. 21, 22, 23, 26 – короткие пьесы, призванные доставить удовольствие слуху слушателя и продемонстрировать талант исполнителя. Он также сделал аранжировки произведений ряда других композиторов для скрипки и сочинил наборы вариаций на тему «попурри», взятых из опер, знакомых его публике, таких как его «Фантазия на мелодии». La forza del destino (его Опус 1), его «Сувениры о Фаусте » или его вариации на темы из «Волшебной флейты» .
В Брюсселе он встретил Берту Маркс , которая путешествовала с ним в качестве солистки и аккомпаниатора во время его турне по Европе, Мексике и США; отыграл около 600 концертов. Сарасате . «Испанские танцы» Она также аранжировала для фортепиано [ 5 ] В 1904 году он сделал небольшое количество записей. Во всех своих путешествиях Сарасате каждый год возвращался в Памплону на фестиваль Сан-Фермин . [ 6 ]
Сарасате умер в Биаррице , Франция , 20 сентября 1908 года от хронического бронхита. Свою скрипку, изготовленную Антонио Страдивари в 1724 году, он завещал Музею музыки . В память о нем скрипка теперь носит его имя как Сарасате Страдивари . Его вторая скрипка Страдивари, Буасье 1713 года, сейчас принадлежит Real Conservatorio Superior de Música в Мадриде . Среди его учеников по игре на скрипке был Альфред де Сев . Международный конкурс скрипачей имени Пабло Сарасате проходит в Памплоне.
Сарасате был посвящен ряд произведений для скрипки, в том числе Генрика Венявского » «Скрипичный концерт № 2 , Эдуарда Лало » «Испанская симфония , Камиля Сен-Санса » « Скрипичный концерт № 3 и его «Рондо каприччиозо «Интродукция» и «Рондо каприччиозо» , » Макса Бруха . Шотландская фантазия и Александра Маккензи » сюита «Пиброх . Сарасате также вдохновлена книгой Уильяма Потстока « Сувенир Сарасате» .
Появление в других видах искусства
[ редактировать ]- Джеймса Уистлера « Аранжировка в черном: Пабло де Сарасате» (1884 г.) представляет собой портрет Пабло Сарасате.
- В Артура Конан Дойля рассказе «Союз рыжих» (1891) Шерлок Холмс и доктор Джон Х. Ватсон посещают концерт Сарасате. Скрипач Брюс Дуков играет Сарасате в Гранады телеадаптации рассказа 1984 года .
- Сарасате — главная фигура в «Убийстве под музыку» , Шерлока Холмса пародии на Энтони Бёрджесса . [ 7 ] Холмс также упоминается как присутствовавший на концерте Сарасате в «Поезде сокровищ» Фрэнки Томаса .
- В романе Эдит Уортон 1920 года «Эпоха невинности» , действие которого происходит в Нью-Йорке 1870-х годов, главный герой приглашается на частный концерт, который дает Сарасате.
- Zigeunerweisen — название фильма Сейдзюна Судзуки 1980 года, первого из так называемой трилогии Тайсё . Запись одноименного эфира Сарасате и его то, что можно услышать на записи, являются одной из тем фильма.
- Он появляется в Мерседес Лэки « Мастера стихий» рассказе «Этюд в Сейбле » (основанном на народной сказке «Сестры Тва») как Мастер духа стихий, способный вызывать призраков, говорить с ними и в некоторой степени контролировать их с помощью своей музыки. ; он даже заходит так далеко, что использует лук, сделанный из кости и волос убитой женщины, чтобы привлечь к ответственности ее сестру-убийцу.
Список композиций
[ редактировать ]Сарасате написал более пятидесяти произведений, каждое из которых включает в себя скрипку. он присвоил номера опусов . 54 из них [ 8 ]
Опус | Состав | Год | Инструментарий |
---|---|---|---|
— | Шопен (аранж. Сарасате) Ноктюрн Op.9 No.2 | Скрипка и фортепиано | |
— | Мошковский (аранж. Сарасате) Guitarre Op.45 No.2 | 1890 | Скрипка и фортепиано |
— | Фэнтези-Каприз | 1862 | Скрипка и фортепиано |
— | Птицы Чили | 1871 | Скрипка и фортепиано |
— | Мазурка в ми (Мазурка ми мажор) | Скрипка и фортепиано | |
— | Сувенир Фауста (Гуно) | 1865 | Скрипка и фортепиано |
1 | Фантазия на тему «Силы судьбы» (Верди) | Скрипка и фортепиано | |
2 | Дань уважения Россини | 1866 | Скрипка и фортепиано |
3 | Белая дама (Буальдье) | Скрипка и оркестр | |
4 | Мечтательность (Мечта) | 1866 | Скрипка и фортепиано |
5 | Фантазия на тему «Ромео и Джульетта» (Гуно) | 1868 | Скрипка и фортепиано |
6 | Каприс о Мирей | Скрипка и фортепиано | |
7 | Уверенность | Скрипка и фортепиано | |
8 | Сувенир Домонта (Vals de salon) | Скрипка и фортепиано | |
9 | Les Adieux (Прощание) | 1899 (?) | Скрипка и фортепиано |
10 | Андалузская серенада | Скрипка и фортепиано | |
11 | Спать | Скрипка и фортепиано | |
12 | Москвичка (Москвичка) | Скрипка и фортепиано | |
13 | Новая фантазия о Фаусте (Гуно) | 1874 | Скрипка и оркестр |
14 | Фантазия на тему «Вольного стрелка» (Вебер) | 1874 | Скрипка и оркестр |
15 | Мозаика Зампа (Герольд) | Скрипка и фортепиано | |
16 | Гавота о Миньоне (Томас) | 1869 | Скрипка и фортепиано |
17 | Молитва и колыбельная | 1870 | Скрипка и фортепиано |
18 | Airs espagnols (испанские Airs) | 1874 (?) | Скрипка и фортепиано |
19 | Воспоминания о Марте (Флотоу) | Скрипка и фортепиано | |
20 | Aires Bohemios, Gypsy Airs | 1878 | Скрипка и оркестр |
21 | Малагенья и Хабанера ( Испанские танцы №№ 1, 2 - Книга I) | 1878 | Скрипка и фортепиано |
22 | Андалузская романса и Наваррская хота ( Испанские танцы №№ 3, 4 – Книга II) | 1878 | Скрипка и фортепиано |
23 | Плайя и Сапатеадо ( Испанские танцы №№ 5, 6 - Книга III) | 1880 | Скрипка и фортепиано |
24 | Баскский каприс (Баскский каприс) | 1880 | Скрипка и фортепиано |
25 | Фантазия на тему Кармен (Бизе) | 1882 | Скрипка и оркестр |
26 | Вито и Хабанера ( Испанские танцы №№ 7, 8 - Книга IV) | 1881 ок. | Скрипка и фортепиано |
27 | Что-то на арагонском языке | Скрипка и фортепиано | |
28 | Андалузская серенада | 1883 | Скрипка и фортепиано |
29 | Песня соловья | Скрипка и оркестр | |
30 | Болеро | 1885 | Скрипка и фортепиано |
31 | Баллада (Баллада) | 1885 | Скрипка и фортепиано |
32 | Муйнейра | 1885 | Скрипка и оркестр |
33 | Наварра | 1889 | 2 скрипки и оркестр |
34 | Шотландские Эйрс | 1872 | Скрипка и оркестр |
35 | Петенерас , Испанский каприс | Скрипка и фортепиано | |
36 | Хота из Сан-Фермина | 1894 | Скрипка и фортепиано |
37 | Зорцико Прощайте, мои горы | 1895 | Скрипка и фортепиано |
38 | Вива Севилья!(Живая Севилья!) | 1896 | Скрипка и оркестр |
39 | Восемь из Ипаррагирре | Скрипка и фортепиано | |
40 | Введение и вариации фанданго | Скрипка и фортепиано | |
41 | Интродукция и каприс-хота (Интродукция и каприс-хота) | 1899 | Скрипка и оркестр |
42 | Зорсико Мирамар | 1899 | Скрипка и оркестр |
43 | Интродукция и Тарантелла (Интродукция и Тарантелла) | 1900 | Скрипка и оркестр |
44 | La chasse (Охота) | 1901 | Скрипка и оркестр |
45 | Ноктюрн - Серенада (Ноктюрн - Серенада) | 1901 | Скрипка и оркестр |
46 | Гондольер Венециана | Скрипка и фортепиано | |
47 | Румынская Мелодия | 1901 | Скрипка и фортепиано |
48 | Дух Фолле | 1904 | Скрипка и оркестр |
49 | Русские песни | 1904 | Скрипка и оркестр |
50 | Хота де Памплона (Хота Памплоны) | 1904 | Скрипка и оркестр |
51 | Фантазия на тему Дон Жуана (Моцарт) | Скрипка и фортепиано | |
52 | Хота де Пабло (Хота Пабло) | 1906 | Скрипка и оркестр |
53 | Ле Рев (Сон) | 1908 | Скрипка и фортепиано |
54 | Фантазия на тему «Волшебной флейты» (Моцарт) | 1908 | Скрипка и оркестр |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шварц, Борис; Стоуэлл, Робин (2001). «Сарасате (и Наваскес), Пабло (Мартин Мелитон) из» . Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Вулли, Грейндж (1955). «Пабло де Сарасате: его историческое значение». Музыка и письма . 36 (3): 237–252. дои : 10.1093/мл/XXXVI.3.237 . JSTOR 730971 .
- ^ Либби, Тед (2006). Энциклопедия классической музыки для слушателей NPR . Издательство Уоркман. п. 724.
- ^ «Письма Сарасате: Любимая мать» . Страд . 20 мая 2020 г.
- ^ Сингер и Адлер 1912 , с. 357.
- ^ Зденко Сильвела, Новая история игры на скрипке 2001:199.
- ^ Первоначально опубликовано в книге Берджесса « Режим дьявола» (Random House, 1989). Перепечатано в 2009 году в «Невероятных приключениях Шерлока Холмса» под ред. Джон Джозеф Адамс (Сан-Франциско: Книги ночной тени [ ISBN 978-1-61523-551-3 , ISBN 978-1-59780-160-7 ])
- ^ Каталог работ
Библиография
[ редактировать ]- Певец, Исидор; Адлер, Кир (1912). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней . Фанк и Вагналлс.
Атрибуция
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из этого источника, который находится в свободном доступе : «Еврейская энциклопедия И. Сингера и К. Адлера : описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен до наших дней». День (1912)
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Сарасате и Наваскуес, Пабло Мартин Мелитон де ». Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 204. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Пабло де Сарасате в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Ziegeunerweisen , со скрипкой соло, которую играет сам де Сарасате на YouTube , и другие (в том числе Яша Хейфец и Ицхак Перлман )
- Пабло де Сарасате: биография и список работ (на английском и французском языках)
- Пабло де Сарасате в AllMusic
- Эдуардо Х. Асиаин исполняет музыку Пабло Сарасате
- pablosarasate.com
- Записи Пабло де Сарасате в Дискографии американских исторических записей .
- 1844 рождения
- 1908 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические скрипачи XIX века
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Испанские композиторы XIX века.
- Испанские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические скрипачи ХХ века
- Французские музыканты-мужчины 20-го века
- Испанские композиторы ХХ века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века
- Баскские композиторы-классики
- Баскские классические музыканты
- Композиторы для скрипки
- Выпускники Парижской консерватории
- Смертность от бронхита
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Испанские классические скрипачи-мужчины
- Люди из Памплоны
- Ученики Ламберта Массара
- Испанские композиторы-классики
- Испанские классические скрипачи
- Испанские эмигранты во Франции
- Испанские композиторы-классики мужского пола
- Испанские композиторы-романтики