Мориц Мошковски
Мориц Мошковски | |
---|---|
![]() Мориц Мошковский, ок. 1880 г. | |
Справочная информация | |
Рожденный | Бреслау , Королевство Пруссия | 23 августа 1854 г.
Умер | 3 марта 1925 г. Париж , Третья французская республика | ( 70 лет
Жанры | Классика , Романтическая эпоха |
Род занятий | Пианист , композитор |
Инструмент(ы) | Фортепиано |
Мориц Мошковский (23 августа 1854 г. - 3 марта 1925 г.) [1] ) — немецко-польский композитор , пианист и педагог. [2] [n 1] [3] Его брат Александр Мошковский был известным писателем и сатириком в Берлине.
Игнаций Падеревский сказал: «После Шопена Мошковский лучше всех понимает, как писать для фортепиано, и его сочинение охватывает всю гамму фортепианной техники». Хотя сегодня Мошковский менее известен, он пользовался большим уважением и популярностью в конце девятнадцатого века.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Он родился в Бреслау , Прусское королевство (ныне Вроцлав, Польша ), в богатой польско-еврейской семье, родители которой приехали в Бреслау из Пилицы , недалеко от Заверце , в 1854 году. Он был ярым евреем в то время, когда многие евреи преуменьшали значение их еврейство. [4] Он проявил ранний талант с самого нежного возраста, начав музыкальное обучение дома до 1865 года, когда его семья переехала в Дрезден . Там он продолжил обучение игре на фортепиано в консерватории. Он переехал в Берлин в 1869 году, чтобы продолжить обучение сначала в консерватории Юлиуса Штерна , где он изучал игру на фортепиано у Эдуарда Франка и композицию у Фридриха Киля , а затем в Теодора Куллака Новой академии тонкунста , где он изучал композицию у Рихарда Вюрста и оркестровка с Генрихом Дорном . Там он подружился с братьями Шарвенка, Ксавером и Филиппом . В 1871 году он принял предложение Куллака стать преподавателем в его академии; поскольку он также был более чем компетентным скрипачом, он иногда играл в оркестре на первой скрипке. [ нужна ссылка ]
В 1873 году Мошковский впервые успешно выступил в качестве пианиста и вскоре начал гастролировать по близлежащим городам, чтобы набраться опыта и укрепить свою репутацию. Два года спустя он уже играл свой фортепианный концерт на двух фортепиано с Ференцем Листом на утреннике перед избранной публикой, приглашенной самим Листом. [5] [n 2]
Сохранив с 1875 года должность преподавателя Берлинской консерватории , [n 3] среди его учеников были Франк Дамрош , Хоакин Нин , Эрнест Шеллинг , Хоакин Турина , Карл Лахмунд , Бернхард Поллак , Эрнст Йонас, Вильгельм Сакс, Хелен фон Шак, Альберт Ульрих и Йоханна Венцель. Затем Мошковский успешно путешествовал по Европе, имея репутацию выдающегося концертирующего пианиста и блестящего композитора, а также получив некоторое признание как дирижер. В 1884 году Мошковский женился на младшей сестре пианистки и композитора Сесиль Шаминад , Генриетте Шаминад, от которой у него родились сын по имени Марсель и дочь по имени Сильвия. [6] К середине 1880-х годов Мошковский начал страдать от неврологического заболевания руки и постепенно уменьшил свою концертную деятельность в пользу сочинения, преподавания и дирижирования. [6]
В 1887 году его пригласили в Лондон , где у него была возможность представить многие из своих оркестровых произведений. Там ему было присвоено почетное членство Королевского филармонического общества . Три года спустя жена ушла от него к поэту Людвигу Фульде , а через два года был оформлен развод. [6]
В 1897 году знаменитый и богатый Мошковский переехал в Париж . [7] где он жил на улице Нувель со своим сыном и дочерью. [8] В 1906 году он потерял свою 17-летнюю дочь Сильвию, пока его сын служил во французской армии. В Париже его часто искали как преподавателя, и он всегда щедро тратил свое время на начинающих музыкантов. Среди его парижских учеников были Владо Перлемутер , Томас Бичем (который брал у него частные уроки оркестровки по совету Андре Мессагера в 1904 году), Йозеф Хофманн (о котором он однажды утверждал, что никто не мог его научить), Ванда Ландовска , и, неофициально, Габи Казадезус . Летом он арендовал виллу недалеко от Монтиньи-сюр-Луан, принадлежавшую французскому писателю и поэту Анри Мюрже . [4]
В 1899 году Берлинская академия избрала его своим членом. Производители фортепиано много раз приглашали его выступить в Соединенных Штатах , чтобы продемонстрировать свои фортепиано, но, несмотря на огромные гонорары, он всегда отказывался. [4]
В 1908 году, к 54 годам, Мошковский уже стал затворником, так как у него началось слабое здоровье. Его популярность начала угасать, а его карьера постепенно пошла на спад. Он перестал брать учеников по композиции, потому что «они хотели писать, как художественные безумцы, такие как Скрябин , Шёнберг , Дебюсси , Сати ...». [6]
Последние годы свои он провел в нищете, поскольку продал все свои авторские права и вложил их в немецкие, польские и российские облигации и ценные бумаги, которые обесценились с началом войны. На помощь ему пришли двое его бывших учеников, Йозеф Хофманн и Бернхард Поллак. Благодаря вмешательству Поллака, который отправил новые фортепианные аранжировки оперы Мошковского « Боабдил» в издательство «Петерс» в Лейпциге , он получил дополнительно 10 000 франков , замаскированных под гонорары, помимо подарка в 10 000 марок и личных пожертвований в размере 10 000 марок от Гофмана и 5 000 марок от себя самого. . [6] 21 декабря 1921 года, когда он был болен и по уши в долгах, его друзья и поклонники устроили от его имени грандиозный концерт в Карнеги-холле с участием 15 роялей на сцене. Осип Габрилович , Перси Грейнджер , Йозеф Левинн , Элли Ней , Вильгельм Бакхаус и Гарольд Бауэр Среди исполнителей были , дирижировал Франк Дамрош ( Падеревский телеграммой принес извинения). [n 4] Концерт принес 13 275 долларов США (эквивалент 187 793,67 долларов США в мае 2017 года), причем одна часть была переведена в парижский филиал Национального городского банка Нью-Йорка , чтобы обеспечить немедленное облегчение его финансовых проблем, а также аннуитет, приобретенный в Metropolitan Life Insurance Company , в соответствии с которой он будет получать 1250 долларов США ежегодно до конца своей жизни. [6] [n 5]
Однако болезнь Мошковского затянулась, и он умер от рака желудка 3 марта 1925 года, прежде чем до него дошли средства. Вместо этого собранные деньги пошли на оплату расходов на его похороны, а также на оплату его жены и сына. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Несмотря на уравновешенность и яркую прозрачность его игры, а также прекрасную технику, вызвавшую восторг поклонников по всей Европе, его музыку также характеризуют как «лишенную мужественности и женственности». [4] Он был мастером своего фортепианного репертуара, но больше восхищались его собственными сочинениями. [№ 6] Его музыка быстро стала сенсацией, но он также добился законного успеха в крупных произведениях для сцены и концертного зала.


Мошковский был весьма плодовитым человеком, сочинив более двухсот небольших фортепианных пьес, которые принесли ему большую популярность – особенно его набор «Испанских танцев» соч. 12, для фортепианного дуэта (позже в обработке Филиппа Шарвенки для фортепиано соло и для оркестра). [n 7]
Его ранняя Серенада , соч. 15, имел мировую известность и выступал во многих ипостасях, в том числе с песней Liebe, kleine Nachtigall . Сегодня он, вероятно, наиболее известен своими пятнадцатью «Этюдами виртуозности» , соч. 72, которые исполняли такие пианисты-виртуозы, как Владимир Горовиц и Марк-Андре Амлен . Илана Веред сделал первую полную запись в 1970 году. Многие из его небольших, но блестящих фортепианных пьес, таких как «Этинсель» ( «Искры» ), используются в качестве исполнения на бис в конце классических концертов.
Он также написал более масштабные произведения, в том числе два фортепианных концерта (один си минор, соч. 3, 1874 г., заново открыт только в 2011 г. и опубликован в 2013 г., а также гораздо более известный Концерт ми мажор, соч. 59 , 1898 г.). Концерт для скрипки с оркестром до мажор, соч. 30, три оркестровые сюиты (соч. 39, 47, 79) и симфоническая поэма «Жанна д'Арк» , соч. 19. Его опера Boabdil der letzte Maurenkönig, соч. 49, на историческую тему взятия Гранады, премьера которого состоялась в Берлинской придворной опере 21 апреля 1892 года. [9] и появился в Праге и Нью-Йорке в следующем году. В репертуаре он не остался, но его балетная музыка на протяжении ряда лет пользовалась большой популярностью. Он написал трехактный балет « Лаурин», премьера которого состоялась в Берлине в 1896 году. [10]
Записи
[ редактировать ]Илана Веред Мошковского сделала первую полную запись «Этюдов виртуозности» , соч. 72, 1970 год.
Сета Таниэль записала три тома сольных фортепианных произведений Мошковского с 1993 по 1998 год, выпущенных одновременно на лейблах Hyperion/Helios Records и Collins Classics.
Ян Хобсон выпустил первый том запланированного полного обзора сольной фортепианной музыки Московского на Toccata Classics. Том. 1 вышел в 2021 году. Одновременно Toccata Classics выпустила записи оркестровых произведений и фортепианных концертов Московского.
Фортепианный концерт ми мажор был впервые записан Майклом Понти , а совсем недавно Пирсом Лейном и Джозефом Мугом . Сюита соль минор для 2-х скрипок и фортепиано, соч. 71, был записан такими дуэтами, как Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман .
Избранная дискография
[ редактировать ]- Мориц Мошковский и Падеревский : Романтический фортепианный концерт, Vol. 1. ( Пирс Лейн )
- Мориц Мошковский и Адольф Шульц-Эвлер : Романтический фортепианный концерт, Том 68 ( Людмил Ангелов )
- Мориц Мошковский и Мечислав Карлович : Романтический скрипичный концерт, Vol. 5 ( Тасмин Литтл )
- Мориц Мошковски: Фортепианная музыка, том 1, 2 и 3 (Сета Таньель)
- Мориц Мошковский: Концерт ми мажор для фортепиано с оркестром «Из чужих земель». Маркус Павлик, Антони Вит
- Мориц Мошковский: Серената. Джон МакКормак, Фриц Крейслер
- Мориц Мошковский: Vingt Petites Etudes, Op 91 и Брамс: Венгерские танцы. Эстер Будьярджо
Дополнительные медиа
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Британская энциклопедия утверждает, что он был «немцем» по рождению, в то время как другие источники называют его евреем, например, Льюис Стивенс в книге « Композиторы классической музыки еврейского происхождения».
- ^ Это произведение представляло собой Фортепианный концерт си минор, соч. 3, оркестровая премьера которого состоялась только в январе 2014 года. Концерт ми мажор соч. 59, произведение, написанное и посвященное Йозефу Хофману , было опубликовано в 1899 году. Примерно в это же время были впервые опубликованы произведения Мошковского, такие как первый сборник « Испанских танцев», соч. 12, первоначально написанная для фортепианного дуэта, а затем оркестрованная Филиппом Шарвенкой , аранжировавшим партии скрипки, и Валентином Франком (1858–1929).
- ↑ Мошковский сохранял свой пост преподавателя консерватории в течение двадцати пяти лет.
- ↑ Мошковский, безусловно, оказал влияние на публикацию Падеревским своих ранних фортепианных пьес.
- ↑ Сумма была эквивалентна 15 000 франков, первый ежемесячный платеж был назначен на 1 марта 1925 года.
- ↑ В его ранних работах видно влияние Фредерика Шопена , Феликса Мендельсона и, в частности, Роберта Шумана , композитора, который позже сформировал собственный стиль Мошковского, что ясно показывает тонкое чувство Шумана к инструменту и его возможностям.
- ↑ Испанский танец № 5 (Болеро) исполняет салонное трио в сцене из Дэвида Лина фильма «Короткая встреча» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парижские архивы [1] Свидетельство о смерти
- ↑ Эме М. Вуд, Мориц Мошковски. Архивировано 14 ноября 2011 г. в Wayback Machine , журнал Etude. Январь 1910 г. Дата обращения: 11 июня 2012 г.
- ^ «Биография, песни и альбомы Морица Мошковского» . Вся музыка .
- ^ Jump up to: а б с д Фаубион Бауэрс, аннотации к Иланы Веред записи «15 виртуозных этюдов», соч. 72
- ^ Джерард Картер и Мартин Адлер, МОНОГРАФИИ ЛИСТА ДЛЯ ФОРТЕПИАННОЙ СОНАТЫ - Недавно обнаруженная рулонная запись Артура Фридхайма , стр. 30, издание (2010), ISBN 3869317957
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лазарос К. Триарху, Мориц Мошковски , Том. 67 № 6 (2012), Европейская неврология. Дата доступа: 10 июня 2012 г.
- ^ С. Пратт, Уолдо, История музыки: справочник и руководство для студентов , стр. 680, издательство Кессинджер (2004); ISBN 1417938714
- ^ Боян Асенов, Мориц Мошковский - Трудовая монография , стр.57
- ^ «Музыка и драма». Стенограмма Бостонского вечера 7 . 11 июня 1892 года.
- ^ «Новости этого утра». «Дейли Ньюс» в Лондоне . 2 марта 1896 года.
Библиография
[ редактировать ]- Морис Хинсон, Мошковский – 20 коротких этюдов, соч. 91 (Alfred Masterwork Edition), Alfred Music Publishing (2002), ISBN 0739023489
- Морис Хинтон, Мошковский – 15 виртуозных этюдов: «Per aspera», соч. 72 (серия Masterwork Edition), Alfred Music Publishing (1992), ISBN 0739005391
- Гдаль Салески, Известные музыканты еврейского происхождения, стр. 123–124, Bloch Pub. Компания – Нью-Йорк (1949)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). 1911. с. 904. .
- Бесплатные партитуры Морица Мошковского в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Записи Морица Мошковского в Дискографии американских исторических записей .
- Как я писал «Испанские танцы» для IMSLP
- Hyperion Recordings: включает аудиосэмплы на Hyperion Records.com.uk.
- Мориц Мошковский Сюита для 2-х скрипок и фортепиано, Op.71-Звуковые фрагменты и обсуждение работы на изданиях Silvertrust.com
- Этюд, опус 24, № 1 Морица Мошковского, в исполнении Феликса Фокса на системе воспроизведения Ampico , около 1920 года, рулон № 101003L
- Гитара: для фортепиано, Opus 45, № 2 в Университета Торонто. библиотеке Робартса
- Партитуры Морица Мошковского в цифровой библиотеке Polona
- 1854 рождения
- 1925 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Немецкие композиторы XIX века
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Классические пианисты 20 века
- Немецкие композиторы XX века
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- Выпускники Берлинского университета искусств
- Композиторы для фортепиано
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- немецкие классические пианисты
- Немецкие евреи XIX века
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- немецкие пианисты
- Немецкие пианисты-мужчины
- Немецкие композиторы-романтики
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические пианисты
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Музыканты из Силезии
- Музыканты из Вроцлава
- Польские композиторы-мужчины-классики
- Польские композиторы-романтики