Фриц Крейслер
Фриц Крейслер | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Вена , Австро-Венгрия | 2 февраля 1875 г.
Умер | 29 января 1962 г. Нью-Йорк , США | (86 лет)
Род занятий | Композитор , скрипач |
Годы активности | 1903–1950 |
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Фридрих « Фриц » Крейслер австрийского происхождения (2 февраля 1875 — 29 января 1962) — американский скрипач и композитор . [1] Один из самых известных скрипачных мастеров своего времени и считавшийся одним из величайших скрипачей всех времен, он был известен своим приятным тоном и выразительной фразировкой . Как и многие великие скрипачи своего поколения, он издавал характерный звук, в котором сразу можно было узнать его собственный. Хотя он во многом заимствован из франко-бельгийской школы, его стиль, тем не менее, напоминает gemütlich (уютный) образ жизни довоенной Вены .
Биография
[ редактировать ]
Крейслер родился в Вене , в семье Анны (урожденной Решес). [примечание 1] и Сэмюэл Крейслер, врач. [2] [3] Имея еврейское происхождение, он, однако, был крещен в возрасте 12 лет. Он учился в Венской консерватории с 1882 по 1885 год у Антона Брукнера , Якоба Донта и Йозефа Хеллмесбергера-младшего , а также в Парижской консерватории с 1885 по 1887 год, где среди его учителей был Лео . Делиб , Ламбер Массар и Жюль Массне . Он окончил Парижскую консерваторию со степенью золотой медали «Премьер-при» в возрасте 12 лет, соревнуясь с 40 другими игроками, каждому из которых было не менее 20 лет. [4]
Он дебютировал в США в Steinway Hall в Нью-Йорке 10 ноября 1888 года и совершил свой первый тур по Соединенным Штатам в 1888–1889 годах с Морисом Розенталем . Затем он вернулся в Австрию и подал заявку на должность в Венской филармонии отказал ему , но концертмейстер Арнольд Розе . В результате он оставил музыку, чтобы изучать медицину. Он провел короткое время в армии, прежде чем вернуться к игре на скрипке в 1899 году, когда дал концерт с Берлинской филармонией под управлением Артура Никиша . Именно этот концерт и серия турне по Америке с 1901 по 1903 годы принесли ему настоящее признание. Крейслер также был превосходным пианистом, и его игра на фортепиано сохранилась на пластинках Ampico , воспроизводящих фортепианные ролики .
Во время концертного тура по Соединенным Штатам в 1901 году Крейслер познакомился с Харриет Лис, разведенной уроженкой Нью-Йорка, выпускницей Вассара и дочерью немецко-американского торговца табачными изделиями. Они сразу влюбились друг в друга и через год поженились, хотя из-за юридических формальностей церемонию повторили еще трижды. Детей у них не было, и Гарриет посвятила свою жизнь карьере. Они были женаты 60 лет, до его смерти в 1962 году.
В 1910 году Крейслер дал премьеру Скрипичного концерта сэра Эдварда Элгара , произведения, написанного по его заказу и посвященного ему. Он некоторое время служил в австрийской армии во время Первой мировой войны, прежде чем был с честью демобилизован после ранения. Он прибыл в Нью-Йорк 24 ноября 1914 года. [5] и провел остаток войны в Америке. Он вернулся в Европу в 1924 году, сначала жил в Берлине, а затем переехал во Францию в 1938 году. Вскоре после этого, с началом Второй мировой войны , он снова поселился в Соединенных Штатах, став натурализованным гражданином в 1943 году. Всю оставшуюся жизнь он дал свой последний публичный концерт в 1947 году и в течение нескольких лет после этого транслировал выступления.

26 апреля 1941 года он попал в серьезное дорожно-транспортное происшествие. Его сбил грузовик, когда он переходил улицу в Нью-Йорке, он получил перелом черепа и больше недели находился в коме. [6]
В последние годы жизни он страдал не только от некоторой потери слуха, но и от ухудшения зрения из-за катаракты. [7]
Крейслер умер от сердечного приступа, усугубленного старостью, в Нью-Йорке в 1962 году. [1] Он был похоронен в частном мавзолее на кладбище Вудлон , в Бронксе Нью-Йорк.
Наследие
[ редактировать ]Крейслер написал ряд пьес для скрипки, в том числе соло на бис, такие как « Либеслейд » и « Либесфройд ». Некоторые из сочинений Крейслера были подделками в стиле других композиторов. Первоначально их приписывали более ранним композиторам, таким как Гаэтано Пуньяни , Джузеппе Тартини и Антонио Вивальди , а затем, в 1935 году, Крейслер обнаружил, что именно он написал эти пьесы. Когда критики пожаловались, Крейслер ответил, что они уже сочли композиции достойными: «Название меняется, ценность остается», - сказал он. Он также написал оперетты , в том числе «Цветение яблони» в 1919 году. [8] и Сисси в 1932 году, струнный квартет и каденции , в том числе для Брамса Скрипичного концерта , Паганини мажор Скрипичного концерта ре и Бетховена Скрипичного концерта . Его каденции к концерту Бетховена сегодня чаще всего исполняются скрипачами.
Он написал музыку к фильму 1936 года «Король выходит» режиссера Йозефа фон Штернберга , основанному на ранних годах жизни императрицы Елизаветы Австрийской .
Крейслер исполнил и записал свою собственную версию первой части Скрипичного концерта ре мажор Паганини. Часть переписана и местами перегармонизирована, а оркестровое вступление местами полностью переписано. Общий эффект напоминает произведение конца девятнадцатого века.
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Крейслеру принадлежало несколько старинных скрипок, изготовленных мастерами Антонио Страдивари , Пьетро Гварнери , Джузеппе Гварнери и Карло Бергонци , большинство из которых в конечном итоге стали носить его имя. У него также была скрипка Жана-Батиста Вийома 1860 года, которую он часто использовал в качестве своей второй скрипки. [9] и который он часто одалживал молодому вундеркинду Йозефу Хассиду . В 1952 году он подарил своего Джузеппе Гварнери Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия, где он до сих пор используется для выступлений в библиотеке. [10]
На записях стиль Крейслера напоминает стиль его младшего современника Миши Эльмана с тенденцией к экспансивному темпу , непрерывному и разнообразному вибрато , выразительной фразировке и мелодическому подходу к работе с отрывками. Крейслер широко использует портаменто и рубато. [ нужна ссылка ] . Подходы двух скрипачей менее схожи в больших произведениях стандартного репертуара, таких как Мендельсона Феликса Скрипичный концерт , чем в меньших произведениях.
Поездка на концерт Крейслера описана в Зигфрида Сассуна 1928 года автобиографическом романе «Мемуары охотника на лис» .
Австралийский производитель электроники и потребительских товаров Kriesler (позже дочерняя компания Philips ) предположительно взял свое название в честь Фрица Крейслера, но намеренно допустил ошибку в написании имени, чтобы избежать возможных юридических исков со стороны других сторон. [11]
Работа
[ редактировать ]Композиции
[ редактировать ]Важные вещи, на которые следует обратить внимание
[ редактировать ]Многие произведения, написанные Крейслером за свою карьеру, были основаны на произведениях других композиторов. К ним относятся
- Сицилия и Ригодон , Франсуа Франкёр . [12] [13]
- Аллегретто Луиджи Боккерини .
- Андантино Джованни Баттиста Мартини .
- Обад Провансаль от Луи Куперена .
- Людовик XIII и Павана Песня « Луи Куперена »
- Охота (Каприз) Жана Батиста Картье
- Могила работы " Вильгельма Фридемана Баха "
- Менуэт " Никола Порпора "
- Прелюдия и Аллегро Гаэтано Пуньяни .
- La Луи Куперена Précieuse
- Молитва Джованни Баттиста Мартини
- Скерцо " Карл Диттерс фон Диттерсдорф "
- Сицилия и Ригодон, « Франсуа Франкёр »
- Этюд к хоралу « Иоганна Стамица ».
- Время менуэта « Гаэтано Пуньяни . »
- Вариации на тему Корелли « Джузеппе Тартини »
- Концерт для скрипки до мажор Антонио Вивальди .
Записи
[ редактировать ]Крейслер много записывался для Victor / RCA Victor и HMV . Его записи были достаточно хорошо представлены как на переизданиях LP, так и на компакт-дисках. Его последние записи были сделаны в 1950 году.
- Концерт Баха для двух скрипок ре минор, BWV 1043, с Ефремом Цимбалистом (вторая скрипка) и струнным квартетом. запись 4 января 1915 г.;
- Бетховен Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61, с Лео Блехом , Оркестром Берлинской государственной оперы. запись 15 декабря 1926 г.;
- Бетховен Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61, с Джоном Барбиролли , Лондонским филармоническим оркестром. запись 16 июня 1936 г.;
- Бетховен Соната № 8 соль мажор, соч. 30, №3, с Сергеем Рахманиновым , пф. запись 22 марта 1928 г.;
- Бетховен Соната № 9 ля мажор, соч. 47, с Францем Руппом , pf. запись 17–19 июня 1936 г.;
- Брамс Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77 с Лео Блехом, Оркестр Берлинской государственной оперы, запись. 21 ноября 1927 г.;
- Брамс Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77 с Джоном Барбиролли, Лондонский симфонический оркестр, запись. 18 июня 1936 г.;
- Григ Соната № 3 до минор, соч. 45, с Сергеем Рахманиновым, сп. запись 14–15 декабря 1928 г.;
- Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64, с Лео Блехом, Оркестром Берлинской государственной оперы. запись 9 декабря 1926 г.;
- Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64, с Лэндоном Рональдом , Лондонским симфоническим оркестром. запись 8 апреля 1935 г.;
- Моцарт Концерт для скрипки с оркестром ре мажор , K. 218, с Лэндоном Рональдом, Лондонский симфонический оркестр, запись. 1 декабря 1924 г.;
- Паганини Концерт для скрипки с оркестром ре мажор , соч. 6 (переработано Крейслером) с Юджином Орманди , Филадельфийским оркестром, запись. 13 декабря 1936 г.;
- Шуберт Соната № 5 ля мажор , D. 574, с Сергеем Рахманиновым, pf. запись 20 декабря 1928 г.;
- атрибут. Вивальди , Р.В. Ань. 62 (составлено Крейслером) Концерт для скрипки до мажор с Дональдом Вурхисом, RCA Victor Orchestra, запись. 2 мая 1945 года.
Бродвей
[ редактировать ]- Цветущая яблоня (1919) – оперетта – соавтор;
- Continental Variety (1934) - ревю - композитор "Caprice Viennois" и "La Gitana";
- Воссоединение в Нью-Йорке (1940) - ревю - композитор "Stars in Your Eyes";
- Рапсодия (1944) – оперетта – композитор.
Автобиография
[ редактировать ]- Крейслер, Фриц (1915). Четыре недели в окопах . Бостон, Нью-Йорк: Хоутон Миффлин. ОСЛК 1161448 .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Ее настоящее еврейское имя, указанное в свидетельствах о рождении ее сыновей, было «Чадже Риве» (переведено как «Чадже Рибе» в записи его брата Хьюго).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Фриц Крейслер умирает здесь в 86 лет; скрипач сочинил 200 произведений; дебютировал на концерте в США в 1888 году в 13 лет. Был известен своими аранжировками» . Нью-Йорк Таймс . 30 января 1962 года . Проверено 3 июля 2013 г.
Вчера скончался Фриц Крейслер, всемирно известный скрипач и композитор. В пятницу ему исполнилось бы 87 лет.
- ^ Моргенштерн, Ганс (1 января 2009 г.). Еврейский биографический лексикон: сборник выдающихся личностей еврейского происхождения с 1800 года . Лит . ISBN 9783825805098 – через Google Книги.
- ^ Степанский, Павел Э. (1 января 1986 г.). Фрейд, Оценки и переоценки: вклад в исследования Фрейда . Аналитическая пресса. ISBN 978-0-88163-038-1 – через Google Книги.
- ^ «Лохнер Луи, Фриц Крейслер - Биография, Macmillan Co., Нью-Йорк, 1950, Страница: 23» .
- ^ «Мир музыки» . Независимый . 14 декабря 1914 года . Проверено 24 июля 2012 г.
- ↑ Life , 12 мая 1941 г. (стр. 32–33).
- ^ Фриц Крейслер: Печаль любви, радость любви, Эми Бьянколли (Amadeus Press, 1998)
- ^ Каталог записей вокала Apple Blossoms.
- ^ Вторая скрипка Филипа Касса
- ^ «Скрипка Джузеппе Гварнери, Кремона, ок. 1730 г., «Крейслер» » . loc.gov .
- ^ «Kriesler Radio Company; производитель Newtown в Австралии, модель t» . www.radiomuseum.org . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Гриффитс, М. 2012. Арнольд Троуэлл: скрипач, композитор и педагог. Докторская диссертация: Университет Вайкато, Новая Зеландия.
- ^ Коллекция Фрица Крейслера Библиотеки Конгресса
Дополнительные источники
[ редактировать ]- «Джон МакКормак, великий ирландский тенор, в Хьюстоне, четверг» . Хьюстон Пост . 5 декабря 1915 г. с. 29 – через Newspapers.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |

- Страница Фрица Крейслера в Carl Fischer
- Фриц Крейслер из AllMusic
- Фриц Крейслер в базе данных Internet Broadway
- Работы Фрица Крейслера в Project Gutenberg
- Работы Фрица Крейслера или о нем в Интернет-архиве
- Работы Фрица Крейслера в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Бесплатные партитуры Фрица Крейслера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Сборное издание оригинальных пьес и аранжировок для скрипки и фортепиано Фрица Крейслера. Из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли
- Струнный квартет Фрица Крейслера минор Звуковые фрагменты и обсуждение произведений
- Записи Фрица Крейслера в Дискографии американских исторических записей .
- Записи Фрица Крейслера в Конгресса музыкальном автомате Библиотеки
- Международный конкурс скрипачей имени Фрица Крейслера.
- Вырезки из газет о Фрице Крейслере в ХХ веке. Архив прессы ZBW .
- 1875 рождений
- 1962 смертей
- Американские композиторы XIX века
- Австрийцы XIX века
- Композиторы-классики XIX века
- Классические скрипачи XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Австрийские люди 20-го века
- Композиторы-классики XX века
- Американские композиторы-мужчины-классики
- Американский народ австрийско-еврейского происхождения
- Американские католики
- Американские композиторы-романтики
- Австрийские классические скрипачи
- Австрийские евреи
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Американские скрипачи-мужчины
- Австрийские композиторы-романтики
- Эмигранты из Австро-Венгрии в США
- Евреи из Австро-Венгрии
- Похороны на кладбище Вудлон (Бронкс, Нью-Йорк)
- Обращается в католицизм
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические скрипачи
- Мужские классические скрипачи
- Артисты музыки и искусства
- Люди из Леопольдштадта
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Американские классические скрипачи ХХ века