Карл Диттерс фон Диттерсдорф

Карл Диттерс фон Диттерсдорф (2 ноября 1739 — 24 октября 1799) — австрийский композитор , скрипач и сильволог . Он был другом Гайдна и Моцарта . [1] Его самые известные произведения включают немецкую Singspiele Doktor und Apotheker и ряд программных симфоний, основанных на Овидия » «Метаморфозах . [2]
Жизнь
[ редактировать ]1739–1764
[ редактировать ]Диттерсдорф родился в районе Лаймгрубе (ныне Мариахильф ) в Вене , Австрия , как Иоганн Карл Диттерс . Его отец был военным портным в Австрийской императорской армии Карла VI в ряде немецкоязычных полков. После почетного ухода с военной службы он был награжден царскими рекомендательными грамотами и синекурой в Императорском театре. В 1745 году шестилетний Август Карл познакомился с игрой на скрипке, и умеренное финансовое положение его отца позволило ему не только получить хорошее общее образование в иезуитской школе, но и получить частное обучение музыке, скрипке, французскому языку и религии. Покинув своего первого учителя, Карл учился игре на скрипке у Й. Циглера , который к 1750 году благодаря своему влиянию добился назначения своего ученика скрипачом в оркестр бенедиктинской церкви на Фрейунге .
Принц Йозеф Саксен-Хильдбургхаузен вскоре заметил молодого Диттерса и 1 марта 1751 года нанял его в свой придворный оркестр. Под покровительством князя он учился игре на скрипке у Франческо Трани , который, впечатленный способностями своего ученика к композиции, рекомендовал его Джузеппе Бонно , который обучил его контрапункту Фусянь и свободной композиции. Через несколько лет принц Иосиф распустил оркестр, так как ему пришлось покинуть Вену, чтобы принять на себя регентство в Хильдбургхаузене , а австрийская императрица наняла Диттерсдорфа для своего собственного оркестра через графа Дураццо , директора театра при императорском дворе. В 1761 году он был принят скрипачом в оркестр Императорского театра, а в 1762 году — его дирижером. Именно в этот период он познакомился с Кристофом Виллибальдом Глюком , который только что добился величия как оперный композитор благодаря венской премьере своего «Орфея и Эвридики» . В 1763 году он отправился в Болонью с Глюком, чтобы посмотреть оперу «Трионфо ди Клелия» : турне по Италии, которое должно было оставить величайшее впечатление на его будущее творчество как композитора как на австрийском Глюке, так и на современной итальянской музыкальной сцене. В 1764 году он отправился в Париж, поездка имела лишь скудные и неопределенные документы. Вернувшись в Вену в 1764 году, той же зимой истек его контракт с графом Дураццо, но он встретил великого Йозеф Гайдн и стал одним из его ближайших друзей.
1764–1774
[ редактировать ]В 1764 году Диттерсдорф занял пост капельмейстера при дворе Адама Патачича , венгерского дворянина и епископа Надьварада ( Орадя , Румыния). В следующем году он был представлен Филиппу Готхарду фон Шаффгочу , принцу-епископу Бреслау , который находился в процессе создания культурного центра вокруг своего двора в замке Янский врх (Йоханнесберг) в Яворнике (сегодня часть Чешской Республики ). . Он принял пост Хофкомпониста ( придворного композитора) в 1771 году, и именно во время его пребывания в Йоханнесберге была создана большая часть его творческой деятельности. В течение следующих двадцати лет он писал симфонии, струнные квартеты и другую камерную музыку, а также оперы-буфф. В 1773 году принц-епископ назначил его амтшауптманом из соседнего Есеника (Фрайвальдау), что было одной из нескольких мер, призванных побудить космополитического композитора остаться в изолированном Йоханнесберге. Поскольку эта новая должность требовала дворянского титула, Диттерса отправили в Вену и присвоили дворянский титул фон Диттерсдорфа . Таким образом, его полная фамилия стала «Диттерс фон Диттерсдорф», но обычно его называют просто «Диттерсдорф».
Последние годы
[ редактировать ]Иоганн Баптист Ванхал был, пожалуй, самым выдающимся учеником Диттерсдорфа. Около 1785 года Гайдн, Диттерсдорф, Моцарт и Ванхал вместе играли в струнных квартетах: Диттерсдорф играл на первой скрипке, Гайдн - на второй скрипке, Моцарте - на альте и Ванхале - на виолончели. Выдающийся ирландский тенор Майкл Келли , для которого Моцарт создал партии Дона Базилио и Дона Курцио в своей опере да Понте «Свадьба Фигаро», отмечал об исполнении ими Струнного квартета Стивена Стораче , что хотя они и играли хорошо, но их исполнение в целом не был выдающимся; но образ четырех величайших композиторов своего времени, объединившихся в совместном музицировании, остается незабываемым эпизодом классической эпохи (включающей вторую половину восемнадцатого века).
В 1794 году, после двадцати четырёх лет пребывания в Йоханнесберге, Диттерсдорф после серьёзного столкновения с фон Шаффгочем был изгнан из своего дворца. пригласил его Где-то в следующем году барон Игнац фон Штиллфрид жить в его запасном замке, известном как Червена Лгота , в южной Чехии . Его последнее десятилетие было занято наблюдением за оперными постановками, а также составлением и редактированием собственной музыки для публикации.
Он умер в Новом Дворе (Нойхоф, или «Новый двор»), где стоял замок Червена Лгота, и был похоронен в городе Дештна . Он закончил свою автобиографию всего за три дня до смерти.
Стиль и слава
[ редактировать ]Ранние работы Диттерса заложили основу для его более поздних композиций. В его симфонических и камерных сочинениях большое внимание уделяется чувственной итало-австрийской мелодичности, а не мотивному развитию, которое зачастую совершенно отсутствует в его произведениях. После некоторой ранней итальянской оперы-буффа он вместо этого обратился к написанию немецких Singspiele , с Der Apotheker und der Doktor (1786, широко известный сегодня как Doktor und Apotheker ), в частности, имевшим огромный успех при его жизни, играя в домах по всей Европе и записывая почти два столетия спустя. Среди его примерно 120 симфоний есть двенадцать программных, основанных на , » Овидия «Метаморфозах хотя до наших дней дошло только шесть (и они также были записаны). Он также писал оратории , кантаты и концерты (среди которых два для контрабаса и один для альта), струнные квартеты и другую камерную музыку , пьесы для фортепиано и другие разные произведения. Его мемуары Lebenbeschreibung («Описание [моей] жизни») были опубликованы в Лейпциге в 1801 году. Некоторые из его сочинений, в том числе концерт для контрабаса, были опубликованы в Лейпциге издательством Музыкальное издательство Фридриха Хофмайстера . [3]
Работает
[ редактировать ]Концерты
[ редактировать ]- Гросс-концерт за 11 бренч. (1766)
- 18 концертов для скрипки.
- 3 концерта для 2-х скрипок
- 5 концертов для альта
- 1 концерт для виолончели
- 2 концерта для контрабаса
- 1 концерт для альта и контрабаса
- 1 концерт для фортепиано
- 5 концертов для гобоя
- 1 концерт для гобоя д'Амора
- 5 концертов для клавесина
- 2 концерта для квартета
- 2 концертмейстера
Концерты: рукописи
[ редактировать ]- Концерт для гобоя (до мажор) (MS: Диттерсдорф 32; ныне изд. Артария) [4] )
- Концерт для флейты (ми минор) (MS: Диттерсдорф 36; ныне опубл. Артария [5] )
- Концерт для 2-х скрипок (ре мажор) (MS: mu6402.2532; ныне изд. Артария) [6] )
- Концерт для 2-х скрипок (до мажор) (MS: mu6402.2530; ныне изд. Артария) [7] )
Концерты: подборка самых известных концертов
[ редактировать ]- Концерт для гобоя соль мажор ( Breitkopf & Härtel )
- Концерт для гобоя до мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для гобоя ре мажор L.25b
- Концерт для гобоя до мажор L.39
- Концерт для гобоя до мажор L.40a
- Концерт для гобоя до мажор L.24
- Концерт для гобоя соль мажор L.42
- Концерт для гобоя д'Амур ля мажор L.43b
- Концерт для флейты ми минор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для виолончели ре мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для контрабаса (Концерт для контрабаса) №1 ми мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для контрабаса (Концерт для контрабаса) №2 ре мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для контрабаса (Концерт для контрабаса) ми-бемоль мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для контрабаса, альта и оркестра ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для альта с оркестром фа мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для скрипки с оркестром до мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для скрипки с оркестром соль мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для арфы, первоначально для клавесина, ля мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для чембало/клавесина си мажор ( Датская королевская библиотека )
- Концерт для 2-х скрипок ре мажор L.2
- Концерт для 2-х скрипок до мажор L.4
- Концертино для 2-х скрипок, 2-х альтов, 2-х гобоев, 2-х валторн, фагота и баса
Симфонии
[ редактировать ]Диттерсдорф оставил около 120 симфоний с точным указанием авторства. Согласно каталогу, опубликованному Хелен Гейер, Турин, 1985 г., существует еще около 90 симфоний, которые могут быть произведением Диттерсдорфа. Большинство симфоний сохранилось только в рукописях. На многих рукописях имеется надпись « ди Карло де Диттерсдорф» или что-то подобное, однако они представляют собой копии ныне утерянных оригинальных партитур.
- Симфония во вкусе пяти наций (Париж, 1767 г.)
- 6 симфоний соч. 1 (Амстердам, 1768 г.?)
- 6 симфоний соч. 4 (Париж, 1769?)
- Периодическая увертюра (Лондон, 1769 г.)
- 3 симфонии соч. 5 (Париж, 1769?)
- Периодические симфонии (Амстердам, 1770–72)
- 3 симфонии соч. 6 (Париж, 1773 г.?)
- 4 симфонии соч. 7 (Париж, 1773 г.?)
- 3 симфонии соч. 8 (Париж, 1773 г.?)
- 6 симфоний соч. 13 (Париж, 1781 г.)
Симфонии: рукописи
[ редактировать ]- Великая симфония: Карнавал или Редут (МС)
я менуэтII английскийIII концертIV Страсбургский балV ПолонезVI Немецкий балVII Кераус
- Симфония (ля минор) Il deliro degli композитори, т.е. Il gusto d'oggidi' (MS: Ser.H Fasc.34 Nr.317; ныне опубликовано Artaria) [8] )
- Симфония (ля мажор) Nazionale nel gusto (MS: Ser.H. Fasc.39 Nr.76; ныне опубл. Artaria) [9] )
- Симфония (ре мажор) Борьба человеческих страстей (MS: Ser.H Fasc.34 Nr.315; ныне изд. Артария [10] )
- Симфония (фа мажор) (Grave F7) (MS: Ser.H Fasc.34 Nr.312; ныне опубл. Artaria) [11] )
- Симфония (ре минор) (Grave d1) (MS: RM21.a.13.(3.); ныне издательство Artaria [12] )
- Симфония (соль минор) (Grave g1) (MS: Sm15957; Ser.H Fasc.33 Nr.293; ныне опубл. Artaria) [13] )
- Симфония (ми мажор) (Grave E1) (MS: IV-A-39/A-3498; ныне опубл. Артария [14] )
- Симфония (ми-бемоль мажор) (Grave Eb9) (MS: IV-A-59/A-3515; ныне опубл. Артария [15] )
- Симфония (фа мажор) (Grave F4) (MS: IV-A-38/A-3497; ныне опубл. Артария [16] )
- Симфония (ре мажор) (Grave D6) (MS: IV-A-66/A-3522; ныне опубл. Артария) [17] )
- Симфония (ре мажор) (Grave D2) (MS: IV-A-51/A-3509; ныне изд. Артария [18] )
- Симфония (ля мажор) (Grave A6) (MS: Ser.H Fasc.33 Nr.298; ныне изд. Артария) [19] )
- Симфония (си-бемоль мажор) (Grave Bb5) (MS: Ser.H Fasc.34 Nr.313; ныне опубликовано Artaria) [20] )
Симфонии: подборка самых известных симфоний
[ редактировать ]- Концертная симфония ре мажор ( Breitkopf & Härtel )
- Концертная симфония ре мажор для альта, струнного баса и фортепиано (International Music Company)
- Симфония до мажор ( Breitkopf & Härtel )
- Симфония ре мажор ( Breitkopf & Härtel )
- Симфония фа мажор
- Симфония ре минор
- Симфония соль минор
- Симфония № 1 до мажор по мотивам «Метаморфоз» Овидия (« Четыре возраста мира »)
- Симфония № 2 ре мажор по мотивам «Метаморфоз» Овидия («Падение Фаэтона»)
- Симфония № 3 соль мажор по мотивам «Метаморфоз» Овидия («Превращение Актеона в оленя»)
- Симфония № 4 фа мажор по мотивам «Метаморфоз» Овидия («Спасение Андромеды Персеем»)
- Симфония № 5 ре мажор по мотивам «Метаморфоз» Овидия («Окаменение Финея и его друга»)
- Симфония № 6 ля ля по мотивам «Метаморфоз» Овидия («Превращение ликийских крестьян в лягушек»)
- Симфония-концерт для альта, контрабаса и оркестра ми-бемоль мажор
Камерная музыка
[ редактировать ]- 15 развлечений ( борьба человеческих страстей ) В этом сборнике —
- 5 Cassazioni (2 опубликованы: Париж, 1768 г.; остальные 3 - MS)
- 4 серенаты для 2-х валторн и струнных
- 35 Партит для духовых инструментов
- Маленький балет в форме контрданса
- 24 танца для Редутенсала (1794 г.)
- 6 струнных квинтетов для 2 вл., вл., вкл., ктб. (1782)
- Камерная соната для 5 инструментов.
- 6 струнных квартетов (1789)
- Квартет ми-бемоль мажор
- 6 сонат для 2-х вл. и вла. Оп. 2 (Амстердам, Юг)
- 6 трио на 2 вл. и б. оп. 6 (Париж, 1771 г.)
- Еще 12 трио (там же)
- 3 трио для вл., вл. и вкл.
- Соната для вл.
- 2 дуэта на 2 вл.
- Дуэт для Вла. и вкл. или ctbs. ми-бемоль мажор
- 14 дуэтов для вл. и бас
- 136 пьес для фортепиано
- Дивертисмент для двух скрипок и виолончели ми-бемоль мажор
- Ноктюрн (ре мажор) для 4-х флейт
Оперы
[ редактировать ]- Любовь в музыке (1766, Гроссвардейн )
- Арчифанфано, ре де Матти (1774 г. Йоханнисберг; 1776 г. Эстерхази)
- 25 000 гульденов или слухи в темноте хороши (1785, Вена)
- Доктор и фармацевт (1786, Вена) ( Цифровое издание Университета и государственной библиотеки Дюссельдорфа )
- Обман через суеверие (1786, Вена)
- Любовь в дурацком доме (1787, Вена)
- Красная Шапочка (1788, Вена)
- Иероним Никер (1789, Вена)
- Призрак с барабаном (1794, Оэлс )
- Дон Кихот Второй (1795, Оэлс)
- Веселые жены Виндзора (1796, Оэлс)
- Девичий рынок (1797)
- Опера-буффа (1798)
Оратории
[ редактировать ]- Фигура Исаака Искупителя - на латыни (Гроссвардейн, 1766 г.) [21]
- Давиде пенитенте - на итальянском языке (Йоханнисберг, 1770 г.)
- Освободительница еврейского народа в Персии, или Эстер - по-итальянски (Вена, 1773 г.)
- Иов – на итальянском языке (Вена, 1786 г.)
Кантаты
[ редактировать ]- В... день рождения Его Величества Короля (1781 г.)
- На Сретение
- еще 11 кантат
Духовная музыка
[ редактировать ]- Мисса до мажор
- Missa a 4 v.
- Популярная месса до мажор.
- Мисса ре мажор
- 12 других масс
- 2 Реквиемные мессы до минор (1780/1784)
- 11 предложений
- Антифония с хором, оркестром и органом
- 8 ектений
- 12 арий из «Песни Песней» (Аугсбург, 1795 г.)
- 170 других произведений духовной музыки: арии, градации, мотеты и т. д .
- ария «Девушка из Кёльна» (из Оссиана; Лейпциг, 1795)
- Еще 3 арии для сопрано с оркестром
Другие работы
[ редактировать ]- Пасторальный мотет
Дискография
[ редактировать ]- Симфонии на тему «Метаморфоз» Овидия, №№ 1–3, Оркестр Файлони, Ханспетер Гмюр, 1995, Наксос Nx 8553368
- Симфонии на тему «Метаморфоз Овидия», №№ 4–6, Failoni Orchestra, Hanspeter Gmür, 1995, Naxos Nx 8553369 (цифры Симфоний 5 и 6 на этом диске неправильно переставлены)
- Симфонии. Запись d1, Запись F7, Запись g1, Оркестр Файлони, Уве Гродд, 1996, Наксос Nx 8553974
- Симфонии. Могила a2, могила D16, могила A10, Оркестр Файлони, Уве Гродд, 1996, Наксос, Nx 8553975
- Симфонии. С и D; Концерты. Флейта и контрабас, Филармония Орадя, Мирон Рацю, Олимпия OCD 405
- Симфонии. С, D и а; Серенады. Филармония Орадя, Мирон Рацю, Олимпия OCD 425
- Симфонии. ми, ми-бемоль, ми, ля, ре, Филармонический оркестр Оради, Ромео Римбу, Олимпия, OCD 426
- Струнные квартеты 1 и 3–5, Квартет Франца Шуберта, 1989, cpo 999 038-2
- Струнные квартеты 2 и 6, Струнные квинтеты до и соль, Квартет Франца Шуберта, 1992, cpo 999 122–2
- Духовная музыка (Реквием, Офферторий в честь святого Иоанна Непомуцкого, Лавританская литания), Regensburger Domspatzen, Consortium musicum Мюнхен, Георг Ратцингер, 1996 + 1987, Freiburger Musikforum / ars musici AM 1158-2
- Sinfonien in D, Es, A, Лиссабонский столичный оркестр, Альваро Кассуто, 2006, Наксос
- Концерты для контрабаса, Шведский камерный оркестр, Пол Гудвин, Чи-чи Нваноку , 2000, гиперион
- Sinfonies Expressant (Les Metamorphoses D'Ovide) №№ 1–6, Пражский камерный оркестр, Богумил Грегор, 1988 Supraphon
- Симфонии по мотивам «Метаморфоз» Овидия, №№ 1–6, Кантилена, Адриан Шепард, 1986, Чандос 8564/5
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Рудольф Рёслер (март 2011 г.). «Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1739–1799) – сильволог, композитор и дирижер из Оради» . Преподобный Падур. (на румынском языке). 126 (2): 49–50. ISSN 1583-7890 . 16734. Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 г. Проверено 30 мая 2012 г. (на веб-странице есть кнопка перевода)
- ^ Кирби, FE (1993). «Экспрессия в программных симфониях Диттерсдорфа на тему «Метаморфоз» Овидия » . Ревиста де Музыкология . 16 (6): 3408–3418 – через JSTOR.
- ^ Даты выступлений. Архивировано 31 марта 2012 г. в Wayback Machine Friedrich Hofmeister Musikverlag 2011 (на немецком языке).
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Концерт для гобоя до мажор (AE312)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Концерт для флейты ми минор (AE320)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Концерт для двойной скрипки ре мажор (AE324)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Концерт для двойной скрипки до мажор (AE325)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония (ля минор) Композиторский бред (AE033)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл фон Диттерс: Симфония ля мажор, Национальная во вкусе (AE034)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл фон Диттерс: Симфония ре мажор, Борьба человеческих страстей (AE035)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония фа мажор (Grave F7) (AE036)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония ре минор (Grave d1) (AE037)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония соль минор (Grave g1) (AE038)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония ми мажор (Могила E1) (AE130)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония ми-бемоль мажор (Grave Eb9) (AE131)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония фа мажор (Grave F4) (AE132)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония ре мажор (Grave D6) (AE133)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония ре мажор (Grave D2) (AE134)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония ля мажор (Grave A6) (AE136)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ «Диттерсдорф, Карл Диттерс фон: Симфония си-бемоль мажор (Grave Bb5) (AE137)» . Издания Артарии . Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Словарь музыки и музыкантов - страница 450 5875944862 Дж. Гроув - 1940 «его первая оратория, ' Фигура Исакко дель Беденторе ', на латинскую адаптацию Метастазио, сделанную самим епископом».
Ссылки
[ редактировать ]- Миллер, Норберт (ред.). 1967. Биография Карла Диттерса фон Диттерсдорфа. Продиктовано перу сына . Мюнхен: Кёзель-Верлаг.
- Райс, Джон А., «Новый свет на симфонии Овидия Диттерсдорфа», Studi music 29 (2000), 453–92.
- Штюблер, Клаус и Кристина Вольф (ред.). 2004. Лексикон композиторов Харенберга: 760 композиторов и их произведения; с 1060 музыкальными вехами, а также прокомментированными советами по компакт-дискам от редакции «Фоно Форум» , стр. 258–59. Мангейм: Mayers Lexikonverlag. ISBN 3-411-76117-2 .
- Удольф, Людгер (ред.). 1999. Биографии Карла фон Диттерсдорфа. Продиктовано перу сына . Немецкая библиотека Востока. Мюнхен: Ланген Мюллер. ISBN 3-7844-2730-8 .
- Унверрихт, Хуберт (редактор) 1989. Карл Диттерс фон Диттерсдорф 1739–1799. Соперник Моцарта в опере . Вюрцбург: Bergstadtverlag WG Korn. ISBN 3-87057-152-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Карла Диттерса фон Диттерсдорфа в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Карл (Карл) Диттерс фон Диттерсдорф , биографический очерк
- Карл Диттерс фон Диттерсдорф на NAXOS.com. Архивировано 14 июля 2008 г. в Wayback Machine.
- www.karadar.com/Dictionary/dittersdorf.html Карадарский словарь классической музыки
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
- СМИ
- Соната ля мажор Карла Диттерса фон Диттерсдорфа (1739–1799). Опубликовано Doblinger Music Publishers (DB.DM-01196).
- «Увертюра» из комической оперы «Фокус-покус» (1790).
- 1739 рождений
- 1799 смертей
- Музыканты Священной Римской империи
- Австрийские музыканты XVIII века
- Австрийские музыканты-мужчины XVIII века
- Композиторы-классики XVIII века
- Немецкие скрипачи XVIII века.
- Австрийские классические музыканты
- Австрийское безымянное дворянство
- Австрийские композиторы классического периода
- Люди из Мариахильфа
- Композиторы струнного квартета
- Композиторы для контрабаса
- Композиторы оратории
- Австрийские оперные композиторы
- Австрийские оперные композиторы-мужчины
- Немецкие композиторы XVIII века.