Турецкая музыка (стиль)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2018 г. ) |
Музыка Турции | ||||||||
Общие темы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Жанры | ||||||||
Конкретные формы | ||||||||
| ||||||||
СМИ и производительность | ||||||||
| ||||||||
Националистические и патриотические песни | ||||||||
| ||||||||
Региональная музыка | ||||||||
Турецкая музыка в описанном здесь смысле — это не музыка Турции , а скорее музыкальный стиль, который иногда использовался европейскими композиторами эпохи классической музыки. Эта музыка была смоделирована — хотя часто лишь отдаленно — на музыке турецких военных оркестров, особенно янычарских оркестров .
История
[ редактировать ]Важный толчок развитию турецкой музыки произошел в 1699 году, когда Австрия и Османская империя заключили Карловицкий договор . Чтобы отпраздновать договор, турецкая дипломатическая делегация привезла в Вену янычарский оркестр вместе с другими исполнителями для нескольких дней выступлений.
Хотя янычарский звук был знаком в Европе в XVIII веке, композиторы-классики не были первыми, кто его использовал; скорее, первыми подражателями были военные оркестры . Культурное влияние сначала заключалось в фактическом импорте турецких музыкантов, как Генри Джордж Фармер рассказывает :
- Заслуга в распространении этой батареи ударных и сотрясающих ударов в Европе обычно принадлежит Польше , которая в 1720-х годах получила от султана полный турецкий оркестр . Россия , чтобы не отставать, добивалась аналогичной благосклонности Блистательной Порты в 1725 году, Пруссия и Австрия последовали ее примеру, а к 1770-м годам большинство других стран попали под влияние янычарской музыки. [1]
Ввоз настоящих музыкантов был лишь временным явлением, и более поздний обычай заключался в том, чтобы передавать турецкие инструменты в европейских военных оркестрах другим исполнителям.
Таким образом, турецкая музыка в Европе имела два значения — восточное и военное — для европейских композиторов 17 и 18 веков. Турецкая ассоциация не исчезла вскоре. Еще в 1820-х годах, планируя последнюю часть Девятой симфонии, Бетховен сделал себе пометку, в которой конкретно указывалось, что она будет содержать «турецкую» музыку. Использование жаргонного термина «турецкая секция» для описания ударной части оркестра, по-видимому, сохранилось и в наше время. [ нужна ссылка ]
Со временем стало возможным писать музыку с использованием большого барабана, треугольника, тарелок и пикколо, не вызывая при этом турецкой атмосферы, а в конце XIX века композиторы-симфонисты стали свободно использовать эти инструменты. Таким образом, в конечном итоге турецкие инструменты являются подарком западной классической музыке от османской военной музыкальной традиции.
Описание
[ редактировать ]Турецкая музыка (в только что данном смысле) всегда жива по темпу и почти всегда представляет собой своего рода марш .
Когда турецкая музыка записывалась для оркестра , в ней обычно использовались дополнительные ударные инструменты, которых не было в оркестрах того времени: обычно большой барабан , треугольник и тарелки . Эти инструменты использовались турками-османами в своей военной музыке, так что, по крайней мере, инструменты «турецкой» музыки были аутентичными, за исключением треугольника. Часто встречается и пикколо , пронзительный тон которого напоминает пронзительный звук зурны ( шаума) османской янычарской музыки .
Похоже, что по крайней мере часть развлекательной ценности «турецкой» музыки заключалась в воспринимаемой экзотике. Турки были хорошо известны жителям Вены (где работали Моцарт, Гайдн и Бетховен) как военные противники, и действительно, многовековые войны между Австрией и Османской империей начали идти в целом в пользу Австрии только примерно в конце 17 века. Различия в культуре, а также волнение, вызванное многими более ранними турецкими вторжениями, по-видимому, породили у венцев интерес ко всему турецкому – или даже суррогатному турецкому. Это было частью общей тенденции в европейском искусстве того времени; см . Тюркери .
Примеры
[ редактировать ]Все три великих композитора классической эпохи — Гайдн , Моцарт и Бетховен — писали турецкую музыку. Звуковые файлы, иллюстрирующие некоторые из этих работ, см. в разделе «Внешние ссылки» ниже.
Гайдн
[ редактировать ]- Опера Гайдна L'incontro improvviso («Непредвиденная встреча», 1775) чем-то похожа по сюжету на более позднее «Похищение из сераля» Моцарта и также включает «турецкую» музыку, например увертюру. [2]
- Гайдна В «Военной симфонии» (1794 г.) «турецкая» музыка используется как во второй части (изображающей битву), так и в краткой репризе в конце финала.
- Гайдн имел несколько отдаленную личную связь с турецкой армией — его бабушка и дедушка по отцовской линии жили в Хайнбурге , когда он был разрушен турками во время вторжения в 1683 году; в отличие от большинства жителей Хайнбурга, они пережили нападение. [3]
Моцарт
[ редактировать ]- Опера Моцарта 1782 года «Die Entführung aus dem Serail» ( «Похищение из Сераля» ) является квинтэссенцией произведения турецкой музыки, поскольку весь сюжет сосредоточен на стереотипном изображении комически зловещих турок. (Паша, по крайней мере, в итоге получается благородным и щедрым.) Увертюра к опере, а также два марша янычарского хора — это турецкая музыка в только что описанном смысле. Эта и другие оперы того времени находились под таким влиянием турецкой моды, что получили популярное название «Турецкая опера». [4]
- Соната для фортепиано A, K. 331 (1783) завершается знаменитым рондо с пометкой «Алла Турка». Повторяющиеся ноты, повторяющиеся орнаменты и громкие/тихие пассажи характерны для турецкого стиля. Имитация, вероятно, была ближе к фортепиано времен Моцарта, басовые струны которого при громкой игре издавали нечто вроде дребезжания, чем это возможно на современных фортепиано.
- Финал Скрипичного концерта № 5 ля мажор К. 219 (1775), называемого иногда «турецким» концертом, прерывается громким эпизодом турецкой музыки. Моцарт адаптировал этот отрывок из более раннего балета Ревнивые « серальские женщины » К. 135а, написанного для Милана в 1772 году. В концерте виолончели и контрабасы усиливают ударный эффект, играя на своих инструментах в колье арко. al roverscio , то есть col legno , ударяя по струнам деревом смычка.
Бетховен
[ редактировать ]- В 1811 году Бетховен написал увертюру и музыку к пьесе Августа фон Коцебу под названием «Руины Афин» , премьера которой состоялась в Пеште в 1812 году. Одна композиция из музыки (соч. 113, № 4) — турецкий марш . Бетховен также написал серию вариаций на свой марш для фортепиано, соч. 76.
- Бетховена «Победа Веллингтона» (1813) посвящена победе британцев в битве при Витории . Противоборствующие британская и французская армии маршируют в бой под турецкие музыкальные версии своих боевых песен « Rule Britannia » и « Malbrouk s'en va-t-en guerre ».
- Бетховен снова вернулся к турецкой музыке, уже вышедшей из моды, в отрывке из заключительной части своей Девятой симфонии (1824). Солист-тенор, которому помогают теноры и басы хора, поет витиеватую вариацию на знаменитую тему в сопровождении турецких инструментов, играющих пианиссимо ( Froh! Froh, wie seine Sonnen, seine Sonnen fliegen... ).
Другие
[ редактировать ]Турецкая музыка также появляется в произведениях Жана-Филиппа Рамо , Михаэля Гайдна (Marcia turchesca, MH 601), Джоаккино Россини , Людвига Шпора , в двух операх Глюка – «Пилгер фон Мекка» (1764) и «Ифигения в Тавриде» (1779) – и в Симфонии № 6 ля минор («Sinfonie turque») Фридриха Витта (1770–1836). Пауль Враницкий , который при жизни был одним из самых знаменитых венских композиторов, также писал музыку под турецким влиянием, в том числе крупномасштабную симфонию. Франц Ксавер Зюсмайр Моцарта , наиболее известный как завершение неоконченного Реквиема , также написал несколько турецких произведений, включая оперы и симфонии (например, его «Sinfonia turchesca»). Среди других композиторов, написавших превосходные образцы турецкой музыки, — Джозеф Мартин Краус , Фердинанд Кауэр , Карел Антон Фодор («Rondo alla turque» из его концерта для клавишных, соч. 12) и Фердинандо Паер .
Музыкальные характеристики
[ редактировать ]В турецкой музыке ударные инструменты часто играют такой ритм: [5]
Это тот же ритм, что и марширующий каденция солдат: «Влево... влево... влево, вправо, влево...»
Мелодичные инструменты в турецкой музыке часто подчеркивают ритм, играя форшлаги , по отдельности или несколько подряд, в такт. [ нужна ссылка ]
Военный ритм и форсажи также можно увидеть в партии левой руки в этом отрывке из турецкой музыки в фортепианной сонате Моцарта К. 331, упомянутой выше:
Роль турецкой музыки в более широком произведении, по-видимому, заключается в том, чтобы служить формой музыкального расслабления. [ нужна ссылка ] Таким образом, в финале Девятой симфонии Бетховена турецкий марш служит периодом пониженной интенсивности между двумя более массивными и эмоционально заряженными частями. Турецкая музыка обычно встречается в финалах, которые (как Чарльз Розен указывает ), как правило, представляют собой наиболее расслабленные и свободно организованные части классических произведений.
«Турецкая остановка» на ранних фортепиано.
[ редактировать ]На рубеже XIX века «турецкая» музыка была настолько популярна, что производители фортепиано изготавливали специальные фортепиано с « турецкой стопой », также называемой «военной» или «янычарской» стопой. Игрок нажимал на педаль , из-за чего звонил колокольчик и/или молоток с мягкой набивкой ударял по деке, имитируя большой барабан. Звуковой файл для первого музыкального примера, приведенного выше, пытается имитировать последний эффект вручную с помощью современного фортепиано.
По словам Эдвина М. Гуда , турецкая остановка была популярна для исполнения рондо Моцарта К. 331, и «многие пианисты с радостью использовали янычарскую остановку, чтобы украсить ее». [6]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фермер (1950)
- ↑ Опера обсуждается в статье «Гайдн» в оперном словаре Grove , онлайн-версия, авторские права 2007 г., Oxford University Press.
- ^ Финшер (2000, 10)
- ^ Пиркер, Майкл (2001). «Янычарская музыка», Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Макмиллан. п. 803. ИСБН 1561592390 .
- ↑ Об этом говорил дирижер Джеймс Конлон в своих публичных лекциях на тему «Похищение из сераля» .
- ^ Хорошо (1999)
Книги
[ редактировать ]- Фармер, Генри Джордж (1950) Военная музыка . Лондон: Пэрриш.
- Финшер, Людвиг (2000) Йозеф Гайдн и его время . Лаабер, Германия: Лаабер.
- Гуд, Эдвин (1999) «Великие и потенциальные рояли», в издании Джеймса Паракиласа, « Роли фортепиано » (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1999).
Статьи
[ редактировать ]- «Янычарская музыка» в Grove Music Online, по состоянию на 8 января 2011 г.
- Сигнелл, Карл. «Моцарт и Мехтер», Turkish Music Quarterly I/1 (1988)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Османское влияние на европейские группы и оркестры.
- Встреча Востока с Западом: турецкое влияние на венскую классику
- Страница аутентичной турецкой военной музыки
Ссылки на звуковые файлы цитируемых произведений
- «Классика для детей» на канале «Янычарская музыка» Программа
- Сайт скрипачки Патриции Копачинской :
- Ее эссе «О alla turca» в Рондо Скрипичного концерта К. 219 (на немецком языке).
- Нажмите на первую ссылку «Звук» в этом эссе, чтобы увидеть образец турецкой янычарской музыки.
- Нажмите на вторую ссылку «Звук», чтобы увидеть исполнение Копачинской «турецкой» части концерта Моцарта с Роем Гудманом и Камерным оркестром Нидерландского радио .
- Ее эссе «О alla turca» в Рондо Скрипичного концерта К. 219 (на немецком языке).
- Миди -исполнение части «Alla turca» Сонаты для фортепиано Моцарта K. 311 с веб-сайта Lexscripta .
- Миди-исполнения Бетховена с веб-сайта Тины Биллетт " Keyboard Creations "
- Жан-Батист Люлли