Доменико Чимароза
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2022 г. ) |
Доменико Чимароза (англ. Итальянский: [doˈmeːniko tʃimaˈrɔːza] ; 17 декабря 1749 г. - 11 января 1801 г.) [1] итальянский и композитор неаполитанской школы классического периода . Он написал более восьмидесяти опер, самая известная из которых — «Сегрето замужества» (1792); большинство его опер - комедии. Он также писал инструментальные произведения и церковную музыку.
Чимароза в основном базировался в Неаполе , но часть своей карьеры провел в различных других частях Италии, сочиняя композиции для оперных театров Рима, Венеции, Флоренции и других стран. В период с 1787 по 1791 год он был нанят российской Екатериной Великой в качестве ее придворного композитора и дирижера. В последние годы своей жизни, вернувшись в Неаполь, он поддержал проигравшую сторону в борьбе за свержение монархии там, был заключен в тюрьму, а затем сослан. Он умер в Венеции в возрасте 51 года.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Чимароза родился в Аверсе , городке недалеко от Неаполя . Его фамилия была Чиммароза, именно так он записан в записи о крещении. Похоже, он был единственным ребенком. [2] Его отец, Дженнаро, был каменщиком, и через несколько дней после рождения Доменико семья переехала в Неаполь, где Дженнаро нашел работу на строительстве дворца Каподимонте . [2] Когда Доменико было семь лет, Дженнаро упал с строительных лесов и погиб. Его вдова Анна была принята на работу прачкой в монашеский орден церкви Сан-Северо, а Чимароза получил хорошее образование, в том числе музыкальное, у монахов и духовенства церкви. [3] Органист монастыря Падре Полкано. [4] проявлял особый интерес к его образованию, и Чимароза настолько хорошо продвинулся в своих музыкальных исследованиях, что в 1761 году, когда ему было двенадцать, он был принят в ведущий музыкальный колледж Неаполя, Консерваторию Сан-Мария-ди-Лорето. [5] Его учителями были Дженнаро Манна и Феделе Фенароли по композиции, а также Саверио Каркаис, маэстро игры на скрипке . [6] Он был способным клавишником, скрипачом и певцом, но композиция была его главной заботой в студенческие годы; в 1770 году он, Никколо Антонио Зингарелли и Джузеппе Джордани были старшими учениками класса композиции. [6]
Будучи студентом, Чимароза писал священные песнопения и мессы, но впервые он привлек внимание публики с премьерой в 1772 году его первой музыкальной комедии « Le stravaganze del conte» , исполненной в Театре Фьорентини в Неаполе. Работа встретила одобрение, и в том же году за ней последовала Le pazzie di Stelladaura e di Zoroastro . Это произведение также имело успех, и слава о молодом композиторе начала распространяться по всей Италии. В 1774 году его пригласили в Рим для написания оперы для стадиона того же года; и там он поставил еще одну комическую оперу под названием «Итальяна в Лондоне» . [4] [6] В 1777 году он женился на Констанце Суффи, которая умерла в следующем году. [6]
Успешный композитор
[ редактировать ]В 1770-1780-е годы Чимароза написал множество опер для театров Италии. Он был наиболее известен своими комедиями, но время от времени писал серьезные произведения, в том числе «Кайо Марио» (1780) и «Алессандро нелль'Инди» (1781). [6] Помимо сценических произведений он писал церковную музыку. Он был назначен сверхштатным органистом неаполитанского королевского двора в ноябре 1779 года, а к началу 1780-х годов он был приглашенным маэстро в больнице Санти Джованни и Паоло в Венеции. [7]
Для Рима он сочинил оперы для трех разных театров в конце 1780-х - начале 1780-х годов; в число этих работ входили «Иль риторно ди Дон Каландрино» , «Итальяна в Лондоне» , «Донне соперники » , «Иль питторе париджино» , а для Ла Скала в Милане, после успеха там возрождения «Импресарио в гневе» , он сочинил «Цирцея драму » per musica в трёх действиях, по мотивам « Одиссеи» . В какой-то момент 1780-х годов Чимароза женился во второй раз; его жена Гаэтана, урожденная Палланте, приходилась Констанце сводной сестрой; у нее и Чимарозы было двое сыновей. Она умерла в 1796 году. [6]
В 1787 году Чимароза поехал в Санкт-Петербург по приглашению императрицы Екатерины II. [8] Он был одним из ряда итальянских композиторов, нанятых российским двором на протяжении многих лет; другими были Винченцо Манфредини (с 1762 по 1769 год), Бальдассаре Галуппи (1765–1768), Томмазо Траэтта (1768–1775), Джованни Паизиелло (1776–1784) и Джузеппе Сарти (1785–1801). Он сочинил серьезную оперу «Клеопатра» и переработал две существующие у него комические пьесы «Le donne конкуренти» и «I Due Baroni di Rocca Azzurra» . Другие сочинения для двора Екатерины включали Реквием соль минор (1787). Чимароза добился в Санкт-Петербурге меньшего успеха, чем некоторые его соотечественники; произведения его подчиненного, Мартина-и-Солера , завоевали большую популярность у императрицы, и это, в сочетании с экономией, которая означала потерю большинства итальянских певцов, и неприязнью Чимарозы к суровым русским зимам, заставило его покинуть Россию в июне 1791 года.
Проведя три месяца в Варшаве, Чимароза прибыл в Вену. Его музыка уже была там популярна, и император Леопольд II назначил его придворным капельмейстером и заказал новую оперу. Результатом стал Il matrimonio segreto на текст Джованни Бертати , основанный на пьесе 1766 года «Тайный брак » Джорджа Колмана Старшего и Дэвида Гаррика . [а] Опера, исполненная в Бургтеатре 7 февраля 1792 года, имела такой успех, что Леопольд в тот же вечер снова сыграл ее в своих личных покоях - «самый длинный выход на бис в истории оперы», как выразился один критик. [7] Чимароза не считал это произведение своим лучшим, но либретто у него лучше, чем у некоторых других его комических опер, сюжет ясен, персонажи хорошо прорисованы, а сложные маскировки и совпадения отсутствуют. [5] [6] Самой любимой оперой композитора была «Артемизия, королева Кария» , серьезное произведение, написанное для Неаполя пять лет спустя. [7]
Спустя годы
[ редактировать ]Успех Cimarosa был международным. Вместе с Паизиелло он был самым популярным оперным композитором конца XVIII века. [7] Он сочинил 60 опер-буфф и 20 опер-серий , многие из которых быстро вошли в репертуар оперных театров по всей Европе. [7] Они были исполнены в Берлине, Копенгагене, Гамбурге, Лондоне, Праге и Стокгольме, а также в Санкт-Петербурге, Вене и всех основных городах Италии. Между 1783 и 1790 годами Гайдн дирижировал тринадцатью операми «Чимароза» для своих работодателей в замке Эстерхази , и многие пьесы исполнялись несколько раз. [6] » Чимарозы «Любовная балерина , музыкальная комедия, впервые исполненная в Неаполе, была выбрана в качестве первого произведения в Национальном театре Сан-Карлос в Лиссабоне в июне 1793 года. [10]
Через три недели после премьеры «Сегрето тайного брака» внезапно скончался император Леопольд. Его преемник, Франциск II , меньше интересовался музыкой, чем Леопольд, и в 1793 году Чимароза вернулся в Неаполь. [8] В 1796 году он был назначен главным органистом королевской капеллы и продолжал ставить новые оперы и пересматривать старые. Он переработал «L'italiana in Londra» и «I Due Baroni» , адаптировав их к местному вкусу, добавив разделы на неаполитанском диалекте. Самыми важными новыми произведениями этого последнего этапа его карьеры были Le astuzie femminili (1794) и две серьезные оперы: «Пенелопа» (1794) и «Gli Orazi ei Curiazi» (1796); первые два из них были написаны для Неаполя, а последний — для « Ла Фениче» в Венеции. [11]
Во время оккупации Неаполя войсками Французской Республики в 1799 году Чимароза присоединился к либеральной партии, но вскоре монархия была восстановлена и приняла решительные меры против тех, кто имел либеральные или революционные связи. Чимароза был заключен в тюрьму вместе со многими своими политическими друзьями и избежал смертного приговора только благодаря заступничеству влиятельных поклонников. [8] включая кардиналов Консальви и Руффо и леди Гамильтон . Он был изгнан из Неаполя и уехал в Венецию. К этому времени он был неизлечимо болен, вероятно, раком желудка, и умер 11 января 1801 года в возрасте 51 года, сочиняя почти до конца. Его последняя опера «Артемизия» осталась незавершенной. Распространился слух, что его отравили агенты Бурбонов, но расследование показало его необоснованность. [6]
Работает
[ редактировать ]Хотя Чимароза написал значительное количество инструментальной и церковной музыки, он был и остается наиболее известным благодаря своим операм. [7] Он был известен своими композиторскими способностями, хотя часто повторно использовал материал, как это было обычно в его время, и нанимал помощников для выполнения рутинных задач, таких как сочинение речитативов . [7] [12] В статье о Чимарозе в «Словаре музыки и музыкантов Гроува » (2001) Дженнифер Э. Джонсон и Гордана Лазаревич пишут, что он поднялся над посредственностью некоторых либретто, которые он создал, и создал музыку, «пронизанную легкостью, элегантностью и утонченностью». [11]
Чимароза избегал жесткости традиционной арии да капо и писал сольные номера, состоящие из более гибких частей, с изменениями темпа, метра и тональности, чтобы отразить слова его либреттистов. Джонсон и Лазаревич отмечают, что эта свобода формы передает спонтанность и гибкость. Арии Чимарозы в заключительной части часто ускоряются в стиле кабалетт . Обеспечивая контраст с вокальными показами пьес, он часто писал довольно простые арии в манере каватин . Особенностью его партитур является устойчивое письмо для слаженных голосов. По словам статьи Гроува :
Одной из сильных сторон Чимарозы было составление остроумных и ярких ансамблей. Il matrimonio segreto , ансамблевая опера в стиле « Свадьбы Фигаро» Моцарта , состоит из восьми арий, четырех дуэтов, трех трио, квартета, квинтета и двух финалов с участием всех шести персонажей. [11]
В плане гармонии Чимароза не был новатором, оставаясь довольным традиционными диатоническими условностями. По мнению Джонсона и Лазаревича, его музыкальные сильные стороны заключаются в «богатстве его мелодической изобретательности, блеске и энергии его ритмических и мелодических мотивов и его постоянно живом аккомпанементе». [11]
Подход Чимарозы к оркестровке развивался на протяжении всей его карьеры. Его ранние произведения обычно написаны для струнных, гобоев, валторн и труб, а иногда и для фаготов и флейт. В этих пьесах функция оркестра — незаметно поддерживать голоса. За четыре года пребывания в Санкт-Петербурге он начал играть на кларнете, более полно и богато оркестровать. Джонсон и Лазаревич приводят пример «Il matrimonio segreto» , в котором большой оркестр «обеспечивает цвет и демонстрирует независимый мотивный и ритмический материал, который служит комментарием к действию». [11]
Чимароза написал ряд фортепианных сонат, которые были обнаружены в рукописях в 1920-х годах; Утверждается, что количество составляет более 80 одночастных произведений, но считается, что многие из них на самом деле могут принадлежать друг другу как трехчастные произведения. [11] Произведение, которое иногда называют «Концертом для гобоя » Чимарозы, на самом деле является произведением Артура Бенджамина 1949 года , состоящим из аранжировок частей из сонат. [13]
Репутация
[ редактировать ]Джонсон и Лазаревич пишут, что репутация Чимарозы при его жизни достигла непревзойденной высоты вплоть до расцвета Россини, и он продолжал пользоваться большим уважением и в XIX веке. Эжен Делакруа предпочитал музыку Чимарозы музыке Моцарта . он писал О Il matrimonio segreto : «Это само совершенство. Ни у одного другого музыканта нет такой симметрии, такой выразительности и чувства уместности, этой веселости и нежности и, прежде всего… несравненной элегантности». [14] Стендаль писал, что Чимароза, Моцарт и Шекспир были единственными страстями его жизни. [15] Для Стендаля Чимароза был « Мольером среди композиторов», и он утверждал, что видел «Сегрето замужества» более 100 раз. [15] [б]
Гектор Берлиоз , ненавидевший итальянскую оперу, не был ее поклонником: «Я должен бросить к черту уникальное и бесконечное Matrimonio Segreto , которое почти так же утомительно, как «Женитьба Фигаро», но при этом не является столь же музыкальным». [9] Роберт Шуман был впечатлен «абсолютно мастерской» оркестровкой Чимарозы, но не более того. [9] Эдуард Ханслик похвалил Чимарозу за чудесную ловкость, мастерство композиционных ходов и хороший вкус. «Полная солнечного света – вот правильное выражение музыки Cimarosa». [9]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пьеса была вдохновлена одной из картин Уильяма Хогарта « Брак в моде» , написанной в середине 1740-х годов. [9]
- ↑ В последние годы своей жизни Стендаль немного пересмотрел свою оценку «Чимарозы», обнаружив, что его больше увлекает гармоническое богатство и непредсказуемость Моцарта и Россини. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ланфранчи, Ариэлла (1981). «ЧИМАРОЗА, Доменико» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 25.
- ^ Перейти обратно: а б Росси и Фаунтлерой, 1999 , стр. 15, 17.
- ^ Росси и Фаунтлерой 1999 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 367.
- ^ Перейти обратно: а б Капелл, Ричард , «К двухсотлетию со дня рождения Доменико Чимарозы», Music & Letters , октябрь 1950 г., стр. 350–352 JSTOR 730501 (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джонсон Дженнифер Э и Гордана Лазаревич. «Чимароза, Доменико – Жизнь» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 21 ноября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Холден 1997 , с. 180
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 , с. 368.
- ^ Перейти обратно: а б с д Энгель, Карл (апрель 1947 г.). «Заметка о «Тайном браке » Доменико Чимарозы ». Музыкальный ежеквартальный журнал . 33 (2): 201–206. дои : 10.1093/mq/XXXIII.2.201 . JSTOR 739149 .
- ^ Стивенсон, Роберт; Брито, Мануэль Карлос Де (2022). «Лиссабон (Порт. Лиссабон)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16751 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонсон, Дженнифер Э.; Лазаревич, Гордана (2001). «Чимароза, Доменико – Работы». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05785 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Осборн 2007 , с. 170.
- ^ Рита Лоуранс. Доменико Чимароза Концерт для гобоя до мажор/до минор на AllMusic
- ^ Цитируется по Райли 2001 , с. 46
- ^ Перейти обратно: а б с Лоу, Роберт В. «Анри Бейль и Доменико Чимароза», The French Review , февраль 1960 г., стр. 334–340 , JSTOR 383648 (требуется подписка)
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Чимароза, Доменико энциклопедия Британская Том. 6 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 367–368. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Холден, Аманда (1997) [1993]. Путеводитель по опере «Пингвин» . Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-051385-1 .
- Осборн, Ричард (2007). Россини (второе изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518129-6 .
- Райли, Чарльз А. (2001). Аристократия и современное воображение . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Университетское издательство Новой Англии. ISBN 978-1-58465-151-2 .
- Росси, Ник; Фаунтлерой, Талмейдж (1999). Доменико Чимароза: его жизнь и его оперы . Вестпорт: Гринвуд Пресс. ISBN 978-0-313-30112-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Коллекция музыкальных рукописей в Центре выкупа Гарри
- Бесплатные партитуры Доменико Чимарозы в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Доменико Чимарозы в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Тосканская оперная академия «Доменико Чимароза»
- Джон А. Райс , «Моя прекрасная любовь: «квартет новых изобретений» Чимарозы и Conti del Nord»
- Джон А. Райс, «Императрица Мария Терезия (1772–1807), коллекционер и исполнитель музыки Чимарозы»
- 1749 рождений
- 1801 смерть
- Итальянские музыканты-мужчины XVIII века
- Итальянские музыканты-мужчины XIX века
- Итальянские композиторы XVIII века.
- Итальянские композиторы классического периода
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские классические музыканты
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы неаполитанской школы
- Люди из Аверсы
- Итальянские изгнанники
- Музыканты из Неаполитанского королевства