Jump to content

Доменико Чимароза

Гравюра Чимарозы Луиджи Радоса

Доменико Чимароза (англ. Итальянский: [doˈmeːniko tʃimaˈrɔːza] ; 17 декабря 1749 г. - 11 января 1801 г.) [1] итальянский и композитор неаполитанской школы классического периода . Он написал более восьмидесяти опер, самая известная из которых — «Сегрето замужества» (1792); большинство его опер - комедии. Он также писал инструментальные произведения и церковную музыку.

Чимароза в основном базировался в Неаполе , но часть своей карьеры провел в различных других частях Италии, сочиняя композиции для оперных театров Рима, Венеции, Флоренции и других стран. В период с 1787 по 1791 год он был нанят российской Екатериной Великой в ​​качестве ее придворного композитора и дирижера. В последние годы своей жизни, вернувшись в Неаполь, он поддержал проигравшую сторону в борьбе за свержение монархии там, был заключен в тюрьму, а затем сослан. Он умер в Венеции в возрасте 51 года.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]
Доменико Чимароза

Ранние годы

[ редактировать ]

Чимароза родился в Аверсе , городке недалеко от Неаполя . Его фамилия была Чиммароза, именно так он записан в записи о крещении. Похоже, он был единственным ребенком. [2] Его отец, Дженнаро, был каменщиком, и через несколько дней после рождения Доменико семья переехала в Неаполь, где Дженнаро нашел работу на строительстве дворца Каподимонте . [2] Когда Доменико было семь лет, Дженнаро упал с строительных лесов и погиб. Его вдова Анна была принята на работу прачкой в ​​монашеский орден церкви Сан-Северо, а Чимароза получил хорошее образование, в том числе музыкальное, у монахов и духовенства церкви. [3] Органист монастыря Падре Полкано. [4] проявлял особый интерес к его образованию, и Чимароза настолько хорошо продвинулся в своих музыкальных исследованиях, что в 1761 году, когда ему было двенадцать, он был принят в ведущий музыкальный колледж Неаполя, Консерваторию Сан-Мария-ди-Лорето. [5] Его учителями были Дженнаро Манна и Феделе Фенароли по композиции, а также Саверио Каркаис, маэстро игры на скрипке . [6] Он был способным клавишником, скрипачом и певцом, но композиция была его главной заботой в студенческие годы; в 1770 году он, Никколо Антонио Зингарелли и Джузеппе Джордани были старшими учениками класса композиции. [6]

Будучи студентом, Чимароза писал священные песнопения и мессы, но впервые он привлек внимание публики с премьерой в 1772 году его первой музыкальной комедии « Le stravaganze del conte» , исполненной в Театре Фьорентини в Неаполе. Работа встретила одобрение, и в том же году за ней последовала Le pazzie di Stelladaura e di Zoroastro . Это произведение также имело успех, и слава о молодом композиторе начала распространяться по всей Италии. В 1774 году его пригласили в Рим для написания оперы для стадиона того же года; и там он поставил еще одну комическую оперу под названием «Итальяна в Лондоне» . [4] [6] В 1777 году он женился на Констанце Суффи, которая умерла в следующем году. [6]

Успешный композитор

[ редактировать ]
Доменико Чимароза

В 1770-1780-е годы Чимароза написал множество опер для театров Италии. Он был наиболее известен своими комедиями, но время от времени писал серьезные произведения, в том числе «Кайо Марио» (1780) и «Алессандро нелль'Инди» (1781). [6] Помимо сценических произведений он писал церковную музыку. Он был назначен сверхштатным органистом неаполитанского королевского двора в ноябре 1779 года, а к началу 1780-х годов он был приглашенным маэстро в больнице Санти Джованни и Паоло в Венеции. [7]

Для Рима он сочинил оперы для трех разных театров в конце 1780-х - начале 1780-х годов; в число этих работ входили «Иль риторно ди Дон Каландрино» , «Итальяна в Лондоне» , «Донне соперники » , «Иль питторе париджино» , а для Ла Скала в Милане, после успеха там возрождения «Импресарио в гневе» , он сочинил «Цирцея драму » per musica в трёх действиях, по мотивам « Одиссеи» . В какой-то момент 1780-х годов Чимароза женился во второй раз; его жена Гаэтана, урожденная Палланте, приходилась Констанце сводной сестрой; у нее и Чимарозы было двое сыновей. Она умерла в 1796 году. [6]

В 1787 году Чимароза поехал в Санкт-Петербург по приглашению императрицы Екатерины II. [8] Он был одним из ряда итальянских композиторов, нанятых российским двором на протяжении многих лет; другими были Винченцо Манфредини (с 1762 по 1769 год), Бальдассаре Галуппи (1765–1768), Томмазо Траэтта (1768–1775), Джованни Паизиелло (1776–1784) и Джузеппе Сарти (1785–1801). Он сочинил серьезную оперу «Клеопатра» и переработал две существующие у него комические пьесы «Le donne конкуренти» и «I Due Baroni di Rocca Azzurra» . Другие сочинения для двора Екатерины включали Реквием соль минор (1787). Чимароза добился в Санкт-Петербурге меньшего успеха, чем некоторые его соотечественники; произведения его подчиненного, Мартина-и-Солера , завоевали большую популярность у императрицы, и это, в сочетании с экономией, которая означала потерю большинства итальянских певцов, и неприязнью Чимарозы к суровым русским зимам, заставило его покинуть Россию в июне 1791 года.

Проведя три месяца в Варшаве, Чимароза прибыл в Вену. Его музыка уже была там популярна, и император Леопольд II назначил его придворным капельмейстером и заказал новую оперу. Результатом стал Il matrimonio segreto на текст Джованни Бертати , основанный на пьесе 1766 года «Тайный брак » Джорджа Колмана Старшего и Дэвида Гаррика . [а] Опера, исполненная в Бургтеатре 7 февраля 1792 года, имела такой успех, что Леопольд в тот же вечер снова сыграл ее в своих личных покоях - «самый длинный выход на бис в истории оперы», как выразился один критик. [7] Чимароза не считал это произведение своим лучшим, но либретто у него лучше, чем у некоторых других его комических опер, сюжет ясен, персонажи хорошо прорисованы, а сложные маскировки и совпадения отсутствуют. [5] [6] Самой любимой оперой композитора была «Артемизия, королева Кария» , серьезное произведение, написанное для Неаполя пять лет спустя. [7]

Спустя годы

[ редактировать ]

Успех Cimarosa был международным. Вместе с Паизиелло он был самым популярным оперным композитором конца XVIII века. [7] Он сочинил 60 опер-буфф и 20 опер-серий , многие из которых быстро вошли в репертуар оперных театров по всей Европе. [7] Они были исполнены в Берлине, Копенгагене, Гамбурге, Лондоне, Праге и Стокгольме, а также в Санкт-Петербурге, Вене и всех основных городах Италии. Между 1783 и 1790 годами Гайдн дирижировал тринадцатью операми «Чимароза» для своих работодателей в замке Эстерхази , и многие пьесы исполнялись несколько раз. [6] » Чимарозы «Любовная балерина , музыкальная комедия, впервые исполненная в Неаполе, была выбрана в качестве первого произведения в Национальном театре Сан-Карлос в Лиссабоне в июне 1793 года. [10]

Через три недели после премьеры «Сегрето тайного брака» внезапно скончался император Леопольд. Его преемник, Франциск II , меньше интересовался музыкой, чем Леопольд, и в 1793 году Чимароза вернулся в Неаполь. [8] В 1796 году он был назначен главным органистом королевской капеллы и продолжал ставить новые оперы и пересматривать старые. Он переработал «L'italiana in Londra» и «I Due Baroni» , адаптировав их к местному вкусу, добавив разделы на неаполитанском диалекте. Самыми важными новыми произведениями этого последнего этапа его карьеры были Le astuzie femminili (1794) и две серьезные оперы: «Пенелопа» (1794) и «Gli Orazi ei Curiazi» (1796); первые два из них были написаны для Неаполя, а последний — для « Ла Фениче» в Венеции. [11]

Палаццо Дуодо, Кампо Сант-Анджело , Венеция, последний дом Чимарозы, где он умер.

Во время оккупации Неаполя войсками Французской Республики в 1799 году Чимароза присоединился к либеральной партии, но вскоре монархия была восстановлена ​​и приняла решительные меры против тех, кто имел либеральные или революционные связи. Чимароза был заключен в тюрьму вместе со многими своими политическими друзьями и избежал смертного приговора только благодаря заступничеству влиятельных поклонников. [8] включая кардиналов Консальви и Руффо и леди Гамильтон . Он был изгнан из Неаполя и уехал в Венецию. К этому времени он был неизлечимо болен, вероятно, раком желудка, и умер 11 января 1801 года в возрасте 51 года, сочиняя почти до конца. Его последняя опера «Артемизия» осталась незавершенной. Распространился слух, что его отравили агенты Бурбонов, но расследование показало его необоснованность. [6]

Работает

[ редактировать ]

Хотя Чимароза написал значительное количество инструментальной и церковной музыки, он был и остается наиболее известным благодаря своим операм. [7] Он был известен своими композиторскими способностями, хотя часто повторно использовал материал, как это было обычно в его время, и нанимал помощников для выполнения рутинных задач, таких как сочинение речитативов . [7] [12] В статье о Чимарозе в «Словаре музыки и музыкантов Гроува » (2001) Дженнифер Э. Джонсон и Гордана Лазаревич пишут, что он поднялся над посредственностью некоторых либретто, которые он создал, и создал музыку, «пронизанную легкостью, элегантностью и утонченностью». [11]

Чимароза избегал жесткости традиционной арии да капо и писал сольные номера, состоящие из более гибких частей, с изменениями темпа, метра и тональности, чтобы отразить слова его либреттистов. Джонсон и Лазаревич отмечают, что эта свобода формы передает спонтанность и гибкость. Арии Чимарозы в заключительной части часто ускоряются в стиле кабалетт . Обеспечивая контраст с вокальными показами пьес, он часто писал довольно простые арии в манере каватин . Особенностью его партитур является устойчивое письмо для слаженных голосов. По словам статьи Гроува :

Одной из сильных сторон Чимарозы было составление остроумных и ярких ансамблей. Il matrimonio segreto , ансамблевая опера в стиле « Свадьбы Фигаро» Моцарта , состоит из восьми арий, четырех дуэтов, трех трио, квартета, квинтета и двух финалов с участием всех шести персонажей. [11]

В плане гармонии Чимароза не был новатором, оставаясь довольным традиционными диатоническими условностями. По мнению Джонсона и Лазаревича, его музыкальные сильные стороны заключаются в «богатстве его мелодической изобретательности, блеске и энергии его ритмических и мелодических мотивов и его постоянно живом аккомпанементе». [11]

Подход Чимарозы к оркестровке развивался на протяжении всей его карьеры. Его ранние произведения обычно написаны для струнных, гобоев, валторн и труб, а иногда и для фаготов и флейт. В этих пьесах функция оркестра — незаметно поддерживать голоса. За четыре года пребывания в Санкт-Петербурге он начал играть на кларнете, более полно и богато оркестровать. Джонсон и Лазаревич приводят пример «Il matrimonio segreto» , в котором большой оркестр «обеспечивает цвет и демонстрирует независимый мотивный и ритмический материал, который служит комментарием к действию». [11]

Чимароза написал ряд фортепианных сонат, которые были обнаружены в рукописях в 1920-х годах; Утверждается, что количество составляет более 80 одночастных произведений, но считается, что многие из них на самом деле могут принадлежать друг другу как трехчастные произведения. [11] Произведение, которое иногда называют «Концертом для гобоя » Чимарозы, на самом деле является произведением Артура Бенджамина 1949 года , состоящим из аранжировок частей из сонат. [13]

Репутация

[ редактировать ]

Джонсон и Лазаревич пишут, что репутация Чимарозы при его жизни достигла непревзойденной высоты вплоть до расцвета Россини, и он продолжал пользоваться большим уважением и в XIX веке. Эжен Делакруа предпочитал музыку Чимарозы музыке Моцарта . он писал О Il matrimonio segreto : «Это само совершенство. Ни у одного другого музыканта нет такой симметрии, такой выразительности и чувства уместности, этой веселости и нежности и, прежде всего… несравненной элегантности». [14] Стендаль писал, что Чимароза, Моцарт и Шекспир были единственными страстями его жизни. [15] Для Стендаля Чимароза был « Мольером среди композиторов», и он утверждал, что видел «Сегрето замужества» более 100 раз. [15] [б]

Гектор Берлиоз , ненавидевший итальянскую оперу, не был ее поклонником: «Я должен бросить к черту уникальное и бесконечное Matrimonio Segreto , которое почти так же утомительно, как «Женитьба Фигаро», но при этом не является столь же музыкальным». [9] Роберт Шуман был впечатлен «абсолютно мастерской» оркестровкой Чимарозы, но не более того. [9] Эдуард Ханслик похвалил Чимарозу за чудесную ловкость, мастерство композиционных ходов и хороший вкус. «Полная солнечного света – вот правильное выражение музыки Cimarosa». [9]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Пьеса была вдохновлена ​​одной из картин Уильяма Хогарта « Брак в моде» , написанной в середине 1740-х годов. [9]
  2. В последние годы своей жизни Стендаль немного пересмотрел свою оценку «Чимарозы», обнаружив, что его больше увлекает гармоническое богатство и непредсказуемость Моцарта и Россини. [15]
  1. ^ Ланфранчи, Ариэлла (1981). «ЧИМАРОЗА, Доменико» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 25.
  2. ^ Перейти обратно: а б Росси и Фаунтлерой, 1999 , стр. 15, 17.
  3. ^ Росси и Фаунтлерой 1999 , с. 17.
  4. ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 , с. 367.
  5. ^ Перейти обратно: а б Капелл, Ричард , «К двухсотлетию со дня рождения Доменико Чимарозы», Music & Letters , октябрь 1950 г., стр. 350–352 JSTOR   730501 (требуется подписка)
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джонсон Дженнифер Э и Гордана Лазаревич. «Чимароза, Доменико – Жизнь» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 21 ноября 2018 г. (требуется подписка)
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Холден 1997 , с. 180
  8. ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 , с. 368.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Энгель, Карл (апрель 1947 г.). «Заметка о «Тайном браке » Доменико Чимарозы ». Музыкальный ежеквартальный журнал . 33 (2): 201–206. дои : 10.1093/mq/XXXIII.2.201 . JSTOR   739149 .
  10. ^ Стивенсон, Роберт; Брито, Мануэль Карлос Де (2022). «Лиссабон (Порт. Лиссабон)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.16751 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонсон, Дженнифер Э.; Лазаревич, Гордана (2001). «Чимароза, Доменико – Работы». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05785 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  12. ^ Осборн 2007 , с. 170.
  13. ^ Рита Лоуранс. Доменико Чимароза Концерт для гобоя до мажор/до минор на AllMusic
  14. ^ Цитируется по Райли 2001 , с. 46
  15. ^ Перейти обратно: а б с Лоу, Роберт В. «Анри Бейль и Доменико Чимароза», The French Review , февраль 1960 г., стр. 334–340 , JSTOR   383648 (требуется подписка)

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ebf8e9ce85a15df946ac7663a821a8a7__1721048880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/eb/a7/ebf8e9ce85a15df946ac7663a821a8a7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Domenico Cimarosa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)