Jump to content

Висенте Мартин и Солер

(Перенаправлено с Мартина и Солера )
Висенте Мартин и Солер

Анастасио Мартин Игнасио Висенте Тадео Франсиско Пеллегрин Мартин и Солер [1] (2 мая 1754 г. - 30 января или 10 февраля). [2] 1806) — испанский композитор оперы и балета . Хотя сейчас он относительно малоизвестен, в свое время его выгодно сравнивали со своим современником и поклонником Вольфгангом Амадеем Моцартом как композитора оперы-буффа . В свое время его называли «Мартини ло спаньуоло» («Мартини-испанец»); в наше время его называют «валенсийским Моцартом». Он был известен прежде всего своими мелодичными итальянскими комическими операми и работой с Лоренцо да Понте в конце 18 века, а также мелодией из Una cosa rara, цитируемой в сцене обеда из оперы Моцарта « Дон Жуан» . [1] [2]

Биография

[ редактировать ]

Мартин-и-Солер родился в Валенсии . Его отец, Франсиско Ксавьер Мартин, был тенором городского собора, где Висенте в юности был певчим. Висенте переехал в Мадрид, вероятно, около 1775 года. [1] и изучал музыку в Болонье у Джованни Баттисты Мартини . Его первой оперой была Il tutore burlato (1775) на итальянское либретто, адаптированное из оперы Джованни Паизиелло « Фраскатана », которая, в свою очередь, была основана на одноименной пьесе Филиппо Ливиньи. Премьера состоялась в 1775 году в Королевском театре Колизео в Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал , к северу от Мадрида. В 1776 или 1777 году композитор перевел либретто на испанский язык и облек его в форму сарсуэлы , добавив устный диалог, например La madrileña, o El tutor burlado . Это было исполнено в Мадриде в 1778 году, когда Мартин-и-Солер вернулся в Италию.

После 1776 года он писал итальянские оперы, как комические, так и серьезные, которые шли по всей Италии. В 1777 году он отправился в Неаполь , где сочинял для театра Сан-Карло . В этот период он работал с хореографом Шарлем ле Пиком над созданием четырех балетов действия : «Гризельда» (1779, по либретто Апостоло Дзено ), «Il ratto della Sabine» (1780), «La bella Arsene» (1781) и «Тамас». Кули-Кан (1781, интерпретация либретто Витторио Амедео Чинья-Санти). Он также работал с Зеноном над оперы серией «Андромака » в 1780 году. Кроме того, он сочинил два меццо- балета: «La sposa persiana» (1778) и «Севильский цирюльник» (1781, по пьесе Пьера Бомарше ). В Неаполе он также работал с придворным либреттистом Луиджи Серио над композицией оперной серии , поставив «Ифигению» (1779) и «Иперместру» (1780). Около 1780 года он также был назначен придворным композитором испанского короля Карла IV . [1]

В 1785 году он переехал в Вену , где пользовался большим успехом с тремя операми, написанными на тексты Лоренцо да Понте , одновременно сотрудничавшего с Моцартом и Антонио Сальери , соперником первого. Этими тремя комедиями были Una cosa rara (1786, по пьесе «Луна де ла Сьерра Луиса Велеса де Гевары »); Il burbero di buon cuore (1786, по пьесе Карло Гольдони ); и «Ларборе ди Диана» (1787 г.). Ему приписывают представление в « Una cosa rara в » вальса Вене; Мелодия из того же произведения цитируется Моцартом в сцене банкета во втором акте « Дон Жуана» (1787). [3] Вскоре Мартин-и-Солер также стал сочинять весьма успешные оперы для Иосифа II . императорского театра [1]

В 1788 году Мартин-и-Солер был приглашен в качестве композитора и преподавателя пения при Екатерины русском дворе в Санкт-Петербурге , где он написал три на русском языке оперы : «Несчастный герой Косметович» (1789, либретто, частично написанное Екатериной Великой ). , «Меломания» (1790) и «Федул и его дети» (1791, с Василием Пашкевичем ). Переехав в Лондон на сезон 1795 года, он поставил еще три оперы на итальянском языке : La capricciosa corretta (снова либретто Лоренцо да Понте, частично адаптированное из шекспировского « Укрощения строптивой »); L'isola del piacere и Le nozze de' contadini spagnuoli . Он вернулся в Петербург и в 1796 году был назначен маэстро ди капелла в Смольном институте (тогда называвшемся Просветительским обществом благородных девиц). [4] Вернувшись в Петербург, он написал свою последнюю оперу «Праздник деревни» (1798).

Во время своего пребывания там в качестве придворного композитора он также написал ряд трагических балетов, в том числе « Покинутая Дидона» (1792), «Любовь и Психея» (1793, по мотивам «Психеи» Мольера . , Корнеля и Филиппа Кино ), «Танкред» (1799) и «Возврат Полиорсета» (1799). Незадолго до своей смерти в 1806 году в Санкт-Петербурге он служил там инспектором итальянской оперы. [1] Когда он умер, он все еще находился на своем посту. Его могила находится рядом с Александро-Невским монастырем , рядом с могилами таких композиторов, как Чайковский и Глинка .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рэндел, Дон Майкл (2003). Гарвардский музыкальный словарь . Белнап Пресс. п. 558.
  2. ^ Перейти обратно: а б Розенберг, Джесси. «Висенте Мартин и Солер» . Британская энциклопедия . Проверено 3 сентября 2018 г.
  3. ^ Подробное обсуждение этого заимствования см. Дэниел Э. Фриман , Моцарт в Праге (Миннеаполис: Calumet Editions, 2021), 285–86.
  4. ^ A.L. Porfir'eva, "Martin-i-Soler," Muzykal'nyi Peterburg: Entsiklopedicheskii Slovar vol.II (St. Petersburg: Kompozitor, 2000), 183.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5eecb922d300b4f787b6deb81f29a96__1712801580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/96/c5eecb922d300b4f787b6deb81f29a96.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vicente Martín y Soler - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)