Висенте Мартин и Солер

Анастасио Мартин Игнасио Висенте Тадео Франсиско Пеллегрин Мартин и Солер [1] (2 мая 1754 г. - 30 января или 10 февраля). [2] 1806) — испанский композитор оперы и балета . Хотя сейчас он относительно малоизвестен, в свое время его выгодно сравнивали со своим современником и поклонником Вольфгангом Амадеем Моцартом как композитора оперы-буффа . В свое время его называли «Мартини ло спаньуоло» («Мартини-испанец»); в наше время его называют «валенсийским Моцартом». Он был известен прежде всего своими мелодичными итальянскими комическими операми и работой с Лоренцо да Понте в конце 18 века, а также мелодией из Una cosa rara, цитируемой в сцене обеда из оперы Моцарта « Дон Жуан» . [1] [2]
Биография
[ редактировать ]Мартин-и-Солер родился в Валенсии . Его отец, Франсиско Ксавьер Мартин, был тенором городского собора, где Висенте в юности был певчим. Висенте переехал в Мадрид, вероятно, около 1775 года. [1] и изучал музыку в Болонье у Джованни Баттисты Мартини . Его первой оперой была Il tutore burlato (1775) на итальянское либретто, адаптированное из оперы Джованни Паизиелло « Фраскатана », которая, в свою очередь, была основана на одноименной пьесе Филиппо Ливиньи. Премьера состоялась в 1775 году в Королевском театре Колизео в Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал , к северу от Мадрида. В 1776 или 1777 году композитор перевел либретто на испанский язык и облек его в форму сарсуэлы , добавив устный диалог, например La madrileña, o El tutor burlado . Это было исполнено в Мадриде в 1778 году, когда Мартин-и-Солер вернулся в Италию.
После 1776 года он писал итальянские оперы, как комические, так и серьезные, которые шли по всей Италии. В 1777 году он отправился в Неаполь , где сочинял для театра Сан-Карло . В этот период он работал с хореографом Шарлем ле Пиком над созданием четырех балетов действия : «Гризельда» (1779, по либретто Апостоло Дзено ), «Il ratto della Sabine» (1780), «La bella Arsene» (1781) и «Тамас». Кули-Кан (1781, интерпретация либретто Витторио Амедео Чинья-Санти). Он также работал с Зеноном над оперы серией «Андромака » в 1780 году. Кроме того, он сочинил два меццо- балета: «La sposa persiana» (1778) и «Севильский цирюльник» (1781, по пьесе Пьера Бомарше ). В Неаполе он также работал с придворным либреттистом Луиджи Серио над композицией оперной серии , поставив «Ифигению» (1779) и «Иперместру» (1780). Около 1780 года он также был назначен придворным композитором испанского короля Карла IV . [1]
В 1785 году он переехал в Вену , где пользовался большим успехом с тремя операми, написанными на тексты Лоренцо да Понте , одновременно сотрудничавшего с Моцартом и Антонио Сальери , соперником первого. Этими тремя комедиями были Una cosa rara (1786, по пьесе «Луна де ла Сьерра Луиса Велеса де Гевары »); Il burbero di buon cuore (1786, по пьесе Карло Гольдони ); и «Ларборе ди Диана» (1787 г.). Ему приписывают представление в « Una cosa rara в » вальса Вене; Мелодия из того же произведения цитируется Моцартом в сцене банкета во втором акте « Дон Жуана» (1787). [3] Вскоре Мартин-и-Солер также стал сочинять весьма успешные оперы для Иосифа II . императорского театра [1]
В 1788 году Мартин-и-Солер был приглашен в качестве композитора и преподавателя пения при Екатерины русском дворе в Санкт-Петербурге , где он написал три на русском языке оперы : «Несчастный герой Косметович» (1789, либретто, частично написанное Екатериной Великой ). , «Меломания» (1790) и «Федул и его дети» (1791, с Василием Пашкевичем ). Переехав в Лондон на сезон 1795 года, он поставил еще три оперы на итальянском языке : La capricciosa corretta (снова либретто Лоренцо да Понте, частично адаптированное из шекспировского « Укрощения строптивой »); L'isola del piacere и Le nozze de' contadini spagnuoli . Он вернулся в Петербург и в 1796 году был назначен маэстро ди капелла в Смольном институте (тогда называвшемся Просветительским обществом благородных девиц). [4] Вернувшись в Петербург, он написал свою последнюю оперу «Праздник деревни» (1798).
Во время своего пребывания там в качестве придворного композитора он также написал ряд трагических балетов, в том числе « Покинутая Дидона» (1792), «Любовь и Психея» (1793, по мотивам «Психеи» Мольера . , Корнеля и Филиппа Кино ), «Танкред» (1799) и «Возврат Полиорсета» (1799). Незадолго до своей смерти в 1806 году в Санкт-Петербурге он служил там инспектором итальянской оперы. [1] Когда он умер, он все еще находился на своем посту. Его могила находится рядом с Александро-Невским монастырем , рядом с могилами таких композиторов, как Чайковский и Глинка .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рэндел, Дон Майкл (2003). Гарвардский музыкальный словарь . Белнап Пресс. п. 558.
- ^ Перейти обратно: а б Розенберг, Джесси. «Висенте Мартин и Солер» . Британская энциклопедия . Проверено 3 сентября 2018 г.
- ^ Подробное обсуждение этого заимствования см. Дэниел Э. Фриман , Моцарт в Праге (Миннеаполис: Calumet Editions, 2021), 285–86.
- ^ A.L. Porfir'eva, "Martin-i-Soler," Muzykal'nyi Peterburg: Entsiklopedicheskii Slovar vol.II (St. Petersburg: Kompozitor, 2000), 183.