Иоганн Стамиц
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2022 г. ) |

Иоганн Венцель Антон Стамиц (чеш. Ян Вацлав Антонин Стамич; 18 июня 1717 — 27 марта 1757) — чешский композитор и скрипач . Двое его оставшихся в живых сыновей, Карл и Антон Стамицы , были композиторами мангеймской школы , отцом-основателем которой считается Иоганн. Его музыка стилистически является переходной между периодами барокко и классицизмом .
Жизнь
[ редактировать ]Стамиц родился в Дойчброде , Богемия , в семье выходцев из Марбурга. [1] (сегодня Марибор , Словения).
1734–1735 учебный год Стамиц провел в Пражском университете . Всего через год он покинул университет, чтобы продолжить карьеру скрипача-виртуоза. Его деятельность в течение шестилетнего периода между его уходом из университета в 1735 году и назначением в Мангейм около 1741 года точно не известна.
Он был назначен мангеймским двором в 1741 или 1742 году. Скорее всего, его помолвка там стала результатом контактов, установившихся во время Богемской кампании и коронации Карла Альберта ( Карла VII ) Баварского, близкого соратника пфальцского курфюрста . В январе 1742 года Стамиц выступил перед двором Мангейма в рамках торжеств, посвященных свадьбе Карла Теодора , который сменил своего дядю Карла Филиппа на посту курфюрста Палатина менее чем через год; Карл Альберт был среди гостей свадьбы.
Стамиц женился на Марии Антонии Люнеборн 1 июля 1744 года. У них было пятеро детей: Карл Филипп , Мария Франциска, Антон Тадеус Непомук , и двое детей, которые умерли в младенчестве. [1]
Вероятно, примерно в конце лета 1754 года Стамиц нанес годовой визит в Париж, возможно, по приглашению покровителя музыки Александра Ле Риша де Ла Пупелиньера, у которого он остановился, впервые появившись там публично на Concert Spirituel 8 сентября. 1754. Успех в Париже побудил его опубликовать свои Оркестровые трио, соч. 1 (на самом деле симфонии для струнного оркестра) и, возможно, другие его произведения разных издательств.
Вероятно, он вернулся в Мангейм примерно осенью 1755 года и умер там весной 1757 года, менее чем через два года, в возрасте 39 лет. Запись о его смерти гласит: «30 марта 1757 года. Похоронен Джоэс Стейнмиз, директор придворного музыканта, настолько искусного в своем искусстве, что вряд ли найдется ему равный в Ритуале» . [1]
Композиции
[ редактировать ]Самыми важными произведениями Стамица являются его 58 симфоний и 10 оркестровых трио. Оркестровые трио на самом деле представляют собой симфонии для струнных, но могут исполняться одним исполнителем за партию как камерная музыка. Его концерты включают многочисленные концерты для скрипки , два для альта , два для клавесина , 12 для флейты , один для гобоя , один для трубы и один для кларнета , среди самых ранних концертов для инструмента ( шесть Иоганна Мельхиора Мольтера 1740-х годов). кажется, был первым [ нужна ссылка ] ). Он также написал большое количество камерной музыки для различных инструментальных комбинаций, а также восемь вокальных произведений, включая его широко распространенную концертную мессу D.
Поскольку по крайней мере пять других музыкантов XVIII века носили фамилию Стамиц, в том числе четверо из ближайших родственников Иоганна, любая попытка каталогизировать его (или любые другие) произведения в лучшем случае рискованна, главным образом ввиду множества различий в написании. На самом деле нетрудно отличить работы Иоганна Стамица от произведений его сыновей Карла и Антона. Напротив, соотношение имен «Штайнмец» и «Стамиц» вызвало серьезную путаницу, учитывая, что по крайней мере два других музыканта 18-го века носили фамилию Штейнмец. [ нужна ссылка ]
Новации в классической симфонии
[ редактировать ]Иоганна Стамица Расширенная оркестровка включала важные духовые партии. Его симфонии 1750-х годов состоят из восьми частей: четыре струнные, две валторны и два гобоя, хотя гобои могут заменять флейты или кларнеты. Валторны обеспечивали не только гармонический фон для струнных, но и сольные партии, а также он был одним из первых композиторов, написавших независимые строки для гобоев. [ нужна ссылка ]
Главным новшеством симфонических произведений Стамица является их четырехчастная структура : быстрое – медленное – менуэт и трио – лихое престо или престиссимо финал. Хотя существуют и предыдущие отдельные четырехчастные симфонии, Стамиц был первым композитором, который использовал ее последовательно: более половины его симфоний и девять из десяти оркестровых трио состоят из четырех частей. Он также внес свой вклад в развитие сонатной формы , чаще всего используемой в первых частях симфонии, но иногда и в финалах (если не в форме рондо ) и даже в медленных частях (если не в трехчастной форме ABA ).
Стамиц также адаптировал и расширил в своих инструментальных произведениях черты, первоначально развитые в итальянской опере. Он добавил инновационные динамические приемы, такие как расширенные крещендо , простые аккордовые текстуры тутти и медленный гармонический ритм. Как и итальянские оперы, композиции Стамица отличаются сильным чувством ритмического драйва и своеобразным тематическим материалом.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Трио, соч. 1
- Симфония соль мажор «Мангейм № 1»
- Симфония ля мажор «Мангейм № 2»
- Симфония си-бемоль мажор «Мангейм № 3»
- Симфония ре мажор, соч. 3, № 2
- Симфония ми-бемоль мажор, соч. 11, № 3
- Симфония фа мажор
- Торжественная месса ре мажор
- Litaniae Lauretana до мажор
- Концерт для скрипки с оркестром до мажор
- Концерт для скрипки си-бемоль мажор
- Концерт для кларнета си-бемоль мажор
- Концерт для флейты до мажор
- Концерт для флейты ре мажор
- Концерт для флейты соль мажор
- Ноктюрн ре мажор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Вольф, Юджин К. (1981). Симфонии Иоганна Стамица . Бон Стафлеу ван Логум. стр. 13–17. ISBN 9031303461 .
- Иоганн Стамиц
- Биография и творчество для виолы д'амур
- «Иоганн (Венцель Антон) [Ян Вацлав (Вацлав) Антонин (Антонин)] Стамиц», Grove Music Online изд. Л. Мэйси
- Вольф, Юджин К. Симфонии Иоганна Стамица: исследование формирования классического стиля. Бон, Шелтема и Холкема, 1981 г. ISBN 90-313-0346-1
- Райт, Крейг ; Брайан Симмс. Музыка в западной цивилизации: Том B - Эпохи барокко и классики , Томпсон Ширмер, 2006 г. ISBN 0-495-00868-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Яном Вацлавом Стамичем, на Викискладе?
- Бесплатные партитуры Иоганна Стамица в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)