Jump to content

Рондо

(Перенаправлено из формы Рондо )
Титульный лист произведения Франца Риглера «Три рондо» (1790 г.)
Первая страница рукописи и Рондо Моцарта Адажио для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели.

Рондо (иногда называемую «припевом»), которая чередуется с одной или несколькими контрастирующими темами, обычно называемыми — это музыкальная форма , содержащая основную тему «эпизодами», но также иногда называемыми «отступлениями» или «куплетами». Некоторые возможные шаблоны включают: ABACA, ABACAB, ABACBA или ABACABA . [ 1 ]

Форма рондо возникла в период барокко и приобрела все большую популярность в классический период . [ 2 ] Самые ранние примеры композиций, использующих форму рондо, встречаются в ариях и хорах итальянских опер первых лет 17 века. [ 2 ] В этих примерах используется многокупальное рондо или цепное рондо (ABACAD), известное как итальянское рондо . [ 2 ]

Форму рондо, также известную на английском языке по французскому написанию rondeau , не следует путать с несвязанной и аналогично названной формой fixe rondeau ; форма XIV-XV веков французская поэтическая и шансонная . Хотя истоки формы рондо берут начало в итальянской опере, французский композитор Жан-Батист Люлли , которого иногда называют отцом формы рондо или рондо, и его современники Жак Чемпион де Шамбоньер и Луи Куперен популяризировали форму рондо в Франция в 17 веке. На смену этим композиторам в период позднего барокко пришли французские композиторы Жан-Мари Леклер , Франсуа Куперен и, что наиболее важно, Жан-Филипп Рамо, которые продолжали оставаться важными представителями музыкальных композиций, использующих форму рондо. Люлли был первым композитором, который использовал конструкцию из двух куплетов в своей структуре рондо - технику, которую он последовательно не перенимал, но которая позже была принята и стандартизирована Рамо, чья конструкция рондо была систематизирована теоретиком музыки 17 века. Жан Дю Брей в так называемом французском рондо . [ 2 ]

Эти французские композиторы использовали форму рондо в широком спектре средств массовой информации, включая оперу , балет , хоровую музыку , авторские песни , оркестровую музыку , камерную музыку и произведения для сольного инструмента. [ 2 ] Французы распространили популярность этой формы по всему миру, и вскоре в конце 17 - начале 18 веков рондо было принято композиторами других стран, такими как Генри Перселл в Англии и Иоганн Себастьян Бах в Германии. [ 2 ] Хотя рондо И.С. Баха были написаны в более ранних французских традициях построения и не были особенно прогрессивными, его сын Карл Филипп Эммануил Бах был весьма творческим и необычайно новаторским композитором в форме рондо; создав тринадцать сложных и очень личных рондо, которые делают его центральной фигурой в этой форме в конце периода барокко и начале классического периода. [ 2 ]

К началу классического периода в 1750 году форма рондо уже прочно утвердилась по всей Европе, а пика своей популярности форма рондо достигла в конце 18 века. [ 2 ] В этот период форма рондо чаще всего использовалась композиторами как отдельная часть в рамках более крупного произведения; особенно концерты и серенады , но также реже в симфониях и камерной музыке. [ 2 ] Однако в этот период все еще писались независимые рондо, часто как виртуозные произведения. [ 2 ] Многие европейские композиторы той эпохи использовали форму рондо, в том числе композиторы Йозеф Гайдн , Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен , которые создали значительную часть музыки, использующей форму рондо. [ 2 ] Эти три композитора были также важными представителями формы сонаты-рондо ; музыкальная форма, разработанная в классический период и сочетавшая в себе структуры сонаты и формы рондо. [ 2 ]

В XIX веке композиторы эпохи романтизма продолжали использовать эту форму с некоторой регулярностью. [ 2 ] Некоторые композиторы эпохи романтизма, создающие музыку, использующую форму рондо, включают Бетховена, Иоганна Брамса , Антонина Дворжака , Феликса Мендельсона , Франца Шуберта , Роберта Шумана , Рихарда Штрауса и Петра Ильича Чайковского . Форма рондо продолжала использоваться некоторыми композиторами 20-го и 21-го веков ; чаще всего это делают те, кто придерживается неоклассической эстетики, или композиторы, так или иначе ссылающиеся на композиции классической музыки. Некоторые композиторы 20-го века, использовавшие форму рондо, включают Альбана Берга , Белу Барток , Дюка Эллингтона , Альберто Хинастеру , Пауля Хиндемита и Сергея Прокофьева . [ 2 ]

Этимология

[ редактировать ]

Английское слово rondo происходит от итальянской формы французского rondeau , что означает «немного круглый ». [ 3 ] Сегодня слово рондо широко используется в английском языке для обозначения любого музыкального произведения, вокального или инструментального, содержащего основную тему , чередующуюся с одной или несколькими контрастирующими темами. Однако некоторые англо- и немецкоязычные композиторы также использовали термин рондо вместо термина рондо для обозначения своих композиций, использующих эту форму; особенно при написании во французском композиционном стиле. [ 4 ]

Во Франции слово « рондо» впервые было использовано в периоды Средневековья и Возрождения для обозначения «forme fixe rondeau» ; разновидность поэтической и шансонной формы, существовавшая во Франции в конце 13-15 веков. [ 5 ] Первоначально она развивалась как монофоническая музыка (в 13 веке), а затем как полифоническая музыка (в 14 веке). К началу 16 века она исчезла из репертуара. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Наряду с form fixe ballade и virelai , form fixe rondeau ограничивалась только вокальной музыкой из-за ее использования в специфическом контексте французской поэзии. [ 5 ]

Форма fixe rondeau совершенно не связана с более поздней музыкальной формой rondeau , которая возникла главным образом во Франции в середине 17 века, но берет свое начало в итальянской опере конца 16 - начала 17 веков. [ 2 ] Именно эта более поздняя музыкальная форма теперь известна на английском языке как рондо. [ 2 ] В 18 веке термин Round O , английское искажение французского слова «rondeau», также иногда использовался в английском языке для обозначения музыкальной формы rondeau. Термин Round O использовался в нескольких английских публикациях XVIII века, в том числе в Джереми Кларка ( «Уроках выбора для клавесина или спинетта» Лондон, 1711 г.) и Джона Хойла ( «Полный музыкальный словарь» Лондон, 1770 г.). Джеймса Грассино В «Музыкальном словаре» (1740) термин Round O был определен как альтернативное написание rondeau. [ 9 ]

Определение и историческое развитие

[ редактировать ]
Типичная тональная структура классического семичастного рондо конца 18 - начала 19 веков. [ 10 ]
  А Б А С А Б' А
Основной ключ я -В или В я VI, IV или
параллельный минор
я я я
Второстепенный ключ я III
или В
я VI или IV я я я

В форме рондо основная тема (иногда называемая «припевом») чередуется с одной или несколькими контрастирующими темами, обычно называемыми «эпизодами», но также иногда называемыми «отступлениями» или «куплетами». Возможные шаблоны включают: ABACA, ABACAB, ABACBA или ABACABA . [ 11 ] «ABACA» часто называют «пятичастным рондо», «ABACAB» и «ABACBA» иногда называют «шестичастным рондо», а ABACABA широко известна как «семичастное рондо». Количество тем может варьироваться от произведения к произведению, а повторяющийся элемент иногда украшается и/или сокращается, чтобы обеспечить разнообразие . Пожалуй, самым известным примером формы рондо является » Бетховена « К Элизе , рондо ABACA.

Истоки итальянской оперы

[ редактировать ]

Авторы, занимающиеся происхождением формы рондо, связали ее с использованием и развитием ритурнели в ранней итальянской опере в самом конце 16 - начале 17 веков. [ 2 ] Хотя форма рондо похожа на форму ритурнело, она отличается тем, что форма ритурнело обычно возвращает предмет или основную тему в перефразировании этой темы посредством использования фрагментов из предыдущих музыкальных отрывков и в разных тональностях ; тогда как рондо возвращает свою тему полностью и в той же тональности. [ 2 ]

Риторнелло, что по-итальянски означает «возвращение», берет свое начало в мадригалах 15 века , в которых повторение или возврат к определенной строфе является особенностью композиционной структуры. [ 12 ] С появлением оперы в Италии в самые последние годы XVI века форма ритурнели продолжала развиваться именно в структуре арии и оперного хора. [ 12 ] Форма Ритурнело использовалась в инструментальных прелюдиях, интерлюдиях или постлюдиях (или любой их комбинации) в арии и оперном припеве; чаще всего в контексте оперных арий, но также и в священных произведениях 17 века, таких как вокальные арии и хоры в ораториях и кантатах . [ 12 ] Лишь 100 лет спустя, в начале XVIII века, техника ритурнели была перенесена на концерт; [ 12 ] спустя много времени после появления рондо во Франции в 17 веке. [ 2 ]

Использование и развитие ритурнели в арии служило практической цели; поскольку структура использовалась для четкого отделения вокальных частей арии от инструментальных прелюдий, интерлюдий или постлюдий внутри композиции. Повторение или перефразирование инструментальной музыки в структуре арии обеспечивало удачную драматическую структуру, которая могла облегчить входы и выходы персонажей, подчеркнуть драматический замысел или могла обеспечить музыку, используемую для трансформаций сцен или даже аккомпанемента для танцев. [ 12 ] В конечном итоге использование ритурнели в итальянской опере привело к созданию некоторых ранних итальянских арий и оперных хоров, которые следуют традиционной форме рондо, в которой основная тема повторяется полностью и в одной и той же тональности. Самый ранний пример этого - Якопо Пери ( «Эвридика» 1600), в которой припевы «Al canto al ballo» и «Sospirate aure celesti» расположены с использованием структуры рондо. [ 2 ] В этих ранних примерах используется многокупальное рондо или цепное рондо (ABACAD), теперь известное как итальянское рондо . [ 2 ]

Форма рондо в музыке французского барокко.

[ редактировать ]

Форма рондо, которую в английском языке обычно называют французским написанием rondeau применительно к французской музыке, была популярной формой во Франции с середины до конца 17 века и до 18 века. [ 2 ] Французские композиторы периода барокко использовали форму рондо в широком спектре средств массовой информации, включая оперу , балет , хоровую музыку , авторские песни , оркестровую музыку , камерную музыку и произведения для сольного инструмента. [ 2 ] Композитора Жана-Батиста Люлли иногда называют «отцом рондо», поскольку он якобы был первым композитором, который использовал конструкцию из двух куплетов в своей структуре рондо; технику, которую он последовательно не применял, но которая позже была принята и стандартизирована Жаном-Филиппом Рамо, чья конструкция рондо была систематизирована теоретиком музыки 17-го века Жаном Дю Бреем в так называемом французском рондо . [ 2 ] Некоторые примеры использования Люлли французского рондо включают «Рондо для басков» из балета «Интермед де Ксеркс» (1660), «Рондо для славы» из пролога оперы «Альцеста» (1674) и хор «Suivons». Армида» из оперы «Армида» (1686). [ 2 ]

Тремя другими важными ранними композиторами рондо периода барокко были Жак Чемпион де Шамбоньер и братья Луи Куперен и Франсуа Куперен ; все они написали несколько рондо для клавиатуры . [ 2 ] Шамбоньер сочинил французское рондо для клавишных фа мажор, названное просто Рондо , а также сочинил множество шакон-рондо; некоторые из них следуют дизайну французского рондо, состоящему из двух куплетов, но другие отображают до пяти куплетов. [ 2 ] Луи Куперен также экспериментировал с количеством куплетов, которые он использовал в своих композициях рондо; обычно использует три или четыре куплета в своей конструкции рондо. Людовика Пассакайль для клавесина имеет форму рондо из девяти куплетов. [ 2 ] Франсуа Куперен был ведущим и самым плодовитым французским композитором эпохи барокко, сочинявшим рондо для клавесина . [ 2 ]

В конце периода барокко композитор Жан-Мари Леклер был особенно новаторским композитором в форме французского рондо; особенно в его частях арии для скрипки. Леклер был одним из первых композиторов, которые изменили размер и темп внутри двустишия, например, в его опусе 1 № 9, Allegro ma non presto , и содержали рондо внутри рондо в последнем куплете, как в его опусе 1 номер 1, Ария . [ 2 ]

Распространение формы рондо на международном уровне

[ редактировать ]

Музыка французских композиторов эпохи барокко, таких как Люлли и Рамо, распространилась по Европе и оказала влияние на композиторов всего континента, начиная с конца 17 века. Генри Перселл был одним из первых композиторов в Англии, принявших эту форму; написание рондо как второй части своей музыки к пьесе Абделазер» « Афры Бен , премьера которой состоялась в Дорсет Гарден театре 3 июля 1676 года. В Германии композиторы Георг Мюффа , Иоганн Каспар Фердинанд Фишер и Иоганн Себастьян Бах переняли французский язык. формы и приемы в некоторых их композициях; включая использование формы рондо. Использование рондо И. С. Бахом включает Паспье I из Сюиты № 5 ми минор (ок. 1725) в его «Английских сюитах », пятую часть «Рондо» из Партиты для клавира № 2, BWV 826 (ок. 1725–1727). , третья часть Партита для скрипки № 3 (1720) и Рондо из Сюиты № 2 си минор. (ок. 1738–1739). [ 2 ]

Рондо и сонатная форма.

[ редактировать ]

Распространенным расширением формы рондо является объединение ее с формой сонаты для создания формы сонаты рондо . Здесь вторая тема действует аналогично второй группе тем в сонатной форме: сначала появляется в тональности, отличной от тоники , а затем повторяется в тонической тональности. В отличие от сонатной формы, тематическое развитие не обязательно должно происходить, за исключением, возможно, коды .

Примеры формы рондо

[ редактировать ]

Тип персонажа

[ редактировать ]

Рондо как тип характера (в отличие от формы) относится к быстрой и оживленной музыке – обычно Аллегро . Многие классические рондо включают музыку популярного или народного характера. Музыка, обозначенная как «рондо», обычно соответствует как форме, так и характеру. С другой стороны, есть много примеров более медленных, рефлексивных произведений, рондо по форме, но не по характеру; в их число входит Моцарта Рондо ля минор , K. 511 (с пометкой Andante ).

Другое использование

[ редактировать ]

Известный оперный вокальный жанр конца XVIII века, носивший в то время одно и то же название, но отличающийся сегодня в английской и немецкой письменности термином « rondò » с разными акцентами, состоит из двух частей, медленно-быстро. [ 13 ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ Юджин К. Вольф, «Рондо», Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание, под редакцией Дона Майкла Рэндела . Справочная библиотека издательства Гарвардского университета (Кембридж: Belknap Press для издательства Гарвардского университета, 2003). ISBN   978-0-674-01163-2 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Коул, Малкольм С. (20 января 2001 г.). "Рондо". Гроув Музыка онлайн . Oxford University Press : 1, 3. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23787 .
  3. ^ «рондо (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Дуглас Харпер . Проверено 28 марта 2021 г.
  4. ^ Коул, Малкольм С. (20 января 2001 г.). «Рондо (ii) (Фр.)». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23783 .
  5. ^ Jump up to: а б Уилкинс, Найджел (2001). «Рондо (я)». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23782 .
  6. ^ Хоппин 1978 , стр. 296–297 .
  7. ^ Хоппин 1978 , стр. 426–429 .
  8. ^ Уилкинс, Найджел (2001). «Рондо (я)». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23782 .
  9. ^ Коул, Малкольм С. (2001). «Раунд О». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23962 .
  10. ^ Уайт, Джон Д. (1976). Анализ музыки , стр. 54–56. ISBN   0-13-033233-X .
  11. ^ Юджин К. Вольф, «Рондо», Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание, под редакцией Дона Майкла Рэндела . Справочная библиотека издательства Гарвардского университета (Кембридж: Belknap Press для издательства Гарвардского университета, 2003). ISBN   978-0-674-01163-2 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и Талбот, Майкл (20 января 2001 г.). «Ритурнель (итал.; фр. ritournelle)». Гроув Музыка онлайн . Oxford University Press : 1, 3. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23526 .
  13. ^ Дон Невилл, «Рондо», Оперный словарь New Grove , 4 тома, под редакцией Стэнли Сэди (Лондон: Macmillan, 1992).

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36797e7774238d90473260b0390c8205__1723545000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/05/36797e7774238d90473260b0390c8205.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rondo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)