Рондо
Рондо (иногда называемую «припевом»), которая чередуется с одной или несколькими контрастирующими темами, обычно называемыми — это музыкальная форма , содержащая основную тему «эпизодами», но также иногда называемыми «отступлениями» или «куплетами». Некоторые возможные шаблоны включают: ABACA, ABACAB, ABACBA или ABACABA . [ 1 ]
Форма рондо возникла в период барокко и приобрела все большую популярность в классический период . [ 2 ] Самые ранние примеры композиций, использующих форму рондо, встречаются в ариях и хорах итальянских опер первых лет 17 века. [ 2 ] В этих примерах используется многокупальное рондо или цепное рондо (ABACAD), известное как итальянское рондо . [ 2 ]
Форму рондо, также известную на английском языке по французскому написанию rondeau , не следует путать с несвязанной и аналогично названной формой fixe rondeau ; форма XIV-XV веков французская поэтическая и шансонная . Хотя истоки формы рондо берут начало в итальянской опере, французский композитор Жан-Батист Люлли , которого иногда называют отцом формы рондо или рондо, и его современники Жак Чемпион де Шамбоньер и Луи Куперен популяризировали форму рондо в Франция в 17 веке. На смену этим композиторам в период позднего барокко пришли французские композиторы Жан-Мари Леклер , Франсуа Куперен и, что наиболее важно, Жан-Филипп Рамо, которые продолжали оставаться важными представителями музыкальных композиций, использующих форму рондо. Люлли был первым композитором, который использовал конструкцию из двух куплетов в своей структуре рондо - технику, которую он последовательно не перенимал, но которая позже была принята и стандартизирована Рамо, чья конструкция рондо была систематизирована теоретиком музыки 17 века. Жан Дю Брей в так называемом французском рондо . [ 2 ]
Эти французские композиторы использовали форму рондо в широком спектре средств массовой информации, включая оперу , балет , хоровую музыку , авторские песни , оркестровую музыку , камерную музыку и произведения для сольного инструмента. [ 2 ] Французы распространили популярность этой формы по всему миру, и вскоре в конце 17 - начале 18 веков рондо было принято композиторами других стран, такими как Генри Перселл в Англии и Иоганн Себастьян Бах в Германии. [ 2 ] Хотя рондо И.С. Баха были написаны в более ранних французских традициях построения и не были особенно прогрессивными, его сын Карл Филипп Эммануил Бах был весьма творческим и необычайно новаторским композитором в форме рондо; создав тринадцать сложных и очень личных рондо, которые делают его центральной фигурой в этой форме в конце периода барокко и начале классического периода. [ 2 ]
К началу классического периода в 1750 году форма рондо уже прочно утвердилась по всей Европе, а пика своей популярности форма рондо достигла в конце 18 века. [ 2 ] В этот период форма рондо чаще всего использовалась композиторами как отдельная часть в рамках более крупного произведения; особенно концерты и серенады , но также реже в симфониях и камерной музыке. [ 2 ] Однако в этот период все еще писались независимые рондо, часто как виртуозные произведения. [ 2 ] Многие европейские композиторы той эпохи использовали форму рондо, в том числе композиторы Йозеф Гайдн , Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен , которые создали значительную часть музыки, использующей форму рондо. [ 2 ] Эти три композитора были также важными представителями формы сонаты-рондо ; музыкальная форма, разработанная в классический период и сочетавшая в себе структуры сонаты и формы рондо. [ 2 ]
В XIX веке композиторы эпохи романтизма продолжали использовать эту форму с некоторой регулярностью. [ 2 ] Некоторые композиторы эпохи романтизма, создающие музыку, использующую форму рондо, включают Бетховена, Иоганна Брамса , Антонина Дворжака , Феликса Мендельсона , Франца Шуберта , Роберта Шумана , Рихарда Штрауса и Петра Ильича Чайковского . Форма рондо продолжала использоваться некоторыми композиторами 20-го и 21-го веков ; чаще всего это делают те, кто придерживается неоклассической эстетики, или композиторы, так или иначе ссылающиеся на композиции классической музыки. Некоторые композиторы 20-го века, использовавшие форму рондо, включают Альбана Берга , Белу Барток , Дюка Эллингтона , Альберто Хинастеру , Пауля Хиндемита и Сергея Прокофьева . [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Английское слово rondo происходит от итальянской формы французского rondeau , что означает «немного круглый ». [ 3 ] Сегодня слово рондо широко используется в английском языке для обозначения любого музыкального произведения, вокального или инструментального, содержащего основную тему , чередующуюся с одной или несколькими контрастирующими темами. Однако некоторые англо- и немецкоязычные композиторы также использовали термин рондо вместо термина рондо для обозначения своих композиций, использующих эту форму; особенно при написании во французском композиционном стиле. [ 4 ]
Во Франции слово « рондо» впервые было использовано в периоды Средневековья и Возрождения для обозначения «forme fixe rondeau» ; разновидность поэтической и шансонной формы, существовавшая во Франции в конце 13-15 веков. [ 5 ] Первоначально она развивалась как монофоническая музыка (в 13 веке), а затем как полифоническая музыка (в 14 веке). К началу 16 века она исчезла из репертуара. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Наряду с form fixe ballade и virelai , form fixe rondeau ограничивалась только вокальной музыкой из-за ее использования в специфическом контексте французской поэзии. [ 5 ]
Форма fixe rondeau совершенно не связана с более поздней музыкальной формой rondeau , которая возникла главным образом во Франции в середине 17 века, но берет свое начало в итальянской опере конца 16 - начала 17 веков. [ 2 ] Именно эта более поздняя музыкальная форма теперь известна на английском языке как рондо. [ 2 ] В 18 веке термин Round O , английское искажение французского слова «rondeau», также иногда использовался в английском языке для обозначения музыкальной формы rondeau. Термин Round O использовался в нескольких английских публикациях XVIII века, в том числе в Джереми Кларка ( «Уроках выбора для клавесина или спинетта» Лондон, 1711 г.) и Джона Хойла ( «Полный музыкальный словарь» Лондон, 1770 г.). Джеймса Грассино В «Музыкальном словаре» (1740) термин Round O был определен как альтернативное написание rondeau. [ 9 ]
Определение и историческое развитие
[ редактировать ]А | Б | А | С | А | Б' | А | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Основной ключ | я | -В или В | я | VI, IV или параллельный минор |
я | я | я |
Второстепенный ключ | я | III или В |
я | VI или IV | я | я | я |
В форме рондо основная тема (иногда называемая «припевом») чередуется с одной или несколькими контрастирующими темами, обычно называемыми «эпизодами», но также иногда называемыми «отступлениями» или «куплетами». Возможные шаблоны включают: ABACA, ABACAB, ABACBA или ABACABA . [ 11 ] «ABACA» часто называют «пятичастным рондо», «ABACAB» и «ABACBA» иногда называют «шестичастным рондо», а ABACABA широко известна как «семичастное рондо». Количество тем может варьироваться от произведения к произведению, а повторяющийся элемент иногда украшается и/или сокращается, чтобы обеспечить разнообразие . Пожалуй, самым известным примером формы рондо является » Бетховена « К Элизе , рондо ABACA.
Истоки итальянской оперы
[ редактировать ]Авторы, занимающиеся происхождением формы рондо, связали ее с использованием и развитием ритурнели в ранней итальянской опере в самом конце 16 - начале 17 веков. [ 2 ] Хотя форма рондо похожа на форму ритурнело, она отличается тем, что форма ритурнело обычно возвращает предмет или основную тему в перефразировании этой темы посредством использования фрагментов из предыдущих музыкальных отрывков и в разных тональностях ; тогда как рондо возвращает свою тему полностью и в той же тональности. [ 2 ]
Риторнелло, что по-итальянски означает «возвращение», берет свое начало в мадригалах 15 века , в которых повторение или возврат к определенной строфе является особенностью композиционной структуры. [ 12 ] С появлением оперы в Италии в самые последние годы XVI века форма ритурнели продолжала развиваться именно в структуре арии и оперного хора. [ 12 ] Форма Ритурнело использовалась в инструментальных прелюдиях, интерлюдиях или постлюдиях (или любой их комбинации) в арии и оперном припеве; чаще всего в контексте оперных арий, но также и в священных произведениях 17 века, таких как вокальные арии и хоры в ораториях и кантатах . [ 12 ] Лишь 100 лет спустя, в начале XVIII века, техника ритурнели была перенесена на концерт; [ 12 ] спустя много времени после появления рондо во Франции в 17 веке. [ 2 ]
Использование и развитие ритурнели в арии служило практической цели; поскольку структура использовалась для четкого отделения вокальных частей арии от инструментальных прелюдий, интерлюдий или постлюдий внутри композиции. Повторение или перефразирование инструментальной музыки в структуре арии обеспечивало удачную драматическую структуру, которая могла облегчить входы и выходы персонажей, подчеркнуть драматический замысел или могла обеспечить музыку, используемую для трансформаций сцен или даже аккомпанемента для танцев. [ 12 ] В конечном итоге использование ритурнели в итальянской опере привело к созданию некоторых ранних итальянских арий и оперных хоров, которые следуют традиционной форме рондо, в которой основная тема повторяется полностью и в одной и той же тональности. Самый ранний пример этого - Якопо Пери ( «Эвридика» 1600), в которой припевы «Al canto al ballo» и «Sospirate aure celesti» расположены с использованием структуры рондо. [ 2 ] В этих ранних примерах используется многокупальное рондо или цепное рондо (ABACAD), теперь известное как итальянское рондо . [ 2 ]
Форма рондо в музыке французского барокко.
[ редактировать ]Форма рондо, которую в английском языке обычно называют французским написанием rondeau применительно к французской музыке, была популярной формой во Франции с середины до конца 17 века и до 18 века. [ 2 ] Французские композиторы периода барокко использовали форму рондо в широком спектре средств массовой информации, включая оперу , балет , хоровую музыку , авторские песни , оркестровую музыку , камерную музыку и произведения для сольного инструмента. [ 2 ] Композитора Жана-Батиста Люлли иногда называют «отцом рондо», поскольку он якобы был первым композитором, который использовал конструкцию из двух куплетов в своей структуре рондо; технику, которую он последовательно не применял, но которая позже была принята и стандартизирована Жаном-Филиппом Рамо, чья конструкция рондо была систематизирована теоретиком музыки 17-го века Жаном Дю Бреем в так называемом французском рондо . [ 2 ] Некоторые примеры использования Люлли французского рондо включают «Рондо для басков» из балета «Интермед де Ксеркс» (1660), «Рондо для славы» из пролога оперы «Альцеста» (1674) и хор «Suivons». Армида» из оперы «Армида» (1686). [ 2 ]
Тремя другими важными ранними композиторами рондо периода барокко были Жак Чемпион де Шамбоньер и братья Луи Куперен и Франсуа Куперен ; все они написали несколько рондо для клавиатуры . [ 2 ] Шамбоньер сочинил французское рондо для клавишных фа мажор, названное просто Рондо , а также сочинил множество шакон-рондо; некоторые из них следуют дизайну французского рондо, состоящему из двух куплетов, но другие отображают до пяти куплетов. [ 2 ] Луи Куперен также экспериментировал с количеством куплетов, которые он использовал в своих композициях рондо; обычно использует три или четыре куплета в своей конструкции рондо. Людовика Пассакайль для клавесина имеет форму рондо из девяти куплетов. [ 2 ] Франсуа Куперен был ведущим и самым плодовитым французским композитором эпохи барокко, сочинявшим рондо для клавесина . [ 2 ]
В конце периода барокко композитор Жан-Мари Леклер был особенно новаторским композитором в форме французского рондо; особенно в его частях арии для скрипки. Леклер был одним из первых композиторов, которые изменили размер и темп внутри двустишия, например, в его опусе 1 № 9, Allegro ma non presto , и содержали рондо внутри рондо в последнем куплете, как в его опусе 1 номер 1, Ария . [ 2 ]
Распространение формы рондо на международном уровне
[ редактировать ]Музыка французских композиторов эпохи барокко, таких как Люлли и Рамо, распространилась по Европе и оказала влияние на композиторов всего континента, начиная с конца 17 века. Генри Перселл был одним из первых композиторов в Англии, принявших эту форму; написание рондо как второй части своей музыки к пьесе Абделазер» « Афры Бен , премьера которой состоялась в Дорсет Гарден театре 3 июля 1676 года. В Германии композиторы Георг Мюффа , Иоганн Каспар Фердинанд Фишер и Иоганн Себастьян Бах переняли французский язык. формы и приемы в некоторых их композициях; включая использование формы рондо. Использование рондо И. С. Бахом включает Паспье I из Сюиты № 5 ми минор (ок. 1725) в его «Английских сюитах », пятую часть «Рондо» из Партиты для клавира № 2, BWV 826 (ок. 1725–1727). , третья часть Партита для скрипки № 3 (1720) и Рондо из Сюиты № 2 си минор. (ок. 1738–1739). [ 2 ]
Рондо и сонатная форма.
[ редактировать ]Распространенным расширением формы рондо является объединение ее с формой сонаты для создания формы сонаты рондо . Здесь вторая тема действует аналогично второй группе тем в сонатной форме: сначала появляется в тональности, отличной от тоники , а затем повторяется в тонической тональности. В отличие от сонатной формы, тематическое развитие не обязательно должно происходить, за исключением, возможно, коды .
Примеры формы рондо
[ редактировать ]- Вольфганг Амадей Моцарт : Концерт для валторны № 4 ми-бемоль мажор , последняя часть
- Вольфганг Амадей Моцарт : Соната для фортепиано No. 11 , последняя часть, по прозвищу «Рондо алла турка».
- Людвиг ван Бетховен : Ярость из-за потерянной копейки
- Людвиг ван Бетховен: Рондо для фортепиано с оркестром, WoO, 6
- Людвиг ван Бетховен: Соната для фортепиано соч. 13 , последняя часть
- Людвиг ван Бетховен: Концерт для фортепиано с оркестром № 5 , последняя часть
- Антонин Дворжак : Концерт для виолончели си минор , третья часть.
- Антонин Дворжак: Рондо для виолончели с оркестром
- Антонин Дворжак: Симфония No. 6 , вторая часть
- Фредерик Шопен : Концерт для фортепиано с оркестром № 1 , третья часть.
- Арам Хачатурян : Концерт для скрипки с оркестром , вторая часть.
- Сергей Прокофьев : Симфония №5 , четвертая часть.
Тип персонажа
[ редактировать ]Рондо как тип характера (в отличие от формы) относится к быстрой и оживленной музыке – обычно Аллегро . Многие классические рондо включают музыку популярного или народного характера. Музыка, обозначенная как «рондо», обычно соответствует как форме, так и характеру. С другой стороны, есть много примеров более медленных, рефлексивных произведений, рондо по форме, но не по характеру; в их число входит Моцарта Рондо ля минор , K. 511 (с пометкой Andante ).
Другое использование
[ редактировать ]Известный оперный вокальный жанр конца XVIII века, носивший в то время одно и то же название, но отличающийся сегодня в английской и немецкой письменности термином « rondò » с разными акцентами, состоит из двух частей, медленно-быстро. [ 13 ]
Источники
[ редактировать ]- ^ Юджин К. Вольф, «Рондо», Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание, под редакцией Дона Майкла Рэндела . Справочная библиотека издательства Гарвардского университета (Кембридж: Belknap Press для издательства Гарвардского университета, 2003). ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Коул, Малкольм С. (20 января 2001 г.). "Рондо". Гроув Музыка онлайн . Oxford University Press : 1, 3. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23787 .
- ^ «рондо (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Дуглас Харпер . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Коул, Малкольм С. (20 января 2001 г.). «Рондо (ii) (Фр.)». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23783 .
- ^ Jump up to: а б Уилкинс, Найджел (2001). «Рондо (я)». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23782 .
- ^ Хоппин 1978 , стр. 296–297 .
- ^ Хоппин 1978 , стр. 426–429 .
- ^ Уилкинс, Найджел (2001). «Рондо (я)». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23782 .
- ^ Коул, Малкольм С. (2001). «Раунд О». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23962 .
- ^ Уайт, Джон Д. (1976). Анализ музыки , стр. 54–56. ISBN 0-13-033233-X .
- ^ Юджин К. Вольф, «Рондо», Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание, под редакцией Дона Майкла Рэндела . Справочная библиотека издательства Гарвардского университета (Кембридж: Belknap Press для издательства Гарвардского университета, 2003). ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Талбот, Майкл (20 января 2001 г.). «Ритурнель (итал.; фр. ritournelle)». Гроув Музыка онлайн . Oxford University Press : 1, 3. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23526 .
- ^ Дон Невилл, «Рондо», Оперный словарь New Grove , 4 тома, под редакцией Стэнли Сэди (Лондон: Macmillan, 1992).
Источники
- Хоппин, Ричард Х. (1978). «Рондо». Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 0-393-09090-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Форма рондо в традиционных маршах карнавала в Лиму.
- Тексты в Wikisource:
- « Рондо ». Новая международная энциклопедия . 1905.
- « Рондо ». Американская энциклопедия . 1920.
- Аудио, Рондо на YouTube , из оперы «Новая Чакона ми минор» Пьера-Монтана Бертона , Баварская каммерфилармония , Рейнхард Гебель дирижирует