Jump to content

Луи Куперен

Луи Куперен (англ. Французский: [lwi kupʁɛ̃] ; в. 1626 — 29 августа 1661) — французский эпохи барокко композитор и исполнитель . Он родился в Шом-ан-Бри и переехал в Париж в 1650–1651 годах с помощью Жака Чемпиона де Шамбоньера . Куперен работал органистом церкви Сен-Жерве в Париже и придворным музыкантом. Он быстро стал одним из самых выдающихся парижских музыкантов, зарекомендовав себя как клавесинист , органист и альтист , но его карьера оборвалась из-за ранней смерти в возрасте тридцати пяти лет.

Ни одно из произведений Куперена не было опубликовано при его жизни, но сохранились рукописные копии около 200 произведений, некоторые из которых были заново открыты только в середине 20 века. Первый исторически важный член семьи Куперенов , Куперен внес вклад в развитие как французской органной школы , так и французской школы клавесина . Его новшества включали сочинение органных пьес для определенных регистров и изобретение жанра безразмерной прелюдии для клавесина, для которого он разработал особый тип нотной записи .

Церковь Сен-Жерве и Сен-Проте в Париже, где Луи Куперен служил органистом с 1653 года до своей смерти.

Большая часть информации о жизни Куперена поступает из двух источников. «Парнас Франсуа» Книга Эврара Титона дю Тийе 1732 года содержит биографический очерк, описывающий некоторые детали его жизни, а также около 30 органных пьес с указанием не только даты, но и места написания. Куперен родился около 1626 года в Шом-ан-Бри , городке в 40 км к юго-востоку от Парижа. Его отец, Шарль Куперен, сьер де Круйи, был мелким землевладельцем и по совместительству органистом местной церкви. Сообщается, что к 1650 году Луи был опытным клавесинистом и скрипачом (и к тому времени уже сочинял музыку), но не имел никаких связей с какими-либо важными музыкантами той эпохи. Его внезапный подъем к славе, произошедший в 1650–1651 годах, объясняется в «Парнасе Франсуа» . Титон дю Тийе пишет, что Людовик, два его младших брата Шарль и Франсуа и некоторые из их друзей посетили Жака Чемпиона де Шамбоньера на праздник Святого Иакова именин Шамбоньера . Куперены устроили хозяину и его гостям небольшой концерт, исполнив несколько пьес, сочиненных Луи. Шамбоньер был впечатлен талантами Луи Куперена, стал его учителем и убедил его поселиться в Париже. Там Шамбоньер, самый выдающийся французский клавесинист своего времени и музыкант короля, представил молодого музыканта двору. Таланты Куперена были встречены с одобрением; к 1651 году он уже жил в городе.

Он почти наверняка встретил Иоганна Якоба Фробергера в 1651–1652 годах; Стиль Фробергера оказал большое влияние на музыку Куперена. 9 апреля 1653 года он стал органистом парижской церкви Сен-Жерве , где ему платили 400 ливров в год плюс жилье. Положение в этой древней церкви было в то время одним из самых важных во Франции. В какой-то момент — скорее всего, после того, как он стал органистом в Сен-Жерве — Куперен поступил на королевскую службу в качестве скрипача . Титон дю Тийе пишет, что Куперен из преданности своему старому другу и учителю отказался заменить Шамбоньера на посту королевского клавесиниста, и поэтому специально для него была создана должность альтиста. 22 октября 1655 года он стал крестным отцом ребенка своей сестры в Шом-ан-Бри; с июля по октябрь 1656 года и примерно в ноябре 1658 года он часто ездил в Медон , где, вероятно, работал у Абеля Сервиена , дипломата и государственного деятеля. Он отправился в Тулузу с двором в 1659 году. В последние годы своей жизни Куперен жил в квартире органиста в Сен-Жерве со своими двумя братьями. Он умер 29 августа 1661 года в возрасте тридцати пяти лет. Парнас Франциск .

Оба его брата сыграли важную роль в развитии французской музыки барокко. Никакие композиции Франсуа (известного как «Старший» или «Куперен де Круйи») не сохранились, но его семейная линия носила имя Куперена в 19 веке. Шарль Куперен (известный как «Куперен-кадет») сменил Луи на посту органиста в Сен-Жерве и в 1668 году произвел на свет единственного ребенка, Франсуа Куперена ле Гранда , который стал одним из самых важных французских композиторов эпохи позднего барокко.

Работает

[ редактировать ]
Фрагмент страницы из рукописи Бауэна, показывающий заключение неразмерной Прелюдии фа мажор (Бауэн 12).

Провенанс и каталоги

[ редактировать ]

Поскольку его карьера длилась всего около 10 лет, ни одна из работ Куперена не была опубликована при его жизни. Есть два основных рукописных источника его музыки:

  1. ( Рукопись Баена Национальная библиотека Франции , Rés. Vm7 674–675), датируемая ок. 1690 г., является одним из важнейших источников французской клавишной музыки 17 века (особенно творчества Шамбоньера ). Он содержит 122 пьесы для клавесина Куперена, а также четыре органные пьесы и пять камерных произведений.
  2. Так называемая «Олдемская рукопись» (частное собрание Г. Олдема), обнаруженная только в 1957 году, содержит 70 органных произведений Куперена, из которых 68 являются уникальными для данного источника. Также включены сюита для клавесина, четыре пятичастные камерные фантазии и две пьесы для шаум- бэнда. Эта рукопись, возможно, была составлена, по крайней мере частично, при жизни Куперена и является единственным источником его музыки.

Помимо них, рукопись Парвилля содержит 55 пьес Куперена для клавесина, хотя только пять из них уникальны (остальные включены в рукопись Бауэна).

Произведения Куперена для клавесина обычно обозначаются номерами, использованными в издании Princeps Éditions de l'Oiseau-Lyre 1936 года. Издание было полностью основано на рукописи Бауэна, единственном известном в то время источнике. Авторы рукописи не расположили произведения в сюитах , а сгруппировали танцы сначала по тональности, а затем по жанру. Так, например, номера 16–19 — это куранты до мажор, номера 20–25 — сарабанды до мажор и т. д. В некоторых изданиях и записях может использоваться альтернативная схема нумерации Дэвида Морони , которая пытается создать сюиты из танцев Куперена. .

Схема нумерации органных пьес Куперена также отражает их источник — рукопись Олдема. Здесь, однако, переписчик не предпринял никаких попыток каким-либо образом сгруппировать фрагменты. Рукопись основана как минимум на двух grand livres d'orgue , и переписчик, очевидно, выбрал фрагменты произвольно. Однако отличить множество фантазий становится легче, потому что Куперен часто указывает дату, а иногда и место композиции в сноске. Номера 11 и 19, например, оба названы « фуга », но на первом написано «Couperin a Meudon le 18e Juillet [июль] 1656», а на втором — «Couperin a paris le 1er 7ber [сентябрь] 1656». Эта необыкновенная особенность, уникальная для того периода, позволяет проследить развитие Куперена как органного композитора с 1650 по 1659 год, иногда почти изо дня в день.

Клавесинист Скип Семпе , а также несколько ученых поставили под сомнение приписывание Куперену как частей клавесина из рукописи Бауина, так и частей органа из рукописи Олдхэма по стилистическим соображениям. [1]

Клавесинная музыка

[ редактировать ]
Продолжительность: 2 минуты 18 секунд.
Чакона ре минор, запись Ричарда Сигела

Танцевальные движения составляют около двух третей клавесинного творчества Луи Куперена; к ним относятся куранты , сарабанды , аллеманды и жиги (в порядке убывания номеров). Эти произведения более сложны, чем произведения Шамбоньера, и в каждом отдельном изделии проявляются больше разнообразия. Эти пьесы не были организованы в сюиты, но современные исполнители объединяют пьесы в одной и той же тональности в специальные сюиты для данного исполнения или записи. Его репутация как композитора обусловлена ​​главным образом его чаконами , пассакальями и безразмерными прелюдиями . Эти последние пьесы, написанные с использованием уникальной нотации (только целые ноты, расположенные в группах и соединенные изящными кривыми), находятся под влиянием свободных аллеманд и программных пьес Фробергера; некоторые заимствуют короткие отрывки из его токкат.

Органная музыка

[ редактировать ]

Органная музыка Куперена оказала большое влияние на европейских композиторов 17 века; он представляет собой переход от строгого контрапункта в духе Тителузы к красочному концертному органному стилю, представленному Гийомом-Габриэлем Ниверсом и Николя Лебегом , оказавшими влияние на композиторов позднего барокко, таких как Франсуа Куперен и Николя де Гриньи . Куперен был первым французским композитором, написавшим для определенных регистраций, а также первым, кто сочинил басы с прыгающими делениями в стиле делений для бас-скрипки. Обе эти стилистические черты являются одними из определяющих характеристик французской органной музыки 17-18 веков.

  • Луи Куперен: Oeuvres de clavecin . Второе современное издание под редакцией Дэвитта Морони . Éditions de l'Oiseau-Lyre, Монако, OL 58 (1985 г., переиздано в 2004 г.). Морони опускает орнаменты, включенные в первое издание, поскольку они не были современниками Луи Куперена. Пространное введение Морони на сегодняшний день является лучшим биографическим источником о Куперене на английском языке.
  • Луи Куперен: Оргические пьесы . Расшифровано и отредактировано Гаем Олдхэмом. Éditions de l'Oiseau-Lyre, Монако, OL 300 (2003). 144 страницы. Этот том содержит музыкальный текст из 70 пьес, «а также соответствующие простые мелодии с их текстами для облегчения альтернативного исполнения, страницу факсимиле, примечания редактора и критический комментарий». (Распродано.) Была запланирована (но так и не опубликована) сопутствующая публикация, состоящая из расширенного вступительного материала, включая техническое описание источника, информацию об органах, на которых играл Луи Куперен, и предложения по исполнению.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Каприччио Страваганте — Очерки» . Страваганте.com. Архивировано из оригинала 20 ноября 2011 г. Проверено 29 ноября 2013 г.
  • Фуллер, Дэвид и Густавсон, Брюс. «Луи Куперен», Grove Music Online , изд. Л. Мэйси (по состоянию на 30 января 2006 г.), grovemusic.com. Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine (доступ по подписке).
  • Халбрейх, Гарри и др. Примечания к полному сборнику записанных (1989–91) произведений Луи Куперена для клавесина в исполнении Бландин Верле на 5 компакт-дисках Astrée ~ Naïve.
  • Морони, Дэвитт . Примечания к компакт-диску «Луи Куперен: Полное собрание сочинений для клавесина», Harmonia Mundi France 1901124.27
[ редактировать ]

Общая информация

[ редактировать ]

Результаты

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9bf66c3510ac5cc479ac924ce752582c__1712357400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/2c/9bf66c3510ac5cc479ac924ce752582c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Louis Couperin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)