Николя Лебег
Николя-Антуан Лебег (также Ле Бег ; ок. 1631 — 6 июля 1702) — французский эпохи барокко композитор , органист и клавесинист . Он родился в Лане и в 1650-х годах поселился в Париже , быстро зарекомендовав себя как один из лучших органистов страны. Он жил и работал в Париже до самой смерти, но часто ездил в другие города, чтобы консультироваться по вопросам изготовления и обслуживания органов. Репутация Лебега сегодня основана на его клавишной музыке. Он внес особенно важный вклад в развитие французской органной школы , разработав пьесы с независимыми педальными партиями и развив жанр Tierce en Taille . Его творчество также включает самые ранние опубликованные неразмерные прелюдии , а также некоторые из самых ранних известных ноэлей.
Жизнь
[ редактировать ]Лебег родился в Лане , и о его ранних годах и обучении ничего определенного не известно. Вполне возможно, что его дядя (которого также звали Николя Лебег), мастер инструментов , сыграл некоторую роль в музыкальном образовании Лебега. Столь же мало известно об обстоятельствах переезда Лебега в Париж: первое упоминание о Лебеге встречается в документе 1661 года, в котором композитор уже описан как «знаменитый парижский органист», то есть к тому времени он, должно быть, жил и работал в Париже. городу достаточно долго, чтобы завоевать прочную репутацию. Хотя это должно означать, что он занимал по крайней мере одну должность органиста в Париже, где он работал, неизвестно. Известно, что единственный пост, который он занимал, находится в церкви Сен-Мерри , где он работал с 18 декабря 1664 года до своей смерти. Лебег начал публиковать свою музыку в 1676 году, а в 1678 году был выбран одним из Organistes du Roi («органист короля»), эту престижную должность он разделил с Гийомом-Габриэлем Ниверсом , Жаком-Дени Томеленом и Жан-Батист Бютерн . [ 1 ]
Сохранившиеся экземпляры нот Лебега очень многочисленны, и это указывает на то, что он был очень известным музыкантом. Он был не менее известен как специалист по органостроению: в этом качестве Лебег путешествовал до Буржа , Блуа , Шартра , Суассона и Труа . Наконец, Лебег также был влиятельным учителем: среди его учеников Франсуа д'Азенкур , Николя де Гриньи и, вероятно, многие менее значительные фигуры, такие как Габриэль Гарнье, Жан-Николя Жоффруа и Жиль Жюльен . [ 1 ] Также благодаря Лебегу Пьер Дюмаж получил свою первую важную должность в коллегиальной церкви Сен-Кантен . [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]Историческое значение Лебега заключается в его клавишной музыке, пять сборников которой он опубликовал (все изданы в Париже):
- Les pièces d'orgue (1676): 8 органных сюит в восьми церковных ладах.
- Пьесы для клавесина (1676): сюиты для клавесина.
- 2e livre d'orgue (1678 г.): месса и настройки Magnificat для органа.
- 3-я органная книга (1685 г.): десять предложений , четыре симфонии , девять ноэлей, восемь возвышений и программная пьеса, Les Cloches.
- Вторая книга для клавесина (1687 г.): сюиты для клавесина.
Еще несколько пьес для клавесина и около 20 произведений для органа сохранились в рукописных копиях. Музыка клавесина Лебега продолжает традицию, заложенную Жаком Шамбоньером и Луи Купереном . В безмерных прелюдиях первой книги (самых ранних опубликованных сочинениях такого рода) он использует видоизмененную версию абстрактной записи Куперена: модификации, как пишет Лебег в предисловии, направлены на то, чтобы «представить прелюдии как можно проще», а сами пьесы гораздо короче и проще, чем у Куперена. С этой целью он использовал смешанные значения нот, а не целые ноты Куперена. Однако ни один композитор не принял нотацию Лебега, и его второй сборник клавесинной музыки не включал неразмерных прелюдий. Другой важный аспект стиля клавесина Лебега — тенденция к стандартизации: многие сюиты начинаются с пары аллеманда — куранта , в третьих за ней следует сарабанда , а затем жига . Лебег также был более формальным, чем его предшественники, в названии своих сочинений: ни одно из них не имеет описательных названий, обычно связанных с французской клавесинной школой. [ 1 ]
Les pièces d'orgue , первый опубликованный органный сборник Лебега, состоит из восьми сюит, охватывающих все восемь ладов. Обычно считается, что это одна из лучших коллекций французских органов той эпохи, а также одна из наиболее важных для развития французской органной школы. [ 1 ] [ 3 ] Лебег, вероятно, был первым среди французских композиторов, кто ввел в свои произведения самостоятельные педальные партии. Он также разработал одну из наиболее характерных форм французской органной музыки — [Récit de] Tierce en Taille — а также трио à deux dessus , трёхголосное полифоническое произведение с двумя частями для правой руки и одной для левой. (которая отличается от другой формы французского органного трио, trio à trois claviers , в которой органист должен использовать два мануала и педаль). По сравнению с этими новаторскими произведениями пьесы второй книги Лебега кажутся скучными, вероятно, потому, что композитор сознательно намеревался писать для любителей и начинающих (как указано в предисловии издательства). Третий органный сборник представляет множество различных типов произведений, некоторые из которых включают итальянские влияния ( Première élévation ), другие созданы по образцу оркестровых увертюр Люлли (четыре симфонии ). [ 4 ] Девять ноэлей (вариации рождественских гимнов ) — одни из самых ранних сохранившихся примеров этого жанра. [ 1 ]
Сохранилось лишь несколько неклавишных произведений Лебега: один гимн и сборник мотетов, опубликованный в 1687 году в Париже под названием Motets pour les Principales festes de l'année . Хотя гимн представляет собой простую псевдопростую мелодию, мотеты представляют собой важные, искусно созданные произведения, новаторские в использовании органа не как бассо континуо повсюду, но, в некоторых разделах, как концертный голос в текстуре. [ 1 ] Они были составлены для бенедиктинцев монастыря монахинь - Валь -де-Грас . Другие произведения, в том числе Вечерня для двух хоров, утеряны.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Апель, Вилли . 1972. История клавишной музыки до 1700 года . Перевод Ганса Тишлера. Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-21141-7 . Первоначально опубликовано под названием «История органной и фортепианной музыки до 1700 года» издательством Bärenreiter-Verlag, Кассель.
- Хиггинботтом, Эдвард (2001). «Николя Лебег». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove . Том. xiv (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . п. 429.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Николя Лебега в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Записи произведений Лебега на французских органах У.Д. Хэлси на YouTube
- Две расширенные композиции Лебега для использования во время приношения.
- Еще одна запись, тоже в 5-м тоне на YouTube
- Чтобы услышать четвёртый лад, который ближе к минору