Жак Чемпион де Шамбоньер
Жак Чемпион де Шамбоньер ( Jacques Champion , обычно называемый Шамбоньер ) (ок. 1601/2 — 1672) — французский клавесинист , танцор и композитор . Родившийся в музыкальной семье, Шамбоньер сделал блестящую карьеру придворного клавесиниста в Париже и считался многими современниками одним из величайших музыкантов Европы. Однако в конце жизни Шамбоньер постепенно впал в немилость при дворе и потерял свое положение. Он умер в бедности, но в преклонном возрасте и не успел опубликовать ряд своих произведений. Сегодня Шамбоньер считается одним из величайших представителей ранней французской школы клавесина.
Жизнь
[ редактировать ]
1601–1631: Ранние годы.
[ редактировать ]Шамбоньер родился в Париже , скорее всего, в 1601 или 1602 году. О его детстве и ранней юности сохранилось очень мало сведений. В семье Чемпионов было много музыкантов, в первую очередь Томас Чемпион (также известный как Миту; не путать с его английским тезкой ), дедушка Шамбоньера, которого Марин Мерсенн назвал «величайшим контрапунктистом своего времени». Отец Шамбоньера, которого также звали Жак, также был клавишником и композитором. Хотя его не так высоко ценили, как Томаса, Мерсенн все же хвалил его навыки игры на клавиатуре, и Джон Булл посвятил ему свое произведение. Титул Шамбоньер первоначально принадлежал деду Шамбоньера по материнской линии: это было название небольшого поместья в коммуне Ле Плесси-Фё-Осу . Шамбоньер, вероятно, получил уроки старинной музыки от своего отца, но кроме этого об образовании молодого клавесиниста ничего не известно. Однако известно то, что Шамбоньер долгое время был единственным ребенком стареющего отца - Жаку Шамбоньеру было около 50 лет, когда родился Шамбоньер, - и ему уделялось много внимания. [ 1 ]
Уже к 1611 году Шамбоньер, должно быть, проявлял значительные музыкальные таланты, поскольку в сентябре того же года он добился изменения придворного положения своего отца. Примерно десять лет спустя, примерно в 1621/22 году, Шамбоньер женился на своей первой жене Мари Леклерк. Он продолжал получать щедрую финансовую поддержку от своего отца до тех пор, пока в середине 1620-х годов жена Жака Чемпиона неожиданно не родила еще двоих детей: дочь (Луизу) и еще одного сына (Николя, или Жеан-Николя). Жак, по-видимому, помня об уменьшающемся семейном состоянии и эгоистичном характере своего старшего сына, стремился справедливо распределить оставшиеся деньги и ресурсы. В 1631 году он завершил и подписал документ, который с тех пор стал одним из важнейших источников биографических сведений о семье Чемпионов: декларацию , в которой подробно описывались семейные обстоятельства и, среди прочего, предписывалось Шамбоньеру выплатить 3000 ливров своей матери, брату и сестре в качестве компенсации за должность при дворе и другие блага, предоставленные ему отцом. [ 1 ]
1632–1657: Восхождение к славе и последующая карьера.
[ редактировать ]При поддержке отца Шамбоньер, вероятно, работал при дворе с подросткового возраста. К 1632 году он имел титул gentilhomme ordinaire de la Chambre du Roy . Большую известность он приобрел в начале 1630-х годов сначала как клавесинист, а затем, немного позже, как танцор. Его первое публичное выступление состоялось в Морском балете 25 февраля 1635 года перед самим королем . В 1637 году зарплата Шамбоньера была такой же, как и у его отца, и вскоре после смерти последнего в 1642 году Шамбоньер стал единственным клавесинистом. Однако его деятельность не ограничивалась музыкальным сопровождением суда. В 1641 году он организовал серию платных концертов — возможно, самых первых такого рода во Франции, — которые, вероятно, продолжались вплоть до 1650-х годов. В самом раннем нотариальном акте от 17 октября 1641 года указано, что десять музыкантов должны были выступать каждую среду и субботу в полдень в течение года. Были исполнены как вокальные, так и инструментальные произведения, но никаких подробностей о характере музыки или используемых инструментах не сохранилось. [ 1 ]
Шамбоньер увеличил свой доход также за счет преподавания, что в конечном итоге оказало важное влияние на последующее развитие французской школы клавесина, а также на зарубежных композиторов, таких как Иоганн Якоб Фробергер . Среди его учеников были Жак Ардель и Жан-Анри д'Англебер , но особенно важен его вклад в становление музыкальной династии Куперенов . Около 1650/51 года Луи Куперен старшего композитора и его братья дали небольшой частный концерт в поместье Ле Плесси-Фё-Осу в Шамбоньере, чтобы отпраздновать именины . Их игра и музыка (сочиненная Луи) настолько впечатлили Шамбоньера, что он оказал Куперенам всевозможную поддержку, и вскоре все трое сделали активную карьеру в Париже. [ 1 ]

Жена Шамбоньера умерла в начале 1650-х годов. Он женился на своей второй жене Маргарите Ферре, дочери судебного пристава, 16 декабря 1652 года. Пока продолжалась гражданская война во Фронде , карьера Шамбоньера все еще была на подъеме. Он продолжал увеличивать свой доход, давая концерты и преподавая, и в какой-то момент подумывал о поездке в тур по Брабанту . Серия концертов под названием Assemblée des honnestes curieux была дана в середине 1650-х годов; на данных осенью 1655 года присутствовал Христиан Гюйгенс . Танцевальная карьера Шамбоньера также продолжалась: 23 февраля 1653 года он танцевал в Королевском ночном балете бок о бок с молодым Людовиком XIV и Жаном-Батистом Люлли , а 14 апреля 1654 года он участвовал в балете, вставленном в «Карло Капроли ». опера « Свадьба Пелео и Тети» . Сочинения Шамбоньера для клавесина уже появлялись в сборниках рукописей конца 1650-х годов, но он еще не опубликовал ни одной своей музыки. [ 1 ]
1657–1672: Уменьшение состояния
[ редактировать ]Финансовое положение Шамбоньера, вероятно, перестало быть стабильным уже в начале 1650-х годов, когда армии Фронды опустошили регион Бри . Однако первые серьезные потери, должно быть, произошли в 1657 году, когда был возбужден иск, в результате которого поместье и земля Шамбоньера в Ле-Плесси-Фё-Осу были проданы за сравнительно небольшую сумму. Летом его жена Маргарита получила указ об отдельном содержании и продала часть имущества композитора. Первый серьезный удар по карьере Шамбоньера был нанесен также в 1657 году королем , который нанял Этьена Ришара в качестве королевского преподавателя клавесина, тем самым задевая гордость Шамбоньера и сделав его положение при дворе менее надежным. Много десятилетий спустя Эврар Титон дю Тийе описал существовавший при дворе заговор с целью отстранить Шамбоньера от должности и заменить его Луи Купереном . Однако это не удалось, поскольку Куперен отказался занять этот пост из-за лояльности к своему благодетелю и другу. [ 1 ]
К концу 1660 года Шамбоньер уже называл себя маркизом , но по-прежнему испытывал финансовые проблемы. Он и его жена все еще жили вместе, несмотря на ее прежнюю деятельность; его положение в суде постоянно находилось под угрозой со стороны тех, кого он в письме назвал «низкой и злой кликой», а его пенсия была урезана, по-видимому, теми же людьми. 23 октября 1662 года Шамбоньер вышел в отставку и продал возврат своего поста д'Англеберу за 2000 ливров. Последний должен был немедленно принять на себя все обязанности, но не получал никакого вознаграждения. По словам альтиста Жана Руссо, современника Шамбоньера, композитор был вынужден уйти в отставку, поскольку не мог исполнять аккомпанемент бассо континуо . Многие несчастья Шамбоньера почти наверняка были вызваны назначением Жана-Батиста Люлли сюринтендантом камерной музыки : обучение игре на бассо континуо все равно уменьшило бы статус Шамбоньера при дворе, сведя его к небольшой части оркестра Люлли. сила. После выхода на пенсию Шамбоньер, должно быть, продолжал выступать, чтобы зарабатывать на жизнь, но сохранилась только одна запись концерта, состоявшегося 1 ноября 1665 года в салоне герцогини Орлеанской. Он опубликовал два тома пьес для клавесина в 1670 году и умер два года спустя в тяжелых финансовых обстоятельствах. Сохранилась посмертная опись его имущества, в которой перечислены мебель, гобелены и т. д. в посредственном состоянии, а также четыре клавишных инструмента: два клавесина (один, вероятно, с двумя мануалами), спинет и королевский . [ 1 ]
Работа
[ редактировать ]
Из-за отсутствия рукописных источников мало что известно о французской клавесинной музыке первой половины 17 века, и Шамбоньер оказывается единственным крупным композитором того времени, сохранившим большое количество произведений. Сохранилось около 150 пьес, почти все танцуют. Шестьдесят были опубликованы самим композитором в 1670 году в двух томах Les pièces de clavessin , а остальные известны примерно через 20 рукописных источников, большинство из которых были обнаружены только в середине и конце 20 века. Два из них имеют особое значение: знаменитая рукопись Бауина и рукопись из коллекции Гая Олдэма в Лондоне. Рукопись Бауина включает, среди прочего, альтернативные версии почти всех опубликованных работ. Рукопись Олдема содержит 22 произведения Шамбоньера, 13 из которых могут быть написаны рукой Шамбоньера, и по крайней мере одно ( Allemande Le moutier ), по-видимому, было включено в рукопись. Стиль Шамбоньера сформировался под влиянием ранних и современных клавесинистов, таких как Этьен Ришар и Пьер де ла Барр , а также, что более важно, такие лютнисты , как Рене Мезанжо , Жермен Пинель , Эннемон Готье и Дени Готье . Поскольку точный ход эволюции классического французского стиля клавесина остается загадкой, невозможно установить роль Шамбоньера в становлении этого стиля. Очевидно, на него повлияла французская лютневая школа, адаптировавшая ее стиль бризэ к клавесину, и, возможно, он был одним из первых, кто сделал это. Еще одним важным влиянием было глубокое знание контрапункта , вероятно, переданное его дедом Томасом через отца.
Подавляющее большинство произведений Шамбоньера — это аллеманды , куранты , сарабанды и жиги — стандартные танцевальные типы той эпохи. Курант полностью превосходит по численности все остальные жанры: их более 60. Сохранились также набеги Шамбоньера на другие виды танцев, наиболее важными из которых являются четыре паваны и три или четыре чаконы . Никаких прелюдий Шамбоньера не существует, хотя этот жанр был очень популярен: действительно, он единственный крупный композитор того периода, у которого нет ни одной из них в его активе (хотя девять анонимных неизмеренных прелюдий из рукописи B-Bc 27220, возможно, были написаны им). . Многие произведения существуют в нескольких версиях, что представляет значительные проблемы для ученых и исполнителей, поскольку версии могут существенно различаться. Например, рукописные версии Бауина опубликованных произведений почти полностью не украшены , тогда как опубликованные версии изобилуют орнаментами. Одним из особенно ярких примеров является Pavane L'entretien des Dieux . Он имеет единственный трель в версии Бауина, а в опубликованной версии эта самая трель опущена — но появляются еще 62 орнамента. Другой пример, Sarabande Jeunes zéphirs , встречается в 11 источниках, и нет двух одинаковых версий. Наконец, группировка частей является еще одной проблемой для ученых. Шамбоньер решил публиковать свои произведения в виде сюит , определенных тональностью ; часто между произведениями одной сюиты существуют музыкальные связи. Однако такие сюиты отсутствуют в рукописных источниках, где пьесы сгруппированы только по тональностям и не образуют сюиты.

Мерсенн справедливо похвалил Шамбоньера за «прекрасные мелодии и прекрасные аккомпанирующие партии, смешанные вместе» и «красоту ритма», и действительно, сильное чувство мелодической линии Шамбоньера было одной из определяющих характеристик его музыки. Широкие, размашистые мелодии часто составляют целые строки его аллеманд и курант. Однако под приятной мелодической поверхностью часто скрывается значительная степень полифонической сложности, а тщательно скрытые контрапунктические приемы довольно распространены в произведениях Шамбоньера, даже если большинство произведений скорее гомофоничны, чем полностью полифоничны. Подобные структурные связи нередки в сюитах Шамбоньера, а иногда они определяют подгруппы в сборниках рукописей: три курантки третьей сюиты премьерной книги являются ярким примером, связанными масштабным мотивом как в опубликованных версиях, так и в рукописи Олдема. , где они тоже появляются вместе, в той же последовательности. В той же сюите есть и другие примеры имитационного контрапункта, проработанного в танцевальной текстуре, например, в финальной жиге и в тематическом значении тенора в трех- и четырехголосных текстурах первых пьес.
Избранная дискография
[ редактировать ]С момента появления исторической исполнительской практики в 20 веке произведения Шамбоньера были записаны рядом клавесинистов. К таким записям, некоторые из которых переиздавались несколько раз, относятся следующие:
- 1979. Кеннет Гилберт . Первая книга о клавесине , у нас есть клавесин Себастьяна Гарнье 1747 года. Декка / Арго, ZK 80
- 1985. Франсуаза Ленжеле. Пьесы для клавесина на двух клавесинах Дэвида Лея, копии исторических инструментов Ракерса и Бланше. Лиринкс ЛИР 066
- 1992. Скип Семпе . Пьесы для клавесина , где c. 1680 г. Фламандский клавесин. БМГ/ДХМ 05472 77453 2
- 2003. Оливье Бомон . Les Pieces de Clavessin на французском клавесине конца 17 века. Это самая ранняя полная запись музыки Шамбоньера, опубликованная при его жизни, и она также включает ряд рукописных фрагментов. AS Musique / AS Productions ASM 00
- 2016. Франц Сильвестри, Сюиты для клавесина , набор из двух компакт-дисков из восьми сюит, по одной в тональностях, используемых Шамбонье. Издано Brilliant Classics . Исполняется на инструменте Андреа Ди Майо в 2014 году по мотивам Водри , 1681 год; двухручной клавесин.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Фуллер, Дэвид (2001). «Жак Чемпион де Шамбоньер». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Жака Чемпиона де Шамбоньера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Франсуаза Ленжелли играет Жака Чемпиона де Шамбоньера на оригинальном французском клавесине 17-го века, построенном Винсентом Тибо, Тулуза, 1681 год, из коллекции Янника Гийу (а не Ле Гайяра, как ошибочно указано на YouTube).