Сломанный стиль
Стиль brisé (фр. «сломанный стиль») — общий термин, обозначающий нерегулярную арпеджированную текстуру в инструментальной музыке периода барокко . Он обычно используется при обсуждении музыки для лютни , клавишных инструментов или скрипки .
Оригинальный французский термин, использовавшийся около 1700 года, - это стиль luthé («стиль лютни»). Его использовал Франсуа Куперен, когда ссылался на арпеджированные текстуры в своих произведениях, таких как La Mézangère , Les Charmes и Les Barricades Mystérieuses . Непрерывные пьесы с обилием неравномерно обрывающихся аккордов зародились во французской лютневой музыке 17 века. Современный термин «стиль бризе» впервые был использован ученым Лионелем де Ла Лоуренси при обсуждении стиля двух французских лютнистов - Эннемона Готье (ок. 1575–1651) и Дени Готье (1603–1672). [ 1 ] [ 2 ] Ла Лоуренси, возможно, просто перевел соответствующий немецкий термин, который использовался по крайней мере с начала 18 века. [ 3 ]
В своем исследовании французской лютневой музыки в 1972 году ученый Уоллес Рэйв составил список особенностей, которые, по его мнению, являются характерными для стиля бризэ . Список Рейва включал следующее: [ 4 ] [ 5 ]
- избегание фактурности и регулярности в написании деталей
- арпеджио текстуры аккордов с неравномерным распределением отдельных нот аккорда
- неоднозначные мелодические линии
- ритмическое смещение нот внутри мелодической линии
- смена октав внутри мелодической линии
- неправильная длина фраз
Как показали более поздние исследования Дэвида Дж. Буха, такие особенности могут проявляться умеренно или полностью отсутствовать в некоторых пьесах, в которых все еще присутствует некоторая нерегулярная арпеджиация, например, в аккомпанементе к регулярно построенной мелодической линии: схема, обнаруженная уже в сочинении Дени Готье. работает. Еще одна ключевая особенность стиля бризэ, на которую указал Бух, — это использование имитационных или псевдоимитативных фактур. [ 6 ]
Примеры начала 17 века включают сборник Le trésor d'Orphée (1600) Антуана Франциска , лютневые книги Роберта Балларда 1611 и 1614 годов и другие публикации того времени. встречающиеся в таких произведениях, позже были перенесены на клавесин в произведениях многочисленных композиторов: особенно важные примеры включают Луи Куперена , немерные прелюдии аллеманды Якоба Фробергера Иоганна Идиоматические лютневые фигурации , , свободные прелюдии Жана-Анри д'Англебера и Луи- Николя Клерамбо и другие. [ 3 ] К началу 18 века различные формы стиля бризэ были обычным явлением в клавишной музыке. Книга Иоганна Пахельбеля Hexachordum Apollinis , которая была одной из самых успешных клавишных публикаций того времени, включала ряд вариаций стиля бризэ . [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Бух, Дэвид Дж. Style brisé, Style luthé» и «Choses luthées» . The Musical Quarterly, Vol. 71, № 1. (1985), стр. 52–67.
- Ледбеттер, Дэвид (2001). «Стиль бризэ». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Рейв, Уоллес. Некоторые рукописи французской лютневой музыки 1630–1770 годов: вводное исследование (докторская диссертация, Университет Иллинойса, 1972)
- Велтер, Кэтрин Дж. 1998. Иоганн Пахельбель: органист, педагог, композитор. Критический пересмотр его жизни, творчества и исторического значения , стр. 38–39, 167–172. Гарвардский университет, Кембридж, Массачусетс (диссертация)