Jump to content

Майкл Преториус

Майкл Преториус
Гравюра Майкла Преториуса на дереве
Рожденный 28 сентября 1571 г. (скорее всего)
Умер 15 февраля 1621 г. (15 февраля 1621 г.) (49 лет)
Занятия
  • Композитор
  • органист
  • теоретик музыки

Михаил Преториус (вероятно, 28 сентября 1571 г.) [1] — 15 февраля 1621) — немецкий композитор, органист и теоретик музыки . [2] Он был одним из самых разносторонних композиторов своего времени, сыгравший особую роль в развитии музыкальных форм, основанных на протестантских гимнах .

Преториус родился Михаэль Шульце , младший сын лютеранского пастора, в Кройцбурге , в современной Тюрингии . После посещения школы в Торгау и Цербсте он изучал богословие и философию в университете Франкфурта-на-Одере . Он свободно говорил на нескольких языках. Получив музыкальное образование, с 1587 года служил органистом в Мариенкирхе во Франкфурте. С 1592/3 года он служил при дворе в Вольфенбюттеле под началом Генриха Юлия, герцога Брауншвейг-Люнебургского . герцога Он служил в Государственном оркестре сначала органистом, а затем (с 1604 г.) капельмейстером (придворным музыкальным руководителем). [3]

Его первые сочинения появились около 1602/3. Их издание прежде всего отражает заботу о музыке при дворе Грёнингена . Мотеты этого сборника были первыми в Германии , в которых использовались новые итальянские исполнительские практики; в результате они зарекомендовали его как опытного композитора.

Эти «современные» произведения знаменуют конец его среднего творческого периода. Девять частей его Musae Sioniae (1605–10) и опубликованные в 1611 году сборники литургической музыки ( мессы , гимны , магнификаты ) следуют немецкому протестантскому хоральному стилю. С ними, по указанию круга ортодоксальных лютеран, он последовал за герцогиней Елизаветой , которая управляла герцогством в отсутствие герцога.

Когда герцог умер в 1613 году и ему наследовал Фридрих Ульрих , Преториус сохранил свой пост в Вольфенбюттеле. Но он также начал работать при дворе Яна Георга I, курфюрста Саксонии в Дрездене в качестве капельмейстера фон Хауса (иностранного музыкального руководителя). Там он отвечал за праздничную музыку и познакомился с новейшей итальянской музыкой, в том числе с полихоральными произведениями венецианской школы . [4] Его последующее развитие формы хорального концерта , особенно полихоральной разновидности, стало прямым результатом его знакомства с музыкой таких венецианцев , как Джованни Габриэли . Сольно-голосные, полихоральные и инструментальные композиции, подготовленные Преторием к этим мероприятиям, знаменуют высокий период его творческого творчества. Подробный рассказ очевидца Готфрида Штаффеля о музыкальном руководстве Преториуса на съезде принцев ( Fürstentag ) 1614 года в Наумбурге. [5] и эпиграмма Матиаса Хоэ фон Хёнегга , описывающая впечатление, которое музыка Преториуса произвела на императора Матьяша и других князей во время визита в Дрезден летом 1617 года. [6] дать некоторое представление о славе Преториуса в то время. В Дрездене Преториус также работал и консультировался с Генрихом Шютцем с 1615 по 1619 год.

Похоже, что назначение Претория в Вольфенбюттеле больше не продлевалось к Троицкому воскресенью 1620 года. [7] Вероятно, к тому времени он уже лежал больной в постели в Вольфенбюттеле. Там он умер 15 февраля 1621 года в возрасте сорока девяти лет. Его тело было погребено в склепе под органом Мариенкирхе 23 февраля. [8]

Его фамилия на немецком языке встречается в различных формах, включая Шульце, Шульте, Шультайс, Шульц и Шультайс . Преториус был общепринятой латинизированной формой этой фамилии. [3] Шульце в переводе с немецкого означает «деревенский судья или магистрат». Латинское Praetorius означает «связанный с магистратом или имеющий ранг магистрата». [9]

Работает

[ редактировать ]
Иллюстрация нескольких музыкальных инструментов из Syntagma Musicum.

Преториус был плодовитым композитором; в его сочинениях видно влияние итальянских композиторов и его младшего современника Генриха Шютца . Его работы включают 17 томов музыки, изданных во время его пребывания на посту капельмейстера герцога Генриха Юлия Вольфенбюттельского между 1605 и 1613 годами. Его девять частей Musae Sioniae (1605–1010) представляли собой сборник хоралов и народной музыки для лютеранской службы для от 2 до 16 голосов; он также опубликовал обширный сборник латинской музыки для церковной службы ( Liturgodiae Sioniae ). [11] Терпсихора , сборник из более чем 300 инструментальных танцев, сегодня является его наиболее широко известной и записанной работой; это его единственное сохранившееся светское произведение из планируемого многотомного собрания ( Musae Aioniae ). [12]

Многие хоровые композиции Преториуса были написаны для нескольких небольших хоров, расположенных в разных местах церкви, в стиле венецианской полихоральной музыки Габриэли. [13]

Преториус сочинил знакомую гармонизацию Es ist ein Ros sprungen ( «Как цветет роза вечно »). [14] и мотет « En natus est Emanuel », оба опубликованные в 1609 году в Musae Sioniae VI.

Опубликованные работы

[ редактировать ]
  • Музы Сиона I (лютеранские хоры, 8 голосов, 1605 г.)
  • Motectae et Psalmi Latini (латинские мотеты и псалмы, 8 голосов, 1607 г.)
  • Музы Сиона II (лютеранские хоры, 8 голосов, 1607 г.)
  • Музы Сиона III (лютеранские хоры, 8–12 голосов, 1607 г.)
  • Музы Сиона IV (лютеранские хоры, 8 голосов, 1607 г.)
  • Музы Сиона V (лютеранские хоралы, 2–8 голосов, 1607 г.)
  • Musae Sioniae VI (лютеранские хоралы для церковных праздников, гимн в канциональном стиле, 4 голоса, 1609 г.)
  • Musae Sioniae VII (лютеранские хоралы для повседневного использования, включая четыре органных хорала, канциональный стиль, 4 голоса, 1609 г.)
  • Musae Sioniae VIII (лютеранские хоралы для христианской жизни, включая хоралы, подходящие для смерти, и Tischgesange для домашнего использования, канциональный стиль, 4 голоса, 1609 г.)
  • Musae Sioniae IX (лютеранские хоралы для использования в церкви или дома, 2–4 голоса, 1610 г.)
  • Миссодия Сиония (латинские массовые настройки, 1611 г.)
  • Hymnodia Sionia (настройки латинского гимна, 2–8 голосов, несколько органных стихов, 1611 г.)
  • Евлогодия Сиония (латинские настройки, включая Salve Regina, Rex Christe и т. д., 2–8 голосов, 1611 г.)
  • Megalynodia Sionia (настройки Magnificat, латынь с некоторой народной интерполяцией, 1611 г.)
  • Терпсихора (Придворные танцы, 1612 г.) [15]
  • Урания (хоральный набор для прихожан и до 4 хоров, 1613 г.)
  • Polyhymnia caduceatrix (лютеранские хоралы для хора, солистов и инструменталистов в новом итальянском стиле; 1619)
  • Polyhymnia exercitatrix (латинские настройки Алелуйи и лютеранские хоралы для хора, солистов и инструменталистов в итальянском стиле, 1620 г.)
  • Пуэрициниум (постановка для детей, 1621 г.)

Органные произведения

[ редактировать ]
  1. Христос Господь наш пришел к Иордану - Фантазия ( Musæ Sioniæ VII, 1609)
  2. Сильная крепость – наш Бог – Фантазия ( Musæ Sioniæ VII, 1609)
  3. Мы все верим в одного Бога – Фантазию ( Musæ Sioniæ VII, 1609).
  4. Ныне хвала, душа моя, Господу - 2 вариации ( Musæ Sioniæ VII, 1609)
  5. Набухает живот Богородицы — Адвент-Гимн «Я пришёл, избавитель народов» ( Hymnodia Sionia , 1611)
  6. От восхода солнца — Weihnachts-Hymnus ( Hymnodia Sionia , 1611).
  7. Слава Всевышнего Родителя – (ст.8. От восхода шарнира) ( Гимнодия Сиония , 1611)
  8. Житие святых — Остер-Гимн ( Hymnodia Sionia , 1611)
  9. О свет благословенной Троицы – Дрейфалтигкейтс-Гимн ( Гимнодия Сиония , 1611 г.)
  10. Утром восхваляю Тебя - (ст.2. Свет святой Троицы) ( Гимнодия Сиония , 1611)

Музыкальные произведения

[ редактировать ]

Преториус был музыкальным академиком, чьи произведения были хорошо известны другим музыкантам 17 века. [16] Хотя его первоначальный теоретический вклад был относительно невелик по сравнению с другими немецкими писателями 17-го века, такими как Иоганнес Липпиус , Кристоф Бернхард или Иоахим Бурмейстер , он составил энциклопедический отчет о современных музыкальных практиках. В то время как Преториус внес некоторые усовершенствования в практику игры на фигурном басу. [17] и практики настройки, его важность для ученых 17-го века проистекает из его дискуссий о нормальном использовании инструментов и голосов в ансамблях, стандартной высоте звука того времени и состоянии модальной , метрической и фугальной теории. Его тщательное документирование практики 17-го века имело неоценимую ценность для возрождения ранней музыки 20-го века. [ нужна ссылка ]

Его обширный, но незаконченный трактат Syntagma Musicum появился в трех томах (с приложением) между 1614 и 1620 годами. [18] Первый том (1614 г.), озаглавленный Musicae Artis Analecta , был написан в основном на латыни и посвящен музыке древних и церкви. Второй ( De Organographia , 1618) рассматривал музыкальные инструменты того времени, особенно орган; это был один из первых теоретических трактатов, написанных на народном языке. [19] Третий ( Termini Musicali , 1618), также на немецком языке, рассматривал жанры композиции и технические основы для профессиональных музыкантов. Приложение ко второму тому ( Theatrum Instrumentorum seu Sciagraphia , 1620) состояло из 42 гравюр на дереве, изображающих инструменты начала 17 века, все сгруппированные по семействам и показанные в масштабе. Четвертый том композиции планировался с помощью Барифона, но после его смерти остался незавершенным. Гюстав Риз , американский музыковед, специализирующийся на средневековья и музыке эпохи Возрождения , сказал, что Syntagma Musicum была одним из важнейших источников по истории музыки семнадцатого века. [4]

Преториус писал витиеватым стилем, изобилующим длинными отступлениями, полемикой и словесными головоломками – все это типично для научной прозы 17-го века. [ нужна ссылка ] Будучи преданным христианином на протяжении всей жизни , он часто сожалел, что не принял священный сан, но написал несколько богословских трактатов, которые сейчас утеряны. Будучи набожным лютеранином, он внес большой вклад в развитие народной литургии, но также отдавал предпочтение итальянским композиционным методам, исполнительской практике.и фигурно-басовая нотация.

  1. Дата рождения Преториуса (и даже в некоторой степени год рождения) долгое время была окутана неопределенностью. Однако Приложение II к Vogelsänger 2020 достоверно устанавливает, что Преториус родился в 1571 году, а не ранее 16 февраля. Это также является убедительным доказательством того, что он родился 27 или 28 сентября, за день до Михайловского дня. Затем его, скорее всего, крестили в День Святого Михаила и назвали в честь святого того времени. Часто ошибочно упоминаемая дата рождения 15 февраля основана на энциклопедическом источнике, опубликованном в 1721 году, информация которого, по-видимому, возникла из-за неправильного понимания эпитафии Претория.
  2. Уолтер Бланкенбург и Клетус Готвальд, «Преториус, Майкл. В Grove Music Online. Oxford Music Online» (по состоянию на 11 сентября 2011 г.)
  3. ^ Перейти обратно: а б «Майкл Преториус», Центр Кеннеди (архив от 3 февраля 2013 г. Проверено 22 июня 2016 г.)
  4. ^ Перейти обратно: а б Рут Ватанабэ, «Майкл Преториус и его музыкальная синтагма », Бюллетень библиотеки Рочестерского университета , Vol. X. Весна 1955 года. Номер 3
  5. ^ Зигфрид Фогельсенгер, Небеса - мое отечество: жизнь и творчество Майкла Преториуса , переведено и отредактировано Натаниэлем Дж. Бибертом (Юджин, Орегон: Resource Publications, 2020), 201–217.
  6. ^ Там же. , 100.
  7. ^ Арно Форхерт, «Преториус, Михаил», в разделе « Музыка в прошлом и настоящем », 13:886.
  8. ^ Фогельсенгер, соч. цит. , 108–9, 169–70. См. также н. 1.
  9. ^ Там же. , 1.
  10. ^ «Куранта» . Британская энциклопедия . Проверено 27 сентября 2019 г.
  11. ^ Преториус, Майкл (1928–1956). Блюм, Фридрих (ред.). Полное издание музыкальных произведений . Вольфенбюттель: Георг Каллмейер Верлаг.
  12. ^ Холман, Питер (2011). «Майкл Преториус как коллекционер танцевальной музыки». В Роде-Брейманне, Сюзанна; Шпор, Арне (ред.). Михаил Преториус: посредник европейских музыкальных традиций около 1600 года . Хильдесхайм: Олмс Верлаг. стр. 145–166.
  13. ^ «Лютеранская церковь Новая Надежда» . 27 августа 2020 г.
  14. ^ Исторические заметки и дополнительные английские версии из «Гимнов и рождественских гимнов».
  15. ^ «Терпсихора, Музы Аонии (Преторий, Михаил) — IMSLP: Скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org Проверено 28 октября 2022 г.
  16. ^ Джордж Дж. Бьюлоу, «Симпозиум по теории музыки семнадцатого века: Германия», Journal of Music Theory 16 (1972): 36–49.
  17. ^ Герман Келлер , Schule des Generalbass-Spiels (1931); появился в английском переводе Карла Пэрриша как Thoroughbass Method (1965).
  18. ^ Факсимильное издание под редакцией Вилибалда Гурлитта , опубликованное Bärenreiter в 1959 году.
  19. ^ См. перевод первых двух частей этого тома Дэвида З. Крукса, опубликованный Oxford University Press в 1986 году.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фогельсенгер, Зигфрид (2020). Небеса — мое отечество : жизнь и творчество Михаила Преториуса (на немецком языке). Перевод Биберта, Натаниэля Дж. Юджина, Орегон: Resource Publications. ISBN  978-1-5326-8432-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0da508e753508de858579b8374939a9f__1722139500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/9f/0da508e753508de858579b8374939a9f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Michael Praetorius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)