Майкл Преториус
Майкл Преториус | |
---|---|
Рожденный | 28 сентября 1571 г. (скорее всего) |
Умер | 15 февраля 1621 г. | (49 лет)
Занятия |
|
Михаил Преториус (вероятно, 28 сентября 1571 г.) [1] — 15 февраля 1621) — немецкий композитор, органист и теоретик музыки . [2] Он был одним из самых разносторонних композиторов своего времени, сыгравший особую роль в развитии музыкальных форм, основанных на протестантских гимнах .
Жизнь
[ редактировать ]Преториус родился Михаэль Шульце , младший сын лютеранского пастора, в Кройцбурге , в современной Тюрингии . После посещения школы в Торгау и Цербсте он изучал богословие и философию в университете Франкфурта-на-Одере . Он свободно говорил на нескольких языках. Получив музыкальное образование, с 1587 года служил органистом в Мариенкирхе во Франкфурте. С 1592/3 года он служил при дворе в Вольфенбюттеле под началом Генриха Юлия, герцога Брауншвейг-Люнебургского . герцога Он служил в Государственном оркестре сначала органистом, а затем (с 1604 г.) капельмейстером (придворным музыкальным руководителем). [3]
Его первые сочинения появились около 1602/3. Их издание прежде всего отражает заботу о музыке при дворе Грёнингена . Мотеты этого сборника были первыми в Германии , в которых использовались новые итальянские исполнительские практики; в результате они зарекомендовали его как опытного композитора.
Эти «современные» произведения знаменуют конец его среднего творческого периода. Девять частей его Musae Sioniae (1605–10) и опубликованные в 1611 году сборники литургической музыки ( мессы , гимны , магнификаты ) следуют немецкому протестантскому хоральному стилю. С ними, по указанию круга ортодоксальных лютеран, он последовал за герцогиней Елизаветой , которая управляла герцогством в отсутствие герцога.
Когда герцог умер в 1613 году и ему наследовал Фридрих Ульрих , Преториус сохранил свой пост в Вольфенбюттеле. Но он также начал работать при дворе Яна Георга I, курфюрста Саксонии в Дрездене в качестве капельмейстера фон Хауса (иностранного музыкального руководителя). Там он отвечал за праздничную музыку и познакомился с новейшей итальянской музыкой, в том числе с полихоральными произведениями венецианской школы . [4] Его последующее развитие формы хорального концерта , особенно полихоральной разновидности, стало прямым результатом его знакомства с музыкой таких венецианцев , как Джованни Габриэли . Сольно-голосные, полихоральные и инструментальные композиции, подготовленные Преторием к этим мероприятиям, знаменуют высокий период его творческого творчества. Подробный рассказ очевидца Готфрида Штаффеля о музыкальном руководстве Преториуса на съезде принцев ( Fürstentag ) 1614 года в Наумбурге. [5] и эпиграмма Матиаса Хоэ фон Хёнегга , описывающая впечатление, которое музыка Преториуса произвела на императора Матьяша и других князей во время визита в Дрезден летом 1617 года. [6] дать некоторое представление о славе Преториуса в то время. В Дрездене Преториус также работал и консультировался с Генрихом Шютцем с 1615 по 1619 год.
Похоже, что назначение Претория в Вольфенбюттеле больше не продлевалось к Троицкому воскресенью 1620 года. [7] Вероятно, к тому времени он уже лежал больной в постели в Вольфенбюттеле. Там он умер 15 февраля 1621 года в возрасте сорока девяти лет. Его тело было погребено в склепе под органом Мариенкирхе 23 февраля. [8]
Имя
[ редактировать ]Его фамилия на немецком языке встречается в различных формах, включая Шульце, Шульте, Шультайс, Шульц и Шультайс . Преториус был общепринятой латинизированной формой этой фамилии. [3] Шульце в переводе с немецкого означает «деревенский судья или магистрат». Латинское Praetorius означает «связанный с магистратом или имеющий ранг магистрата». [9]
Работает
[ редактировать ]Преториус был плодовитым композитором; в его сочинениях видно влияние итальянских композиторов и его младшего современника Генриха Шютца . Его работы включают 17 томов музыки, изданных во время его пребывания на посту капельмейстера герцога Генриха Юлия Вольфенбюттельского между 1605 и 1613 годами. Его девять частей Musae Sioniae (1605–1010) представляли собой сборник хоралов и народной музыки для лютеранской службы для от 2 до 16 голосов; он также опубликовал обширный сборник латинской музыки для церковной службы ( Liturgodiae Sioniae ). [11] Терпсихора , сборник из более чем 300 инструментальных танцев, сегодня является его наиболее широко известной и записанной работой; это его единственное сохранившееся светское произведение из планируемого многотомного собрания ( Musae Aioniae ). [12]
Многие хоровые композиции Преториуса были написаны для нескольких небольших хоров, расположенных в разных местах церкви, в стиле венецианской полихоральной музыки Габриэли. [13]
Преториус сочинил знакомую гармонизацию Es ist ein Ros sprungen ( «Как цветет роза вечно »). [14] и мотет « En natus est Emanuel », оба опубликованные в 1609 году в Musae Sioniae VI.
Опубликованные работы
[ редактировать ]- Музы Сиона I (лютеранские хоры, 8 голосов, 1605 г.)
- Motectae et Psalmi Latini (латинские мотеты и псалмы, 8 голосов, 1607 г.)
- Музы Сиона II (лютеранские хоры, 8 голосов, 1607 г.)
- Музы Сиона III (лютеранские хоры, 8–12 голосов, 1607 г.)
- Музы Сиона IV (лютеранские хоры, 8 голосов, 1607 г.)
- Музы Сиона V (лютеранские хоралы, 2–8 голосов, 1607 г.)
- Musae Sioniae VI (лютеранские хоралы для церковных праздников, гимн в канциональном стиле, 4 голоса, 1609 г.)
- Musae Sioniae VII (лютеранские хоралы для повседневного использования, включая четыре органных хорала, канциональный стиль, 4 голоса, 1609 г.)
- Musae Sioniae VIII (лютеранские хоралы для христианской жизни, включая хоралы, подходящие для смерти, и Tischgesange для домашнего использования, канциональный стиль, 4 голоса, 1609 г.)
- Musae Sioniae IX (лютеранские хоралы для использования в церкви или дома, 2–4 голоса, 1610 г.)
- Миссодия Сиония (латинские массовые настройки, 1611 г.)
- Hymnodia Sionia (настройки латинского гимна, 2–8 голосов, несколько органных стихов, 1611 г.)
- Евлогодия Сиония (латинские настройки, включая Salve Regina, Rex Christe и т. д., 2–8 голосов, 1611 г.)
- Megalynodia Sionia (настройки Magnificat, латынь с некоторой народной интерполяцией, 1611 г.)
- Терпсихора (Придворные танцы, 1612 г.) [15]
- Урания (хоральный набор для прихожан и до 4 хоров, 1613 г.)
- Polyhymnia caduceatrix (лютеранские хоралы для хора, солистов и инструменталистов в новом итальянском стиле; 1619)
- Polyhymnia exercitatrix (латинские настройки Алелуйи и лютеранские хоралы для хора, солистов и инструменталистов в итальянском стиле, 1620 г.)
- Пуэрициниум (постановка для детей, 1621 г.)
Органные произведения
[ редактировать ]- Христос Господь наш пришел к Иордану - Фантазия ( Musæ Sioniæ VII, 1609)
- Сильная крепость – наш Бог – Фантазия ( Musæ Sioniæ VII, 1609)
- Мы все верим в одного Бога – Фантазию ( Musæ Sioniæ VII, 1609).
- Ныне хвала, душа моя, Господу - 2 вариации ( Musæ Sioniæ VII, 1609)
- Набухает живот Богородицы — Адвент-Гимн «Я пришёл, избавитель народов» ( Hymnodia Sionia , 1611)
- От восхода солнца — Weihnachts-Hymnus ( Hymnodia Sionia , 1611).
- Слава Всевышнего Родителя – (ст.8. От восхода шарнира) ( Гимнодия Сиония , 1611)
- Житие святых — Остер-Гимн ( Hymnodia Sionia , 1611)
- О свет благословенной Троицы – Дрейфалтигкейтс-Гимн ( Гимнодия Сиония , 1611 г.)
- Утром восхваляю Тебя - (ст.2. Свет святой Троицы) ( Гимнодия Сиония , 1611)
Музыкальные произведения
[ редактировать ]Преториус был музыкальным академиком, чьи произведения были хорошо известны другим музыкантам 17 века. [16] Хотя его первоначальный теоретический вклад был относительно невелик по сравнению с другими немецкими писателями 17-го века, такими как Иоганнес Липпиус , Кристоф Бернхард или Иоахим Бурмейстер , он составил энциклопедический отчет о современных музыкальных практиках. В то время как Преториус внес некоторые усовершенствования в практику игры на фигурном басу. [17] и практики настройки, его важность для ученых 17-го века проистекает из его дискуссий о нормальном использовании инструментов и голосов в ансамблях, стандартной высоте звука того времени и состоянии модальной , метрической и фугальной теории. Его тщательное документирование практики 17-го века имело неоценимую ценность для возрождения ранней музыки 20-го века. [ нужна ссылка ]
Его обширный, но незаконченный трактат Syntagma Musicum появился в трех томах (с приложением) между 1614 и 1620 годами. [18] Первый том (1614 г.), озаглавленный Musicae Artis Analecta , был написан в основном на латыни и посвящен музыке древних и церкви. Второй ( De Organographia , 1618) рассматривал музыкальные инструменты того времени, особенно орган; это был один из первых теоретических трактатов, написанных на народном языке. [19] Третий ( Termini Musicali , 1618), также на немецком языке, рассматривал жанры композиции и технические основы для профессиональных музыкантов. Приложение ко второму тому ( Theatrum Instrumentorum seu Sciagraphia , 1620) состояло из 42 гравюр на дереве, изображающих инструменты начала 17 века, все сгруппированные по семействам и показанные в масштабе. Четвертый том композиции планировался с помощью Барифона, но после его смерти остался незавершенным. Гюстав Риз , американский музыковед, специализирующийся на средневековья и музыке эпохи Возрождения , сказал, что Syntagma Musicum была одним из важнейших источников по истории музыки семнадцатого века. [4]
Преториус писал витиеватым стилем, изобилующим длинными отступлениями, полемикой и словесными головоломками – все это типично для научной прозы 17-го века. [ нужна ссылка ] Будучи преданным христианином на протяжении всей жизни , он часто сожалел, что не принял священный сан, но написал несколько богословских трактатов, которые сейчас утеряны. Будучи набожным лютеранином, он внес большой вклад в развитие народной литургии, но также отдавал предпочтение итальянским композиционным методам, исполнительской практике.и фигурно-басовая нотация.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Дата рождения Преториуса (и даже в некоторой степени год рождения) долгое время была окутана неопределенностью. Однако Приложение II к Vogelsänger 2020 достоверно устанавливает, что Преториус родился в 1571 году, а не ранее 16 февраля. Это также является убедительным доказательством того, что он родился 27 или 28 сентября, за день до Михайловского дня. Затем его, скорее всего, крестили в День Святого Михаила и назвали в честь святого того времени. Часто ошибочно упоминаемая дата рождения 15 февраля основана на энциклопедическом источнике, опубликованном в 1721 году, информация которого, по-видимому, возникла из-за неправильного понимания эпитафии Претория.
- ↑ Уолтер Бланкенбург и Клетус Готвальд, «Преториус, Майкл. В Grove Music Online. Oxford Music Online» (по состоянию на 11 сентября 2011 г.)
- ^ Перейти обратно: а б «Майкл Преториус», Центр Кеннеди (архив от 3 февраля 2013 г. Проверено 22 июня 2016 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Рут Ватанабэ, «Майкл Преториус и его музыкальная синтагма », Бюллетень библиотеки Рочестерского университета , Vol. X. Весна 1955 года. Номер 3
- ^ Зигфрид Фогельсенгер, Небеса - мое отечество: жизнь и творчество Майкла Преториуса , переведено и отредактировано Натаниэлем Дж. Бибертом (Юджин, Орегон: Resource Publications, 2020), 201–217.
- ^ Там же. , 100.
- ^ Арно Форхерт, «Преториус, Михаил», в разделе « Музыка в прошлом и настоящем », 13:886.
- ^ Фогельсенгер, соч. цит. , 108–9, 169–70. См. также н. 1.
- ^ Там же. , 1.
- ^ «Куранта» . Британская энциклопедия . Проверено 27 сентября 2019 г.
- ^ Преториус, Майкл (1928–1956). Блюм, Фридрих (ред.). Полное издание музыкальных произведений . Вольфенбюттель: Георг Каллмейер Верлаг.
- ^ Холман, Питер (2011). «Майкл Преториус как коллекционер танцевальной музыки». В Роде-Брейманне, Сюзанна; Шпор, Арне (ред.). Михаил Преториус: посредник европейских музыкальных традиций около 1600 года . Хильдесхайм: Олмс Верлаг. стр. 145–166.
- ^ «Лютеранская церковь Новая Надежда» . 27 августа 2020 г.
- ^ Исторические заметки и дополнительные английские версии из «Гимнов и рождественских гимнов».
- ^ «Терпсихора, Музы Аонии (Преторий, Михаил) — IMSLP: Скачать бесплатно ноты в формате PDF» . imslp.org Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ Джордж Дж. Бьюлоу, «Симпозиум по теории музыки семнадцатого века: Германия», Journal of Music Theory 16 (1972): 36–49.
- ^ Герман Келлер , Schule des Generalbass-Spiels (1931); появился в английском переводе Карла Пэрриша как Thoroughbass Method (1965).
- ^ Факсимильное издание под редакцией Вилибалда Гурлитта , опубликованное Bärenreiter в 1959 году.
- ^ См. перевод первых двух частей этого тома Дэвида З. Крукса, опубликованный Oxford University Press в 1986 году.
Источники
[ редактировать ]- Денис Арнольд (редактор), (1983), New Oxford Companion to Music , Oxford University Press . (Статья редактора.)
- Квентин Фолкнер (переводчик и редактор), (2014) Syntagma Musicum II: De Organographia, части III – V с указателем (Wolfenbüttel, 1619) Zea Books
- Джеффри Т. Кайт-Пауэлл (переводчик и редактор), (2004) Syntagma Musicum III: Termini musici (Wolfenbüttel, 1619) Oxford University Press.
- Стефан Перро (1996). Примечания к Преторию: Танцы Терпсихоры. Наксос 8.553865.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фогельсенгер, Зигфрид (2020). Небеса — мое отечество : жизнь и творчество Михаила Преториуса (на немецком языке). Перевод Биберта, Натаниэля Дж. Юджина, Орегон: Resource Publications. ISBN 978-1-5326-8432-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Михаила Преториуса в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Бесплатные партитуры Майкла Преториуса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Полное собрание сочинений Претория в современном издании.
- Майкл Преториус , биография на Голдберге, Портале старинной музыки.
- Майкл Праториус – факсимиле в Королевской библиотеке, Копенгаген
- Слушайте бесплатно вокальную евангелическую церковную музыку Михаэля Преториуса на «Карте ранней вокальной музыки» от Umeå Akademiska Kör .
- Работы Майкла Преториуса или о нем в Internet Archive
- Работы Майкла Преториуса в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Майкл Преториус
- 1571 рождений
- 1621 смерть
- Немецкий народ 16 века
- Композиторы-классики 17 века.
- Немецкие классические композиторы церковной музыки
- Немецкие композиторы эпохи Возрождения
- Немецкие композиторы эпохи барокко
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие исполнители христианской музыки
- Немецкие теоретики музыки
- Немецкие лютеране
- Вольфенбюттель
- Люди из Вартбургкрайса
- Выпускники Европейского университета Виадрина
- Органологи
- Музыканты-мужчины 17 века
- Немецкие композиторы XVII века.