Иоганн Бальтазар Шупп
Иоганн Бальтазар Шупп Иоганнес Бальтазарус Шуппиус | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 26 октября 1661 г. | (51 год)
Другие имена | Антенор, Филандрон, Эрнхольд, Филандерсон, Меллиламбий и Амброзиус и другие псевдонимы авторов. |
Род занятий | Писатель Сатирик Автор гимнов Преподаватель и администратор университета Историк и ритор Богослов Лютеранский служитель-проповедник Дипломат |
Супруг (а) | 1. Анна Элизабет Хельвиг (1617–1650). 2. София Элеонора Рейнкингк |
Дети | Антон Мено Шупп (1637-1703) и еще как минимум 3 |
Родители) | Иоганн Эберхарт (Эберт) Шупп (?–1646) Анна Элизабет Русс |
Академическая работа | |
Учреждения | Университет Марбурга Университет Гиссена |
Иоганн Бальтазар Шупп (1 марта 1610 — 26 октября 1661) — немецкий -сатирик писатель и автор христианских текстов . После 1654 года, когда он в середине своей карьеры перешел на должность известного лютеранского пастора, содержание и популистский подход проповедей Шуппа и печатных брошюр, которые он теперь начал публиковать, привели его к все более ожесточенному конфликту с гамбургским (относительно) пастором. консервативное церковное учреждение. [1] [2] [3] [4] [5]
Большая часть его более поздних письменных работ появилась под разными псевдонимами. В их число входили Антенор, Филандрон, Эрнхольд, Филандерсон, Меллиламбий и Амброзиус. [6] [7]
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и ранние годы
[ редактировать ]Иоганн Бальтазар Шупп родился в Гиссене и был старшим зарегистрированным ребенком в зажиточной паре среднего класса. Он был крещен как протестант 29 марта 1610 года, но в записи о крещении не была указана дата его рождения. Дата рождения 1 марта 1610 года широко используется во вторичных источниках, но оригинальных записей о ней не прослеживается. [1] Иоганн Эберхарт (Эберт) Шупп, его отец, был местным бизнесменом и членом городского совета, который дважды, в 1630 году и снова в 1640 году, занимал пост мэра . [3] [6] Его мать, урожденная Анна Элизабет Русс, происходила из аристократической семьи: ее отец, Йоханнес Русс, также в 1601 и 1613 годах занимал пост мэра. [3] У Бальтазара Шуппа было пятеро младших братьев и сестер. [3]
Студенческие и подмастерье
[ редактировать ]Шупп посещал Pädagogium (школу) в Гиссене до конца 1625 года, когда 29 декабря он поступил в уже хорошо зарекомендовавший себя Марбургский университет , расположенный примерно в 25 милях к северу. [8] (Университеты Гиссена и Марбурга в то время управлялись как единое целое. [1] ) Он изучал философию и теологию . [6] В 1628 году он предпринял длительную образовательную поездку по южной Германии и прибрежному региону Балтийского моря. [а] Согласно одному источнику, его путешествия также проходили по Латвии, Литве и Польше, а также до Копенгагена и Кенигсберга . [3] В ряде случаев ему приходилось в кратчайшие сроки менять планы своих путешествий, реагируя на опасности, исходившие от мародерствующих армий, и сопровождавшие их эпидемии чумы, которые были постоянным атрибутом продолжающейся войны . [1] Среди ученых, встретившихся в эти «годы странствий» , которые оказали особое влияние на дальнейшую карьеру Шуппа, были известный профессор красноречия Сэмюэль Фукс из Кенигсберга , из Ростока теолог Иоганн Котманн , из Ростока ученый-правовед Томас Линдеманн и, что, возможно, наиболее важно, академик поэт-эрудит Питер Лауремберг . [1] Шупп, очевидно, жил у Лауремберга в Ростоке в 1630/31 году. [1] Именно Лауремберг руководил им при получении степени магистра , которую он получил в Ростокском университете 18 августа 1631 года. [6] Он особенно гордился тем, что университет поставил его на первое место в списке ученых. [1]
Странствующий ученый
[ редактировать ]Еще в Ростоке он сразу начал работать репетитором ( Приватдоцент ). Однако 15 октября 1631 года императорский гарнизон покинул Росток, положив начало тому, что стало известно как «шведские времена» . Город теперь контролировался из Мекленбурга шведскими войсками под командованием Густава Адольфа . В конечном итоге Росток меньше пострадал от оккупации, чем многие другие региональные центры, хотя торговля была сильно нарушена. Позже, в октябре 1631 года, Шупп, тем не менее, покинул город, переехав через Любек в Гамбург , а затем в Бремен . [6] К 1632 году, после трехлетнего отсутствия, он вернулся домой в Гиссен . [1] Военно-политическая обстановка на местах была относительно спокойной, и в течение 1632 года он получил разрешение от молодого ландграфа читать лекции в Марбурге . [1] В то же время он был назначен директором, а между 1632 и 1634 годами - главным стипендиатом ( «Stipendiatenmajor» ) Марбургской «коллегии и оратории exercitium». Здесь он, возможно, был неосмотрительно щедр на свои политические взгляды, поскольку в декабре 1632 года, после личного вмешательства ландграфа , он получил формальный и твёрдый выговор от Иоганна Генриха Тонсора , старшего профессора университета . Ему следует ограничиться предметами, входившими в существующую сферу понимания его учеников: он должен позаботиться о том, чтобы избегать любых вопросов, которые могли бы нанести ущерб авторитету имперских властей или коснуться причин и споров войны . [1]
После того, как университет был очищен от чумы, Шупп снова вернулся в Гиссен , где в 1633/34 году преподавал риторику . [1] Источники расходятся во мнениях относительно того, было ли это недовольство преподавательской работой в Гиссене или продолжающиеся двойные последствия чумы и войны в Гессен-Дармштадте , которые заставили его в 1634/35 году объединиться с молодым аристократом Рудольфом Рау фон Хольцхаузеном и покинуть области и приступили к тому, что, по сути, стало вторым периодом странствующего ученого , переехав сначала в Кельн , а затем в место, известное в то время как «Зейдерквартье» (Южная Голландия) . [1] [2] [3] Идентифицированный в записях как компаньон Рау фон Хольцхаузена, 3 июня 1634 года Иоганнес Бальтазарус Шуппиус поступил в Лейденский университет . [6] В Голландской республике Шупп возобновил свою педагогическую карьеру. Ему также удалось пообщаться с некоторыми ведущими международными учеными того времени, в том числе с классиком Клавдием Салмасиусом и замечательным филологом Маркусом Цуэриусом ван Боксхорном . [1] Человек, которого в ряде источников называют величайшим ученым своего поколения, Даниэль Хейнсиус , тем не менее отказался даже встретиться с Шуппом. [1] Заметив сходство (особенно на латыни ) между фамилией Шуппа и фамилией католического полемиста Каспара Шоппе (который к тому времени навсегда переехал на юг, в Рим ), Хейнсиус настаивал на том, что Шоппе и Шупп должны быть двоюродными братьями. [1] за это время он познакомился с много путешествовавшим богословом Герардом Воссиусом и эрудитом-гуманистом Каспаром Барлеусом . Хотя на него произвели впечатление эти и многие другие выдающиеся академические джентльмены, с которыми он познакомился во время своего пребывания, сопровождая Рудольфа Рау фон Хольцхаузена в Голландской республике , большее значение имело то, что он ценил взаимную терпимость, очевидную в отношениях между церковью и государством. Сам он позже объяснял свой либеральный подход к отношениям между церковью и государством своим голландским опытом. Религиозная терпимость, о которой часто говорили посетители Голландской Республики во время так называемого « золотого века Голландии », была особенно поразительна после его более ранних путешествий по различным частям Священной Римской империи , в которых использовалась более консервативная заповедь « cuius regio, eius religio ». редко оспаривалось. [1]
Срок владения
[ редактировать ]В конце 1635 года, примерно через год отсутствия, он снова вернулся в Марбург . К настоящему времени, когда ему было всего 25 лет, он считал себя хорошо подготовленным к тому, чтобы занять должность университетского теолога. Однако у университетских властей были и другие идеи, которым Шупп был не в состоянии противостоять. Профессор Теодор Хёпингк только что покинул Марбург, чтобы занять должность синдика во Фридберге (недалеко от Франкфурта , оставив Марбургу вакансию профессора красноречия и истории. Иоганн Бальтазар Шупп принял марбургскую должность профессора красноречия и истории). [2] сохраняя этот пост до 1646 года. [1] [6] Источники вспоминают, что он проявлял личный интерес к своим студентам, проявлял талант к общению с ними, читал лекции с талантом и живостью, избегая при этом академической жесткости и педантичности. Соответственно, он смог вызвать определенный уровень академического рвения, а также установить взаимовыгодные отношения, которые приносили пользу как учителям, так и ученикам. [1]
Браки
[ редактировать ]9 мая 1636 года Иоганн Бальтазар Шупп женился на Анне Элизабет Хельвиг. Как единственная (зарегистрированная) дочь эрудита-филолога Кристофа Хельвига , она происходила из другой академической семьи в этом регионе. Однако ее отец умер в 1617 году. Брак был счастливым. [1] [3] После смерти своей первой жены в 1650 году он женился во второй раз на Софии Элеоноре Рейнкингк в 1651 году. В каждом из своих браков Бальтазар Шупп был отцом по крайней мере одного сына и одной дочери. [3] [6] Однако, согласно по крайней мере одному источнику, в результате его браков родилось не четыре, а пять зарегистрированных детей. [1]
Академический прогресс
[ редактировать ]В 1638 году Шупп организовал переиздание книги своего тестя «Theatrum Historicalum et Chronologicum», которая оставалась полезным инструментом для преподавания истории. Непреходящая актуальность книги очевидна из того факта, что дальнейшие переиздания все еще выпускались в восемнадцатом веке. Его собственный дидактический подход, заключавшийся в отказе от педантичной традиции в пользу более ясного красноречия, фактически провозгласил новую технику и методологию, которые завоевали прочное одобрение, даже несмотря на то, что на этом этапе ни Шупп, ни кто-либо еще из влиятельных лиц в университетском истеблишменте не предпринял следующего очевидного шага: преподавание темы «Красноречие» на народном языке, а не на латыни . [1]
К этому времени, помимо своих преподавательских обязанностей в университете, Шупп давал частные уроки ораторского искусства в «Авеллине», своем летнем доме отдыха в сельской местности недалеко от Марбурга. [1] [4]
Одним из сохранившихся свидетельств любви и уважения, с которыми он пользовался со стороны коллег, является письмо от 12 декабря 1638 года, адресованное всем университетом ландграфу Георгу II скудную годовую зарплату Шуппа в 140 гульденов , с призывом увеличить . В письме Шупп описывается как «rarum ingenium» ( проще говоря, «редкий талант» ). В ответе ландграфа от 17 января 1639 г. указывается, что он дополнит университетское жалованье личным годовым грантом в размере 100 гульденов , вступающим в силу ретроспективно с 1 января 1639 г. Кроме того, ландграф предлагает единовременную выплату в размере 50 гульденов в качестве подтверждения низкий уровень вознаграждения Шуппа в предыдущие годы. Оба письма, участвующие в этом выгодном обмене, отдают должное упорному труду и энтузиазму молодого профессора. [1]
Королевская комиссия
[ редактировать ]Узнав о превосходстве профессора истории и красноречия в своем университете в Марбурге, ландграф в 1640 году поручил Шуппу написать большой исторический труд на латинском языке. Это должна была быть история правительства ландграфа Георга и его отца, ландграфа Людвига , который умер в 1626 году. Рассматриваемый период был насыщен событиями и совпадал с началом и более чем двумя десятилетиями Тридцатилетней революции. Война . Очевидно, существовало противоречие между комиссией ландграфа и согласованной необходимостью Шуппа продолжать публичное преподавание и гарантировать, чтобы студенты продолжали иметь возможность изучать историю и красноречие. В письме университетскому руководству от 29 сентября 1641 г. излагаются противоречивые цели и намекается на своего рода нечеткое сокращение университетского преподавания, а в последующем письме, адресованном самому Шуппу и датированном 29 октября 1641 г., с обязательством предоставить дополнительные «княжеские вознаграждение» в виде 12 Клафтер (около 20 метров) древесины и две свиноматки ежегодно. Этого наверняка было бы достаточно, чтобы согреть растущую семью Шуппов зимой и обеспечить ее мясом в течение всего года. Книга почти наверняка так и не была завершена, но кое-что о ее вероятном тоне и содержании можно судить по тексту речи Шуппа, произнесенной в 1638 году, в которой он горячо восхвалял ландграфа , но также ярко описывал ужасы продолжавшейся войны. . Текст сохранился, потому что в 1640 году он был напечатан и опубликован в виде короткого (16-страничного) буклета, посвященного ландграфу Георгу и доступного под названием «Геркулес тогатус» ( широко «Гражданин Геркулес» ). [1] [9]
Причинами невыпуска амбициозной книги по истории были острые военно-политические и экономические проблемы того времени. На протяжении 1630-х годов этот район опустошали чума и война . не было самого необходимого для жизни Иногда в Марбурге . Шуппу несколько раз приходилось покидать город из-за чумы. Помимо проблем, присущих комиссии ландграфа, бывали времена, когда ему приходилось добавлять к своему портфолио административные обязанности декана, и однажды он также оказался проректором университета практически на протяжении всего 1643 года. К концу В этом десятилетии он, тем не менее, находил возможности переключить свое внимание с философского факультета (который, согласно традициям того времени, включал широкий спектр тем, включая историю и красноречие) на факультет теологии, реализовав тем самым некоторые из тех амбиций, с которыми он вернулся из Лейдена еще в 1635 году. [1] [6]
Богослов и гимнист
[ редактировать ]В августе 1641 года Шуппу была присвоена университетская степень по теологии . [1] [6] [10]
После смерти Иоганна Штойбера в 1643 году соответствующий чиновник назначил Шуппа преемником его на посту министра-проповедника ( «Предигера» ) в Элизабеткирхе (церкви Святой Елизаветы) . Он совмещал эту должность с продолжающимися академическими обязанностями в университете . [1] [6] Два года спустя, в 1645 году, он получил в университете степень доктора богословия : переписка показывает, что теперь и ландграф , и Шупп предполагали, что у него будет время завершить свой том по новейшей истории Гессен-Гессена. Дармштадт . [1]
Первый сборник религиозных песен (гимнов) Шуппа был опубликован в Марбурге в 1643 году. Том озаглавлен «Passion und Buß, auch Trost-, Bitt- und Danklieder» ( в широком смысле «Страсть, покаяние и утешение: песни просьб и благодарностей»). ), содержал тексты десяти гимнов. Второй том, озаглавленный «Morgen- und Abendlieder» ( «Утренние и вечерние песни »), впервые появился, вероятно, в том же году. Два тома были объединены в один том из четырнадцати гимнов и переиздан в Гамбурге в 1655 году. [8] Некоторые из гимнов вновь появились в издании 1666 года Praxis Pietatis (сборнике гимнов на немецком языке), выпущенном во Франкфурте : некоторые были воспроизведены в составленных и напечатанных на месте «общественных гимнах» . Тексты гимнов Шуппа, несомненно, послужили своей цели для лютеран семнадцатого века, но по сути они были «своего времени». В последующие столетия на них не обращали внимания: они не обладают непреходящими поэтическими достоинствами. [1]
Шведская интервенция
[ редактировать ]Тяжелые бои в этом районе в 1645 году завершились оккупацией Марбурга 2 шведскими войсками ноября 1645 года. Бальтазар Шупп потерял свои документы и дом в результате последовавшего разграбления города. Он даже потерял свой загородный дом за городом: он сгорел. [1] Он потерял все. [2] Неудивительно, что в декабре 1645 года Шупп принял приглашение от ландграфа Иоганна Гессен-Браубахского работать капелланом ( «Гофпредигером» ) при дворе в Браубахе . Иоганн был младшим братом ландграфа Георга , а Гессен-Браубах был прилегающей (и меньшей) территорией к Гессен-Дармштадту . Если предыдущая работа Шуппа была, в первую очередь, университетской должностью, то теперь он работал, главным образом, как церковный деятель. Тем не менее с самого начала было произведено несколько дополнительных назначений. Помимо работы в Браубахе в качестве придворного капеллана, в обязанности Шуппа также входила должность церковного консультанта в «Консисторирате» и работа инспектором церквей и школ Браубаха. [6] Он быстро произвел впечатление на ландграфа Иоганна своим сочетанием эффективности и откровенности, и в течение последних трех лет войны его работодатель все чаще поручал ему политические и дипломатические обязанности. [1]
Неожиданный дипломат
[ редактировать ]К этому времени уставшие великие державы нащупывали путь к урегулированию, которое могло бы окончательно положить конец войне . В апреле 1648 года ландграф Иоганн послал Бальтазара Шуппа с полными полномочиями представлять Гессен-Браубах на переговорах в Оснабрюке , которые позднее в том же году привели к подписанию Вестфальского мира . Переписка Шуппа со своим ландграфом, ставшая доступной историкам только в конце XIX века, показывает сложность возложенной на него миссии, но также показывает, что ландграф Иоганн правильно выбрал своего эмиссара. Несмотря на то, что Шупп представлял политически слабое ландграфство, он смог завоевать доверие и уважение дипломатических представителей великих держав и, что наиболее важно, графа Йохана Оксеншерна , который, вероятно, был более влиятельным из двух ведущих шведских делегатов. Тем не менее Шупп позаботился о том, чтобы никогда не терять своего клерикального образа. Более того, Оксеншерна даже назначил его капелланом всей шведской делегации на мирной конференции. [1] Шуппу также удалось установить прекрасные отношения с Йоханом Адлером Сальвиусом , хитрым и сообразительным старшим коллегой Оксеншерны по мирной конференции и человеком, которого считали и тогда, и впоследствии фактическим личным представителем королевы Кристины на переговорах. [3] Другим дипломатом, с которым у Шуппа установились особенно теплые отношения, был Дитрих Рейнкингк , представлявший Бремен : [3] У Рейнкингка было много дочерей, и в 1650 году, после смерти первой жены, Бальтазар Шупп женился на одной из них. [6] Из сохранившейся переписки видно, что во время своей миссии в Оснабрюк Шупп активно представлял интересы ландграфа Иоганна , хотя он никогда не колебался открыто излагать свои взгляды там, где он не соглашался с позицией своего ландграфа. [1]
Переговоры, которые привели к подписанию так называемого Вестфальского мира, были бесконечно сложными, не в последнюю очередь потому, что там должны были принять участие не менее 109 отдельных делегаций (хотя, похоже, не было ни одной сессии, на которой присутствовали бы все 109 делегаций). присутствовали одновременно). Два дополнительных договора были подписаны 24 октября 1648 года. Мюнстерский договор был договором между Священной Римской империей и католической Францией и их соответствующими союзниками. Оснабрюкский договор был договором между Священной Римской империей и протестантской Швецией и их соответствующими союзниками. состоялся благодарственный молебен На следующий день в Оснабрюке . [б] Граф Оксеншерна позаботился о том, чтобы в качестве капеллана шведской делегации ( «Legationsprediger» ) Бальтазар Шупп был человеком, который произнес проповедь. [1] [6] После подписания 24 октября 1648 г. копии договора должны были быть отправлены участвующим правительствам для ратификации. Еще почти четыре месяца, к его очевидному раздражению, Шупп был вынужден слоняться в Мюнстере , в то время как его семья оставалась в Браубахе , что для него породило то, что один источник описывает как «всевозможные [личные] неудобства». [1] После завершения ратификации в Мюнстере в первой половине февраля 1649 года состоялась еще одна серия официальных церемоний, на которых были обменены соответствующими документальными грамотами о ратификации . Это событие было отмечено, на этот раз в Мюнстере , 4 февраля 1649 года ( stili veteris ) дальнейшим благодарственным богослужением. Проповедь снова произнес Бальтазар Шупп. [6] В течение следующих нескольких лет будут дальнейшие переговоры по таким вопросам, как военная демобилизация (которая, по-видимому, включала выплату шведам крупной суммы денег) и протесты папы против некоторых положений, касающихся религии; но февраль 1649 года, похоже, ознаменовал конец всякого участия Бальтазара Шуппа в переговорах по договору. [3] [6]
Предложение работы в Гамбурге
[ редактировать ]Работая в Оснабрюке во время подготовки к подписанию ключевых документов, включенных в Вестфальский мир , Шупп смог совершить несколько поездок домой в Браубах . были предприняты и другие краткие рабочие визиты От имени графа Оксеншерна . Именно во время визита в Висмар (который после военной оккупации в 1628 году стал административным центром шведских немецких владений ) он совершил краткую поездку в Гамбург , который в то время был одним из крупнейших и наиболее экономически динамичных городов Германии. протестантская Северная Европа. На момент его визита должность старшего клирика в церкви Св. Иакова ( «Hauptkirche St. Jacobi» ) недавно стала вакантной из-за смерти 16 июля 1648 года Северина Шлютера . была одной из пяти главных церквей Гамбурга, и церковные администраторы стремились привлечь на свою сторону Бальтазара Шуппа, чей международный общественный авторитет как проповедника среди лиц, формирующих общественное мнение, похоже, значительно возрос благодаря его работе в Оснабрюк рядом с Оксеншерной . Тем не менее Шупп все еще был относительно неизвестен большинству членов общины, и с одобрения отцов города было решено нарушить прецедент, пригласив Шуппа произнести «проверочную проповедь». Пастор Йоханнес Мюллер , известный теолог и церковный служитель, имеющий собственную кафедру в церкви Св. Иакова , подтвердил, что кандидат был «богословски обоснован», и подкрепил свое мнение, согласившись, что Шупп может использовать для теста свою собственную кафедру. проповедь, которая была произнесена должным образом 5 сентября 1648 г. (вторник). Хотя сразу после этого Шупп был отозван обратно в Оснабрюк в связи со своими дипломатическими обязанностями, судя по тому, как развивалась его карьера в 1649 году, его тестовая проповедь была хорошо принята. [1]
К этому времени Шупп уже не собирался возвращаться на свою работу в Браубахе. В краткосрочной перспективе его дипломатические обязанности не позволили ему занять новую должность в Гамбурге (или где-либо еще), но переговоры продолжались. По просьбе Шуппа ландграф Иоганн действительно написал от его имени рекомендательное письмо отцам города. Ответ, который мэр и члены городского совета отправили ландграфу, сохранился. Оно датировано 8 декабря 1648 года и включает заверение, что отцы города передали письмо ландграфа джентльменам из церкви Св. Иакова , которые примут его во внимание в своих предстоящих обсуждениях. Из переписки следует, что сторонники Шуппа к этому времени столкнулись с раздражением и нетерпением со стороны гамбургской общины по поводу задержек, вызванных продолжающимися дипломатическими обязанностями Шуппа. Тем временем его собственная привлекательность и репутация еще больше усилились благодаря благоприятной реакции собравшихся дипломатов на его благодарственную проповедь, состоявшуюся в Оснабрюк 25 октября 1648 года, после подписания договора накануне. [1]
Альтернативные предложения
[ редактировать ]К началу 1649 года Шупп столкнулся с привлекательным списком конкурирующих предложений о работе. Шведские друзья договорились, что он переедет в Бремен в качестве «Домпредигера» ( буквально «соборного проповедника» ), хотя фактические обязанности и ответственность, связанные с этим, были бы шире, чем можно было бы предположить при педантичной интерпретации титула. Его портфолио в Бремене также, например, будет включать в себя обязанности «суперинтенданта земельных ресурсов» (ответственного за сельские общины в (протестантской) Генеральной епархии Бремен-Верден ) . [1] Конкурирующее предложение поступило от церковных властей Мюнстера (который в результате Вестфальского мира вернулся в католицизм в 1648 году, несмотря на силу протестантских настроений в регионе). Предложение Мюнстера Гамбурге касалось должности генерального суперинтенданта княжеского епископства и сопровождалось заверениями, что он получит более высокий доход, чем мог бы ожидать его в . Хотя Шупп, без сомнения, должным образом рассмотрел эти конкурирующие предложения, он пришел к выводу, что «с точки зрения образования моих детей и ряда других преимуществ мне казалось, что пастырская роль в Гамбурге будет лучше, чем высокий титул где-то еще». [1] [с]
Время принятия решения
[ редактировать ]2 февраля 1649 года Шупп был единогласно избран на пастырский пост в Гамбурге , а на следующий день гамбургцы прислали ему письмо, сообщающее ему о своем решении и приглашающее его появиться среди них в пятницу, предшествующую Вербному воскресенью , что год означал 16 марта 1649 года. В то же время сенат Гамбурга написал шведской королевской миссии в Мюнстере , официально подтвердив их просьбу об освобождении его от работы на шведов. Шупп согласился на эту работу, и шведский релиз вышел без лишних слов. Однако он, похоже, пропустил встречу в Вербное воскресенье. [1]
Прежде чем приступить к своей новой работе, Шупп вернулся вверх по реке, чтобы забрать свою семью. По пути он остановился в Дармштадте попрощаться со своим бывшим работодателем и благотворителем ландграфом Георгом II Гессен -Дармштадтским , чтобы лично . Возвращаясь на север в сторону Браубаха из Дармштадта, он проезжал через Франкфурт , где его перехватил курьер с посланием от протестантской общины Аугсбурга, призывающим его отказаться от своих планов в Гамбурге и вместо этого принять должность в Аугсбурге. Предложение было заманчивым, не в последнюю очередь потому, что оно позволило бы ему напрямую продолжить работу своего (первого) тестя по реформе образования. Была также угроза со стороны «богобоязненной графини» (вероятно, Марии Магдалины, овдовевшей графини Липпе: 1606–1671), что, если он будет настаивать на переезде в Гамбург и отклонит предложение Аугсбурга, она лично сделает своим делом убедиться, что он не останется без горя и скорби. [1] [д] Однако, уже приняв пост в Гамбурге, Шупп решил остаться на нем. Угрожающее бедствие не могло быть предотвращено: в начале лета в Браубахе его семью поразила болезнь, которая, по-видимому, была разновидностью слишком знакомой чумы. Отъезд был отложен на несколько месяцев, и только в июле 1649 года Шупп смог переехать со своей семьей в Гамбург и занять свой новый пост. [1]
Между 1649 годом и своей смертью в 1661 году Иоганн Бальтазар Шупп служил главным министром ( «гауптпастором» ) в церкви Св. Иакова в Гамбурге , где он быстро стал известен благодаря силе своей проповеди. [3] [11]
Гамбургские годы
[ редактировать ]В пятницу, 20 июля 1649 года, Бальтазар Шупп был назначен в свой новый офис пастором Мюллером, который, по-видимому, взял на себя управление во время междуцарствия в «Гаупткирхе» . [2] Позже между двумя мужчинами возникло серьезное соперничество. [1]
К тому моменту, когда Шуппу было около 40 лет, он уже обладал богатым опытом и обладал большими знаниями о жизни в мире, чем кто-либо другой. Он также прожил достаточно долго, чтобы сформировать сильные убеждения относительно практически всего происходящего, всегда твердо и последовательно основанные на его протестантском мировоззрении. Он был полон решимости всегда серьезно относиться к центральной роли христианской веры в человеческом существовании. В этом и других отношениях его можно сравнить с Филиппом Спенером (1635–1705) и пиетистами , вышедшими на передний план во второй половине XVII века. Шупп не был типичным церковником-ученым, хотя он, безусловно, обладал обширными знаниями, был начитан и наделен потрясающей памятью. Его наиболее выдающиеся определяющие способности заключались в эффективности его коммуникативных навыков, будь то в переговорах с великими людьми или при произнесении проповеди перед церковным собранием. В этом отношении он, без сомнения, был подходящим человеком на правильной работе. [1]
Шупп прекрасно осознавал бремя ответственности, возложенное на его должность. Было некоторое время для письма, но, тем не менее, не случайно, что, хотя до сих пор он публиковался только на латыни , произведения, опубликованные в течение его одиннадцати лет в Гамбурге, появились на немецком языке . Одного этого перехода было бы достаточно, чтобы обеспечить ему место в истории немецкой литературы. По крайней мере на начальном этапе он мог ограничить свою официальную работу. От него требовалось произносить три проповеди в неделю: по воскресеньям, средам и пятницам. Иногда по четвергам проводились молитвенные собрания. [1] Однако известность он получил благодаря проповедям. Для лютеранских пасторов было нормальным использовать свои проповеди для нападок на евреев, католиков, кальвинистов и атеистов. Шупп этого не сделал. В центре его критики были не группы людей, объединенные общими религиозными убеждениями, а грехи и безрассудства его собственных сограждан. По стилю его проповеди не соответствовали традиционному формату шаблонного и научного трактата. Вместо этого его синтаксис был свежим, современным и убедительным. Он приводил примеры из повседневной жизни своих слушателей, представляя анекдоты и даже шутки. Шупп использовал эти приемы и методы не только при обращении к своим общинам, но и когда выступал в качестве приглашенного проповедника в других близлежащих церквях, значительно увеличивая при этом общины. [1]
Его подход был по меркам того времени поистине новаторским и по многим критериям весьма успешным. Но не все были впечатлены. [1] Были те, кто интерпретировал упреки в его проповедях как личное оскорбление, и другие, кто считал, что их жизненный выбор не является делом этого утомительного проповедника. Со стороны других священнослужителей, придерживавшихся традиций более причудливого подхода к проповедям и письменным религиозным произведениям, исходила критика о том, что разговорный синтаксис его выступления несовместим с серьезными целями проповеди - любой проповеди. [8] Вскоре стало очевидно, что по мере того, как его проповеди станут все более широко обсуждаться, Шуппу придется научиться противостоять критике со стороны обоих крыльев христианской веры среди добропорядочных протестантских граждан Гамбурга. [1]
Травма и повторный брак
[ редактировать ]Личная трагедия произошла 12 июня 1650 года, когда умерла его жена Анна Элизабет, возможно, после длительного периода плохого здоровья. Его второй брак был с Софи Элеонорой Рейнкинг и состоялся 10 ноября 1651 года. Она была дочерью Дитриха Рейнкингка , друга со времен Шуппа, работавшего дипломатом в Оснабрюке, чье состояние увеличилось после того, как его друг и работодатель принц Фредерик взошел на престол. Дании к концу 1648 года. Дитрих Рейнкинг больше не был старшим дипломатом, представляющим Бремен : он был канцлером Дании. Поэт-пастор Иоганн Рист почтил утрату Шуппа и его второй брак теплым сочувственным стихотворением, указывая на то, что эти двое мужчин уже были в контакте друг с другом. Были те, кто предполагал, что брак Шуппа со второй женой был менее дружным, чем его первый брак, но им противопоставлялись предположения, что эти негативные сообщения были не более чем злонамеренными слухами, распущенными соперничающими церковниками и другими людьми, которые считали Шуппа угрозой или угрозой. раздражающий. [1]
Авторство
[ редактировать ]Вероятно, в 1654 году Бальтазар Шупп начал писать ряд письменных произведений на немецком языке, которые для исследователей сатирического письма являются его самым важным и устойчивым вкладом. Из тех произведений, дату которых можно установить, первым было «Der lobwürdige Löw» ( в широком смысле «Похвальный Лев»). [и] ), которое представляло собой расширенное поздравительное письмо, адресованное другу Шуппа Маркусу Пенсину в Штаде (к западу от Гамбурга ) в честь свадьбы Пенсина с Катариной, дочерью «Оберальта» Хинриха Швелунда. Известно, что сама церемония состоялась в церкви Святого Иакова 30 января 1654 года. [12] Далее последовал «Der rachgierige Lucidor» ( «Мстительный Люцидор» ). 4 июля 1656 года он опубликовал одну из своих проповедей под названием «Gedenk Daran Hamburg» ( «Подумай об этом, Гамбург» ). [13] Это был единственный раз, когда он опубликовал одну из своих проповедей полностью в виде брошюры, хотя цитаты и отрывки из некоторых его проповедей все же встречаются и в некоторых других его публикациях. [1] Другие публикации включали «Sendschreiben an einen vornehmen Cavallier» ( «Письмо выдающемуся кавалеру» ), которое он опубликовал примерно в конце мая 1657 года под псевдонимом «Амброзиус Меллиламбиус» и «Ein hollandisch Pratgen» ( в очень широком смысле «Голландские проповеди/диалоги»). « ) от 21 июня 1657 года, в котором речь идет о конфликтах, известных английским читателям как англо-голландские войны . [14] Из современных источников ясно, что «Der geplagte Hiob» ( «Чумной Иов » ), должно быть, появилось до Михайловского праздника (29 сентября) 1657 года, хотя сегодня не сохранилось никаких версий, написанных до 1659 года. [15] Летом 1657 года Шупп также использовал свои датские контакты для брошюры на латинском языке публикации в Копенгагене . «Invitatio publica ad adorandum Memoriale Biblicum» было представлено как приложение к « Псалму 151 » и состоит из письма (ложно), приписываемого апостолу Павлу и адресованного лаодикийцам . [ф]
Перед комиссарами
[ редактировать ]Именно на Михайлов день 1657 года Бальтазар Шупп оказался перед «Комиссией министерства», группой высшего лютеранского духовенства, которая была созвана в ответ на растущее беспокойство, вызванное его все более сложной дополнительной карьерой в качестве публикуемого автора. Члены комиссии потребовали от имени министерства, чтобы Шупп (1) не писал богословские статьи под псевдонимами, (2) избегал печати любых библейских апокрифов , (3) передавал все, что он написал, «старшим» церкви , чтобы это могут подвергаться цензуре и (4) избегать включения басен, шуток и забавных историй в связи с фразами из Священного Писания . Согласно отчету о встрече, подготовленному газетой «Сеньор» , пастор Мюллер (который также занимал пост председателя комиссии) Шупп согласился на первые два из этих просьб, но отклонил третье и четвертое, настаивая на том, что они нарушили бы его свободу. Поэтому заседание завершилось «дружеской просьбой» комиссии о том, чтобы Шупп «придерживался правил» ( «оставаться внутри конечной точки» ). [1] Хотя это наиболее формальная дисциплинарная мера, которой подвергся Шупп в связи с его писательством, это была лишь первая из серии конфронтаций с церковными властями, в которых участвовал Шупп в течение последних четырех лет его жизни. [3]
Отсутствие клерикального сближения
[ редактировать ]Если предположить, что это «Старший» , отчет пастора Мюллера был полным, ни один из членов комиссии, которые брали интервью у Бальтазара, не подумал спросить его, есть ли в настоящее время в типографиях какие-либо другие брошюры Шуппа. Было. «Salomo oder Regentenspiegel» («Саломо или зеркало Регента» — издается под псевдонимом «Антенор») [17] и "Freund in der Noth" ( "Друг в нужде" - издается под собственным именем автора) [18] оба появились всего несколько недель спустя. «Freund in der Noth», вероятно, была написана 16 августа 1657 года или незадолго до этого. «Саломо», вероятно, было написано немного раньше. Только «Послесловие к читателю» в конце «Саломо» явно было написано после Михайловского слушания. [1] [17] Появление этих брошюр было воспринято министрами, участвовавшими в комиссии, как объявление войны со стороны Шуппа, и против него была развернута кампания, которая, возможно, и не уничтожила его ни фактически, ни в глазах истории, но которая тем не менее, он истощил его энергию и причинил ему очень сильное раздражение. [1]
Определенный формат – определенный подход
[ редактировать ]К этому времени стали ясны характер и характер брошюр Шуппа. Сам он определял их как «маленькие трактаты» ( «Tractätchen» ): они выпускались в самом маленьком из стандартных форматов публикаций того времени ( Duodezformat ). Понятно, что читатели охотно разыскивали их, поскольку за сравнительно короткие сроки было выпущено множество переизданий. [1] Все они с бескомпромиссной уверенностью и чутьем выражают личные взгляды Шуппа и затрагивают широкий круг тем, охватывающих как общественные, так и частные проблемы. Они красиво написаны, но иногда демонстрируют некоторую уклончивость и иногда приправлены анекдотами, нередко взятыми из собственной жизни автора. Брошюры Шуппа можно условно разделить на два типа: есть назидательные трактаты (например, «Die Predigt» ( «Проповедь» ), «Der geplagte Hiob» ( «Чумная работа » ), «Die Krankenwärterin» ( «Медсестра»). ), «Die Litanei» и «Голгофа»), а есть те, которые сам Шупп классифицировал как «политические сочинения», ориентированные в первую очередь на общественные проблемы. [1] Они часто демонстрируют захватывающее взаимодействие легкомысленного и серьезного. Существует множество примеров дикой сатиры, направленной против общественного недовольства, такой как пеннализм (жестокая эксплуатация, неравные отношения между работодателем:ученик/студент) и идиотизм в университетах и школах, системы и стремление к чему-то новому и «странному». [1]
Обострение конфронтации
[ редактировать ]После войны агрессивная сатира последних лет Шуппа была частью более широкой тенденции, поддерживаемой ростом общественной грамотности и быстрым ростом доступности печатных станков. Среди других, кто с таким же рвением критиковал статус-кво, были Иоганн Михаэль Мошерош , Иоганн Лауремберг и Иоахим Рахель . Для политического и религиозного истеблишмента нападения были более опасными именно из-за их популярности, порой граничащей с популизмом. После появления на улицах «Salomo oder Regentenspiegel» («Саломо или зеркало регента» - издавалось под псевдонимом «Антенор») [17] и "Freund in der Noth" ( "Друг в нужде" - издается под собственным именем автора) [18] В конце 1657 года служители гамбургской церкви решили, что им нужно вдохновение и уверенность в академическом мире. [1]
12 ноября 1657 года гамбургские пасторы разослали два письма на богословские факультеты Страсбурга и Виттенберга , в которых искали авторитетные ответы на два вопроса:
- Было ли правильно, что доктор богословия, который одновременно был клириком лютеранской церкви и отвечал за большую общину и приход, проповедовал и печатал остроты, басни, сатиры и нелепые анекдоты? [1]
- Неужели такой человек не должен подчиняться упрекам, высказанным в частном порядке, а должен реагировать презрительными нападками, насмешками и богохульством в адрес коллег, а не воздерживаться от поведения, на которое жалуются?
Ответы пришли из Страсбурга , а неделю спустя из Виттемберга и были зачитаны на съезде собравшихся священнослужителей 15 и 22 января 1658 года. Ученые господа с университетских теологических факультетов согласились, что поведение Шуппа, описанное в первом вопросе, было неправильным. . По второму вопросу, отражая их лютеранский авторитет, студенты тогдашнего университета рекомендовали, чтобы, если ничего не помогло, священнослужителям следует обратиться к светскому правительству. [1]
Шупп был приглашен на дальнейшую встречу с делегацией высшего гамбургского духовенства. Его просьба заранее знать, на какие вопросы он должен быть готов ответить, была отклонена. Поэтому он, в свою очередь, отказался встретиться с делегацией духовенства. Служители церкви теперь обратились к тому, что источники девятнадцатого века называют сенатом Гамбурга (до 1861 года обычно называвшимся «Рат» или городским советом). Выяснилось, что Шупп уже подал иск против церковных властей. 27 января 1658 года Бальтазар Шупп присутствовал на беседе с отцами города . Члены совета выдвинули три основных требования: Шупп не должен упоминать с кафедры ни об их встрече, ни о споре, стоящем за ней; во-вторых, он не должен больше печатать в Гамбурге свои сатирические произведения; и, в-третьих, он должен присутствовать на встрече с высшим духовенством и разрешить свои разногласия с гамбургским церковным истеблишментом. Шупп согласился с первыми двумя требованиями, но заявил, что не будет присутствовать ни на одной встрече с церковными властями, не имея возможности предварительно проверить рекомендации, полученные ими от университетов. На следующий день представители церкви отклонили это требование. При этом они выступили со своим требованием к членам горсовета организовать устный диспут между представителями двух сторон. Спор должен был контролироваться и разрешаться представителями городского совета (сената). [1]
Разрешение спора?
[ редактировать ]Диспут был быстро организован: он состоялся 10 февраля 1658 года. «Старший» Мюллер от имени церковных властей обратился к советникам с просьбой передать им копию иска против них, который Шупп подал отцам города предыдущий месяц. Он потребовал от Шуппа вычеркнуть небылицы, шутки и юмористические анекдоты из своих проповедей и печатных брошюр. Затем он спросил, какие дальнейшие шаги можно предпринять, чтобы исправить вызванное обострение: оказалось, что вопрос Мюллера был риторическим. Лучшим решением, продолжил он, было бы, если бы высшие священнослужители издали документ, в котором спорные вопросы могли бы быть урегулированы раз и навсегда. [1]
Председатель председательствующей делегации советников отказался передать копию жалобы Шуппа на церковное начальство. Он обязался вынести два других существенных требования на рассмотрение всего совета. [1]
26 февраля 1658 года Шупп предстал перед вновь созванной «Комиссией министерства». Вероятно, стороны принимали участие по указанию городских советников. Шупп снова отказался предоставить коллегии церковников копию жалобы на церковные власти, которую он ранее подал отцам города, настаивая на том, что у него больше нет ее копии. Что касается более существенного вопроса, касающегося требований о том, чтобы он изменил способ своей проповеди и содержание своих опубликованных трактатов, он отослал своих обвинителей к протоколу слушаний комиссии, сделанному во время его предыдущего появления 29 сентября 1657 года. составлен пастором Мюллером . Он не передавал свои проповеди или брошюры церковным властям для «исправления». В них не было ничего, что он хотел бы изменить. Даже если ему пришлось попрошайничать на улицах, его проповеди и брошюры были личным делом, за которое отвечал только он сам и не подпадал под юрисдикцию комиссии: «es wären eine Sachen supra nostram crepidam». Слушания 26 февраля 1658 года привели к полному отсутствию согласия и, казалось, продемонстрировали, что соглашение, вероятно, будет невозможным. Судя по всему, слушания завершились в атмосфере повышенной резкости. Вскоре после этого городской совет положил конец спору, приняв Указ об амнистии, который наложил требование молчания на обе стороны. Хотя это положило конец общественной вражде, основные разногласия остались незатронутыми. Тем не менее к этому времени трактаты Шуппа стали менее спорными. «Die Krankenwärterin: oder Auslegung des heiligen Vaterunser, wie man es mit Armen, einfältigen kranken Leuten beten kann» ( в широком смысле «Кормилица, или толкование «Молитвы Господней», чтобы можно было молиться с бедными простыми людьми, которые болеют» ) была написана во время Адвента в 1657 году: первые печатные версии появились в 1658 году. [1] [19]
«Семь злых духов»
[ редактировать ]«Семь злых духов, которые в наши дни управляют домашними слугами обоих полов и соблазняют их» ( в общих чертах: «Семь злых духов, которые в наши дни управляют домашними слугами обоих полов и соблазняют их» ) было написано после 8 июня 1657 года и впервые напечатано до 5 апреля. 1658. [20] В этом трактате обсуждаются проблемы того времени, связанные с домашней прислугой, и делается попытка найти способы улучшить ситуацию. Оно явно принадлежит к категории «политических», а не к «назидательным» брошюрам Шуппа, но, преследуя свою серьезную цель, следует серьезному подходу, хотя еще и не совсем свободному от басен и анекдотов. [1] В этом трактате Шупп в нескольких местах свободно использовал материал, который уже появился в «Gesindeteufel» Питера Глейзера, вышедшем в 1564 году. можно было бы истолковать как плагиат, но это был особенно вопиющий пример. Более ранние случаи, возможно, были защищены от критики эксцентричными и остроумными выражениями, в которых они были изложены. Возможно, к 1658 году у Шуппа просто накопилось больше врагов среди литературной элиты. В любом случае, в данном случае вопиющий плагиат спровоцировал литературную вражду , которая со временем стала поразительно ядовитой. «Der Bücherdieb gewarnt und ermahnt» ( «Книжный вор увещевал и предупреждал» ) — это недружелюбное посвящение, появившееся в начале издания трактата от 14 марта 1658 года, который, очевидно, предназначался для распространения на Франкфуртской пасхальной ярмарке в том же году. До сих пор Шуппа, по-видимому, не беспокоило, что издания его трактатов публиковались без его разрешения, но теперь он направил свою энергию на противодействие этим «пиратским» изданиям, которые, кажется, быстро приобрели характер организованной антишупповской кампании, проводимой через печатное слово. [1]
Вражда
[ редактировать ]Летом 1658 года появился боевой трактат под названием «Der Bücherdieb Antenor» ( «Книжный вор Антенор» — Антенор был одним из наиболее часто используемых псевдонимов Шуппа ). Имена авторов были даны как Нектарий Бутироламбиус и Амброзиус Меллиламбиус, которые дали себе дополнительное прозвище «Arzneikunst Liebhabern» ( проще говоря, «Любители медицинского искусства» ). Издателем первого тиража был назван «Питер Янсун» из Амстердама. Фактически два издания были напечатаны одно за другим. Копия, возможно, первого издания, сохранилась в Берлинской библиотеке. [г] Трактат представлял собой серию грубых личных оскорблений в адрес Бальтазара Шуппа. Любой недостаток тонкости в тексте более чем уравновешивается дикостью. Истинная личность автора так и не была установлена, хотя два столетия спустя возник консенсус, что автором, вероятно, был старый клерикальный антагонист Шуппа, пастор Йоханнес Мюллер , и что, кроме того, Шупп знал об этом. На самом деле мнение Шуппа об авторстве, похоже, со временем изменилось и, возможно, стало более нюансированным. [1] [7] В своем трактате «Календарь», который был впервые напечатан в 1659 году и который он адресует/посвящает своему сыну Антону Мено Шуппу (1637–1703), сам Шупп полагает, что автор, использовавший имя Бутироламбиус, не обязательно был даже рукоположенным министром. [21] Что действительно становится очевидным, так это то, что, независимо от его мнения об авторстве, на Шуппа сильно повлияла «Der Bücherdieb Antenor»: книга занимала его несколько лет. [1]
В декабре 1660 года в «der Litanei» (напечатанном в 1661 году, последнем из его трактатов, вышедших перед его смертью) Шупп цитировал высказывание пастора Мюллера таким образом, что подразумевалось, что он считал маловероятным, что Мюллер согласился с мнением «Бутироламбиуса». »: возможно, к этому времени его мнение о вероятной личности Бутироламбиуса изменилось. В любом случае, хотя «Бутироламбиус» был явно осведомлен о различных заседаниях, имевших место с участием Бальтазара Шуппа и «Комиссии министерства» Мюллера, сведения о них, содержащиеся в «Der Bücherdieb Antenor», недостаточно точны, чтобы поддерживать мнение, что оно исходило непосредственно от самого Мюллера . Доказательства, представленные в поддержку того, что Мюллер был автором (или одним из авторов) «Der Bücherdieb Antenor», очень далеки от убедительных. [1]
Согласно старой хронике, 31 октября 1658 года Шупп взял копию «Der Bücherdieb Antenor» на свою кафедру в Гамбурге и использовал проповедь, чтобы пожаловаться своей пастве на обращение с ним со стороны «Бутироламбиуса». типографа К тому времени церковный истеблишмент Гамбурга использовал свое влияние, чтобы гарантировать, что Шупп больше не сможет найти в Гамбурге для своих брошюр. [2] которые вместо этого теперь печатались в Вольфенбюттеле ( Дитмаршен ). В декабре 1658 года Шупп совершил поездку в Вольфенбюттель, где нашел время сочинить не одну, а две брошюры о оскорбительной паскинаде . Более короткая из них, «Relation aus dem Parnasso», была напечатана в Вольфенбюттеле в том же месяце. Второй из них, «Календарь», представляет собой более взвешенное, но не менее страстное опровержение, насчитывающее более 100 страниц. Он включает дату 20 декабря 1658 года под текстом на последней странице, но на титульном листе спереди год печати (как кажется) первого издания указан как 1659. [21] Он также подготовил третий текст опровержения в ответ на «Der Bücherdieb Antenor» под названием «Prüfung des Geistes Nectarii Butyrolambii» ( в широком смысле «Критический обзор духа Нектария Бутироламбиуса» ). Об этом упоминалось в обоих первых двух случаях, но, похоже, оно так и не было напечатано. [1]
Проповедь Шуппа 1 января 1659 года была особенно оскорбительной в плане осуждения церковно-служительского истеблишмента. Вскоре после этого городской совет, раздраженный продолжающейся враждой между Шуппом и его коллегами-пасторами, сделал ему предупреждение. К концу января «Календарь» [21] появились в книжных магазинах, и гамбургские пасторы отреагировали на это, представив городскому совету подробное представление 27 января 1659 года. Все их возражения против поведения Шуппа были изложены снова: «...такие отягчающие обстоятельства и серьезный ущерб нашей церковь, а также [в результате] состояние жалобы на служение [гамбургской церкви] больше не является совестливым». [час] Хотя реакция отцов города неизвестна, кое-что о ней можно судить по последующим действиям Шуппа. [1]
Двигаемся дальше?
[ редактировать ]Примерно через шесть месяцев после этого появился трактат Бальтазара Шуппа «Abgenöthigte Ehrenrettung» с посвящением, адресованным по имени каждому из членов городского совета Гамбурга. В нем Шупп еще раз опровергает выдвинутые против него обвинения. [1] [22]
Еще больше нападок на брошюры
[ редактировать ]Тем временем на сцену вышел еще один литературный оппонент. «Discurs de Republica Academica» была напечатана в Лейпциге в 1659 году. В ней автор, известный как магистр Бернхард Шмид, систематически опровергал «Freund in der Noth». [18] Появляются также ссылки на третьего оппонента, напечатавшего трактат в Лейпциге, на этот раз с нападками на «Календарь». [21] В ответ на это нападение (авторство которого остается неизвестным) Шупп подготовил «Eilfertiges Sendschreiben an den Calenderschreiber zu Leipzig» ( в широком смысле «Срочное письмо лейпцигскому писателю «календаря») », которое было напечатано в Альтоне еще в 1659 году. [1] [23]
Последние годы
[ редактировать ]Несмотря на опыт Бальтазара Шуппа в сфере образования, только в следующем году Шупп изложил свои мысли о школах и университетах в одном из своих трактатов. Результат получил название «Посол Зипфузиус». Однако оно было напечатано только посмертно и по наущению его сына Йоста Бурхарда Шуппа, который включил его в сборник сочинений Шуппа 1667 года. [1] [24] За последние пару лет Шуппа было напечатано еще несколько трактатов, в основном в «поучительной», а не в «политической» категории. [25] [26] [27] По крайней мере еще три были опубликованы посмертно тем или иным из его сыновей. [28] [29] Порядок, в котором они были написаны, не совсем ясен. [1]
Борьба последних лет его жизни взяла свое. Иоганн Бальтазар Шупп так и не дожил до старости, но умер в Гамбурге от «тяжелой болезни» за несколько месяцев до того, как в противном случае ему исполнилось бы пятьдесят два года, 26 октября 1661 года. [1] [30] Источники, сообщающие более подробную информацию о его смерти, указывают, что его последние дни были отмечены быстрым ухудшением состояния, которое не поддалось никаким лечебным усилиям врачей. [30] Он умер под конец утра, около одиннадцати часов, «в духе великой и невероятной радости». [1] [30] Его последними записанными словами, соответствующими его пастырскому призванию, были: «Я верю в прощение грехов, воскресение тела и вечную жизнь». [1]
На долгие годы Бальтазар Шупп был забыт. В девятнадцатом веке он был заново открыт такими учеными, как Людвиг Вахлер , Фридрих Адольф Эберт и, позже в том же веке, Карл Берто . После возрождения его репутации по крайней мере один из них согласился разделить мнение о том, что Иоганн Бальтазар Шупп стал «в целом считаться одним из самых значительных людей своего времени». [1]
Опубликованные результаты (выборка)
[ редактировать ]- Предварительная диссертация De Opinione, Йохан-Бальтазар Шуппии, профессор красноречия и истории в Академии Марпургенси . - Rintelii: Луций, 1640 г., опубликовано в цифровом виде Universitäts- und Landesbibliothek Düsseldorf.
- Нептус Оратор . -Ред. терция. - Марпурги: Чемлин, 1642 г., опубликовано в цифровом виде Университетом и государственной библиотекой Дюссельдорфа.
- «Eusebia prodeumbulans» , 1642 г.
- «Аврора» , 1642 год.
- «De Arte Ditescendi Dissertatio Prior ex Avellino To Philosophers в Германии» , 1645 г.
- «Утренние и вечерние песни» , 1655 г.
- «Геденк даран» , 1656 г.
- « Искусство разбогатеть »
- «Мстительный и неумолимый Люцидор» , 1657 г.
- «Соломон, или Зеркало регента» , 1657 г.
- « Друг в нужде » , 1657 г.
- « Книжный вор » , 1658 год.
- «Relation aus dem Parasso» , 1658 г.
- «Голландский Праттен» , 1659 г.
- «Чумная работа» , 1659 г.
- « Доктор Луциан » , 1659 г.
- «Счастливое послание» , 1659 г.
- «Календарь» , 1659 г.
- «Необходимое спасение чести» , 1660 г.
- «Коринна, или благородная шлюха» , 1660 г.
посмертно опубликовано:
- «Нинивитское покаянное зеркало» , 1667 г.
- «Поучительные сочинения» , 1677 г.
- « Позорный осквернитель субботы » , 1690 г.
- «О благородные раны, что мне делать , гимн ?» [31]
- « О школьной системе » , 1891 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Источники на английском языке: Балтийское море.
Источники на немецком языке: Ostsee / East Sea . - ^ Источники расходятся во мнениях относительно того, проходила ли эта служба в Оснабрюке. [3] или в Мюнстере . [6]
- ^ «Ради образования моих детей и других благ я думал, что пасторство в Гамбурге будет лучше, чем великий титул в другом месте».
- ^ "...только я волнуюсь, что ты будешь предан в своей надежде, и если ты покинешь Аугсбурги, то не останешься без крестов и невзгод." [1]
- ↑ Предполагается, что текст представлял собой развернутое поздравительное письмо, адресованное другу по случаю свадьбы мужчины. В нем Шупп восхваляет льва как образец для подражания мужу. Современный ученый предположил, что лев также мог быть астрологическим знаком конюха .
- ↑ Уже существовало (и существует) несколько предполагаемых посланий к лаодикийцам , датируемых самыми ранними годами христианского движения , хотя широко распространено мнение, что они были подделками документа, который, если он когда-либо существовал, впоследствии был утерян. [16]
- ^ ссылка на библиотеку Bm 8530: название и 58 стр. 12°.
- ^ «...больше не мириться с таким раздражающим характером и большим разрушением нашей церкви, а также с печальным состоянием Министерства»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс БТ этот бв б бх к бз что Карл Берто (1891). «Шупп, Иоганн Бальтазар» . Шупп, Бальтазар . Общая немецкая биография. Том 33. Историческая комиссия Баварской академии наук. стр. 67–77 . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Шупп, Иоганн Бальтазар (1610–1661)» . Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Хеберт Яуманн (2007). «Шупп(иус), Иоганн Бальтазар (псевдоним Антенор, Амброзиус Меллиламбий, Эренхольд, Филандер)» . Новая немецкая биография . стр. 757–759 . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Мартин Мулсоу (17 сентября 2018 г.). Иоганн Бальтазар Шупп и его окружение . Издательство Вальштайн. стр. 432–439. ISBN 978-3-8353-4203-3 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Эдвард Магнус Роде . «Шуппиус, Иоганн Бальтазар, немецкий проповедник» . Скандинавская семейная книга / Совиное издание. 24. Русская кожа - Секретарь / . Проект Рунеберг . стр. 1226 . Проверено 26 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д «Шупп, Иоганн Бальтазар» . Гессенская биография / Гессенская биография (LAGIS) . Гессенское государственное управление исторических региональных исследований. 1 марта 2020 г. Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б без автора (19 ноября 2014). Шуппиус . Совет директоров – Книги по запросу. стр. 723–727. ISBN 978-3-8460-9726-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Эмма Меццомонти (1936). «Шупп (Шуппиус), Иоганн Бальтазар. — немецкий писатель, родившийся в Гиссене 1 марта 1610 года, умер в Гамбурге 26 октября 1661 года…» Итальянская энциклопедия . Треккани , Рим . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Иоганн Бальтазар Шупп (1640 г.). «Геркулес-штатский» . или о самом прославленном и почитаемом герое лорде Георге II. Cattorum Landgrave… oratio (на латыни). Чемлин. стр. 1–16 . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Иоганн Рист; Андреас Хаммершмидт; Майкл Якоби (12 сентября 2016 г.). Предисловие к читателю.... стр. 33, сноска 3 . Де Грютер. стр. 21–52. ISBN 978-3-11-047928-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Иоахим Шерф (26 ноября 2019 г.). Иоганн Бальтазар Шупп . Совет директоров – Книги по запросу. п. 89. ИСБН 978-3-7494-3758-0 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Иоганн Бальтазар Шупп; Антон Мено (это был один из многих псевдонимов, использованных Бальтазаром Шуппом) (1663 г.). Похвальный лев/ В честь выдающегося друга/ Закончил Эйленд . Classic Foundation Weimar (Библиотека герцогини Анны Амалии: цифровая коллекция). стр. 971–978 . Проверено 27 марта 2020 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Инге Магер (автор); Иоганн Ансельм Штайгер (редактор-составитель); Сандра Рихтер (редактор-составитель) (10 марта 2015 г.). Празднование внешнего воскресенья и освящение внутреннего воскресенья с Иоганном Бальтазаром Шуппом, главным пастором церкви Св. Якоби (1649-1661) . Де Грютер. стр. 91–104. ISBN 978-3-05-005785-9 .
{{cite book}}
:|author1=
имеет родовое имя ( помощь ) ;|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Голландский пример нынешней войны между двумя северными королевствами . 1657. стр. 3–25.
- ^ Антенор (один из многих псевдонимов, под которыми появлялись работы Шуппа) (1659 г.). «Чумная работа» . Это изображение великого Иова, носителя Крейца, и многих... событий, которыми он подвергся испытанию на терпение . Михаэль Эндтер (1613–1682), Нюрнбергская и Баварская государственная библиотека, Мюнхен . Проверено 27 марта 2020 г.
- ↑ Майкл Д. Марлоу, веб-сайт библейских исследований , Послание к Лаодикийцам , опубликовано в октябре 2010 г., по состоянию на 8 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Шупп, Иоганн Бальтазар. «Соломон, или Зеркало Регента» . Баварская государственная библиотека, Мюнхен. Архивировано из оригинала 27 марта 2020 года . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Иоганн Бальтазар Шупп (1658 г.). Друг в нужде .
- ^ Иоганн Бальтазар Шупп (1658 г.). Медсестра . Вуст. стр. 444–469.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Иоганн Бальтазар Шупп (1658 г.). Семь злых духов, которые сегодня правят и соблазняют слуг и служанок . Георг Паппен.
- ^ Jump up to: а б с д Иоганн Бальтазар Шупп (1659). Календарь . п. 94.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Иоганн Бальтазар Шупп (1663). Док: Йох: Балт: Шуппии Шриффтен . [VI-] 992 с., фронтиспис, портрет. [Acq.] С. 625–689.
- ^ Иоганн Бальтазар Шупп (1659). Срочное послание составителю календаря в Лейпциг . де Леу. стр. 1–48.
- ^ Иоганн Бальтазар Шупп (1667). Дополнение Док: Йох: Балт: Шуппии Шриффтен . Все в порядке. стр. 116–.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Стивен Роуз (24 февраля 2011 г.). От гармонии к раздору: эмблемы и пословицы . Издательство Кембриджского университета. п. 158. ИСБН 978-1-107-00428-3 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Шупп, Иоганн Бальтазар (1660). «Коринна, или благородная и лицемерная шлюха» . (Конспект) . Олерн . Проверено 29 марта 2020 г. - из Баварской государственной библиотеки, Мюнхен.
- ^ Инге Магер (автор раздела «Объяснение ектении»); Ада Кадельбах (редактор компилятора); Андреас Марти (редактор компилятора); Вольфганг Рацманн; Александр Волкер, Ирмгард Шайтлер (ноябрь 2011 г.). «Бедные в одиночку не смогут добиться успеха»: объяснение ектении Йоханной Бальтазар Шупп . Ванденхук и Рупрехт. стр. 150–162. ISBN 978-3-525-57221-4 .
{{cite book}}
:|author1=
имеет родовое имя ( помощь ) ;|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Иоганн Ансельм Штайгер (2011). Иоганн Бальтазар Шупп «Зеркало покаяния нинивитов» . Фромманн-Хольцбуг Верлаг . стр. 153–174. ISBN 978-3-7728-2536-1 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Позорный нарушитель субботы: по всем пляжам, осужденный и наказанный по Слову Божьему» . Баварская государственная библиотека, Мюнхен . Проверено 30 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Петрус Ламбециус (редактор-составитель и автор длинного биографического раздела, помещенного в конце книги) ; Йохан Бальтазар Шуппиус (собрание письменных сочинений которого занимает остальную часть книги и поэтому под именем которого этот том, вероятно, будет идентифицироваться в каталогах и других источниках) (1733 г.). Korte beschryvinge van den Levens-Loop van wijlen den Eerwaardigen, Edelen en Hooggeleerden Heer Johan Balthazar Schuppius . стр. 401–423.
{{cite book}}
:|author1=
имеет родовое имя ( помощь ) ;|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Евангелическая народная библиотека, том 5 , стр. 991.