Себальд Хейден
Себальд Хейден | |
---|---|
![]() Себальд Хейден | |
Рожденный | |
Умер | 9 июля 1561 г. | ( 61 год
Образование | Университет Ингольштадта |
Занятия |
|
Организации | Санкт-Зебальд, Нюрнберг |
Заметная работа |
Зебальд Хейден (8 декабря 1499 г. - 9 июля 1561 г.) [1] немецкий музыковед , кантор , богослов , автор гимнов и религиозный поэт. Он, пожалуй, наиболее известен своей книгой De arte canendi («Об искусстве пения», третья часть, опубликованной в 1540 году), которая, как считается, оказала большое влияние на науку и обучение пению мальчиков. [2] Он написал такие гимны, как « O Mensch, bewein dein Sünde Groß ». Было высказано предположение, что Гейден был первым в мире настоящим музыковедом. [3]
Биография
[ редактировать ]Хейден родился в Бруке (ныне часть Эрлангена ) в семье нюрнбергских патрициев. [3] С 1505 года он учился у теоретика музыки Иоганна Кохлея в школе Святого Лоренца . [4] Он поступил в Ингольштадтский университет в 1513 году, получив степень магистра в 1519 году. [3] [4] С 1519 года работал кантором, а затем ректором Нюрнбергской госпитальной школы. В январе 1525 года он был назначен первым лютеранским ректором школы Святого Себальда . [5] Среди его учеников был Николас Сельнекер . Он поддерживал регулярные контакты с Гансом Саксом и Альбрехтом Дюрером . За прошедшие десятилетия Хейден заработал отличную репутацию учёного, посвятившего себя исследованиям и написанию статей по вопросам образования, теологии и музыки. [3] Первоначально он был лютеранином , но в 1530-х годах попал под влияние Цвингли . [3]
Первые публикации Гейдена появились примерно в 1523–1525 годах: теологические трактаты, такие как «Salve regina» , которые он представил Рейхстагу в другом христианском контексте. [4] В 1524 году он опубликовал Adversus Hypocritas Calumniatores, богословский трактат о ложно обвиненных ересях . [6] В 1527 году он начал публиковать такие учебники, как «Формулы пуэрилиум коллоквиорум» ( «Номенклатура »). [5] Его «Формулы» сразу же стали важной работой, которую использовали в качестве разговорника между немецко-, польско- и венгерскоязычными студентами Краковского университета . [5] В 1530 году он написал гимн « O Mensch, bewein dein Sünde groß » (О человек, оплакивай свои великие грехи). Страстная песнь поэтически отражает в «великих страстях» страдания Христовы. Он написал ее на мелодию Маттиаса Грейтера на оригинальный текст: «Es sind doch selig alle, die im rechten Glauben wandeln hie» (Блаженны все, кто ходит здесь в истинной вере). В 1532 году он опубликовал дополнительные учебники Leges scholasticae и Musicae stoicheiosis .
Хейдена Говорят, что «De arte canendi» , его третье и последнее издание, завершенное в Нюрнберге в 1540 году, «оказало большее влияние на современную науку, чем любое другое сочинение об измерении и тактусе 15-го или 16-го века». [3] Сборник светских песен был описан как «трактат о технике пения, предназначенный для растущего числа музыкантов-любителей, желающих улучшить свои навыки». [7] Первая часть была выпущена в 1532 году и состояла из 26 страниц, вторая в 1537 году выросла до 115 страниц, а третья в 1540 году - до 163 страниц. [4] копию и » Тинкториса «Пропорционала С 1537 года Гейден позаимствовал у Георга Форстера тщательно изучил композиторов, представленных в ней. [4] Хейден также написал несколько гимнов и стихов. [8] В третьей части Хейден признался, что является поклонником Жоскена де Пре Жоскена и его современников, переписав, среди прочего, « Missa L'homme sexti toni» (Бенедикт). [9] [10] Примечательно, что Хейден, как говорят, «принял позицию ужаса фузэ в то время, когда итальянские музыканты писали пьесы на ноту ниже под подписью C». [9] Действительно, этот трактат, как говорят, «побудил многих ученых двадцатого века поверить в то, что тактус шестнадцатого века представляет собой неизменный ритм». [11] В 1546 году он опубликовал «Paedonomia scholastica pietatis, studii literarij ac morum» . [12]
Гейден умер в Нюрнберге.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вонхас, Теодор (1972), «Хейден, Зебальд» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 9, Берлин: Duncker & Humblot, с. 70 ; ( полный текст онлайн )
- ^ Шильц, Кателийне; Блэкберн, Бонни Дж. (2007). Каноны и канонические техники XIV–XVI веков: теория, практика и история рецепции . Издательство Питерс. п. 304. ИСБН 978-90-429-1681-4 . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж ДеФорд, Рут И. «Зебальд Гейден (1499–1561): первый исторический музыковед?» (PDF) . Хантер-колледж и Аспирантура Городского университета Нью-Йорка. Архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2012 года . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джадд, Кристл Коллинз (2 ноября 2006 г.). Чтение теории музыки эпохи Возрождения: слух глазами . Издательство Кембриджского университета. п. 91-. ISBN 978-0-521-02819-6 . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Макардл, Питер (1 декабря 2007 г.). Конфабуляции: Кельнская жизнь и гуманизм в «Конфабуляциях tironum litterariorum» Германа Шоттена (Кёльн, 1525 г.) . Даремские современные языки. п. 124. ИСБН 978-0-907310-67-9 . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Хейден, Зебальд (1524 г.). Против лицемеров Калумниаторов, о ложно обвиненных еретиках[м], о перевернутой песне, с которой начинается королева Сальве, защита Себальда Хейдена . Петриус Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Международная ассоциация музыкальных библиотек. Филиал в Соединенном Королевстве (2005 г.). Брио . Филиал. стр. 10–15 . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Уильямс, Дэвид Рассел; Баленсуэла, К. Мэтью (2007). Теория музыки от Боэция до Зарлино: библиография и руководство . Пендрагон Пресс. п. 106. ИСБН 978-1-57647-157-9 . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Хаар, Джеймс; Корнейлсон, Пол Эдвард (24 августа 1998 г.). Наука и искусство музыки эпохи Возрождения . Издательство Принстонского университета. п. 178. ИСБН 978-0-691-02874-3 . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Смит, Энн (30 марта 2011 г.). Исполнение музыки XVI века: уроки теоретиков . Издательство Оксфордского университета. п. 29. ISBN 978-0-19-974262-2 . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Хоул, Джордж (июнь 2000 г.). Метр в музыке 1600–1800: исполнение, восприятие и обозначения . Издательство Университета Индианы. п. 3. ISBN 978-0-253-21391-4 . Проверено 4 апреля 2012 г.
- ^ Хейден, Зебальд (1546 г.). Схоластическая педагогика, содержащая заповеди благочестия, литературоведения и моральной честности . Монтанус Проверено 4 апреля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Литература Зебальда Гейдена и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Йорг Рике, Доминика Бопп и Себастьян Розенбергер (редакторы): «Formulae Puerilium Colloquiorum» Зебальда Хейдена: К истории разговорной книги раннего Нового времени . Вольфенбюттель 2019–2020 гг.; работа продолжается. (цифровые источники Вольфенбюттеля)
- 1499 рождений
- 1561 смерть
- Немецкие протестантские авторы гимнов
- Немецкие музыкальные преподаватели
- Немецкие музыковеды
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие протестантские богословы XVI века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Люди из Эрлангена
- Писатели из Нюрнберга
- Немецкие теоретики музыки
- Немецкие писатели-мужчины XVI века