Лютеранский хорал

Лютеранский хорал — это музыкальная постановка лютеранского гимна , предназначенная для исполнения прихожанами на службе протестантской церкви в Германии . Типичная четырехчастная постановка хорала, в которой сопрано (и прихожане) поют мелодию вместе с тремя более низкими голосами, известна как гармонизация хорала .
Лютеранские гимны [ править ]
Начиная с 1523 года Мартин Лютер начал переводить тексты богослужений на немецкий язык с латыни. [1] Он сам сочинил мелодии для некоторых гимнов, таких как «Ein feste Burg ist unser Gott» (« Могучая крепость — наш Бог »), и даже несколько гармонизированных постановок. [2] Для других гимнов он адаптировал мелодии григорианского песнопения , используемые в католическом богослужении, к новым немецким текстам, иногда используя одну и ту же мелодию более одного раза. [ нужна ссылка ] Например, он подогнал мелодию гимна « Veni redemptor gentium » к трем различным текстам: « Даруй нам мир милостиво », « Сохрани нас, Господи, за словом Твоим » и « Ныне приди, Спаситель язычников ». [1] Первые лютеранские гимны были опубликованы в 1524 году. [3] К ним относятся Achtliederbuch (известный как первый лютеранский гимн) и Эрфуртский энхиридион (оба с мелодическими настройками без аккомпанемента), а также Иоганна Вальтера , Eyn geystlich Gesangk Buchleyn первый, который содержит настройки частей лютеранских гимнов. [1] [4]
Лютер и его современники называли эти народные гимны geistliche Lieder (духовные песни), Psalmen (псалмы), christliche Lieder (христианские песни) и geistliche (или christliche ) Gesänge или Kirchengesänge . Немецкое слово Choral , которое первоначально использовалось для описания латинских простых мелодий, впервые было применено к лютеранскому гимну только в конце шестнадцатого века. [1]
В современную эпоху в протестантском богослужении используются многие лютеранские гимны, иногда исполняемые в четырехчастной гармонии . [ нужна ссылка ]
Композиторы [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2020 г. ) |
Авторы мелодий лютеранских гимнов или принявшие такие мелодии в своих сочинениях:
- Мартин Лютер (1483–1546)
- Иоганн Вальтер (1496–1570)
- Себальд Хейден (1499–1561)
- Николаус Герман ( ок. 1500–1561 )
- Йоханнес Герман (1515–1593)
- Николаус Сельнекер (1530–1592)
- Сириакус Шнеегасс (1546–1597)
- Иоахим Бурк (1546–1610)
- Филипп Николай (1556–1608)
- Варфоломей Гесий ( ок. 1562–1613 )
- Михаил Преториус (1571–1621)
- Мельхиор Франк ( ок. 1579–1639 )
- Мельхиор Тешнер (1584–1635)
- Майкл Альтенбург (1584–1640)
- Генрих Шютц (1585–1672)
- Иоганн Герман Шейн (1586–1630)
- Сэмюэл Шейдт (1587–1654)
- Иоганн Шоп ( ок. 1590–1667 )
- Генрих Шейдеман ( ок. 1595–1663 )
- Иоганн Крюгер (1598–1662)
- Андреас Хаммершмидт (1611/1612–1675)
- Дитрих Букстехуде ( ок. 1638–1707 )
- Готфрид Вопелиус (1645–1715)
- Иоганн Пахельбель (1653–1706)
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) гармонизировал сотни хоралов, которые обычно использовались в конце его кантат и заключительных сценах его «Страстей». В своих «Страстях по Матфею» он изложил пять строф « O Haupt voll Blut und Wunden » четырьмя разными способами. Он также использовал гимны как основу для своего цикла хоральных кантат и хоральных прелюдий . Бах сосредоточился на хоралах, особенно в хоральных кантатах своего второго годового цикла, написанных в основном в 1724/25 году.
- Феликс Мендельсон (1809–1847)
- Антон Брукнер (1824–1896). [5]
- Иоганнес Брамс (1833–1897)
- Макс Регер (1873–1916)
- Зигфрид Карг-Элерт (1877–1933)
- Игорь Стравинский (1882–1971)
- Эрнст Пеппинг (1901–1981)
- Хьюго Дистлер (1908–1942)
- Софья Губайдулина (р. 1931)
- Джордж К. Бейкер (р. 1951)
основе лютеранских Сочинения на хоралов
![]() | В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|

Вокал [ править ]
Орган [ править ]
Хоралы также появляются в хоральных прелюдиях , пьесах, обычно для органа, изначально предназначенных для исполнения непосредственно перед коллективным пением гимна, но превратившихся в автономный жанр северогерманскими композиторами середины и конца 17 века, особенно Дитрихом Букстехуде. [6] Прелюдия к хоралу включает в себя мелодию хорала и добавляет контрапунктические линии. Одним из первых композиторов, написавших хоральные прелюдии, был Самуэль Шейдт. Многие хоральные прелюдии Баха являются наиболее известными примерами этой формы. Среди более поздних композиторов хоральной прелюдии - Иоганнес Брамс, например, в его «Одинадцати хоральных прелюдиях» , и Макс Регер, сочинивший множество примеров, в том числе Wie schön leucht 'uns der Morgenstern (на основе гимна Филиппа Николаи). В 20 веке важный вклад в этот жанр внесли Хьюго Дистлер и Эрнст Пеппинг. [6]
Другой инструментал [ править ]
- Софья Губайдулина — Размышление на хорал Баха «Перед троном твоим ступаю» , для клавесина, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса (1993)
Стипендия [ править ]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2017 г. ) |
С 19 века усилилась стипендия лютеранских хоралов. [ нужна ссылка ]
Карл фон Винтерфельд [ править ]
Музыковед Карл фон Винтерфельд опубликовал три тома церковной песни и ее связи с композиторским искусством» с «Евангелической 1843 по 1847 год. [7]
Зана Классификация хоральных мелодий
Йоханнес Зан опубликовал Die Melodien der deutsche Evangelischen Kirchenlieder ( мелодии немецких евангелических гимнов ) в шести томах с 1889 по 1893 год. [8]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Маршалл и Ливер 2001 .
- ^ Ливер 2001 .
- ^ Тови 1911 , 6:269.
- ^ Браун 2001 .
- ^ Хартен 1996 , с. 145.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маршалл 2001 .
- ^ Винтерфельд 1843–1847 .
- ^ Зан 1889–1893 .
Источники [ править ]
- Браун, Вернер. 2001. «Вальтер [Вальтер], Иоганн [Йоханнес] (я)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Ливер, Робин А. 2001. «Лютер, Мартин». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Маршалл, Роберт Л. 2001. «Хоральная прелюдия». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Маршалл, Роберт Л. и Робин А. Ливер. 2001. «Хорал». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
- Хартен, Уве. 1996. Антон Брукнер. Руководство . Зальбург: Резиденц Верлаг. ISBN 3-7017-1030-9 .
- Тови, Дональд Фрэнсис (1911). « Хорал ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Винтерфельд, Карл фон [на немецком языке] (1843–1847). Протестантское церковное пение и его связь с искусством музыкальной композиции (на немецком языке). Том I – III. Лейпциг: Breitkopf & Härtel . Отдельные тома в Google Книгах :
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )- I (1843 г.): Евангелическое церковное пение в первом веке церковного совершенствования (первые века Реформации)
- II (1845 г.): Евангелическое церковное пение семнадцатого века (17 век).
- III (1847 г.): Евангелическое церковное пение восемнадцатого века.
- Зан, Йоханнес (1889–1893). Мелодии немецких протестантских гимнов (на немецком языке). Том I – VI. Гютерсло: Бертельсманн . Отдельные тома в Интернет-архиве :
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )- I (1889): Мелодии в двух -пяти строках, №№. 1-2047
- II (1890): Мелодии в шести строках, №№. 2048-4216
- III (1890): Семистрочные и ямбические восьмистрочные мелодии (мелодии в семи и восьми ямбических строках), Nos. 4217-6231
- IV (1891): Мелодии от восьмистишного хорея до десятистишия включительно (мелодии от восьми до десяти строк включительно), Nos. 6232-8087
- V (1892): Прочие мелодии, начиная с одиннадцати строк, вместе с приложением и дополнением, а также хронологический список изобретателей мелодий и алфавитный список мелодий (остальные мелодии из одиннадцати строк и более, с приложение и дополнение, а также хронологический указатель составителей мелодий и алфавитный регистр мелодий), №№ 8088–8806
- VI (1893 г.): Заключительный том: хронологический каталог использованных сборников песен, мелодий и хоров, а также последние приложения.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Анон. 1980. «Хорал». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди . 20 том. Лондон: Macmillan Publishers Ltd. ISBN 1-56159-174-2 .
- Лайтвуд, Джеймс Томас (1906). «Я: Немецкий хорал» . Гимны-напевы и их история . Лондон: Чарльз Х. Келли. стр. 1–22.
- Рэндел, Дон Майкл (ред.). 1986. Новый Гарвардский музыкальный словарь , третье издание. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-61525-5 .
- Рэндел, Дон Майкл (ред.). 2003. Гарвардский музыкальный словарь , четвертое издание. Кембридж: Belknap Press, для издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-011632 .
- Уилсон, Арчибальд В. (1920). Хьюз, Х.В. (ред.). Хоралы: их происхождение и влияние . Монографии церковной музыки. Том. 1. Лондон: Фейт Пресс.
Внешние ссылки [ править ]

- Обсуждение хорала Бернарда Гринберга в FAQ по И.С. Баху (архивная копия)
- Полные наборы всех четырехчастных настроек хорала Баха в формате MIDI или QuickTime.
- Американская хоровая музыка, 1870–1923 гг. , LoC
- ChoraleGUIDE – помощь в гармонизации хорала Баха.
- Хоралы «Страстей по Матфею» Баха