Часть песни
Партсонс , , партсонг или партсонг — форма хоровой музыки состоящая из песни на светский или нелитургический священный текст, [1] написано или аранжировано для нескольких вокальных партий . Партии песен обычно исполняются хором SATB , но иногда и полностью мужским или женским ансамблем. [2] Партии песен предназначены для исполнения a cappella , то есть без сопровождения, если специально не указано инструментальное сопровождение.
В Британии
[ редактировать ]Песня-партия была создана в Великобритании на основе традиции мадригала (хотя изначально с большим упором на гомофоническую гармонию и меньше на написание полифонических 18-го века партий) и Glee . [3] Пол Хиллиер описывает Glee как «уникально английское творение… веселую музыку мужских музыкальных обществ». Классический Glee - это «по сути произведение для мужских голосов без сопровождения, состоящее не менее чем из трех частей... более простое [чем мадригал] по фактуре, менее сложное по дизайну и, как правило, основанное на простейшем виде диатонической гармонии». [4] Одним из самых известных примеров является Сэмюэля Уэббе » «Славный Аполлон , написанный в 1790 году. [5]
Партийная песня вскоре была признана более подходящей для смешанных хоров, ее развитие отмечено возрастающей сложностью формы и контрапунктического содержания. [6] Постепенно он привлек внимание более широкого круга композиторов. Одним из них был Феликс Мендельсон , уже оказавший влияние на английскую хоровую традицию благодаря своим ораториям. Переведенные на английский язык, его партии песен стали очень популярны в Англии. Мендельсон был знаком с Glees, его учитель Карл Фридрих Цельтер в 1808 году основал Berliner Liedertafel , немецкий аналог клуба Glee . [4]
Партии песен быстро были восприняты музыкальными издателями как коммерческая возможность. С начала 1840-х годов Новелло и Ко включали «Музыкальные времена» и «Проспект класса пения» в каждый выпуск простой отрывок из хоровой музыки (чередующейся светской и духовной), на который члены хорового общества подписывались коллективно ради музыки. [7]
Среди первых британских композиторов партийных песен — Джон Липтрот Хаттон , Р.Дж.С. Стивенс , Генри Смарт и Джордж Александр Макфаррен , который был известен своими шекспировскими установками. Примерно на рубеже 20-го века, в период расцвета партийной песни, Хьюберт Пэрри , Чарльз Вильерс Стэнфорд и Эдвард Элгар были основными представителями, часто привнося возвышенную серьезность в свои настройки великой английской поэзии как современной, так и более ранних эпох. Более поздние крупные авторы этого жанра включают Ральфа Воана Уильямса , Грэнвилла Бантока , Арнольда Бакса , Питера Уорлока , Густава Холста и Бенджамина Бриттена (его «Пять цветочных песен 1950 года»). Интерес быстро снизился с 1950-х годов, когда все больше специализированных хоров начали отстаивать традицию мадригала. [8]
Композиторы также успешно использовали средства частичной песни для создания современных аранжировок традиционных народных песен , в том числе песен Шотландии , Англии , Уэльса и Ирландии . Партии песен иногда могут быть как священными, так и светскими. Несопровождаемый литургический гимн может быть близким по форме и фактуре. Салливана « Пять священных партийных песен» были опубликованы в 1871 году. [6]
В Европе
[ редактировать ]Первое немецкое Liedertafel музыкальное общество мужских голосов было основано в Берлине Карлом Фридрихом Цельтером в 1808 году. Генрих Маршнер и Карл Вебер написали примеры только для мужских голосов. За ними последовали пьесы со смешанным голосом, посвященные немецкой романтической поэзии Шуберта , Шумана , Мендельсона, Питера Корнелиуса и Брамса . [9] Точно так же во Франции первые мужские хоровые общества «Орфеон» были созданы в середине 19 века. Гуно , Сен-Санс , Делиб , Дебюсси и Равель написали примеры для смешанных хоров. [6]
В Украине
[ редактировать ]В Украине часть песни заменила Знаменный распев . Примерно за полвека до появления партийной партии старая нотация хука стала заменяться нелинейной, близкой к современной. Православные братства инициировали введение партийного пения. Они открыли школы при монастырях и ввели изучение партийной песни в братских и церковных хорах. Первое упоминание о таком кабинете связано со Львовским ставропейским братством и датируется 1590-ми годами. Теоретические основы партийной песни изложены в ряде трактатов. Самая известная из них и единственная сохранившаяся (в нескольких изданиях) — «Музыкальная грамматика» Николая Дилецкого . [10]
По числу голосов и характеру полифонии украинские партийные песни делятся на три группы: партийные концерты, партийные мотеты и партийные произведения с постоянным многоголосием. К партийным концертам относятся все произведения с 8 и более голосами, а к мотетам - партийные произведения переменной полифонии с 6 и менее голосами. Семичастные произведения пока не обнаружены, поэтому они не включены в эту классификацию, но, скорее всего, их тоже необходимо включать в концерты. По тематике текстов и преобладающим музыкальным средствам песни-партии делятся на две большие группы: виватно-панегирические (славные) и лирико-драматические (покаянные). [10]
В США
[ редактировать ]Клуб ликования Мендельсона был основан в Нью-Йорке в 1866 году. Его вторым музыкальным руководителем был Эдвард Макдауэлл . Партийные песни процветали в США с 1860-х по 1930-е годы. Примеры были составлены Эми Бич , Дадли Баком , Джорджем Уайтфилдом Чедвиком , Артуром Футом , Генри Хэдли , Маргарет Рутвен Лэнг , Эдвардом Макдауэллом и Горацио Паркером , а совсем недавно Рэндаллом Томпсоном и Эллиотом Картером . [11]
Примеры
[ редактировать ]- Вы заметили змей , текст Шекспира , музыка Р.Дж.С. Стивенса (1782)
- Возложите гирлянду на музыку Роберта Лукаса Пирсолла (1854 г.)
- Орфей со своей лютней , текст Шекспира, музыка Джорджа Александра Макфаррена.
- Sweet and Low , текст Теннисона , музыка Джозефа Барнби (1865)
- «Долгий день приближается» , текст Генри Чорли , музыка Артура Салливана (1868)
- Вальдеснахт , соч. 62, нет. 3, текст Пауля Хейзе , музыка Брамса (1874)
- «Спокойствие ночей» , Op 68 No 1, музыка Сен-Санса (1883)
- «Как потоки летом» , текст Лонгфелло , музыка Эдварда Элгара (1896)
- «Синяя птица» , текст Мэри Кольридж , музыка Чарльза Вильерса, Стэнфорд (1910)
- «Сумеречная ночь» , текст Кристины Россетти , музыка Джона Айрленда (1922)
- Песни весны , тексты шести авторов, музыка Э. Дж. Моэрана (1930)
- Пять цветочных песен , тексты четырёх авторов, музыка Бенджамина Бриттена (1950)
- Три песни Шекспира - текст Шекспира, музыка Воана Уильямса (1951)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Купер, Джон Майкл; Киннетт, Рэнди (2013). Исторический словарь романтической музыки . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. п. 449. ИСБН 9780810872301 . Проверено 3 августа 2022 г.
- ^ Бейкер (2007). Словарь музыкальных терминов . Читайте книги. ISBN 978-1-4067-6292-1 .
- ^ Майкл Херд : «Glees, Madrigals and Partsongs», в книге «Музыка в Британии: эпоха романтизма», 1800–1914 , изд. Н. Темперли (Лондон, 1981), стр. 242–65.
- ^ Jump up to: а б Хиллер, Пол. Предисловие к английским романтическим партиям песен , Oxford University Press (1986)
- ^ Ричард Франко Гольдман. «После Генделя - в Великобритании и Америке», в книге Артура Джейкобса (ред.), Хоровая музыка (Пеликан, 1963), стр. 192–194.
- ^ Jump up to: а б с Джудит Блеззард, «Partsong» , в Grove Music Online (2001)
- ^ Скоулз, Перси.А. «Век «Musical Times»» , в The Musical Times , Vol. 85, № 1216, столетний номер 1844–1944 (июнь 1944 г.), стр. 173–176.
- ^ Герберт Антклифф . Исчезновение Партсонга , в The Musical Times , Vol. 94, № 1330 (декабрь 1953 г.), стр. 562-563.
- ^ Джудит Блеззард: « Пой, слушай: немецкая романтическая песня », в The Musical Times Vol. 134, № 1803, май 1993 г., стр. 254–5.
- ^ Jump up to: а б Korniy L. (2011). "Партесное пение [Partsong]" . Encyclopedia of the History of Ukraine .
- ^ Уильям Осборн. «Партсонг (США)» в Grove Music Online (2001)