Синяя птица (Стэнфорд)
Синяя птица | |
---|---|
![]() Первая страница «Синей птицы» | |
Опус | 119, № 3 |
Форма | Партсонг |
Текст | стихотворение Мэри Элизабет Кольридж |
Мелодия | Чарльз Вильерс Стэнфорд |
Составленный | 1910 |
Издатель | Стейнер и Белл |
Подсчет очков | САТБ |
«Синяя птица» — это партсонг (соч. 119, № 3), написанный Чарльзом Вильерсом Стэнфордом в 1910 году. Он основан на словах L'Oiseau Bleu , стихотворения Мэри Элизабет Кольридж , в котором изображена синяя птица, летящая над озером. . Написано для хора СААТБ: сопрано , разделенных альтов , тенора и баса . Стэнфорда «The Blue Bird» — третья из восьми песен , представляющих собой тексты Кольриджа. При жизни Стэнфорда она широко исполнялась хоровыми обществами Англии и считается одной из лучших когда-либо написанных английских партийных песен. Он был записан такими ансамблями, как The Cambridge Singers , Oxford Camerata , Tenebrae и Gabrieli Consort .
Контекст
[ редактировать ]Прежде чем сочинить «Синюю птицу», Чарльз Вильерс Стэнфорд уже зарекомендовал себя как опытный автор песен. Он начал с написания трех их сборников в елизаветинском стиле, первый из которых (соч. 47, 1892 г.) был оценен журналом Musical Times как один из лучших в своем роде. [ 1 ] Затем он обратился к аранжировкам ирландских народных песен, а затем к соч. 119 и соч. 127, опубликовано Stainer & Bell , [ 2 ] это поэзия Мэри Элизабет Кольридж, чей отец Артур Дьюк Кольридж был другом Стэнфорда. [ 3 ] «Синяя птица» происходит из соч. 119 сборников партий и является одним из самых известных примеров этой формы в Стэнфорде. [ 1 ] [ 4 ] Эта форма впервые стала влиятельной в Англии, когда части песни Феликса Мендельсона были переведены на английский язык, и этот жанр вырос отчасти из-за популярности хоровых обществ начала 19 века . [ 5 ] [ 6 ]
Песня
[ редактировать ]Музыкально-стиховая форма
[ редактировать ]Партсонги часто строфичны и написаны для нескольких голосов с гомофонной текстурой, с редкими ритмическими вариациями между верхними и нижними голосами. [ 4 ] Они предназначены для пения в интимной обстановке. [ 7 ] «Синяя птица» написана в тональности соль-бемоль мажор и написана для ансамбля SAATB (хотя партия сопрано часто исполняется как соло, а сопрано и альт в хоре поют первую и вторую линии альта соответственно). Типичное выступление длится около четырех минут, в зависимости от каждого дирижера. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Произведение строфическое, состоит из двух строф, имеющих схожую гармоническую обработку. Первые четыре такта повторяются в конце, выступая в роли короткой кода . [ 11 ] В гармонии часто подчеркиваются второстепенные септимы и близко расположенные интервалы, например, основная секунда , которая часто присутствует в произведении. Финальный аккорд — септаккорд, основанный на супертонике (ля-бемоль), а финальный «синий» аккорд сопрано приостановлен. [ 12 ] [ 13 ] Это намеренное отсутствие решимости создает, по словам Джереми Диббла , «неподражаемую версию вечного». [ 14 ]
«Синяя птица» использует гармонические, ритмические и другие элементы музыки, чтобы передать образность стихотворения. Партия сопрано играет важную роль в изображении самой синей птицы. Диббл интерпретирует широкий диапазон линии сопрано как иллюстрацию «свободного полета птицы через озеро», а повторяющиеся случаи слова «синий» в ми-бемоль как «парящую» птицу. [ 14 ] Что касается других образов, Пол Родмелл пишет, что медленный характер музыки ( ларгетто транквилло , или, скорее, медленный [ 7 ] ) изображает «идеальную картину тихого жаркого дня». [ 15 ] Он также сравнивает характер произведения с произведением Воана Уильямса «Восхождение жаворонка» (1914), пьесой для скрипки с оркестром, в музыке которой также изображены летящая птица и природные пейзажи. [ 15 ] [ 16 ]
Текст
[ редактировать ]
Стихотворение Кольриджа было первоначально опубликовано в 1897 году под французским названием L'Oiseau Bleu . [ 17 ] Он был опубликован под псевдонимом «Анодос», который взят из романа «Фантаст Джорджа Макдональда » и может интерпретироваться как «Странник». [ 18 ] «Синяя птица» было одним из многих стихотворений, опубликованных посмертно под собственным именем Кольриджа в 1908 году, после того как она преждевременно умерла в прошлом году в возрасте 45 лет. [ 19 ] [ 3 ]
Озеро лежало голубое под холмом.
О'эр, пока я смотрел, там летал
Через воды, холодные и тихие,
Птица, чьи крылья были бледно-голубыми.
Небо над головой наконец стало голубым,
Небо подо мной голубое в голубизне.
Мгновение, прежде чем птица пролетела,
Он поймал его образ во время полета.
Прием и наследие
[ редактировать ]По словам музыканта и писателя Уолтера Битнера, «великая красота стихотворения заключается в его прямом выражении природной красоты и его способности вызывать сильное впечатление в воображении читателя... Поэт тщательно определяет тему стихотворения как «Я ', так что, читая или слушая его, каждый из нас видит этот образ мысленным взором, как будто мы сами являемся свидетелями этого события... Это чистый импрессионизм». [ 20 ] В «Словаре музыки и музыкантов Гроува » Диббл отмечает, что «Синяя птица» демонстрирует опыт Стэнфорда в утонченном и изысканном диатоническом гармоническом языке, а также «лирическое чутье». [ 21 ]
Стэнфорд внес свой вклад в репертуар английской хоровой музыки XIX века и в музыку, исполняемую в хоровых обществах . В своем обращении Стэнфорда к столетнему юбилею композитор Герберт Хауэллс отметил, что «Синяя птица», в частности, широко исполнялась среди хоровых обществ по всей стране и как она сформировала «необходимую красоту в сердцах бесчисленных певцов». [ 22 ] Музыковед Джереми Диббл, специализирующийся на Стэнфорде и его произведениях, описывает «Синюю птицу» как «возможно, одну из величайших когда-либо написанных английских песен». [ 23 ] [ 24 ] В своей биографии Стэнфорда музыковед Пол Родмелл сравнивает «Синюю птицу» в контексте « Восьми партийных песен » (соч. 119), отмечая, что, хотя большинство из «Восьми партийных песен» «несущественны», «Синяя птица» выделяется как исключение. и «заслуживает своей известности». [ 15 ] Чарльз Рид в «Хоровой музыке » описывает партию песни как «округлую идеальную миниатюру», которую можно считать одной из лучших в своей области. [ 12 ]
Джудит Бингхэм » «Утонувшие любовники (по ее собственным словам, в честь Мэри Кольридж) была задумана как партнерская работа для «Синей птицы» с использованием гармоний, заимствованных из оригинала. Композитор оговаривает, что работа Стэнфорда должна следовать всегда без перерыва. [ 25 ] [ 26 ]
Избранная дискография
[ редактировать ]«Синяя птица» обычно включается в альбом отрывков песен разных композиторов или в сборник музыки Стэнфорда. Произведение вошло в пластинку There is Sweet Music (Collegium Records COLCD 104, 1986; CSCD 505, 2002), исполненную Cambridge Singers под руководством Джона Раттера . [ 8 ] Он также является частью « Хоровой музыки - английских мадригалов и песен от Генриха VIII до 20 века» (Наксос 8.553088, 1996), исполненной Оксфордской Камератой под руководством Джереми Саммерли . В эту пластинку вошли все восемь песен Стэнфордского соч. 119. [ 9 ] Другие пластинки, в которых присутствуют особенности The Blue Bird, включают: One Day Fine - Хоровая музыка из Ирландии ( RTÉ Lyric CD131) в исполнении Национального камерного хора Ирландии под управлением Пола Хиллера ; [ 27 ] Сэр Чарльз Вильерс Стэнфорд (The British Music Collection, Decca 470 384-2, 2006) в исполнении хора Нового колледжа Оксфорда ; [ 10 ] Музыка сфер. Партия песен Британских островов (Signum SIGCD904, 2016) в исполнении Tenebrae под управлением Найджела Шорта ; [ 28 ] Silence & Music (Signum SIGCD490, 2017) в исполнении Gabrieli Consort под управлением Пола МакКриша ; [ 29 ] и In Paradisum (Aparté Music AP228, 2020) в исполнении Schola Cantorum из Мемориальной школы кардинала Воана. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Алвес 2016 , с. 59.
- ^ Диббл 2002 , с. 395.
- ^ Jump up to: а б Диббл 2002 , с. 398.
- ^ Jump up to: а б Шрок 2009 , с. 538.
- ^ Бьюкенен и Мехаффи 2007 , с. 589-590.
- ^ Кеннеди и Кеннеди 2013 , с. 637.
- ^ Jump up to: а б Бьюкенен и Мехаффи 2007 , с. 591.
- ^ Jump up to: а б «Звучит приятная музыка» . Джон Раттер Композитор и дирижер . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Хоровая музыка — английские мадригалы и песни от Генриха VIII до XX века» . Наксос . Наксос Диджитал Сервисез Лтд . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Британская музыкальная коллекция - сэр Чарльз Вильерс Стэнфорд» . Royal Leamington Spa, Великобритания: Presto Classical Limited . Проверено 19 февраля 2022 г.
- ^ Бьюкенен и Мехаффи 2007 , с. 592.
- ^ Jump up to: а б Рид 1963 , с. 268.
- ^ Бьюкенен и Мехаффи 2007 , с. 590.
- ^ Jump up to: а б Диббл 2002 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б с Родмелл 2017 , с. 261.
- ^ Воган Уильямс 1964 , с. 156.
- ^ Анодос 1897 , с. 27.
- ^ Newbolt 1908 , p. v.
- ^ Ньюболт 1908 .
- ^ Битнер 2020 , с. 12.
- ^ Диббл 2001 .
- ^ Хауэллс 1952 , стр. 26–27.
- ^ Диббл 2019 .
- ^ «Профиль персонала» . Даремский университет . Проверено 7 мая 2022 г.
- ^ Сигнал SIGCD904 (2016)
- ^ Утонувшие любовники , Faber Music
- ^ «One Day Fine: Национальный камерный хор Ирландии» . RTÉ Лирик фм . 8 февраля 2017 года . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Музыка сфер» . Сигнум Рекордс . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Тишина и музыка» . Сигнум Рекордс . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «Записи» . Schola Cantorum Мемориальной школы кардинала Воана . Проверено 19 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Алвес, Честер Л. (2016). История западной хоровой музыки . Том. 2. Великобритания: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199377015 .
- Анодос (1897). Гердон Фэнси . Лондон: Элкин Мэтьюз.
- Битнер, Уолтер (2020). «С подиума». Хоровой руководитель . Том. 17, нет. 6. С. 12–15.
- Бьюкенен, Хизер Дж.; Мехаффи, Мэтью В., ред. (2007). Преподавание музыки через исполнение в хоре . Том. 2. Чикаго: Публикации GIA . ISBN 9781579996635 .
- Диббл, Джереми (2001). Стэнфорд, сэр Чарльз Вильерс . Гроув Музыка онлайн .
- Диббл, Джереми (2002). Чарльз Вильерс Стэнфорд: человек и музыкант . Германия: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780198163831 .
- Диббл, Джереми (октябрь 2019 г.). «Другой Стэнфорд: мы давно восхищаемся церковной музыкой Стэнфорда, но шквал новых релизов, включая первую оперную запись, может изменить наше впечатление об этом британском композиторе». Граммофон . Том. 97, нет. 1179. стр. 26+.
- Хауэллс, Герберт (1952). «Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852-1924). Речь по случаю его столетия» . Труды Королевской музыкальной ассоциации . 79-я сессия: 19–31. дои : 10.1093/jrma/79.1.19 . JSTOR 766209 – через Тейлора и Фрэнсиса .
- Кеннеди, Майкл; Кеннеди, Джойс (2013). Резерфорд-Джонсон, Тим (ред.). Оксфордский музыкальный словарь . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199578542 .
- Ньюболт, Генри, изд. (1908). Стихи Мэри Э. Кольридж . Лондон: Элкин Мэтьюз.
- Рид, Чарльз (1963). «Британия от Стэнфорда до Воана Уильямса: около 1800–1939». Джейкобс , Артур (ред.). Хоровая музыка: Симпозиум . Великобритания: Penguin Books . ISBN 9780140205336 .
- Родмелл, Пол (2017). Чарльз Вильерс Стэнфорд . Соединенное Королевство: Тейлор и Фрэнсис . ISBN 9781351572262 .
- Шрок, Деннис (2009). Хоровой репертуар . Соединенное Королевство: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199716623 .
- Воан Уильямс, Урсула (1964). RVW: Биография Ральфа Воана Уильямса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780193154117 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 8 партийных песен, соч. 119 : как часть соч. 119 в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Бесплатные партитуры «Синей птицы» в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)