Хоральная прелюдия
В музыке хоральная прелюдия или хоральная постановка — это короткое литургическое произведение для органа, использующее хоральную в качестве основы мелодию. Это был преобладающий стиль эпохи немецкого барокко , достигший своей кульминации в творчестве И. С. Баха , который написал 46 (с 47-м незаконченным ) примеров формы в своем Orgelbüchlein , [ 1 ] наряду с множеством других работ подобного типа в других коллекциях .
Функция
[ редактировать ]Точная литургическая функция хоральной прелюдии в период барокко неясна и является предметом споров. Одна из возможностей заключается в том, что они использовались для представления гимна, который должен был быть исполнен прихожанами, обычно в протестантской , а первоначально в лютеранской церкви. Это предположение может быть справедливым для более коротких хоральных прелюдий (например, постановка Баха «Liebster Jesu, wir sind hier», BWV 731), но многие хоральные прелюдии очень длинные. Возможно, их играли во время специальных служб в церквях или соборах.
Стиль
[ редактировать ]Хоральные прелюдии обычно представляют собой полифоническую настройку с хорошо слышимой и часто украшенной хоральной мелодией, используемой как cantus Firmus. Сопровождающие мотивы обычно возникают в результате контрапунктических манипуляций с хоральной мелодией.
Известные композиторы хоральных прелюдий в период барокко включают Дитриха Букстехуде , Иоганна Пахельбеля и Иоганна Себастьяна Баха . После этого периода форма вышла из моды, и последующие композиторы, такие как Стамиц, И. К. Бах, Гайдн и Моцарт, практически ничего не написали до тех пор, пока не появились примеры конца 19 века, включая произведения Иоганна Брамса и Макса Регера . [ 2 ]
период барокко
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Среди старых мастеров, писавших хоральные прелюдии, — Самуэль Шейдт . [ 3 ] [ 4 ] Его Tabulatura Nova , содержащая несколько таких произведений, была опубликована в 1624 году. [ 3 ] [ 5 ] Свелинк также типичен для периода раннего барокко.
Хоральные прелюдии появляются также в произведениях Дитриха Букстехуде и Георга Бема . До наших дней сохранилось более 40 хоральных прелюдий Букстехуде. [ 6 ] [ 7 ] [ нужна проверка ]
Композиции Иоганна Пахельбеля являются еще одним примером этой формы, многие из его хоральных прелюдий развивают протестантские хоральные мелодии. [ 8 ]
Самый известный композитор хоральных прелюдий — Иоганн Себастьян Бах . [ 9 ] Его самые ранние дошедшие до нас композиции, произведения для органа, которые он, возможно, написал до своего пятнадцатилетия, включают хоральные прелюдии BWV 700 , 724 , 1091, 1094, 1097, 1112, 1113 и 1119 . [ 10 ]
Баха В раннем «Оргельбюхляйне» (1708–1717) мелодия хорала обычно находится в верхней части и сопровождающих ее нижних частях, при этом она очень сложна в своих гармонических и контрапунктических деталях, начало и окончание фраз обычно совпадают с таковыми в хорале. Примером может служить «Jesu, meine Freude», где мелодия хорала в верхней части поддерживается тесно сплетённым и гармонически тонким контрапунктом в трёх частях:
Питер Уильямс (1972, стр. 27) говорит об Orgelbüchlein : «Каждый подход к органным хоралам Баха – их красота, их «символизм», их мастерство – вознаграждается». [ 11 ] Уильямс продолжает (1972, стр. 29): «Одной из самых замечательных особенностей большинства сеттингов является то, что аккомпанемент и мотивы, из которых он состоит, изобретены недавно и тематически не связаны с мелодией».
Напротив, в прелюдии к Wachet auf, ruft uns die Stimme (BWV 645) из набора из шести хоралов Шюблера , взятых из более ранних частей кантаты , аккомпанемент представляет собой свободное облигато, которое происходит от мелодии хорала, но кажется самостоятельно плавать над ним. «Достижение мелодии, независимой от cantus Firmus, хотя в принципе она и известна в ариях облигато, здесь необычайно полно». [ 12 ] Джулиан Минчем (2010) видит здесь асимметрию, которая, возможно, коренится в самом хорале «с его слегка загадочной смесью фраз разной длины»: [ 13 ]
Две мелодические идеи из хорала, отмеченные выше (а) и (б), встроены в строку облигато :
Минчем говорит, что, хотя «тема и хорал не предназначены для того, чтобы начинаться и заканчиваться вместе… [они] идеально сочетаются друг с другом. Хорошо изучите мелодии хорала и ритурнели, и станет очевидным, казалось бы, легкий способ их взаимодействия. Важным моментом является то, что они, похоже, не подходят; но они это делают». [ 13 ]
Романтический период и двадцатый век
[ редактировать ]Есть несколько примеров хоральных прелюдий 19-го и 20-го веков, такие как Одиннадцать хоральных прелюдий Иоганна Брамса , Сезара Франка , Макса Регера и Сэмюэля Барбера . [ 14 ] Подобные произведения продолжают выпускаться и в наши дни, например, Гельмута Вальчи. четыре тома [ 15 ] и семь томов Флора Питерса . [ 16 ]
Иоганнес Брамс
[ редактировать ]См . «Одиннадцать хоральных прелюдий» .
Макс Регер
[ редактировать ]Регер сочинил, среди прочего, 52 хоральные прелюдии, соч. 67 , Хоральные прелюдии для органа, соч. 79b (1900–04) и 30 небольших хоральных прелюдий, соч. 135а (1914).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Граут, Дональд Дж. и Клод В. Палиска, История западной музыки , 7-е издание, Нортон, Лондон , 2006. ISBN 978-0-393-97527-7
- ^ «Хоральная прелюдия» . Британская энциклопедия . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Август Готфрид Риттер. К истории игры на органе . Лейпциг: Макс Гессен, 1884 г .: партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур.
- ^ Карл Штраубе. Хоралворшпиль альтер Мейстер . Издание Питерса, 1907 г .: партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- ^ Сэмюэл Шейдт. Табулатура Нова . Гамбург: Михаэль Геринг, 1624 г .: партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур.
- ^ Снайдер, Керала Дж. Дитрих Букстехуде: органист в Любеке. Нью-Йорк: Книги Ширмера, 1987.
- ^ Сэди, Стэнли и Джон Тайрелл (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove, 2-е издание, Oxford University Press, 2001.
- ^ Мелвилл, Рут. Хоральные прелюдии Иоганна Пахельбеля . "Бюллетень Американского музыковедческого общества, № 3, стр. 11–12. Апрель 1939 г.".
- ^ «Бах – Хоралы: Путеводитель» . Классический ФМ . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Работы 00820 , 00847 , 01277 , 01280 , 01283 , 01298 , 01299 и 01305 на Bach Digital . веб-сайте
- ^ Уильямс, П. Бах Органная музыка. Лондон, Би-би-си.
- ^ Уильямс, П. (1980, стр.112) Органная музыка И.С. Баха: Том. II, Произведения на основе хоралов . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б Минчем, Джулиан (2010). «Глава 55 BWV 140 Проснитесь, голос зовет нас / Проснитесь! Голос Сторожев приказывает нам» . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Барбер, Сэмюэл. Деи Натали (Хоральные прелюдии к Рождеству), 1960.
- ^ Хоральная прелюдия Гельмута Вальчи - записи, Кот. Opal-Libraries.org. Франкфурт, 1980 г.
- ^ «Питерс: меню Органмузыка» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2009 г. Проверено 5 марта 2009 г.