Луи Шпор
Луи Шпор ( [ˈluːi ˈʃpo:ɐ] , 5 апреля 1784 — 22 октября 1859), крестил Людвига Шпора , [1] Позднее часто в современной немецкой форме имя Людвиг было немецким композитором , скрипачом и дирижёром .
Высоко оцененный при жизни, [2] Шпор сочинил десять симфоний , десять опер , восемнадцать для скрипки концертов , четыре концерта для кларнета , четыре оратории , а также различные произведения для малого ансамбля, камерную музыку и авторские песни. [3] Шпор изобрел подбородок для скрипки и оркестровый репетиционный знак . Его творчество охватывает переход между классической и романтической музыкой . [3] но впал в безвестность после его смерти, когда его музыку редко слышали. В конце двадцатого века произошло скромное возрождение. [4] интерес к его творчеству прежде всего в Европе, но его репутация так и не была восстановлена до уровня его жизни.
Жизнь
[ редактировать ]Шпор родился в Брауншвейге в герцогстве Брауншвейг-Вольфенбюттель в семье Карла Генриха Шпора и Юлианы Эрнестины Луизы Хенке; затем в 1786 году семья переехала в Зеезен . [5] Первое музыкальное поощрение Шпора пришло от его родителей: его мать была одаренной певицей и пианисткой, а отец играл на флейте. Скрипач по имени Дюфур дал ему свое первое обучение игре на скрипке. Первые попытки ученика сочинять относятся к началу 1790-х годов. Дюфур, признавая музыкальный талант мальчика, уговорил родителей отправить его в Брауншвейг для дальнейшего обучения.
Провал его первого концертного тура, плохо спланированного путешествия в Гамбург в 1799 году, заставил его обратиться за финансовой помощью к герцогу Карлу Вильгельму Фердинанду Брауншвейгскому . Успешный придворный концерт настолько впечатлил герцога, что он нанял 15-летнего Шпора в качестве камерного музыканта. В 1802 году благодаря добрым услугам герцога он стал учеником Франца Экка и сопровождал его в концертном турне, которое привело его до Санкт-Петербурга . Экк, полностью переучивший Шпора технике игры на скрипке, был воспитанником мангеймской школы , а Шпор стал ее виднейшим наследником. [6] К этому времени относятся первые заметные сочинения Шпора, в том числе его Скрипичный концерт № 1. По возвращении домой герцог разрешил ему совершить концертное турне по Северной Германии. Концерт в Лейпциге в декабре 1804 года поставил «на колени» влиятельного музыкального критика Фридриха Рохлица не только из-за игры Шпора, но и из-за его сочинений. Этот концерт в одночасье принес молодому человеку известность во всем немецкоязычном мире.
В 1805 году Шпор получил должность концертмейстера при дворе Готы , где пробыл до 1812 года. Там он познакомился с 18-летней арфисткой и пианисткой Дореттой Шайдлер , дочерью одного из придворных певцов. Они поженились 2 февраля 1806 года и жили счастливо до смерти Доретты 28 лет спустя. Они успешно выступали вместе как дуэт скрипки и арфы (Шпор сочинил для нее сонату до минор для скрипки и арфы), гастролировали по Италии (1816–1817), Англии (1820) и Парижу (1821), но Доретт позже отказалась от сделала карьеру арфистки и сосредоточилась на воспитании детей.
В 1808 году Шпор практиковался с Бетховеном в доме последнего, работая над Фортепианным трио, соч. 70 № 1, Призрак . Шпор писал, что фортепиано было расстроено, а игра Бетховена была резкой и небрежной. В 1812 году Шпор дирижировал концертом в Предигеркирхе оккупированного французами княжества Эрфурт в честь . 43-летия Наполеона [7] Позже Шпор работал дирижером в Театре ан дер Вин в Вене (1813–1815), где продолжал поддерживать дружеские отношения с Бетховеном; впоследствии он был оперным директором во Франкфурте (1817–1819), где смог поставить свои собственные оперы, первая из которых, «Фауст» , была отклонена в Вене. Самый длительный период работы Шпора, с 1822 года до его смерти в Касселе , был музыкальным руководителем недавно сменившего Вильгельма II, курфюрста гессенского двора Касселя, должность, предложенная ему по предложению Карла Марии фон Вебера . В Касселе 3 января 1836 года он женился на своей второй жене, 29-летней Марианне Пфайффер, дочери юриста Бурхарда Вильгельма Пфайфера . Она пережила его на много лет, дожив до 1892 года.
В 1851 году курфюрст отказался подписать разрешение на двухмесячный отпуск Шпора, на который он имел право по контракту, а когда музыкант уехал без разрешения, часть его зарплаты была удержана. В 1857 году его отправили на пенсию, во многом против его собственного желания, а зимой того же года он сломал руку, несчастный случай, который положил конец его игре на скрипке. Тем не менее, в следующем году он дирижировал своей оперой «Джессонда» на пятидесятилетии Пражской консерватории. В 1859 году он умер в Касселе.
Подобно Гайдну , Моцарту и своему чуть старшему современнику Гуммелю , Шпор был активным масоном . [8] Он также работал преподавателем игры на скрипке, и за всю свою карьеру у него было около 200 учеников, многие из которых стали известными музыкантами. [ нужна ссылка ] Среди его известных учеников были скрипачи Генри Благроув и Генри Холмс . См.: Список студентов-музыкантов по учителям: от R до S#Louis Spohr .
Работает
[ редактировать ]Как композитор Шпор создал более 150 произведений с номерами опусов , а также ряд из почти 140 произведений без таких номеров. Он писал музыку во всех жанрах. Его девять симфоний (десятая была закончена, но снята: Ср. [9] ) демонстрирует прогресс от классического стиля его предшественников к программной музыке : его шестая симфония представляет собой последовательные стили от «Баха-Генделя» до модерна; его седьмая симфония представляет «священное и светское в человеческой жизни» с двойным оркестром; а его девятая симфония представляет Die Jahreszeiten («Времена года»). (Партитура Десятой симфонии, представляющая собой полное произведение, хранится в Государственной библиотеке Берлина. [10] Кроме того, в том же учреждении хранится полный комплект скопированных деталей. [11] См. также [12] ). Между 1803 и 1844 годами Шпор написал больше скрипичных концертов , чем любой другой композитор того времени, всего восемнадцать, включая произведения, оставшиеся неопубликованными после его смерти. [13] Некоторые из них формально нетрадиционны, например, одночастный Концерт № 8, выполненный в стиле оперной арии и до сих пор периодически возрождаемый ( его отстаивал Яша Хейфец ), последний раз в записи Хилари Хан в 2006 году. . Есть также два концерта для двух скрипок. Однако сегодня более известны четыре концерта для кларнета , написанные для виртуоза Иоганна Симона Хермштедта , которые заняли прочное место в репертуаре кларнетистов.
Шпора Среди камерной музыки — серия из не менее 36 струнных квартетов , а также четыре двойных квартета для двух струнных квартетов. Он также написал ряд других квартетов, дуэтов, трио, квинтетов и секстетов, октета и нонета, произведений для скрипки соло и для арфы соло , а также произведений для скрипки и арфы, на которых он и его жена играют вместе.
Шпора Оперы «Фауст» (1816 г.), «Земир и Азор» (1819 г.) и «Джессонда» (1823 г.), хотя и малоизвестные сегодня, оставались в популярном репертуаре на протяжении всего XIX века и вплоть до XX века, когда «Джессонда» была запрещена нацистами, поскольку в ней изображался европейский герой. влюблен в индийскую принцессу. Шпор также написал 105 песен и дуэтов, многие из которых собраны как Deutsche Lieder (Немецкие песни), а также мессу и другие хоровые произведения. Большинство его опер были мало известны за пределами Германии, но его оратории, особенно Die letzten Dinge (1825–1826), пользовались большим восхищением в XIX веке в Англии и Америке. [14] Эта оратория была переведена Эдвардом Тейлором (1784–1863) и исполнена под названием «Страшный суд» впервые в 1830 году. В викторианскую эпоху Гилберт и Салливан упомянули его во втором акте «Микадо» в песне главного героя.
Шпор со своими восемнадцатью скрипичными концертами занял видное место в музыкальной литературе девятнадцатого века. Он пытался (без всякого хорошего результата) сделать концерт содержательным и превосходным произведением, свободным от искусственной бравурности того времени. Он достиг нового романтического способа самовыражения. Слабые стороны скрипичных сочинений Шпора проявляются в его несколько монотонных ритмических структурах; в его отказе от некоторых пикантных стилей смычка и искусственных гармоник ; и в дефиците контрапунктных текстур. [15]
Шпор был известным скрипачом и изобрел подбородок для скрипки примерно в 1820 году. Он также был выдающимся дирижером, одним из первых, кто использовал палочку , а также изобрел репетиционные буквы , которые периодически помещаются в ноты так , чтобы дирижер может сэкономить время, попросив оркестр или певцов начать играть, например, «с буквы С».
Помимо музыкальных произведений, Шпор особенно запомнился своей Violinschule («Школа скрипки»), трактатом об игре на скрипке, в котором систематизированы многие из последних достижений в технике игры на скрипке, такие как использование спиккато . [16] Это стало стандартной работой обучения. [14] Кроме того, он написал занимательную и познавательную автобиографию, опубликованную посмертно в 1860 году. [9] Его памяти в Касселе посвящен музей.
По словам Рея М. Лонгйира, лучшие работы Шпора были провозглашены многими его современниками как типично романтические и унаследованные Мендельсоном . [17]
Избранные записи
[ редактировать ]Опера
- Фауст (WoO 51) Хиллеви Мартинпельто, Франц Хавлата и Бо Сковхус. Клаус Арп дирижирует оркестром радио SWR, Кайзерслаутерн. Лейбл: Каприччио, 1995.
- Фауст (WoO 51a - речитативная версия 1852 г.) Концертная запись Билефельдской оперы от 17/18 июня 1993 г. Джеффри Мулл дирижирует Билефельдской филармонией, хором Билефельдского оперного театра. Лейбл: CPO Records , 1994.
- Земир и Азор (WoO 52) «Красавица и чудовище» - постановка с певцами Манхэттенской музыкальной школы , Нью-Йорк, под управлением Кристофера Ларкина . Разговорные диалоги на английском языке. Лейбл: Albany Records, 2005.
- Земир и Азор (WoO 52) Антон Колар дирижирует Филармонией Макса Бруха, постановка театра Нордхаузен. Лейбл: Ds – Pool Music and Media, 2003.
- Джессонда (WoO 53) Герд Альбрехт дирижирует Гамбургским государственным филармоническим оркестром с Дитрихом Фишером-Дискау , Юлией Варади , Ренате Беле , Куртом Моллом и хором Гамбургской государственной оперы. Этикетка: Орфео, 1994.
- Der Berggeist (WoO 54) Исполнитель: Camerata Silesia, Оркестр Польского радио, Сюзанна Бернхард, Агнешка Пьясс, Дэн Карлстрем, Сабольч Брикнер. Дирижер: Лукаш Борович. Варшава, 8 апреля 2009 г.
- Алхимик (WoO 57) Бернд Вейкль , Моран Абулофф, Йорг Дюрмюллер, Ян Цинклер, Сюзанна Пюттерс, Брауншвейгский государственный оркестр, Кристиан Фрёлих . Этикетка: Oehms, 2009. Либретто основано на эскизе Вашингтона Ирвинга «Студент из Саламанки» из Брейсбридж-холла , 1822 год.
Примечание: WoO = произведение без номера опуса (см. также: Фолькер Гётель «Тематико-библиографический справочник произведений Луи Шпора». Тутцинг, 1981).
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Браун 1984, с. 3.
- ^ Музыкальный мир , XVIII, 1843, с. 259
- ^ Перейти обратно: а б Клайв Браун. «Шпор, Луис». Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн. 18 мая 2012 г.
- ^ Кэрнс, Дэвид (01 августа 2023 г.). «Шпор: Струнные квартеты, соч. 29, № 3, соч. 58, № 3. Концертино для струнного квартета» . Таймс . ISSN 0140-0460 . Проверено 1 августа 2023 г.
- ^ Андерсон, 1994 г.
- ^ Вейер 1980 , с. 10.
- ^ «1806–1814: Эрфурт под французской оккупацией» (на немецком языке). Администрация города Эрфурта [Городская администрация Эрфурта]. 22 января 2013 года . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Гарвардский музыкальный словарь под редакцией Дона Майкла Рэндела, 4-е изд. (Кембридж, Массачусетс; Лондон: Belknap Press Гарвардского университета, 2003), св. «Масонство и музыка», стр. 333–334. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Перейти обратно: а б «Зельбстбиография Луи Шпора», 2 тома, Кассель и Геттинген, 1860/61; Том. II, с. 379. Почти современный английский перевод неравномерного качества, но увлекательный для всех, кто интересуется музыкальной жизнью XIX века, был переиздан музыкальным книжным магазином Travis & Emery на Чаринг-Кросс-роуд в Лондоне.
- ^ Берлинская государственная библиотека, музыкальный отдел с архивом Мендельсона, полка: Mus. РС. автограф Шпор 11
- ^ Берлинская государственная библиотека, музыкальный отдел с архивом Мендельсона, полка: Mus. РС. 21014
- ^ Берт Хейгелс, «Десятая симфония Шпора», в: Spoh Journal 37 (зима 2010 г.), стр. 2–5.
- ^ Кейт Варсоп. Примечания к «Шпору: Скрипичные концерты № 2 и 9» . Марко Поло 8.223510
- ^ Перейти обратно: а б Гилман, округ Колумбия ; Пек, ХТ; Колби, FM, ред. (1905). . Новая международная энциклопедия (1-е изд.). Нью-Йорк: Додд, Мид.
- ^ Свалин 1937 , с. 28.
- ^ Шпор, 1832 г.
- ^ Лонгйир 1988 , с. 64.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Клайв. Луи Шпор: критическая биография. Издательство Кембриджского университета. 1984. ISBN 0-521-23990-7 .
- Вейер, М. (1980). «Шпор, Луи», Словарь музыки и музыкантов New Grove , Macmillan Publishers Limited. 1980.
- Свалин, Б. (1937). «Скрипичные концерты Луи Шпора» Бюллетень Американского музыковедческого общества, № 2. 1937.
- Лонгйир, Рей М. (1973). Романтизм девятнадцатого века в музыке , Прентис-Холл, 1973. ISBN 0-13-622647-7
- Шпор, Людвиг, Скрипичная школа , Тобиас Хаслингер, Вена, 1832 г.
- Андерсон, Кейт. «Луи Шпор» в сопроводительном буклете «Концерты для кларнета №№ 1 и 3, попурри, соч. 80» в исполнении Эрнста Оттензамера (кларнет), Словацкого государственного филармонического оркестра и Симфонического оркестра Словацкого радио под управлением Йоханнеса Вильднера, Наксос, 8.550688.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Общество Шпора Великобритании
- Общество Шпора США
- Работы Луи Шпора, изданные Дором в Кельне.
- Шпор – музей в Касселе, Германия.
- Немецкий сайт Луи Шпора ( ссылки )
- Рокстро, WS (1887). . Британская энциклопедия . Том. 22 (9-е изд.).
- названия «Шпор» ; Шпор как автор с archive.org
- названия «Шпор» ; Шпор как автор с сайтаbooks.google.com
- Титулы "Шпор" из Галлики
- «Шпор» названия 1 Королевская библиотека, Дания
- Названия «Шпор» из Мюнхенского центра оцифровки (MDZ).
- Титулы "Шпор" от Рочестерского университета.
- Бесплатные партитуры Луи Шпора в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1784 рождения
- 1859 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические скрипачи XIX века
- Немецкие композиторы XIX века
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы для арфы
- Композиторы для скрипки
- Концертмейстеры
- Немецкие классические скрипачи
- Немецкие масоны
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие композиторы-романтики
- Немецкие классические скрипачи-мужчины
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Музыканты из Брауншвейга
- Люди из герцогства Брауншвейгского
- Композиторы оратории
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Композиторы немецкого струнного квартета.