Концерт для кларнета № 1 (Шпор)
Концерт для кларнета № 1 до минор, соч. 26 , был сочинен Луи Шпором между осенью 1808 и началом 1809 года и опубликован в 1812 году. Концерт был первым из четырех, которые Шпор сочинил при жизни, и все они были посвящены немецкому кларнетисту-виртуозу Иоганну Симону Хермстедту .
Шпор был вдохновлен на написание концерта после встречи с Хермштедтом в Зондерсхаузене и исполнения с ним Квинтета кларнета Моцарта , где Шпор играл первую партию скрипки. Вскоре после этого Шпор приступил к работе над Концертом № 1 и закончил его в январе 1809 года. Хотя Шпор был знаком с диапазоном кларнета, он не знал о его ограничениях и был готов изменить партитуру по совету Хермштедта. Однако Хермстедту понравилась партитура такой, какая она была, и он решил изменить свой инструмент, чтобы иметь возможность играть эту пьесу. В результате получился инструмент с тринадцатью клавишами вместо обычных пяти. [ 1 ] Таким образом, композицию концерта можно рассматривать как движущий фактор развития кларнета на протяжении XIX века.
Премьера концерта Хермштедта состоялась в июне 1809 года и была принята с большим энтузиазмом. Allgemeine musikalische Zeitung , тогда ведущий музыкальный журнал Германии, в своей рецензии похвалил и композитора, и исполнителя:
«Поскольку не существовало никакого произведения, в котором этот превосходный артист мог бы проявить все превосходство своей игры, г-н концертмейстер Шпор из Готы написал для него одно произведение; и, если отбросить эту особую цель, оно принадлежит к самой энергичной и красивой музыке, какую только можно себе представить. справедливо знаменитый мастер, когда-либо писавший». [ 2 ]
Движения
[ редактировать ]Концерт состоит из трех частей:
- Адажио – Аллегро (в до минорной и сонатной форме, заканчивается до мажор)
- Адажио (ля мажор и модифицированная сонатная форма без развития; в этой части играют только кларнет соло, скрипки и виолончели, со всеми остальными инструментами tacet )
- Рондо (Vivace) (до минор и в форме сонаты рондо) - общая форма: «Первая тема до минор - Вторичная тема ми ♭ мажор - Первая тема до минор - Развитие ля ♭ мажор - Вторичная тема до мажор. – Первая тема до минор – Кода до минор». В отличие от многих классических произведений, финал до минор затухает, а не заканчивается громкими аккордами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Варсоп, Кейт. «Концерт для кларнета № 1 до минор, соч. 26 (Spohr) — из CDA67509 — Hyperion Records — загрузка в формате MP3 и без потерь». Концерт для кларнета № 1 до минор, Op 26 (Spohr) — из CDA67509 — Hyperion Records — Загрузка в формате MP3 и без потерь. Общество Шпора Великобритании, 2005. Интернет. 17 марта 2017 г.
- ^ Варсоп, Кейт. «Концерт для кларнета № 1 до минор, соч. 26 (Spohr) — из CDA67509 — Hyperion Records — загрузка в формате MP3 и без потерь». Концерт для кларнета № 1 до минор, Op 26 (Spohr) — из CDA67509 — Hyperion Records — Загрузка в формате MP3 и без потерь. Общество Шпора Великобритании, 2005. Интернет. 17 марта 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для кларнета № 1 (Шпор) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур