Батон (дирижер)
Дирижерская палочка — это палка, которая используется дирижерами в первую очередь для расширения и улучшения ручных и телесных движений, связанных с управлением ансамблем музыкантов.
Описание
[ редактировать ]Современные дубинки обычно изготавливаются из легкого дерева, стекловолокна или углеродного волокна , которое сужается до удобной рукоятки, называемой «лампочкой», которая обычно изготавливается из пробки, дуба, ореха, палисандра или иногда из алюминия и может быть адаптирована к телу дирижера. потребности. Профессиональные дирижеры часто имеют личные характеристики дубинки, основанные на их собственных физических требованиях и характере выступления: сэр Генри Вуд и Герберт фон Караян . некоторые примеры - [1] Исторические примеры их конструкции включают в себя один, подаренный французскому композитору Луи-Антуану Жюльену в середине 1850-х годов перед его первым визитом в Соединенные Штаты: он описывается как «великолепная дубинка из кленового дерева, богато украшенная золотом и украшенная дорогими украшениями». бриллианты». [2]

Дубинки обычно имеют длину от 10 до 24 дюймов (от 250 до 610 мм), хотя чаще используется диапазон от 12 до 26 дюймов (от 300 до 660 мм); Генри Вуд однажды попросил использовать 24-дюймовую дубинку. [3] Когда Гаспаре Спонтини прибыл в Дрезден в 1844 году, у Вагнера была дубинка, сделанная из толстого эбенового посоха с набалдашниками из слоновой кости на обоих концах. Спонтини якобы держал эстафету в центре кулаком, используя ее как маршальский посох - не для отбивания такта, а скорее для управления оперой. [4]
Использование
[ редактировать ]
Дирижеры рассматривают свои жесты как основное средство передачи музыкальных идей, независимо от того, используют они палочки или нет. Леонарда Бернстайна : «Если кто-то [дирижер] использует палочку, сама палочка должна быть живым существом, заряженным своего рода электричеством, что делает ее осмысленным инструментом в малейшем движении». Цитируется высказывание [ нужна ссылка ]
Обычно дубинку держат между большим и первыми двумя пальцами, прижимая ее к ладони. Дирижерскую палочку обычно держат в правой руке, хотя некоторые дирижеры-левши, например Пааво Берглунд , держат ее в левой. Однако молодым дирижерам -левшам иногда рекомендуется научиться дирижированию правой рукой. [5] Однако некоторые дирижеры, такие как Пьер Булез , Жорж Претр , Леопольд Стоковский , Валерий Гергиев , Дмитрий Митропулос , Курт Мазур , Сейджи Озава и Юрий Темирканов , предпочитают не держать в руках палочку, предпочитая дирижировать только руками. Этот метод распространен среди небольших групп и хоровых дирижеров. [3] Если дирижер не пользуется палочкой, его руки должны выполнять работу одинаково четко, а жесты должны быть первыми и всегда значимыми с точки зрения музыки. [6] По словам Густава Мейера , большинство дирижёров используют дубинку, чтобы «увеличить наглядность информации о ритме». [7]
История
[ редактировать ]
До использования дирижерской палочки оркестровые ансамбли дирижировались с помощью клавесина или первой скрипки . Дирижеры впервые начали использовать скрипичные смычки или скрученные листы бумаги до того, как была представлена современная дирижерская палочка.
Древняя история
[ редактировать ]Первое сообщение об использовании дирижерского аппарата в представлении относится к 709 г. до н.э., во время которого лидер «Ферекид Патрский , задающий ритм» имел:
... расположился в центре и занял высокое сиденье, размахивая золотым посохом, а игроки на флейте и кифаре были ... размещены кругом вокруг него ... теперь, когда Ферекид со своим золотым посохом дал сигнал, все искушенные в искусстве люди начали одновременно... [8]
16–18 вв.
[ редактировать ]
8 января 1687 года Жан-Батист Люлли проводил Te Deum в честь недавнего выздоровления французского короля Людовика XIV от болезни. Как это было принято, он отбивал время, ударяя длинным посохом (предшественником дубинки; французское слово bâton на самом деле означает «посох») об пол, когда он ударился пальцем ноги, образовав абсцесс . Рана переросла в гангрену , но Люлли отказался ампутировать палец на ноге, и инфекция распространилась, что привело к его смерти 22 марта.
Различные очевидцы премьеры « Йозефа Гайдна » Творения в апреле 1798 года свидетельствуют, что Гайдн дирижировал руками с помощью палочки. Принцесса Элеонора фон Лихтенштейн сказала: «Хайден [ так в оригинале ] задавал темп двумя руками»; и писал шведский родственник Франца Бервальда, «на более высоком уровне стоял сам Гайдн со своей дубинкой». [9]
19 век
[ редактировать ]Дубинка начала набирать популярность между 1820 и 1840 годами. Первые дубинки представляли собой узкие конические деревянные палочки, на которых внизу была гравировка из трех колец, обозначающих рукоятку. Оркестр Галле сообщил, что Даниэль Тюрк использовал дубинку в 1810 году, причем движения были настолько резкими, что иногда он ударялся о люстру над головой и обливал себя стеклом. [10]
Луи Шпор утверждал, что представил дирижерскую палочку в Англии 10 апреля 1820 года, когда дирижировал своей второй симфонией с Филармоническим обществом в Лондоне . Свидетели отмечали, что дирижер «сидит и перелистывает партитуру, но ведь он не может без... своей палочки возглавить свою музыкальную армию». [11] Скорее всего, он использовал свою дирижерскую палочку на репетиции, чем на концерте. В 1825 году Джордж Смарт сообщил, что иногда он «отбивал время с помощью короткой палки». [12]
Когда Феликс Мендельсон вернулся в Лондон в 1832 году, несмотря на возражения со стороны лидеров скрипачей, ему предложили продолжить свою деятельность. [13] Несмотря на первоначальные разногласия, год спустя дирижерская палочка стала регулярно использоваться в Филармонии.
Джазовые дубинки
[ редактировать ]В начале 1940-х годов, когда джазовая музыка биг-бэндов была на подъеме, использование дирижера стало иметь первостепенное значение для успеха ансамбля. Для этого дирижеры начали использовать специальные «джазовые палочки». Эти специализированные дубинки были немного короче стандартных, их длина составляла от 6 до 9 дюймов. Несколько известных джазовых дирижеров, использовавших эти палочки, включают Куинси Джонс, Гюнтера Шуллера и Ричарда Роджерса. Хотя сегодня они используются редко, многие опытные джазовые дирижеры используют их во время баллад.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хосе Антонио Боуэн и др., Кембриджский компаньон по дирижированию (Великобритания: Cambridge University Press, 2003), стр. 3–4
- ^ Нэнси Ньюман (2010), Хорошая музыка для свободных людей: Музыкальное общество Германии в Америке девятнадцатого века , Университет Рочестера, стр. 279, ISBN 978-1-58046-345-4
- ^ Jump up to: а б Хосе Антонио Боуэн и др., Кембриджский компаньон по дирижированию (Великобритания: Cambridge University Press, 2003)
- ^ Хосе Антонио Боуэн; и др. (2003). Кембриджский компаньон по дирижированию . Кембриджский университет. п. 104 .
слоновая кость.
- ^ Майкл Миллер (4 октября 2005 г.), «Полное руководство идиота по дирижированию музыкой» , DK, стр. 97, ISBN 978-1-101-58875-8
- ^ Леонард Бернстайн, Искусство дирижирования в «Радости музыки» (Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1960), с. 150
- ^ Мейер, Густав (2009). Партитура, оркестр и дирижер . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 6. ISBN 9780195326369 . OCLC 707922727 .
- ^ Профессор Мерчард, [?] «Открытие древнегреческих табличек, связанных с музыкой», Harmonicon 3, (апрель – май 1825 г.): 56, 76.
- ^ HC Роббинс Лэндон, примечания к The Creation, 1994, Vivarte SX2K 57965
- ^ Шарль Халле, Автобиография Шарля Халле с перепиской и дневниками , изд. Майкл Кеннеди (Лондон: Paul Elek Books, 1972), с. 116
- ^ Игнац Мошелес, Жизнь Мошелеса с отрывками из его дневников и переписки тр. А. Д. Кольридж (Лондон: Херст и Блэкетт, 1873), том. 1 р. 76
- ^ Х. Бертрам Кокс и др., Листья из журналов сэра Джорджа Смарта (Лондон: Longmans Green and Co., 1907), с. 212
- ^ Джон Элла (1802–1888), приложение к «Musical Union Record» (Лондон), 11 июня 1867 года. Семейные документы, родословные и ранние фотографии этого музыканта хранятся в Бюро звукозаписи в Лестере, архивная коллекция MISC1260 и MISC1294, а также DE6612 и в архиве Восточного райдинга Йоркшира в Беверли, коллекция DDX551.
Внешние ссылки
[ редактировать ]