Леопольд Стоковски
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2014 г. ) |
Леопольд Стоковски | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Леопольд Энтони Стоковски 18 апреля 1882 г. |
Умер | 13 сентября 1977 г. Незер Уоллоп , Хэмпшир , Англия | (95 лет)
Место отдыха | Кладбище Ист-Финчли |
Занятия |
|
Известный | Музыкальный руководитель Филадельфийского оркестра ; Основатель Симфонического оркестра Hollywood Bowl и Американского симфонического оркестра. |
Заметная работа | Фильм: Уолта Диснея Фантазия Карнеги Холл Сто мужчин и девушка |
Супруги | Эванджелин Джонсон |
Дети | 5 |
Леопольд Энтони Стоковски британского происхождения (18 апреля 1882 — 13 сентября 1977) — американский дирижёр . [1] Один из ведущих дирижеров начала и середины 20 века, он наиболее известен своим давним сотрудничеством с Филадельфийским оркестром . Он был особенно известен своим свободным стилем дирижирования, который отвергал традиционную дирижерскую палочку , и получением характерного роскошного звука от оркестров, которыми он руководил. [2]
Стоковский был музыкальным руководителем Симфонического оркестра Цинциннати , Филадельфийского оркестра , Симфонического оркестра NBC , Нью-Йоркского филармонического оркестра , Хьюстонского симфонического оркестра , Симфонического оркестра воздуха и многих других. Он также был основателем Всеамериканского молодежного оркестра, Симфонического оркестра Нью-Йорка, Симфонического оркестра Hollywood Bowl и Американского симфонического оркестра .
Стоковский дирижировал музыкой и появлялся в нескольких голливудских фильмах, в первую очередь в «Фантазии» Диснея , и на протяжении всей жизни был поборником современных композиторов, дав множество премьер новой музыки за свою 60-летнюю дирижерскую карьеру. Стоковский, официально дебютировавший дирижером в 1909 году, в последний раз появился на публике в 1975 году, но продолжал делать записи до июня 1977 года, за несколько месяцев до своей смерти в возрасте 95 лет.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Леопольд Энтони Стоковский был сыном краснодеревщика польского происхождения Коперника Джозефа Болеслава Стоковского и его жены ирландского происхождения Анни-Марион (урожденной Мур). Свидетельство о рождении Стоковского [3] рожает 18 апреля 1882 года на Аппер-Мэрилебон-стрит, 13 (ныне Нью-Кавендиш-стрит), в районе Мэрилебон в Лондоне. Стоковский был назван в честь своего деда Леопольда, родившегося в Польше, который умер в больнице Бетлем в Саутуорке, Лондон, 13 января 1879 года в возрасте 49 лет. [4] Стоковский — это полонизированная литовская фамилия, первоначально Стокаускас , где стока означает «недостаток» или «нехватка».
Иногда в более поздней жизни он менял свое второе имя на Антони в соответствии с польским написанием. Все это усугублялось тем, что в авторитетных справочных изданиях ходили различные слухи и неточные записи относительно его имени. В Германии ходили слухи, что его настоящее имя было просто Сток (по-немецки «палка»). После того, как он добился международной известности с Филадельфийским оркестром, ходили необоснованные слухи, что он родился Леонардом или Лайонелом Стоуксом или что он «англизировал» это имя как «Стоукс». [5] В 5-м издании Словаря музыки и музыкантов Гроува (1954) его имя указано как Леопольд Антони Станислав Болеславович . Эти слухи легко опровергаются ссылками не только на его свидетельство о рождении и свидетельства о рождении его отца, младшего брата и сестры, но также и на списки поступающих студентов Королевского музыкального колледжа, Королевского колледжа органистов и Королевского колледжа Оксфорда. , а также другие сохранившиеся документы, относящиеся к его временам в церкви Св. Мэрилебон, церкви Св. Иакова и церкви Св. Варфоломея в Нью-Йорке. [6]
В его молодости есть некоторая загадка. Например, он говорил с необычным, небританским акцентом, хотя родился и вырос в Лондоне. [7] Иногда Стоковский указывал год своего рождения 1887 вместо 1882, как в письме в Musiklexicon Хьюго Римана в 1950 году, где его местом рождения также было неверно указано Краков . Николас Слонимский , редактор Биографического словаря музыкантов Бейкера , получил письмо от редактора финской энциклопедии, в котором говорилось: «Сам маэстро рассказал мне, что он родился в Померании , Германия, в 1889 году».
Тайна, окружающая его происхождение и акцент, проясняется в 1000-страничной биографии Оливера Дэниэла «Стокски – Контрточка зрения» (1982), в которой (в главе 12) Дэниел показывает, что Стоковский попал под влияние своей первой жены, американской пианистки Ольги Самаровой . Самаров, урожденная Люси Мэри Агнес Хикенлупер, была из Галвестона, штат Техас , и для продолжения своей карьеры взяла более экзотическое имя. По профессиональным и карьерным причинам она «призвала его подчеркивать только польскую часть своего происхождения», как только он стал жителем Соединенных Штатов.
Образование
[ редактировать ]Он учился в Королевском музыкальном колледже , куда впервые поступил в 1896 году в возрасте тринадцати лет, что сделало его одним из самых молодых студентов, поступивших туда. В дальнейшей жизни в Соединенных Штатах Стоковский исполнил шесть из девяти симфоний, написанных его однокурсником-органистом Ральфом Воаном Уильямсом . Стоковски пел в хоре приходской церкви Сент-Мэрилебон , а позже стал помощником органиста сэра Уолфорда Дэвиса в церкви Темпл . К 16 годам Стоковский был избран в члены Королевского колледжа органистов . В 1900 году он сформировал хор церкви Святой Марии на Чаринг-Кросс-роуд , где обучал певчих и играл на органе. В 1902 году он был назначен органистом и руководителем хора церкви Святого Иакова Пикадилли на . Он также учился в Королевском колледже в Оксфорде , где в 1903 году получил бакалавра музыки степень . [8]
Нью-Йорк, Париж и Цинциннати
[ редактировать ]В 1905 году Стоковский начал работу в Нью-Йорке в качестве органиста и руководителя хора церкви Св. Варфоломея . Он пользовался большой популярностью среди прихожан, среди которых были члены семьи Вандербильтов , но со временем оставил эту должность, чтобы продолжить карьеру дирижера оркестра. Стоковский переехал в Париж для дополнительного обучения дирижированию. Там он услышал, что Симфоническому оркестру Цинциннати понадобится новый дирижер, когда он вернется из длительного творческого отпуска. В 1908 году Стоковский начал кампанию по завоеванию этой должности, написав письма г-же Кристиан Р. Холмс, президенту оркестра, и поехав в Цинциннати, штат Огайо , для личного интервью.
Стоковский был выбран среди других претендентов и приступил к своим дирижерским обязанностям в конце 1909 года. Это был также год его официального дирижерского дебюта в Париже с оркестром Колонн 12 мая 1909 года, когда Стоковский аккомпанировал своей будущей невесте, пианистке Ольге Самаровой . в Чайковского Фортепианом концерте № 1 . Дирижерский дебют Стоковского в Лондоне состоялся на следующей неделе, 18 мая, с Новым симфоническим оркестром в Куинс-холле. Его участие в качестве нового постоянного дирижера в Цинциннати имело большой успех. Он ввел концепцию «попсовых концертов» и, начиная со своего первого сезона, начал защищать творчество ныне живущих композиторов. В его концертах исполнялась музыка Рихарда Штрауса , Сибелиуса , Рахманинова , Дебюсси , Глазунова , Сен-Санса и многих других. Он дирижировал американскими премьерами новых произведений таких композиторов, как Элгар , чья Вторая симфония была впервые представлена там 24 ноября 1911 года. Он продолжал защищать современную музыку до конца своей карьеры. Однако в начале 1912 года Стоковский разочаровался в политике Совета директоров оркестра и подал в отставку. Был некоторый спор по поводу того, принимать это или нет, но 12 апреля 1912 года правление решило это сделать. [ нужна ссылка ]
Филадельфийский оркестр
[ редактировать ]
Два месяца спустя Стоковский был назначен директором Филадельфийского оркестра , и 11 октября 1912 года он дебютировал в качестве дирижера в Филадельфии. Эта должность принесла ему некоторые из его величайших достижений и признания. Было высказано предположение, что Стоковски внезапно подал в отставку в Цинциннати, скрыто зная, что руководящая должность в Филадельфии принадлежала ему, когда он этого хотел, или, как Оскар Левант предположил в своей книге «Небольшое невежество» , «у него был контракт в заднем кармане». " Однако до того, как Стоковский занял должность дирижера в Филадельфии, он вернулся в Англию, чтобы дирижировать двумя концертами в Королевском зале в Лондоне. 22 мая 1912 года Стоковский дирижировал Лондонским симфоническим оркестром на концерте, который ему пришлось повторить полностью 60 лет спустя, в возрасте 90 лет, а 14 июня 1912 года он дирижировал полностью вагнеровским концертом, в котором участвовало известное сопрано Лилиан. Нордика . Будучи директором Филадельфийского оркестра, на нем лежала большая ответственность за убеждение Мэри Луиза Кертис Бок основала Музыкальный институт Кертиса (13 октября 1924 г.) в Филадельфии. Он помог с набором преподавателей и нанял многих их выпускников. [ нужна ссылка ]
Стоковский быстро завоевал репутацию музыкального шоумена. Его талант к театральному искусству включал в себя широкие жесты, например, бросание нот на пол, чтобы показать, что ему не нужно дирижировать по партитуре. Он также экспериментировал с новым освещением в концертном зале. [9] в какой-то момент он дирижировал в темном зале, освещая только голову и руки, а иногда располагал свет так, чтобы он отбрасывал театральные тени на его голову и руки. В конце симфонического сезона 1929–1930 годов Стоковский начал дирижировать без палочки. Его свободная манера дирижирования вскоре стала одной из его визитных карточек. Что касается музыки, Стоковский воспитал оркестр и сформировал звук «Стокски», или то, что стало известно как «Филадельфийский звук». [10] Он поощрял « свободную смычку » струнной секции, «свободное дыхание» духовой секции и постоянно менял расположение сидений в оркестровых секциях, а также акустику зала в ответ на свое стремление создать лучший звук. . Стоковский считается первым дирижером, принявшим план рассадки, который сегодня используется большинством оркестров: первая и вторая скрипки вместе слева от дирижера, а альты и виолончели - справа. [11]

Стоковский также стал известен тем, что изменил оркестровки некоторых произведений, которыми он дирижировал, что было стандартной практикой для дирижеров до второй половины 20 века. Среди прочего он внес поправки в оркестровки Бетховена , Чайковского , Сибелиуса , Иоганна Себастьяна Баха и Брамса . Например, Стоковский переработал финал увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского, чтобы он закрывался тихо, взяв свою идею из перевод ( «Жизни и писем Петра Ильича Чайковского» Модеста Чайковского Розы Ньюмарч : 1906), что композитор обеспечил собственный тихий финал по предложению Балакирева . Стоковский сделал свою собственную оркестровку « на Ночи Мусоргского Лысой горе» , адаптировав оркестровку Римского-Корсакова и сделав ее в некоторых местах похожей на оригинал Мусоргского. В фильме «Фантазия» , соответствующем сюжетной линии художников Диснея, изображающей битву добра и зла, финал « Ночи на Лысой горе» . Ночи на Лысой горе » плавно перетекает в начало « Шуберта » «Аве Мария .
Многие музыкальные критики возражали против вольности, которую допускал Стоковский - вольности, которые были обычным явлением в девятнадцатом веке, но по большей части вымерли в двадцатом, когда верная приверженность партитурам композитора стала более распространенной. [12]
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Репертуар Стоковского был обширен и включал множество современных произведений. Он был единственным дирижером, исполнившим все оркестровые произведения Арнольда Шёнберга при жизни композитора, некоторые из которых стали мировыми премьерами. Шенберга Стоковский дал первое американское исполнение «Gurre-Lieder» в 1932 году. Оно было записано «вживую» на пластинках со скоростью вращения 78 об/мин и оставалось единственной записью этого произведения в каталоге до появления LP Record . Стоковский также представил американские премьеры четырех симфоний Дмитрия Шостаковича : номера 1, 3, 6 и 11. В 1916 году Стоковский дирижировал американской премьерой 8-й симфонии Малера , «Симфонии тысячи» , на премьере которой он присутствовал в Мюнхене. 12 сентября 1910 г. [13] [14] Он добавил в свой репертуар произведения Рахманинова , дав мировые премьеры своего Четвертого фортепианного концерта , Трех русских песен , Третьей симфонии и Рапсодии на тему Паганини ; Сибелиус , чьи последние три симфонии были премьеры в Америке в Филадельфии в 1920-х годах; и Игорь Стравинский , многие из произведений которого также были впервые исполнены в Америке Стоковским. В 1922 году он представил Америке партитуру Стравинского к балету «Весна священная» , в 1930 году дал там первую постановку с Мартой Грэм, танцующей партию «Избранника», и в то же время сделал первую американскую запись произведения. [ нужна ссылка ]
Редко оперный дирижер, Стоковский дал американские премьеры в Филадельфии оригинальной версии «Бориса Годунова» Мусоргского (1929) и » Альбана Берга ( «Воццека 1931). Произведения таких композиторов, как Артур Блисс , Макс Брух , Ферруччо Бузони , Хулиан Каррильо , Карлос Чавес , Аарон Копленд , Джордж Энеску , Мануэль де Фалья , Пауль Хиндемит , Густав Хольст , Джан Франческо Малипьеро , Николай Мясковский , Вальтер Пистон , Франсис Пуленк , Сергей Прокофьев , Морис Равель , Отторино Респиги , Альбер Руссель , Александр Скрябин , Эли Зигмейстер , Кароль Шимановский , Эдгар Варез , Эйтор Вилла-Лобос , Антон Веберн и Курт Вайль получили свои американские премьеры под руководством Стоковского в Филадельфии. В 1933 году он начал «Молодежные концерты» для более молодой аудитории, которые до сих пор являются традицией в Филадельфии и многих других американских городах, и способствовал развитию молодежных музыкальных программ. После споров с правлением Стоковский с 1936 года начал отказываться от участия в Филадельфийском оркестре, позволив своему содирижеру Юджин Орманди постепенно вступит во владение. Стокски разделял основные дирижерские обязанности с Орманди с 1936 по 1941 год; Стоковский не выступал с Филадельфийским оркестром на заключительном концерте сезона 1940–41 (тусклое исполнение « Страстей по Матфею» Баха ) до 12 февраля 1960 года, когда он дирижировал Филадельфией в произведениях Моцарта, Фальи, Респиги, и в легендарном исполнении Пятой симфонии Шостаковича, возможно, величайшей симфонии Стоковского. Запись трансляции этого концерта на протяжении многих лет распространялась среди коллекционеров в частном порядке, хотя никогда не выпускалась коммерчески, но, поскольку в начале 2011 года истекал срок действия авторских прав, она была полностью выпущена на лейбле Pristine Audio. [ нужна ссылка ]
Стоковский появился в роли самого себя в фильме «Большое вещание» 1937 года , проведя две свои транскрипции Баха. В том же году он также дирижировал и играл в спектакле «Сто мужчин и девушка» с Диной Дурбин и Адольфом Менжу . В 1939 году Стоковский в сотрудничестве с Уолтом Диснеем создал фильм, благодаря которому он наиболее известен: «Фантазия» . Он дирижировал всей музыкой (за исключением «джем-сейшна» в середине фильма) и включил свои собственные оркестровки к «Токкате и фуге ре минор» Мусоргского/Шуберта Баха и « Ночи на Лысой горе / Аве Мария» . Стоковски даже удалось поговорить (и пожать руку) Микки Маусу на экране в знаменитых кадрах с силуэтами ; [15] хотя позже он с улыбкой сказал, что Микки Маусу пришлось пожать ему руку. [16]
Будучи страстным поклонником новейших и самых экспериментальных техник записи, Стоковски следил за тем, чтобы большая часть музыки для Fantasia была записана по телефонным линиям класса А, проложенным между Музыкальной академией в Филадельфии и лабораториями Bell в Камдене, штат Нью-Джерси, с использованием ранняя, очень сложная версия многодорожечного стереофонического звука, получившая название Fantasound , которая имела много общих черт с более поздней Perspecta стереофонической звуковой системой . Результаты, записанные на фотопленку, единственный доступный тогда носитель, считались поразительными для второй половины 1930-х годов.
По возвращении в 1960 году Стоковский выступил с Филадельфийским оркестром в качестве приглашенного дирижера. Он также сделал с ними две записи пластинок для Columbia Records , одна из которых включала исполнение Мануэля де Фальи » « El amor brujo , которую он представил Америке в 1922 году и ранее записал для RCA Victor с Симфоническим оркестром Hollywood Bowl в 1946 году. и альбом Баха, в который вошли 5-й Бранденбургский концерт и три его собственные транскрипции Баха. Он продолжал выступать в качестве приглашенного дирижера еще несколько раз, его последний концерт Филадельфийского оркестра состоялся в 1969 году. [17]
В честь огромного влияния Стоковского на музыку и исполнительское искусство Филадельфии 24 февраля 1969 года он был награжден престижной премией Клуба хора Пенсильванского университета за заслуги. [18] Начиная с 1964 года, эта награда была «учреждена для ежегодного вручения декларации признательности человеку, который внес значительный вклад в мир музыки и помог создать атмосферу, в которой наши таланты могут найти достойное выражение». [ нужна ссылка ]
Всеамериканский молодежный оркестр
[ редактировать ]Поскольку в 1940 году истек срок его контракта с Филадельфийским оркестром, Стоковский немедленно сформировал Всеамериканский молодежный оркестр, возраст участников которого варьировался от 18 до 25 лет. Он гастролировал по Южной Америке в 1940 году и Северной Америке в 1941 году и был встречен восторженными отзывами. Хотя Стоковски сделал несколько записей с AAYO для Колумбии, технический стандарт был не таким высоким, как был достигнут с Филадельфийским оркестром для RCA Victor. В любом случае, AAYO была расформирована, когда Америка вступила во Вторую мировую войну , и от планов еще одного обширного турне в 1942 году отказались. [ нужна ссылка ]
Симфонический оркестр NBC
[ редактировать ]За это время Стоковский также стал главным дирижером Симфонического оркестра NBC по трехлетнему контракту (1941–1944). Артуро Тосканини , постоянный дирижер Симфонического оркестра NBC, не хотел проводить сезон 1941–42 NBC из-за разногласий с руководством NBC, хотя он все же согласился на участие в качестве гостя с Филадельфийским оркестром и продолжал проводить концерты по военным облигациям с Симфоническим оркестром NBC. Стоковский дирижировал большим количеством современной музыки с Симфоническим оркестром NBC, включая американскую премьеру в Прокофьева « Александра Невского» 1943 году, мировые премьеры Эдуардом Фортепианного концерта Шенберга (с Штейерманном ) и Джорджа Антейла Четвертой симфонии , обе в 1944 года, а также новые произведения Алана Ованесса , Стравинского , Хиндемита , Мийо , Говарда Хэнсона , Уильяма Шумана , Мортона Гулда и многих других. Он также дирижировал с этим оркестром несколькими британскими произведениями, в том числе Воана Уильямса , 4-й симфонией « Холста » Планетами и Джорджа Баттерворта » «Парнем из Шропшира . Стоковски также сделал ряд записей с NBC Symphony для RCA Victor в 1941–42, в том числе Чайковского Четвертая симфония , произведение, которого никогда не было в репертуаре Тосканини, и . » Стравинского «Жар-птица сюита Тосканини вернулся в Симфонический оркестр NBC в 1942 году; он и Стоковски разделяли обязанности дирижера в течение оставшихся двух лет контракта Стоковски.
Симфонический оркестр Нью-Йорка
[ редактировать ]В 1944 году по рекомендации мэра Фиорелло Ла Гуардиа Стоковский помог сформировать Симфонический оркестр Нью-Йорка , который, по их замыслу, должен был сделать музыку доступной для рабочих среднего класса. Цены на билеты были установлены низкими, а выступления проходили в удобное время после работы. Многие ранние концерты проходили только стоя; однако год спустя, в 1945 году, у Стоковского возникли разногласия с правлением (которое хотело еще больше сократить расходы) и он ушел в отставку. Стоковский сделал три сета в 19:00 с Нью-Йоркским симфоническим оркестром для RCA Victor: Бетховена 6- ю симфонию , Рихарда Штрауса » «Смерть и преображение и подборку оркестровой музыки из Жоржа Бизе » «Кармен .
Внешний звук | |
---|---|
![]() на archive.org |
Симфонический оркестр Голливуд Боул
[ редактировать ]В 1945 году он основал Симфонический оркестр Hollywood Bowl . Оркестр просуществовал два года, прежде чем его распустили для живых концертов, но не для записей, которые продолжались вплоть до 1960-х годов. Собственные записи Стоковского (сделанные в 1945–46) включали , Брамса 1-ю симфонию Чайковского Патетическую симфонию и ряд коротких популярных пьес. Некоторые из концертов HBSO под открытым небом транслировались, записывались и были выпущены на компакт-дисках, в том числе совместная работа с Перси Грейнджером над Эдварда Грига летом Фортепианным концертом ля минор 1945 года. Он представил премьеру «From A Moonlit Ceremony». (Лунный мир) Джорджа Фредерика Маккея в 1946 году с симфоническим оркестром Hollywood Bowl. [19] (Он снова начал давать живые концерты как « Hollywood Bowl Orchestra » в 1991 году под управлением Джона Мосери ). [20] В 1949 году была мультяшная пародия на Стоковски в «Боуле», где Багз Банни играл дирижера в « Длинноволосом зайце » Чака Джонса . [21]
Нью-Йоркский филармонический оркестр
[ редактировать ]Он продолжал часто выступать с филармонией Лос-Анджелеса , как в Hollywood Bowl , так и на других площадках. Затем в 1946 году Стоковский стал главным приглашенным дирижером Нью-Йоркской филармонии . Среди его первых выступлений с ними — американская премьера Прокофьева Шестой симфонии в 1949 году. Он также сделал множество великолепных записей с NYPO в Колумбии, в том числе записи мировой премьеры Воана Уильямса . Шестой симфонии [22] и Оливье Мессиана » «Вознесение , также в 1949 году. [23]

Международная карьера
[ редактировать ]Однако, когда в 1950 году Дмитрий Митропулос был назначен главным дирижером NYPO, Стоковский начал новую международную карьеру, которая началась в 1951 году с общенационального турне по Англии: во время празднования Британского фестиваля он дирижировал Королевским филармоническим оркестром по приглашению сэра Томаса. Бичем . Именно во время этого первого визита он сделал свою дебютную запись с британским оркестром Филармонии » Римского - Корсакова «Шехерезады . Тем же летом он также гастролировал и дирижировал в Германии, Голландии, Швейцарии, Австрии и Португалии, установив привычку гастролировать за границей в летние месяцы, а зимой проводить дирижирование в Соединенных Штатах. Эта схема должна была действовать в течение следующих 20 лет, в течение которых Стоковский дирижировал многими величайшими оркестрами мира, одновременно делая с ними записи для различных лейблов. Таким образом, он дирижировал и записывался с ведущими лондонскими оркестрами, а также с Берлинской филармонией. , Оркестр Романской Швейцарии , Оркестр Национального радио Франции , Чешская филармония , Филармония радио Хилверсюм (Нидерланды) и другие. [ нужна ссылка ]
Симфония воздуха, Хьюстонский симфонический оркестр
[ редактировать ]Стоковски вернулся в Симфонический оркестр NBC в 1954 году для серии записей для RCA Victor. В репертуар вошли «Пасторальная» симфония Бетховена, 2-я симфония Сибелиуса, 2 и 3 акты « Лебединого озера » Чайковского и отрывки из Сен-Санса » «Самсона и Далилы с Рисэ Стивенс и Яном Пирсом . После того, как Симфонический оркестр NBC был расформирован как официальный ансамбль радиосети NBC, он был преобразован в Симфонию воздуха с Стоковским в качестве номинального музыкального руководителя и в этом качестве дал множество концертов и сделал записи с 1954 по 1963 год. премьера в 1958 году в США турецкого композитора Ахмета Аднана Сайгуна « оратории Юнус Эмре» Среди них – . В 1958 году он сделал серию записей Symphony of the Air для лейбла United Artists , в которую вошли 7-я симфония Бетховена, 1-я симфония Шостаковича, 2-я симфония Хачатуряна и « Римские сосны» Респиги . С 1955 по 1961 год Стоковский также был музыкальным руководителем Хьюстонского симфонического оркестра . В ходе своего дебютного выступления с оркестром он дал первое исполнение «Таинственная гора» Алана Хованесса – одного из многих ныне живущих американских композиторов, чью музыку он пропагандировал на протяжении многих лет. Шостаковича Он также дал в Хьюстоне премьеру 11-й симфонии (7 апреля 1958 г.) и сделал ее первую американскую запись на лейбле Capitol . [ нужна ссылка ]
Американский симфонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр и Лондон
[ редактировать ]
В 1960 году Стоковский сделал одно из своих нечастых появлений в оперном театре, когда дирижировал Джакомо Пуччини » «Турандот в нью-йоркском «Метрополитен», в запоминающихся спектаклях с актерским составом, в который входили Биргит Нильссон , Франко Корелли и Анна Моффо . В Нью-Йоркской городской опере он вел двойные афиши «Царя Эдипа» (с Ричардом Кассилли ) и «Кармины Бураны» (1959), а также «Орфей» (с Жераром Сузе ) и «Прижоньеро» (с Норманом Трейглом , 1960).
В 1962 году, в возрасте 80 лет, Стоковский основал Американский симфонический оркестр . Его звание композитора 20-го века не уменьшилось, и, возможно, его самой знаменитой премьерой с Американским симфоническим оркестром была Чарльза Айвза в Четвертая симфония 1965 году, которую также записала CBS. Кроме того, он продолжал сотрудничать с известными современными солистами того времени, включая пианиста Гленна Гулда , в записи Фортепианного концерта № 5, соч. 73 Бетховена «Императорский концерт» в 1966 году. [24] Стоковский работал музыкальным руководителем ASO до мая 1972 года, когда в возрасте 90 лет он вернулся жить в Англию. 3 января 1962 года, все еще проявляя интерес к использованию технологических инноваций, он был показан в телепередаче WGN-TV под управлением Чикагского симфонического оркестра , которая с тех пор была доступна на DVD. [25] Одним из его британских приглашенных выступлений в 1960-х годах было первое исполнение на выпускном вечере Густава Малера « Второй симфонии Воскресение» , выпущенной на компакт-диске. [26]
Стоковский продолжал дирижировать еще несколько лет, но ухудшение здоровья вынудило его дирижировать только для записей. Очевидец рассказал, что Стоковский в последние годы жизни часто дирижировал сидя; иногда, вовлекаясь в представление, он вставал и дирижировал с поразительной энергией. Его последнее публичное выступление в Великобритании состоялось в Королевском Альберт-холле в Лондоне 14 мая 1974 года. Стоковский руководил Новой филармонией в «Веселом вальсе» Отто Клемперера (в честь бывшего музыкального директора филармонии, умершего накануне). год), Воана Уильямса , «Фантазия на тему Томаса Таллиса» « Равеля » Испанская рапсодия и Брамса 4 - я симфония .Последнее публичное выступление Стоковского состоялось 22 июля 1975 года во время музыкального фестиваля в Вансе на юге Франции. Он дирижировал Руанским камерным оркестром в нескольких собственных транскрипциях Баха. [ нужна ссылка ]
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Последние годы
[ редактировать ]Свою последнюю мировую премьеру Стоковский дал в 1973 году, когда в возрасте 91 года он дирижировал 28-й симфонией Хавергала Брайана в радиопередаче BBC с оркестром Новой филармонии. В августе 1973 года Стоковский дирижировал Молодёжным оркестром Международного фестиваля в Королевском Альберт-холле в Лондоне, исполнив Пятую симфонию Чайковского. Эдвард Гринфилд из The Guardian написал: «Стокски сплотил их, как если бы это был старинный концерт в Филадельфии 1920-х годов». Стоковский продолжал делать записи даже после того, как ушел с концертной площадки, в основном с Национальной филармонией, еще одним специальным оркестром, состоящим из музыкантов первого состава, выбранных из главных лондонских оркестров. В 1976 году он подписал контракт на запись с Columbia Records, по которому он мог продолжать работать до 100 лет. [27] [28]
Стоковски умер от сердечного приступа 13 сентября 1977 года в Незер-Уоллопе , Хэмпшир , в возрасте 95 лет. [29] Его последние записи, сделанные незадолго до его смерти для Колумбии , включали исполнение юношеской Симфонии до мажор Жоржа Бизе и Феликса Мендельсона 4- й «Итальянской» симфонии с Национальным филармоническим оркестром в Лондоне. [30] Он похоронен на кладбище Ист-Финчли . [31]
Запись
[ редактировать ]
Стоковский сделал свои первые записи с Филадельфийским оркестром для компании Victor Talking Machine в октябре 1917 года, начиная с двух Брамса » «Венгерских танцев . Другими произведениями, записанными на ранних сессиях, были скерцо из « Мендельсона » в летнюю ночь Сна и «Танец блаженных духов» из Глюка « Орфея и Эвридики» . [32] Он находил способы наилучшим образом использовать процесс акустической записи, пока весной 1925 года Виктор не представил электрическую запись. Сен-Санса » он дирижировал первой оркестровой электрической записью, сделанной в Америке ( «Danse Macabre В апреле ). 1925. В следующем месяце Стоковский записал «Марш раба» , Чайковского в котором он увеличил количество контрабасов, чтобы лучше всего использовать более низкие частоты ранней электрической записи. Стоковский также был первым дирижером в Америке, записавшим все четыре симфонии Брамса (между 1927 и 1933 годами). [ нужна ссылка ]
Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Стоковский сделал первые в США записи 7-й и 9-й симфоний Бетховена , Антонина Дворжака » «Новый мир Симфонии , Петра Ильича Чайковского , 4-й симфонии и сюиты «Щелкунчик» Симфонии Сезара Франка , ре минор « Николая Римского- Корсакова Шехерезады» , Сергея Рахманинова Второй фортепианный концерт (с композитором в качестве солиста), Яна Сибелиуса ( Четвертая симфония первая запись), симфонии Дмитрия Шостаковича и Пятая и Шестая множество более коротких произведений. Его ранние записи делались в студии Victor's Trinity Church в Камдене, штат Нью-Джерси , до 1926 года, когда Виктор начал записывать оркестр в Музыкальной академии в Филадельфии . Стоковски и Филадельфийский оркестр позже участвовали в экспериментах по длительной игре, высокой точности воспроизведения и стереофонии в начале 1930-х годов, в основном для Bell Laboratories. [33] (Примерно в это время Виктор даже выпустил несколько ранних пластинок Long Playing Records , которые не имели коммерческого успеха по нескольким причинам). Стоковский и Филадельфийский оркестр продолжали делать записи исключительно для Виктора до декабря 1940 года. Одной из его последних сессий 1940 года стала мировая премьера записи шестой симфонии Шостаковича. Помимо RCA Victor , Стоковски незадолго до своей смерти записывался на нескольких других лейблах, включая Columbia , Capitol , EMI / HMV , Everest , United Artists и Decca /London. [ нужна ссылка ]
В 1954 году Стоковский сделал свои первые коммерческие стереозаписи с Симфоническим оркестром NBC для RCA Victor. Эти записи представляли собой отрывки из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» и полного одноактного балета « Себастьян» Джана Карло Менотти . С 1947 по 1953 год Стоковский записывался для RCA Victor со специально собранной «специальной» группой музыкантов, в основном из Нью-Йоркского филармонического оркестра и симфонического оркестра NBC. Записи были приписаны «Леопольду Стоковскому и его симфоническому оркестру», а репертуар варьировался от Гайдна (его «Императорская симфония») до Шёнберга ( «Преображенная ночь ») в исполнении Шумана , Листа , Бизе , Вагнера , Чайковского, Дебюсси , Ральфа Воана Уильямса , Сибелиуса . и Перси Грейнджер . Записи Стоковского для Capitol Records в 1950-х годах отличались использованием трехдорожечных стереофонических магнитофонов. [ нужна ссылка ]
Стоковский был очень осторожен при выборе музыкантов во время записи и тесно сотрудничал с записывающим персоналом, чтобы добиться наилучших результатов. Некоторые заседания проходили в бальном зале отеля Riverside Plaza в Нью-Йорке в январе и феврале 1957 года; они были спродюсированы Ричардом К. Джонсом и спроектированы Фрэнком Эбби с собственным оркестром Стоковского, который обычно состоял из нью-йоркских музыкантов (в первую очередь участников Symphony of the Air ). Переиздание компакт-диска EMI включало отрывки, первоначально выпущенные на двух пластинках — «Оркестр» и «Вехи выдающейся карьеры» , — а также включало музыку Поля Дюка , Сэмюэля Барбера , Рихарда Штрауса , Гарольда Фарбермана , Винсента Персичетти , Чайковского, Мусоргского , Дебюсси, Баха ( в аранжировке Стоковского) и Сибелиуса. [34] Хотя он официально использовал оркестровку Равеля в финале « Картинок с выставки» Мусоргского в своей записи «Капитолий» 1957 года, он все же добавил к партитуре несколько дополнительных ударных инструментов. Его запись песни Холста « Планеты » в Капитолии была сделана с Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса . EMI, которая приобрела Angel Records и Capitol в 1950-х годах, переиздала многие записи Стоковского Capitol на компакт-дисках; эти записи теперь контролируются Warner Classics , поскольку EMI прекратила свое существование в 2013 году. Вся музыка, которую Стоковски дирижировал в Fantasia, была выпущена на трех пластинках Disneyland Records в альбоме саундтреков 1957 года, сделанном из фильма. После того, как стерео стало возможным на граммофонных пластинках, альбом был выпущен в стерео на Buena Vista Records . С появлением компакт-дисков он появился на двух компакт-дисках Walt Disney Records , приуроченных к 50-летию фильма. [ нужна ссылка ]
В 1958 году Стоковский подписал контракт с Everest Records , который отличался использованием 35-миллиметровой пленки вместо ленты и полученным в результате очень ярким звуком. Чайковского Одной из самых заметных записей Стоковского на Эвересте было сочетание «Франчески да Римини» и «Гамлета» с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского стадиона (летнее название Нью-Йоркской филармонии). Среди других замечательных записей «Эвереста» Стоковского — Вилла-Лобос тональная поэма «Уирапуру » , Симфония № 5 Шостаковича и балетная сюита Прокофьева «Золушка» . Несколько транслируемых по телевидению концертов Стоковского были выпущены как на VHS, так и на DVD, в том числе 5-я симфония Бетховена и Неоконченная симфония Шуберта с Лондонским филармоническим оркестром на лейбле EMI Classics «Classic Archive»; Второй симфонический оркестр Нильсена с оркестром Датского радио на канале VAI (Video Artists International); Чарльза Айвза и Четвертая симфония с Американским симфоническим оркестром о классических видео-раритетах.
В 1973 году Международный фестиваль молодежных оркестров пригласил Стоковского дирижировать Международным фестивальным оркестром 1973 года, насчитывающим 140 лучших молодых музыкантов мира, в исполнении Пятой симфонии Чайковского в Королевском Альберт-холле в Лондоне. Лейбл Cameo Classics LP записал концерт, а также, по специальному разрешению маэстро, финальные репетиции, которые составят сет из двух пластинок. Эдвард Гринфилд в The Guardian сообщил, что «Стокски сплотил их, как если бы это был старинный концерт в Филадельфии 1920-х годов». Роберт М. Стампф II (Американский клуб Леопольда Стоковского) назвал исполнение «Лучшим исполнением этой симфонии за всю историю». Эта уникальная запись в формате Dolby была восстановлена в 2014 году компанией Klassik Haus и доступна в магазине Cameo Classics на компакт-диске (Nimbus Records Distribution). [ нужна ссылка ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Браки
[ редактировать ]Стоковский был женат трижды. Его первой женой была американская концертирующая пианистка Ольга Самарова , на которой он был женат с 24 апреля 1911 года до их развода 30 июля 1923 года. У них была дочь: Соня Мария Ноэль Стоковски (родилась 24 декабря 1921 года). [35] актриса, вышедшая замуж за Виллема Торбека и поселившаяся в США со своими четырьмя детьми, Ноэлем, Йоханом, Лейфом и Кристиной.
Его второй женой была наследница Johnson & Johnson Эванджелин Лав Брюстер Джонсон, художница и летчица, на которой он был женат с 11 января 1926 года до их развода 2 декабря 1937 года. У них было две дочери: Глория Люба Стоковски и Андреа Садья Стоковски. В марте 1938 года Стоковский начал широко разрекламированные отношения с киноактрисой Гретой Гарбо после того, как они вместе провели отпуск в Италии, на острове Капри . [36] Были ли их отношения романтическими или платоническими, было предметом многочисленных спекуляций и исследований в прессе .
21 апреля 1945 года Стоковский женился на наследнице и актрисе Глории Вандербильт . У них было два сына, Леопольд Станислав Стоковский (1950 г.р.) и Кристофер Стоковский (1952 г.р.). Они развелись 29 октября 1955 года. [37]

Наследие
[ редактировать ]После смерти Стоковского, пишет Том Бёрнэм, возродилась возникшая вокруг него «цепочка уток» — о том, что его имя и акцент были фальшивыми; что его музыкальное образование было недостаточным; что музыканты его не уважали; что он не заботится ни о ком, кроме себя. Бёрнэм предполагает, что у этих слухов была темная, скрытая причина. Стоковский выразил сожаление по поводу сегрегации симфонических оркестров, из которой исключались женщины и представители меньшинств, и, как утверждает Бёрнэм, его недоброжелатели отомстили, оклеветав его. Тем не менее, несмотря на заявления Бёрнэма, отношение к Стоковски резко изменилось после его смерти. В 1999 году для журнала Gramophone известный музыкальный обозреватель Дэвид Меллор написал: «Одной из величайших радостей последних лет для меня стала переоценка Леопольда Стоковского. Когда я рос, у меня была тенденция пренебрегать стариком как шарлатан. Сегодня все совсем по-другому. Стоковский теперь признан отцом современных оркестровых стандартов. Он обладал поистине волшебным даром извлечения блестящего звука как из великих, так и из второсортных ансамблей. Он также любил процесс записи и свою музыку. Граммофонная карьера была постоянным поиском лучшего записанного звука, но величайшим удовольствием для меня является признание его теперь выдающимся дирижером музыки девятнадцатого и двадцатого веков, включая многое из того, что было на переднем крае современных достижений». [ нужна ссылка ]
Заметные концертные премьеры
[ редактировать ]- Эдгар Варез , Америка , Филадельфийский оркестр , Филадельфия , 9 апреля 1926 г.
- Сергей Рахманинов , Четвертый фортепианный концерт , композитор как солист Филадельфийского оркестра , 1927 г.
- Сергей Рахманинов , Рапсодия на тему Паганини , композитор как солист, Филадельфийский оркестр , Балтимор , 7 ноября 1934 г.
- Сергей Рахманинов , Третья симфония , Филадельфийский оркестр , 1936 г.
- Арнольд Шенберг , Концерт для скрипки с оркестром , Луи Краснер в роли солиста, Филадельфийский оркестр , 6 декабря 1940 г.
- Арнольд Шёнберг , Концерт для фортепиано с оркестром , Эдуард Штойерманн в роли солиста, Симфонический оркестр NBC , Нью-Йорк , 16 февраля 1944 года.
- Натаниэль Шилкрет , Концерт для тромбона , Томми Дорси в роли солиста, Симфонический оркестр Нью-Йорка, 15 февраля 1945 г.
- Эли Зигмайстер , Симфония № 1, Нью-Йоркский филармонический оркестр , Нью-Йорк , 30 октября 1947 года.
- Алан Хованесс , Симфония № 2, Таинственная гора , Хьюстонский симфонический оркестр , Хьюстон, Техас , 1955
- Чарльз Айвз , Четвертый симфонический оркестр , Американский симфонический оркестр , Карнеги-холл , Нью-Йорк , 26 апреля 1965 г.
Заметные премьеры записей
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() на archive.org |
- Арнольд Шёнберг , Гурре-Лидер , Филадельфийский оркестр , 9 и 11 апреля 1932 года, RCA Victor
- Жан Сибелиус , Четвертая симфония , Филадельфийский оркестр , 23 апреля 1932 года, RCA Victor
- Сергей Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини , композитор как солист Филадельфийского оркестра, 24 декабря 1934 года, RCA Victor
- Дмитрий Шостакович , Шестая симфония , Филадельфийский оркестр , август 1940 г., RCA Victor
- Ральф Воан Уильямс , Шестой симфонический оркестр , Филармонический симфонический оркестр Нью-Йорка , 21 февраля 1949 года, Колумбия
- Густав Малер , Восьмой симфонический оркестр , Филармонический симфонический оркестр Нью-Йорка , Вестминстерский хор, Schola Cantorum Нью-Йорка, Хор мальчиков государственных школ, 9 апреля 1950 года, NYP Editions (первая полная запись)t
В популярной культуре
[ редактировать ]- В музыкальном фильме 1936 года « Рождённый танцевать » во время эпизода « Тебя так легко полюбить » в Центральном парке Джимми Стюарт «дирижирует» танцем Элеоноры Пауэлл с помощью палки продавца воздушных шаров. Полицейский ( Реджинальд Гардинер ) приближается, ломает палку Стюарта, встряхивает ему волосы, забирает себе палку из воздушного шара и начинает трехминутную напряженную, безмолвную пародию на Стоукоски, дирижирующего оркестровые вариации на эту тему, - и теряет сознание.
- 1940 года Уолта Диснея В анимационном фильме «Фантазия» Стоковски возглавляет Филадельфийский оркестр и исполняет, среди других музыкальных произведений, свою транскрипцию Баха Токкаты и фуги ре минор , BWV 565 , в качестве вступительной части программы.
- Статуя маэстро, пожимающего руку Микки Маусу , воссоздание этого памятного момента в «Фантазии» , стоит в вестибюле Disney's Contemporary Resort в Walt Disney World в Орландо, Флорида .
- 1949 года В эпизоде Looney Tunes « Длинноволосый заяц » есть сатирическая дань уважения Стоковскому: Багз Банни изображает его в Hollywood Bowl. В мультфильме мягко высмеивается привычка Стоковского дирижировать без дубинки, заставляя Багса сломать переданную ему дубинку.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Боуэн, Хосе А. (2001). «Стоковский, Леопольд» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.26825 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ «Леопольд Стоковский | Британский дирижер» . Британская энциклопедия . Проверено 19 января 2020 г.
- ↑ Свидетельство о рождении было подписано Дж. Клэкстоном, регистратором главного офиса Сомерсет-Хауса в Лондоне, в приходе Олл-Соулс, графство Миддлсекс .
- ↑ Главный ЗАГС Англии и Уэльса, январь-март 1879 г., Сент-Сэвиур, Суррей, 01D/53
- ^ «50 000 фунтов стерлингов за 30 дней для оркестра. Большой американский путь к музыке» . Вечерний стандарт . 12 января 1927 года. Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 22 мая 2022 г. - через Newspapers.com .
Дирижером Филадельфийцев является Леопольд Стоковский, который родился в Англии (его настоящее имя Стоукс [так в оригинале]), но в нем течет польская кровь.
- ^ Найт, Джон (1996). «Леопольд Стоковский исследует оркестровые краски Дебюсси». Инструменталист . 50 (9).
- ^ Саймон Кэллоу (23 сентября 2005 г.). «Он приковывал публику своим блестящим глазом…» The Guardian . Проверено 11 апреля 2007 г.
- ^ Смит, Роллин (2004). Стоковский и орган . Пендрагон Пресс. п. 17.
- ^ Дэвид Лассерсон (19 июля 2002 г.). «Концерты убивают музыку?» . Хранитель . Проверено 11 апреля 2007 г.
- ^ Дэвид Патрик Стернс (26 января 2007 г.). «Леопольд Стоковский, отец Филадельфийского Саунда» . Филадельфийский исследователь . Проверено 11 апреля 2007 г.
- ^ Пребен Опперби, Леопольд Стоковски , Великие исполнители, Танбридж Уэллс, Кент: Мидас / Нью-Йорк: Гиппокрен, 1982, ISBN 978-0-88254-658-2 , с. 127 воспроизводит четыре плана сидений Стоковского, из которых на иллюстрации № 2 показаны описанные здесь секции струн.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (1967). Жизнь великих композиторов . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-393-02146-7 .
- ^ «Малер: Симфонии в последовательности, Симфония № 8 | Карнеги-холл» . 23 марта 2016 г. Архивировано из оригинала 23 марта 2016 г. . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД; ЛЕГЕНДА СТОКОВСКОГО — МИККИ МАУС МАЛЕРУ» . Нью-Йорк Таймс . 18 апреля 1982 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ^ «Когда Дисней встретил Стравинского – Кино» . Рай Культура (на итальянском языке) . Проверено 27 декабря 2021 г.
- ↑ Эти кадры Стокски сняты после третьего номера программы Поля Дюка « Ученик чародея» ; Позже он был включен в Fantasia 2000 (1999) и отмечен новой анимацией, в которой Микки Маус пожимает руку и разговаривает с Fantasia 2000 дирижером Джеймсом Левином .
- ^ Смит, Уильям Андер (1990). Тайна Леопольда Стоковского . США: Издательство Университета Фэрли Дикинсон. п. 216. ИСБН 0-8386-3362-5 .
- ^ «Награда лауреатов Клуба хора Пенсильванского университета» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2012 года.
- ^ Ежегодник симфонического оркестра Hollywood Bowl, 1946 год.
- ^ «Голливудский боул-оркестр» . Архивировано из оригинала 13 декабря 2007 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ «История Голливуда Боул» . Архивировано из оригинала 22 июля 2010 года . Проверено 1 января 2008 г.
- ^ Атлас, Аллан В. (2018). « Воан Уильямс и Нью-Йоркский филармонический оркестр: три взгляда за кулисы ». Музыкальные времена . 159 (1943): 85.
- ^ Проницательные диски, The Carmel Spectator , 1 декабря 1949 г., стр.6
- ^ Леопольд Стоковский и Гленн Гулд исполняют Фортепианный концерт № 5 Бетховена ми-бемоль мажор «Императорский концерт» на archive.org
- ^ Международный видеохудожник
- ^ Эдвард Гринфилд (13 февраля 2004 г.). «Малер: Симфония № 2, Вудленд / Бейкер / BBC Chorus and Choral Soc / LSO / Stockowski» . Хранитель . Проверено 11 апреля 2007 г.
- ^ Пол Воган (13 марта 2002 г.). «Возраст не может их увядать» . Хранитель . Проверено 11 апреля 2007 г.
- ^ Дэвис, Питер Г. (19 сентября 1977 г.). «Плодотворное и пульсирующее наследие Стоковского остается на диске» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Аллен Хьюз, «Леопольд Стоковски умер от сердечного приступа в 95 лет» , The New York Times , 14 сентября 1977 г.
- ^ «Мендельсон: Симфония 4 «Итальянская»/Бизе: Симфония до мажор» . Амазонка . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года.
- ^ Информационный сайт кладбища Ист-Финчли , Westminster.gov.uk; по состоянию на 21 июля 2014 г.
- ^ Абрам Часинс, с. 93
- ^ Фокс, Барри (24–31 декабря 1981 г.) «Сто лет стерео: пятьдесят Hi-Fi» , Scientific American , стр. 910–911; получено 1 марта 2012 г.
- ^ Примечания к обложке Warner Classics
- ^ Ларри Хаффман. «Биография Леопольда Стоковского» . Наследие Стоковского . Проверено 1 ноября 2016 г.
- ^ Нью-Йорк Таймс, 2 марта 1938 г.
- ^ Льюис, Марджери (фотограф) «ЖИЗНЬ посещает семью Стоковски» ЖИЗНЬ 7 сентября 1953 г., Vol. 35, № 10. ISSN 0024-3019. ппс. 122-124
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |
- Абрам Часинс (1979) Леопольд Стоковски: Профиль
- Дэниел, Оливер (1982). Стоковский: Противоположная точка зрения
- Герберт Купферберг (1969) Эти сказочные филадельфийцы
- Пребен Опперби (1982) Леопольд Стоковски
- Пол Робинсон (1977) Стоковски: Искусство дирижера
- Роллин Смит (2005) Стоковски и орган
- Уильям Андер Смит (1990) Тайна Леопольда Стоковского
- Леопольд Стоковский (1943) Музыка для всех нас
- Список известных поляков
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Документы Леопольда Стоковского, 1916–1994 гг ., Центр специальных коллекций, редких книг и рукописей Кислак, Пенсильванский университет (недоступно для просмотра в Интернете)
- Документы Леопольда Стоковского - Специальные коллекции исполнительских искусств Университета Мэриленда
- Леопольд Стоковски в AllMusic
- Дискография Леопольда Стоковски
- Записи Леопольда Стоковского в Дискографии американских исторических записей .
- Дискография компакт-диска Леопольда Стоковски
- Франтишек Слама (музыкант) Архив . Подробнее об истории Чешской филармонии 1940-х и 1980-х годов: Дирижеры
- Дискография Стоковского / Филадельфийского оркестра и избранные (RCA) записи Виктора, 1917–1940 гг.
- Леопольд Стоковски , документальный фильм, снятый в 1970 году компанией NET , доступен онлайн в Американском архиве общественного вещания.
- 1882 рождения
- 1977 смертей
- Музыканты из Вестминстера
- Артисты EMI Classics и Virgin Classics
- Англичане польского происхождения
- Англичане ирландского происхождения
- Английские эмигранты в США
- Английские дирижеры (музыка)
- Британские мужчины-дирижеры (музыка)
- Музыкальные руководители Нью-Йоркской филармонии
- Бах дирижеры
- Артисты Everest Records
- Британские дирижеры ХХ века (музыка)
- Выпускники Королевского колледжа Оксфорда
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Ученики Чарльза Вильерса Стэнфорда
- Художники RCA Виктор
- Исполнители RCA Records
- Лауреаты Почетной премии Академии
- Лауреаты премии Грэмми
- Похороны на кладбище Ист-Финчли
- Музыкальные руководители Филадельфийского оркестра
- Исполнители Sony Classical Records
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Сотрудники анимационной студии Уолта Диснея