Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Рахманинов)

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль минор , соч. 40 — крупное произведение русского композитора Сергея Рахманинова , завершенное в 1926 году. Произведение существует в трёх версиях. После неудачной премьеры (1-я версия) перед публикацией в 1928 году (2-я версия) композитор внес сокращения и другие поправки. Из-за продолжающегося отсутствия успеха он отозвал работу, в конечном итоге отредактировав и переиздав ее в 1941 году (3-я версия, наиболее часто исполняемая сегодня). Оригинальная рукописная версия была выпущена в 2000 году Поместьем Рахманиновых для публикации и записи. [ 1 ] Произведение посвящено Николаю Метнеру , который, в свою очередь, в следующем году посвятил Рахманинову свой Второй фортепианный концерт.
Форма
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Владимир Ашкенази с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превена. | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
По сравнению со своими предшественниками, Четвертый концерт содержит более четкие тематические профили, а также изысканную текстуру клавишных и оркестра. Эти качества ведут не к большей простоте, а к иного рода сложности. Это также было продолжением долгосрочного творческого роста Рахманинова: Третий концерт и переработанный Первый концерт были менее оркестрованы, чем Второй концерт . По своему общему характеру Четвертый концерт еще легче, но более наклонен. [ 2 ]
Концерт состоит из трех частей :
- Аллегро живое (соль минор).
- Ларго (до мажор)
- Allegro vivace (соль минор → ре ♭ мажор → соль мажор)
Рахманинов уже более широко использовал короткие тематические мотивы и сильные ритмические узоры в своей соч. 32 прелюдии, вместо того, что называлось «невероятным беспокойством», которое делало его работу, особенно концерты, печальным опытом для некоторых музыкантов. Эта изысканность музыкального языка, особенно в оркестровке, восходит, по крайней мере, к The Bells , и более терпкий тон был заметен уже в таких песнях, как «The Raising of Lazarus», соч. 34, № 6. [ 3 ]
В состав оркестра входят пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок , 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, ударные инструменты (треугольник, бубен, малый барабан, большой барабан, тарелки) и струнные.
Влияния
[ редактировать ]
Современная классическая музыка
[ редактировать ]То, что Рахманинов слышал вокруг себя, доказывало, что политика — не единственное, что изменилось после Октябрьской революции . Даже если ему не нравилось многое из того, что он слышал, он, по крайней мере, знал о том, что Барток , Хиндемит , Стравинский , Шёнберг и Лес Сикс . писали [ 4 ] Еще до революции, в 1916 году, русский критик Леонид Сабанеев заметил изменение в стиле Рахманинова, когда композитор сыграл восемь из девяти своих соч. 39 этюдов-таблиц :
Этот великий талант сейчас находится в период поиска. Видимо, первоначально сформированная композитором индивидуальность (кульминацией которой я считаю необыкновенный Второй концерт) почему-то перестала его удовлетворять.
Поиски большого таланта всегда интересны. Хотя лично я не могу считать Рахманинова музыкальным явлением высшего порядка... тем не менее в нем чувствуется огромная внутренняя сила, потенциал, которому какая-то преграда не позволяет проявиться в полной мере... его творческая личность содержит обещание чего-то большего, чем он нам еще дал. [ 5 ]
Другие критики также заметили в этих этюдах новую угловатость и остроту, а также более суровую, сосредоточенную и углубленную манеру выражения. [ 6 ] Частично на это повлияло исследование Рахманиновым музыки Скрябина для мемориальных концертов, которые он играл в 1915 году; [ 7 ] это исследование принесло дальнейшие плоды в произведениях, написанных Рахманиновым после отъезда из России.
Если бы Рахманинов остался в России и приход большевиков к власти так и не состоялся, премьера Четвертого фортепианного концерта, вероятно, состоялась бы где-то в 1919 году, на восемь лет раньше, чем его фактическое открытие. Возможно также, что на благодатной творческой почве имения композитора Ивановка , где воплотились в жизнь многие его основные произведения, концерт мог бы стать совершенно другим произведением, хотя, вероятно, не менее авантюрным, чем то произведение, которое мы знаем сегодня. [ 8 ]

Джаз
[ редактировать ]Многие отметили, что Рахманинова вдохновила » Джорджа Гершвина , «Рапсодия в стиле блюз пьеса для фортепиано с оркестром, законченная в 1924 году, всего за три года до того, как Рахманинов закончил свою собственную. Гершвина» Хотя он не смог присутствовать на премьере « Рапсодии 12 февраля 1924 года из-за предыдущего сольного выступления в храме Арарат, штат Канзас, штат Миссури, в тот же вечер, он посетил другие исполнения фортепианных и оркестровых произведений Гершвина, включая Концерт фа мажор . Вторая рапсодия, вариации на тему «Я получил ритм» и, наконец, «Рапсодия в стиле блюз» в 1920-х и 30-х годах. [ 9 ] Иногда меньше вспоминают, что он был преданным и давним поклонником джазового оркестра Пола Уайтмена , который принимал премьеру «Рапсодии в стиле блюз» , и даже каждый месяц присылал своей дочери новейшие пластинки оркестра Уайтмена. [ 10 ] Он также слушал оркестровый джаз в исполнении обоих чернокожих джазовых оркестров, регулярно игравших тогда в Нью-Йорке, — оркестров Флетчера Хендерсона и Дюка Эллингтона , — а позже стал преданным энтузиастом пианиста Арта Тейтума . Тенор Джон МакКормак вспомнил, как Рахманинов сам играл джаз для собственного развлечения. [ 11 ]
Эти джазовые элементы, по мнению большинства, не соответствовали предыдущим задумчивым и мрачным темам Рахманинова. Чего они не осознали, так это того, что, хотя некоторые аспекты концерта имели корни в императорской России, произведение было написано в основном в Нью-Йорке и закончено в Западной Европе. Композитор был острым, умным и чувствительным человеком, на которого, естественно, повлияли виды и звуки страны, в которой он проживал последние несколько лет. Любая романтическая аура давно рассеялась. [ 12 ]
Обзор
[ редактировать ]Концерт, вероятно, наименее известный из всех фортепианных концертов Рахманинова, но он часто исполняется в России. Для этого может быть несколько причин. Структуру критиковали за то, что она аморфна и ее трудно понять за одно прослушивание. Только вторая часть (Ларго) содержит заметную мелодию, тогда как внешние части кажутся составленными в основном из виртуозных фортепианных партий и каденций . Как и большинство поздних произведений Рахманинова, концерт отличается смелым хроматизмом и характерным джазовым звучанием.
Состав
[ редактировать ]Рахманинов покинул Россию со своей семьей 23 декабря 1917 года, чтобы дать концерт в Стокгольме , Швеция, и никогда не вернуться. Жизнь эмигранта с женой и двумя дочерьми, которых нужно было содержать, означала, что о сочинении не могло быть и речи, по крайней мере, на какое-то время. Ему также нужно было время, чтобы обновиться. Рахманинов интенсивно сочинял большую часть своей карьеры в России. Помимо требований его пианистической карьеры, для Рахманинова, возможно, было более достойно выдержать период творческого молчания, чем просто повторять то, что он написал раньше. Чтобы его последующие композиции соответствовали его новой ситуации, ему нужно было время, чтобы изучить и изучить свои новые параметры. [ 13 ]

В Дрездене , где в прошлом он много сочинял, Рахманинов снова начал конкретно думать о сочинении. Он писал своему другу и товарищу по ссылке Николаю Метнеру : «Я уже начал работать. Иду медленно». [ 14 ] После восьми лет гастролей в конце 1925 года он взял творческий отпуск, работая над Четвертым концертом. Возможно, он начал эту работу еще в 1911 году: конец медленной части из репетиции № 39 имеет в оркестровой партии тот же девятитактовый пассаж, что и « Этюд-табло», соч. 33/3 из такта 30. Этот этюд-табло датируется 1911 годом и был взят из рекламируемого издания 1914 года. [ 15 ] Фактически при жизни Рахманинова оно вообще не публиковалось. В номере «Музыки» от 12 апреля упоминается 1914 год: [ 16 ] Хотя Рахманинов в том году уехал в Ивановку раньше обычного, в марте, он не вернулся в Москву в октябре с готовым сочинением, вопреки своему обычному обычаю. Сообщается, что все, что у него было, — это три альбома для рисования и различные отдельные листы рукописной бумаги. [ 17 ] Этот материал композитор привез с собой из России в 1917 году; сейчас он хранится в Библиотеке Конгресса . [ 18 ] Возможно, он также занимался эскизами в первые годы своего пребывания в Соединенных Штатах. Хотя о композиции в то время по большей части не могло быть и речи, наброски финала концерта есть на обороте рукописных листов его каденции к Листа » «Венгерской рапсодии № 2 . Эти листы также находятся в Библиотеке Конгресса. [ 19 ]
Хотя он хорошо начал работу над произведением, его также неоднократно прерывали, не в последнюю очередь из-за внезапной смерти его зятя, который менее года назад женился на его дочери Ирине. Из-за этой трагедии и других возникших проблем Рахманинов завершил работу только в конце августа следующего года. Вдобавок к этому усилились и без того самокритичные тенденции Рахманинова. 8 сентября он пожаловался Метнеру на размер партитуры (110 страниц) и на то, что ее «придется исполнять, как «Звонок» : несколько вечеров подряд». [ 20 ] Через пять дней Метнер ответил, что не может согласиться с Рахманиновым по поводу слишком длинного концерта или по поводу его общего отношения к продолжительности. «Вообще-то ваш концерт поразил меня малостью своих страниц, учитывая его важность... Естественно, существуют ограничения на длину музыкальных произведений, как и размеры полотен. Но в рамках этих человеческих ограничений это не длина музыкальных произведений создает впечатление скуки, но скорее скука создает впечатление длины». [ 21 ] Пианист Йозеф Хофманн , еще один друг, которому Рахманинов показал партитуру, также поддержал его. Хофманн сказал, что ему очень понравился новый концерт, и он надеется, что, хотя частые изменения в метрике могут затруднить исполнение пьесы с оркестром, это не станет препятствием для будущих выступлений. «Он определенно заслуживает их как с музыкальной, так и с пианистической точки зрения». [ 22 ]
Рахманинов видел в произведении две специфические проблемы: третью часть, которую он нашел слишком затянутой, и тот факт, что оркестр почти никогда не молчит на протяжении всего произведения (хотя последняя тенденция полностью проявляется и во Втором концерте композитора). ). Он пришел к выводу, что ему придется сократить счет. Рахманинов и раньше вносил изменения в произведения после того, как услышал или исполнил их. Несмотря на то, что он несколько лет отсутствовал за столом композитора, эта неуверенность в решении того, как следует выразить свои идеи, может объяснить то, что некоторые современные критики считали раздробленной природой Четвертой. [ 23 ]
Премьера концерта состоялась в Филадельфии 18 марта 1927 года, композитор был солистом, а Леопольд Стоковский руководил Филадельфийским оркестром . После второго выступления 19 марта Рахманинов исполнил произведение с Стоковским и Филадельфийским оркестром в Нью-Йорке 22 марта. « Три русские песни» , соч. 41, для хора и оркестра также были даны свои первые три выступления по тем же поводам; « Три русские песни» каждый раз были встречены благосклонно, а концерт – меньше.
Прием
[ редактировать ]Критическая реакция была повсеместно резкой, что вызвало самые язвительные отзывы, которые Рахманинов получил со времени премьеры его Первой симфонии в 1897 году. В некотором смысле этого следовало ожидать, особенно со стороны композитора. Ее легко можно сравнить с реакцией на поздние произведения Дебюсси , Форе и Русселя . Этих людей, как и Рахманинова, называли консерваторами. Все они сделали последующие разработки полностью неотъемлемой частью своих композиционных стилей, которые критики рассматривали как ослабление творческой силы, а не как ее усовершенствование. Рахманинова Более того, Третий фортепианный концерт изначально подвергся критике за то, что он не был почти копией своего предшественника. Вместе эти две пьесы производили впечатление композиционной нормы, от которой Рахманинов не ожидал отступления. В то же время романтизм этих произведений был бы бессмысленным в свете того, через что пришлось пережить незадолго до отъезда из России таким людям, как Рахманинов. [ 24 ]
В любом случае Лоуренс Гилман , написавший программу концерта, жаловался в Herald Tribune на «тонкость и монотонность» нового произведения, что оно «не столь выразительно и не столь эффективно, как его знаменитый компаньон до минор». ". [ 25 ] Питтс Сэнборн из Telegram назвал концерт «многословным, утомительным, неважным, местами безвкусным», описывая его как «бесконечную, слабо сплетенную мешанину того и этого, от Листа до Пуччини , от Шопена до Чайковский . Даже Мендельсону нравятся мимолетные комплименты». [ 26 ] Заявив, что произведение сверкало «бесчисленными трелями и фигурациями», а оркестровка была «богатой, как нуго», он назвал саму музыку «то плаксиво-сентиментальной, то эльфийско-красивой, то напыщенной в беглом многословии». Это не футуристическая музыка и не музыка будущего. Ее прошлое было настоящим в столицах континентов полвека назад. В целом - и это даже длиннее, чем в целом - это произведение можно с полным основанием охарактеризовать как суперсалонную музыку. ...Г-жа Сесиль Шаминад могла бы спокойно совершить это, выпив третью рюмку водки . [ 26 ]
Относительная современность Четвертого концерта, представленного в 1927 году, обусловлена прежде всего не более высоким уровнем диссонанса по сравнению со Вторым и Третьим концертами, а присущим ему композиционным подходом. Его формальные структуры были более эллиптическими, чем у его предшественников. Его музыкальные высказывания были более изменчивыми и менее прямыми. Неуловимость некоторых тем усиливалась откровенной прямотой других. [ 24 ]
Больше сокращений
[ редактировать ]Рахманинов был разочарован отсутствием успеха Четвертого концерта как в его оригинальной, так и в переработанной форме. После первых выступлений Рахманинов внес сокращения и другие изменения, сократив первую часть с 367 до 346 тактов, а финал с 567 до 476 тактов; он также удалил несколько решеток из центрального Ларго. В целом он сократил длину произведения с 1016 до 902 тактов. В таком виде концерт был издан в 1928 году издательством композитора ТАИР в Париже. Британская премьера произведения состоялась 2 декабря 1928 года Львом Пуишновым в передаче BBC из Манчестера и несколько раз проигрывалась в Великобритании в 1929 году. В следующем году она была исполнена в материковой Европе. Они были не более успешными, чем первые выступления. Рахманинов, еще больше обескураженный, отозвал произведение, пока у него не было времени переработать его более тщательно. [ 27 ]
Пианисты Владимир Ашкенази , Лесли Ховард и Евгений Судьбин , а также биограф Макс Харрисон утверждают, что, как и в случае со Второй фортепианной сонатой , Рахманинов понял все в Четвертом концерте правильно с первого раза. Они находят крайне разочаровывающим то, что он уступил отрицательному мнению, неоднократно внося изменения, которые ослабили первоначально очень оригинальную работу. Хотя эти изменения могут подразумевать чрезмерную готовность к компромиссу, мотивом для внесения этих изменений могло быть непонимание. Сам Рахманинов, возможно, просто не постиг подлинной природы этого произведения, особенно когда оно было впервые исполнено. [ 28 ] Музыковед Джеффри Норрис , напротив, утверждал, что Рахманинов не зашел достаточно далеко в своих изменениях. Он утверждал, что, если бы Рахманинов устранил основные структурные недостатки произведения, оно могло бы быть встречено более сочувственно, чем было на самом деле. [ 29 ]
Редакция
[ редактировать ]Хотя Рахманинов говорил о возвращении к Четвертому концерту после завершения Третьей симфонии , он отложил рассмотрение партитуры до 1941 года, через 15 лет после ее первоначального завершения. Таким образом, это стало последней оригинальной композицией, над которой он работал. Не меняя основного тематического материала, Рахманинов переработал оркестровку, упростил фортепианное письмо в центральном Ларго и основательно переработал финал. Он также сделал дополнительные сокращения к тем, которые он сделал в 1928 году. Он сократил первую часть с 346 до 313 тактов, медленную часть с 80 до 77 тактов и, что наиболее агрессивно, финал с 476 до 434 тактов. Это довело полную работу с 902 до 824 бар. [ 3 ] Он также переработал большую часть музыки, чтобы избавиться от ненужных тем и создать более компактную структуру. [ 30 ]
Той осенью Рахманинов представил обновленную Четвертую оперу, снова в Филадельфии, но под управлением Юджина Орманди . Эдвин Шлосс написал в своем обзоре для The Philadelphia Record :
Прослушанный вчера Четвертый концерт представляет собой переработку произведения, впервые прозвучавшего здесь 14 лет назад из рук Рахманинова. Значительная переработка была сделана прошлым летом, и вчерашнее исполнение стало первым концертом в его нынешнем виде. Это оказалась благородная и мрачно-романтическая музыка, несколько фрагментарная по форме и типично рахманиновская по духу. И, при всем уважении к великому художнику, написавшему ее, и при всем ее тонком пиане, несколько скучновато. Его игра, однако, добавляла новостей в любое время года — новостей, которые с годами становятся все более чудесными, а именно: несмотря на все свои 68 лет, Рахманинов по-прежнему остается одним из самых мужественных и блестящих молодых пианистов, представленных современной публике. [ 31 ]
Орманди и Рахманинов сыграли переработанную Четвертую вместе со Второй симфонией в Вашингтоне , Балтиморе и, в конечном итоге, в Нью-Йорке , а также записали произведение для RCA . Тем не менее, Рахманинов никогда не был полностью удовлетворен работой, продолжая возиться с оркестровкой даже в дни, непосредственно предшествовавшие записи с Орманди, и сетовал, что не нашел времени, чтобы переоркестровать пьесу так, как ему хотелось. Многие из этих изменений так и не нашли отражения в печатной партитуре; однако они попали на записи других пианистов, изучавших собственные записи композитора, в том числе Владимира Ашкенази , Стивена Хафа , Леонарда Пеннарио и Эрла Уайлда .
Что бы ни думали о редакции 1941 года, в ней устранена риторика и украшения. При этом требование участия со стороны солиста более резкое, чем в некоторых частях Третьего концерта. Экспозиция финала представляет собой особенно прекрасный образец архитектурного ритма исполнения этого произведения. [ 32 ] В целом огромная виртуозность финала в целом не является показной пассажной работой, призванной понравиться публике. Это суматошный, полный действий, неудержимый в своей энергии и мощи. [ 33 ]
Рахманинов был занят написанием двухфортепианной редукции этой окончательной версии, когда умер. По просьбе вдовы Роберт Рассел Беннетт завершил сокращение.
Рукописная версия
[ редактировать ]В 2000 году поместье Рахманиновых разрешило Boosey & Hawkes при экспертной помощи Роберта Трелфолла и Лесли Ховард опубликовать неразрезанную рукописную версию Четвертого концерта 1926 года. [ 27 ] Ondine Records записала произведение с пианистом Александром Гиндиным и Хельсинкским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази . Публикация неразрезанной рукописи вызвала значительный интерес из-за изменений Рахманиновым Второй симфонии и Второй сонаты для фортепиано в 1930-х годах. Изменения, внесенные Рахманиновым в эти произведения, включали большие сокращения, ряд незначительных переписываний текста и несколько новых составленных фрагментов в попытке закрепить фрагментированную структуру. Таким образом, доступ к рукописи Четвертого фортепианного концерта может показать, что композитор изначально имел в виду, структурно говоря, и что он мог запутать в процессе редактирования.
В интервью Элгеру Нильсу Ашкенази назвал рукописную версию гораздо ближе к Третьему фортепианному концерту, чем к его последующим переработкам. Изучив все три версии, проведя две и сыграв одну, Ашкенази пришел к выводу, что в принципе предпочитает рукописное издание. Основная причина этого заключалась в том, что финал в рукописной версии работал намного лучше, поскольку второй сюжет повторяется. [ 34 ] Несмотря на это, он не считает это движение безоговорочным успехом:
Возможно, было бы лучше, если бы Рахманинов переписал всю часть. И даже в этом случае, что, если бы Рахманинов не разрезал его, а просто изменил конец? Возможно, он мог бы ввести эту чудесную вторую тему, доработать ее до своеобразной коды — не обязательно такой прославляющей, как в Третьем фортепианном концерте, но все же изящно (потому что гармонии там совершенно чудесны) и блестяще закончить. Возможно, это бы сработало. [ 34 ]
Русский пианист Евгений Судьбин в примечаниях к своей записи версии 1926 года идет еще дальше, желая, чтобы Рахманинов «придерживался своей позиции» и не переделывал концерт, «поскольку оригинальные версии [его произведений] обычно лучше, в как по форме, так и по эмоциональному воздействию» [ 35 ] Рукописная версия демонстрирует более острые гармонии и более резкий набор музыкальных контрастов. Эти сопоставления, особенно в финале, приводят к тому, что некоторые резкие эпизоды отсутствуют ни в одной из редакций, что делает движение, по словам Судьбина, «слишком усеченным». [ 35 ] Из-за того, что Рахманинов устранил эти контрасты, писатель Элгер Нильс назвал рукописную версию упущенной кульминацией в развитии Рахманинова. Вместо этого Рахманинов начал писать в более ясных музыкальных формах, таких как Третья симфония и Симфонические танцы . [ 34 ]
Кроме того, в Финале появление Dies Irae не вызывает страха или ужаса. Вместо этого она заметно возглавляет вторую тему, которая как по музыкальному жесту, так и по содержанию, связанному с Dies Irae, очень напоминает торжествующую вторую тему из финала Второй симфонии Рахманинова. Хотя это сходство, возможно, и не было намеренным, ссылка на код из « Колокола» в конце экспозиции «Финала» может быть более преднамеренной. Ни один из этих экземпляров не остался в издании композитора 1941 года. [ 34 ]
Избранные записи
[ редактировать ]Рукописная версия (1926 г.)
[ редактировать ]- Александр Гиндин , пианист, с Хельсинкским филармоническим оркестром под управлением Владимира Ашкенази , запись 2001 года (первая запись)
- Евгений Судьбин , пианист, с Симфоническим оркестром Северной Каролины под управлением Гранта Ллевеллина , запись в январе 2008 года.
- Ален Лефевр , пианист, с Монреальским симфоническим оркестром под управлением Кента Нагано , запись в сентябре 2011 года.
Версия 1928 года
[ редактировать ]- Уильям Блэк , пианист, с Исландским симфоническим оркестром под управлением Игоря Букетова , запись 1992 года (первая и единственная запись) [ 36 ]
Хотя запись Black/Buketoff является единственной коммерческой записью полной версии 1928 года, единственная часть, третья, была записана пианистом Михаилом Руди и Марисом Янсонсом, дирижирующими Санкт-Петербургской филармонией . существуют две некоммерческие записи версии 1928 года Кроме того, в Международном фортепианном архиве Университета Мэриленда : живое выступление пианиста Гуннара Йохансена с оркестром Луисвилля под управлением Хорхе Местера в Индианаполисе от 3 мая 1973 года в рамках Фестиваль романтической музыки Университета Батлера (Йохансен успешно исполнил концерт в 1934 году с доктором Стоком и Чикагским симфоническим оркестром); а также запись от 12 ноября 1939 года трансляции Radio City Music Hall концерта в исполнении пианистки Генриетты Шуман и оркестра Radio City под управлением Эрно Рапи , по-видимому, первая запись этого произведения, которая даже предшествует собственной записи Рахманинова 1941 года. окончательная версия. Запись Генриетты Шуман состоит из пяти сторон трех мгновенных дисков со скоростью вращения 78 об/мин, которые были переведены в формат компакт-диска Международным фортепианным архивом в Мэриленде, который воспользовался возможностью уменьшить поверхностный шум и исправить высоту воспроизведения, хотя некоторые части работы отсутствуют из-за записи только на одном токарном станке для резки диска .
Версия 1941 года
[ редактировать ]- Сергей Рахманинов , пианист, с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди , записан в 1941 году.
- Артуро Бенедетти Микеланджели , пианист, с Филармоническим оркестром под управлением Этторе Грациса , записано в 1957 году.
- Эрл Уайлд , пианист, с Королевским филармоническим оркестром под управлением Яши Хоренштейна , записано в 1965 году.
- Агустин Аниевас , пианист, с оркестром Новой филармонии под управлением Рафаэля Фрюбека де Бургоса , записано в 1967 году.
- Владимир Ашкенази , пианист, с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превена , запись 1972 года.
- Владимир Ашкенази , пианист, с Королевским оркестром Консертгебау под управлением Бернара Хайтинка , записано в 1986 году.
- Михаил Рудый , пианист, с Санкт-Петербургским филармоническим оркестром под управлением Мариса Янсонса , запись 1993 года.
- Жан-Ив Тибоде с Кливлендским оркестром под управлением Владимира Ашкенази , запись в 1996 году.
- Борис Березовский с Дмитрием Лиссом , дирижирующим Уральским филармоническим оркестром , запись 2006 года.
- Лейф Уве Андснес с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Антонио Паппано записал 2010 г.
- Валентина Лисица с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Майкла Фрэнсиса записала в 2013 году.
- Даниил Трифонов , пианист, с Филадельфийским оркестром под управлением Янника Незе-Сегена , запись 2018 г.
- Юджа Ван , пианистка, филармонии Лос-Анджелеса под управлением Густаво Дудамеля , запись в 2023 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Харрисон, с. 257.
- ^ Харрисон, 255–256.
- ^ Jump up to: а б Харрисон, 256.
- ^ Мэтью-Уокер, 89 лет.
- ^ Muzykalni Sovremennok
- ^ Бертенссон и Лейда, 201–202.
- ^ Бертенссон и Лейда, 192, 195–196,
- ^ Мэтью-Уокер, International Piano Quarterly .
- ^ Гиббонс, Джек. «ДжекГиббонсПианино» . Фейсбук . Проверено 24 марта 2023 г.
- ^ Хендерсон, 246.
- ^ Мэтью-Уокер, 97.
- ^ Хендерсон, 255.
- ^ Харрисон, 249.
- ^ Бертенсон и Лейва, 235.
- ↑ Примечание издателя к «Этюдам-таблицам», Лондон: Boosey&Hawkes, 1985.
- ^ Норрис, 60.
- ^ Харрисон, 253.
- ^ Перечислено в Threefall and Norris, p. 127.
- ^ Харрисон, 254.
- ^ Бертенссон и Лейда, 246.
- ^ Нильс, 7–8.
- ^ Бертенссон и Лейда, 248.
- ^ Уокер, 100.
- ^ Jump up to: а б Харрисон, 255.
- ^ Бертенссон и Лейда, 248-249.
- ^ Jump up to: а б Вечерняя телеграмма Нью-Йорка , 23 марта 1927 года.
- ^ Jump up to: а б Харрисон, 257.
- ^ Харрисон, 256–257.
- ^ Норрис, Рахманинов , 113.
- ^ Норрис, Рахманинов , 111–112.
- ^ Бертенссон и Лейда, 367.
- ^ Харрисон, 337.
- ^ Мэтью-Уокер, 100.
- ^ Jump up to: а б с д Интервью с Элгером Нильсом, http://patachonf.free.fr/musique/rachmaninov/ipq.php
- ^ Jump up to: а б Примечания к вкладышу Недтнера и Рахманинова https://www.evgenysudbin.com/artist.php?view=prog&rid=515
- ^ Цинциннати Инкуайрер
Источники
[ редактировать ]- Бертенсон, Сергей и Джей Лейда, при содействии Софии Сатиной, Сергей Рахманинов - Жизнь в музыке (Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 1956)). ISBN нет данных.
- Харрисон, Макс, Рахманинов: жизнь, творчество, записи (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2005). ISBN 0-8264-5344-9 .
- Мэтью-Уокер, Роберт, «Стальное оружие, золотое сердце», International Piano Quarterly, № 11 (весна 2000 г.).
- Мэттью-Уокер, Роберт, Рахманинов (Лондон и Нью-Йорк: Omnibus Press, 1980). ISBN 0-89524-208-7 .
- Норрис, Джеффри, Рахманинов (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1993). ISBN 0-02-870685-4 .
- Норрис, Джеффри, изд. Стэнли Сэди, Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов. ISBN 0-333-23111-2 .
- Пиготт, Патрик, Оркестровые произведения Рахманинова (Сиэтл: University of Washington Press, 1974).
- Судьбин, Егений. Примечания к вкладышу Метнера и Рахманинова https://www.evgenysudbin.com/artist.php?view=prog&rid=515
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Произведения Рахманинова для фортепиано с оркестром. Анализ произведений Рахманинова для фортепиано с оркестром, включая Концерты для фортепиано с оркестром и Рапсодию Паганини.
- Интервью Владимира Ашкенази о рукописной версии Четвертого концерта
- Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Бесплатные партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project
- Фортепианный концерт № 4: Yuja Wang Performance 2020 (видео; 26:14) на YouTube