Всенощное бдение (Рахманинов)
Всенощное бдение | |
---|---|
Духовная хоровая музыка Сергея Рахманинова. | |
![]() Композитор | |
Опус | 37 |
Текст | Всенощное бдение |
Язык | церковнославянский |
Преданность | Степан Смоленский |
Выполненный | 23 марта 1915 г Москва .: |
Движения | 15 |
Подсчет очков | САТБ преступление |
The All-Night Vigil ( Pre-reform Russian : Всенощное бдѣніе , Vsénoshchnoye bdéniye ; Modern Russian: Всенощное бдение ) is an a cappella choral composition by Sergei Rachmaninoff , his Op . 37, premiered on 10/23 March 1915 in Moscow.
Произведение представляет собой набор текстов, взятых из обряда русского православного Всенощного бдения . Его назвали лучшим достижением Рахманинова. [ 1 ] и «величайшее музыкальное достижение Русской Православной Церкви». [ 2 ] Это было одно из двух любимых произведений Рахманинова. [ 3 ] вместе с «Колоколами» , и композитор попросил, чтобы его пятую часть (Нынѣ отпущаеши, Nunc dimittis ). на его похоронах спели [ 3 ]
Название произведения часто ошибочно переводят как «Вечерня» . Это неверно как буквально, так и концептуально применительно ко всему произведению; из пятнадцати частей содержат тексты русского православного канонического часа Вечерни только первые шесть .
История
[ редактировать ]История состава
[ редактировать ]Рахманинов написал « Всенощное бдение» менее чем за две недели в январе и феврале 1915 года. [ 4 ] , Всенощное бдение возможно, примечательно как одно из двух литургических постановок (второе — Литургия св. Иоанна Златоуста ), написанное композитором, который перестал посещать церковные службы. По требованию Русской Православной Церкви десять разделов из пятнадцати , Рахманинов положил в основу песнопений . Однако на пять оригинальных разделов (номера 1, 3, 6, 10 и 11) настолько сильно повлияло пение, что композитор назвал их «сознательными подделками».
Творчество Рахманинова представляет собой кульминацию предшествующих двух десятилетий интереса к русской духовной музыке, начавшегося с всенощного Чайковским установления бдения. [ 5 ] [ 6 ] Сходства между произведениями, такие как широкое использование традиционных песнопений, демонстрируют степень влияния Чайковского; однако сеттинг Рахманинова гораздо сложнее в использовании гармонии, текстового разнообразия и полифонии. [ 7 ]
История выступлений
[ редактировать ]Первое представление состоялось в Москве 23 октября 1915 года, отчасти в пользу России военных усилий . Николай Данилин дирижировал мужской Московский Синодальный хор На премьере . Он был тепло принят как критиками, так и публикой, и имел такой успех, что в течение месяца его исполняли еще пять раз. [ 8 ] Однако русская революция 1917 года и возникновение Советского Союза привели к осуждению правительством религиозной музыки. [ 9 ] а 22 июля 1918 г. Синодальный хор был заменен нерелигиозной «Народной хоровой академией». [ 10 ] Написано, что «ни одно произведение не представляет так ясно конец эпохи, как это литургическое произведение». [ 11 ]
Отдельные части Рахманиновского бдения дирижеры включают в само священное исполнение или празднование (если использовать правильный православный термин) Всенощного бдения. В ночь на 2 апреля 2022 года митрополит Иларион Алфеев совершил архиерейское Всенощное бдение , включившее в себя все части творчества Рахманинова, объединенные в полный порядок богослужения. [ 12 ]
Анализ
[ редактировать ]Всенощное бдение включает в себя три стиля пения: знаменное (номера 8, 9, 12, 13 и 14), более речитационное греческое пение (номера 2 и 15) и «киевское» пение — песнопение, сложившееся в Киеве в 16-м и 16-м веках. 17 век (номера 4 и 5). Прежде чем писать, Рахманинов изучал старинные песнопения у Степана Смоленского , которому и посвятил произведение. Оно написано для четырехголосного хора в комплекте с бассо-профондо . Однако во многих частях присутствует трех-, пяти-, шести- или восьмичастная гармония ; в какой-то момент седьмой части хор делится на одиннадцать частей. Части 4 и 9 содержат краткое соло тенора, а части 2 и 5 содержат длинные соло соответственно для альта и тенора. Пятая часть, Nunc dimittis ( Nyne otpushchayeshi ), получила известность благодаря своему финалу, в котором низкие басы должны пройти нисходящую гамму, которая заканчивается низкой си-бемоль (третья си-бемоль ниже средней до). Когда Рахманинов первоначально проигрывал этот отрывок Кастальскому и Данилину, готовясь к первому спектаклю, Рахманинов вспоминал, что:
Данилин покачал головой и сказал: «Где же нам найти таких окуней? Они так же редки, как спаржа на Рождество !» Тем не менее он их нашел. Я знал голоса своих соотечественников... [ 3 ]
Движения
[ редактировать ]Примечание. Номера 1–6 содержат настройки из Русской православной вечерни ( русские : Вечерня , Вечерня ), номера 7–14 — настройки из Утрени (Утреня, Утреня ), а номер 15 — из Первого часа (Первый час, Первый час ).
Сек. | церковнославянский | Транслитерация | Английский эквивалент |
---|---|---|---|
1
|
Пріидите, поклонимся. | Priidite, poklonimsya. | Приходите, поклонимся. |
2
|
Благослови, душе моя, Господа. Греческаго распѣва. |
Blagoslovi, dushe moya, Gospoda. Grecheskago raspeva. |
Благослови Господа, Душа Моя . Греческое пение. |
3
|
Блаженъ мужъ. | Blazhen muzh. | Благословен Человек. |
4
|
Свете тихий. Киевского распѣва. |
Svete tikhiy. Kievskago raspeva. |
Радостный свет . Киевский распев. |
5
|
Нынѣ отпущаеши. Киевского распѣва. |
Nïne otpushchayeshi. Kievskago raspeva. |
Теперь позволь тебе . Киевский распев. |
6
|
Дева Мария. | Bogoroditse Devo. | Радуйся, Дево. |
7
|
Слава въ вышнихъ Богу (шестопсалміе). | Slava v vïshnikh Bogu (shestopsalmiye). | Слава Богу в Вышних (шестипсалмия). |
8
|
Хвалите Имя Господне. Знаменнаго распѣва. |
Khvalite Imya Gospodne. Znamennago raspeva. |
Хвалите Имя Господне . Знаменитое пение. |
9
|
Благословенъ еси, Господи. Знаменнаго распѣва. |
Blagosloven yesi, Gospodi. Znamennago raspeva. |
Благословен Ты, Господи. Знаменитое пение. |
10
|
Воскресеніе Христово видѣвше. | Voskreseniye Khristovo videvshe. | Увидев Воскресение Христово. |
11
|
Величитъ душа моя Господа. | Velichit dusha moya Gospoda. | Моя душа возвеличивает Господа . |
12
|
Великое славословіе. Знаменнаго распѣва. |
Velikoye slavosloviye. Znamennago raspeva. |
Великое славословие . Знаменитое пение. |
13
|
Тропарь. Днесь спасеніе. Знаменнаго распѣва. |
Tropar'. Dnes spaseniye. Znamennago raspeva. |
Тропарь . Сегодня пришло Спасение. Знаменитое пение. |
14
|
Тропарь. Воскресъ изъ гроба. Знаменнаго распѣва. |
Tropar'. Voskres iz groba. Znamennago raspeva. |
Тропарь . Ты воскрес из гроба. Знаменитое пение. |
15
|
Взбранной воеводѣ. Греческаго распѣва. |
Vzbrannoy voyevode. Grecheskago raspeva. |
Тебе, Победоносный Вождь. Греческое пение. |
Записи
[ редактировать ]Первую запись «Видилии » сделал Александр Свешников в составе Государственного академического русского хора СССР для советской лейбла «Мелодия» в 1965 году – ровно через полвека после первого исполнения произведения. Из-за советской антирелигиозной политики эта пластинка никогда не продавалась на территории СССР, а предназначалась только для экспортного рынка и частного изучения. Эта запись до сих пор имеет легендарную репутацию, отчасти из-за чрезвычайно сильных низких басов, а также из-за соло Клары Коркан и Константина Огневого . [ 13 ] Запись впервые была выпущена в США в 1973 году на лейбле «Мелодия-Ангел». В выпуске Stereo Review за март 1974 года отмечалось, что генеральный менеджер Angel Роберт Э. Майерс «выследил запись» и «пришлось довольно сильно одержать победу над советскими державами, чтобы они сделали ее частью своего торгового соглашения с Angel». [ 14 ]
Год | Дирижер | Хор | Солисты | Этикетка |
---|---|---|---|---|
1965 | Aleksandr Sveshnikov | Государственный академический русский хор СССР | Клара Коркан (меццо-сопрано) Konstantin Ognevoy (tenor) |
Melodiya |
1967 | Карл Линке | Хор Иоганна Дамаскина для восточной церковной литургии | Мари-Луиза Жиль Гюнтер Шмитц |
Кристофер |
1978 | Георгий Робев | Хор Святослава Обретенова | Наталья Пенева (высокая) Тодор Григоров-Трес (тенор) |
Авангард |
1983 | Евгений Светланов | Хор Святослава Обретенова | Русский Диск | |
1984 | Кеннет Монтгомери | Большой радиовещательный хор | Вил Букель (альт) Фрэнк Хамелирс (тенор) |
КРО классика |
1986 | Валерий Полянский | Камерный хор Министерства культуры СССР. | Ирина Архипова (меццо-сопрано) Виктор Руманцев (тенор) Yuriy Vishnyakov ( basso profundo ) |
Melodiya/Moscow Studio Archives |
1986 | Vladislav Chernushenko | Санкт-Петербургская капелла | Zhanna Polevtsova (mezzo-soprano) Сергей Рокозица (тенор) |
Песня мира/IML |
1987 | Мстислав Ростропович | Общество хорового искусства Вашингтона | Морин Форрестер (меццо-сопрано) Джин Такер (тенор) |
Эрато |
1989 | Роберт Шоу | Певцы Фестиваля Роберта Шоу | Карл Дент (тенор) | Теларк |
1990 | Мэттью Бест | Коридон Сингерс | Логан Джуэл (высокий) Джон Боуэн (тенор) |
Гиперион |
1991 | Oleg Shepel | Камерный хор Воронежского государственного института искусств | Елена Нечепоренко (меццо-сопрано) Aleksandr Zlobin (tenor) Ruben Sevostyanov (tenor) Aleksandr Nazarov (bass) |
Глобус |
1993 | Дэвид Хилл | Хор филармонии | Сара Фрайер (меццо-сопрано) Питер Баттерфилд (тенор) |
Облако |
1993 | Николай Корниев | Санкт-Петербургский камерный хор | Ольга Бородина (выс.) Vladimir Mostovoy (tenor) |
Филипс |
1994 | Робин Гриттон | Хор Берлинского радио | Татьяна Сотин (альт) Томас Кобер (тенор) |
CPO |
1994 | Тыну Кальюсте | Хор шведского радио | Малена Эрнман (альт) Пер Бьёрслунд (тенор) Нильс Хёгман (тенор) |
Девственник |
1994 | Георгий Робев | Болгарский национальный хор | каприз | |
1995 | Уильям Холл | Уильям Холл, мастер хорала | Джонатан Мак (тенор) | |
1997 | Aleksey Puzakov | Хор Никольской церкви Толмачи | Татьяна Геранге (высокая) Dmitriy Borisov (tenor) Nikolay Sokolov (archpriest) |
Богема |
1998 | Стивен Клеобери | Хор Королевского колледжа, Кембридж | Маргарет Кэмерон (альт) Ричард Этесон (тенор) Джеймс Гилкрист (тенор) Ян Лохманн (бас) |
я |
1998 | Карен П. Томас | Сиэтл Про Музыка | Yelena Posrednikov (alto) Стюарт Лютценхайзер (тенор) Миша Мызников (баритон) |
|
1998 | Роджер МакМеррин | Киевский симфонический хор | Valentyna Свитыльник (mezzo-soprano) Anatoliy Glavin (tenor) |
Музыкальный Киев |
2000 | Aleksandr Govorov | Аккорданс (мужской хор) | Dmitriy Popov (tenor) Владимир Пасюков (бас Profundo) |
|
2000 | Евгений Савчук | Украинская национальная капелла «Думка». | Ольга Борусене (сопрано) Mykhaylo Tyshchenko (tenor) Юри Коринник (tenor) |
Реджис/Блестящая классика |
2000 | Говард Арман | Хор Лейпцигского радио | Клаудия Зейнер (альт) Mikhail Agafonov (tenor) Лью Майдаршевски (бас) |
Берлинская классика |
2000 | Торстен Маригаард | Копенгагенский хор оратории | Лотте Ховман (альт) Поль Эмборг (тенор) |
Классический |
2001 | Ярослав Брых | Пражский филармонический хор | Прага | |
2003 | Дейл Варланд | Дейл Уорланд Певцы | Решено | |
2004 | Эрик-Олоф Сёдерстрем | Хор Финской национальной оперы | Раисса Палму (сопрано) Эрья Вимери (контральто) Евгений Антони (тенор) |
Наксос |
2004 | Пол Хиллер | Камерный хор Эстонской филармонии | Ирис Оя (высокая) Владимир Миллер (бас) Мати Тури (тенор) Тийт Когерман (тенор) |
Гармония мира |
2004 | Найджел Шорт | Тьма | Фрэнсис Джеллард (альт) Пол Бэдли (тенор) |
Сигнум Великобритания |
2004 | Майкл Глэссерри | Хор Баварского радио | Тереза Бланк (альт) Антон Рознер (тенор) |
Оемс |
2005 | Томас Эдвард Морган | Певцы Арс Нова | Адам Финкель (тенор) Дж. Р. Гумберт (тенор) Филип Джадж (бас) Брайан дю Френ (куранты) |
Новые художественные записи |
2007 | Маркус Крид | Вокальный ансамбль SWR Штутгарт | Хэнсслер | |
2008 | Viktor Popov | Академия хорового искусства, Москва | А. Тимофеева (меццо-сопрано) Д. Корчак (тенор) |
Делос |
2010 | Паси Хёкки | Размер ансамблевого вокала | Утечка | |
2012 | Сигвард Клява | Хор Латвийского радио | Ундина | |
2012 | Эндрю Кларк | Музыкальный колледж Гарвард-Рэдклифф | ||
2013 | Питер Бродбент | Веселая компания певцов | Лорна Перри (высокая) Эндрю Шепстон (тенор) |
Нимбус Отчеты |
2014 | Теему Хонканен | Ключевой ансамбль | Кристина Рауданен (альт) Матс Лилланнус (тенор) Рейно Котавиита (бас) |
Утечка |
2014 | Каспарс Путниньш | Хор Нидерландского радио | Мэтью Минтер Пьеретта де Цваан Эйольфур Эййольфссон Герт Ян Алдерс |
ДО |
2014 | Чарльз Браффи | Хорал Феникса и Хорал Канзас-Сити | Фрэнк Флешнер (тенор) Юлия Скоццафава (меццо-сопрано) Пол Дэвидсон (бас) Тоби Вон Кидд (бас) Брайан Пинкал (тенор) Брайан Тейлор (бас) Джозеф Уорнер (бас) |
Чандос отчеты |
2016 | Николас Финк | Хор радио WDR | Беате Кепп (альт) Квон-Шик Ли (тенор) |
Известный |
2016 | Янош Гуд | Будапештский вокальный ансамбль Томкинса | Юдит Райк (контральто) Тамаш Дубно (тенор) |
в Хунгаротоне |
2016 | Стефан Паркман | Камерный хор Академии Уппсалы | Патрик Валлин (тенор) Анника Худак (меццо-сопрано) |
Записи следов |
2017 | Ристо Йост | Хор Радио МДР | Клаудия Зейнер (альт) Фальк Хоффманн (тенор) |
Подлинный |
2017 | Марсель Верховфф | Великие русские академические мальчики и мальчуганы | Ольга Маринова (альт) Nikolay Almazov (tenor) |
СМС |
2017 | Петр Джермихов | Слава Божия певцы с членами: Капелла Св. Романоса, Хор Патриарха Тихона, Вашингтонский мастер-хорал |
Mariya Berezovska (alto) Dmitry Ivanchenko (tenor) Вадим Ган (возгласы священнослужителей) |
Записи певцов славы Божьей |
2017 | Джереми Бэкхаус | Певцы Вазари | Кэтрин Вин-Роджерс (альт) Адам Танниклифф (тенор) |
ВазариМедиа |
2018 | Irina Bogdanovich | Хор Варшавского университета | Ядвига Раппе (высокая) Матеуш Маркушевский (тенор) |
|
2018 | Виолетта Белецка | Хор Подляской оперы и филармонии | Агнешка Релис (меццо-сопрано) Рафал Бартмински (тенор) Кшиштоф Другов (бас) |
Продюсеры звукозаписи Dux |
2020 | Дэвид Вольфсвинкель | Куриндент | Минетт дю Туа-Пирс (альт) Васти Зееман-Кноссен (альт) Натан Закари Льюис (тенор) |
Записи Куриндента
2021 год Майкл Слон Университетские певцы Вирджинии и Общество ораторий Вирджинии |
2023 | Джозеф Форт | Хор Королевского колледжа Лондона | Кейтлин Геринг (альт) Крис О'Лири (тенор) |
Дельфийские отчеты |
2023 | Стивен Фокс | Кларионный хор | Пентатон | |
2023 | Андрей Петренко | Хор Екатеринбургской филармонии | Diliza Nadyrova (alto) Виктор Галлер (тенор) Дмитрий Харпов (тенор) |
Бесплатный побег |
В популярной культуре
[ редактировать ]Российская феминистская протестная панк-рок-группа Pussy Riot использовала шестую часть в качестве основы для своей протестной песни «Богородица, Путина прогони». [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрэнсис Мэйс, тр. Арнольд Дж. Померанс , Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра , University of California Press, 2002, с. 206
- ↑ Всенощное бдение Рахманинова: Вечерня. Архивировано 29 апреля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Сергей Бертенсон, Джей Лейда, София Сатина, Сергей Рахманинов: жизнь в музыке , Indiana University Press, 2001, стр. 191
- ^ Сергей Бертенсон, Джей Лейда, София Сатина, Сергей Рахманинов: жизнь в музыке , Indiana University Press, 2001, стр. 190
- ^ Перри, Морин ; Ливен, Доминик ; Суни, Рональд Г. , ред. (2006). Кембриджская история России: Том 2, Императорская Россия, 1689–1917 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 115. ИСБН 9780521815291 .
- ^ Кларк, Дункан (2001). «Рахманинов». Классическая музыка: Примерное руководство . Грубые гиды. п. 390. ИСБН 9781858287218 .
- ^ Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Академик Блумсбери. стр. 197–198. ISBN 9780826493125 .
- ^ Сергей Бертенсон, Джей Лейда, София Сатина, Сергей Рахманинов: жизнь в музыке , Indiana University Press, 2001, стр. 192
- ^ Грин, Джонатон ; Каролидес, Николас Дж. (2009). Энциклопедия цензуры . Информационная база. п. 590. ИСБН 9781438110011 .
- ^ Светлана Зверева, тр. Стюарт Кэмпбелл, Александр Кастальский: Его жизнь и музыка , Ashgate Publishing, Ltd., 2003, с. 204
- ^ Фрэнсис Мэйс, тр. Арнольд Дж. Померанс, Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра , University of California Press, 2002, с. 206
- ^ Прямая трансляция | Всенощное бдение. Митрополит Иларион. 02.04.2022 , 2 April 2022 , retrieved 2022-04-03
- ^ Рахманинов Вечерня/Концерт/Рапсодия. Архивировано 2 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Вечерня, соч. 37, Records in Review, издание 1975 года, Wyeth Press, стр. 317
- ^ Забелина, Юлия; Ивашкив, Роман (январь 2017 г.). «Pussy Riot и политика сопротивления в современной России» . Оксфордская исследовательская энциклопедия криминологии и уголовного правосудия . doi : 10.1093/acrefore/9780190264079.013.208 . ISBN 978-0-19-026407-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рахманинов Вечерня: Транслитерация и перевод ( в архиве 2012 г. )
- Всенощное бдение : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Мастерсингеры Родосского колледжа, режиссер Тони Ли Гарнер, концертная запись с февраля 1998 года в соборе Святой Марии, Мемфис, штат Теннесси. Бесплатные mp3-файлы с полным исполнением
- Всенощное бдение Рахманинова на русском языке в архиве Предание.ру