Соната для фортепиано № 1 (Рахманинов)
Соната для фортепиано № 1 ре минор , соч . 28 — соната для фортепиано Сергея Рахманинова , написанная в 1908 году. [ 1 ] Это первая из трех «Дрезденских пьес», наряду с Симфонией № 2 и частью оперы, которые были написаны в тихом городе Дрездене , Германия . [ 2 ] Первоначально он был вдохновлен Гете трагической пьесой « Фауст » ; хотя Рахманинов отказался от этой идеи вскоре после того, как приступил к сочинению, следы этого влияния можно найти до сих пор. [ 1 ] После многочисленных доработок и существенных сокращений, сделанных по совету коллег, он завершил ее 11 апреля 1908 года. Константин Игумнов дал премьеру в Москве 17 октября 1908 года. Там она получила вялый отклик и остается одной из наименее исполняемых. произведений Рахманинова.
У него три движения , [ 3 ] и занимает около 35 минут. [ 4 ] Соната построена как типичная классическая соната , с быстрыми частями, окружающими более медленную и нежную вторую часть. Движения имеют обширные темы и амбициозные кульминации в своей собственной структуре, все время приближаясь к потрясающей кульминации. Хотя эта первая соната представляет собой существенное и всеобъемлющее произведение, ее преемница, Соната для фортепиано № 2 (соч. 36), написанная пять лет спустя, стала более уважаемой из двух. Тем не менее, его тоже подвергли серьезным сокращениям, и мнения по этому поводу неоднозначны. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]В ноябре 1906 года Рахманинов с женой и дочерью переехал в Дрезден, прежде всего для того, чтобы сочинить вторую симфонию, чтобы смягчить критический провал своей первой симфонии , а также чтобы избежать отвлекающих факторов Москвы . [ 2 ] Там они жили тихой жизнью, как он писал в письме: «Мы живем здесь как отшельники: никого не видим, никого не знаем и никуда не ходим. Я много работаю». [ 6 ] но даже не отвлекаясь, он с большим трудом сочинил свою первую фортепианную сонату, особенно в отношении ее формы. [ 2 ] Первоначальная идея заключалась в том, чтобы это была программная соната, основанная на главных героях трагической пьесы «Фауст» : Иоганна Вольфганга фон Гете Фаусте , Гретхен и Мефистофеле . [ 1 ] и действительно, она почти параллельна Ференца Листа собственной Фауста Симфонии , состоящей из трех частей , отражающих этих персонажей. [ 2 ] Однако вскоре после начала сочинения от этой идеи отказались, хотя в окончательной версии тема все еще ясна. [ 1 ]
Рахманинов заручился помощью Никиты Морозова , одного из своих однокурсников по классу Антона Аренского в Московской консерватории , чтобы обсудить, как форма сонаты-рондо применима к его обширному творчеству. В это время он был приглашен вместе с Александром Глазуновым , Николаем Римским-Корсаковым , Александром Скрябиным и Федором Шаляпиным на концерт в Париже следующей весной, организованный Сергеем Дягилевым , чтобы успокоить отношения между Францией и Россией , хотя Дягилев ненавидел его музыку. [ 7 ] С неохотой Рахманинов решил прийти только из-за денег, поскольку он предпочел бы потратить время на это и на свою Симфонию № 2 (его оперный проект «Монна Ванна » был закрыт). [ 8 ] В письме Морозову перед отъездом в мае 1907 года он выразил сомнение в музыкальности сонаты и осудил ее длину, хотя к этому времени он закончил только вторую часть. [ 6 ]
Вернувшись в свое имение Ивановка с парижского концерта, он остановился в Москве, чтобы исполнить раннюю версию сонаты современникам Николаю Метнеру , Георгию Катуару , Константину Игумнову и Льву Конусу . [ 6 ] С их помощью он сократил первоначальную 45-минутную пьесу примерно до 35 минут. [ 2 ] Он завершил произведение 11 апреля 1908 года. Игумнов дал премьеру сонаты 17 октября 1908 года в Москве, а также дал первое исполнение произведения в Берлине и Лейпциге , хотя Рахманинов пропустил все три исполнения. . [ 9 ]
Состав
[ редактировать ]Произведение построено как типичная соната классического периода : первая часть представляет собой длинное Allegro moderato (умеренно быстрое), вторая - Lento (очень медленное), третья - Allegro molto (очень быстрое). [ 3 ]
- Allegro moderato ( ре минор , заканчивается ре мажор )
- Существенная первая часть Allegro moderato представляет большую часть тематического материала и мотивов, пересмотренных в более поздних частях.
- Во вступлении соседствует мотив, повторяющийся на протяжении всей части: тихая, вопросительная квинта, на которую отвечает вызывающая аутентичная каденция , за которой следует торжественная последовательность аккордов . Это плотно тематическое выражение символизирует смятение разума Фауста. [ 10 ] [ 11 ]
- Часть тихо завершается ре мажор.
- Ленто ( фа мажор )
- По тональности часть якобы начинается с ре мажора , а затем переходит в основную тональность фа мажор. Хотя вторая часть Lento самая короткая по продолжительности и времени исполнения, она создает технические трудности с следованием длинным мелодическим линиям, управлением несколькими перекрывающимися голосами и связным исполнением подробной кульминации, которая включает небольшую каденцию .
- Аллегро танто ( ре минор )
- Завершает сонату яростная третья часть Allegro molto . Не обладая значительным тематическим содержанием, это движение скорее служит использованию характера фортепиано, не без ущерба для звучности. В этой части присутствуют цитаты из Dies irae Plainchant, особенно в кульминации перепросмотра. Самые первые такты первой части пересматриваются, а затем растворяются в огромной финальной кульминации, проявлении силы, наполненном полновесными аккордами, типичными для Рахманинова, которые решительно завершают пьесу ре минор.
Прием
[ редактировать ]Рахманинов показал ранние версии произведения Оскару фон Риземану (который позже стал его биографом), которому оно не понравилось. [ 2 ] Константин Игумнов проявил интерес, впервые услышав его в Москве, и по его предложению Рахманинов вырезал около 110 тактов . [ 6 ]
соната имела посредственную оценку После премьеры Игумнова в Москве . Николай Римский-Корсаков умер за несколько месяцев до этого, и бремя руководства русской классической музыкой легло на эту всерахманиновскую программу 17 октября 1908 года. Хотя концерт, в который вошли и «Вариации на тему Шопена» Рахманинова (соч. 22), , 1903), была «переполнена до отказа», один критик назвал сонату сухой и повторяющейся, однако отдавая должное интересным деталям и новаторству. структуры были. [ 6 ]
Ли-Энн Нельсон в своей диссертации 2006 года отметила, что поправки Рахманинова всегда сокращены, а материал просто вырезается и выбрасывается. Гипотеза состоит в том, что частота негативных откликов на многие из его произведений, а не только на первую симфонию, привела к глубокой неуверенности, особенно в отношении продолжительности. [ 5 ] Музыковеды Эфстратиу и Мартин выступали против, например, сокращений, сделанных во второй сонате на формальных основаниях. [ 5 ] В отличие от других произведений, таких как вторая соната для фортепиано и четвертый концерт для фортепиано, в настоящее время не сохранилась неразрезанная версия этого произведения.
Сегодня соната остается менее известной, чем вторая соната Рахманинова, и не так часто исполняется и записывается. Чемпионами этого произведения обычно становятся пианисты, известные своим обширным репертуаром. Его записали Этери Анджапаридзе , Владимир Ашкенази , Борис Березовский , Идил Бирет , Серджио Фиорентино , Лесли Ховард , Рут Ларедо , Злата Чочиева , , Валентина Лисица , Николай Луганский , Олли Мустонен , Роберт Сильверман , Джон Огдон , Майкл Понти Сантьяго Родригес, Александр Романовский , Говард Шелли , Даниил Трифонов , Сяинь Ван, Рустем Хайрудинов , Алексис Вайсенберг и Стивен Осборн . Луганский регулярно исполняет произведение. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Норрис, Джеффри (1993). Великие музыканты: Рахманинов . Нью-Йорк : Книги Ширмера . стр. 87–88. ISBN 0-02-870685-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон : Континуум . стр. 132–5. ISBN 0-8264-9312-2 .
- ^ Jump up to: а б Сергей Рахманинов: Соната № 1 и другие произведения для фортепиано соло . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications . 2001. ISBN 0-486-41885-5 .
- ^ Бриссон, Эрик (2008). «Рахманинов – Соната №1 ре минор, ор.28» . Пианопедия . Проверено 3 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Нельсон, Ли-Энн (октябрь 2006 г.). «2.2.2» (PDF) . Вторая соната для фортепиано Рахманинова op. 36: На пути к созданию альтернативной версии исполнения (MMus). Университет Претории . Проверено 24 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Бертенссон, Сергей; Джей Лейда (2001). Сергей Рахманинов: Вся жизнь в музыке . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . стр. 131–152. ISBN 0-253-21421-1 .
- ^ Мильштейн, Натан; Соломон Волков (1990). Из России на Запад . Лондон : Барри и Дженкинс . п. 245. ИСБН 978-0-7126-4549-2 .
- ^ фон Риземан, Оскар (1934). Воспоминания Рахманинова . Нью-Йорк : Макмиллан . стр. 138–9. ISBN 978-0-8369-5232-2 .
- ^ Мэтью-Уокер, Роберт (1984). Рахманинов: Иллюстрированные жизнеописания великих композиторов . Лондон : Омнибус . стр. 59, 62. ISBN. 978-0-7119-0253-4 .
- ^ Винс, Том (2008). «Домашняя страница любителя Рахманинова» . ЧайнаТом . Архивировано из оригинала 10 июля 2008 г. Проверено 10 августа 2008 г.
- ^ Мартин 1990 , с. 188.
Источники
[ редактировать ]- Мартин, Барри (1990). Рахманинов: композитор, пианист, дирижер . Лондон: Сколарская пресса. ISBN 978-0-859-67809-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 1 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- (на русском языке) Piano.ru – Скачать ноты
- (на русском языке) Чубрик.ру – Скачать аудио