Jump to content

Соната для фортепиано № 1 (Рахманинов)

Дрезден расположен на реке Эльбе , обеспечивая Рахманинову спокойную обстановку (1900).

Соната для фортепиано № 1 ре минор , соч . 28 — соната для фортепиано Сергея Рахманинова , написанная в 1908 году. [ 1 ] Это первая из трех «Дрезденских пьес», наряду с Симфонией № 2 и частью оперы, которые были написаны в тихом городе Дрездене , Германия . [ 2 ] Первоначально он был вдохновлен Гете трагической пьесой « Фауст » ; хотя Рахманинов отказался от этой идеи вскоре после того, как приступил к сочинению, следы этого влияния можно найти до сих пор. [ 1 ] После многочисленных доработок и существенных сокращений, сделанных по совету коллег, он завершил ее 11 апреля 1908 года. Константин Игумнов дал премьеру в Москве 17 октября 1908 года. Там она получила вялый отклик и остается одной из наименее исполняемых. произведений Рахманинова.

У него три движения , [ 3 ] и занимает около 35 минут. [ 4 ] Соната построена как типичная классическая соната , с быстрыми частями, окружающими более медленную и нежную вторую часть. Движения имеют обширные темы и амбициозные кульминации в своей собственной структуре, все время приближаясь к потрясающей кульминации. Хотя эта первая соната представляет собой существенное и всеобъемлющее произведение, ее преемница, Соната для фортепиано № 2 (соч. 36), написанная пять лет спустя, стала более уважаемой из двух. Тем не менее, его тоже подвергли серьезным сокращениям, и мнения по этому поводу неоднозначны. [ 5 ]

В ноябре 1906 года Рахманинов с женой и дочерью переехал в Дрезден, прежде всего для того, чтобы сочинить вторую симфонию, чтобы смягчить критический провал своей первой симфонии , а также чтобы избежать отвлекающих факторов Москвы . [ 2 ] Там они жили тихой жизнью, как он писал в письме: «Мы живем здесь как отшельники: никого не видим, никого не знаем и никуда не ходим. Я много работаю». [ 6 ] но даже не отвлекаясь, он с большим трудом сочинил свою первую фортепианную сонату, особенно в отношении ее формы. [ 2 ] Первоначальная идея заключалась в том, чтобы это была программная соната, основанная на главных героях трагической пьесы «Фауст» : Иоганна Вольфганга фон Гете Фаусте , Гретхен и Мефистофеле . [ 1 ] и действительно, она почти параллельна Ференца Листа собственной Фауста Симфонии , состоящей из трех частей , отражающих этих персонажей. [ 2 ] Однако вскоре после начала сочинения от этой идеи отказались, хотя в окончательной версии тема все еще ясна. [ 1 ]

Рахманинов заручился помощью Никиты Морозова , одного из своих однокурсников по классу Антона Аренского в Московской консерватории , чтобы обсудить, как форма сонаты-рондо применима к его обширному творчеству. В это время он был приглашен вместе с Александром Глазуновым , Николаем Римским-Корсаковым , Александром Скрябиным и Федором Шаляпиным на концерт в Париже следующей весной, организованный Сергеем Дягилевым , чтобы успокоить отношения между Францией и Россией , хотя Дягилев ненавидел его музыку. [ 7 ] С неохотой Рахманинов решил прийти только из-за денег, поскольку он предпочел бы потратить время на это и на свою Симфонию № 2 (его оперный проект «Монна Ванна » был закрыт). [ 8 ] В письме Морозову перед отъездом в мае 1907 года он выразил сомнение в музыкальности сонаты и осудил ее длину, хотя к этому времени он закончил только вторую часть. [ 6 ]

Вернувшись в свое имение Ивановка с парижского концерта, он остановился в Москве, чтобы исполнить раннюю версию сонаты современникам Николаю Метнеру , Георгию Катуару , Константину Игумнову и Льву Конусу . [ 6 ] С их помощью он сократил первоначальную 45-минутную пьесу примерно до 35 минут. [ 2 ] Он завершил произведение 11 апреля 1908 года. Игумнов дал премьеру сонаты 17 октября 1908 года в Москве, а также дал первое исполнение произведения в Берлине и Лейпциге , хотя Рахманинов пропустил все три исполнения. . [ 9 ]

Начало 1-й части сонаты.

Произведение построено как типичная соната классического периода : первая часть представляет собой длинное Allegro moderato (умеренно быстрое), вторая - Lento (очень медленное), третья - Allegro molto (очень быстрое). [ 3 ]

  1. Allegro moderato ( ре минор , заканчивается ре мажор )
    Существенная первая часть Allegro moderato представляет большую часть тематического материала и мотивов, пересмотренных в более поздних частях.
    Во вступлении соседствует мотив, повторяющийся на протяжении всей части: тихая, вопросительная квинта, на которую отвечает вызывающая аутентичная каденция , за которой следует торжественная последовательность аккордов . Это плотно тематическое выражение символизирует смятение разума Фауста. [ 10 ] [ 11 ]
    Часть тихо завершается ре мажор.
  2. Ленто ( фа мажор )
    По тональности часть якобы начинается с ре мажора , а затем переходит в основную тональность фа мажор. Хотя вторая часть Lento самая короткая по продолжительности и времени исполнения, она создает технические трудности с следованием длинным мелодическим линиям, управлением несколькими перекрывающимися голосами и связным исполнением подробной кульминации, которая включает небольшую каденцию .
  3. Аллегро танто ( ре минор )
    Завершает сонату яростная третья часть Allegro molto . Не обладая значительным тематическим содержанием, это движение скорее служит использованию характера фортепиано, не без ущерба для звучности. В этой части присутствуют цитаты из Dies irae Plainchant, особенно в кульминации перепросмотра. Самые первые такты первой части пересматриваются, а затем растворяются в огромной финальной кульминации, проявлении силы, наполненном полновесными аккордами, типичными для Рахманинова, которые решительно завершают пьесу ре минор.

Рахманинов показал ранние версии произведения Оскару фон Риземану (который позже стал его биографом), которому оно не понравилось. [ 2 ] Константин Игумнов проявил интерес, впервые услышав его в Москве, и по его предложению Рахманинов вырезал около 110 тактов . [ 6 ]

соната имела посредственную оценку После премьеры Игумнова в Москве . Николай Римский-Корсаков умер за несколько месяцев до этого, и бремя руководства русской классической музыкой легло на эту всерахманиновскую программу 17 октября 1908 года. Хотя концерт, в который вошли и «Вариации на тему Шопена» Рахманинова (соч. 22), , 1903), была «переполнена до отказа», один критик назвал сонату сухой и повторяющейся, однако отдавая должное интересным деталям и новаторству. структуры были. [ 6 ]

Ли-Энн Нельсон в своей диссертации 2006 года отметила, что поправки Рахманинова всегда сокращены, а материал просто вырезается и выбрасывается. Гипотеза состоит в том, что частота негативных откликов на многие из его произведений, а не только на первую симфонию, привела к глубокой неуверенности, особенно в отношении продолжительности. [ 5 ] Музыковеды Эфстратиу и Мартин выступали против, например, сокращений, сделанных во второй сонате на формальных основаниях. [ 5 ] В отличие от других произведений, таких как вторая соната для фортепиано и четвертый концерт для фортепиано, в настоящее время не сохранилась неразрезанная версия этого произведения.

Сегодня соната остается менее известной, чем вторая соната Рахманинова, и не так часто исполняется и записывается. Чемпионами этого произведения обычно становятся пианисты, известные своим обширным репертуаром. Его записали Этери Анджапаридзе , Владимир Ашкенази , Борис Березовский , Идил Бирет , Серджио Фиорентино , Лесли Ховард , Рут Ларедо , Злата Чочиева , , Валентина Лисица , Николай Луганский , Олли Мустонен , Роберт Сильверман , Джон Огдон , Майкл Понти Сантьяго Родригес, Александр Романовский , Говард Шелли , Даниил Трифонов , Сяинь Ван, Рустем Хайрудинов , Алексис Вайсенберг и Стивен Осборн . Луганский регулярно исполняет произведение. [ нужна ссылка ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Норрис, Джеффри (1993). Великие музыканты: Рахманинов . Нью-Йорк : Книги Ширмера . стр. 87–88. ISBN  0-02-870685-4 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон : Континуум . стр. 132–5. ISBN  0-8264-9312-2 .
  3. ^ Jump up to: а б Сергей Рахманинов: Соната № 1 и другие произведения для фортепиано соло . Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications . 2001. ISBN  0-486-41885-5 .
  4. ^ Бриссон, Эрик (2008). «Рахманинов – Соната №1 ре минор, ор.28» . Пианопедия . Проверено 3 февраля 2008 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Нельсон, Ли-Энн (октябрь 2006 г.). «2.2.2» (PDF) . Вторая соната для фортепиано Рахманинова op. 36: На пути к созданию альтернативной версии исполнения (MMus). Университет Претории . Проверено 24 мая 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и Бертенссон, Сергей; Джей Лейда (2001). Сергей Рахманинов: Вся жизнь в музыке . Блумингтон, Индиана : Издательство Университета Индианы . стр. 131–152. ISBN  0-253-21421-1 .
  7. ^ Мильштейн, Натан; Соломон Волков (1990). Из России на Запад . Лондон : Барри и Дженкинс . п. 245. ИСБН  978-0-7126-4549-2 .
  8. ^ фон Риземан, Оскар (1934). Воспоминания Рахманинова . Нью-Йорк : Макмиллан . стр. 138–9. ISBN  978-0-8369-5232-2 .
  9. ^ Мэтью-Уокер, Роберт (1984). Рахманинов: Иллюстрированные жизнеописания великих композиторов . Лондон : Омнибус . стр. 59, 62. ISBN.  978-0-7119-0253-4 .
  10. ^ Винс, Том (2008). «Домашняя страница любителя Рахманинова» . ЧайнаТом . Архивировано из оригинала 10 июля 2008 г. Проверено 10 августа 2008 г.
  11. ^ Мартин 1990 , с. 188.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42af9f70ebe6e99109274b68c9a41339__1701721920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/39/42af9f70ebe6e99109274b68c9a41339.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Sonata No. 1 (Rachmaninoff) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)