Прелюдия си-бемоль мажор (Рахманинов)

Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 — сочинение Сергея Рахманинова, завершенное и премьерное исполнение которого состоялось в 1903 году. [ 1 ] [ 2 ]
Структура
[ редактировать ]Эта виртуозная пьеса ритмически сложна, в ней громоподобное остинато левой руки контрастирует с неровной мелодической линией правой руки. Шопена Как и в «Революционном этюде» , исполнитель должен обладать значительной выносливостью левой руки, чтобы поддерживать последовательное легато на протяжении всего произведения.
Структурная форма произведения троичная, примерно «АБА» с кодой. Основная «идея» композиции проявляется в третьем такте:
Здесь остинато левой руки беспрепятственно продолжается, а дискантная линия, подчеркнутая и отмеченная semper marcato и fortissimo, вступает царственно. К такту 20 ядро такта 3 радикально меняется, превращаясь в трансцендентную последовательность, которая привносит внутренний голос и компенсирует основную тему.
В тактах 28–37 Прелюдия возвращается к основной теме в мини-инкапсуляции классической формы первого рондо. Раздел квазирондо предсказывает возвращение раздела А, который фактически повторяется в такте 30, хотя и замаскирован в другой тональности и форме.
За исключением такта 52, такты 38–54 представляют собой точное повторение основной темы. Такт 52 — чистый Рахманинов: головокружительный кластер, несомненно, вдохновленный потрясающей техникой игры аккордов композитора.
Анализ
[ редактировать ]Большая часть прелюдии носит традиционный гармонический характер. Модуляция от си-бемоль мажор к ре минор, возникающая между тактами 6 и 7 (и вновь появляющаяся в тактах 14–15, 20–21, 41–42 и 49–50), очень характерна для музыки Рахманинова. В такте 7 Рахманинов усиливает основную тему, продвигаясь на треть вверх к доминантному аккорду. Общее впечатление от движения вверх – ощущение возвышенности и величия.
Большая часть структуры произведения довольно прочная. серия переходных модуляций Например, в тактах 21–27 в районе квинт возникает рисунок левой руки . Замечательно, что эти модуляции переходят в гораздо менее структурированную серию украшений (правая рука украшает гармонический секвенциями минорных секунд), начиная с такта 28.
Этот вид хроматического украшения часто появляется в более поздних произведениях Рахманинова и, возможно, это первое использование композитором этой техники.
Текстурно Prelude гомофонен . Основная тема, пожалуй, немного богаче, чем часть B, где аккомпанемент правой и левой руки продолжает обрисовывать аккорды вокруг второй темы.
На протяжении всей прелюдии используется легкая вариация — один из отличительных композиционных приемов Рахманинова. Например, в такте 4 усиление создается за счет очень тонкого изменения ритма в конце фразы. Необычное ритмическое изменение в том же направлении проявляется в такте 22:
Известные записи и выступления
[ редактировать ]Давид Ойстрах исполнил оркестровую аранжировку этого произведения в советском пропагандистском фильме 1950-х годов. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норрис, Джеффри , Рахманинов , Schirmer Books, 1993 (стр. 170).
- ^ Там же.
- ^ Давид Ойстрах, народный художник? Советская биография. Фильм Бруно Монсежона, 1994 г. (см. http://www.medici.tv/#!/david-oistrakh-the-peoples-artist )