Jump to content

Симфония № 3 (Рахманинов)

Симфония № 3 ля минор , соч . 44 — трехчастное произведение для оркестра, написанное в 1935–1936 годах русским композитором Сергеем Рахманиновым . Третья симфония считается переходным произведением в творчестве Рахманинова. По мелодическому очертанию и ритму это наиболее выразительная русская симфония, особенно в танцевальных ритмах финала. [ 1 ] Новаторским в этой симфонии была большая экономия высказывания по сравнению с двумя ее предшественниками. Этот сдержанный стиль, впервые проявившийся в «Рапсодии на тему Паганини» , усиливает эмоциональную силу произведения. [ 2 ]

Премьера симфонии состоялась 6 ноября 1936 года под управлением Леопольда Стоковского , дирижировавшего Филадельфийским оркестром . Критическое мнение разделилось, а общественное мнение отрицательно отнеслось к работе. Однако Рахманинов по-прежнему был убежден в ценности произведения и дирижировал Филадельфийским оркестром во время первой записи произведения в 1939 году. После переоценки творчества Рахманинова в 1970-х годах симфония стала рассматриваться в более благоприятном свете, и ее часто исполняли. и записано.

Симфония содержит всего три части, но ее центральная часть выполняет двойную роль медленной части и скерцо — структурное нововведение, имеющее заметное сходство с третьей симфонией Антонина Дворжака . В произведении используется циклическая форма с тонким использованием темы девиза в сочетании, как обычно в произведениях Рахманинова, со ссылками на простое пение Dies irae . [ 3 ] Также, как и девизные темы Рахманинова - и, следовательно, в отличие от девизов Чайковского - они коротки и, имея тенденцию принимать различные формы, легко пригодны для дальнейшего симфонического развития. [ 4 ] Продолжительность произведения около 40 минут.

  1. Медленный – Аллегро модерато – Аллегро ( ля минор )
  2. Адажио ма нон танто – Аллегро живое ( до-диез минор )
  3. Аллегро – Аллегро оживленное – Аллегро (Первая часть) – Аллегретто – Аллегро живое ( Ля мажор )

Рахманинов написал свою Третью симфонию после написания «Рапсодии на тему Паганини» и «Вариаций на тему Корелли» . Он прибыл на свою недавно построенную виллу Сенар на озере Люцерн в Швейцарии в конце апреля 1935 года с перспективой написать симфонию. Довольный своим новым домом и в хорошем настроении, Рахманинов, казалось, определенно справился с этой задачей. 15 мая он сообщил своей двоюродной сестре Софии Сатиной, что проделал «некую работу» и в течение следующих недель серьезно работал над композицией. Однако трехнедельное лечение в Баден-Бадене в июле и двухнедельный перерыв в августе оставили Рахманинова позади. За пять дней до отъезда из Сенара в конце летних каникул Рахманинов с некоторым недовольством писал Сатине: «Две трети я закончил в чистом виде, а последнюю треть произведения — в черновом виде. Если принять во внимание, что первые две На третьи ушло семьдесят дней напряженной работы, на последнюю треть – тридцать пять дней – времени не хватает, и мне надо приступить к игре на фортепиано. Так что, похоже, мою работу отложат до следующего. год." [ 5 ]

Ближе к концу концертного сезона 1935–36 годов сольные концерты в Швейцарии позволили Рахманинову ненадолго посетить Сенар. Очевидно, он взял с собой партитуру симфонии, когда уезжал, так как она была у него с собой в Париже в феврале 1936 года для Юлиуса Конуса, чтобы отметить смычки в струнных партиях. Работу над последней частью пришлось подождать, пока композитор 16 апреля не приедет в Сенар на летние каникулы. 30 июня композитор сообщал Сатиной: «Вчера утром я закончил свое произведение, о чем вы узнаете первым. Это симфония. Первое ее исполнение обещано Стоковскому — вероятно, в ноябре. При всех своих мыслях я слава Богу, что я смог это сделать!» [ 6 ] Рахманинов прибыл в Америку как раз к генеральной репетиции премьеры произведения.

Инструментарий

[ редактировать ]

Симфония написана для полного оркестра с 3 флейтами (3-е удвоение -пикколо ), 3 гобоями (3-е удвоение английского рожка ), 2 кларнетами в A и B , бас-кларнетом в A и B , 2 фаготами , контрфаготом, 4 валторнами. , 2 трубы A и B , 1 контральто труба фа мажор, 3 тромбона , туба , литавры , тарелки , большой барабан , малый барабан , треугольник , бубен , там-там , ксилофон , 2 арфы (или арфа и небольшое пианино ), челеста и струнные .

Критический

[ редактировать ]

На следующий день после премьеры Третьей симфонии Эдвин Шлосс написал для The Philadelphia Record , что нашел произведение «разочарованием» с «отголосками… лирического простора стиля композитора», но в значительной степени бесплодным. [ 7 ] Даже Олин Даунс , обычно сторонник творчества композитора, не был так уверен в этом произведении:

Внешние характеристики стиля Рахманинова очевидны в прослушанном по этому случаю произведении. Нельзя, однако, сказать, что на этих страницах г-н Рахманинов говорит что-то новое, хотя его язык более чем когда-либо принадлежит ему и свободен от того долга, который он имел когда-то перед Чайковским. Нелегко также при первом прослушивании произведения избежать впечатления некоторой расплывчатости. Существует тенденция к чрезмерной проработке деталей и ненужным расширениям, в результате чего последняя часть, в частности, кажется слишком длинной. Разве пара ножниц не улучшит пропорции этой работы? [ 8 ]

Сэмюэл Л. Ласиар, обозревая работу для Public Ledger , дал более положительную оценку. Он назвал симфонию «самым превосходным произведением по музыкальной концепции, композиции и оркестровке», добавив, что Рахманинов «дал нам в этом произведении еще один пример того, что не обязательно писать диссонирующую музыку, чтобы получить величайшую оригинальность — и обычно единственное — требование ультрасовременных». [ 9 ] У. Дж. Хендерсон из The Sun , пожалуй, наиболее точно описал как работу, так и ситуацию, с которой столкнулись критики при ее оценке:

Это творение гениального ума, работающего в области, хорошо известной и любимой им, но не стремящегося сейчас вырастить плоды героических масштабов... Первое движение является ортодоксальным в своем первоначальном заявлении о двух контрастирующих главных предметах. Они традиционно контрастируют по темпераменту и тональности. Но раздел тренировок лишь вежливо уважает традиции. Развитие тем следует непосредственно за их изложением, и это метод Рахманинова. Кантабильная тема первой части особенно привлекательна своим лирическим и жалобным характером, а главная тема обладает мужественностью и возможностями, которыми не пренебрегают позже. Фактически, после этого недостаточного первого прослушивания мы подозреваем, что в этой симфонии больше органического единства благодаря родству тем, чем можно сразу различить. [ 9 ]

Общественный

[ редактировать ]

Публика была так же сбита с толку, как и критики. Слушатели, которым понравились Второй и Третий концерты , Вторая симфония , «Остров мертвых» и, совсем недавно, « Рапсодия на тему Паганини» , ожидали совершенно иного произведения, чем то, которое они слышали. Как формулирует это Барри Мартин: «Публика, несомненно, была введена в заблуждение старомодным романтизмом восемнадцатой вариации Паганини и была озадачена, обнаружив, что Рахманинов все-таки вышел за рамки 1900-х годов; критики, с другой стороны, осудили его просто потому что они чувствовали, что он этого не сделал». [ 10 ]

Композитор

[ редактировать ]

Рахманинов считал Третью симфонию одним из лучших своих произведений, и ее вялый прием разочаровал и озадачил его. Он резюмировал ситуацию в письме Владимиру Уилшоу в 1937 году: «Ее играли в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго и т. д. Я присутствовал на первых двух спектаклях. Она была сыграна великолепно. Она была принята как публикой, так и критиками. Одна рецензия до боли врезается мне в душу: что во мне больше нет Третьей симфонии. Лично я твердо уверен, что это хорошее произведение. Но иногда композиторы бывают. тоже ошибаюсь! Как бы то ни было, я пока придерживаюсь своего мнения». [ 10 ]

Известные записи

[ редактировать ]
  1. Сергей Рахманинов дирижирует Филадельфийским оркестром , запись 1939 года.
  2. Юджин Орманди дирижирует Филадельфийским оркестром , запись 1967 года.
  3. Поль Клецки дирижирует Оркестром романской Швейцарии , запись 1968 года.
  4. Андре Превен дирижирует Лондонским симфоническим оркестром , запись 1968 года.
  5. Евгений Светланов дирижирует Государственным симфоническим оркестром СССР , запись 1968 года.
  6. Леопольд Стоковский дирижирует Национальным филармоническим оркестром , запись 1975 года.
  7. Владимир Ашкенази дирижирует Королевским оркестром Консертгебау , запись ноябрь 1980 года.
  8. Марис Янсонс дирижирует Санкт-Петербургской филармонией , запись 1992 года.
  9. Дэвид Зинман дирижирует Балтиморским симфоническим оркестром , запись сделана в мае 1994 года.
  10. Михаил Плетнев дирижирует Российским национальным оркестром , запись июнь 1997 года.
  11. Василий Петренко дирижирует Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля , запись июль 2010 года.
  12. Джон Уилсон дирижирует « Лондонской симфонией» , записано в октябре 2022 года.
  1. ^ Норрис, Рахманинов , 102.
  2. ^ Мэтью-Уокер, 119.
  3. ^ Мэтью Уокер, 118.
  4. ^ Харрисон, 309.
  5. ^ Бертенссон и Лейда, 313–14.
  6. ^ Бертенссон и Лейда, 320.
  7. ^ Бертенссон и Лейда, 323.
  8. ^ Бертенссон и Лейда, 324–5.
  9. ^ Jump up to: а б Бертенссон и Лейда, 324.
  10. ^ Jump up to: а б Мартин, 343 года

Библиография

[ редактировать ]
  • Бертенсон, Сергей и Джей Лейда, при содействии Софии Сатиной, Сергей Рахманинов - Жизнь в музыке (Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 1956)). ISBN нет данных.
  • Харрисон, Макс, Рахманинов: жизнь, творчество, записи (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2005). ISBN   0-8264-5344-9 .
  • Манн, Уильям. Брошюра на компакт-диске: «Рахманинов: Симфония № 3, Скала Стокгольмский филармонический оркестр / Пааво Берглунд ». РКА Виктор. Записано 20–22 июня 1988 г. в филармонии Стокгольма.
  • Мартин, Барри, Рахманинов: композитор, пианист, дирижер (Олдершот, Англия: Scolar Press, 1990). ISBN   0-85967-809-1 .
  • Мэтью-Уокер, Роберт, Рахманинов (Лондон и Нью-Йорк: Omnibus Press, 1980). ISBN   0-89524-208-7 .
  • Норрис, Грегори, Рахманинов (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1993). ISBN   0-02-870685-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 97bea0c057a3829ed32e3397403f09e9__1707803160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/e9/97bea0c057a3829ed32e3397403f09e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 3 (Rachmaninoff) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)