Симфония № 3 (Рахманинов)
Симфония № 3 ля минор , соч . 44 — трехчастное произведение для оркестра, написанное в 1935–1936 годах русским композитором Сергеем Рахманиновым . Третья симфония считается переходным произведением в творчестве Рахманинова. По мелодическому очертанию и ритму это наиболее выразительная русская симфония, особенно в танцевальных ритмах финала. [ 1 ] Новаторским в этой симфонии была большая экономия высказывания по сравнению с двумя ее предшественниками. Этот сдержанный стиль, впервые проявившийся в «Рапсодии на тему Паганини» , усиливает эмоциональную силу произведения. [ 2 ]
Премьера симфонии состоялась 6 ноября 1936 года под управлением Леопольда Стоковского , дирижировавшего Филадельфийским оркестром . Критическое мнение разделилось, а общественное мнение отрицательно отнеслось к работе. Однако Рахманинов по-прежнему был убежден в ценности произведения и дирижировал Филадельфийским оркестром во время первой записи произведения в 1939 году. После переоценки творчества Рахманинова в 1970-х годах симфония стала рассматриваться в более благоприятном свете, и ее часто исполняли. и записано.
Форма
[ редактировать ]Симфония содержит всего три части, но ее центральная часть выполняет двойную роль медленной части и скерцо — структурное нововведение, имеющее заметное сходство с третьей симфонией Антонина Дворжака . В произведении используется циклическая форма с тонким использованием темы девиза в сочетании, как обычно в произведениях Рахманинова, со ссылками на простое пение Dies irae . [ 3 ] Также, как и девизные темы Рахманинова - и, следовательно, в отличие от девизов Чайковского - они коротки и, имея тенденцию принимать различные формы, легко пригодны для дальнейшего симфонического развития. [ 4 ] Продолжительность произведения около 40 минут.
- Медленный – Аллегро модерато – Аллегро ( ля минор )
- Адажио ма нон танто – Аллегро живое ( до-диез минор )
- Аллегро – Аллегро оживленное – Аллегро (Первая часть) – Аллегретто – Аллегро живое ( Ля мажор )
Состав
[ редактировать ]Рахманинов написал свою Третью симфонию после написания «Рапсодии на тему Паганини» и «Вариаций на тему Корелли» . Он прибыл на свою недавно построенную виллу Сенар на озере Люцерн в Швейцарии в конце апреля 1935 года с перспективой написать симфонию. Довольный своим новым домом и в хорошем настроении, Рахманинов, казалось, определенно справился с этой задачей. 15 мая он сообщил своей двоюродной сестре Софии Сатиной, что проделал «некую работу» и в течение следующих недель серьезно работал над композицией. Однако трехнедельное лечение в Баден-Бадене в июле и двухнедельный перерыв в августе оставили Рахманинова позади. За пять дней до отъезда из Сенара в конце летних каникул Рахманинов с некоторым недовольством писал Сатине: «Две трети я закончил в чистом виде, а последнюю треть произведения — в черновом виде. Если принять во внимание, что первые две На третьи ушло семьдесят дней напряженной работы, на последнюю треть – тридцать пять дней – времени не хватает, и мне надо приступить к игре на фортепиано. Так что, похоже, мою работу отложат до следующего. год." [ 5 ]
Ближе к концу концертного сезона 1935–36 годов сольные концерты в Швейцарии позволили Рахманинову ненадолго посетить Сенар. Очевидно, он взял с собой партитуру симфонии, когда уезжал, так как она была у него с собой в Париже в феврале 1936 года для Юлиуса Конуса, чтобы отметить смычки в струнных партиях. Работу над последней частью пришлось подождать, пока композитор 16 апреля не приедет в Сенар на летние каникулы. 30 июня композитор сообщал Сатиной: «Вчера утром я закончил свое произведение, о чем вы узнаете первым. Это симфония. Первое ее исполнение обещано Стоковскому — вероятно, в ноябре. При всех своих мыслях я слава Богу, что я смог это сделать!» [ 6 ] Рахманинов прибыл в Америку как раз к генеральной репетиции премьеры произведения.
Инструментарий
[ редактировать ]Симфония написана для полного оркестра с 3 флейтами (3-е удвоение -пикколо ), 3 гобоями (3-е удвоение английского рожка ), 2 кларнетами в A и B ♭ , бас-кларнетом в A и B ♭ , 2 фаготами , контрфаготом, 4 валторнами. , 2 трубы A и B ♭ , 1 контральто труба фа мажор, 3 тромбона , туба , литавры , тарелки , большой барабан , малый барабан , треугольник , бубен , там-там , ксилофон , 2 арфы (или арфа и небольшое пианино ), челеста и струнные .
Реакции
[ редактировать ]Критический
[ редактировать ]На следующий день после премьеры Третьей симфонии Эдвин Шлосс написал для The Philadelphia Record , что нашел произведение «разочарованием» с «отголосками… лирического простора стиля композитора», но в значительной степени бесплодным. [ 7 ] Даже Олин Даунс , обычно сторонник творчества композитора, не был так уверен в этом произведении:
Внешние характеристики стиля Рахманинова очевидны в прослушанном по этому случаю произведении. Нельзя, однако, сказать, что на этих страницах г-н Рахманинов говорит что-то новое, хотя его язык более чем когда-либо принадлежит ему и свободен от того долга, который он имел когда-то перед Чайковским. Нелегко также при первом прослушивании произведения избежать впечатления некоторой расплывчатости. Существует тенденция к чрезмерной проработке деталей и ненужным расширениям, в результате чего последняя часть, в частности, кажется слишком длинной. Разве пара ножниц не улучшит пропорции этой работы? [ 8 ]
Сэмюэл Л. Ласиар, обозревая работу для Public Ledger , дал более положительную оценку. Он назвал симфонию «самым превосходным произведением по музыкальной концепции, композиции и оркестровке», добавив, что Рахманинов «дал нам в этом произведении еще один пример того, что не обязательно писать диссонирующую музыку, чтобы получить величайшую оригинальность — и обычно единственное — требование ультрасовременных». [ 9 ] У. Дж. Хендерсон из The Sun , пожалуй, наиболее точно описал как работу, так и ситуацию, с которой столкнулись критики при ее оценке:
Это творение гениального ума, работающего в области, хорошо известной и любимой им, но не стремящегося сейчас вырастить плоды героических масштабов... Первое движение является ортодоксальным в своем первоначальном заявлении о двух контрастирующих главных предметах. Они традиционно контрастируют по темпераменту и тональности. Но раздел тренировок лишь вежливо уважает традиции. Развитие тем следует непосредственно за их изложением, и это метод Рахманинова. Кантабильная тема первой части особенно привлекательна своим лирическим и жалобным характером, а главная тема обладает мужественностью и возможностями, которыми не пренебрегают позже. Фактически, после этого недостаточного первого прослушивания мы подозреваем, что в этой симфонии больше органического единства благодаря родству тем, чем можно сразу различить. [ 9 ]
Общественный
[ редактировать ]Публика была так же сбита с толку, как и критики. Слушатели, которым понравились Второй и Третий концерты , Вторая симфония , «Остров мертвых» и, совсем недавно, « Рапсодия на тему Паганини» , ожидали совершенно иного произведения, чем то, которое они слышали. Как формулирует это Барри Мартин: «Публика, несомненно, была введена в заблуждение старомодным романтизмом восемнадцатой вариации Паганини и была озадачена, обнаружив, что Рахманинов все-таки вышел за рамки 1900-х годов; критики, с другой стороны, осудили его просто потому что они чувствовали, что он этого не сделал». [ 10 ]
Композитор
[ редактировать ]Рахманинов считал Третью симфонию одним из лучших своих произведений, и ее вялый прием разочаровал и озадачил его. Он резюмировал ситуацию в письме Владимиру Уилшоу в 1937 году: «Ее играли в Нью-Йорке, Филадельфии, Чикаго и т. д. Я присутствовал на первых двух спектаклях. Она была сыграна великолепно. Она была принята как публикой, так и критиками. Одна рецензия до боли врезается мне в душу: что во мне больше нет Третьей симфонии. Лично я твердо уверен, что это хорошее произведение. Но иногда композиторы бывают. тоже ошибаюсь! Как бы то ни было, я пока придерживаюсь своего мнения». [ 10 ]
Известные записи
[ редактировать ]- Сергей Рахманинов дирижирует Филадельфийским оркестром , запись 1939 года.
- Юджин Орманди дирижирует Филадельфийским оркестром , запись 1967 года.
- Поль Клецки дирижирует Оркестром романской Швейцарии , запись 1968 года.
- Андре Превен дирижирует Лондонским симфоническим оркестром , запись 1968 года.
- Евгений Светланов дирижирует Государственным симфоническим оркестром СССР , запись 1968 года.
- Леопольд Стоковский дирижирует Национальным филармоническим оркестром , запись 1975 года.
- Владимир Ашкенази дирижирует Королевским оркестром Консертгебау , запись ноябрь 1980 года.
- Марис Янсонс дирижирует Санкт-Петербургской филармонией , запись 1992 года.
- Дэвид Зинман дирижирует Балтиморским симфоническим оркестром , запись сделана в мае 1994 года.
- Михаил Плетнев дирижирует Российским национальным оркестром , запись июнь 1997 года.
- Василий Петренко дирижирует Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля , запись июль 2010 года.
- Джон Уилсон дирижирует « Лондонской симфонией» , записано в октябре 2022 года.
Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Бертенсон, Сергей и Джей Лейда, при содействии Софии Сатиной, Сергей Рахманинов - Жизнь в музыке (Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 1956)). ISBN нет данных.
- Харрисон, Макс, Рахманинов: жизнь, творчество, записи (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2005). ISBN 0-8264-5344-9 .
- Манн, Уильям. Брошюра на компакт-диске: «Рахманинов: Симфония № 3, Скала – Стокгольмский филармонический оркестр / Пааво Берглунд ». РКА Виктор. Записано 20–22 июня 1988 г. в филармонии Стокгольма.
- Мартин, Барри, Рахманинов: композитор, пианист, дирижер (Олдершот, Англия: Scolar Press, 1990). ISBN 0-85967-809-1 .
- Мэтью-Уокер, Роберт, Рахманинов (Лондон и Нью-Йорк: Omnibus Press, 1980). ISBN 0-89524-208-7 .
- Норрис, Грегори, Рахманинов (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1993). ISBN 0-02-870685-4 .