Рапсодия на тему Паганини

Рапсодия на тему Паганини , соч. 43 (русский: Рапсодия на тему Паганини , Рапсодия на тему Паганини ) — концертное произведение, написанное Сергеем Рахманиновым для фортепиано с оркестром , очень напоминающее фортепианный концерт , выполненное в одной части . Рахманинов написал произведение в своем летнем доме на вилле Сенар в Швейцарии, судя по партитуре, с 3 июля по 18 августа 1934 года. Сам Рахманинов, известный исполнитель собственных произведений, исполнил партию фортепиано на премьере произведения 7 ноября. 1934, в Лирическом оперном театре в Балтиморе, штат Мэриленд, с Филадельфийским оркестром управлением под Леопольда Стоковского .
Рахманинов, Стоковский и Филадельфийский оркестр сделали первую запись 24 декабря 1934 года в студии RCA Victor 's Trinity Church в Камдене, штат Нью-Джерси . На английской премьере, состоявшейся 7 марта 1935 года в Манчестерском Зале свободной торговли , также был показан Рахманинов с «Халле» под управлением Николая Малько . Самая известная вариация произведения — 18-я вариация, часто выбираемая отдельно в сборниках классической музыки.
Инструментарий
[ редактировать ]Пьеса написана для фортепиано с оркестром : [ 1 ]
- Деревянные духовые инструменты :
- Латунь :
- Перкуссия :
- Строки :
- первые скрипки
- 2-е скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
- концертная арфа
Структура
[ редактировать ]
Произведение представляет собой набор из 24 вариаций на двадцать четвёртый и последний из «Каприсов» Никколо Паганини для скрипки соло , вдохновивший на создание произведений нескольких композиторов . На исполнение всей композиции уходит около 22–24 минут. Все вариации ля минор, если не указано иное.
- Раздел 1:
- Введение: Allegro vivace
- Вариант 1: (Предыдущий)
- Тема: То же время
- Вариант 2: в то же время
- Вариант 3: в то же время
- Вариант 4: Более живой
- Вариант 5: предыдущий темп.
- Вариант 6: В то же время
- Вариант 7: Менее подвижный, в умеренном темпе.
- Вариант 8: Темп I
- Вариант 9: В то же время
- Вариант 10: В то же время
- Раздел 2:
- Вариант 11: Умеренный
- Вариация 12: Темп менуэта ( ре минор )
- Вариация 13: Аллегро (ре минор)
- Вариация 14: Тот же темп ( фа мажор )
- Вариант 15: Более живые шутки (фа мажор)
- Вариант 16: Аллегретто ( си ♭ минор )
- Вариант 17: (Аллегретто) (си ♭ минор)
- Вариант 18: Andante cantabile ( ре ♭ мажор )
- Раздел 3:
- Вариант 19: В живом темпе.
- Вариант 20: Немного живее
- Вариант 21: Немного живее
- Вариант 22: Боевой. Немного живее (скоро)
- Вариант 23: В то же время.
- Вариант 24: Немного менее муссо темп (ля минор → ля мажор )
Хотя произведение Рахманинова исполняется одним отрезком без перерывов, его можно разделить на три части, как показано выше. Они соответствуют трем частям концерта : до вариации 10 соответствует первой части, вариации с 11 по 18 являются эквивалентом медленной части, а остальные вариации составляют финал. [ 2 ]
Анализ
[ редактировать ]звучит первая вариация . После краткого вступления перед темой [ 3 ] Тема Паганини записана на струнных, при этом фортепиано выделяет заметные ноты после первой вариации. Вероятно, Рахманинову пришла в голову идея сделать вариацию перед темой из финала » Бетховена «Героической симфонии . [ 4 ] Вариации со II по VI сочетают в себе элементы темы. Паузы и риторические расцветы для фортепиано в VI вариации предвещают смену темпа и тона. Затем фортепиано серьезно напевает Dies irae (которой, в некоторой степени, является инверсия темы Паганини), [ 5 ] «дня гнева» простое песнопение из средневековой мессы мертвых , в то время как оркестр аккомпанирует более медленной версии вступительного мотива темы Паганини. Произведение - одно из нескольких произведений Рахманинова, в которых цитируется простая мелодия Dies Irae . [ 6 ]
Медленная 18-я вариация на сегодняшний день является самой известной, и ее часто включают в сборники классической музыки без остального произведения. В его основе лежит обращение мелодии темы Паганини. Другими словами, тема Паганини ля минор буквально исполняется «вверх ногами» ре мажор с некоторыми другими изменениями. Сам Рахманинов признал привлекательность этого варианта, сказав: «Это для моего агента». [ 4 ]
24-я вариация более игрива по тону, чем большинство других вариаций, и заканчивается глиссандо взмахом клавиатуры перед цитированием исходной темы в последнем такте. [ 7 ] Из-за скорости и больших прыжков на фортепиано 24-я и последняя вариация рапсодии представляет для пианиста значительную техническую трудность. Незадолго до мировой премьеры Рахманинов – страдающий страхом перед спектаклем. [ 8 ] – признался трепет по поводу своего умения играть на нем. По предложению своего друга Бенно Моисейвича Рахманинов нарушил свое обычное правило не употреблять алкоголь и выпил стакан крем-де-мента , который, по общему мнению, держал под фортепиано, чтобы успокоить нервы. [ нужна ссылка ] Его выступление имело ошеломляющий успех, и перед каждым последующим исполнением «Рапсодии» он пил мятные сливки. Это привело к тому, что Рахманинов назвал двадцать четвертую «Вариацией Crème de Menthe». [ 9 ]
Балетные интерпретации
[ редактировать ]В 1939 году Мишель Фокин написал Рахманинову из Окленда, Новая Зеландия, где он гастролировал, добиваясь одобрения композитора на использование «Рапсодии на тему Паганини» для своего балета «Паганини» которого он почти закончил , хореографию . Фокин хотел внести незначительные изменения в партитуру, включая повторное использование 12 предыдущих тактов в качестве более театрально эффективного вступления к 18-й вариации, которую он хотел сыграть в тональности ля мажор, а не ре ♭ мажор. Рахманинов согласился на дополнительные меры, хотя сказал, что ля мажор не подойдет, и попросил сыграть 18-ю вариацию ре мажор, чтобы обеспечить большее напряжение. Он также задавался вопросом, почему Никколо Паганини по сценарию Фокина превратили в гитариста , но не возражал. [ 10 ] «Паганини» Премьера состоялась в 1939 году Королевским балетом в Королевском оперном театре в Ковент-Гарден , Лондон . Балет имел успех, что порадовало Рахманинова, и в 1940 году он написал свои «Симфонические танцы» , думая о Фокине. Он сыграл Фокину фортепианную версию, но оба умерли, прежде чем идея получила дальнейшее развитие. [ 11 ]
«Рапсодия» также использовалась в балетах Леонида Лавровского ( Большой балет , Москва, 1960), Фредерика Эштона (Королевский балет, Лондон, 1980), [ 12 ] и Иво ван Цвитен. [ 13 ]
Избранные записи
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Популярная культура
[ редактировать ]18-я вариация, безусловно, самая популярная, в разной степени использовалась в саундтреках к различным фильмам и телешоу. Это включает в себя:
- История трех любовей (1953)
- Где-то во времени (фильм, 1980 г.)
- Сингапурский слинг (фильм, 1990 г.)
- Снова мертв (1991)
- День сурка (фильм, 1993)
- Ронин (фильм 1998 года)
- История Байрона Джениса (документальный телефильм, 2010 г.)
- Ходячие мертвецы (сериал) (телешоу, 2010, 10 сезон 8 серия)
- Николина и Томислав (короткометражный фильм, 2013 г.)
- Живы внутри: история музыки и памяти (документальный фильм, 2014 г.)
- Хорошая жена (2015)
Запись Уинифред Этвелл 18-й вариации темы из «Истории трех любви» достигла 9-го места в британском чарте. [ 25 ]
"If I Had You" В поп-песне группы The Korgis использован фрагмент мелодии из 18-й вариации.
В видеоигре Gran Turismo 6 она используется в качестве вступительной темы.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стейнберг 1998 , с. 367.
- ^ Сероцкий, Павел. «Рахманинов – Рапсодия на тему нот Паганини» . Проверено 21 января 2007 г.
- ^ Роберт Каммингс. Рапсодия на тему Паганини на AllMusic
- ^ Jump up to: а б Стейнберг 1998 , с. 367–370.
- ^ Дотси, Кэлвин (9 ноября 2017 г.). «Путеводитель по рапсодии Рахманинова на тему Паганини» . Проверено 18 апреля 2020 г.
- ^ Паллавер, Винсент (февраль 2004 г.). «Рахманинов и Dies Irae» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 5 июля 2010 года . Проверено 18 декабря 2008 г.
- ^ «Рапсодия на тему Паганини, Op.43 (Рахманинов, Сергей) — IMSLP: Скачать бесплатно ноты в формате PDF» .
- ^ «Новости» . Архивировано из оригинала 18 марта 2016 г.
- ^ Римм 2002 , с. 142 .
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 .
- ^ «ТАНЕЦ - Есть ли балет в симфонических танцах Рахманинова? - NYTimes.com» . Нью-Йорк Таймс . 30 января 1994 года . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ «Сергей Васильевич Рахманинов» . Ответы.com . Проверено 23 февраля 2015 г.
- ^ Я чувствую Словению
- ^ «Рахманинов играет Рахманинова - 4 фортепианных концерта и т. д.» . RCA Виктор Ред Дил . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ «Рапсодия на тему Паганини (Введение и 24 вариации), для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43 - Рахманинов: Концерты для фортепиано с оркестром №№ 1 и 2; Рапсодия на тему Паганини» . Корпорация Рови . Проверено 29 августа 2011 г.
- ^ «Рапсодия на тему Паганини (Введение и 24 вариации), для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43 - Рахманинов: Концерт № 2; Рапсодия на тему Паганини» . Корпорация Рови . Проверено 29 августа 2011 г.
- ^ «Рапсодия на тему Паганини, соч. 43 (обновление 1999 г.)» . Амазонка . 2000.
- ^ «Рапсодия на тему Паганини (Введение и 24 вариации), для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43 - Франк: Симфонические вариации; Рахманинов / Флейшер, Селл» . Сони Классик . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ «Классический сетевой обзор - Переиздания Серафима» . Классический сетевой обзор . Проверено 7 июля 2016 г.
- ^ Рапсодия на тему Паганини (Введение и 24 вариации) для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43 - Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 / Рапсодия на тему Паганини на AllMusic
- ^ Симфонические танцы, Рапсодия на тему Паганини, Увертюра Алеко на AllMusic
- ^ От Клиберна в Москве на AllMusic.
- ^ «Фортепианный концерт №2; Рапсодия на тему Паганини / Юджа Ван, Аббадо, Камерный оркестр Малера» . www.cdandlp.com . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Вариации Рахманинова / Даниил Трифонов, Янник Незе-Сеген, Филадельфийский оркестр на AllMusic
- ^ «Уинифред Этвелл» . Официальная чартерная компания .
Источники
[ редактировать ]- Бертенссон, Сергей; Лейда, Джей (1956). Сергей Рахманинов – Вся жизнь в музыке . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-253-21421-8 – через Интернет-архив .
- Римм, Роберт (2002). Композиторы-пианисты: Гамельн и восьмерка . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 1574670727 . Проверено 18 марта 2013 г.
- Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510330-4 – через Интернет-архив .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Произведения Рахманинова для фортепиано с оркестром. Анализ произведений Рахманинова для фортепиано с оркестром, включая Фортепианные концерты и Рапсодию Паганини.
- BBC Discovering Music , который включает ссылку на файл .ram (для аудиоплеера RealNetworks ), в котором обсуждается это произведение.
- Рапсодия на тему Паганини : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур