Симфония № 1 (Рахманинов)

Симфония № 1 ре минор , соч . 13 — четырёхчастное сочинение для оркестра, написанное в январе-октябре 1895 года русским композитором Сергеем Рахманиновым . Он написал ее в своем имении Ивановка под Тамбовом , Россия. Несмотря на плохой первоначальный прием, симфония теперь рассматривается как динамичное представление русской симфонической традиции, а британский композитор Роберт Симпсон называет ее «само по себе мощным произведением, берущим свое начало от Бородина и Чайковского , но убедительным, индивидуальным, прекрасно построенным». и достижение подлинно трагического и героического выражения, которое стоит намного выше пафоса его более поздней музыки». [ 1 ]
Премьера, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 28 марта 1897 года, стала абсолютной катастрофой по причинам, в том числе недостаточной репетиции и плохому исполнению возможно пьяного дирижера Александра Глазунова . Впоследствии у Рахманинова случился психологический коллапс. [ 2 ] но не уничтожал и не пытался отречься от партитуры. [ 3 ] Оно осталось в России, когда он уехал в ссылку в 1917 году, и впоследствии потерялось. [ 4 ] В 1944 году, после смерти композитора, отдельные инструментальные части симфонии были обнаружены и использованы для реконструкции полной партитуры. Второе исполнение симфонии состоялось в Московской консерватории 17 октября 1945 года под управлением Александра Гаука . [ 5 ] После общей переоценки музыки Рахманинова Первая симфония стала часто исполняться и несколько раз записываться. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Фактически Первая симфония была второй попыткой Рахманинова в этом жанре. поручил ему В 1890–1891 годах, на последнем курсе Московской консерватории, один из его учителей по композиции Антон Аренский написать симфонию в качестве упражнения. Позже Рахманинов рассказал биографу Оскару фон Рисману, что завершил работу; однако впоследствии три из четырех движений исчезли. Единственная сохранившаяся часть продолжительностью около 12 минут была опубликована посмертно в 1947 году как Молодёжная симфония Рахманинова . Эта студенческая работа написана в традиционной сонатной форме по образцу вступительной части Четвертой симфонии Чайковского . Рахманинов добавил, что ни Аренский, ни его коллега-профессор Сергей Танеев не были в восторге от этой работы, возможно, из-за ее отсутствия индивидуальности. [ 6 ] Первый фортепианный концерт , который он написал позже, в 1891 году, лучше показал его способность управлять крупномасштабными музыкальными силами. [ 7 ] Чайковского «Манфред» а его транскрипция (1894) Симфонии в фортепианный дуэт дала ему дальнейшее знакомство с симфоническим жанром. [ 8 ]
Состав
[ редактировать ]
Рахманинов начал планировать то, что станет его Первой симфонией, в сентябре 1894 года, после того как он закончил оркестровать свой «Богемский каприс» . [ 9 ] Он сочинил симфонию в период с января по октябрь 1895 года, что было для Рахманинова необычно долгим временем, потраченным на сочинение; проект оказался чрезвычайно сложным. В письме из Ивановки 29 июля он жаловался, что, несмотря на семичасовой рабочий день, прогресс идет исключительно медленно. К сентябрю ежедневный график работы увеличился до десяти часов в день, и симфония была закончена и оркестрована еще до того, как Рахманинов покинул Ивановку 7 октября. [ 10 ]
Нетипичная продолжительность времени, понадобившаяся Рахманинову для сочинения симфонии, сопровождалась задержками с ее исполнением. В 1895 году он познакомился с музыкальным филантропом Митрофаном Беляевым , чей интерес к программированию отрывка из музыки Рахманинова привел к исполнению тональной поэмы «Скала» на Русских симфонических концертах в Санкт-Петербурге. [ 11 ] В 1896 году, при поддержке Танеева и Глазунова, Беляев согласился запрограммировать симфонию Рахманинова на следующий год. [ 12 ] Однако, когда Рахманинов сыграл Танееву симфонию на фортепиано, композитор-старший пожаловался: «Эти мелодии вялые, бесцветные – с ними ничего не поделаешь». [ 13 ] Рахманинов внес в партитуру множество изменений. [ 14 ] но все равно остался недоволен. После дальнейших советов Танеева он внес дополнительные поправки, в том числе расширил медленное движение. [ 15 ]
Описание
[ редактировать ]Симфония рассчитана для 3- х флейт (3-й дабл -пикколо ), 2-х гобоев , 2-х кларнетов в B ♭ , 2 фаготов , 4 валторн в F, 3 труб в B ♭ , 3 тромбонов , тубы , литавр , тарелок , большого барабана (части 1). , только 2 и 4), треугольник (движения только 2 и 4), малый барабан , бубен , там-там (только часть 4) и струнные . Типичное представление имеет приблизительную продолжительность 45 минут.
Grave — Аллегро нон танто (ре минор)
[ редактировать ]Краткое вступление (всего семь тактов) задает тон произведению: сильный, яростный и смелый. В нем представлены два мотивационных элемента, которые образуют циклический материал для всей композиции: нотная ячейка, которой предшествует групетто , и тема, заимствованная из средневекового Dies Irae простого песнопения . Последняя становится преобладающей темой в «Аллегро» , развитом и обогащенном оркестровыми фигурами по мотивам Чайковского.
Вторая тема ( Moderato ), у скрипок , интересна своей мелодической структурой, в которой используется цыганская гамма (с двумя увеличенными секундами ). Гармонически необычен он и из-за своей неоднозначной тональности. Эту тему повторяет весь оркестр внезапным и мощным фортиссимо , что приводит к кульминации первой темы в медном хорале. В начале повторения клетка- группетто настойчиво появляется вновь. [ 16 ]
Аллегро анимато (фа мажор)
[ редактировать ]Вторая часть представляет собой фантастическое скерцо , которое также начинается с клеточной группы и является реминисценцией Dies Irae , по крайней мере, ее первых нот. Основная тема движения — короткая мелодия, которую мы слышим попеременно в ее первоначальной форме и ее инверсии , но последняя появляется лишь кратко и эпизодически, разнесенная позывными и вздрагиваниями оркестра, составляющими выразительный фон. В центральной части вновь возвращается ячейка- группетто , рождая новую тему, которую в течение нескольких тактов повторяет скрипка-соло в цыганском духе. [ 16 ]
Ларгетто (B ♭ мажор)
[ редактировать ]В лирическом спокойствии этой части даже группетто как будто утратило угрожающее напряжение. Кларнет поет легкую и мягкую мелодию, но в середине появляются какие-то бури с мрачными гармониями приглушенных валторн . Повторяющаяся тема украшена повторяющимися апподжиатурами и контрапунктами . [ 16 ]
Аллегро с огнем (ре мажор)
[ редактировать ]клетка Группа- снова придает последнему движению нерешительную силу. Духовые инструменты и ритм марша начинают тему, снова основанную на Dies Irae .
Далее следует спокойный отрывок con anima с мелодией скрипок, которая быстро переходит к высоким нотам. Заметную роль занимают духовые инструменты, после чего следует новое изменение в центральной части ( Allegro mosso ), вносимое повторяющимися нотами на низких струнах. Ритм особенно интересен своей мягкой синкопой (связанной с бинарным ритмом в тройном такте): во второй части появляется повторяющийся аккомпанемент скерцо , а возвращение групетто возобновляет движение с его динамичным и оркестровым насилием. там -тама следует удар За кодой , в конце которого с пророческой настойчивостью повторяется группетто , сыгранное струнными в более медленном такте, подкрепленное духовыми и ударными инструментами. [ 16 ]
Несмотря на неравномерность самого сочинения, нельзя сомневаться в силе и драматичности Первой симфонии. На него влияют последние симфонии Чайковского, хотя это влияние можно увидеть лишь в чувстве тоски перед неумолимой судьбой. [ 16 ]
Форма
[ редактировать ]Композитор Роберт Симпсон считал Первую симфонию Рахманинова намного превосходящей две последовавшие за ней, считая, что она в целом создана «естественно и без напряжения». [ 17 ] и все четыре его движения «действительно тематически интегрированы». [ 18 ] Он также чувствовал, что симфония обходит то, что он называл «лирической инфляцией» и «вынужденными кульминациями» Второй симфонии и фортепианных концертов. [ 17 ] Вместо этой лирической инфляции, как указывал Роберт Уокер, человек мог бы отметить возрастающую краткость и четкость оркестровых сочинений Рахманинова в произведениях, которые он закончил после окончания Московской консерватории, — иными словами, от «Князя Ростислава» до «Скалы» и « Скалы» . Рок под симфонию. [ 19 ] Симпсон по существу согласился с такой музыкальной экономией, отметив, что к структуре симфонии в целом нельзя придраться. Хотя у Рахманинова была привычка расслабляться в более медленном темпе при воспроизведении второй темы своей первой части (привычка, от которой, как утверждал Симпсон, Рахманинов стал намного хуже в дальнейшем), он твердо держал в руках соответствующий материал в этой первой части. работа. Симпсон особенно отметил кульминацию последней части как чрезвычайно мощную и чрезвычайно экономную в использовании музыкального материала. [ 17 ]
Биограф Рахманинова Макс Харрисон пишет: «Самый оригинальный элемент в этой работе исходит из сети мотивационных отношений». [ 20 ] добавляя, что, хотя композитор использовал эту сеть в своем «Богемском каприсе» , в симфонии он использует ее еще дальше. В результате, хотя симфония представляет собой полностью циклическое произведение, уровень тематической интеграции взят гораздо шире, чем в большинстве русских симфоний. Как отмечает музыковед доктор Дэвид Браун: «Темы и тематические фрагменты из более ранних частей трансформируются , иногда глубоко, чтобы помочь сформировать существующий материал, а также создать новый материал». [ 21 ] Достигнув уровня тематической интеграции, Рахманинов смог использовать сравнительно мало музыкального материала для объединения всех четырех частей. Сезар Кюи, возможно, жаловался именно на это качество, когда писал о «бессмысленном повторении одних и тех же коротких трюков», но аналитики мотивации, изучавшие с тех пор симфонию, считали эти «трюки» композиционной силой, а не слабостью. [ 22 ]
Харрисон пишет, что те же самые аналитики мотивации претендуют на Первую симфонию как на доказательство того, «что Рахманинов мог писать подлинно симфоническую музыку, а не балеты, сжатые в сонатные формы, написанные многими русскими композиторами, от Чайковского до Стравинского». [ 23 ] Харрисон добавляет, что трактовка Рахманиновым симфонической формы, возможно, по этой причине более близка к Александру Бородину - момент, который петербургские критики, возможно, либо не заметили, либо проигнорировали на премьере произведения. [ 24 ] Другой оригинальной идеей Рахманинова, как отметил Харрисон, было «использование Знаменных распевов ( знаменный распев ) в качестве источника тематических идей». [ 20 ] Хотя материал, который Рахманинов черпает из них, иногда придает явно религиозный вид, он никогда не цитирует эти песнопения буквально. Они напоминают то, что Бела Барток назвал бы «воображаемой народной музыкой» - формально сочиненную музыку, которая очень напоминает народную музыку из-за полного поглощения им духа и музыкального синтаксиса восточноевропейских народных песен и танцев. [ 20 ]
Некоторые аналитики, такие как исследователь Рахманинова Джеффри Норрис, отмечают, что у симфонии также есть свои проблемы. Медленная часть переходит в статичный центральный эпизод, отсылающий к теме девиза, и скерцо лишается ритмического драйва из-за бессвязности, повторяющихся повторений одной и той же темы. Забитая, а иногда и дерзкая оркестровка симфонии может придать сочинению зловещий вид, хотя внимательное исполнение может превратить симфонию в мрачное, мощное и восторженное музыкальное заявление, помогая прояснить оркестровку и минимизировать потенциальные ошибки в этой области». [ 25 ]
Первое выступление
[ редактировать ]Глазунов
[ редактировать ]Николай Римский-Корсаков , собственные музыкальные предпочтения которого в последние годы карьеры были не слишком прогрессивными, [ 26 ] Возможно, он прозвучал заранее, услышав симфонию на репетиции, когда сказал Рахманинову: «Простите меня, но я не нахожу эту музыку совсем приятной». [ 27 ] Будучи старейшим государственным деятелем русской музыки после смерти Чайковского, Римский-Корсаков, возможно, чувствовал себя вправе что-то сказать Рахманинову, но, возможно, он сказал это по неправильной причине. По сообщениям многих присутствующих, репетиция, которую слышал Римский-Корсаков под руководством своего друга и музыкального протеже Глазунова, была одновременно катастрофой как спектакль и ужасающей пародией на партитуру. [ 14 ]
Хотя Глазунов любил дирижировать, он так и не овладел этим ремеслом полностью. [ 28 ] несмотря на утверждения Римского-Корсакова в его воспоминаниях об обратном. [ 29 ] Замечания композитора-старшего о первых выступлениях Глазунова в качестве дирижера, возможно, были верны и в данном случае: «Медлительный по натуре, неловкий и неуклюжий в движениях, маэстро, говоря медленно и тихим голосом, проявлял явно мало способностей и за проведение репетиций или за раскачивание оркестра во время концертных выступлений». [ 29 ] Глазунов не только плохо дирижировал на репетиции Первой симфонии, но и сделал сокращения в партитуре и несколько изменений в оркестровке. [ 30 ] Сокращения, которые он сделал в первых двух частях, не имели особого музыкального смысла. [ 31 ] и его плохое использование репетиционного времени осложнялось тем фактом, что две другие работы впервые исполнялись на одном и том же концерте. [ 32 ] Харрисон упоминает, что Рахманинов был обеспокоен и пытался поговорить с ним во время перерывов в репетиции, но безуспешно. [ 32 ]
Премьера симфонии состоялась 28 (16 марта) 1897 года Глазуновым. Исполнение было полным провалом; Сам Рахманинов ушел в агонии еще до того, как все закончилось. Дирижер Александр Хессин, присутствовавший на премьере, вспоминал: «Симфония была недостаточно отрепетирована, оркестр был неровный, не хватало элементарной стабильности темпов, многие ошибки в оркестровых партиях не были исправлены; но главное, что испортило произведение, — это безжизненность поверхностное, безвкусное исполнение, без каких-либо вспышек оживления, энтузиазма или блеска оркестрового звучания». [ 33 ]
Более того, Наталья Сатина, ставшая женой Рахманинова, позже утверждала вместе с другими свидетелями, что Глазунов мог быть пьяным на трибуне. Один человек, в частности, написал, что на репетиции он «стоял неподвижно на дирижерской трибуне, без всякого оживления размахивая палочкой». [ 34 ] Рахманинов, видимо, был очень обеспокоен и в паузах подходил к Глазунову и что-то говорил ему, но ему так и не удалось вывести его из состояния полного равнодушия. Хотя Рахманинов никогда не повторял этого заявления о состоянии опьянения, и само обвинение не может быть подтверждено, оно также не является неправдоподобным, учитывая репутацию Глазунова как любителя алкоголя. Как позже рассказал его ученик Дмитрий Шостакович и повторилось в « Новой роще» , Глазунов держал бутылку спиртного, спрятанную за партой в Петербургской консерватории , попивая ее через трубку во время уроков. [ 35 ]
Пьяный или нет, Глазунов, возможно, не понял симфонию и не был ей полностью предан, поскольку это было произведение, написанное в более новом, более современном стиле и большей продолжительности (около 45 минут), чем он мог ожидать. [ 30 ] Он также явно не симпатизировал музыке Рахманинова в целом, комментируя по другому поводу: «Чувств много... но смысла никакого». [ 36 ] Что делает этот комментарий странным само по себе, так это то, что сам Глазунов, возможно, предвосхитил музыкальный стиль Рахманинова в своей Второй симфонии, написанной им в 1886 году. [ 37 ] (Позже Глазунов продемонстрировал свое неуважение к музыке Рахманинова, оставив копию партитуры Четвертого фортепианного концерта в парижском такси в 1930 году. Партитура была подарком композитора. [ 38 ] грамотно дирижировал оркестровой фантазией Рахманинова «Скала» . ) Тем не менее, может показаться удивительным, что Глазунов в прошлом году [ 32 ] Хотя в целом она была принята положительно, Сезар Кюи, предваряя свои комментарии по поводу симфонии, заявил, что «вся композиция показывает, что этого композитора больше заботит звук, чем музыка». [ 39 ]
Современный ответ
[ редактировать ]Политическая предвзятость
[ редактировать ]
При всех благих намерениях Беляева исполнение Первой симфонии в Санкт-Петербурге не обязательно предвещало что-то хорошее, а комментарий Римского-Корсакова лишь служил предзнаменованием грядущих событий. На музыкальной сцене Петербурга доминировала группа молодых композиторов, называемая кружком Беляева , которую возглавлял Римский-Корсаков, поскольку многих из них он преподавал там в консерватории. Хотя Римский-Корсаков в своей автобиографии назвал группу «прогрессивной», [ 40 ] музыковед Фрэнсис Мэйс предполагает, что лучший термин для обозначения направленности группы мог бы быть «умеренно академическим». [ 41 ] поскольку большинство этих композиторов превратили технические достижения в самоцель. Такое отношение, как утверждает музыковед Соломон Волков , долгое время было характерно для Санкт-Петербургской консерватории и большинства ее выпускников. [ 42 ]
Возникший в результате такого отношения академический стиль музыкальной композиции, лучше всего выраженный в произведениях Глазунова и Римского-Корсакова, стал предпочтительным методом этой группы. Если композитор хотел быть принятым в беляевский кружок или получить покровительство Беляева, он должен был подчиниться, написав музыкальные произведения в этом ключе. [ 41 ] Эта предвзятость сохранялась до определенного момента после ухода Римского-Корсакова, а его зять Максимилиан Штейнберг руководил классами композиции в Консерватории в течение 1920-х годов. [ 43 ] а Шостакович жаловался на консерватизм Штейнберга, типичным примером которого являются такие фразы, как «неприкосновенные основы кучки » и «священные традиции Николая Андреевича [Римского-Корсакова]». [ 44 ] Несмотря на то, что Римский-Корсаков отрицает сходство кружка Беляева с «Пятеркой» под руководством Милия Балакирева , эти две фракции действительно имели одну общую черту. Как и «Пятерка», группа Беляева с подозрением относилась к произведениям, не соответствовавшим ее канону. [ 45 ]
Критическая реакция
[ редактировать ]Многое из того, что было написано о симфонии, возможно, было мотивировано давним антагонизмом между Петербургом и Москвой. Кроме того, на этот раз речь шла о симфонии — музыкальной форме, которую петербургские критики и многие другие члены Беляевского кружка очень тщательно защищали. Если петербургские критики действительно дали хорошие отзывы о «Скале» , когда ее дирижировал Глазунов, то симфония – совсем другое дело. [ 32 ]
Произведение Рахманинова можно было счесть оскорбительным из-за относительно прогрессивного использования симфонической формы; это могло пойти вразрез с чувствами критиков, а также с заповедями, которые Римский-Корсаков преподавал в Консерватории. [ 32 ] Александр Гаук, который дирижировал триумфальным возрождением симфонии в 1945 году, предполагал именно это, предположив, что произведение изначально провалилось, «потому что это было современное произведение, намного опередившее свое время, и поэтому оно не удовлетворило вкусы современных критиков». " [ 46 ] Наиболее пристрастные из этих критиков пошли в атаку, и Цюи возглавил атаку:
Если бы в аду была консерватория , и если бы один из ее талантливых учеников сочинил программную симфонию по мотивам истории о десяти египетских казнях , и если бы он сочинил симфонию, подобную симфонии г-на Рахманинова, то он бы выполнил его задача блестяще выполнена и порадует обитателей Ада. На нас эта музыка оставляет злое впечатление своим ломаным ритмом, неясностью и неясностью формы, бессмысленным повторением одних и тех же коротких трюков, гнусавым звуком оркестра, натужным треском духовых инструментов и, прежде всего, своей болезненной извращенной гармонизацией и квази -мелодичные очертания, полное отсутствие простоты и естественности, полное отсутствие тем. [ 47 ]
Кюи действительно сделал Рахманинову настолько близкий комплимент, насколько он когда-либо мог сделать, написав: «Г-н Рахманинов действительно избегает банальности и, вероятно, чувствует сильно и глубоко и пытается выразить эти чувства в новых формах». Однако эта оливковая ветвь была слишком затемнена язвительностью остальной части обзора, чтобы кто-либо мог ее заметить. Более того, предвзятое отношение Кюи к московским композиторам было чрезвычайно глубоким. В письме М. С. Керзине от 19 декабря 1904 года он поставил их в один ряд с Рихардом Штраусом , «нелепая какофония которого не будет музыкой даже в 30 веке». [ 48 ]
Более взвешенное рассмотрение произведения, к сожалению, слишком поздно, чтобы исправить ущерб, нанесенный Кюи, было дано критиком Николаем Финдейзеном в апрельском номере « Русской музыкальной газеты» :
Кульминация концерта, симфония ре минор Рахманинова, была интерпретирована не слишком удачно, а потому во многом была неправильно понята и недооценена публикой. Эта работа показывает новые импульсы, тенденции к новым краскам, новым темам, новым образам, и все же она производит впечатление чего-то не до конца сказанного и решенного. Однако я воздержусь от выражения своего окончательного мнения, ибо слишком легко было бы повторить историю Пятой симфонии Чайковского , лишь недавно [благодаря Никишу ] «открытой» нами и которой все теперь восхищаются как новой, чудесной, и прекрасное творение. Конечно, первая симфония Рахманинова, возможно, не совсем красива, целостна и определенна, но некоторые ее страницы кажутся далеко не посредственными. В первой части, и особенно в яростном финале с заключительным Ларго, много красоты, новизны и даже вдохновения... [ 48 ]
Реакция композитора
[ редактировать ]Рахманинов писал композитору Александру Затаевичу 6 мая «о своих впечатлениях от исполнения симфонии... хотя для меня это трудно». [ 49 ] Это письмо часто цитировалось как выражение мнения композитора о недостаточном дирижерском мастерстве Глазунова. Однако Рахманинов много пишет и о своем впечатлении от самой симфонии:
Меня ничуть не трогает отсутствие успеха, и меня не беспокоят злоупотребления со стороны газет; но я глубоко огорчен и сильно подавлен тем, что моя Симфония, хотя я ее очень любил и люблю теперь, после первой же репетиции мне совсем не понравилась. Это значит, скажете вы, что оно плохо организовано. Но я убежден, отвечаю я, что хорошая музыка может сиять даже через плохую инструментовку, и я не считаю эту инструментовку полностью неудачной. Итак, остаются два предположения. Либо я, как некоторые композиторы, излишне неравнодушен к этому сочинению, либо это произведение было плохо исполнено. И это то, что произошло на самом деле. Я поражаюсь: как может человек такого высокого таланта, как Глазунов, так плохо дирижировать? Я говорю не только о его дирижерской технике (нечего от него этого требовать), но и о его музыкальности. Он ничего не чувствует, когда дирижирует, — как будто ничего не понимает!.. Итак, я предполагаю, что спектакль мог быть причиной неудачи (не утверждаю — предполагаю). Если бы публика была знакома с симфонией, она бы винила дирижера (я продолжаю «предполагать»), но когда произведение одновременно неизвестно и плохо исполнено, публика склонна винить композитора. Эта точка зрения могла бы показаться правдоподобной, тем более что эта симфония, хоть и не декадентская, в нынешнем смысле этого слова, на самом деле несколько «новая». Это значит, что ее нужно играть по самым точным указаниям композитора, который сможет таким образом несколько примирить публику с самим собой, между публикой и произведением (ибо тогда произведение будет для публики более понятным). Как видите, сейчас я склонен винить в этом спектакль. Завтра, вероятно, и это мнение изменится. Во всяком случае я не отвергну эту Симфонию и, оставив ее в покое на шесть месяцев, посмотрю ее, может быть, исправлю, а может быть, и опубликую, но, может быть, к тому времени мое пристрастие к ней пройдет. Тогда я порву его. [ 50 ]
Спустя много времени после этого Рахманинов сказал своему биографу Оскару фон Риземану: «Я вернулся в Москву другим человеком. Моя уверенность в себе получила внезапный удар. Мучительные часы, проведенные в сомнениях и тяжелых размышлениях, привели меня к выводу, что я должен отказаться от сочинения». [ 51 ] Однако комментарии композитора Затаевичу кажутся значительно более рациональными, даже логичными. Да и пресса не была полностью благосклонна к симфонии (см. выше). Возможно, именно после последующих размышлений Рахманинов пережил психологический крах. [ 52 ]
Как отмечает Харрисон: «Эта задержка краха Рахманинова никогда не была и, вероятно, никогда не будет удовлетворительно объяснена». [ 52 ] Один из вопросов, который задавали некоторые ученые, заключался в том, имела ли симфония автобиографический элемент, который придавал ее провалу более личное измерение. Согласно многим источникам, оригинальная рукопись, ныне утерянная, содержала посвящение «АЛ» плюс эпиграф к Льва Толстого роману « Анна Каренина »: «Отмщение мое, я отдам». [ 53 ] АЛ была Анна Лодыженская, красивая цыганка, жена его друга Петра Лодыженского. Он также посвятил « Богемский каприз» ей . Неизвестно, было ли отношение к ней Рахманинова просто увлечением или чем-то более серьезным. Не может быть установлена и связь между ними двумя и Анной Карениной , или между библейской цитатой и религиозными песнопениями, составляющими основу тематического материала симфонии. [ 52 ]
Когда наступил крах, Рахманинов остался полностью разбитым. Он начал наброски к другой симфонии, но теперь отказался от них. [ 54 ] и не мог сочинять до 1900 года, когда члены семьи и друзья убедили его обратиться за гипнотической терапией к доктору Николаю Далю . Результатом этих встреч стал Второй фортепианный концерт , премьера которого состоялась в 1901 году. Но в этот период он сосредоточился на дирижировании и исполнении, так что время совершенно не было потеряно. Одна удача пришла к импресарио Савве Мамонтову , который двумя годами ранее основал Московскую частную русскую оперную труппу . Он предложил Рахманинову должность помощника дирижера на сезон 1897–1898 годов, и композитор согласился. Он также выступал в качестве солиста на многих концертах. [ 55 ]
Пренебрежение и исчезновение
[ редактировать ]При жизни Рахманинова симфония больше не исполнялась. [ 56 ] Хотя иногда говорят, что он разорвал партитуру; на самом деле он этого не сделал, но у него осталось двойственное отношение к этой пьесе. [ 4 ] В апреле 1908 года, через три месяца после успешной премьеры Второй симфонии, он задумался о пересмотре Первой. Он писал своему коллеге по консерватории Никите Морозову, что симфония — одно из трех его ранних произведений, которые он хотел бы видеть в «исправленном, достойном виде». (Двумя другими произведениями были Первый фортепианный концерт и «Богемский каприс» .) [ 57 ] В 1910 году он писал критику Григорию Прокофьеву : «В симфонии много удачных мест в музыкальном отношении, но оркестровка хуже, чем слабая, что и стало причиной ее неудачи в петербургском исполнении». [ 58 ] В 1917 году в письме Борису Асафьеву он писал, что никому его не покажет и позаботится в своем завещании, чтобы никто его не увидел. [ 4 ]
Перед отъездом из России Рахманинов передал ключ от письменного стола в своей московской квартире своей двоюродной сестре Софье Сатиной; в нем была заперта рукописная партитура Первой симфонии. Он показал ей рукопись и попросил присмотреть за ней. [ 59 ] Сатина перевезла стол в свою квартиру, в том же здании. Там она оставалась до тех пор, пока Сатина не эмигрировала из России в 1921 году. В это время рукопись перешла на попечение домохозяйки семьи Марии Шаталиной (урожденной Ивановой). Шаталина умерла в 1925 году. Все остальные рукописи из квартиры Рахманинова были переданы государством в архив Музея Глинки в Москве, включая рукопись двухфортепианной версии симфонии, а также некоторые наброски к сочинению, но рукопись партитуры исчезнувший. Таинственное исчезновение партитуры навело некоторых на мысль, что ее мог присвоить оппортунист. Независимо от точных обстоятельств, оценка рукописи остается утраченной. [ 60 ]
Вторая жизнь
[ редактировать ]Хотя Рахманинов и хранил партитуру Первой симфонии в своей московской квартире до Октябрьской революции , он не предпринял никаких попыток собрать оркестровые партии, спеша покинуть Петербург в 1897 году. судьба. [ 61 ] Вскоре после смерти композитора, в 1944 году, инструментальные партии симфонии были случайно обнаружены в Беляевском архиве библиотеки Ленинградской консерватории. Используя эти партии и аранжировку для двух фортепиано, группа ученых под руководством выдающегося российского дирижера Александра Гаука реконструировала полную партитуру. Второе исполнение произведения, считавшееся успешным, состоялось в Московской консерватории 17 октября 1945 года под управлением Александра Гаука. [ 5 ]
Американская премьера состоялась 19 марта 1948 года в Филадельфийской музыкальной академии под управлением Филадельфийского оркестра под управлением Юджина Орманди . Для работы потребовалось семь репетиций. Это была часть первого концерта, который транслировался по телевидению в Соединенных Штатах. С посмертным ростом репутации Рахманинова как композитора симфония стала частью стандартного оркестрового репертуара. [ 5 ]
Первое британское исполнение симфонии состоялось 2 января 1964 года с полупрофессиональным симфоническим оркестром «Полифония» под управлением Брайана Фэйрфакса . Это было в то время, когда музыка Рахманинова пользовалась низким уважением в Соединенном Королевстве. [ 62 ]
Первое австралийское выступление состоялось в 1985 году в Концертном зале Перта под Западно-Австралийским симфоническим оркестром управлением Владимира Вербицкого .
Популярное использование
[ редактировать ]Тема из четвертой части симфонии какое-то время использовалась в конце 1960-х годов в качестве заглавной музыки телепрограммы BBC «Панорама» . [ 63 ]
Премьера симфонии и последующий писательский кризис и гипнотерапия Рахманинова стали предметом Дэйва Маллоя 2015 года музыкальных прелюдий ; в партитуре использованы образцы симфонии и других произведений Рахманинова.
Известные записи
[ редактировать ]- Владимир Ашкенази дирижирует оркестром Консертгебау.
- Андре Превен дирижирует Лондонским симфоническим оркестром.
- Марис Янсонс дирижирует Санкт-Петербургской филармонией
- Джанандреа Нозеда дирижирует филармонией BBC.
- Юджин Орманди дирижирует Филадельфийским оркестром.
- Михаил Плетнев дирижирует Российским национальным оркестром.
- Леонард Слаткин дирижирует Симфоническим оркестром Сент-Луиса
- Евгений Светланов дирижирует оркестром Большого театра, еще один - Симфоническим оркестром СССР.
- Эдо де Ваарт дирижирует Роттердамской филармонией , еще одна запись с филармоническим оркестром Нидерландского радио.
- Уолтер Веллер дирижирует Suisse Romande Orchestra
- Эндрю Литтон дирижирует Королевским филармоническим оркестром
- Геннадий Рождественский дирижирует СО Министерства культуры СССР.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Симпсон, Симфония , 2:129-30.
- ↑ иногда относят к премьере 1897 года, но обстоятельства, вероятно, гораздо сложнее.
- ^ Бертенсон и Лейва, 144–145; Норрис, Рахманинов , 97.
- ^ Перейти обратно: а б с Норрис, Рахманинов , 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д Харрисон, 82.
- ^ Харрисон, 33–34.
- ^ Харрисон, 36.
- ^ Харрисон, 63.
- ^ Норрис, Рахманинов , 20.
- ^ Харрисон, 67.
- ^ Харрисон, 67-68.
- ^ Норрис, Рахманинов , 21.
- ^ Бертенсон и Лейва, 70.
- ^ Перейти обратно: а б Харрисон, 76.
- ^ Харрисон, 68 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тренчфорт, 919.
- ^ Перейти обратно: а б с Симпсон, 129.
- ^ Симпсон, 130.
- ^ Уокер, 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Харрисон, 79.
- ^ Браун, Дэвид, изд. Роберт Лейтон, «Россия до революции (1993), 285–286.
- ^ Норрис, Рахманинов , 97.
- ^ Харрисон, 80.
- ^ Харрисон, 80–81.
- ^ Норрис, Рахманинов , 99.
- ^ Филд, 180–181.
- ^ Бертенсон и Лейва, 71.
- ^ Шварц, Нью-Гроув (1980) , 7:428.
- ^ Перейти обратно: а б Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 299.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер, 37 лет.
- ^ Харрисон, 82 фута 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харрисон, 77.
- ^ Мартин, 97.
- ↑ Елена Юльевна Крейцер, цитируется по Мартин, 96.
- ^ Норрис, Нью-Гроув , 709.
- ^ Серофф, 57 лет. Цитируется по Харрисону, 77 лет.
- ^ Харрисон, футов 5.
- ^ Вулдридж, 266.
- ^ Бертенсон и Лейва, 68.
- ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 286–287.
- ^ Перейти обратно: а б Филд, 173.
- ^ Волков, Соломон, Санкт-Петербург: История культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995), 349.
- ^ Уилсон, 37.
- ↑ Письмо Шостаковича Татьяне Гливенко от 26 февраля 1924 г. Цитируется в Fay, 24.
- ^ Volkov, St. Petersburg , 350.
- ^ Цитируется по Гроновичу, Антони, «Сергей Рахманинов» (Нью-Йорк: EP Dutton, 1946), 67.
- ^ Kyui, Ts., "Tretiy russkiy simfonicheskiy kontsert," Novosti i birzhevaya gazeta (17 March 1897(o.s.)), 3.
- ^ Перейти обратно: а б Бертенсон и Лейва, 72 фута.
- ^ Бертенсон и Лейва, 73.
- ^ Бертенсон и Лейва, 73–74.
- ^ Риземанн, 102.
- ^ Перейти обратно: а б с Харрисон, 78.
- ^ Римлянам 21:19
- ^ Норрис, Нью-Гроув , 15:551–552.
- ^ Харрисон, 84-85.
- ^ Бертенсон и Лейва, 74.
- ^ Бертенсон и Лейва, 144–145; Норрис, Рахманинов , 97.
- ^ Цитируется Ясиром (1951).
- ↑ Разговор Сатины с Мартином, цитируется по Мартину, 103.
- ^ Мартин, 103.
- ^ Харрисон, 81–2.
- ^ Харрисон, 83 фута 21.
- ^ Обсуждение на YouTube
Источники
[ редактировать ]- Бертенсон, Сергей и Джей Лейда, при содействии Софии Сатиной, Сергей Рахманинов - Жизнь в музыке (Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 1956)).
- Фэй, Лорел, Шостакович: Жизнь (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000). ISBN 978-0-19-518251-4 .
- Харрисон, Макс, Рахманинов: жизнь, творчество, записи (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2005). ISBN 978-0-8264-5344-0 .
- Мэйс, Фрэнсис, тр. Померанс, Арнольд Дж. и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN 978-0-520-21815-4 .
- Мартин, Барри, Рахманинов: композитор, пианист, дирижер (Олдершот, Англия: Scolar Press, 1990). ISBN 978-0-85967-809-4 .
- Норрис, Грегори, Рахманинов (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1993). ISBN 978-0-02-870685-6 .
- Норрис, Грегори, изд. Стэнли Сэди, Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов. ISBN 978-0-333-23111-1 .
- Римский-Корсаков, Николай, тр. Дж. А. Иоффе, Моя музыкальная жизнь (Лондон: Faber, 1989) ISBN 978-0-8443-0024-5 .
- Шварц, Борис, изд. Стэнли Сэди, «Глазунов, Александр Константинович», Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов. ISBN 978-0-333-23111-1 .
- Симпсон, Роберт , изд. Роберт Симпсон, Симфония: Том 2, Малер до наших дней (Нью-Йорк: Drake Publishers, Inc., 1972). ISBN 978-0-87749-245-0 .
- Стейнберг, Майкл , Концерт (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998). ISBN 978-0-19-510330-4 .
- Траншфор, Франсуа Рене , Путеводитель по симфонической музыке (Мадрид: Alianza Editorial, 1989). ISBN 978-84-206-5232-0 .
- Волков, Соломон , тр. Буи, Антонина В. , Сент-Луис. Петербург: История культуры (Нью-Йорк: The Free Press, подразделение Simon & Schuster, Inc., 1995). ISBN 978-0-02-874052-2 .
- Уокер, Роберт, Рахманинов (Лондон и Нью-Йорк: Omnibus Press, 1980). ISBN 978-0-89524-208-2 .
- Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспомнинная жизнь, второе издание (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1994, 2006). ISBN 978-0-691-12886-3 .
- Вулдридж, Дэвид, Мир дирижера (Лондон: Барри и Рэклифф, 1970) ISBN 978-0-214-66733-6 .
- Ясир, Иосиф , Прогрессивные тенденции в музыке Рахманинова ( Темп (Новая серия), Зима, 1951-2)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфония № 1 : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур
- Примечания к программе
- classic.chubrik.ru/ Audio archives in MP3 format