Jump to content

Симфония № 1 (Рахманинов)

Провал Симфонии № 1, вероятно, был связан с последующим психологическим коллапсом, который Рахманинов пережил несколько месяцев спустя; это преследовало его до самой смерти в 1943 году.

Симфония № 1 ре минор , соч . 13 — четырёхчастное сочинение для оркестра, написанное в январе-октябре 1895 года русским композитором Сергеем Рахманиновым . Он написал ее в своем имении Ивановка под Тамбовом , Россия. Несмотря на плохой первоначальный прием, симфония теперь рассматривается как динамичное представление русской симфонической традиции, а британский композитор Роберт Симпсон называет ее «само по себе мощным произведением, берущим свое начало от Бородина и Чайковского , но убедительным, индивидуальным, прекрасно построенным». и достижение подлинно трагического и героического выражения, которое стоит намного выше пафоса его более поздней музыки». [ 1 ]

Премьера, состоявшаяся в Санкт-Петербурге 28 марта 1897 года, стала абсолютной катастрофой по причинам, в том числе недостаточной репетиции и плохому исполнению возможно пьяного дирижера Александра Глазунова . Впоследствии у Рахманинова случился психологический коллапс. [ 2 ] но не уничтожал и не пытался отречься от партитуры. [ 3 ] Оно осталось в России, когда он уехал в ссылку в 1917 году, и впоследствии потерялось. [ 4 ] В 1944 году, после смерти композитора, отдельные инструментальные части симфонии были обнаружены и использованы для реконструкции полной партитуры. Второе исполнение симфонии состоялось в Московской консерватории 17 октября 1945 года под управлением Александра Гаука . [ 5 ] После общей переоценки музыки Рахманинова Первая симфония стала часто исполняться и несколько раз записываться. [ 5 ]

Московскую консерваторию , которую Рахманинов окончил с отличием весной 1891 года.

Фактически Первая симфония была второй попыткой Рахманинова в этом жанре. поручил ему В 1890–1891 годах, на последнем курсе Московской консерватории, один из его учителей по композиции Антон Аренский написать симфонию в качестве упражнения. Позже Рахманинов рассказал биографу Оскару фон Рисману, что завершил работу; однако впоследствии три из четырех движений исчезли. Единственная сохранившаяся часть продолжительностью около 12 минут была опубликована посмертно в 1947 году как Молодёжная симфония Рахманинова . Эта студенческая работа написана в традиционной сонатной форме по образцу вступительной части Четвертой симфонии Чайковского . Рахманинов добавил, что ни Аренский, ни его коллега-профессор Сергей Танеев не были в восторге от этой работы, возможно, из-за ее отсутствия индивидуальности. [ 6 ] Первый фортепианный концерт , который он написал позже, в 1891 году, лучше показал его способность управлять крупномасштабными музыкальными силами. [ 7 ] Чайковского «Манфред» а его транскрипция (1894) Симфонии в фортепианный дуэт дала ему дальнейшее знакомство с симфоническим жанром. [ 8 ]

Portrait of Mitrofan Belyayev by Ilya Repin (1886)

Рахманинов начал планировать то, что станет его Первой симфонией, в сентябре 1894 года, после того как он закончил оркестровать свой «Богемский каприс» . [ 9 ] Он сочинил симфонию в период с января по октябрь 1895 года, что было для Рахманинова необычно долгим временем, потраченным на сочинение; проект оказался чрезвычайно сложным. В письме из Ивановки 29 июля он жаловался, что, несмотря на семичасовой рабочий день, прогресс идет исключительно медленно. К сентябрю ежедневный график работы увеличился до десяти часов в день, и симфония была закончена и оркестрована еще до того, как Рахманинов покинул Ивановку 7 октября. [ 10 ]

Нетипичная продолжительность времени, понадобившаяся Рахманинову для сочинения симфонии, сопровождалась задержками с ее исполнением. В 1895 году он познакомился с музыкальным филантропом Митрофаном Беляевым , чей интерес к программированию отрывка из музыки Рахманинова привел к исполнению тональной поэмы «Скала» на Русских симфонических концертах в Санкт-Петербурге. [ 11 ] В 1896 году, при поддержке Танеева и Глазунова, Беляев согласился запрограммировать симфонию Рахманинова на следующий год. [ 12 ] Однако, когда Рахманинов сыграл Танееву симфонию на фортепиано, композитор-старший пожаловался: «Эти мелодии вялые, бесцветные – с ними ничего не поделаешь». [ 13 ] Рахманинов внес в партитуру множество изменений. [ 14 ] но все равно остался недоволен. После дальнейших советов Танеева он внес дополнительные поправки, в том числе расширил медленное движение. [ 15 ]

Описание

[ редактировать ]

Симфония рассчитана для 3- х флейт (3-й дабл -пикколо ), 2-х гобоев , 2-х кларнетов в B , 2 фаготов , 4 валторн в F, 3 труб в B , 3 тромбонов , тубы , литавр , тарелок , большого барабана (части 1). , только 2 и 4), треугольник (движения только 2 и 4), малый барабан , бубен , там-там (только часть 4) и струнные . Типичное представление имеет приблизительную продолжительность 45 минут.

Grave — Аллегро нон танто (ре минор)

[ редактировать ]

Краткое вступление (всего семь тактов) задает тон произведению: сильный, яростный и смелый. В нем представлены два мотивационных элемента, которые образуют циклический материал для всей композиции: нотная ячейка, которой предшествует групетто , и тема, заимствованная из средневекового Dies Irae простого песнопения . Последняя становится преобладающей темой в «Аллегро» , развитом и обогащенном оркестровыми фигурами по мотивам Чайковского.

Вторая тема ( Moderato ), у скрипок , интересна своей мелодической структурой, в которой используется цыганская гамма (с двумя увеличенными секундами ). Гармонически необычен он и из-за своей неоднозначной тональности. Эту тему повторяет весь оркестр внезапным и мощным фортиссимо , что приводит к кульминации первой темы в медном хорале. В начале повторения клетка- группетто настойчиво появляется вновь. [ 16 ]

Аллегро анимато (фа мажор)

[ редактировать ]

Вторая часть представляет собой фантастическое скерцо , которое также начинается с клеточной группы и является реминисценцией Dies Irae , по крайней мере, ее первых нот. Основная тема движения — короткая мелодия, которую мы слышим попеременно в ее первоначальной форме и ее инверсии , но последняя появляется лишь кратко и эпизодически, разнесенная позывными и вздрагиваниями оркестра, составляющими выразительный фон. В центральной части вновь возвращается ячейка- группетто , рождая новую тему, которую в течение нескольких тактов повторяет скрипка-соло в цыганском духе. [ 16 ]

Ларгетто (B ♭ мажор)

[ редактировать ]

В лирическом спокойствии этой части даже группетто как будто утратило угрожающее напряжение. Кларнет поет легкую и мягкую мелодию, но в середине появляются какие-то бури с мрачными гармониями приглушенных валторн . Повторяющаяся тема украшена повторяющимися апподжиатурами и контрапунктами . [ 16 ]

Аллегро с огнем (ре мажор)

[ редактировать ]

клетка Группа- снова придает последнему движению нерешительную силу. Духовые инструменты и ритм марша начинают тему, снова основанную на Dies Irae .

Далее следует спокойный отрывок con anima с мелодией скрипок, которая быстро переходит к высоким нотам. Заметную роль занимают духовые инструменты, после чего следует новое изменение в центральной части ( Allegro mosso ), вносимое повторяющимися нотами на низких струнах. Ритм особенно интересен своей мягкой синкопой (связанной с бинарным ритмом в тройном такте): во второй части появляется повторяющийся аккомпанемент скерцо , а возвращение групетто возобновляет движение с его динамичным и оркестровым насилием. там -тама следует удар За кодой , в конце которого с пророческой настойчивостью повторяется группетто , сыгранное струнными в более медленном такте, подкрепленное духовыми и ударными инструментами. [ 16 ]

Несмотря на неравномерность самого сочинения, нельзя сомневаться в силе и драматичности Первой симфонии. На него влияют последние симфонии Чайковского, хотя это влияние можно увидеть лишь в чувстве тоски перед неумолимой судьбой. [ 16 ]

Композитор Роберт Симпсон считал Первую симфонию Рахманинова намного превосходящей две последовавшие за ней, считая, что она в целом создана «естественно и без напряжения». [ 17 ] и все четыре его движения «действительно тематически интегрированы». [ 18 ] Он также чувствовал, что симфония обходит то, что он называл «лирической инфляцией» и «вынужденными кульминациями» Второй симфонии и фортепианных концертов. [ 17 ] Вместо этой лирической инфляции, как указывал Роберт Уокер, человек мог бы отметить возрастающую краткость и четкость оркестровых сочинений Рахманинова в произведениях, которые он закончил после окончания Московской консерватории, — иными словами, от «Князя Ростислава» до «Скалы» и « Скалы» . Рок под симфонию. [ 19 ] Симпсон по существу согласился с такой музыкальной экономией, отметив, что к структуре симфонии в целом нельзя придраться. Хотя у Рахманинова была привычка расслабляться в более медленном темпе при воспроизведении второй темы своей первой части (привычка, от которой, как утверждал Симпсон, Рахманинов стал намного хуже в дальнейшем), он твердо держал в руках соответствующий материал в этой первой части. работа. Симпсон особенно отметил кульминацию последней части как чрезвычайно мощную и чрезвычайно экономную в использовании музыкального материала. [ 17 ]

Образец знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», Россия, 1884 год. «Крест Твой чтим, Господи, и Воскресение Твое святое восхваляем».

Биограф Рахманинова Макс Харрисон пишет: «Самый оригинальный элемент в этой работе исходит из сети мотивационных отношений». [ 20 ] добавляя, что, хотя композитор использовал эту сеть в своем «Богемском каприсе» , в симфонии он использует ее еще дальше. В результате, хотя симфония представляет собой полностью циклическое произведение, уровень тематической интеграции взят гораздо шире, чем в большинстве русских симфоний. Как отмечает музыковед доктор Дэвид Браун: «Темы и тематические фрагменты из более ранних частей трансформируются , иногда глубоко, чтобы помочь сформировать существующий материал, а также создать новый материал». [ 21 ] Достигнув уровня тематической интеграции, Рахманинов смог использовать сравнительно мало музыкального материала для объединения всех четырех частей. Сезар Кюи, возможно, жаловался именно на это качество, когда писал о «бессмысленном повторении одних и тех же коротких трюков», но аналитики мотивации, изучавшие с тех пор симфонию, считали эти «трюки» композиционной силой, а не слабостью. [ 22 ]

Харрисон пишет, что те же самые аналитики мотивации претендуют на Первую симфонию как на доказательство того, «что Рахманинов мог писать подлинно симфоническую музыку, а не балеты, сжатые в сонатные формы, написанные многими русскими композиторами, от Чайковского до Стравинского». [ 23 ] Харрисон добавляет, что трактовка Рахманиновым симфонической формы, возможно, по этой причине более близка к Александру Бородину - момент, который петербургские критики, возможно, либо не заметили, либо проигнорировали на премьере произведения. [ 24 ] Другой оригинальной идеей Рахманинова, как отметил Харрисон, было «использование Знаменных распевов ( знаменный распев ) в качестве источника тематических идей». [ 20 ] Хотя материал, который Рахманинов черпает из них, иногда придает явно религиозный вид, он никогда не цитирует эти песнопения буквально. Они напоминают то, что Бела Барток назвал бы «воображаемой народной музыкой» - формально сочиненную музыку, которая очень напоминает народную музыку из-за полного поглощения им духа и музыкального синтаксиса восточноевропейских народных песен и танцев. [ 20 ]

Некоторые аналитики, такие как исследователь Рахманинова Джеффри Норрис, отмечают, что у симфонии также есть свои проблемы. Медленная часть переходит в статичный центральный эпизод, отсылающий к теме девиза, и скерцо лишается ритмического драйва из-за бессвязности, повторяющихся повторений одной и той же темы. Забитая, а иногда и дерзкая оркестровка симфонии может придать сочинению зловещий вид, хотя внимательное исполнение может превратить симфонию в мрачное, мощное и восторженное музыкальное заявление, помогая прояснить оркестровку и минимизировать потенциальные ошибки в этой области». [ 25 ]

Первое выступление

[ редактировать ]

Глазунов

[ редактировать ]

Николай Римский-Корсаков , собственные музыкальные предпочтения которого в последние годы карьеры были не слишком прогрессивными, [ 26 ] Возможно, он прозвучал заранее, услышав симфонию на репетиции, когда сказал Рахманинову: «Простите меня, но я не нахожу эту музыку совсем приятной». [ 27 ] Будучи старейшим государственным деятелем русской музыки после смерти Чайковского, Римский-Корсаков, возможно, чувствовал себя вправе что-то сказать Рахманинову, но, возможно, он сказал это по неправильной причине. По сообщениям многих присутствующих, репетиция, которую слышал Римский-Корсаков под руководством своего друга и музыкального протеже Глазунова, была одновременно катастрофой как спектакль и ужасающей пародией на партитуру. [ 14 ]

Хотя Глазунов любил дирижировать, он так и не овладел этим ремеслом полностью. [ 28 ] несмотря на утверждения Римского-Корсакова в его воспоминаниях об обратном. [ 29 ] Замечания композитора-старшего о первых выступлениях Глазунова в качестве дирижера, возможно, были верны и в данном случае: «Медлительный по натуре, неловкий и неуклюжий в движениях, маэстро, говоря медленно и тихим голосом, проявлял явно мало способностей и за проведение репетиций или за раскачивание оркестра во время концертных выступлений». [ 29 ] Глазунов не только плохо дирижировал на репетиции Первой симфонии, но и сделал сокращения в партитуре и несколько изменений в оркестровке. [ 30 ] Сокращения, которые он сделал в первых двух частях, не имели особого музыкального смысла. [ 31 ] и его плохое использование репетиционного времени осложнялось тем фактом, что две другие работы впервые исполнялись на одном и том же концерте. [ 32 ] Харрисон упоминает, что Рахманинов был обеспокоен и пытался поговорить с ним во время перерывов в репетиции, но безуспешно. [ 32 ]

Премьера симфонии состоялась 28 (16 марта) 1897 года Глазуновым. Исполнение было полным провалом; Сам Рахманинов ушел в агонии еще до того, как все закончилось. Дирижер Александр Хессин, присутствовавший на премьере, вспоминал: «Симфония была недостаточно отрепетирована, оркестр был неровный, не хватало элементарной стабильности темпов, многие ошибки в оркестровых партиях не были исправлены; но главное, что испортило произведение, — это безжизненность поверхностное, безвкусное исполнение, без каких-либо вспышек оживления, энтузиазма или блеска оркестрового звучания». [ 33 ]

Более того, Наталья Сатина, ставшая женой Рахманинова, позже утверждала вместе с другими свидетелями, что Глазунов мог быть пьяным на трибуне. Один человек, в частности, написал, что на репетиции он «стоял неподвижно на дирижерской трибуне, без всякого оживления размахивая палочкой». [ 34 ] Рахманинов, видимо, был очень обеспокоен и в паузах подходил к Глазунову и что-то говорил ему, но ему так и не удалось вывести его из состояния полного равнодушия. Хотя Рахманинов никогда не повторял этого заявления о состоянии опьянения, и само обвинение не может быть подтверждено, оно также не является неправдоподобным, учитывая репутацию Глазунова как любителя алкоголя. Как позже рассказал его ученик Дмитрий Шостакович и повторилось в « Новой роще» , Глазунов держал бутылку спиртного, спрятанную за партой в Петербургской консерватории , попивая ее через трубку во время уроков. [ 35 ]

Пьяный или нет, Глазунов, возможно, не понял симфонию и не был ей полностью предан, поскольку это было произведение, написанное в более новом, более современном стиле и большей продолжительности (около 45 минут), чем он мог ожидать. [ 30 ] Он также явно не симпатизировал музыке Рахманинова в целом, комментируя по другому поводу: «Чувств много... но смысла никакого». [ 36 ] Что делает этот комментарий странным само по себе, так это то, что сам Глазунов, возможно, предвосхитил музыкальный стиль Рахманинова в своей Второй симфонии, написанной им в 1886 году. [ 37 ] (Позже Глазунов продемонстрировал свое неуважение к музыке Рахманинова, оставив копию партитуры Четвертого фортепианного концерта в парижском такси в 1930 году. Партитура была подарком композитора. [ 38 ] грамотно дирижировал оркестровой фантазией Рахманинова «Скала» . ) Тем не менее, может показаться удивительным, что Глазунов в прошлом году [ 32 ] Хотя в целом она была принята положительно, Сезар Кюи, предваряя свои комментарии по поводу симфонии, заявил, что «вся композиция показывает, что этого композитора больше заботит звук, чем музыка». [ 39 ]

Современный ответ

[ редактировать ]

Политическая предвзятость

[ редактировать ]
Сезар Кюи возглавил критическую критику симфонии.

При всех благих намерениях Беляева исполнение Первой симфонии в Санкт-Петербурге не обязательно предвещало что-то хорошее, а комментарий Римского-Корсакова лишь служил предзнаменованием грядущих событий. На музыкальной сцене Петербурга доминировала группа молодых композиторов, называемая кружком Беляева , которую возглавлял Римский-Корсаков, поскольку многих из них он преподавал там в консерватории. Хотя Римский-Корсаков в своей автобиографии назвал группу «прогрессивной», [ 40 ] музыковед Фрэнсис Мэйс предполагает, что лучший термин для обозначения направленности группы мог бы быть «умеренно академическим». [ 41 ] поскольку большинство этих композиторов превратили технические достижения в самоцель. Такое отношение, как утверждает музыковед Соломон Волков , долгое время было характерно для Санкт-Петербургской консерватории и большинства ее выпускников. [ 42 ]

Возникший в результате такого отношения академический стиль музыкальной композиции, лучше всего выраженный в произведениях Глазунова и Римского-Корсакова, стал предпочтительным методом этой группы. Если композитор хотел быть принятым в беляевский кружок или получить покровительство Беляева, он должен был подчиниться, написав музыкальные произведения в этом ключе. [ 41 ] Эта предвзятость сохранялась до определенного момента после ухода Римского-Корсакова, а его зять Максимилиан Штейнберг руководил классами композиции в Консерватории в течение 1920-х годов. [ 43 ] а Шостакович жаловался на консерватизм Штейнберга, типичным примером которого являются такие фразы, как «неприкосновенные основы кучки » и «священные традиции Николая Андреевича [Римского-Корсакова]». [ 44 ] Несмотря на то, что Римский-Корсаков отрицает сходство кружка Беляева с «Пятеркой» под руководством Милия Балакирева , эти две фракции действительно имели одну общую черту. Как и «Пятерка», группа Беляева с подозрением относилась к произведениям, не соответствовавшим ее канону. [ 45 ]

Критическая реакция

[ редактировать ]

Многое из того, что было написано о симфонии, возможно, было мотивировано давним антагонизмом между Петербургом и Москвой. Кроме того, на этот раз речь шла о симфонии — музыкальной форме, которую петербургские критики и многие другие члены Беляевского кружка очень тщательно защищали. Если петербургские критики действительно дали хорошие отзывы о «Скале» , когда ее дирижировал Глазунов, то симфония – совсем другое дело. [ 32 ]

Произведение Рахманинова можно было счесть оскорбительным из-за относительно прогрессивного использования симфонической формы; это могло пойти вразрез с чувствами критиков, а также с заповедями, которые Римский-Корсаков преподавал в Консерватории. [ 32 ] Александр Гаук, который дирижировал триумфальным возрождением симфонии в 1945 году, предполагал именно это, предположив, что произведение изначально провалилось, «потому что это было современное произведение, намного опередившее свое время, и поэтому оно не удовлетворило вкусы современных критиков». " [ 46 ] Наиболее пристрастные из этих критиков пошли в атаку, и Цюи возглавил атаку:

Если бы в аду была консерватория , и если бы один из ее талантливых учеников сочинил программную симфонию по мотивам истории о десяти египетских казнях , и если бы он сочинил симфонию, подобную симфонии г-на Рахманинова, то он бы выполнил его задача блестяще выполнена и порадует обитателей Ада. На нас эта музыка оставляет злое впечатление своим ломаным ритмом, неясностью и неясностью формы, бессмысленным повторением одних и тех же коротких трюков, гнусавым звуком оркестра, натужным треском духовых инструментов и, прежде всего, своей болезненной извращенной гармонизацией и квази -мелодичные очертания, полное отсутствие простоты и естественности, полное отсутствие тем. [ 47 ]

Кюи действительно сделал Рахманинову настолько близкий комплимент, насколько он когда-либо мог сделать, написав: «Г-н Рахманинов действительно избегает банальности и, вероятно, чувствует сильно и глубоко и пытается выразить эти чувства в новых формах». Однако эта оливковая ветвь была слишком затемнена язвительностью остальной части обзора, чтобы кто-либо мог ее заметить. Более того, предвзятое отношение Кюи к московским композиторам было чрезвычайно глубоким. В письме М. С. Керзине от 19 декабря 1904 года он поставил их в один ряд с Рихардом Штраусом , «нелепая какофония которого не будет музыкой даже в 30 веке». [ 48 ]

Более взвешенное рассмотрение произведения, к сожалению, слишком поздно, чтобы исправить ущерб, нанесенный Кюи, было дано критиком Николаем Финдейзеном в апрельском номере « Русской музыкальной газеты» :

Кульминация концерта, симфония ре минор Рахманинова, была интерпретирована не слишком удачно, а потому во многом была неправильно понята и недооценена публикой. Эта работа показывает новые импульсы, тенденции к новым краскам, новым темам, новым образам, и все же она производит впечатление чего-то не до конца сказанного и решенного. Однако я воздержусь от выражения своего окончательного мнения, ибо слишком легко было бы повторить историю Пятой симфонии Чайковского , лишь недавно [благодаря Никишу ] «открытой» нами и которой все теперь восхищаются как новой, чудесной, и прекрасное творение. Конечно, первая симфония Рахманинова, возможно, не совсем красива, целостна и определенна, но некоторые ее страницы кажутся далеко не посредственными. В первой части, и особенно в яростном финале с заключительным Ларго, много красоты, новизны и даже вдохновения... [ 48 ]

Реакция композитора

[ редактировать ]

Рахманинов писал композитору Александру Затаевичу 6 мая «о своих впечатлениях от исполнения симфонии... хотя для меня это трудно». [ 49 ] Это письмо часто цитировалось как выражение мнения композитора о недостаточном дирижерском мастерстве Глазунова. Однако Рахманинов много пишет и о своем впечатлении от самой симфонии:

Меня ничуть не трогает отсутствие успеха, и меня не беспокоят злоупотребления со стороны газет; но я глубоко огорчен и сильно подавлен тем, что моя Симфония, хотя я ее очень любил и люблю теперь, после первой же репетиции мне совсем не понравилась. Это значит, скажете вы, что оно плохо организовано. Но я убежден, отвечаю я, что хорошая музыка может сиять даже через плохую инструментовку, и я не считаю эту инструментовку полностью неудачной. Итак, остаются два предположения. Либо я, как некоторые композиторы, излишне неравнодушен к этому сочинению, либо это произведение было плохо исполнено. И это то, что произошло на самом деле. Я поражаюсь: как может человек такого высокого таланта, как Глазунов, так плохо дирижировать? Я говорю не только о его дирижерской технике (нечего от него этого требовать), но и о его музыкальности. Он ничего не чувствует, когда дирижирует, — как будто ничего не понимает!.. Итак, я предполагаю, что спектакль мог быть причиной неудачи (не утверждаю — предполагаю). Если бы публика была знакома с симфонией, она бы винила дирижера (я продолжаю «предполагать»), но когда произведение одновременно неизвестно и плохо исполнено, публика склонна винить композитора. Эта точка зрения могла бы показаться правдоподобной, тем более что эта симфония, хоть и не декадентская, в нынешнем смысле этого слова, на самом деле несколько «новая». Это значит, что ее нужно играть по самым точным указаниям композитора, который сможет таким образом несколько примирить публику с самим собой, между публикой и произведением (ибо тогда произведение будет для публики более понятным). Как видите, сейчас я склонен винить в этом спектакль. Завтра, вероятно, и это мнение изменится. Во всяком случае я не отвергну эту Симфонию и, оставив ее в покое на шесть месяцев, посмотрю ее, может быть, исправлю, а может быть, и опубликую, но, может быть, к тому времени мое пристрастие к ней пройдет. Тогда я порву его. [ 50 ]

Спустя много времени после этого Рахманинов сказал своему биографу Оскару фон Риземану: «Я вернулся в Москву другим человеком. Моя уверенность в себе получила внезапный удар. Мучительные часы, проведенные в сомнениях и тяжелых размышлениях, привели меня к выводу, что я должен отказаться от сочинения». [ 51 ] Однако комментарии композитора Затаевичу кажутся значительно более рациональными, даже логичными. Да и пресса не была полностью благосклонна к симфонии (см. выше). Возможно, именно после последующих размышлений Рахманинов пережил психологический крах. [ 52 ]

Как отмечает Харрисон: «Эта задержка краха Рахманинова никогда не была и, вероятно, никогда не будет удовлетворительно объяснена». [ 52 ] Один из вопросов, который задавали некоторые ученые, заключался в том, имела ли симфония автобиографический элемент, который придавал ее провалу более личное измерение. Согласно многим источникам, оригинальная рукопись, ныне утерянная, содержала посвящение «АЛ» плюс эпиграф к Льва Толстого роману « Анна Каренина »: «Отмщение мое, я отдам». [ 53 ] АЛ была Анна Лодыженская, красивая цыганка, жена его друга Петра Лодыженского. Он также посвятил « Богемский каприз» ей . Неизвестно, было ли отношение к ней Рахманинова просто увлечением или чем-то более серьезным. Не может быть установлена ​​и связь между ними двумя и Анной Карениной , или между библейской цитатой и религиозными песнопениями, составляющими основу тематического материала симфонии. [ 52 ]

Когда наступил крах, Рахманинов остался полностью разбитым. Он начал наброски к другой симфонии, но теперь отказался от них. [ 54 ] и не мог сочинять до 1900 года, когда члены семьи и друзья убедили его обратиться за гипнотической терапией к доктору Николаю Далю . Результатом этих встреч стал Второй фортепианный концерт , премьера которого состоялась в 1901 году. Но в этот период он сосредоточился на дирижировании и исполнении, так что время совершенно не было потеряно. Одна удача пришла к импресарио Савве Мамонтову , который двумя годами ранее основал Московскую частную русскую оперную труппу . Он предложил Рахманинову должность помощника дирижера на сезон 1897–1898 годов, и композитор согласился. Он также выступал в качестве солиста на многих концертах. [ 55 ]

Пренебрежение и исчезновение

[ редактировать ]

При жизни Рахманинова симфония больше не исполнялась. [ 56 ] Хотя иногда говорят, что он разорвал партитуру; на самом деле он этого не сделал, но у него осталось двойственное отношение к этой пьесе. [ 4 ] В апреле 1908 года, через три месяца после успешной премьеры Второй симфонии, он задумался о пересмотре Первой. Он писал своему коллеге по консерватории Никите Морозову, что симфония — одно из трех его ранних произведений, которые он хотел бы видеть в «исправленном, достойном виде». (Двумя другими произведениями были Первый фортепианный концерт и «Богемский каприс» .) [ 57 ] В 1910 году он писал критику Григорию Прокофьеву : «В симфонии много удачных мест в музыкальном отношении, но оркестровка хуже, чем слабая, что и стало причиной ее неудачи в петербургском исполнении». [ 58 ] В 1917 году в письме Борису Асафьеву он писал, что никому его не покажет и позаботится в своем завещании, чтобы никто его не увидел. [ 4 ]

Перед отъездом из России Рахманинов передал ключ от письменного стола в своей московской квартире своей двоюродной сестре Софье Сатиной; в нем была заперта рукописная партитура Первой симфонии. Он показал ей рукопись и попросил присмотреть за ней. [ 59 ] Сатина перевезла стол в свою квартиру, в том же здании. Там она оставалась до тех пор, пока Сатина не эмигрировала из России в 1921 году. В это время рукопись перешла на попечение домохозяйки семьи Марии Шаталиной (урожденной Ивановой). Шаталина умерла в 1925 году. Все остальные рукописи из квартиры Рахманинова были переданы государством в архив Музея Глинки в Москве, включая рукопись двухфортепианной версии симфонии, а также некоторые наброски к сочинению, но рукопись партитуры исчезнувший. Таинственное исчезновение партитуры навело некоторых на мысль, что ее мог присвоить оппортунист. Независимо от точных обстоятельств, оценка рукописи остается утраченной. [ 60 ]

Вторая жизнь

[ редактировать ]

Хотя Рахманинов и хранил партитуру Первой симфонии в своей московской квартире до Октябрьской революции , он не предпринял никаких попыток собрать оркестровые партии, спеша покинуть Петербург в 1897 году. судьба. [ 61 ] Вскоре после смерти композитора, в 1944 году, инструментальные партии симфонии были случайно обнаружены в Беляевском архиве библиотеки Ленинградской консерватории. Используя эти партии и аранжировку для двух фортепиано, группа ученых под руководством выдающегося российского дирижера Александра Гаука реконструировала полную партитуру. Второе исполнение произведения, считавшееся успешным, состоялось в Московской консерватории 17 октября 1945 года под управлением Александра Гаука. [ 5 ]

Американская премьера состоялась 19 марта 1948 года в Филадельфийской музыкальной академии под управлением Филадельфийского оркестра под управлением Юджина Орманди . Для работы потребовалось семь репетиций. Это была часть первого концерта, который транслировался по телевидению в Соединенных Штатах. С посмертным ростом репутации Рахманинова как композитора симфония стала частью стандартного оркестрового репертуара. [ 5 ]

Первое британское исполнение симфонии состоялось 2 января 1964 года с полупрофессиональным симфоническим оркестром «Полифония» под управлением Брайана Фэйрфакса . Это было в то время, когда музыка Рахманинова пользовалась низким уважением в Соединенном Королевстве. [ 62 ]

Первое австралийское выступление состоялось в 1985 году в Концертном зале Перта под Западно-Австралийским симфоническим оркестром управлением Владимира Вербицкого .

[ редактировать ]

Тема из четвертой части симфонии какое-то время использовалась в конце 1960-х годов в качестве заглавной музыки телепрограммы BBC «Панорама» . [ 63 ]

Премьера симфонии и последующий писательский кризис и гипнотерапия Рахманинова стали предметом Дэйва Маллоя 2015 года музыкальных прелюдий ; в партитуре использованы образцы симфонии и других произведений Рахманинова.

Известные записи

[ редактировать ]
  1. ^ Симпсон, Симфония , 2:129-30.
  2. иногда относят к премьере 1897 года, но обстоятельства, вероятно, гораздо сложнее.
  3. ^ Бертенсон и Лейва, 144–145; Норрис, Рахманинов , 97.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Норрис, Рахманинов , 23.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Харрисон, 82.
  6. ^ Харрисон, 33–34.
  7. ^ Харрисон, 36.
  8. ^ Харрисон, 63.
  9. ^ Норрис, Рахманинов , 20.
  10. ^ Харрисон, 67.
  11. ^ Харрисон, 67-68.
  12. ^ Норрис, Рахманинов , 21.
  13. ^ Бертенсон и Лейва, 70.
  14. ^ Перейти обратно: а б Харрисон, 76.
  15. ^ Харрисон, 68 лет.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Тренчфорт, 919.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Симпсон, 129.
  18. ^ Симпсон, 130.
  19. ^ Уокер, 31.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Харрисон, 79.
  21. ^ Браун, Дэвид, изд. Роберт Лейтон, «Россия до революции (1993), 285–286.
  22. ^ Норрис, Рахманинов , 97.
  23. ^ Харрисон, 80.
  24. ^ Харрисон, 80–81.
  25. ^ Норрис, Рахманинов , 99.
  26. ^ Филд, 180–181.
  27. ^ Бертенсон и Лейва, 71.
  28. ^ Шварц, Нью-Гроув (1980) , 7:428.
  29. ^ Перейти обратно: а б Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 299.
  30. ^ Перейти обратно: а б Уокер, 37 лет.
  31. ^ Харрисон, 82 фута 4.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и Харрисон, 77.
  33. ^ Мартин, 97.
  34. Елена Юльевна Крейцер, цитируется по Мартин, 96.
  35. ^ Норрис, Нью-Гроув , 709.
  36. ^ Серофф, 57 лет. Цитируется по Харрисону, 77 лет.
  37. ^ Харрисон, футов 5.
  38. ^ Вулдридж, 266.
  39. ^ Бертенсон и Лейва, 68.
  40. ^ Римский-Корсаков, Моя музыкальная жизнь , 286–287.
  41. ^ Перейти обратно: а б Филд, 173.
  42. ^ Волков, Соломон, Санкт-Петербург: История культуры (Нью-Йорк: Свободная пресса, 1995), 349.
  43. ^ Уилсон, 37.
  44. Письмо Шостаковича Татьяне Гливенко от 26 февраля 1924 г. Цитируется в Fay, 24.
  45. ^ Volkov, St. Petersburg , 350.
  46. ^ Цитируется по Гроновичу, Антони, «Сергей Рахманинов» (Нью-Йорк: EP Dutton, 1946), 67.
  47. ^ Kyui, Ts., "Tretiy russkiy simfonicheskiy kontsert," Novosti i birzhevaya gazeta (17 March 1897(o.s.)), 3.
  48. ^ Перейти обратно: а б Бертенсон и Лейва, 72 фута.
  49. ^ Бертенсон и Лейва, 73.
  50. ^ Бертенсон и Лейва, 73–74.
  51. ^ Риземанн, 102.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Харрисон, 78.
  53. ^ Римлянам 21:19
  54. ^ Норрис, Нью-Гроув , 15:551–552.
  55. ^ Харрисон, 84-85.
  56. ^ Бертенсон и Лейва, 74.
  57. ^ Бертенсон и Лейва, 144–145; Норрис, Рахманинов , 97.
  58. ^ Цитируется Ясиром (1951).
  59. Разговор Сатины с Мартином, цитируется по Мартину, 103.
  60. ^ Мартин, 103.
  61. ^ Харрисон, 81–2.
  62. ^ Харрисон, 83 фута 21.
  63. ^ Обсуждение на YouTube

Источники

[ редактировать ]
  • Бертенсон, Сергей и Джей Лейда, при содействии Софии Сатиной, Сергей Рахманинов - Жизнь в музыке (Вашингтон-сквер, Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 1956)).
  • Фэй, Лорел, Шостакович: Жизнь (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 2000). ISBN   978-0-19-518251-4 .
  • Харрисон, Макс, Рахманинов: жизнь, творчество, записи (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2005). ISBN   978-0-8264-5344-0 .
  • Мэйс, Фрэнсис, тр. Померанс, Арнольд Дж. и Эрика Померанс, История русской музыки: от Камаринской до Бабьего Яра (Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: University of California Press, 2002). ISBN   978-0-520-21815-4 .
  • Мартин, Барри, Рахманинов: композитор, пианист, дирижер (Олдершот, Англия: Scolar Press, 1990). ISBN   978-0-85967-809-4 .
  • Норрис, Грегори, Рахманинов (Нью-Йорк: Schirmer Books, 1993). ISBN   978-0-02-870685-6 .
  • Норрис, Грегори, изд. Стэнли Сэди, Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов. ISBN   978-0-333-23111-1 .
  • Римский-Корсаков, Николай, тр. Дж. А. Иоффе, Моя музыкальная жизнь (Лондон: Faber, 1989) ISBN   978-0-8443-0024-5 .
  • Шварц, Борис, изд. Стэнли Сэди, «Глазунов, Александр Константинович», Словарь музыки и музыкантов New Grove (Лондон: Macmillan, 1980), 20 томов. ISBN   978-0-333-23111-1 .
  • Симпсон, Роберт , изд. Роберт Симпсон, Симфония: Том 2, Малер до наших дней (Нью-Йорк: Drake Publishers, Inc., 1972). ISBN   978-0-87749-245-0 .
  • Стейнберг, Майкл , Концерт (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998). ISBN   978-0-19-510330-4 .
  • Траншфор, Франсуа Рене , Путеводитель по симфонической музыке (Мадрид: Alianza Editorial, 1989). ISBN   978-84-206-5232-0 .
  • Волков, Соломон , тр. Буи, Антонина В. , Сент-Луис. Петербург: История культуры (Нью-Йорк: The Free Press, подразделение Simon & Schuster, Inc., 1995). ISBN   978-0-02-874052-2 .
  • Уокер, Роберт, Рахманинов (Лондон и Нью-Йорк: Omnibus Press, 1980). ISBN   978-0-89524-208-2 .
  • Уилсон, Элизабет, Шостакович: Вспомнинная жизнь, второе издание (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1994, 2006). ISBN   978-0-691-12886-3 .
  • Вулдридж, Дэвид, Мир дирижера (Лондон: Барри и Рэклифф, 1970) ISBN   978-0-214-66733-6 .
  • Ясир, Иосиф , Прогрессивные тенденции в музыке Рахманинова ( Темп (Новая серия), Зима, 1951-2)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1edcb1be02f0b0f6208ebebb5062ccec__1716393360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/ec/1edcb1be02f0b0f6208ebebb5062ccec.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphony No. 1 (Rachmaninoff) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)