Прелюдия ля-бемоль мажор (Рахманинов)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2010 г. ) |
Прелюдия ля-бемоль мажор , соч. 23, № 8 — сочинение Сергея Рахманинова 1903 года . [ 1 ] [ 2 ] Это часть « Десяти прелюдий» Рахманинова, соч. 23 .
Структура
[ редактировать ]Произведение трехчастное, троичное ; однако он предполагает монотематические характеристики. Первое вхождение Раздел A включает такты 1–19, Раздел B — 19–43, Раздел A возвращается из тактов 43–70, а код размещается в тактах 70–78.
Фигура правой руки простирается над нисходящей мелодией из четвертных нот в первых двух тактах, очерчивая аккорд ля-бемоль. Этот мотив повторяется, а затем последовательно варьируется в тактах 5–8. Начиная с тактов 9–18, этот раздел повторяется с помощью переходной модуляции до ми мажор (в такте 15). Несовершенная каденция тоники соединяет временный пробел в такте 18 с частью си ми-бемоль.
Такты 19–20 вводят вариант основного мотива. Теперь в новой тональности басовая мелодия меняется, хроматически спускаясь в восьмую фигуру.
Переходный участок образуется за счет сочетания фрагментов восходящей и нисходящей хроматической гаммы в тактах 31–41. В тактах 30 и 31 содержится тонкий, но ясный мотив (в левой руке), который вновь появляется (немного в иной манере) во 2-й симфонии (1-я часть). Головокружительные модуляции проходят через ми-бемоль – соль – до – фа – ля-бемоль и си-бемоль, а затем переходят в ми-бемоль в тактах 39–41.
Исходное утверждение начинается с такта 42, а затем прогрессирует с тактов 54–62 через фа-си-бемоль – ре-бемоль и фа минор, обеспечивая связь с тактами 61–70, где гармонии становятся расплывчатыми и неразличимыми:
Кода демонстрирует постепенное разрушение движения вперед, и с прогрессией в четверть ноты в последних трех тактах тональность ля-бемоль восстанавливается.
Анализ
[ редактировать ]Некоторые критики этой Прелюдии, такие как Джон Калшоу , [ нужна ссылка ] считают, что неумолимый, витиеватый характер фигур шестнадцатых нот гасит всякую выразительность произведения. Это могло быть справедливо только для пианистов, не владеющих четкой и правильной фразировкой (которой много и хорошо выделено композитором).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Норрис, Джеффри , Рахманинов , Schirmer Books, 1993 (стр. 170).
- ^ Там же.