Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов)

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор , соч . «18» — концерт для фортепиано с оркестром, написанный Сергеем Рахманиновым в период с июня 1900 по апрель 1901 года. Это произведение принесло ему известность как композитора-концерта и является одним из его самых популярных произведений.
После катастрофической премьеры своей Первой симфонии в 1897 году Рахманинов перенес психологический срыв и депрессию, из-за которых в течение трех лет не было возможности сочинять. В 1899 году он должен был исполнить в Лондоне Второй фортепианный концерт, который еще не сочинил, а вместо этого совершил успешный дирижерский дебют. Успех привел к приглашению вернуться в следующем году с его Первым фортепианным концертом ; однако он пообещал появиться снова с более новым и лучшим вариантом. После неудачной встречи со Львом Толстым, призванной снять его писательский кризис , родственники решили познакомить Рахманинова с неврологом Николаем Далем , которого он посещал ежедневно с января по апрель 1900 года. Рахманинов посвятил концерт Далю за успешное лечение, восстановление его здоровья и уверенность в композиции.
С лета по осень 1900 года он работал над второй и третьей частями концерта, причем первая часть вызывала у него трудности. Обе части незаконченного концерта были впервые исполнены с ним в качестве солиста и его двоюродным братом Александром Зилоти под управлением 15 декабря [ OS 2 декабря] 1900 года. Первая часть была закончена в 1901 году, а 9 ноября состоялась поразительно успешная премьера всего произведения. ОС 27 октября] 1901 г., снова с тем же дуэтом. В том же году Гутейль опубликовал концерт.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Сергей Рахманинов работал над своей Первой симфонией с января по сентябрь 1895 года. [1] [2] В 1896 году, после долгого перерыва, музыкальный издатель и меценат Митрофан Беляев согласился включить ее в один из своих русских симфонических концертов в Санкт-Петербурге . подал жалобу на симфонию Однако были и неудачи: его учитель Сергей Танеев после получения ее партитуры, что вызвало поправки со стороны Рахманинова, а Николай Римский-Корсаков выразил недовольство во время репетиции. [3] [4] В конце концов, премьера симфонии должна была состояться в марте 1897 года. [5] До назначенного срока он нервничал, но был оптимистичен из-за своих предыдущих успехов, в том числе завоевания Большой золотой медали Московской консерватории и похвалы Петра Ильича Чайковского . [6] Однако премьера обернулась катастрофой; Рахманинов слушал какофоническое исполнение за кулисами, чтобы не подвергнуться унижению со стороны публики, и в конце концов покинул зал, когда пьеса закончилась. [7] Симфония была жестоко раскритикована критиками. [8] Помимо проблем с пьесой, виной тому было и плохое выступление, возможно, пьяного дирижера Александра Глазунова . [9] [примечание 1] Сезар Кюи писал:

Если бы в аду была консерватория, если бы одному из ее талантливых учеников было поручено написать программную симфонию на тему « Семи казней Египетских » и если бы он сочинил симфонию, подобную симфонии г-на Рахманинова, то он блестяще выполнил бы свою задачу. и радовал обитателей Ада. [примечание 2]
Рахманинов поначалу оставался в стороне от провала своей симфонии, но, поразмыслив, перенес психологический срыв, который остановил его композиционную деятельность на три года. [13] Он стал много пить, чтобы забыть о своих проблемах. [14] Депрессия поглотила его, [15] и хотя он редко сочинял, он все же занимался выступлениями, приняв должность дирижера у русского предпринимателя Саввы Мамонтова в Московской частной русской опере с 1897 по 1898 год. [16] Это давало доход нуждающемуся в деньгах Рахманинову; в конце концов он ушел, поскольку у него не было времени на другие занятия, а также из-за некомпетентности театра, который превратил уроки игры на фортепиано в его основной источник дохода. [17] [18]
В конце 1898 года Рахманинова пригласили выступить в Лондоне в апреле 1899 года, где он должен был сыграть свой Второй фортепианный концерт. Однако он написал в Лондонскую филармонию, что не может закончить второй концерт из-за болезни. [19] [примечание 3] Общество попросило его сыграть свой Первый фортепианный концерт , но он отказался, назвав его студенческим произведением. Вместо этого он предложил дирижировать одним из своих оркестровых произведений, на что общество согласилось, при условии, что он также будет играть на фортепиано. Он сделал успешный дирижерский дебют, исполнив The Rock и сыграв пьесы для фортепиано, такие как его популярная Прелюдия до-диез минор . [21] Секретарь общества Франческо Бергер пригласил его вернуться в следующем году с исполнением Первого концерта. Однако он пообещал вернуться с более новым и лучшим, [22] [23] хотя он не исполнял ее там до 1908 года. [24] Александр Гольденвейзер , пэр той же консерватории, хотел сыграть свой новый концерт на концерте Беляева в Санкт-Петербурге, считая его завершение неизбежным. [17] Рахманинов, задумавший написать ее тремя годами ранее, прислал ему письмо, в котором заявил, что до сих пор ничего не написано. [25]
Оставшуюся часть лета и осень 1899 года непродуктивность Рахманинова усугубляла его депрессию. [26] Друг Сатиных (родственников Рахманинова). [27] ), в попытке снять с депрессивного композитора писательский кризис , предложил ему посетить Льва Толстого . [28] [примечание 4] Однако визит к сварливому автору только усилил его уныние, и он стал настолько самокритичным, что лишился возможности сочинять. [30] Сатины, беспокоясь о его самочувствии, уговорили его посетить Николая Даля , невролога, специализировавшегося на гипнозе , с которым у них был хороший опыт. В отчаянии он согласился без колебаний. [31] С января по апрель 1900 года он посещал его ежедневно бесплатно. Даль восстановил здоровье Рахманинова и его уверенность в сочинении. Будучи музыкантом, Даль вел длительные беседы о музыке с Рахманиновым и повторял формулу триптиха , пока композитор был в полусне: «Вы начнете писать свой концерт... Вы будете работать с большой легкостью... Концерт будет отличного качества». [32] [33] Несмотря на то, что результаты не были очевидны, они все же были успешными. [34]
Состав и премьера
[ редактировать ]
В июне 1900 года, получив приглашение исполнить «Мефистофеля» в «Ла Скала» , Федор Шаляпин пригласил Рахманинова жить к нему в Италию, где тот обращался к нему за советом во время изучения оперы. Во время своего пребывания Рахманинов сочинил любовный дуэт своей оперы «Франческа да Римини» , а также начал работать над второй и третьей частями своего Второго фортепианного концерта. [35] С вновь обретенным энтузиазмом к композиции он возобновил работу над ними после возвращения в Россию. [35] которые до конца лета и осени заканчивались «быстро и легко», хотя первая часть вызвала у него затруднения. [36] [примечание 5] Он сказал своему биографу Оскару фон Риземану, что «материала становилось все больше, и во мне начали зарождаться новые музыкальные идеи - гораздо больше, чем мне было нужно для моего концерта». [примечание 6]
Две законченные части должны были быть исполнены в Московском дворянском зале 15 декабря [ OS 2 декабря] на концерте, устроенном в пользу Дамского благотворительного тюремного комитета. [39] Накануне концерта Рахманинов простудился, что побудило друзей и родственников пичкать его лекарствами, заливая в избытке глинтвейном ; [40] [41] он не хотел признаваться в своем желании отменить выступление. [40] Он был солистом оркестра после восьмилетнего перерыва, а его двоюродный брат Александр Зилоти дебютировал как дирижер. Это было тревожное событие, но концерт имел большой успех. [38] облегчить беспокойство своих близких. [40] Иван Липаев писал: «Давно стены Дворянского зала не раздавались такими восторженными, бурными аплодисментами, как в тот вечер... В этом произведении много поэзии, красоты, тепла, богатой оркестровки , здоровой и жизнерадостной творческой силы. Талант Рахманинова это видно повсюду». [42] немецкая компания Gutheil опубликовала концерт как опус № 18. В следующем году [38] [примечание 7]
Прежде чем продолжить сочинение, Рахманинов получил финансовую помощь от Зилоти, чтобы продержаться на следующие три года, гарантируя ему способность сочинять, не беспокоясь об аренде. [44] К апрелю 1901 года, находясь у Гольденвейзера, он закончил первую часть концерта, а затем представил премьеру всего произведения на концерте Московской филармонии 9 ноября [ OS 27 октября], снова с ним за фортепиано и дирижером Зилоти. [36] [45] Однако за пять дней до премьеры Рахманинов получил письмо от Никиты Морозова (его коллеги по консерватории). [46] ) приставал к нему по поводу структуры концерта после получения партитуры, отмечая, что первая тема кажется вступлением ко второй. В отчаянии, ответил он, написав, что согласен с его мнением и обдумывает первую часть. Тем не менее, это был ошеломляющий успех, и Рахманинов пользовался бурным признанием. [47] [48] Даже Кюи, который ранее раскритиковал свою Первую симфонию, в письме 1903 года выразил восторг по поводу этого произведения. [49] Это произведение принесло Рахманинову известность как композитора-концерта и является одним из его самых популярных произведений. [50] Он посвятил его Далю для лечения. [51]
Последующие выступления
[ редактировать ]Популярность Второго фортепианного концерта быстро росла, а после его последующих исполнений приобрела мировую известность. [52] Ее международный успех начался с выступления в Германии, где Зилоти исполнил ее с Лейпцигским оркестром Гевандхауса под управлением Артура Никиша в январе 1902 года. [44] В марте этот же дуэт с огромным успехом выступил в Санкт-Петербурге; [53] За два дня до этого дуэт Рахманинов-Силоти выступил еще в Москве: первый дирижировал, а второй - солист. [54] В мае того же года состоялось выступление в Куинс-холле в Лондоне, солистом был Василий Сапелльников под управлением Филармонического общества и дирижер Фредерик Коуэн ; Лондон ждал до 1908 года, пока Рахманинов исполнит ее там. [55] «Быстро убедились в его подлинном совершенстве и оригинальности», - написала The Guardian о концерте после выступления. [56] Англия, однако, уже дважды слышала это произведение до лондонской премьеры, с выступлениями Зилоти в Бирмингеме и Манчестере. [57] Рахманинов, воодушевленный успехом, вновь обретшим способность сочинять, а также отсутствием финансовых забот, погасил ссуду у Зилоти в течение одного года после получения последнего взноса . [54]
Женившись на своей двоюродной сестре Наталье Сатиной, новобрачный Рахманинов получил в декабре приглашение сыграть свой концерт с Венским филармоническим оркестром под управлением Василия Сафонова . Хотя помолвка гарантировала ему изрядную плату, он боялся, что принятие помолвки проявит неблагодарность по отношению к Силоти. [58] Однако, обратившись к нему за помощью, Танеев заверил Рахманинова, что Зилоти это не оскорбило. [59] [60] За этим последовали концерты в Вене и Праге следующей весной 1903 года в рамках того же обязательства. [61] В конце 1904 года Рахманинов стал лауреатом премии имени Глинки — денежной премии, учрежденной по завещанию Беляева, — он получил 500 рублей . за свой концерт [62] За свою жизнь Рахманинов солировал этот концерт в общей сложности 143 раза. [63]
Ранний прием
[ редактировать ]После того, как он выполнил свой лондонский концерт в 1908 году в Королевском зале под управлением Сержа Кусевицкого , [64] появилась лестная рецензия «Таймс» : «Непосредственная выразительность произведения, необыкновенная точность и аккуратность игры Рахманинова и даже строгая экономия движений рук и кистей, которые он упражняет, — все это способствовало впечатлению законченности исполнения. " [65]

Его дебют с американским оркестром состоялся 8 ноября 1909 года, когда он исполнил концерт в Филадельфийской музыкальной академии с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Макса Фидлера , включая повторные выступления в Балтиморе и Нью-Йорке . [66] Критики с момента первого исполнения были в основном пренебрежительны, повторяя Филипа Хейла к программные примечания дебюту, в которых говорилось, что «Концерт имеет неодинаковую ценность. Первая часть утомлена и имеет мало выраженного характера. Технически он мог быть написан любым немцем хорошо обученный, знакомый с музыкой Чайковского». [67] [примечание 8] Ричард Олдрич , который был музыкальным критиком The New York Times , роптал по поводу чрезмерного исполнения произведения по сравнению с его ценностью, но похвалил игру Рахманинова, заявив, что с помощью оркестра «он заставил ее звучать более интересно, чем здесь это когда-либо было». [71] Его последний концерт во время американского турне состоялся 27 января 1910 года, когда он исполнил « Остров мертвых» и свой концерт под управлением Модеста Альтшулера со своим Русским симфоническим обществом. [72] который попрощался с тоскующим по дому Рахманиновым, оценив его « Остров мертвых», но отвергнув концерт как «никоим образом не сравнимый с третьим концертом Рахманинова ». [73] [72] За время гастролей Рахманинов сыграл концерт восемь раз. [74] Несмотря на популярность концерта, его критическая оценка часто оставалась плохой. [75]
После Октябрьской революции 1917 года Рахманинов и его семья бежали из России и никогда не вернулись, видя в США убежище для исправления своего финансового положения; они прибыли туда за день до Дня перемирия после временного пребывания в Скандинавии. [76] Реджинальд Де Ковен похвалил исполнение концерта Рахманинова под управлением Уолтера Дамроша , написав, что он редко видел нью-йоркскую публику «более взволнованной, взволнованной и взволнованной». [74] 1927 года В статье Liverpool Post концерт был назван «несколько броским произведением, хотя в нем было много довольно дешевого блеска». [37] Последнее исполнение Рахманиновым Фортепианного концерта № 2 состоялось 18 июня 1942 года, когда Владимир Бакалейников руководил филармонией Лос-Анджелеса в Hollywood Bowl . [77] [78] Рецензируя выступление в Los Angeles Evening Citizen News , Ричард Д. Сондерс высказал мнение, что произведение имеет «песенное качество, пронизано захватывающими мелодиями, оттененными мрачным пафосом и выраженными с изящной утонченностью, свойственной композитору». [79]
Современный прием и наследие
[ редактировать ]Ни один другой концерт Рахманинова не пользовался такой популярностью среди публики и пианистов, как его Второй концерт; [80] музыковед Глен Каррутерс объясняет эту популярность «запоминающимися мелодиями, [которые] появляются в каждой части». [81] Биограф Рахманинова Джеффри Норрис охарактеризовал концерт как «отличающийся своей краткостью и лирическими темами, которые достаточно контрастны, чтобы гарантировать, что они не испорчены ни избытком, ни передержкой». [82] Стивен Хаф в статье в The Guardian утверждает, что эта композиция «его самая популярная, чаще всего исполняемая и, возможно, самая совершенная по структуре. Звучит так, как будто она написала сама себя, поэтому музыка течет естественно». [83] В другой статье Джона Эзарда и Дэвида Уорда этот концерт назван одним из «наиболее часто исполняемых в репертуаре». популярный мейнстримовый композитор последних 70 лет». [84] И в 2023, и в 2024 году это произведение было признано номером один в ежегодном опросе Classic FM «Зал славы». [85] [86] и стабильно входит в тройку лидеров. [87]
Многочисленные фильмы, такие как Уильяма Дитерле ( «Сентябрьское дело» 1950), Чарльза Видора » «Рапсодия (1954) и Билли Уайлдера » «Зуд седьмого года (1955), заимствуют темы из концерта. [88] Дэвида Лина В романтической драме «Короткая встреча» (1945) эта музыка широко используется в саундтреке. [89] и Фрэнка Борзаге в фильме « Я всегда тебя любил » (1946) это широко показано; [90] это еще больше популяризировало эту работу. [83] Стива Пембертона В фильме « Внутри № 9» саундтрек активно использовался в эпизоде «Тихая ночь в» , причем почти весь эпизод лишен речи, а звук почти полностью соответствует саундтреку к концерту. Концерт также послужил источником вдохновения для создания множества песен. [88] [примечание 9] и часто используется в программах фигурного катания . [91]
Инструментарий
[ редактировать ]Концерт написан для фортепиано с оркестром : [92]
- Деревянные духовые :
- Латунь :
- Перкуссия :
- Строки :
- первые скрипки
- 2-е скрипки
- альты
- виолончели
- контрабасы
Структура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2022 г. ) |
Произведение написано в трехчастной концертной форме: [93]
- Умеренный (до минор)
- Адажио продолжительное – Более оживленное – Темп I (до минор → ми мажор)
- Аллегро шутка (ми мажор → до минор → до мажор)
I. Умеренный
[ редактировать ]
Вступительная часть начинается с серии хроматических звонков фортепиано, которые создают напряжение, и в конечном итоге достигают кульминации во вступлении основной темы скрипками, альтами и первым кларнетом. Фортепиано начинает играть очень низкие ноты во время темы, представленной струнными и кларнетом.
В этом первом разделе, пока мелодия произносится оркестром, фортепиано берет на себя роль аккомпанемента, состоящего из быстрых колеблющихся арпеджио между обеими руками, которые способствуют полноте и текстуре звучания раздела. Вскоре тема переходит в чуть более низкий регистр, где ее продолжает партия виолончели, а затем к ней присоединяются скрипки и альты, взлетая до кульминационной ноты до. После постановки длинной первой темы быстрый и виртуозный переход фортепианных фигур « piu mosso » переходит в короткую серию аутентичных каденций, сопровождаемых как крещендо, так и акселерандо; Затем это переходит в нежную, лирическую вторую тему ми ♭ мажор , относительную тональность . Вторую тему сначала излагает соло фортепиано под легкий аккомпанемент верхних духовых инструментов. Переход, следующий за хроматической гаммой, в конечном итоге приводит к окончательному восстановлению второй темы, на этот раз с полным оркестром в динамике фортепиано. экспозиция заканчивается взволнованной заключительной частью с масштабированием арпеджио в гамме E ♭ мажор в обеих руках.
Взволнованное и неустойчивое развитие заимствует мотивы обеих тем, очень часто меняя тональности и передавая мелодию разным инструментам, в то время как медленно формируется новая музыкальная идея. Звук здесь, хотя и ориентирован на определенную тональность, имеет идеи хроматизма. Две последовательности фортепианных фигур приводят к спокойному оркестровому восстановлению первой темы в доминирующей 7-й тональности G. Развитие продолжается мотивами из предыдущих тем, достигая кульминации в разделе B ♭ мажор « più vivo ». Секция триольного арпеджио переходит в секцию акселерандо, сопровождаемую аккордами фортепиано, играющими обеими руками, а струнная секция создает мелодию, напоминающую вторую тему. Кульминация пьесы достигается тем, что фортепиано играет диссонансные аккорды фортиссиссимо ( fff ), а валторны и трубы создают синкопированную мелодию.
В то время как оркестр повторяет первую тему, фортепиано, которое в другой раз играло роль аккомпанемента, теперь играет маршевую тему, наполовину представленную в разработке, внося тем самым значительную корректировку в экспозицию, как и в основную тему. аккомпанементом служат арпеджио на фортепиано. За этим следует фортепианное соло, которое продолжает первую тему и ведет к нисходящему хроматическому пассажу к аккорду pianississimo A ♭ мажор. Затем звучит вторая тема, исполняемая с соло валторны. Вступление фортепиано возвращает тональность до минор, с триольными пассажами, исполняемыми на таинственную тему, которую играет оркестр. Вкратце, пьеса переходит в глиссандо до мажор на фортепиано и остается спокойной до тех пор, пока не перейдет в коду, основанную на первой теме, отмеченной Meno mosso , в которой часть заканчивается фортиссимо до минор с той же аутентичной каденцией, что и те это последовало за первым утверждением первой темы экспозиции.
II. Устойчивое адажио
[ редактировать ]Вторая часть открывается серией медленных аккордов на струнных, которые модулируются от до минора предыдущей части к ми мажору этой части.
В начале раздела A вступает фортепиано, играющее простую арпеджио . Эта вступительная фигура фортепиано была написана в 1891 году как вступление к «Роману из двух пьес для шести рук». Основная тема первоначально представлена флейтой , а затем развивается обширным соло кларнета . Мотив . передается между фортепиано, а затем струнами
Затем звучит секция B. Он переходит в короткую кульминацию, сосредоточенную на фортепиано, которая приводит к каденции для фортепиано.
Оригинальная тема повторяется на фортепиано с различными обращениями аккордов и нижними арпеджио. Оркестр в основном играет очень легато и сладко, однако флейты большую часть финала играют стаккато. После кульминационной фразы с участием фортепиано и струнных, музыка начинает затихать, теряя все больше инструментов и со временем все больше сосредотачиваясь на фортепиано, медленно опускаясь до финиша, где остается только солист в ми мажоре.
III. Весёлая шутка
[ редактировать ]Последняя часть открывается коротким оркестровым вступлением, которое модулируется от ми мажор (тональность предыдущей части) до до минор, прежде чем фортепианное соло приводит к изложению взволнованной первой темы.
После того, как исходный быстрый темп и музыкальная драма заканчиваются, короткий переход от фортепианного соло приводит к гобою и альтам, представляющим вторую лирическую тему си ♭ мажор. Эта тема сохраняет мотив второй темы первой части. Экспозиция завершается тревожной заключительной частью си ♭ мажор.
После этого звучит расширенная и энергичная развивающая часть. В основу разработки легла первая тема экспозиции. В нем сохраняется очень импровизационный характер, поскольку инструменты по очереди играют бурные мотивы.
В репризе первая тема на тутти урезана всего до 8 тактов, потому что она широко использовалась в разделе разработки. После перехода появляется 2-я тема репризы, на этот раз ре ♭ мажор, наполовину выше тоники. Однако после того, как зловещая заключительная часть заканчивается, она перерастает в триумфальную кульминацию до мажор с начала коды. Часть очень триумфально завершается тоникой мажор с тем же четырехнотным ритмом, завершающим Третий концерт ре минор .
Записи
[ редактировать ]Коммерческие записи включают:
- 1929: Сергей Рахманинов с Филадельфийским оркестром под управлением Леопольда Стоковского. [94]
- 1959: Святослав Рихтер с Варшавским филармоническим оркестром под управлением Станислава Вислоцкого. [94]
- 1962: Ван Клиберн с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Фрица Райнера. [95]
- 1965: Эрл Уайлд с Королевским филармоническим оркестром под управлением Яши Хоренштейна [96] [97]
- 1970: Алексис Вайсенберг с Берлинской филармонией под управлением Герберта фон Караяна [98]
- 1971: Владимир Ашкенази с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превена. [94]
- 1988: Евгений Кисин с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева. [99]
- 2005: Лейф Уве Андснес с Берлинской филармонией под управлением Антонио Паппано [100] [101]
- 2011: Юджа Ван с Фестивальным оркестром Вербье под управлением Юрия Темирканова [102]
- 2013: Анна Федорова с Nordwestdeutsche Philharmonie под управлением Мартина Пантелеева. [103]
- 2017: Хатия Буниатишвили с Чешской филармонией под управлением Пааво Ярви [104]
- 2018: Даниил Трифонов с Филадельфийским оркестром под управлением Янника Незе-Сегена [105]
- 2023: Юджа Ван с филармонией Лос-Анджелеса под управлением Густаво Дудамеля. [106]
Транскрипции и производные произведения
[ редактировать ]
В 1901 году Гутейль опубликовал концерт вместе с аранжировкой композитора для двух фортепиано. [107] Австрийский скрипач и композитор Фриц Крейслер в 1940 году записал вторую часть для скрипки и фортепиано под названием «Прегьера» («Молитва»). [108] В 1946 году Перси Грейнджер сделал концертную транскрипцию третьей части для фортепиано соло. [109] [примечание 10] В аранжировке Classical Jazz Quartet 2006 года тематические разделы, полученные из каждой части, используются в качестве основы для джазовой импровизации . [111]
Две песни, записанные Фрэнком Синатрой, имеют корни в концерте: «Я думаю о тебе» из второй темы первой части и « Полная луна и пустые руки » из второй темы третьей части. [83] Баллада Эрика Кармена 1975 года « All by Myself » основана на второй части. [91]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Еще одним важным фактором была глубокая антипатия между композиторами Москвы и Санкт-Петербурга. [10] [11]
- ^ Cited from Cui, César (1897) in "Novosti i birzhevaya gazeta", p. 3. [12]
- ↑ По словам Со-Хама Ким Чунга, болезнь представляла собой «тяжелую психическую депрессию». [20]
- ↑ Макс Харрисон отмечает, что неизвестно, было ли это одно или два визита, поскольку рассказы Рахманинова противоречивы. [29]
- ↑ Барри Мартин формулирует, что Рахманинов, возможно, элементарно написал или продумал первую часть раньше остальных и что, по словам Гольденвейзера, первая часть существовала в нескольких вариантах, и нерешительность Рахманинова выбрать один заставила его исполнить концерт незаконченным. [36] Макс Харрисон утверждает обратное, а именно, что последние две части были написаны первыми. [37]
- ^ Цитируется по Риземанн, Оскар фон (1934). Воспоминания Рахманинова, рассказанные Оскару фон Риземану . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 112. ИСБН 978-0-83695-232-2 . [38]
- ↑ Концерт был опубликован перед его Сюитой № 2 . Несмотря на это, сюита получила опус № 17, изменив порядок. [43]
- ↑ После выступления в Парижской опере в 1907 году [68] возникло аналогичное возражение, когда, несмотря на похвалу парижских зрителей, [69] Французские критики сочли концерт скорее германским, чем русским. [70]
- ^ Примеры см. § Транскрипции и производные произведения.
- ^ Транскрипция занесена в каталог « Концертные транскрипции любимых концертов для фортепиано соло» (CT). [110]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скотт 2007 , стр. 44–45.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 67.
- ^ Скотт 2007 , стр. 46–48.
- ^ Мартин 2017 , стр. 94–96.
- ^ Харрисон 2006 , с. 68.
- ^ Харрисон 2006 , с. 76.
- ^ Норрис 2001 , с. 22.
- ^ Серофф 1950 , с. 61.
- ^ Норрис 2001 , с. 23.
- ^ Харрисон 2006 , с. 77.
- ^ Скотт 2007 , с. 48.
- ^ Мартин 2017 , с. 97.
- ^ Харрисон 2006 , с. 78.
- ^ Скотт 2007 , с. 51.
- ^ Timoshin 2016 .
- ^ Каннингем 2001 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин 2017 , с. 118.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , стр. 80–82.
- ^ Харрисон 2006 , с. 87.
- ^ Чунг 1988 , с. 15.
- ^ Харрисон 2006 , стр. 87–88.
- ^ Мартин 2017 , с. 120.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 87.
- ^ Норрис 2001 , с. 28.
- ^ Скотт 2007 , с. 57.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 88.
- ^ Мартин 2017 , с. 34.
- ^ Серофф 1950 , стр. 71–72.
- ^ Харрисон 2006 , стр. 88–89.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 89.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , стр. 89–90.
- ^ Скотт 2007 , с. 58.
- ^ Серофф 1950 , стр. 74–75.
- ^ Харрисон 2006 , стр. 89–90.
- ^ Перейти обратно: а б Норрис 2001 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б с Мартин 2017 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Харрисон 2006 , с. 93.
- ^ Серофф 1950 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с Бертенссон и Лейда 1956 , с. 94.
- ^ Стейнберг 1998 , с. 358.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , стр. 94–95.
- ^ Мартин 2017 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Скотт 2007 , с. 60.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , стр. 95–96.
- ^ Норрис 2001 , с. 97.
- ^ Норрис 2001 , стр. 31–32, 114.
- ^ Стейнберг 1998 , с. 361.
- ^ Норрис 2001 , с. 32.
- ^ Норрис 2001 , с. 113.
- ^ Серофф 1950 , с. 133.
- ^ Мартин 2017 , стр. 125–126.
- ^ Серофф 1950 , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б Скотт 2007 , с. 61.
- ^ Харрисон 2006 , стр. 94–95.
- ^ Гардиан 1902 .
- ^ Харрисон 2006 , с. 94.
- ^ Норрис 2001 , стр. 34–35.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 100.
- ^ Харрисон 2006 , с. 110.
- ^ Скотт 2007 , с. 62.
- ^ Харрисон 2006 , с. 113.
- ^ Мартин 2017 , с. 395.
- ^ Норрис 2001 , с. 41.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 146.
- ^ Харрисон 2006 , с. 160.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 162.
- ^ Харрисон 2006 , с. 133.
- ^ Серофф 1950 , стр. 118–119.
- ^ Баллок 2022 , с. 40.
- ^ Скотт 2007 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 161.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , стр. 164–165.
- ^ Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 221.
- ^ Харрисон 2006 , с. 98.
- ^ Норрис 2001 , стр. 52–54.
- ^ Харрисон 2006 , с. 344.
- ^ "Дневник выступления Рахманинова - солист концерта" , Скотт Дэви
- ^ Сондерс 1942 .
- ^ Баллок 2022 , с. 225.
- ^ Каррутерс 2006 , с. 45.
- ^ Норрис 2001 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаф 2008 .
- ^ Эзард и Уорд 2004 .
- ^ Классик FM 2023 .
- ^ Классик FM 2024 .
- ^ Хаквейл 2022 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Харрисон 2006 , с. 100.
- ^ Хаквейл 2022 , стр. 48–49.
- ^ Хаквейл, 2022 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Буллок 2022 , с. 226.
- ^ Стейнберг 1998 , с. 356.
- ^ Вудро Кроб, Гэри. «Описательный анализ фортепианных концертов Сергея Васильевича Рахманинова» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2017 года.
- ^ Перейти обратно: а б с Бик, Майкл (28 ноября 2018 г.). «Лучшие записи Фортепианного концерта № 2 Рахманинова» . Immediate Media Company Ltd. Архивировано из оригинала 3 декабря 2020 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Виллелла, Франк (27 февраля 2013 г.). «Вспоминая Вана Клиберна» . Архивы ОГО. Архивировано из оригинала 17 мая 2020 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Барнетт, Роб. «Сергей Рахманинов (1873–1943) Фортепианный концерт № 2» . Причуда. Архивировано из оригинала 17 января 2020 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Дистлер, Джед. «Рахманинов: Фортепианные концерты № 1–4, Рапсодия/Дикая и др.» . АркивМузыка. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Дистлер, Джед. «Чайковский и Рахманинов: Фортепианные концерты/Вайсенберг» . Классика сегодня. Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ «Дискография: Евгений Кисин» . сайт Kissin.org .
- ^ Дистлер, Джед. «Рахманинов: Фортепианные концерты 1 и 2/Андснес» . Классика сегодня. Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Клементс, Эндрю (27 октября 2005 г.). «Рахманинов: Концерты для фортепиано с оркестром №№ 1 и 2, Андснес / Берлинская филармония / Паппано» . Хранитель . Архивировано из оригинала 19 сентября 2015 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ «Ванг, Темирканов – Фортепианный концерт № 2 Рахманинова» . Фестиваль Вербье. Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года . Проверено 4 марта 2021 г.
- ↑ Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром № 2, соч.18 на YouTube , Анна Федорова , полный живой концерт
- ^ «Хатия Буниатишвили – Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром №№ 2 и 3, компакт-диск» . Сони Классик . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Клементс, Эндрю (25 октября 2018 г.). «Трифонов: Направление Рахманинов. Обзор отъезда – бесподобная игра» . Хранитель . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Рахманинов 150: Юджа Ван, Густаво Дудамель и филармония Лос-Анджелеса исполняют произведения для фортепиано с оркестром» . Дойче Граммофон . Немецкий граммофон.
- ^ Бертенссон и Лейда 1956 , с. 410.
- ^ Бьянколли 1998 , с. 351.
- ^ Талл 1981 , с. 234.
- ^ Талл 1981 , с. 229.
- ^ Манхейм 2006 .
Источники
[ редактировать ]Книги и журналы
[ редактировать ]- Бертенссон, Сергей; Лейда, Джей (1956). Сергей Рахманинов – Вся жизнь в музыке . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-253-21421-8 .
- Бьянколли, Эми (1998). Фриц Крейслер: Печаль любви, радость любви . Портленд: Амадеус Пресс. ISBN 978-1-57467-037-0 .
- Буллок, Филип Росс (2022). Рахманинов и его мир . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-82374-4 .
- Каррутерс, Глен (2006). «(Пере)оценка музыки Рахманинова: противоречия и заблуждения». Музыкальные времена . 147 (1896): 44–50. JSTOR 25434403 .
- Каннингем, Роберт Э. (2001). Сергей Рахманинов: Биобиблиография . Санта-Барбара: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-0-313-30907-6 .
- Харрисон, Макс (2006). Рахманинов: Жизнь, творчество, записи . Лондон: Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-826-49312-5 .
- Хаквейл, Дэвид (2022). Фортепиано в кино . Джефферсон: Макфарланд и компания. ISBN 978-1-4766-4388-5 .
- Мартин, Барри (2017). Рахманинов: композитор, пианист, дирижер . Олдершот: Рутледж. ISBN 978-0-859-67809-4 .
- Норрис, Джеффри (2001). Рахманинов . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-198-16488-3 .
- Скотт, Майкл (2007). Рахманинов . Челтнем: Историческая пресса. ISBN 978-0-7524-7242-3 .
- Серов, Виктор Ильич (1950). Рахманинов: Биография . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-836-98034-9 .
- Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: пособие для слушателя . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510330-4 .
- Высокий, Дэвид (1981). «Каталог работ». Форман, Льюис (ред.). Спутник Перси Грейнджера . Лондон: Издательство Темзы. ISBN 978-0-905210-12-4 .
- Тимошин, Натали (2016). «Творчество и психические заболевания: Ричард Коган о Рахманинове» . Психиатрические времена . 33 (9).
Другой
[ редактировать ]- Чанг, Со-Хам Ким (1988). Анализ Концерта № 2 до минор Рахманинова, опус 18: Помощь в исполнении ( дипломная работа DMA ). Университет штата Огайо . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года.
- Эзард, Джон; Уорд, Дэвид (2004). « Концерт 'Rocky 2' возглавил рейтинг классиков» . Хранитель . Проверено 14 апреля 2022 г.
- Хаф, Стивен (2008). «Пятерка лучших» . Хранитель . Проверено 14 апреля 2022 г.
- Манхейм, Джеймс. Квартет классического джаза играет Рахманинова на AllMusic
- Сондерс, Ричард Д. (1942). «Всероссийская программа Thrills Bowl» . Вечерние гражданские новости Лос-Анджелеса . Лос-Анджелес. п. 4 – через Newspapers.com.
- «Зал славы классического FM 2023» . Halloffame.classicfm.com . Проверено 29 июня 2023 г.
- «Зал славы классического FM 2024» . Halloffame.classicfm.com . Проверено 1 апреля 2024 г.
- «Лондонская переписка» . Хранитель . Лондон. 1902. с. 4 – через Newspapers.com.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерсон, WR (1947). Рахманинов и его фортепианные концерты: Краткий очерк композитора и его стиля . Лондон: Hinrichsen Edition Limited. стр. 9–14.
- Кулидж, Ричард (1979). «Архитектурная техника и новаторство в фортепианных концертах Рахманинова». Музыкальное обозрение . 40 (3): 176–216.
- Голден, Роберт (2004). «Новые повороты старых концовок: каденция и апофеоз в романтическом фортепианном концерте». Интеграл . 18/19: 1–23. JSTOR 40214017 .
- Киф, Саймон П. (2005). Кембриджский компаньон к концерту . Кембридж, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83483-4 .
- Норрис, Джереми (1994). Русский фортепианный концерт: XIX век . Том. 1. Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-34112-9 .
- Пигготт, Патрик (1974). Оркестровая музыка Рахманинова . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-95308-3 .
- Рахманинов, Сергей (1960). Концерт, фортепиано, № 2, до минор, соч. 18 . Нью-Йорк: Broude Brothers, Ltd. – через Нью-Йоркский филармонический оркестр (Цифровые архивы Леона Леви). (Партитура содержит пометки Леонарда Бернштейна )
- Редер, Майкл Томас (1994). История концерта . Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 978-0-931340-61-1 .
- Сандерсон, Блэр. Рахманинов: Фортепианный концерт № 2; Гершвин: Рапсодия в стиле блюз на AllMusic
- Сандерсон, Блэр. Рахманинов: Фортепианные концерты №№. 2 и 3 на AllMusic
- Томес, Сьюзен (2021). Фортепиано: история в 100 пьесах . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-26286-5 .
- Уолш, Стивен (1973). «Сергей Рахманинов 1873-1943». Темп (105): 12–21. JSTOR 942978 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт для фортепиано с оркестром № 2 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатные ноты Фортепианного концерта № 2 Рахманинова на сайте Cantorion.org.