Jump to content

Мефистофель

Мефистофель
Опера Арриго Бойто
Эскиз декорации к Прологу на небесах.
Карло Феррарио , 1881 г.
Либреттист Бойто
Язык итальянский
На основе о Фаусте Легенда
Премьера
5 марта 1868 г. ( 05.03.1868 )

Мефистофель ( Итальянское произношение: [mefiˈstɔːfele] ) — опера в прологе и пяти действиях, позже сокращенная до четырёх актов и эпилога , единственная законченная опера на музыку итальянского композитора либреттиста Арриго Бойто (есть несколько законченных опер, для которых он был только либреттист). Премьера оперы состоялась 5 марта 1868 года в миланском театре Ла Скала под управлением композитора, несмотря на отсутствие у него опыта и навыков дирижера.

Однако он не имел успеха, и его сразу же отозвали после всего лишь двух представлений, оба из которых были освистаны публикой. Пересмотры, внесенные в 1875 году, имели успех в Болонье, а с дальнейшими корректировками в 1876 году для Венеции опера была исполнена в других местах.

История состава

[ редактировать ]

Бойто начал рассматривать оперу на тему Фауста после завершения учебы в Миланской консерватории в 1861 году. «Мефистофель» — одно из многих произведений классической музыки, основанных на легенде о Фаусте, и, как и многие другие композиторы, Бойто использовал Гете своей версию в качестве отправная точка. Он был поклонником Рихарда Вагнера и, как и он, решил написать собственное либретто было практически неслыханно в итальянской опере , что до того времени . Большая часть текста на самом деле представляет собой буквальный перевод с немецкого Гете на итальянский Бойто.

Самой популярной ранней оперой, основанной на этой легенде, была « Фауст» Гуно , которую Бойто считал поверхностной и легкомысленной трактовкой глубокой темы. Более того, Бойто презирал то, что он считал низкими оперными стандартами, преобладавшими в Италии в то время, и решил сделать свое новое произведение особенным, как в музыкальном, так и в интеллектуальном плане, отличным от всего, что слышалось раньше. Он надеялся, что это станет тревожным звонком и вдохновением для других молодых итальянских композиторов.

Фортепиано -вокальная партитура была завершена в 1867 году, когда Бойто был в гостях у родственников в Польше.

История производительности и изменения

[ редактировать ]

По мере продвижения премьерного спектакля вечером 5 марта 1868 года враждебность публики, незнакомой с авангардным музыкальным стилем Бойто и не впечатленной многими сценами (особенно сценой при дворе императора), неуклонно возрастала. Кроме того, работа была слишком продолжительной, а актерский состав не соответствовал сложности музыки. Когда занавес наконец опустился далеко за полночь, стало ясно, что премьера провалилась. Всего после двух представлений, второе из которых было разделено на две части и представлено несколько вечеров подряд, оперу сняли.

Бойто немедленно приступил к переработке своей оперы, значительно сократив ее длину примерно на треть, уменьшив масштаб многих сцен. Наиболее важными изменениями были следующие: Бойто удалил всю первую сцену оригинального четвертого акта (сцена при императорском дворе), симфоническое интермеццо «Батталья» и расширил пятый акт как эпилог, добавив к нему дуэт «Лонтано, лонтано». действие 3 в процессе. Фауст превратился из баритона в тенора .

Премьера переработанной версии состоялась в Болонье 4 октября 1875 года, на этот раз в исполнении очень хорошего состава и имела немедленный успех. Считается, что это изменение в восприятии отчасти связано с изменениями Бойто, которые сделали оперу более традиционной по стилю, а также с тем, что итальянская публика познакомилась с событиями в опере, связанными с событиями Рихарда Вагнера, и с большей готовностью их приняла .

Бойто внес дальнейшие незначительные изменения в 1876 году, и эта версия была впервые исполнена в Театре Россини в Венеции 13 мая 1876 года. Первое британское представление состоялось в Театре Ее Величества в Лондоне 6 июля 1880 года, а американская премьера состоялась 16 ноября 1880 года. в Бостоне. [ 1 ] [ 2 ] После этого Бойто продолжал вносить небольшие изменения до окончательной окончательной постановки в Милане 25 мая 1881 года.

20 век и далее

[ редактировать ]

В начале 20 века возрождение оперы было связано, в частности, со знаменитым русским басом Федором Шаляпиным : он исполнял заглавную партию по случаю своего первого выступления за пределами России (Ла Скала, Милан, 16 марта 1901 г.), а также на своем Северном концерте. Американский дебют ( Метрополитен-опера , Нью-Йорк, 20 ноября 1907). [ 2 ] Шаляпин впервые появился в Королевском оперном театре Ковент-Гарден 25 мая 1926 года. Отрывки последующего выступления 31 мая были записаны «Голосом его хозяина». [ 3 ]

В 1969 году Нью-Йоркская опера представила новую постановку Тито Капобьянко , наибольший успех в которой Норман Трейгл добился в главной роли.

Метрополитен-опера время от времени давала это произведение с тех пор, как оно впервые появилось там 5 декабря 1883 года. [ 4 ] [ 5 ] Королевская опера в Лондоне дала только одно исполнение оперы - концертную версию в марте 1998 года в Барбикан-центре с Сэмюэлем Рэми в главной роли. [ 6 ]

В роли Мефистофеля Рэми сделал эту роль знаковой, появившись во многих постановках 1980-х и начала 1990-х годов, в том числе в постановке Оперы Сан-Франциско в ноябре 1994 года. [ 7 ] Опера Сан-Франциско возобновила постановку оперы в 1994 году как первую постановку сезона 2013/14 с Ильдаром Абдразаковым в роли Мефистофеля , Патрисией Расетт в роли Маргариты и Рамоном Варгасом в роли Фауста. [ 8 ]

Опера была исполнена в сезоне 2013/14 в Хорватском национальном театре (HNK Split) под руководством Михала Знанецкого и дирижера Никши Бареза. [ 9 ]

В августе 2014 года опера была исполнена на 13-м оперном фестивале Театро да Пас в Белене , Бразилия, после 50-летнего перерыва в бразильских театрах. Там Мефистофеля сыграл Денис Седов, а Фауста - Фернандо Портари. [ 10 ]

Из-за пандемии COVID-19 в Нидерландской национальной опере спектакль «Мефистофель» в 2020 году не состоялся, как планировалось, поэтому была поставлена ​​альтернативная постановка произведения под названием «Фауст» [рабочее название] . Идея этой постановки была создана режиссером Лисенкой Хейбоер Кастаньон и дирижером Маноем Кампсом, в которой они пригласили композиторов и аранжировщиков откликнуться на оригинальное произведение Бойто. Это включало в себя новую аранжировку знаменитой тюремной арии Бойто «L'altra notte in Fondo Al Mare» из оперы Мефистофеля в аранжировке британского композитора Грейс-Эванджелин Мейсон для молдавского сопрано Ольги Бусуйок , которая была первоначальным актером постановки. [ 11 ]

Роли, типы голоса, премьерный состав
Роль [ 12 ] Первая версия Пересмотренная Болонская версия
Тип голоса В ролях, 5 марта 1868 г. [ 13 ]
Пилот: Арриго Бойто
Тип голоса В ролях, 4 октября 1875 г. [ 14 ]
Пилот: Эмилио Усильо
Мефистофель бас Франсуа-Марсель (Марчелло) Жунка бас Романо Наннетти
Фауст, учёный баритон Джероламо Спаллацци тенор Итало Кампанини
Маргарита, простая девушка сопрано Мелани-Шарлотта Ребу сопрано Эрминия Борги-Мамо
Елена ( Елена Троянская ) сопрано Мелани-Шарлотта Ребу сопрано Эрминия Борги-Мамо
Вагнер, ученик Фауста тенор тенор Карло Казарини
Нерео, греческий старец (без роли) [ 15 ] тенор Карло Казарини
Марта, соседка Маргариты контральто Джузеппина Флори контральто Антониетта Маццукко (Де-Фасси?) [ 16 ]
Панталис, спутник Елены (без роли) [ 17 ] контральто Антониетта Маццукко (Де-Фасси?) [ 16 ]
Астролог бас Луиджи Алессандрини (без роли)
Дополнительные персонажи из первой версии: Вестник; Нищий; Император; Лилит; Париж; Мальчик; Гоблин
Хор (второй вариант): воинство небесное, Хор мистический, херувимы, кающиеся, бродяги, арбалетчики, охотники, студенты, сельские жители, женщины из народа, люди среднего класса, ведьмы, колдуны, греческие хористки, [ 18 ] Сирены, Нереиды, [ 19 ] Греческие корифеи, воины

Краткое содержание

[ редактировать ]

Небесный хор ангелов славит Бога-Творца. Мефистофель презрительно заявляет, что сможет завоевать душу Фауста. Его вызов принимают Силы Добра.

Сцена 1, Пасхальное воскресенье

Ворота и валы Франкфурта-на-Майне, эскиз к 1 действию, 1 сцена (Феррарио)

Престарелый доктор Фауст и его ученик Вагнер наблюдают за празднованием Пасхи на главной площади Франкфурта . Фауст чувствует, что за ними следит таинственный монах, в котором он чувствует что-то злое. Вагнер отвергает чувство беспокойства своего хозяина, и с наступлением темноты они возвращаются в дом Фауста.

Сцена 2, Пакт

Эскиз декорации к 1 акту 2 сцены («Ферарио»)

Фауст в своем кабинете, погруженный в размышления. Его мысли драматически нарушены внезапным появлением зловещего монаха, в котором он теперь узнает проявление Дьявола (Мефистофеля). Фауст не только не напуган, но заинтригован и вступает в дискуссию с Мефистофелем, кульминацией которой является соглашение, по которому он отдаст свою душу дьяволу после своей смерти в обмен на мирское блаженство на оставшуюся часть своей жизни.

Сцена 1. Сад

Сад Марты, акт 2, сцена 1 (Феррарио)

Вернувшись к молодости, Фауст увлекся Маргаретой, бесхитростной деревенской девушкой. Она не может устоять перед его соблазнительными чарами и соглашается накачать мать снотворным и встретиться с ним, чтобы провести ночь страсти. Тем временем Мефистофель развлекается с Мартой, еще одной деревенской девушкой.

Сцена 2, Шабаш ведьм

Шабаш ведьм ( Вильгельм Гаузе , исполнение в Венской придворной опере , 18 марта 1882 года)

Мефистофель унес Фауста, чтобы он стал свидетелем шабаша ведьм на горе Брокен . Они достигают вершины и слышат звуки приближающихся ведьм снизу. Они приближаются, и Мефистофель, объявляя себя королем, призывает их склониться перед ним. Дьявол восседает на своем троне и заявляет о своем презрении к Миру и всем его никчемным обитателям. Когда оргия достигает своего апогея, Фауст видит Маргариту, очевидно, закованную в цепи и с перерезанным горлом. Мефистофель уверяет его, что видение было ложной иллюзией. Пиршества продолжаются.

Видение Фауста оказалось правдой. Маргарета лежит в мрачной камере, ее разум находится в смятении и отчаянии. Она была заключена в тюрьму и приговорена к смертной казни за отравление своей матери снотворным, предоставленным Фаустом, и за то, что она утопила ребенка, которого она ему родила. Фауст умоляет Мефистофеля помочь им сбежать вместе. Они входят в камеру, и Маргарета сначала не узнает своих спасителей. Ее радость от воссоединения с Фаустом превращается в ужас, когда она видит Мефистофеля и узнает, что он Дьявол. Отказываясь поддаваться дальнейшему злу, Маргарета умоляет божественное прощение. Она падает на пол камеры, когда Небесный хор провозглашает ее искупление.

Эскиз декорации к 4 акту (Феррарио)

Мефистофель теперь перенес Фауста назад во времени, в Древнюю Грецию . Елена Троянская и ее последователи наслаждаются роскошной и экзотической природой на берегу великолепной реки. Фауст, одетый еще более роскошно, чем когда-либо, легко способен покорить сердце прекрасной принцессы. В страстном излиянии они заявляют о своей бессмертной любви и преданности друг другу.

Вернувшись в свой кабинет, Фауст, снова ставший стариком, размышляет о том, что ни в мире реальности, ни в мире иллюзий он не смог найти совершенный опыт, которого он жаждал. Он чувствует, что конец его жизни близок, но, отчаявшись в окончательной победе, Мефистофель призывает его отправиться в более экзотические приключения. На мгновение Фауст колеблется, но внезапно схватив Библию, взывает к Богу о прощении. Мефистофелю помешали; он исчезает на заднем плане, когда Фауст умирает, и Небесный хор снова поет о окончательном искуплении.

Год В ролях: Мефистофель,
Фауст,
Маргарита
Дирижер
Оперный театр и оркестр
Этикетка [ 20 ]
1931 Наззарено Де Анжелис
Антонио Меландри [ оно ] ,
Мафальда Фаверо
Лоренцо Молахоли
Оркестр и хор театра Ла Скала , Милан.
Исторический Наксос (первоначально итальянская Колумбия)
Кот: 8.110273-74 [ 21 ]
1952 Джулио Нери ,
Джанни Поджи ,
Розетта Ноли [ оно ]
Франко Капуана
Оркестр и хор театра Ла Скала, Милан.
Компакт-диск: Кантус Классика
Кот: 500 330
1954 Джулио Нери ,
Ферруччо Тальявини ,
Марселла Поббе
Анджело Квеста [ ca ]
Хор Регио Турина, Туринский симфонический оркестр RAI
Компакт-диск: Уорнер Фонит
Кот: 0927 40350-2
1956 Борис Христов ,
Джачинто Пранделли ,
Ориетта Москуччи
Витторио Ги
Оркестр и хор Римского оперного театра
Компакт-диск: Классика EMI
Кот: 65655
1958 Чезаре Сьепи ,
Марио Дель Монако ,
Рената Тебальди
Туллио Серафин
Оркестр и хор Академии Санта-Чечилия, Рим.
Компакт-диск: Декка
Кот: 000289 440 0542 4 [ 22 ]
1973 Норман Трейгл ,
Пласидо Доминго ,
Монтсеррат Кабалье
Юлиус Рудель
Хор Амброзианской оперы и Лондонский симфонический оркестр
Компакт-диск: Классика EMI
Кот: 07243 566501 2 1 [ 23 ]
1982 Николай Гяуров ,
Лучано Паваротти ,
Мирелла Френи
Оливьеро Де Фабритис
Хор Лондонской оперы и Национальный филармонический оркестр
Компакт-диск: Декка
Кот: 000289 475 6666 3 [ 24 ]
1985 Никола Гюселев ,
Калуди Калудов,
Стефка Евстатьева
Иван Маринов
Хор и оркестр Софийской национальной оперы
Компакт-диск: Каприччио
Кот: C51186
1988 Сэмюэл Рэйми ,
Пласидо Доминго ,
Ева Мартон
Джузеппе Патане
Венгерский государственный оркестр и Венгерский оперный хор
Компакт-диск: Сони
Кот: B0000026QH [ 25 ]
1996 Сэмюэл Рэйми ,
Винченцо Ла Скола ,
Мишель Крайдер
Риккардо Мути
Оркестр и хор Ла Скала
Компакт-диск: Красная печать RCA
Кот: 8985334942
2004 Марк С. Досс ,
Альберто Купидо,
Анналиса Распальози
Паоло Кариньяни
Оркестр и хор Франкфуртской оперы
Компакт-диск: HR Музыка
Кот: B000HT1WQ0 [ 26 ]
2008 Ферруччо Фурланетто ,
Джузеппе Филианотти ,
Димитра Теодоссиу [ это ]
Стефано Ранцани
Оркестр и хор, Театр Массимо , Палермо
DVD: Динамический (лейбл)
Кот: 33581
2014 Ильдар Абдразаков ,
Рамон Варгас ,
Патрисия Расетт
Никола Луисотти
Оперы Сан-Франциско Оркестр и хор
2 DVD: ЕвроАртс
Кот: 2059678 [ 27 ]
[ редактировать ]

«Бэтмен: Начало » изображает оперу, исполняемую на сцене, используя отрывок из «Rampiamo, Rampiamo, che il tempo ci gabba» (Хор чернокнижников и ведьм из акта 2, сцена 2) из ​​записи EMI 1973 года (см. «Записи» выше). Во время сцены артисты, одетые в монстров, похожих на летучих мышей, пугают юного Брюса Уэйна , который просится уйти. [ нужна ссылка ]

Авангардный клип режиссера Евгения Тимохина на ремикс на куплет «E'mia madre addormentata» из арии Маргареты в третьем действии был удостоен Гран-при Евровидео 2006. [ 28 ]

Примечания

  1. ^ Сэди, Стэнли (1997), с. 415
  2. ^ Jump up to: а б Эшбрук 1998 , стр. 303–305.
  3. ^ Боровский 1988 , с. [ нужна страница ] .
  4. ^ «Ассоциация Метрополитен Опера» . archives.metoperafamily.org .
  5. ^ Салазар, Дэвид (9 ноября 2018 г.). Рецензия на «Метрополитен-опера 2018–19: Мефистофель » . www.operawire.com . Проверено 9 ноября 2018 г.
  6. ^ Онлайн-база данных Королевского оперного театра
  7. ^ База данных выступлений Оперы Сан-Франциско на archive.sfopera.com
  8. ^ Информация об опере с сайта Оперы Сан-Франциско.
  9. ^ Информация о производстве. Архивировано 1 октября 2015 г. в Wayback Machine (на хорватском языке).
  10. ^ Объявление новостей от G1 (на португальском языке)
  11. ^ Голландская национальная опера
  12. ^ Согласно оригинальным либретто.
  13. ^ Казалья, Герардо (2005). « Мефистофель , 5 марта 1868 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
  14. ^ Казалья, Герардо (2005). « Мефистофель , 4 октября 1875 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
  15. Касалья ошибочно утверждает, что роль Нерео также исполнялась на премьере 1868 года, приписывая ее необъявленному тенору.
  16. ^ Jump up to: а б Источники обычно называют контральто Антониетту Маццукко создателем ролей Марты и Панталиса, тогда как в оригинальном либретто указано имя «Синьоры Де-Фасси», о которой дополнительная информация отсутствует.
  17. Касалья ошибочно утверждает, что роль Панталиса также была сыграна на премьере 1868 года, приписывая ее Джузеппине Флори.
  18. Бойто пишет «Коретиди» по мотивам Гете.
  19. Бойто пишет «Дориди» по мотивам Гете.
  20. ^ Источник информации о записях Мефистофеля на Operadis-opera-discography.org.uk.
  21. ^ «Бойто – Мефистофель » . Наксос Рекордс . Проверено 4 сентября 2010 г.
  22. ^ «Бойто – Мефистофель » . Компания Decca Record, Лондон . Проверено 4 сентября 2010 г.
  23. ^ «Бойто – Мефистофель » . Классика ЭМИ . Проверено 4 сентября 2010 г.
  24. ^ «Бойто – Мефистофель » . Компания Decca Record, Лондон . Проверено 4 сентября 2010 г.
  25. ^ «Бойто – Мефистофель » . Сони Классик. 1991 год . Проверено 30 января 2012 г.
  26. ^ «Бойто: Мефистофель » . HR Музыка . Проверено 12 октября 2011 г.
  27. ^ «Бойто: Мефистофель » . ЕвроАртс Мьюзик Интернэшнл . Проверено 3 августа 2018 г.
  28. ^ Матошко, Александра (14 июня 2006 г.). «Украина выиграла Гран-при Евровидео» . Киев Почта . Проверено 14 июня 2006 г.

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be8e103253195fb9a7746351b24828ea__1721993760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/ea/be8e103253195fb9a7746351b24828ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mefistofele - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)