Арриго Бойто

Арриго Бойто (англ. Английский: [arˈriːɡo ˈbɔito] ; урожденный Энрико Джузеппе Джованни Бойто ; [1] 24 февраля 1842 — 10 июня 1918) — итальянский либреттист , композитор, поэт и критик, единственной законченной оперой которого был «Мефистофель» . Среди опер, для которых он написал либретти, - Джузеппе Верди две монументальные последние оперы «Отелло» и «Фальстаф», а также Амилькаре Понкьелли «Джоконда» .
Наряду с Эмилио Прагой и его братом Камилло Бойто он считается одним из ярких представителей художественного движения Скапильятура (итальянская богема). Он писал эссе под анаграмматическим псевдонимом Тобиа Горрио. [2]
Биография
[ редактировать ]

Бойто родился в Падуе . Он был сыном Сильвестро Бойто , художника-миниатюриста, не имевшего благородного происхождения, но выдававшего себя за дворянина, и его жены, польской графини Юзефины Радолиньской. Его старший брат Камилло Бойто был итальянским архитектором и инженером, а также известным искусствоведом, историком искусства и писателем.
Бойто изучал музыку в Миланской консерватории у Альберто Маццукато до 1861 года, где он был современником Альберта Визетти и Аминторе Галли . В 1866 году вместе с Галли, Франко Фаччо и Эмилио Прага [3] Бойто сражался под командованием Джузеппе Гарибальди в Семинедельной войне , в которой Королевство Италия и Пруссия воевали против Австрии , после чего Венеция была передана Италии .
Между 1887 и 1894 годами у него был роман со знаменитой актрисой Элеонорой Дузе . Их отношения осуществлялись крайне тайно, предположительно из-за множества аристократических друзей и знакомых Бойто. Несмотря на это, их обширная переписка на протяжении многих лет сохранилась. Эти двое оставались в хороших отношениях до его смерти.
Ближе к концу своей музыкальной карьеры Бойто сменил Джованни Боттезини на посту директора Пармской консерватории после смерти последнего в 1889 году и занимал этот пост до 1897 года. он получил почетную степень доктора музыки Кембриджского университета В 1893 году , а затем после смерти в Милане он был похоронен там, в Монументальном кладбище . Он был атеистом. [4]
В 1948 году в его честь в Ла Скала был дан мемориальный концерт. Оркестром дирижировал Артуро Тосканини . Записанный в очень примитивном звучании концерт издан на компакт-диске .
Карьера в музыке
[ редактировать ]Бойто написал очень мало музыки, но завершил (а позже уничтожил) оперу «Эро и Леандро» и оставил незавершенной еще одну оперу «Нерон» , над которой он время от времени работал между 1877 и 1915 годами. За исключением ее последнего акта, для которого Бойто оставил лишь несколько набросков, «Нероне» был закончен после его смерти Артуро Тосканини и Винченцо Томмазини , а премьера состоялась в Ла Скала в 1924 году. Он также оставил в рукописи Симфонию ля минор. [5]
Мефистофель
Его единственная завершенная опера «Мефистофель» , основанная на Гете » «Фаусте , была впервые исполнена 5 марта 1868 года в Ла Скала театре миланском . Премьера, которую он дирижировал сам, была плохо принята, спровоцировав беспорядки и дуэли из-за предполагаемого « вагнеризма », и после двух представлений она была закрыта полицией. Верди прокомментировал: «Он стремится к оригинальности, но добивается успеха только в том, чтобы быть странным». [ нужна ссылка ] Бойто снял оперу с дальнейших представлений, чтобы переработать ее, и вторая премьера состоялась в Болонье 10 апреля 1875 года, более успешная. Эта переработанная и радикально сокращенная версия также изменила Фауста с баритона на тенора. «Мефистофель» - единственное его произведение, исполняемое сегодня регулярно, и Энрико Карузо включил две его теноровые арии в свою первую запись. [6] Пролог оперы, действие которой происходит на небесах, — любимый концертный отрывок.
Буклеты
Литературные способности Бойто никогда не ослабевали. Помимо написания либретто для своих опер, он написал их для более крупных опер двух других композиторов. Как «Тобия Горрио» ( анаграмма его имени) он написал либретто для оперы Амилькаре Понкьелли « Джоконда» .
Сотрудничество с Верди
Вскоре после того, как он сотрудничал с Верди над Inno delle nazioni («Гимн народов», Лондон, 1862), Бойто оскорбил его, высказав тост за своего давнего друга, композитора (а позже дирижера) Франко Фаччо . Сближение было осуществлено музыкальным издателем Джулио Рикорди , чьей долгосрочной целью было убедить Верди написать еще одну оперу. Верди согласился, что Бойто должен пересмотреть либретто оригинального Симона Бокканегры 1857 года . Музыковед Роджер Паркер предполагает, что это было основано на желании «проверить возможность» работы с Бойто, прежде чем, возможно, приступить к более крупному проекту. Премьера переработанной «Бокканегра» с большим успехом состоялась в 1881 году. Благодаря этому их взаимная дружба и уважение расцвели, и этот более крупный проект стал «Отелло» . [7] Хотя цель Верди написать музыку к опере по мотивам шекспировского « Короля Лира » так и не была реализована (несмотря на существование либретто), Бойто предоставил тонкие и резонансные либретто не только для «Отелло» (по пьесе Шекспира «Отелло »), но и для «Фальстафа» ( который был основан на двух других пьесах Шекспира: « Виндзорские веселые жены» и отрывках из «Генриха IV» ). После многих лет тесного общения, когда Верди умер в 1901 году, Бойто находился у его постели.
Буклеты Boito
[ редактировать ]Указаны годы премьер. Бойто также предоставил текст кантаты Верди «Inno delle Nazioni» , которая впервые была представлена 24 мая 1862 года в Театре Ее Величества в Лондоне.
- Гамлет ( Франко Фаччо ; 1865)
- Мефистофель (1868, своя музыка; 1875, своя музыка)
- Закат ( Гаэтано Коронаро ; 1873)
- Коса ( Альфредо Каталани ; 1875)
- Мона Лиза ( Амилькаре Понкьелли ; 1876)
- Семира (Л. Сан-Джермано; никогда не идеальна)
- Герой и Леандро ( Джованни Боттезини ; 1879 – Луиджи Манчинелли ; 1897)
- Симон Бокканегра (Джузеппе Верди; 1881 г. [переработанная версия оригинала 1857 г.])
- Основания и бочки ( Риккардо Пик-Мангиагалли ; 1927)
- Отелло (Верди; 1887)
- Фальстаф (Верди; 1893)
- Нероне (Бойто, незаконченный, без акта V; 1924)
Записи
[ редактировать ]Существуют записи двух опер:
Изображения в СМИ
[ редактировать ]- Пьеса «После Аиды» — музыкальная пьеса Джулиана Митчелла 1985 года — изображает борьбу Джулио Рикорди и Франко Фаччо за то, чтобы заставить вышедшего на пенсию Верди сотрудничать с молодым Бойто в проекте, в результате которого появился «Отелло» .
- В ноябре 2001 года Скажи Джулио, что шоколад готов радиоспектакль Мюррея Дама « » был поставлен и транслировался по радио Новой Зеландии. Спектакль основан на письмах переписки Верди-Бойто и исследует возникновение и постановку оперы Верди и Бойто « Отелло» . Спектакль и трансляция включали те части оперы, которые появлялись в переписке (например, «Кредо» Яго ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Арриго Бойто в Британской энциклопедии
- ^ Эшбрук 1998, в Сэди, с. 528
- ^ Ди Чезаре, Мария Кармела (1998). «Галлы, Аминтор». Dizionario Biografico degli Italiani [ Биографический словарь итальянцев ] (на итальянском языке). Том 51 . Проверено 5 января 2024 г.
- ^ Бузинелли, с. 51
- ^ Бойто, Арриго. Пшеслица, Агнешка (ред.). «Публикация Симфонии минор Бойто» . Боккаччини и Спада . Проверено 11 ноября 2008 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ [ автор отсутствует ] , The Independent Review , 4 августа 2003 г., с. 15.
- ^ Паркер, с. 382
- ^ Jump up to: а б «КЛБОНЕРО.ХТМ» .
Источники
- Эшбрук, Уильям (1998), «Бойто, Арриго», в Стэнли Сэди , (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Один, стр. 527–529. Лондон: Macmillan Publishers, Inc., 1998 г. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- «Арриго Энрико Бойто» , Opera Glass Индекс композитора , (Стэнфордский университет) на сайте Opera.stanford.edu. Проверено 17 января 2014 г.
- Бадден, Джулиан (1984), Оперы Верди, Том 2: От «Трубадура» до «Силы судьбы» . Лондон: Касселл. ISBN 978-0-19-520068-3 (твердый переплет) ISBN 978-0-19-520450-6 (мягкая обложка).
- Бадден, Джулиан (1984), Оперы Верди, Том 3: От Дона Карлоса до Фальстафа . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-30740-8
- Бусинелли, Мариэлла; Джампьеро Тинтори (1986), Арриго Бойто, музыкант и леттерер , новые издания
- Д'Анджело, Эмануэле (2007), «Арриго Бойто», в Энциклопедии итальянских литературных исследований под редакцией Гаэтаны Марроне. Нью-Йорк: Рутледж. Том 1, стр. 271–274.
- Д'Анджело, Эмануэле (2010), музыкальный драматург Арриго Бойто: Идеи, видения, форма и сражения , Венеция, Марсилио.
- Де Ван, Жиль (пер. Джильда Робертс) (1998), Театр Верди: создание драмы через музыку . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-14369-4 (в твердом переплете), ISBN 0-226-14370-8
- Кимбалл, Дэвид (2001), Холден, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
- Маедер, Константино Реальное было болью, а идеалом был сон. Арриго Бойто и пределы искусства , Чезати: Флоренция, 2002.
- Паркер, Роджер (1998), « Саймон Бокканегра» , в Стэнли Сэди , (ред.), Оперный словарь New Grove , Vol. Четыре. Лондон: Издательство Macmillan. ISBN 0-333-73432-7 ISBN 1-56159-228-5
- Виагранде, Риккардо (2008), Арриго Бойто «Падший херувим», поэт и музыкант , Палермо, L'Epos.
- Виагранде, Риккардо (2013), Верди и Бойто. «К искусству будущего». История дружбы и творческого сотрудничества , Монца, Casa Musicale Eco.
- Уокер, Фрэнк (1982), «Бойто и Верди» в книге «Человек Верди» , Нью-Йорк: Кнопф, 1962, Чикаго: University of Chicago Press. ISBN 0-226-87132-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Арриго Бойто в Project Gutenberg
- Работы Арриго Бойто или о нем в Internet Archive
- Статья Арриго Бойто в The Illustrated Sporting & Dramatic News от 17 июля 1880 г.
- 1842 рождения
- 1918 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Итальянские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Итальянские композиторы XX века
- Итальянские музыканты-мужчины 20-го века
- Академический состав Пармской консерватории
- Похороны на Монументальном кладбище Милана
- Джузеппе Верди
- Итальянские композиторы-мужчины-классики
- Итальянские писатели-мужчины
- Музыканты из Падуи
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские оперные либреттисты
- Итальянцы польского происхождения
- Итальянские композиторы-романтики
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Выпускники Миланской консерватории
- Писатели из Падуи
- Люди австро-прусской войны
- Движение Скапильятура