Мона Лиза (опера)
Мона Лиза | |
---|---|
Опера Амилькаре Понкьелли | |
![]() Обложка оригинального либретто 1876 года. | |
Либреттист | Арриго Бойто |
Язык | итальянский |
На основе | Анджело, тиран Падуи Виктор Гюго |
Премьера | 8 апреля 1876 г. Театр Ла Скала , Милан |
«Джоконда» — опера в четырех действиях Амилькаре Понкьелли на итальянское либретто Арриго Бойто (в роли Тобии Горрио) по «Анджело, тиран Падуанский» пьесе 1835 года в прозе Виктора Гюго (тот же источник, который Гаэтано Росси использовал для его либретто к Меркаданте опере Il ordini в 1837 году).
Впервые исполненная в 1876 году, «Джоконда» имела большой успех для Понкьелли, а также стала самой успешной новой итальянской оперой между «Аидой » Верди (1871) и «Отелло» (1887). Это также известный образец итальянского жанра Гранде-оперы , эквивалента французской Гранд-Оперы .
Понкьелли трижды пересматривал работу; четвертая и последняя версия была впервые исполнена в 1879 году в Генуе, а затем достигла Милана в 1880 году, где закрепилась за ней репутация окончательной версии. Существует несколько полных записей оперы, и она регулярно исполняется, особенно в Италии. Это одна из немногих опер, в которой основная роль принадлежит каждому из шести основных типов голоса. [1] В состав оперы также входит знаменитый балет «Танец часов» , часто исполняемый отдельно или в пародии.
Состав и история выступлений
[ редактировать ]«Джоконда» является частью стандартного оперного репертуара Италии и регулярно ставится в оперных театрах этой страны. [2] Учитывая большое количество персонала и тщательно продуманные декорации, которые требуются для оперы, эта работа является одной из самых дорогих в производстве опер, и в результате оперу чаще ставят в оперных театрах с большими бюджетами, таких как театр Ла Скала в Милане и Метрополитен -опера в Нью-Йорке. [2] Из-за расходов на постановку оперы ее реже ставят за пределами Италии, но она по-прежнему является частью западного канона оперной литературы на международной арене. [2]
Первоначальные постановки и доработки в Италии
[ редактировать ]
«Джоконда» была заказана в 1874 году Джулио Рикорди из музыкальной издательской фирмы Casa Ricordi . [2] Рикорди выбрал Арриго Бойто для написания либретто оперы; хотя он использовал анаграмму своего имени «Тобия Горрио». [2] Бойто смоделировал свою конструкцию по образцу великой оперы французского драматурга Эжена Скриба ; использование исторической основы с широким спектром персонажей, которые могли бы обеспечить визуальное зрелище на сцене и возможности для контраста. В традиции французской большой оперы произведение содержит центральный балет и массовые хоровые сцены. [2]
Впервые «Джоконда» была исполнена в миланском театре «Ла Скала» 8 апреля 1876 года с итальянским сопрано Маддаленой Мариани Маси в главной роли и испанским тенором Хулианом Гаярре в роли Энцо. [2] Произведение было положительно встречено на премьере ведущим миланским музыкальным критиком Филиппо Филиппи из журнала La perseveranza , заявившим, что, кроме Джузеппе Верди , только Понкьелли мог создать оперу такого значения среди тогдашних живых композиторов Италии. [2] Жена Понкьелли, сопрано Терезина Брамбилла , также исполнила партию Джоконды в более поздних постановках оперы в Ла Скала в 1876 году и стала знаменитой исполнительницей этой роли. [3]
После премьеры Понкьелли продолжал несколько раз модифицировать произведение для последующих постановок. Для первой постановки оперы в Венеции в Театре Россини 18 октября 1876 года были внесены многочисленные изменения; включая добавление «Фурланы» в Акт 1; новая кабалетта («O Grido di quest' anima») для дуэта Энцо и Варнабы; прегиера ; для Лауры во втором акте и новая ария для Альвисе в третьем акте, которая позже была исключена в последующих постановках, но тексты которой были частично перепрофилированы в более поздних версиях «Кредо» Яго. [2] Опера была снова изменена для ее первой постановки в Риме в Театре Аполлон 23 января 1877 года. [2] Для этой постановки Понкьелли написал новый финал первого акта, который заменил репризу «Фурланы», а морское сражение в конце второго акта заменил дуэтом Энцо и Джоконды. [2]
Премьера четвертой и последней версии оперы состоялась в Генуе 27 ноября 1879 года без особой помпы. [2] Однако позже эта версия получила признание критиков и статус окончательной версии оперы, когда она была поставлена в Ла Скала в Милане в следующем году, 28 марта 1880 года. [2] Для этой версии Понкьелли пересочинил арию Альвизе «Si! Morir ella de!» И заменил оригинальную стретту в финале третьего акта оркестровым исполнением основной темы предыдущего концерта пеццо . Эта конструкция была новой в то время и позже повлияла на других оперных композиторов, таких как ученик Понкьелли Джакомо Пуччини . [2]
Международные выступления в Европе и Южной Америке.
[ редактировать ]После премьеры произведения в 1876 году Ла Скала исполняла «Джоконду» за свою историю несколько раз ; в первую очередь возрождение, поставленное Николой Александровичем Бенуа с актерским составом в главных ролях Марией Каллас и Джузеппе ди Стефано в 1950-х годах. [4] Каллас ранее бралась за роль Джоконды; исполнила партию для своего профессионального оперного дебюта на Арена ди Верона 2 августа 1947 года. [5] Постановка Бенуа оставалась в репертуаре Ла Скала до 1997 года; хотя и с разными исполнителями. [4] Ла Скала также была ответственна за первую полную запись оперы, сделанную в 1931 году с Джанниной Аранджи-Ломбарди в главной роли. [1] В 2022 году в Ла Скала состоялась премьера новой постановки оперы режиссера Давиде Ливермора с актерским составом во главе с сопрано Сайоа Эрнандес и Ириной Чуриловой , которые поочередно исполняли главные партии. [4]
Британская премьера «Джоконды» состоялась в Королевском оперном театре Ковент -Гарден 31 мая 1883 года с американским сопрано Марией Дюран (р. 1846) в главной роли. [6] [7] Испанская премьера оперы состоялась в Барселоне в 1886 году. За ней последовали представления в 1887 году в Брюсселе, Вене и Варшаве.
Знаменитый тенор Энрико Карузо добился первого крупного успеха у критиков в своей карьере в роли Энцо, когда он исполнил эту партию в Театре Массимо в Палермо в 1897 году. [8]
Итальянское сопрано Тина Поли Рандаччо была признанной исполнительницей партии Джоконды в первой половине 20 века на международной арене. Впервые она исполнила эту роль в Европе в Театре Массимо Витторио Эмануэле в Палермо в 1907 году; после того, как он уже спел «Джоконду» во время турне по Южной Америке в 1904–1905 годах в Муниципальном театре (Сан-Паулу) и Муниципальном театре (Рио-де-Жанейро) . Затем она играла эту роль в нескольких других театрах, включая Ла Фениче (1908), Реалистический театр (1910), Королевский театр Пармы (1911), Театр Карло Феличе (1911), Театр Костанци в Риме (1915). ), Муниципальный театр Сантьяго (1915), Театр Колон в Буэнос-Айресе (1915), Театр Сан-Карло в Неаполе (1915), Театр Даль Верме в Милане (1917), Большой театр Гаваны на Кубе. (1918), Городской театр Болоньи (1919), Городской театр Модены (1927), Лирико театр в Милане (1929) и Театр Политеама Гарибальди в Палермо (1931) и другие. Также она исполнила партию Джоконды для радиопередач оперы с оркестрами Рима и Турина в 1931 году.
В 1909 году опера была поставлена в Театре оперы в Риме с прекрасным актерским составом в составе Анджело Мазини Пьералли, Джаннины Русс, Луизы Гарибальди и Титты Руффо.
В 2017 году опера впервые была поставлена в Чехии в Национальном театре Брно , Театре Яначека с Чиллой Боросс в главной роли. [9] В 2022 году Джозеф Каллеха сыграл Энцо, а Аманда Эшалаз сыграла Джоконду в опере Грейндж-Парк . [10]
Выступления в США
[ редактировать ]Американская премьера оперы состоялась в Метрополитен-опера («Мет») во время первого сезона этой оперной труппы 20 декабря 1883 года со шведским сопрано Кристиной Нильссон в главной роли, итальянским тенором Роберто Стагно в роли Энцо, французским сопрано Эмми Фурш- Мади в роли Лауры и итальянское контральто София Скальки в роли Ла Сиеки. [11] Тот же состав был задействован для дальнейших постановок оперы в Чикаго и Сент-Луисе в 1884 году. [12] Следующая постановка оперы в Нью-Йорке состоялась десять лет спустя в Большом оперном театре в 1893 году с американским сопрано Сельмой Кронольд в главной партии. [13] Опера была поставлена на Бродвее в Американском театре оперной труппой Касл-сквер в 1899 году с Ивонн де Тревиль в главной роли. [14] Сопрано Лилиан Нордика исполнила заглавную партию в Оскара Хаммерштейна I Манхэттенской оперной труппе в 1907 году. [15]
Метрополитен поставил оперу во второй раз через двадцать один год после ее первой постановки в 1904 году: Нильссон повторил главную роль, Энрико Карузо в роли Энцо, Артуро Винья дирижировал, а французский баритон Эжен Дюфриш выступил как режиссером постановки, так и в качестве режиссера. второстепенная роль певца. [16] Эта постановка оставалась в ежегодном репертуаре Метрополитена в течение сезона 1914–1915 годов, в котором Карузо все еще исполнял роль Энцо, но с Эмми Дестинн в главной роли. [17] Метрополитен вернулся в оперу в третий раз в 1924 году с новой постановкой, в которой использовалась хореография Розины Галли , декорации миланского дизайнера Антонио Ровескалли и постановка режиссера Дезире Дефрера . В премьерный состав новой постановки вошли Флоренс Истон в роли Джоконды и Бениамино Джильи в роли Энцо. [18] Однако Роза Понсель . позже, в 1924 году, роль Джоконды взяла на себя [19] Эта постановка оставалась частью регулярного репертуара Метрополитена до 1940 года с меняющимся составом исполнителей. [20] После пятилетнего отсутствия в Метрополитене постановка «Джоконды» Дефрера была снова показана в 1945 году, на этот раз со Стеллой Роман в главной роли и Ричардом Такером, впервые появившимся в Метрополитене в роли Энцо. [20] Живое выступление 1946 года в Метрополитен-опера с Зинкой Милановой в роли Джоконды, Рисэ Стивенс в роли Лауры, Такером в роли Энцо и Маргарет Харшоу в роли Ла Сьеки было записано для радиопередачи и позже выпущено на диске. [1]
Постановка оперы Дефрера продолжала исполняться в Метрополитене с некоторой частотой, пока в 1966 году она не была заменена новой постановкой, поставленной Маргарет Вальманн с декорациями и костюмами Бени Монтрезор . [21] В 1967 году Метрополитен взял эту постановку в турне по США с Ренатой Тебальди в главной роли, Франко Корелли в роли Энцо, Розалиндой Элиас в роли Лауры и Фаусто Клевой в роли дирижера. [22] Спектакль Вальмана и Монтрезора оставался в репертуаре Метрополитена в течение 17 лет и в последний раз был представлен труппой в сезоне 1982–1983 годов с Пласидо Доминго в роли Энцо и Евой Мартон в главной роли. [23] После 1983 года «Джоконда» реже ставилась на сцене Метрополитена с исполнением произведения, состоящего из постановки 1990 года с Геной Димитровой ; [24] постановка 2006 года с Вайолет Урмана ; [25] и совсем недавно постановка 2008 года с Деборой Фойгт в роли главной героини соответственно. [26] Кроме того, Оперный оркестр Нью-Йорка несколько раз представлял концертные версии оперы; в том числе концерт 1986 года с Геной Димитровой в роли Джоконды; [27] и концерт 2004 года с Априле Милло в главной роли и Марчелло Джордани в роли Энцо. [28]
За пределами Нью-Йорка «Джоконда» была исполнена на торжественном открытии Бостонского оперного театра 8 ноября 1909 года с Лилиан Нордика в главной роли, Флоренсио Константино в роли Энцо и Луизой Гомер в роли Ла Сиеки. [29] Опера Сан-Франциско (SFO) впервые поставила спектакль в 1947 году, Стелла Роман и Регина Резник . в главных ролях поочередно выступали [30] Впоследствии SFO поставил оперу в 1967 году с Лейлой Генсер в роли Джоконды и Грейс Бамбри в роли Лауры. [31] а в 1979 году SFO поставил оперу в третий раз со звездным составом, включая Ренату Скотто в роли Джоконды и Лучано Паваротти в роли Энцо; постановка, снятая для национального телевидения на канале PBS и транслировавшаяся по всему миру с помощью спутниковых технологий в то время, когда это было редкостью. [32] Впоследствии SFO поставил «Джоконду» в 1983 году с Монсеррат Кабалье ; [33] и в 1988 году с Евой Мартон . [34]
В 1913 году Чикагская труппа Гранд-опера поставила спектакль с Каролиной Уайт в главной роли. [35] Эмми Дестинн исполнила заглавную партию в «Джоконде» на открытии оперного сезона 1915 года в Чикагской аудитории . [36] Чикагская гражданская опера открыла свой сезон 1924–1925 годов постановкой «Джоконды» в главной роли с Розой Раисой в роли певицы баллад под управлением Джорджо Полакко . [37] Лирическая опера Чикаго поставила «Джоконду» впервые в 1957 году с Эйлин Фаррелл в главной роли. Последующие выступления в Чикаго включали постановку 1966 года с Еленой Сулиотис ; постановка 1986 года с Геной Димитровой; и постановка 1998 года с Джейн Иглен . В 1974 году опера была поставлена в Государственной опере Нью-Джерси с Грейс Бамбри в главной роли, а выступления были даны в Симфоническом зале Ньюарка и Военном мемориале Трентона . [38]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 8 апреля 1876 г. [39] (Дирижер: Франко Фаччо ) |
Четвертая версия, 27 ноября 1879 г., Политеама Дженовезе (дирижер: Джалдино Джалдини) |
---|---|---|---|
Джоконда, певица | сопрано | Маддалена Мариани Маси | Маддалена Мариани Маси |
Лаура Адорно, генуэзская дама | меццо-сопрано | Мариетта Бьянколини Родригес | Флора Мариани Де Анжелис |
Слепая женщина, мать Джоконды. | контральто | Эуфемия Барлани Дини | Джудитта Челега |
Энцо Гримальдо, генуэзский принц, переодетый далматинским моряком. | тенор | Джулиан Гаярре | Франческо Маркони |
Барнаба, шпион инквизиции | баритон | Готтардо Альдигьери | Густаво Мориами |
Альвизе Бадоэро, один из лидеров инквизиции, муж Лауры | бас | Ормондо Майни | Эдуард Де Решке |
Зуане, лодочник, участвующий в регате. | бас | Джованни Баттиста Корнаго | Джакомо Ориго |
Исепо, писец | тенор | Амедео Грацци | Эмануэле Даль'Альо |
певец | бас | Джованни Баттиста Корнаго | Джакомо Ориго |
Пилот | бас | Джованни Баттиста Корнаго | Джованни Баттиста Панари |
Хор: Рабочие, сенаторы, священники, дворяне, матросы, дети. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Название оперы переводится как «Счастливая женщина» , но на английском языке обычно звучит как «Певец баллад» . Однако, поскольку это не может передать иронию, присущую оригиналу, обычно используется итальянский язык. Каждое действие «Джоконды» имеет название.
- Место: Венеция
- Время: 17 век.
История вращается вокруг женщины, Джоконды, которая так любит свою мать, что, когда Лаура, ее соперница в любви к сердцу Энцо, спасает жизнь ее матери, Джоконда отказывается от своей романтической любви, чтобы отплатить ей. Злодей Барнаба пытается соблазнить Джоконду, но она предпочитает смерть.
Акт 1 Львиная пасть
[ редактировать ]Внутренний двор Дворца Дожей
Во время карнавала перед Великим постом, пока все остальные заняты регатой, Барнаба, государственный шпион, с вожделением наблюдает за Джокондой, которая ведет свою слепую мать Ла Сьеку через площадь. Когда его любовные ухаживания решительно отвергаются, он мстит, объявляя старуху ведьмой, чьи злые силы повлияли на исход гонки на гондолах. Только вмешательство молодого морского капитана удерживает разъяренную толпу на расстоянии.
Спокойствие восстанавливается с приближением Альвизе Бадоэро, члена венецианской инквизиции, и его жены Лауры. Лаура передает Ла Сьеку под свою личную защиту, и в благодарность старуха дарит ей свое самое ценное сокровище - четки. Остроглазый Барнаба замечает скрытное поведение Лоры и капитана дальнего плавания, указывающее на тайную связь. Вспоминая, что Лаура была помолвлена с ныне изгнанным дворянином Энцо Гримальдо до ее принудительного брака с Альвизе, Барнаба понимает, что морской капитан - это замаскированный Энцо.
Барнаба противостоит Энцо, который признает, что его цель возвращения в Венецию — забрать Лауру и начать новую жизнь в другом месте. Барнаба знает, что Джоконда тоже увлечена Энцо, и видит возможность улучшить свои шансы с ней, помогая Энцо в его плане побега.
Когда Энцо уходит, Барнаба диктует письмо, которое нужно отправить Альвизе, раскрывая неверность его жены и план побега влюбленных. Он не знает, что его подслушала Джоконда. Акт заканчивается тем, что Барнаба бросает письмо в Львиную пасть, где размещена вся секретная информация для инквизиции, в то время как Джоконда оплакивает предполагаемое предательство Энцо, и толпа возвращается к празднованию.
Акт 2 Розарий
[ редактировать ]Палуба корабля Энцо

Энцо ждет, пока Барнаба отвезет Лауру из города на свой корабль. Их радостное воссоединение омрачено страхами Лоры, поскольку она не доверяет Барнабе. Постепенно Энцо удается ее успокоить, и он оставляет ее на палубе, пока идет готовиться к их отъезду.
Ла Джоконда преследовала Лауру с намерением отомстить ее сопернице. Альвизе и его вооруженные люди также преследуются по горячим следам, но когда Джоконда собирается нанести удар Лауре, она видит четки ее матери, висящие у нее на шее, и, понимая, что это Лаура спасла ее мать, мгновенно меняет свое мнение. Она торопит Лору в свою лодку, чтобы она могла уйти от преследователей.
Энцо возвращается на палубу и обнаруживает, что Лаура сбежала, оставив Джоконду с триумфом. Более того, люди Алвизе быстро приближаются. Энцо поджигает корабль, чтобы не позволить ему попасть в руки врагов, прежде чем нырнуть в лагуну.
Акт 3 Ка' д'Оро (Золотой дом)
[ редактировать ]дворец Альвизе
Лаура была схвачена, и ее мстительный муж настаивает, чтобы она умерла, отравив себя (фактически совершив самоубийство и обрекая себя на ад). Джоконда снова последовала за ней и нашла путь во дворец, на этот раз с намерением спасти свою соперницу. Найдя Лауру одну, Джоконда заменяет пузырек с ядом мощным снадобьем, создающим видимость смерти. Вторая сцена начинается с того, что Альвизе приветствует во дворце своих товарищей из знати; Барнаба и Энцо среди присутствующих. Обеспечивается роскошная развлекательная программа, и представление заканчивается знаменитым балетом « Танец часов» . Настроение веселья разрушается, когда начинает звонить похоронный колокол, и обнаруживается тело Лоры, ожидающее похорон. Обезумевший Энцо сбрасывает маскировку, и его тут же схватывают люди Альвизе.
Акт 4 Канал Орфано
[ редактировать ]Руины на острове Джудекка
В обмен на освобождение Энцо из тюрьмы Джоконда согласилась отдаться Барнабе. Когда приводят Энцо, он сначала приходит в ярость, когда Джоконда сообщает, что ей вынесли тело Лауры из могилы. Он собирается нанести ей удар, когда раздается голос Лауры и становится ясна роль Джоконды в воссоединении влюбленных. Энцо и Лаура сбегают, оставляя Джоконду вместе с Барнабой противостоять ожидающим ее ужасам. Вдалеке слышны голоса гондольеров, сообщающие, что по городу плывут трупы. Когда Джоконда пытается уйти, ее ловит Барнаба. Затем она делает вид, что приветствует его прибытие, но под прикрытием украшения себя хватает кинжал и закалывает себя. В гневе Барнаба пытается совершить последнее злодеяние, крича на безжизненное тело: «Вчера вечером твоя мать обидела меня. Я утопил ее!»
Знаменитые арии и отрывки
[ редактировать ]- «Голос женщины или ангела» (La Cieca)
- «Памятник» (Варнава)
- "Cielo e mar" (Энцо)
- «Звезда Маринара» (Лаура)
- «И анафема!... Я люблю ее, как созданное великолепие» (дуэт Джоконды с Лаурой)
- «Да! Morir ella de!» (Алвисе)
- О моя мать на роковом острове (Джоконда)
- Танец часов
- «Самоубийство!» (Мона Лиза)
- «Теперь я могу умереть... Я хочу сделать себя счастливее» (финальный дуэт Джоконды с Варнабой)
Танец часов
[ редактировать ]Балет « Танец часов » (итал. Danza delle ore ) из III действия оперы стал международным хитом концертного репертуара после того, как был исполнен на Парижской выставке 1878 года . [2] Отрывки из оперы часто включаются в оркестровые и балетные концерты по всему миру. [2] Считающийся одним из самых популярных балетов в истории, балет был использован в Уолта Диснея анимационном фильме 1940 года «Фантазия» . Отрезок состоит из всего балета, но в комическом исполнении животных. Танцоры утра представлены мадам Упановой и ее страусами . Дневные танцоры представлены Гиацинтой Бегемотом и ее -бегемотами слугами . (В этом разделе пьеса расширена за счет модифицированного и переоркестрированного повторения «утренней» музыки.) Танцоры вечера представлены Элефанчиной и ее надувающих мыльные пузыри слонов, труппой . Танцоров ночи представляют Бен Али Гатор и отряд аллигаторов его . Все танцоры в большом зале радуются грандиозному финалу, который настолько экстравагантен, что в конце рушится весь дворец.
Еще одна известная пародия на «Танец часов» — Аллана Шермана песня « Hello Muddah, Hello Fadduh », описывающая несчастные времена в летнем лагере. В качестве мелодии используется основная тема балета. Песня Шермана позже упоминалась в телевизионной рекламе 1985 года. [40]
Отрывки из балета также были использованы Спайком Джонсом и его «Городскими пижонами» в своей песне, пародирующей Индианаполис 500 . [ нужна ссылка ]
Записи
[ редактировать ]Аудио
[ редактировать ]- 1931: Джаннина Аранджи-Ломбарди , Алессандро Гранда , Гаэтано Вивиани , Эбе Стигьяни , Коррадо Замбелли - Хор и оркестр театра Ла Скала, Лоренцо Молахоли - (Колумбия, Наксос)
- 1952: Мария Каллас , Джанни Поджи , Паоло Сильвери , Федора Барбьери , Джулио Нери - Хор и оркестр RAI Турина, Антонино Вотто - (Четра, Наксос)
- 1957: Зинка Миланов , Джузеппе Ди Стефано , Леонард Уоррен , Розалинда Элиас , Плинио Клабасси , Белен Ампаран - Хор и оркестр Академии Санта-Чечилия, Фернандо Превитали - (RCA Victor, позже Decca/London)
- 1957: Анита Черкетти , Марио Дель Монако , Этторе Бастианини , Джульетта Симионато , Чезаре Сьепи - Хор и оркестр Музыкального оркестра Фиорентино, Джанандреа Гаваццени - (Декка)
- 1959: Мария Каллас , Пьер Миранда Ферраро , Пьеро Каппуччилли , Фьоренца Коссотто , Иво Винко - Хор и оркестр театра Ла Скала, Антонино Вотто - (EMI)
- 1964: Мэри Кертис-Верна , Франко Корелли , Чезаре Барделли, Миньон Данн , Бональдо Джайотти . - Хор и оркестр Филадельфийской лирической оперы, Энтони Гуаданго - (Общество Бельканто)
- 1967: Рената Тебальди , Карло Бергонци , Роберт Меррилл , Мэрилин Хорн , Никола Гюселев - Хор и оркестр Академии Санта-Чечилия, Ламберто Гарделли - (Декка)
- 1980: Монтсеррат Кабалье , Лучано Паваротти , Шерил Милнс , Агнес Бальца , Николай Гьяуров – Хор Лондонской оперы, Национальный филармонический оркестр, Бруно Бартолетти – (Декка)
- 1986: Ива Мартон , Джорджио Ламберти , Сэмюэл Рэми , Ливия Будай-Батки , Анн Джеванг , Шерил Милнс - Хор Хунгаротонской оперы, Венгерский государственный оркестр Джузеппе Патане - (Венгаротон)
- 2001: Урмана - Müncher ) Виолета Rundfunkorchester - (EMI
- 2005: Андреа Грубер , Марко Берти , Альберто Мастромарино , Карло Коломбара , Ильдико Комлоси , Элизабетта Фиорилло - Оркестр, хор и балет Арены ди Вероны, Донато Ренцетти - Динамичный
Источник: [41]
Фильм или видео
[ редактировать ]- 1979: Кирк Браунинг снял телевизионный фильм с Ренатой Скотто («Джоконда»), за который Скотто получил премию «Эмми», Лучано Паваротти (Энцо Гримальдо), Стефанией Точиской (Лаура Адорно), Маргаритой Лиловой («Ла Сиека»), Норманом Миттельманном («Барнаба»), и Ферруччо Фурланетто (Альвизе Бадоэро).
- 1986: Уго Кач снял телевизионный фильм с Евой Мартон («Джоконда»), Пласидо Доминго (Энцо Гримальдо), Людмилой Семчук (Лаура Адорно), Куртом Ридлом (Альвизе Бадоэро), Маргаритой Лиловой («Сьека») и Маттео Манугерра («Барнаба»).
- 1988: Телевизионный фильм, снятый в Барселоне в Лисеу , с Грейс Бамбри (Джоконда), Фиоренцей Коссотто (Лаура Адорно), Виорикой Кортес (Ла Сиека), Эрманно Мауро (Энцо Гримальдо), Иво Винко (Альвизе Бадоэро), Маттео Манугерра ( Варнава).
- 2005: Живая видеозапись, сделанная на Арене ди Верона : Донато Ренцетти (дирижер) – Пьер Луиджи Пицци (режиссер-постановщик)
В ролях: Андреа Грубер, Марко Берти, Карло Коломбара , Альберто Мастромарино, Ильдико Комлоси , Элизабетта Фиорилло – Dynamic DVD Cat.33500
Источник: [41]
Адаптации в других СМИ
[ редактировать ]- «Джоконда» (американское название: «Сражающийся принц» ): режиссер Джачинто Солито, Альба Арнова («Джоконда»), Паоло Карлини (Энцо Гримальди), Вирджиния Лой (Лаура Адорно), Питер Трент (Альвизе Бадоэро), Витторио Васер (Барнаба), Джино Скотти (Якопо) и Джузеппе Кампора, Аттилио Доттесио, Ина Ла Яна и Вира Силенти (Италия, 1953, ч/б).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Роланд Крэм (1993). «Джоконда» . В Поле Грубере (ред.). Путеводитель Метрополитен-опера по записанной опере . WW Нортон и компания . стр. 374–380. ISBN 978-0-393-03444-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Джулиан Бадден (2001). «Джоконда, Ла». Гроув Музыка онлайн . Оксфордская музыка онлайн. Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O004514 . ISBN 9781561592630 .
- ^ Элизабет Форбс (2008). «Брамбилла-Понкьелли, Тереза [Терезина]». В Лауре Уильямс Мэйси (ред.). Книга Рощи оперных певцов . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-533765-5 .
- ^ Jump up to: а б с Ребекка Шмид (8 июня 2022 г.). «Опера, путешествующая во времени» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Джордж А. Курветарис (2001). «Каллас, Мария (урожденная Мария Калогеропулу)» . У Эллиотта Роберта Баркана (ред.). Добиться успеха в Америке: справочник по выдающимся этническим американцам . АВС-Клио . п. 56. ИСБН 9781576070987 .
- ^ Курт Ганзл (29 сентября 2017 г.). Викторианские вокалисты . Тейлор и Фрэнсис . п. 217. ИСБН 9781351593663 .
- ^ Пол Родмелл (2016). «Опера в Лондоне 1876–1896» . Опера на Британских островах, 1875–1918 гг . Тейлор и Фрэнсис . п. 41. ИСБН 9781317085454 .
- ^ Джорджио Баньоли (1993). «Энрико Карузо». Энциклопедия оперы Ла Скала . Саймон и Шустер . п. 70. ИСБН 9780671870423 .
- ^ «Чешская премьера и поездка в Гонконг. Оперу Яначека ждет насыщенный месяц» . EuroZpravy.cz . 30 января 2017 г.
- ^ Майк Харди (15 июня 2022 г.). «Обзор оперы Grange Park 2022: Джоконда» . Оперный провод .
- ^ «РАЗВЛЕЧЕНИЯ; 'ДЖОКОНДА' » . Нью-Йорк Таймс . 21 декабря 1883 г. с. 4.
- ^ «ОПЕРА В ЧИКАГО. ПАТТИ И НИЛЬСОН ПОЮТ В НЕСКОЛЬКИХ ЯРДАХ ДРУГ ДРУГА» . Нью-Йорк Таймс . 29 января 1884 г. с. 1.
- ^ «ДЖОКОНДА» ПОНКЬЕЛЛИ; Большая публика слушает сильное произведение в Большом оперном театре» . Нью-Йорк Таймс . 2 июня 1893 г. с. 5.
- ^ «ДРАМАТИЧЕСКИЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ; Миссис Фиск в роли «Фру-Фру» и новая пьеса в казино. «ЛА ДЖОКОНДА» НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Последний из циклов Вагнера — Различные изменения Билла — «Повороты» в мюзик-холле. " . The New York Times . 21 марта 1899. стр. 7.
- ^ «ГАЛА-ОТКРЫТИЕ ОПЕРНОГО СЕЗОНА; Манхэттен заполнился до дверей, чтобы услышать Нордику в «Джоконде». » . Нью-Йорк Таймс . 5 ноября 1907 г. с. 1.
- ^ « ДЖОКОНДА» ВОЗРОЖДАЕТСЯ В МЕТРОПОЛИТЕНЕ; Шедевр Понкьелли снова исполняется спустя двадцать один год» . Нью-Йорк Таймс . 29 ноября 1904 г. с. 6.
- ^ « «Джоконда» в опере; Карузо, г-жи Дестинн и Обер в приятном представлении» . Нью-Йорк Таймс . 26 ноября 1914 г. с. 13.
- ^ ХОО (11 ноября 1924 г.). « 'Джоконда' возрождена в Метрополитене». Музыкальный курьер .
- ^ «НОВАЯ РОЛЬ РОЗЫ ПОНСЕЛЬ; вызывает бурные аплодисменты в «Джоконде» на утреннике в детском саду» . Нью-Йорк Таймс . 20 декабря 1924 г. с. 18.
- ^ Jump up to: а б «ДЖОКОНДА» ВОЗРОЖДАЕТСЯ В МЕТРОПОЛИТАНЕ; последний раз услышанная в сезоне 1939–40 годов, опера Понкьелли представляет здесь Такера. Ах, Пескатор «Принимает роль мисс Роман» . The New York Times . 26 января 1945. стр. 17.
- ^ Гарольд К. Шонберг (23 сентября 1966 г.). «Опера: грандиозная встреча с «Джокондой»; постановка красочного, длинного и роскошного популярного балетного эпизода, которому мешает платье» . Нью-Йорк Таймс . п. 42.
- ^ Рене Сегерс (2008). «Италия приветствует блудного сына». Франко Корелли . Хэл Леонард . стр. 350–355. ISBN 9781617746840 .
- ^ Бернард Холланд (27 сентября 1982 г.). «ОПЕРА: ПАТАН ВЕДЕТ «ДЖОКОНДУ» » . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Донал Хенахан (17 января 1990 г.). «Обзор / Опера; Популярные восторги из «Джоконды» с высоким децибелом » . Нью-Йорк Таймс . п. С14.
- ^ Бернард Холланд (28 сентября 2006 г.). «Сорванная любовь и хаос в зашкаливающей Венеции» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Стив Смит (25 сентября 2008 г.). «Соперники в любви и партнеры по злым замыслам приносят беспорядки в Венецию» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Донал Хенахан (7 мая 1986 г.). «ОПЕРА: ДЖОКОНДА » . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Энн Миджетт (23 апреля 2004 г.). «Концертная опера с моментами пародии» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ История оперного театра . Архивировано 7 августа 2008 года в Wayback Machine.
- ^ Артур Дж. Блумфилд (1961). Опера Сан-Франциско, 1923–1961 гг . Эпплтон-Сентьюри-Крофтс. п. 237.
- ^ Артур Блумфилд (1972). 50 лет Опере Сан-Франциско . Книжная компания Сан-Франциско. п. 250.
- ^ Дэйв Декстер-младший (28 апреля 1979 г.). «PBS для глобальной спутниковой воздушной оперы» . Рекламный щит . п. 30.
- ^ «Монсеррат Кабалье исполняет заглавную партию в опере Понкьелли «Джоконда». Журнал «Калифорния» : 37. Август 1983 г.
- ^ Мартин Бернхаймер (22 ноября 1988 г.). «ОБЗОР ОПЕРЫ: «Джоконда»: музыкальная нездоровая пища в Сан-Франциско» Los Angeles Times .
- ^ «Чикаго; Оперы и составы недели открытия» . Музыкальный курьер . 26 ноября 1913 г. с. 23.
- ^ Луи Джей Герсон, изд. (4 декабря 1915 г.). «Большая опера в других городах: мастерский успех Кампанини в Чикагской опере» . Новости оперы .
- ^ «Полакко дирижирует на премьере Чикагской гражданской оперы» . Музыкальный дайджест . 7 (4): 1. 11 ноября 1924 г.
- ^ Джон Роквелл (12 февраля 1974 г.). «Опера: 'Джоконда' » . п. 41.
- ^ Понкьелли, Амилькаре; Бойто, Арриго (1910). Мона Лиза . Дж. Рикорди и Ко.
- ^ Рекламный ролик Downy 1985 на YouTube
- ^ Jump up to: а б Записи «Джоконды» на Operadis-opera-discography.org.uk.
Источники
[ редактировать ]- Полное либретто «Джоконды» на сайте impresario.ch, 2005 г. (на английском языке), дата обращения 10 июля 2011 г.
- Ласселлс, Джордж и Энтони Питти (редакторы), Новая оперная книга Коббе , Лондон: Ebury Press, 1997. ISBN 0-09-181410-3
- Холден, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
- Сэди, Стэнли (ред.), Книга опер Нью-Гроув , Лондон: Macmillan Publishers Ltd, 1996. ISBN 0-333-65107-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Самоубийство!» на YouTube , выступление Ренаты Тебальди
- «Джоконда» : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Профиль Ла Джоконды на OldAndSold.com , архивировано 7 июня 2012 г.