Jump to content

Гранд Опера

(Перенаправлено из Гранд Опера )

Дега (1871): «Балет монахинь» из оперы Мейербера «Роберт-дьявол» (1831); одна из самых ранних сенсаций большой оперы

Гранд-опера — жанр оперы XIX века , обычно состоящей из четырёх или пяти действий, характеризующийся крупными составами и оркестрами . Оригинальные постановки состояли из эффектного дизайна и сценических эффектов, сюжеты которых обычно основывались на драматических исторических событиях или вокруг них. Этот термин особенно применяется (иногда специально используется в его эквиваленте на французском языке grand opéra , произносится [ɡʁɑ̃t‿ɔpeʁa] ) в некоторых постановках Парижской оперы с конца 1820-х годов примерно до 1860 года; [ 1 ] Слово «большая опера» иногда использовалось для обозначения самой Парижской оперы.

Термин «большая опера» также используется в более широком смысле в отношении современных или более поздних произведений аналогичных монументальных размеров из Франции, Германии, Италии и других стран. [ 2 ]

Его также можно использовать в разговорной речи в неточном смысле для обозначения «серьезной оперы без устного диалога». [ 3 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Париж на рубеже XIX века привлек многих композиторов, как французских, так и иностранных, особенно оперных. Несколько итальянцев, работавших в этот период, в том числе Луиджи Керубини , продемонстрировали, что использование речитатива подходит для написанных сильных драм. Другие, такие как Гаспаре Спонтини , писали произведения, прославляющие Наполеона . Эти оперы были написаны в достаточно большом для императора масштабе. Другими факторами, которые привели к парижскому превосходству в оперных зрелищах, были способность большой Парижской оперы ставить масштабные произведения и нанимать ведущих художников, дизайнеров и технических специалистов, давние традиции французского балета и сценическое искусство. Например, первым театральным спектаклем, освещенным газом, был «Аладин или Мервейская лампа» в Опере в 1823 году. были дизайнеры-новаторы Дюпоншель , Цицери и Дагер В штате театра также .

Эскиз декорации Франческо Баньяры к первому акту «Крестоносец в Египте» . романа Мейербера

Несколько опер Гаспаре Спонтини , Луиджи Керубини и Джоаккино Россини можно рассматривать как предшественников французской большой оперы. » Спонтини К ним относятся «Весталка (1807 г.) и «Фернан Кортес» (1809 г., переработка 1817 г.), «Абенсеражи» » Россини Керубини (1813 г.), а также «Осада Коринта (1827 г.) и «Моиза и фараон» (1828 г.). Все они имеют некоторые характеристики размера и зрелищности, которые обычно ассоциируются с французской большой оперой. Другим важным предшественником был «Крочато в Египте» , Мейербера который со временем стал признанным королем жанра большой оперы. В «Il crociato» , который был поставлен Россини в Париже в 1825 году после успеха в Венеции , Флоренции и Лондоне. Мейерберу удалось объединить итальянский стиль пения с оркестровым стилем, полученным на основе его немецкого образования, представив гораздо более широкий спектр музыкальных театральных эффектов, чем традиционная итальянская опера. Более того, «Il crociato» с его экзотической исторической обстановкой, сценическими оркестрами, эффектными костюмами и темами столкновения культур продемонстрировал многие черты, на которых будет основана популярность большой оперы.

То, что стало основными чертами «большой оперы», было предвидено Этьеном де Жуи , либреттистом Гийома Телля , в эссе 1826 года:

Разделение на пять действий кажется мне наиболее подходящим для любой оперы, которая воссоединила бы элементы жанра: [...] где драматическая направленность сочеталась с чудесным: где природа и величие сюжета [...] требовало добавления к естественному ходу действия привлекательных празднеств и великолепных гражданских и религиозных церемоний и, следовательно, требовало частой смены сцен. [ 4 ]

Первые большие оперы (1828–1829).

[ редактировать ]

Первой оперой большого оперного канона, по общему согласию, является «La muette de Portici» (1828) Даниэля Франсуа Обера . Эта история о революции, действие которой происходит в Неаполе в 1647 году и заканчивается извержением Везувия , в которое падает героиня, воплощает музыкальную и сценическую сенсационность, которые должны были стать отличительной чертой большой оперы. Либретто для «Муэтты» написал Эжен Скриб , доминирующая сила во французском театре того времени, который специализировался на мелодраматических версиях, часто включающих крайние совпадения, исторических тем, которые были хорошо адаптированы к общественному вкусу того времени. Это было его первое либретто для Оперы. Ему предстояло написать или быть связанным со многими либретто последующих самых успешных великих опер. Репутация « Ла мюэтт » укрепилась благодаря тому, что она стала олицетворением настоящей революции, когда она была выпущена в Брюсселе в 1830 году.

В 1829 году за этим последовала лебединая песня Россини « Гийом Телль» . Находчивый Россини, во многом создавший стиль итальянской оперы, которым был пленен европейский театр, осознал потенциал новых технологий, которые включали более крупные театры и оркестры, а также современные инструменты. В этой работе он доказал, что может подняться навстречу им в этой несомненной грандиозной опере. Однако его удобное финансовое положение и изменение политического климата после Июльской революции убедили его уйти с поля боя. Поэтому «Гийом Телль» стал его последним публичным произведением.

Золотой век большой оперы: 1830–1850 гг.

[ редактировать ]

После революции новый режим решил приватизировать ранее находившуюся в ведении государства Оперу, и победителем контракта стал бизнесмен Луи-Дезире Верон, признавший, что ничего не смыслит в музыке . Однако вскоре он показал себя чрезвычайно проницательным в определении общественного вкуса, вложив значительные средства в формулу большой оперы. Его первой новой постановкой была работа, давно заключённая с Мейербером, премьера которой была отложена из-за революции. Это было удачей и для Верона, и для Мейербера. Как заметил Берлиоз , Мейерберу «не только повезло быть талантливым, но и был талант быть удачливым». [ 5 ] Новая опера Мейербера «Робер-дьявол» хорошо перекликалась с либеральными настроениями Франции 1830-х годов. Более того, его мощная смесь мелодрамы, зрелища, возбуждения (включая балет с призраками развратных монахинь) и драматических арий и хоров чрезвычайно понравилась новым лидерам вкуса, богатой буржуазии. Успех «Роберта» был столь же впечатляющим, как и его постановка.

В течение следующих нескольких лет Верон представил «Гюстава III» Обера (1833, либретто Скриба, позже адаптированного для » Верди «Бала - маскарада ) и Фроманталя Галеви » « Иудейку (1835, либретто также Скриба), а также заказал оперу Мейерберу. следующая опера «Гугеноты» (1836, либретто Скриба и Дешама), успех которой оказался самой устойчивой из всех великих опер XIX века.

Заработав состояние на управлении Оперой, Верон хитро передал свою уступку Анри Дюпоншелю , который продолжил свою формулу успеха, если не получить такое финансовое вознаграждение. Между 1838 и 1850 годами Парижская опера поставила множество великих опер, из которых наиболее известными были «Царица Шипр» Галеви (1841) и «Карл VI» (1843), Доницетти » «Фаворитки и «Мученики» (1840) и «Дом Себастьян » (1840). 1843, либретто Писца) и «Пророк» Мейербера (1849) («Снова писец»). В 1847 году состоялась премьера Джузеппе Верди первой оперы в Париже, «Иерусалим» , адаптации, отвечающей канонам большой оперы, его более ранней оперы «I Lombardi alla prima crociata» .

Мейербер «Пророк» , эскиз декорации к последнему пожару Филиппа Шаперона.

Статистику производства большой оперы в Париже см. В Списке представлений французских великих опер в Парижской опере .

Балет в Гранд Опере

[ редактировать ]

Примечательной особенностью большой оперы в ее развитии в Париже в 1830-е годы было наличие роскошного балета, который появлялся в начале второго акта или ближе к нему. Это было необходимо не по эстетическим соображениям, а для удовлетворения требований богатых и аристократических покровителей Оперы, многие из которых больше интересовались самими танцорами, чем оперой. Эти люди также не хотели, чтобы их обычное время приема пищи нарушалось. Таким образом, балет стал важным элементом социального престижа Оперы. [ 6 ] В результате могут пострадать композиторы, не соблюдающие эту традицию, как это случилось с Рихардом Вагнером в его попытке поставить переработанный «Тангейзер» как большую оперу в Париже в 1861 году, которую пришлось отозвать после трех представлений , отчасти потому, что балет находился в стадии реализации. действие 1 (когда поклонники танцоров еще были за ужином).

Грандиозные оперы 1850-1860-х годов.

[ редактировать ]

Наиболее значительным развитием или трансформацией большой оперы после 1850-х годов стала обработка ее Джузеппе Верди , чьи «Сицилийские вечера» (1855) оказались более широко распространенными в Италии и других итальяноязычных оперных театрах, чем во Франции. После революции 1848 года вкус к роскоши и экстравагантности во французском театре снизился, и новые постановки прежнего масштаба оказались не столь коммерчески жизнеспособны. Популярный «Фауст» (1859) Шарля Гуно начал свою жизнь как комическая опера и не стал большой оперой , пока не был переписан в 1860-х годах. «Троянцы» Гектора Берлиоза (составленные в 1856–1858 годах, позже переработанные) были полностью исполнены только спустя почти столетие после смерти Берлиоза, хотя отдельные части были поставлены и раньше, но дух этого произведения далек от буржуазного вкуса. Большой оперы 1830-х и 1840-х годов.

К 1860-м годам вкус к большому стилю вернулся. «Королева Саба» Шарля Гуно редко исполнялась целиком, хотя большая теноровая ария «Inspirez-moi, Race Divine» была популярной темой теноровых концертов. Мейербер умер 2 мая 1864 года; его последней оперы «Африкана Премьера » состоялась посмертно в 1865 году. Джузеппе Верди вернулся в Париж для участия в величайшей французской великой опере « Дон Карлос» (1867), которую многие считают. Амбруаз Тома представил своего «Гамлета» в 1868 году, и, наконец, в конце десятилетия переработанного «Фауста» в Опере состоялась премьера в формате большой оперы.

Поздние французские большие оперы

[ редактировать ]
Ле Сид , Массане, балет в лагере Ле Сида. Установить Рубе, Шаперон и Жамбон.

В 1870-х и 1880-х годах новое поколение французских композиторов продолжало создавать масштабные произведения в традициях большой оперы, но часто нарушало ее мелодраматические границы. Стало ощущаться влияние опер Вагнера, и вопрос о том, можно ли назвать эти произведения просто большой оперой, остается спорным. Жюля Массне На счету как минимум два крупных исторических произведения: «Король Лахора» (Париж, 1877 г., оцененный Гроувом как «последняя великая опера, имевшая большой и широкий успех»). [ 7 ] ) и Ле Сид (Париж, 1885 г.). Другие работы в этой категории включают «Полиевкт» (Париж, 1878 г.) Шарля Гуно и «Генрих VIII» Камиля Сен-Санса (Париж, 1883 г.). Эрнест Рейер начал сочинять своего «Сигурда» несколькими годами ранее, но, не сумев добиться его премьеры в Париже, остановился на «Ла Монне» в Брюсселе (1884). Возможно, одна из последних успешных французских великих опер была написана незнакомым композитором Эмилем Паладильем : Patrie! (Париж, 1886 г.). Он дал около 100 представлений в Париже и немало в Бельгии, где происходит действие, но с тех пор бесследно исчез.

Упадок французской большой оперы

[ редактировать ]

Дорогие артефакты большой оперы (которая также требовала дорогих певцов) — «Гугеноты» были известны как «ночь семи звезд» из-за необходимости присутствия семи артистов высшего класса — означали, что они были экономически наиболее уязвимы по мере развития нового репертуара. . Следовательно, они потеряли почетное место в Парижской опере (особенно после того, как многие из оригинальных декораций сгорели в конце 19 века). Однако уже в 1917 году Gaîté-Lyrique посвятила этому жанру целый сезон, включая «Королеву шипра» Галеви .

Французская большая опера сегодня

[ редактировать ]

Некоторые из этих произведений – например, «Гийом Телль» , «Фаворитка» , «Сицилийские вечера» и «Дон Карлос» – продолжают занимать место в оперном репертуаре. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Даже пьесы, которые редко ставятся, все чаще реанимируются для записи на компакт-дисках, а многие из них возрождаются на оперных фестивалях и такими компаниями, как Palazetto Bru Zane .

После исчезновения из мирового оперного репертуара в ХХ веке крупнейшие оперы Мейербера снова ставятся в ведущих европейских оперных театрах. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Гранд-опера за пределами Франции

[ редактировать ]
Эскиз декорации Филиппа Шаперона к первому действию оперы «Аида» Верди, премьера 1871 года, Каир.

Французская большая опера в целом была хорошо принята в Италии, где она всегда исполнялась в итальянском переводе.

Итальянские оперы с собственным балетом стали относительно распространены в конце 1860-х и 1870-х годах. Некоторые из них, такие как «Иль Гуарани» бразильского композитора Антониу Карлоса Гомеша, были обозначены как «опера-балло» (т.е. «танцевальная опера»). Другие, такие как «Джоконда» Амилькаре Понкьелли , не подходили под это описание. Они представляли собой эволюцию большой оперы.

» Верди «Аида , несмотря на то, что в ней всего четыре действия, во многом соответствует формуле большой оперы. Он имеет историческую обстановку, посвящен «столкновению культур» и содержит несколько балетов, а также чрезвычайно известный Большой марш. Он имел огромный успех как на мировой премьере в Каире в 1871 году, так и на итальянской премьере в Милане в 1872 году. Это привело к увеличению масштаба некоторых произведений других композиторов, последовавших за ним. Особенно это было заметно в произведениях Гомеса ( «Фоска» в 1873 г. и его «Сальватор Роза» в 1874 г.); Маркетти (особенно Густаво Васа в 1875 году); Понкьелли: ( I Lituani в 1874 г.) и «Джоконда» (Милан, 1876 г., переработка 1880 г.)); и Лауро Росси ( «Графиня Монс» , премьера которого состоялась в Турине в 1874 году).

Другие оперы такого масштаба продолжали сочиняться итальянскими композиторами в 1880-х и даже 1890-х годах, но с меньшей частотой; Маркетти примерами являются « Дон Жуан Австрийский» Понкьелли (1880 г.) и « Il figluol prodigo» (также 1880 г.). [ 16 ]

Германия

[ редактировать ]
Эскиз декорации к первому акту оперы «Норская звезда» Шарля Камбона .

Французские грандиозные оперы регулярно ставились немецкими оперными театрами; В одной из первых статей Рихарда Вагнера изображены немецкие оперные менеджеры, спешащие в Париж, чтобы попытаться определить следующий хит. [ 17 ] Дрезденские постановки «Пророка» (на немецком языке) в 1850 году послужили поводом для серии статей ученика Вагнера, Теодора Улига , осуждающих стиль Мейербера и грубо приписывающих его предполагаемую эстетическую неудачу его еврейскому происхождению, что вдохновило Вагнера на написание антиеврейского произведения. диатриба Das Judentum in der Musik («Еврейство в музыке»).

Сам Мейербер был немцем по происхождению, но почти все свои зрелые усилия направил на успех в Париже. Рихарда Вагнера » « Риенци , первый успех композитора (поставленный в Дрездене , 1842 г.), по стилю полностью мейербировский. Вагнер был в то время искренним поклонником композитора-старшего, который помогал ему в организации исполнений «Риенци» и «Летучих голландцев» в Дрездене и Берлине. Как описано выше, Вагнер в 1860/1861 году попытался переделать «Тангейзер» в большую оперу, и эта парижская версия , позже адаптированная для Вены, часто ставится и сегодня. Götterdämmerung , как заметил Джордж Бернард Шоу , [ 18 ] также можно привести доводы показывает явные следы некоторого возвращения Вагнера к большой оперной традиции, и в пользу «Мейстерзингеров фон Нюрнберга» . [ 19 ]

Единственная зрелая немецкая опера Мейербера, «Эйн Фельдлагер в Шлезиене», по сути, является Зингшпилем , хотя второй акт имеет некоторые характеристики большой оперы с кратким балетом и тщательно продуманным маршем. Опера в конечном итоге была преобразована композитором в «Л'Этуаль дю Норд» .

Во многих немецкоязычных домах, особенно в Вене, где Эдуард Ханслик , а затем Густав Малер отстаивали Мейербера и Галеви соответственно, оперы продолжали исполняться и в 20 веке. Рост антисемитизма в Германии, особенно после того, как нацистская партия получила политическую власть в 1933 году, положил конец сочинениям этих композиторов на немецких сценах до наших дней, когда «Живые» , «Гугеноты» , «Пророк» и «Африканка». были поставлены возродился. [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

Северная Америка

[ редактировать ]

Первая американская большая опера «Леонора » была написана американским композитором Уильямом Фраем для Анны Чайлд Сеген, исполнившей главную роль в 1840-х годах. [ 24 ]

  1. ^ «Французская опера периода романтизма, исполняемая повсюду, обычно в пяти действиях, грандиозная по замыслу и впечатляюще поставленная». ( Определение Grove Music Online понятия «большая опера»: проверено 27 августа 2011 г.)
  2. ^ «Опера девятнадцатого века определенного масштабного типа». Чарльтон (2003), стр.xiii
  3. ^ «Большая опера», Oxford Companion to Music
  4. ^ цитируется в Чарльтоне (2003), стр. 150
  5. ^ Гектор Берлиоз, тр. Д. Кэрнс, Мемуары , Лондон, 1969. п. 569
  6. ^ см. Кростен, стр. 31–32
  7. ^ Роща, Опера
  8. ^ Томмазини, Энтони (19 октября 2016 г.). «Обзор: новый абстрактный Гийом Телль в Метрополитене» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 апреля 2018 г.
  9. ^ « Гийом Телль – Метрополитен-опера (2016)» . Опера Онлайн . Проверено 8 апреля 2018 г.
  10. ^ Лейпсик, Джеффри. «Фаворитка» . Operanews.com . Проверено 20 апреля 2018 г.
  11. ^ Майер, Максимилиан (12 марта 2018 г.). «Критик – Сицилийские вечера в Баварской государственной опере: Верди с техно-балетом» . BR-Классик . Проверено 22 ноября 2018 г.
  12. ^ Мадж, Стивен Дж. «Дон Карлос» . Operanews.com (на немецком языке) . Проверено 27 марта 2018 г.
  13. ^ Вулф, Закари (2 октября 2018 г.). «Спустя 350 лет Париж по-прежнему определяет оперу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 ноября 2018 г.
  14. ^ Соларе, Карлос Мария. Репортаж из Берлина. Опера , т. 67, нет. 2 февраля 2016 г., стр. 193–194.
  15. ^ Мигге, Томас (12 июля 2017 г.). «Пророк в Тулузе» . klassikinfo.de . Проверено 15 декабря 2018 г.
  16. ^ см. главу об итальянской опере Фиаммы Николоди в Чарльтоне (2003), стр. 383–402
  17. ^ Рихард Вагнер, Первая ночь в опере , в Роберте Джейкобсе и Джеффри Скелтоне , Вагнер пишет из Парижа , Лондон, 1973, стр. 163–164
  18. ^ GBShaw, изд. Дэн Лоуренс, Музыка Шоу , 3 тома, Лондон, 1981, том. 3, с. 469
  19. ^ См. Гроув, Opera .
  20. ^ Лейпсик, Джеффри А. «Жизнь» . Operanews.com . Архивировано из оригинала 4 августа 2019 года . Проверено 27 июня 2018 г.
  21. ^ «Мейерберс «Хугеноттен» в Берлине gefeiert» . шз.де. Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 года . Проверено 28 ноября 2016 г.
  22. ^ «Васко де Гама» . Театр «Ди» в Хемнице . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года.
  23. ^ Саннеманн, Каспар. «Карлсруэ: Пророки» . текущая операция . Проверено 20 августа 2016 г.
  24. ^ Еще больше сокровищ из Тамса, заархивировано 9 июня 2010 г. в Wayback Machine , Джери Лаудати, Университет Висконсина в Мэдисоне, получено 14 мая 2015 г.

Общая библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b983abaf0f58d32baa64ec9d7c6034e9__1718630220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/e9/b983abaf0f58d32baa64ec9d7c6034e9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Grand opera - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)