Самый любимый
Самый любимый | |
---|---|
Большая опера Гаэтано Доницетти | |
![]() Исполнители премьеры Розин Штольц и Жильбер Дюпре в четвертом акте. | |
Либреттист | |
Язык | Французский, Итальянский |
На основе | Граф Коммингес автор: Бакулар д'Арно |
Премьера | 2 декабря 1840 г. Королевская музыкальная академия , Париж |
Фаворитка ( Фаворитка , иногда называемая итальянским названием: La Favoriteta ) — большая опера в четырёх действиях Гаэтано Доницетти на франкоязычное либретто Альфонса Ройера и Гюстава Ваэза , основанное на пьесе «Граф де Комменж» Бакулара . д'Арно с дополнениями Эжена Скриба по рассказу Леоноры де Гузман . [ 1 ] Опера повествует о романтической борьбе короля Кастилии Альфонсо XI и его любовницы , « фаворитки » Леоноры на фоне политических козней отступающей мавританской Испании и жизни католической церкви . Премьера состоялась 2 декабря 1840 года в Королевской академии музыки ( Salle Le Peletier ) в Париже.
Фон
[ редактировать ]Первоначально Доницетти сочинял оперу под названием «Герцог д'Альб» как свое второе произведение для Парижской оперы. Однако режиссер Леон Пийе возражал против оперы без заметной роли его любовницы, меццо-сопрано Розины Штольц . Поэтому Доницетти отказался от «Герцога д'Альба» и в значительной степени позаимствовал у «Анж де Низида» , нереализованный проект 1839 года, чтобы создать «Фаворитку» . [ 2 ]
Весь заключительный акт Доницетти написал за три-четыре часа, за исключением каватины и части дуэта, которые были добавлены на этапе репетиции. [ 3 ]
История выступлений
[ редактировать ]В оригинальной постановке Оперы (Париж, 1840 г.) костюмы были созданы Полем Лормье, а декорации созданы двумя группами художников-декораторов: Рене-Юманите Филастр и Шарль-Антуан Камбон (действия 1 и 3), Шарлем Сешаном , Леоном Фейшером , Жюль Дитерль и Эдуард Деплешен (действия 2 и 4). Возрождения во Дворце Гарнье 25 января 1875 года и 3 февраля 1896 года увеличили масштаб постановки, но остались верны первоначальной концепции 1840 года. Опера продолжала исполняться каждый сезон в Опере до 1894 года, оставаясь в ее репертуаре. до 1918 года, а также сохраняя присутствие во французских провинциях в течение всего этого периода. [ 4 ]
Он был возрожден к итальянской премьере в Падуе под названием «Леонора ди Гусман» в 1842 году с баритоном Ахилле Де Бассини в роли Альфонсо. [ 5 ] и в Ла Скала в роли Эльды в 1843 году с Мариеттой Альбони в главной роли, хотя сам Доницетти в этих постановках не участвовал. [ 4 ]
Лондонская премьера состоялась на английском языке на Друри-Лейн в 1843 году с сопрано Эммой Ромер . [ 6 ] а затем два года спустя на французском языке в Ковент-Гардене и на итальянском языке у Ее Величества в 1847 году. Театр Орлеана в Новом Орлеане впервые увидел пьесу 9 февраля 1843 года на французском языке (за ней последовало выступление в Нью-Йорке Французского театра Нового Орлеана). Оперная труппа ), а Метрополитен-опера поставила постановку в 1895 году. [ 7 ] Итальянское возрождение в середине 20-го века произошло в миланской Ла Скала в 1934 году с Эбе Стигьяни и Пертиле , годом позже в Риме с Кобелли и Джильи , после чего последовали дальнейшие возрождения в обоих городах, некоторые из которых показали Стигьяни в главной роли. [ 7 ] Артуро Тосканини руководил работой в Бергамо к столетнему юбилею Доницетти. [ 8 ] В 1978 году Метрополитен-опера возродила «Фаворитку» (на итальянском языке) с Лучано Паваротти и Ширли Верретт ; оперу не слышали в Метрополитене с тех пор, как Энрико Карузо спел ее там в 1905 году, 73 года назад. [ 4 ] [ 9 ]
Среди других спектаклей Баварская государственная опера в 2016 году представила новую постановку произведения в оригинальной французской версии с Элиной Гаранчей , тенором Матвеем Поленцани и Мариушем Квеченем в главных ролях. [ 10 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 2 декабря 1840 г. [ 11 ] Дирижер: Франсуа Хабенек |
---|---|---|
Леонора де Гусман (Leonora di Gusmann) | меццо-сопрано | Розин Штольц |
Фернан (Фернандо) | тенор | Жильбер Дюпре |
Альфонс XI, король Кастилии | баритон | Поль Барруале |
Бальтазар (Бальдассаре), настоятель монастыря Святого Иакова Компостела. | бас | Николя Левассер |
Дон Гаспар, офицер короля | тенор | Франсуа Вартель |
Инес (Инез), доверенное лицо Леонора | сопрано | Элайджа |
Лорд | тенор | Молинье |
Придворные лорды и дамы, девицы, пажи, гвардейцы, монахи ордена Святого Иакова Компостелского , паломники |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: 13:40
- Место: Королевство Кастилия
История любовного треугольника с участием короля Кастилии Альфонсо XI, его любовницы («фаворитки » ) Леоноры и ее возлюбленного Фернандо разворачивается на фоне мавританского вторжения в Испанию и борьбы за власть между церковью и государством.
Акт 1
[ редактировать ]сцена 1
В монастырь Святого Иакова монахи направляются на богослужение. Входит настоятель Бальтазар (бас), отец королевы Кастилии, с Фернаном (тенор). Бальтазар знает, что Фернан чем-то озабочен. Фернан признается, что влюбился в красивую, но пока еще неизвестную даму. Его вера в Бога сохраняется, но он желает покинуть монастырь в поисках ее. Бальтазар в гневе высылает Фернана из монастыря, предупреждая его об опасностях внешнего мира. Он предсказывает, что Фернан однажды вернется в монастыри разочарованным, но более мудрым человеком.
сцена 2
Фернан нашел свою даму, Леонору (меццо-сопрано), признался в любви и получил ее взамен, но он до сих пор не знает ее настоящей личности. Она договорилась о встрече с ним на острове Леон, куда его привозят на лодке с завязанными глазами. Его встречает Инес (сопрано), ее спутница, которая внушает ему необходимость хранить тайну. Входит Леонор. Она говорит ему, что они никогда не смогут пожениться и что им нельзя больше встречаться, но тем не менее вручает ему документ, который поможет ему в его будущем. Вскоре после этого объявляется о прибытии короля, и Леонор уходит. Фернану остается только гадать о ее высоком социальном положении. Читая документ, который она ему оставила, он находит комиссию в армии – возможность карьерного роста.
Акт 2
[ редактировать ]Альфонс (баритон) победил мавров и захватил Алькасар. В разговоре с придворным доном Гаспаром (тенор) король выражает удовлетворение храбростью Фернана. Наедине король выражает свою любовь к Леоноре и свое желание развестись с королевой и жениться на ней. Он понимает, что это спровоцирует сопротивление его могущественного тестя Бальтазара, которого в конечном итоге поддержит Папа. Входит Леонор и выражает свою боль из-за того, что она остается его любовницей, а не королевой. Король подозревает, что теряет ее привязанность. Входит Дон Гаспар и сообщает, что было обнаружено письмо, в котором говорится, что у Леонора есть любовник. Она не отрицает этого, но в этот момент Бальтазар намеревается заставить короля отказаться от планов королевского развода.
Акт 3
[ редактировать ]Альфонс должен почтить Фернана за его роль в войне. Он спрашивает Фернана, какую награду он хотел бы, и Фернан просит жениться на женщине, которая вдохновила его на храбрость. Альфонс спрашивает, кто она, и Фернан указывает на Леонору. Король удивлен, узнав, что Фернан — его успешный соперник. Резко изменив свое мнение, он приказывает Фернану и Леоноре пожениться в течение часа. Леонор испытывает смешанные чувства опасения и восторга. Она решает, что Фернану необходимо сообщить о ее прошлом, и отправляет к нему Инес. Однако Леонор не знала, что Инес арестовывают прежде, чем она успевает его увидеть. Фернан узнает правду только после свадебной церемонии. Считая себя опозоренным королем, он ломает свой меч, покидает Леонор и вверяется Бальтазару.
Акт 4
[ редактировать ]Дочь Бальтазара, королева, умерла от ревности и горя, и ее тело было отправлено ему в монастырь Святого Иакова. Произносятся молитвы о ее упокоении. Фернан готовится вступить в новую религиозную жизнь. Леонор приходит в изнеможении и теряет сознание перед крестом. Сначала Фернан отвергает ее, но в конце концов, движимый ее любовью и искренностью, он готов снова отдаться ей, но уже слишком поздно, Леонор снова падает в обморок и умирает у него на руках. [ 12 ]
Распоряжения
[ редактировать ]В 1840 году Рихард Вагнер сделал аранжировку произведения для фортепиано, флейты и скрипичного дуэта. [ 3 ]
Антонио Паскулли сочинил концерт на темы оперы для гобоя и фортепиано с оркестром (ок. 1879).
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать: Леонор, Фернан Альфонс, Бальтазар |
Дирижер, оперный театр и оркестр |
Этикетка [ 13 ] |
---|---|---|---|
1912 |
|
Франсуа Рульман , Оркестр и хор комической оперы. Парижской (на французском языке) |
Аудио: Пате (21 пластинка) |
1950 | Ренато Челлини, Оркестр и хор Дворца изящных искусств Мексики. |
Черный диск: Цетра ЛО 2-3 | |
1955 | Анджело Это, Туринский симфонический оркестр и хор RAI |
Компакт-диск: Уорнер Фонит | |
1955 | Альберто Эреде , Maggio Musicale Fiorentino Хор и оркестр |
Компакт-диск: Декка | |
1967 | Бруно Бартолетти, Оркестр и хор театра Колон в Буэнос-Айресе (живое выступление, 26 июня 1967 г.) |
Компакт-диск: Великие оперные спектакли 703 | |
1968 | Этторе Грасис Оркестр и хор Королевского театра Турина. (живое выступление, 28 марта 1968 г.) |
Компакт-диск: Мелодрама MEL 27020 | |
1971 | Оливьеро Де Фабритис , Симфонический оркестр NHK и Хоровой союз Японии (живое выступление, 13 сентября 1971 г.) |
Компакт-диск: OM24165 Opera Magic. DVD: King Records (Япония) | |
1973 |
|
Карло Феличе Чилларио, Оркестр и хор Оперного театра Сан-Франциско (живое выступление, 7 сентября 1973 г.) |
CD: частота |
1974 | Ричард Бониндж , Театра Комунале ди Болонья Хор и оркестр |
Компакт-диск: Декка | |
1975 | Ева Квелер , Оркестр Нью-Йоркской оперы , Хор Бруклинского колледжа |
CD: ГАЛА | |
1976 | Франческо Молинари Праделли, Оркестр и хор Муниципального театра Генуи |
Компакт-диск: Динамический CDS 480 | |
1978 | Хесус Лопес Кобос , Метрополитен-опера Оркестр и хор (живое выступление, 11 марта 1978 г.) |
Компакт-диск: Бенсар Кот: ОЛ 31178 | |
1991 |
|
Донато Ренцетти, РАИ Милан |
Компакт-диск: Фонит |
1999 | Марчелло Виотти , Оркестр Мюнхенского радио и хор Баварского радио (на французском языке) |
Компакт-диск: Красная печать RCA Кот: 74321 66229-2 | |
2014 |
|
Антонелло Аллеманди, Оркестр и хор Театра Капитолия Тулузы (на французском языке) |
DVD: Опус Арте |
2017 | Карел Марк Шишон , Баварский государственный оркестр и хор (на французском языке) | DVD: Deutsche Grammophon |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уильям Эшбрук , « Фаворитка », стр. 285–286, в The Viking Opera Guide под редакцией Аманды Холден (Лондон: Viking, 1993). ISBN 0-670-81292-7 .
- ^ Эшбрук, Уильям (2002). «Доницетти, (Доменико) Гаэтано (опера) (Мария)». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O005494 .
- ^ Jump up to: а б Словарь музыки и музыкантов Гроува , 5-е изд., 1954 г., Эрик Блом , изд.
- ^ Jump up to: а б с Эшбрук, Уильям (2002). «Фаворитка, Ла [ La Favoriteta (Избранная)]». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O006304 .
- ^ Ройер, Альфонс (1842). Леонора Гузмана: Драма в музыке маэстро Доницетти [Гаэтано Доницетти]. [Текстверф.: Альфонс Ройер и. Гюстав Ваез]. Родился в первый раз в Париже под именем Ла Фаворит [!] и теперь свободно торгую. с французского под редакцией Франческо Занетти [Франческо Джаннетти]. Спектакль состоится в Театро Нуово в Падуе, на Фьера-даль-Санто 1842 года (на итальянском языке). [Д-р:] Пенада.
- ^ Миддлтон, Лидия Миллер (1897). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 49. Лондон: Смит, Элдер и компания. . В
- ^ Jump up to: а б Коббе, Густав . Полный оперный сборник Коббе , изд. Хэрвуд . Патнэм, Лондон и Нью-Йорк, 1954 год.
- ^ Гаэтано Доницетти: Фаворитка , Камински, Петр. Тысяча и одна опера . Файярд, 2003, стр. 377–379
- ^ « Фаворита (11) 21 февраля 1978 года» . Архив Метрополитен-опера. (где упоминаются «72 года», а Эшбрук дает 73.
- ^ Лейпсик, Джеффри. «Фаворитка» . Новости оперы . Проверено 20 апреля 2018 г.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Фаворитка , 2 декабря 1840 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) . Проверено 6 августа 2014 г.
- ^ Opera japonica Краткое содержание Саймона Холледжа было впервые опубликовано на сайте Operajaponica.org и публикуется здесь с разрешения.
- ^ "КЛДОФАВО.HTM" . Operadis-opera-discography.org.uk .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллитт, Джон Стюарт (1991), Доницетти: в свете романтизма и учения Иоганна Саймона Майра , Шефтсбери: Element Books (Великобритания); Рокпорт, Массачусетс: Элемент (США)
- Эшбрук, Уильям (1982), Доницетти и его оперы , издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23526-X
- Эшбрук, Уильям и Сара Хибберд (2001), в Холдене, Аманда (редактор), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam. ISBN 0-14-029312-4 . стр. 224 – 247.
- Блэк, Джон (1982), Оперы Доницетти в Неаполе, 1822–1848 . Лондон: Общество Доницетти.
- Левенберг, Альфред (1970). Анналы оперы, 1597–1940 , 2-е издание. Роуман и Литтлфилд
- Осборн, Чарльз (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-71-3
- Сэди, Стэнли (ред.); Джон Тайрелл (исполнительный редактор) (2004), Словарь музыки и музыкантов New Grove . 2-е издание. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0-19-517067-2 (твердый переплет). ISBN 0-19-517067-9 OCLC 419285866 (электронная книга).
- Вайншток, Герберт (1963), Доницетти и мир оперы в Италии, Париже и Вене в первой половине девятнадцатого века , Нью-Йорк: Книги Пантеона. ЛЦН 63-13703
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фаворит : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Сайт Общества Доницетти (Лондон)
- Стэнфордского университета Либретто в OperaGlass (на французском языке)
- Либретто (французский)
- Вокальная партитура с итальянским текстом
- «O mon Fernand» на YouTube , Кэтрин Чесински